Фз о консолидированной финансовой отчетности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Развитие рыночных отношений между государствами способствует выходу на международную арену групп взаимосвязанных компаний для привлечения новых инвесторов. Вследствие этого возникает необходимость предоставления заинтересованным лицам информации о финансовом положении крупных организаций в виде консолидированного отчета.

Что такое консолидированная отчетность и для чего она нужна

Определение консолидированной финансовой отчетности связано с определением группы компаний.

Группа компаний – это два и более предприятий, имеющих юридический статус и объединенных в одну группу, которая как экономическая единица юридическим лицом не считается.

Контроль за предприятиями (дочерними организациями) осуществляется головной (материнской или управляющей) фирмой, которая определяет финансово-хозяйственную деятельность своих дочерних предприятий для получения финансовой выгоды. Наиболее распространенными формами создания групп предприятий являются холдинговые компании и концерны.

Консолидированная финансовая отчетность (КФО) – это вид отчетности, содержащий достоверные сведения об имущественном и финансовом состоянии группы компаний, об экономических результатах ее деятельности, о перспективах будущего развития.

КФО составляется независимо от бухгалтерской отчетности, не предоставляется в налоговую службу либо другие государственные органы. Документ дает лишь общее представление о делах всей взаимосвязанной группы как одного целого, но не по каждому предприятию отдельно.

КФО должна соответствовать нормам МСФО и нести только информационный характер. Она предоставляется заинтересованным в группе компаний сторонним пользователям и направлена на повышение их доверия. На основании такого отчета пользователи принимают решения касательно группы предприятий.

СПРАВКА. Для повышения уровня бухучета и отчетности Правительством РФ проведена соответствующая реформа, сблизившая российские стандарты ведения бухучета и отчетности с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Перечень юридических лиц, предоставляющих КФО

  • кредитные организации;
  • клиринговые организации;
  • НПФ — негосударственные пенсионные фонды;
  • компании, чьи ценные бумаги участвуют в торгах;
  • страховые компании, кроме сферы медицины;
  • управляющие компании НПФ и инвестиционных фондов, включая паевых;
  • иные группы компаний, перечень которых определяется законом.

Кем и для кого составляется консолидированная отчетность

  1. Участники и собственники имущества предприятия – акционеры, учредители, совет директоров. Они первыми получают годовую/промежуточную отчетность в сроки, установленные законом: 120 и 60 дней соответственно с момента окончания отчетного периода.
  2. ЦБ РФ — получает КФО в порядке и сроках, устанавливаемых ЦБ РФ.
  3. Имеющие интерес пользователи – поставщики, инвесторы и другие. Для них на протяжении 30 дней отчетность размещается на общедоступных ресурсах, таких как СМИ и интернет-порталы.

Состав и особенности КФО

КФО имеет некоторые отличия от стандартной бухгалтерской отчетности. Во-первых, сведения о хозяйственной деятельности поступают не от одной, а от нескольких организаций. Во-вторых, у консолидированной отчетности иной круг пользователей. В-третьих, применяется другая техника формирования отчета.

Что содержит КФО:

  • весь бухгалтерский баланс с необходимыми приложениями и сводками (Форма 1);
  • полный отчет о прибыли/убытках всей группы компаний (Форма 2);
  • информационная сводка об участниках группы: их полный список, адреса регистрации и доля головной фирмы в уставных капиталах.

Следовательно, сутью формирования КФО является объединение отчетов управляющей и дочерних организаций в один документ. При этом расчетные операции, проводимые между участниками группы, исключаются из итогов финансовой деятельности. Это делается для предоставления информации, касающейся работы группы во внешней среде. Иначе итоговые показатели будут искажены.

При формировании отчетности большую роль играет размер доли в уставном капитале дочерней организации, которой владеет головное предприятие. Если доля составляет больше 51% или фирма держит контрольный пакет акций, то в отчет вносятся полные финансовые показатели дочерних структур. Если доля участия менее 20%, финансовые показатели этой организации не вносятся в отчет. В иных случаях показатели пропорциональны доле участия.

Другие требования к консолидированной отчетности

  • Оценка отчетов дочерних предприятий должна выполняться по общим для всех принципам.
  • Отчет необходимо формировать на одном языке и в одной валюте (для РФ – русский и в рублях).
  • Должна соблюдаться достоверность всех сведений, порядок их представления. Ответственность за это несет руководитель головной фирмы.
  • Обязателен единый порядок и точный срок сдачи отчетности в головную организацию дочерними компаниями.
  • Должно выполняться требование сдачи отчетности абсолютно всеми участниками группы.
  • КФО должна иметь аудиторское заключение, которое подлежит представлению и раскрытию вместе с отчетностью.

ВАЖНО! Если у головной фирмы есть дочерние предприятия, расположенные за рубежом, то их данные о финансово-хозяйственной деятельности требуется отражать в отчете. Причем все сведения должны быть на русском языке или с приложенным к документу переводом.

Методы формирования КФО

Для того, чтобы обработать большой объем данных, применяется несколько методов формирования КФО. Выбор метода осуществляется материнской организацией, на что влияет характер деятельности предприятия и та доля компании, которой она владеет.

Полная консолидация

Метод применяется при консолидации отчетов материнской организацией от зависимых (дочерних) предприятий. При данном подходе необходимо четкое определение структуры группы компаний. Здесь применяется метод сложения показателей одноименных статей баланса за вычетом внутригрупповых расчетных операций.

Долевое участие

Метод актуален, если инвестор имеет долю капитала организации, но не является его членом. Следовательно, прибыль и убыток определяются на основе фактической стоимости доли с последующей корректировкой долевого участия в прибыли организации.

Метод объединения интересов

Когда несколько фирм в равной степени владеют предприятием, но в структуре нет головной организации, применяется метод объединения интересов. В этом случае, составляя отчетность, каждый владелец должен отражать сведения касательно всех дочерних предприятий.

Комбинированная отчетность

Комбинированная отчетность формируется в случаях, где имеет место группа компаний без головной фирмы, но по сути принадлежащая одному собственнику без какой-либо юридической связи. В результате сначала составляются отчеты по каждой организации, после чего все показатели (включая капиталы) суммируются в один документ, после чего вычитаются внутригрупповые расчеты.

Метод пропорциональной консолидации

Применим в случаях, когда между предприятиями составляется договор о совместной деятельности. В нем прописываются права и обязанности всех сторон, а метод консолидации выбирают любой на основе договоренности. Существует следующие формы совместной деятельности: по активам, по операциям и по компаниям.

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие требования к составлению, представлению и раскрытию консолидированной финансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее также - организация). (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

2. Для целей настоящего Федерального закона под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО) определяется как группа. (В редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 111-ФЗ)

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон распространяется:

1) на кредитные организации;

2) на страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);

3) на негосударственные пенсионные фонды;

4) на управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

5) на клиринговые организации;

6) на федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

7) на акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

8) на иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, за исключением специализированных обществ и ипотечных агентов. (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 514-ФЗ)

(Часть в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 111-ФЗ)

2. В случае, если федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса) либо если учредительными документами организации, не указанной в части 1 настоящей статьи, предусмотрены представление и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчетности, такая отчетность составляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

3. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

4. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

5. Настоящий Федеральный закон применяется также при составлении, представлении и раскрытии финансовой отчетности организациями, которые не создают группу, указанную в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (за исключением банков с базовой лицензией). В наименовании такой финансовой отчетности слово "консолидированная" не используется. (Часть введена - Федеральный закон от 05.05.2014 № 111-ФЗ; в редакции федеральных законов от 03.07.2016 № 262-ФЗ; от 27.12.2018 № 567-ФЗ)

6. Настоящий Федеральный закон не распространяется на организации бюджетной сферы. (Часть введена - Федеральный закон от 05.05.2014 № 111-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 247-ФЗ)

7. Настоящий Федеральный закон не применяется к консолидированной (сводной) бюджетной отчетности, консолидированной отчетности государственных (муниципальных) учреждений, формируемым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. (Часть введена - Федеральный закон от 05.05.2014 № 111-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 247-ФЗ)

Статья 3. Составление консолидированной финансовой отчетности

1. Консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО.

2. Консолидированная финансовая отчетность организации составляется наряду с бухгалтерской (финансовой) отчетностью этой организации, составляемой в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". (В редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 111-ФЗ)

3. На территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Международных стандартов финансовой отчетности и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства Российской Федерации Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 111-ФЗ)

4. Отчетным периодом для годовой консолидированной финансовой отчетности (отчетным годом) является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. (Часть введена - Федеральный закон от 18.07.2017 № 164-ФЗ)

5. Учредительными документами организаций, не являющихся организациями, указанными в пунктах 1 - 7 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, и (или) головными организациями банковских холдингов, могут быть установлены иные даты начала и окончания отчетного года при условии, что его продолжительность равна продолжительности календарного года. Настоящее положение не применяется, если другими федеральными законами предусмотрено, что отчетным периодом для годовой консолидированной финансовой отчетности организации является календарный год и (или) консолидированная финансовая отчетность входит в состав годового отчета организации. (Часть введена - Федеральный закон от 18.07.2017 № 164-ФЗ)

6. Первым отчетным годом для годовой консолидированной финансовой отчетности организации является период с даты ее государственной регистрации по 31 декабря того же календарного года включительно. В случае, если учредительными документами организации установлена иная дата окончания отчетного года, первым отчетным годом для годовой консолидированной финансовой отчетности такой организации является период с даты ее государственной регистрации по дату окончания отчетного года, установленную учредительными документами организации, включительно. Организации, за исключением организаций, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, и организаций, являющихся головными организациями банковских холдингов, вправе не составлять консолидированную финансовую отчетность за первый отчетный год, если продолжительность периода с даты их государственной регистрации по дату окончания отчетного года включительно менее 90 дней. (Часть введена - Федеральный закон от 18.07.2017 № 164-ФЗ)

7. Отчетным периодом для промежуточной консолидированной финансовой отчетности является период с даты начала отчетного года по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная консолидированная финансовая отчетность, включительно. Первым отчетным периодом для промежуточной консолидированной финансовой отчетности является период с даты государственной регистрации организации по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная консолидированная финансовая отчетность, включительно. (Часть введена - Федеральный закон от 18.07.2017 № 164-ФЗ)

Статья 4. Представление консолидированной финансовой отчетности

1. Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации. Указанная отчетность, за исключением отчетности организаций, указанных в пунктах 6 - 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено частью 71 настоящей статьи, также представляется в Центральный банк Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 05.05.2014 № 111-ФЗ; от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

2. Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации, если такое представление предусмотрено ее учредительными документами. Указанная отчетность, за исключением отчетности организаций, указанных в пунктах 6 - 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено частью 71 настоящей статьи, также представляется в Центральный банк Российской Федерации в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 05.05.2014 № 111-ФЗ; от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

21. Федеральными законами могут быть установлены случаи представления годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности организациями, указанными в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, также в Центральный банк Российской Федерации. (Часть введена - Федеральный закон от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

3. Годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляются участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации в порядке, определяемом учредительными документами организации. (В редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 111-ФЗ)

4. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

5. Представление годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности организациями в Центральный банк Российской Федерации осуществляется в порядке, определяемом Центральным банком Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

6. Консолидированная финансовая отчетность представляется пользователям, предусмотренным настоящей статьей, на русском языке с отражением ее показателей в валюте Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 04.11.2014 № 344-ФЗ; от 25.12.2018 № 485-ФЗ)

7. Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется в срок не позднее 120 дней после окончания отчетного года, за который составлена данная отчетность. Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется в срок не позднее 60 дней после окончания отчетного периода, за который составлена данная отчетность. В случае, если последний день срока представления консолидированной финансовой отчетности приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днем, последним днем срока представления консолидированной финансовой отчетности считается первый следующий за ним рабочий день. (В редакции федеральных законов от 03.07.2016 № 262-ФЗ; от 18.07.2017 № 164-ФЗ)

71. Годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчетность организаций, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также организаций, указанных в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и являющихся головными организациями банковских холдингов, представляется в Центральный банк Российской Федерации в сроки, установленные Центральным банком Российской Федерации. (Часть введена - Федеральный закон от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

8. Консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации. Если федеральными законами установлены квалификационные требования к руководителю организации, консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации, а также иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации, в предусмотренных такими документами случаях. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

Статья 5. Аудит консолидированной финансовой отчетности

1. Годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту.

2. Консолидированная финансовая отчетность за первое полугодие отчетного года, раскрытие которой предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, подлежит аудиту либо проводимой аудиторской организацией проверке, вид и порядок проведения которой устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.

3. Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности либо иной документ, составляемый по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, представляется и раскрывается вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью.

(Статья в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

Статья 6. Надзор за представлением и раскрытием консолидированной финансовой отчетности

(Наименование в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

Надзор за представлением и раскрытием консолидированной финансовой отчетности организациями, за исключением организаций, указанных в пунктах 6 и 7 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, осуществляет Центральный банк Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 23.07.2013 № 251-ФЗ; от 05.05.2014 № 111-ФЗ; от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

Статья 7. Раскрытие консолидированной финансовой отчетности

1. Организация раскрывает годовую консолидированную финансовую отчетность. Организации, указанные в пунктах 1 и 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, раскрывают также промежуточную консолидированную финансовую отчетность.

2. Консолидированная финансовая отчетность считается раскрытой, если она размещена в информационных системах общего пользования или опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или) в отношении указанной отчетности проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

3. Организация размещает на собственном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о месте раскрытия консолидированной финансовой отчетности в случае размещения (опубликования) этой отчетности в ином, отличном от собственного сайта организации, месте.

4. При раскрытии консолидированной финансовой отчетности путем размещения в информационных системах общего пользования она должна быть доступна для заинтересованных в ней лиц вместе с аудиторским заключением о ней либо иным документом, составляемым по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, в течение трех лет с даты ее размещения.

5. Раскрытие консолидированной финансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней со дня истечения срока для ее представления в соответствии с частью 7 статьи 4 настоящего Федерального закона, если иной срок раскрытия консолидированной финансовой отчетности не установлен другими федеральными законами.

6. Центральный банк Российской Федерации вправе устанавливать сокращенные сроки раскрытия консолидированной финансовой отчетности организаций, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также организаций, указанных в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и являющихся головными организациями банковских холдингов. В случае, если последний день срока раскрытия консолидированной финансовой отчетности приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днем, последним днем срока раскрытия консолидированной финансовой отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

7. Сведения о раскрытии консолидированной финансовой отчетности с указанием состава раскрытой отчетности, способа, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, и даты ее раскрытия представляются организациями, указанными в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также организациями, указанными в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и являющимися головными организациями банковских холдингов, в Центральный банк Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены Центральным банком Российской Федерации.

8. Консолидированная финансовая отчетность организации, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, и (или) сведения, определенные Правительством Российской Федерации, раскрывается в части, не содержащей указанных сведений. В случае, если в консолидированной финансовой отчетности часть информации, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, и (или) сведения, определенные Правительством Российской Федерации, не может быть выделена, такая отчетность не подлежит раскрытию. (В редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 481-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

Статья 8. Заключительные положения

1. Организации составляют, представляют и раскрывают консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

2. Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам, обязаны представлять и раскрывать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, но не ранее чем с отчетности за 2015 год. (В редакции федеральных законов от 29.12.2012 № 282-ФЗ; от 05.05.2014 № 111-ФЗ; от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

3. В случае, если к организованным торгам допущены только облигации организации путем их включения в котировальный список, такая организация обязана составлять, представлять и раскрывать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за 2014 год. (Часть введена - Федеральный закон от 05.05.2014 № 111-ФЗ; в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

4. Организации, указанные в пунктах 3 - 5 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязаны составлять, представлять и раскрывать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за 2015 год, а организации, указанные в пунктах 6 и 7 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором они включены в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации. (Часть введена - Федеральный закон от 05.05.2014 № 111-ФЗ; в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие требования к составлению, представлению и раскрытию консолидированной финансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее также - организация).

2. Для целей настоящего Федерального закона под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО) определяется как группа.

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон распространяется:

1) на кредитные организации;

2) на страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);

3) на негосударственные пенсионные фонды;

4) на управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

5) на клиринговые организации;

6) на федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

7) на акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

8) на иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, за исключением специализированных обществ и ипотечных агентов.

2. В случае если федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса) либо если учредительными документами организации, не указанной в части 1 настоящей статьи, предусмотрены представление и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчетности, такая отчетность составляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3 - 4. Утратили силу с 1 сентября 2013 года. - Федеральный закон от 23.07.2013 N 251-ФЗ.

5. Настоящий Федеральный закон применяется также при составлении, представлении и раскрытии финансовой отчетности организациями, которые не создают группу, указанную в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (за исключением банков с базовой лицензией). В наименовании такой финансовой отчетности слово "консолидированная" не используется.

6. Настоящий Федеральный закон не распространяется на организации бюджетной сферы.

7. Настоящий Федеральный закон не применяется к консолидированной (сводной) бюджетной отчетности, консолидированной отчетности государственных (муниципальных) учреждений, формируемым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Составление консолидированной финансовой отчетности

1. Консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО.

2. Консолидированная финансовая отчетность организации составляется наряду с бухгалтерской (финансовой) отчетностью этой организации, составляемой в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

3. На территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Международных стандартов финансовой отчетности и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства Российской Федерации Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

4. Отчетным периодом для годовой консолидированной финансовой отчетности (отчетным годом) является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

5. Учредительными документами организаций, не являющихся организациями, указанными в пунктах 1 - 7 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, и (или) головными организациями банковских холдингов, могут быть установлены иные даты начала и окончания отчетного года при условии, что его продолжительность равна продолжительности календарного года. Настоящее положение не применяется, если другими федеральными законами предусмотрено, что отчетным периодом для годовой консолидированной финансовой отчетности организации является календарный год и (или) консолидированная финансовая отчетность входит в состав годового отчета организации.

6. Первым отчетным годом для годовой консолидированной финансовой отчетности организации является период с даты ее государственной регистрации по 31 декабря того же календарного года включительно. В случае, если учредительными документами организации установлена иная дата окончания отчетного года, первым отчетным годом для годовой консолидированной финансовой отчетности такой организации является период с даты ее государственной регистрации по дату окончания отчетного года, установленную учредительными документами организации, включительно. Организации, за исключением организаций, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, и организаций, являющихся головными организациями банковских холдингов, вправе не составлять консолидированную финансовую отчетность за первый отчетный год, если продолжительность периода с даты их государственной регистрации по дату окончания отчетного года включительно менее 90 дней.

7. Отчетным периодом для промежуточной консолидированной финансовой отчетности является период с даты начала отчетного года по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная консолидированная финансовая отчетность, включительно. Первым отчетным периодом для промежуточной консолидированной финансовой отчетности является период с даты государственной регистрации организации по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная консолидированная финансовая отчетность, включительно.

Статья 4. Представление консолидированной финансовой отчетности

1. Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации. Указанная отчетность, за исключением отчетности организаций, указанных в пунктах 6 - 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено частью 7.1 настоящей статьи, также представляется в Центральный банк Российской Федерации.

2. Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации, если такое представление предусмотрено ее учредительными документами. Указанная отчетность, за исключением отчетности организаций, указанных в пунктах 6 - 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено частью 7.1 настоящей статьи, также представляется в Центральный банк Российской Федерации в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации.

2.1. Федеральными законами могут быть установлены случаи представления годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности организациями, указанными в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, также в Центральный банк Российской Федерации.

3. Годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляются участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации в порядке, определяемом учредительными документами организации.

4. Утратил силу с 1 сентября 2013 года. - Федеральный закон от 23.07.2013 N 251-ФЗ.

5. Представление годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности организациями в Центральный банк Российской Федерации осуществляется в порядке, определяемом Центральным банком Российской Федерации.

6. Консолидированная финансовая отчетность представляется пользователям, предусмотренным настоящей статьей, на русском языке с отражением ее показателей в валюте Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

7. Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется в срок не позднее 120 дней после окончания отчетного года, за который составлена данная отчетность. Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется в срок не позднее 60 дней после окончания отчетного периода, за который составлена данная отчетность. В случае, если последний день срока представления консолидированной финансовой отчетности приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днем, последним днем срока представления консолидированной финансовой отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

7.1. Годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчетность организаций, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также организаций, указанных в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и являющихся головными организациями банковских холдингов, представляется в Центральный банк Российской Федерации в сроки, установленные Центральным банком Российской Федерации.

8. Консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации. Если федеральными законами установлены квалификационные требования к руководителю организации, консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации, а также иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации, в предусмотренных такими документами случаях.

Статья 5. Аудит консолидированной финансовой отчетности

1. Годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту.

2. Консолидированная финансовая отчетность за первое полугодие отчетного года, раскрытие которой предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, подлежит аудиту либо проводимой аудиторской организацией проверке, вид и порядок проведения которой устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.

3. Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности либо иной документ, составляемый по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, представляется и раскрывается вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью.

Статья 6. Надзор за представлением и раскрытием консолидированной финансовой отчетности

Надзор за представлением и раскрытием консолидированной финансовой отчетности организациями, за исключением организаций, указанных в пунктах 6 и 7 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Статья 7. Раскрытие консолидированной финансовой отчетности

1. Организация раскрывает годовую консолидированную финансовую отчетность. Организации, указанные в пунктах 1 и 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, раскрывают также промежуточную консолидированную финансовую отчетность.

2. Консолидированная финансовая отчетность считается раскрытой, если она размещена в информационных системах общего пользования или опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или) в отношении указанной отчетности проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

3. Организация размещает на собственном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о месте раскрытия консолидированной финансовой отчетности в случае размещения (опубликования) этой отчетности в ином, отличном от собственного сайта организации, месте.

4. При раскрытии консолидированной финансовой отчетности путем размещения в информационных системах общего пользования она должна быть доступна для заинтересованных в ней лиц вместе с аудиторским заключением о ней либо иным документом, составляемым по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, в течение трех лет с даты ее размещения.

5. Раскрытие консолидированной финансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней со дня истечения срока для ее представления в соответствии с частью 7 статьи 4 настоящего Федерального закона, если иной срок раскрытия консолидированной финансовой отчетности не установлен другими федеральными законами.

6. Центральный банк Российской Федерации вправе устанавливать сокращенные сроки раскрытия консолидированной финансовой отчетности организаций, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также организаций, указанных в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и являющихся головными организациями банковских холдингов. В случае, если последний день срока раскрытия консолидированной финансовой отчетности приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днем, последним днем срока раскрытия консолидированной финансовой отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

7. Сведения о раскрытии консолидированной финансовой отчетности с указанием состава раскрытой отчетности, способа, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, и даты ее раскрытия представляются организациями, указанными в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также организациями, указанными в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и являющимися головными организациями банковских холдингов, в Центральный банк Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены Центральным банком Российской Федерации.

8. Консолидированная финансовая отчетность организации, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, и (или) сведения, определенные Правительством Российской Федерации, раскрывается в части, не содержащей указанных сведений. В случае, если в консолидированной финансовой отчетности часть информации, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, и (или) сведения, определенные Правительством Российской Федерации, не может быть выделена, такая отчетность не подлежит раскрытию.

Статья 8. Заключительные положения

1. Организации составляют, представляют и раскрывают консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи.

2. Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам, обязаны представлять и раскрывать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, но не ранее чем с отчетности за 2015 год.

3. В случае, если к организованным торгам допущены только облигации организации путем их включения в котировальный список, такая организация обязана составлять, представлять и раскрывать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за 2014 год.

4. Организации, указанные в пунктах 3 - 5 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязаны составлять, представлять и раскрывать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за 2015 год, а организации, указанные в пунктах 6 и 7 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором они включены в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации.


Консолидированная отчетность - это совокупность данных о деятельности группы компаний. Из материала вы узнаете о нормативных документах, разъясняющих, что это - консолидированная отчетность.

Консолидированная отчетность — это систематизированная информация, отражающая результаты деятельности группы компаний, а именно:

  • финансовое положение и изменения в нем;
  • финансовые результаты деятельности.

Основное отличие консолидированной отчетности от индивидуальной (составленной отдельной фирмой) состоит в том, что в единое целое объединяется информация о финансовом положении и результатах работы сразу нескольких фирм (группы).

Кто именно должен формировать консолидированную отчетность, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный доступ можно получить бесплатно.

Закон о консолидированной отчетности — документ, дающий не только официальное определение понятию финансовой отчетности группы компаний, но и устанавливающий требования по ее:

  • составлению;
  • представлению;
  • публикации.

Требования закона к консолидированной финансовой отчетности (КФО) представлены следующим образом:

  • При составлении КФО применяются международные стандарты.
  • КФО оформляется наряду с бухотчетностью этой компании, составляемой в соответствии с законом о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
  • КФО составляется на русском языке и в валюте РФ, подписывается руководителем компании или иными уполномоченными лицами.
  • Годовая КФО представляется акционерам и учредителям (или собственникам имущества) компании, а также в Центробанк РФ (если это предусмотрено законодательно). Срок представления КФО пользователям — до проведения общего собрания участников компании (но не позднее 120 дней после окончания отчетного года).
  • Годовая КФО должна публиковаться не позднее 30 дней после представления ее пользователям путем размещения в информационных системах общего пользования и (или) доступных СМИ.
  • КФО подлежит обязательному аудиту, в т. ч. такой аудит проводится и по промежуточной КФО, составлять которую должны кредитные организации и юрлица, торгующие ценными бумагами, котирующимися на рынке.

Важно! Подсказка от КонсультантПлюс
Формирование информации для составления консолидированной финансовой отчетности в 2020 г. и за 2020 г. происходит в условиях, определяющихся такими факторами, как распространение новой коронавирусной инфекции (далее - пандемия), меры, принимаемые по противодействию ее распространению, сложная экономическая ситуация, меры, принимаемые государством по поддержке экономики.
Какие важные нюансы в этой связи нужно учитывать при консолидации, смотрите в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.

Как МСФО раскрывает понятие консолидированной отчетности

Посвященное консолидированной отчетности МСФО 10 дает совокупность определений, с помощью которых описываются основные принципы и подходы к составлению КФО. Например, среди таких определений можно назвать следующие:

  • Консолидированная отчетность — это отчетность группы, в которой отчетные показатели МК и ДФ представлены в совокупности как показатели единого субъекта экономической деятельности.
  • МК — компания, контролирующая одну или несколько фирм.
  • ДФ — подконтрольная другой компании фирма.
  • Иные термины (инвестиционная организация, неконтролирующая доля участия и т. д.).

Другая совокупность связанных с КФО понятий раскрывается в стандартах:

  • МСФО (IFRS) 3 (об объединении бизнесов);
  • МСФО (IFRS) 11 (о совместном предпринимательстве);
  • МСФО (IFRS) 12 (о раскрытии информации об участии в других организациях),
  • МСФО (IAS) 24 (о связанных сторонах).

Без раскрытия терминологии указанных стандартов затруднительно понимание принципов формирования КФО. К примеру, в целях составления КФО требуют расшифровки следующие понятия:

  • объединение бизнесов — это событие, в результате которого приобретатель получает контроль над одним или более бизнесами;
  • связанная сторона — это связанное (-ая) с отчитывающейся фирмой частное лицо или компания;
  • ключевой управленческий персонал — директора и иные лица фирмы, уполномоченные и ответственные за планирование, управление и контроль за ее деятельностью;
  • другие необходимые для понимания процедуры оформления КФО термины и определения.

О некоторых стандартах, которые могут оказаться востребованными при составлении КФО, читайте в статьях:

Как составить консолидированную отчетность

Оформление КФО — многоступенчатая процедура, включающая множество операций (формирование индивидуальной отчетности каждого элемента группы, преобразование ее в формат МСФО и т. д.).

При формировании КФО осуществляется определенная цепочка шагов, в том числе:

  • определение структуры группы (установление степени контроля и зависимости всех элементов группы);
  • определение долей участников группы;
  • расчет гудвилла (положительная разница между предлагаемой оплатой в виде стоимости акций и суммой чистых активов ДФ учитывается в составе НМА, отрицательный гудвилл — в составе резервов на приобретение);
  • расчет резервов, создаваемых для переоценки отчетных элементов ДФ на момент консолидации;
  • отражение в балансе МК купленных у акционеров ДФ акций и доли участия в собственном капитале ДФ;
  • иные процедуры, необходимые для составления КФО, предусмотренные МСФО.

Процедура и основные правила консолидации детально описаны в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе беплатно и переходите в материал.

Итоги

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: