Функциональный аспект изучения звуковых единиц кратко

Обновлено: 04.07.2024

-колебания могут быть периодическими (количество колебаний на одну единицу времени не меняется), тогда возникают тоны, которые имеют абсолютную высоту, а могут быть непериодическими (количество колебаний на одну единицу времени изменяется), тогда возникают шумы, которые имеют относительную высоту

-для образования звука важную роль играет резонанс, который возникает в замкнутой воздушной сфере

-частота звука (высота ) – количество колебаний в единицу времени. От частоты зависит высота : чем выше частота, тем выше звук и наоборот. Человек слышит 16-20т. Гц, производит 60-6т. Гц. Мягкие согл. Выше, чем твердые. Можно повышать и понижать тон интонацией.

-сила звука зависит от амплитуды (размаха) колебаний , т.е. от расстояния высшей точки подъема и низшей точки падения зв-ой волны; чем больше амплитуда , тем сильнее звук

Амплитуда – наибольшее отклонение от положения равновесия, измеряется в Дцб

-тембр, индивидуальное качество звука, зависит от соотношения основного тона и дополнительных тонов – обертонов и гармоник . Обертоны обычно выше , чем основные тоны.

Доп. обертоны создают индивидуальное качество звука. Звучание обертонов усиливается резонаторами : полости рта и носа, глотка.

-длительность , т.е продолжительность данного звука с его количеством колебаний во времени . Так, в русском языке, ударные гласные дольше безударных

Биологический (артикуляционный) аспект изучения звуков речи. Устройство речевого аппарата. Понятие артикуляции и артикуляционной базы языка.

Биологический (артикуляционный) аспект изучает строение речевого аппарата и его функции.

Устройство речевого аппарата (совокупность органов речи, к которым относятся: губы, зубы, язык, небо , маленький язычок, надгортанник, полости рта и носа, глотка , гортань, трахея, бронхи – легкие и диафрагма)

Источником образования большинства звуков речи, т.е. движущей силой, служит струя воздуха, выталкиваемая из легких по бронхам, трахее через гортань и далее через глотку и полость рта (или носа) наружу.

Речевой аппарат делится на три уровня:

-нижний этаж (2 легких, 2 бронха, трахея, диафрагма) выполняет роль мехов и нагнетает струю (движущую силу) выдыхаемого воздуха посредством напряжения мускулов диафрагмы (грудобрюшная преграда , нужная для образования звуков в качестве движущей силы)

-средний этаж (гортань – источник голоса и особых гортанных шумов, состоящий из перстневидного, щитовидного и прикрепленного к ним с помощью натянутых мускулистых пленок черпаловидного хрящей).

Голосовые связки – мускулистые волокна, идущие в горизонтальном, вертикальном, диагональном направлении. Передним концом они сходятся у кадыка. Задним концом каждая из связок прикреплена к одному из черпаловидных хрящей.

Пространство между голосовыми связками называется междусвязочная щель; пространство между расходящимися в стороны пирамидальными хрящами - межхрящевая щель.

Акустический (физический) аспект Артикуляционный(физиологический) аспект Функциональный (лингвистический) аспект
Звук – колебательное движение органов речи, передаваемое через воздух Звук – продукт работы произносительных органов человека (артикуляционного аппарата) Звук – один из возможных в процессе функционирования вариантов реализации фонемы, выполняющей строительную и смыслоразличительную функци

3) лингвистический – звук как различительный элемент единиц языка – слов и морфем.

Звук (самостоятельно или в сочетании с другими звуками) является экспонентом или частью экспонента языкового знака (морфемы, слова). Язык может служить средством общения, именно потому, что значащие единицы языка материализуются в звуках, которые произносит говорящий и воспринимает слушающий.

При исследовании звуков речив функциональном, лингвистическом аспекте используются методы, характерные для общественных дисциплин: системные (структурные), сравнительно-сопоставительный, сравнительно-исторический. Это также отличает функциональный подход от акустического, артикуляционного и перцептивного, использующих естественнонаучные методы. Однакоизучение звуков в функциональном аспекте невозможно без привлечения данных других разделов фонетики[Маслов, с. 44–45; Лукьянова, с. 8].

Раздел языкознания, который занимается изучением функциональной, лингвистической стороны звуков, называется фонематикой, илифонологией (термин Н. С. Трубецкого).

Фонетика - раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка, т.е. звуки речи, слоги, ударения, интонацию. Имеются три стороны звуков речи, и им соответствуют три раздела фонетики:

  1. Акустика речи. Она изучает физические признаки речи.
  2. Антропофоника или физиология речи. Она изучает биологические признаки речи, т.е. работу, производимую человеком при произнесении (артикуляции) или восприятии звуков речи.
  3. Фонология. Она изучает звуки речи как средство общения, т.е. функцию или роль звуков, используемых в языке.

Фонологию нередко выделяют как отдельную от фонетики дисциплину. В таких случаях два первых раздела фонетики (в широком смысле) - акустика речи и физиология речи объединяются в фонетику (в узком смысле), которая противопоставляется фонологии.

Большинство специалистов рассматривают фонологию (учение о функциональной стороне звуков речи) как раздел (часть) фонетики (учения о звуках речи); некоторые рассматривают эти две дисциплины как непересекающиеся разделы лингвистики.

Отличие фонологии от фонетики состоит в том, что предмет фонетики не сводится к функциональному аспекту звуков речи, но охватывает наряду с этим также её субстанциальный аспект, а именно: физический и биологический (физиологический) аспекты: артикуляцию, акустические свойства звуков, их восприятие слушающим (перцептивная фонетика).

Фонетика - раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка, т. е звуки речи , слоги ударение, интонацию. Имеются три стороны звуков речи, и им соответствуют три раздела фонетики:

1. Акустика речи. Она изучает физические признаки речи.

2. Антропофоника или физиология речи. Она изучает биологические признаки речи, т.е работу производимую человеком при произношении (артикуляции) или восприятии звуков речи.

К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию. фонетика звук речь морфемика

Среди лингвистических наук фонетика занимает особое место. Фонетика имеет дело с материальной стороной языка, со звуковыми средствами, лишёнными самостоятельного значения.

Различают общую и частную фонетику, или фонетику отдельных языков. Общая фонетика изучает общие условия звукообразования, исходя из возможностей произносительного аппарата человека (например, различаются губные, переднеязычные, заднеязычные согласные, если имеется в виду произносительный орган, определяющий основные черты согласного, или смычные, щелевые, если имеется в виду способ образования преграды для проходящей из лёгких струи воздуха, необходимой для образования согласного), а также анализирует акустические характеристики звуковых единиц, например наличие или отсутствие голоса при произнесении разных типов согласных. Строятся универсальные классификации звуков (гласных и согласных), которые основаны отчасти на артикуляционных, отчасти на акустических признаках. Общая Фонетика изучает также закономерности сочетания звуков, влияния характеристик одного из соседних звуков на другие (разного вида аккомодация илиассимиляция), коартикуляцию; природу слога, законы сочетания звуков в слоги и факторы, обусловливающие слогоделение; фонетическую организацию слова, в частности ударение. Она изучает средства, которые используются для интонации; высоту основного тона голоса, силу (интенсивность), длительность отдельных частей предложения, паузы.

Представители Ленинградской фонологической школы (ЛФШ) признают связь фонемы со смыслом (считают фонему смыслоразличительной единицей), но не определяют фонемы через тождество морфем; согласно этой теории, в ряду д[о]м — д[ʌ]мой происходит чередование фонем /о/ — /а/. Фонемы ЛФШ принято заключать между двумя косыми чертами: /галубóй ваго́н б’ижы́т качáицца/ — фонемная кириллическая транскрипция ЛФШ.

Ива́н Алекса́ндрович Бодуэ́н де Куртенэ́ (или Ян Нецислав Игнаций Бодуэ́н де Куртенэ́; польск. Jan Niecisław Ignacy Baudouin de Courtenay, 1 (13) марта 1845, Радзымин под Варшавой — 3 ноября1929, Варшава) — русский [1] лингвист

Звук, произносимый вречи,— это не только колебание воз­душной среды и не только результат работы наших произносительных органов. Звук этот выполняет определенные функции в языке и речи, и в этом своем качестве он является, как мы уже говорили выше, опреде­ленной единицей — фоном в потоке речи и фонемой в системе языка. В сочетании с другими звуками он выступает как материальное, чув­ственно воспринимаемое средство закрепления и выражения мысли, как экспонент или составная часть экспонента языкового знака. Язык может служить орудием общения и обмена мыслями только потому, что значащие единицы языка (морфемы, слова и т. д.) материализуются в звуках, произносимых говорящим и воспринимаемых слушающим.

Для языковедения именно эта, функциональная сторона являетсяса­мой важной.

Функции фонемы. Ее выделимость

Итак, фонемойназывается кратчайшая звуковая единица данного языка, способная быть в нем единственным внешним различителем экс­понентов морфем и слов.




Звук, произносимый вречи,— это не только колебание воз­душной среды и не только результат работы наших произносительных органов. Звук этот выполняет определенные функции в языке и речи, и в этом своем качестве он является, как мы уже говорили выше, опреде­ленной единицей — фоном в потоке речи и фонемой в системе языка. В сочетании с другими звуками он выступает как материальное, чув­ственно воспринимаемое средство закрепления и выражения мысли, как экспонент или составная часть экспонента языкового знака. Язык может служить орудием общения и обмена мыслями только потому, что значащие единицы языка (морфемы, слова и т. д.) материализуются в звуках, произносимых говорящим и воспринимаемых слушающим.

Для языковедения именно эта, функциональная сторона являетсяса­мой важной.

Функции фонемы. Ее выделимость

Итак, фонемойназывается кратчайшая звуковая единица данного языка, способная быть в нем единственным внешним различителем экс­понентов морфем и слов.

Выше (см. § 58) уже говорилось о том, что звуковые единицы тогда становятся явлением языка, когда выступают как единицы функционального плана, однако все описание гласных и согласных звуков, их отношений, их изменений в потоке речи до сих Пор проводилось вне связи с теми функциями, которые эти единицы осуществляют в языке.

Теперь необходимо рассмотреть звуковые единицы в той роли, которую они играют в образовании и различении слов и форм языка, ибо в этом, и прежде всего в этом, и заключается значение звуковой системы любого естественного человеческого языка. Этот аспект фонетики называется фонологическим, потому что в этом аспекте единицы звуковой системы рассматриваются как функционально значимые, или как фонемы.

Следовательно, в фонетике есть два аспекта изучения единиц звуковой системы: один — артикуляционно-физиологический, другой — функциональный,— но объект изучения остается одним и тем же, и наука о звуковой стороне языка также остается единой.

Звук*речи и фонема — это две разные единицы фонетической системы, а не одна и та же единица. Они не могут быть отождествлены друг с другом, но не могут быть и оторваны друг от друга: разный подход к единице зйуковой системы — с артикуляционно-физиологической и с функциональной точек зрения — обусловливает несовпадение в объеме понятий звука речи и фонемы. Однако так как этот подход имеет отношение к одной и той же звуковой системе, а ие к чему-либо иному, то между звуком речи и фонемой есть непосредственная связь. Связь эта заключается в том, что фонема как единица функционального плана реально воплощается, или реализуется, в звуках речи, которые являются материальным ее выражением. Для того чтобы понять это общее положение, необходимо рассмотреть некоторые явления, связанные с функционированием звуковых единиц в потоке речи.

Выступая в речи, звуковые единицы служат для образования и различения слов и форм.

Слова и формы различаются составом образующих их звуковых единиц. Различия могут иметь неодинаковый характер: два слова могут различаться полностью по составу представленных в них звуков (ср.: кол и дам); они могут различаться количеством звуков (ср.: луг и плуг); последовательностью одних и тех же звуков (ср.: кот и ток) и, наконец, только одной звуковой единицей при тождестве всех остальных единиц (ср.: дом и дам, бил и пил, рос и рот, урон и урок и т. д.). Если два слова отличаются друг от друга только одной звуковой единицей, а во всем остальном они тождественны, то можно утверждать, что в данном случае две звуковые единицы, противопоставленные друг другу в тождественной фонетической позиции, выполняют в языке функциональную роль, выступая в качестве средства различения данных словоформ, т. е. в качестве фонем языка. Следовательно, фонема — это такая единица звуковой системы языка, которая самостоятельно может различать слова и формы.

Сопоставляя словоформы [дал] — [дол] — [дул] и расчленяя их по составляющим эти формы звуковым единицам — [д/а/л] — [д/о/л] — [д/у/л], можно установить, что они отличаются друг от друга гласными 1а], [о], [у], которые находятся в тождественной фонетической позиции — под ударением между твердыми согласными (в приведенных примерах даже между одинаковыми твердыми). Значит, единственное звуковое различие между этими формами заключено в качестве гласного, а поэтому [а], [о], [у] выступают здесь как различители словоформ, т. е. как фонемы. Если эти гласные могут выступать в одной и той же фонетической позиции, то, следовательно, их качество, т. е. определяющие их признаки, не зависит от позиции, не обусловлено этой позицией. Однако такое утверждение будет неточным, если не учесть одного немаловажного обстоятельства.

Дело заключается в том, что звуковые единицы всегда выступают в соседстве с другими единицами и испытывают на себе их влияние; иод таким влиянием они могут изменять свое качество, т. е. присущие им признаки. Выше (см.

Если сопоставить словоформы [в’-ал] и [в’-ол], [л’-ак] и [л’-ук], то вновь можно установить, что они отличаются друг от друга гласными [¦а] — [-о] и [-а] — [*у], не совпадающими полностью с [а] — [о] в [вал] — [вол] и с [а] — [у] в [лак] — [лук], но имеющими одинаковые признаки степени подъема языка и отсутствия-наличия лабиализации.

Итак, при артикуляционно-физиологической характеристике гласных (см. §61) нет необходимости различать признаки, независимые от позиции, и признаки, зависимые от позиции; именно поэтому каждому гласному звуку приписываются три признака: степень подъема языка, отношение к лабиализации и ряд образования. Теперь, когда звуковые единицы рассматриваются в функциональном плане, необходимо отличить независимые, постоянные признаки звуковых единиц и зависимые, переменные признаки, так как по постоянным, или конститутивным, признакам фонемы различаются друг с другом, а по переменным они отличаться друг от друга не могут.

Следовательно, фонема —¦ это такая звуковая единица, которая образуется совокупностью присущих ей конститутивных признаков и отличается от другой фонемы по составу этих признаков.

Отсюда становится ясным, что фонема — это не произносимый реально звук речи, а определенная абстракция, отвлечение от звуков речи, обобщение звуков речи в единицу более высокого порядка. Ведь если, исходя из сказанного о постоянных признаках гласных русского языка, определять гласные фонемы по двум их конститутивным признакам, то надо будет сказать, что фонема (а) \ например,— это гласная фонема нижнего подъема нелабиализованная, (о) — среднего подъема лабиализованная, (и) — верхнего подъема нелабиализованная и т. д. и что по этим двум признакам эти фонемы противопоставлены друг другу. Однако в этом случае фонема (а) выступает и в словоформе [бас], и в словоформе [б’ас’], фонема (о) — ив словоформе [м’-от], и в словоформе [т’бт’]я, фонема (и) — ив словоформе [п’ил], и в словоформе [пыл], хотя в каждой данной словоформе звук речи иной по сравнению со звуком в другой словоформе.

Поэтому можно сказать, что фонема как функциональная единица не совпадает со звуком речи: она только реализуется в звуках речи, которые представляют собой ее аллофоны[VIII]. Каждый аллофон фонемы отличается от другого аллофона этой же фонемы переменным признаком, зависящим от позиции; а все аллофоны принадлежат данной фонеме потому, что все они обладают одной и той же совокупностью конститутивных признаков.

Итак,фонема недана нам в непосредственном наблюдении, ибо это— абстрактная единица звуковой системы; в непосредственном наблюдении — в речи — даны аллофоны фонем, т. е. звуки речи, определяющиеся совокупностью постоянных и переменных признаков звуковых единиц.

Общее определение фонемы может быть сформулировано следующим образом: фонема — это единица звуковой системы языка, которая может самостоятельно различать словоформы данного языка, противо- поставляясь другой фонеме в тождественной фонетической позиции совокупностью присущих каждой из них конститутивных признаков, и которая реально представлена в речи одним или несколькими звуками речи, являющимися ее аллофонами.

4.Функциональный аспект изучения звука.Соотношение понятий "звук"и "фонема".Учение о фонеме,основные этапы развития отечественной фонологии.Функции фонемы

Карина Чекашова

Карина Чекашова

Функциональный аспект исследует функции, назначение звуковой единицы и ее роль в системе языка.
Центральный вопрос функц. аспекта - учение о фонеме и ее функциях.

Артикуляционные свойства звуков известны с древнейших времен, но теоретическое осмысление звуков, как единиц языка, началось сравнительно недавно, в сер. 19 века. В связи с развитием идей ФдС, что язык представляет собой важнейшую знаковую систему, состоящую из подсистем. Каждая из систем имеет свою единицу со своей функцией.

+в сер. 20 века стало ясно ,что языковой знак, - двустороннее явление, которое имет форму, содержание и функцию.
Встал вопрос о том, каково назначение звуков в языке и есть ли у звука триединство.

Установили, что реально произносимых звуков горзадо больше,чем тех. которые говрящий осознает как самостоятельный звук.
Разные св-ва звуков имеют разную степень важности - поэтому НЕ каждый звук важен и может считаться языковой единицей.

Теоретическое осмысление этих фактов представил БодуэндК. Он считал ,что в нашем сознании формируются идеальные портреты звуков, а при произнесении внутри конкретных слов возникают конкретные звуки, воспринимая которые, носитель языка снова связывает их с идеальными портретами.

Звуки речи - конкретные звуки, они произносятся в конкретный момент речи, при конкретных условиях.
Звуки языка - это множество звуков речи, сходных в артикуляционно-акустическом отношении, определяемых говррящим как тождество, эталон.

Свои идеи БдК. изложил в нескольких работах в 70-х годах 19 века - "Сравнительная грамматика славянских языков". Он является основоположником учения о фонеме, как языковой единице.

Основные положения теории БдК.
1) В разноообразии реально произносимых звуков, в их подвижности нужно искать что-то стабильное, эта основа существует в нашем сознании - отсюда различие реально произносимых звуков и звуков языка.
2) Звуковые единицы языка - фонему, выполянют особую функцию, так как связаны со смысловой стороной языка, поэтому в изучении фонемы важно выявить ее функциональные особенности.
3) фонему разложимы на боле мелкие компоненты, признаки, у которых есть артикуляционная и акустическая природа. (вообще термин ФОНЕМА ввел ученик БдК. - Крушевский по аналогии с морфемой).

ВСТАЛ ВОПРОС О СВЯЗИ ФОНЕМЫ СО СМЫСЛОМ - отсюда расхождения между фонетистами и образование фонологических школ: Лфш, МФШ, Пфш.

Л. В. Щерба (Лфш) - первым ответил на этот вопрос и определил функцию фонемы. В 1912 году в работе "Русские главные в количественном и качественном отношении" и в 1938 г. "Фонетика франц.языка".
Щерба считал, что фонема способна асоциироваться со смыслом - различать слова. У звуков есть разные свойства, которые отличают их друг от друга (спал-спать-спящий - везде А по-разному, но мы этого не замечаем, так как отличия связаны с окружением звука А).
Есть свойства звуков, которые не зависят от его окружения (мол-мял-мал-мил-мыл) эти различи автономны, и это морфемы с разным смыслом!

Фонема представляет весь ряд чередования звуков, выступая в качестве оболочки морфемы, она выполняет СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНУЮ функцию.

Щерба доказал, что фонема - минимальная единица языка, которая выполняет смыслоразличительную функцию.

ВОПРОС О СВОЙСТВАХ И ПРИЗНАКАХ ФОНЕМ

Здесь уже Пфш - Якобсон и Трубецкой. Свою функцию фонемы выполняют в определенных условиях и там, где фонемы отчетливо противопоставляются друг другу появляется понтяие "оппозиция".
Фонемы не существуют без соотнесения друг с другом. Признаки, которые отличают одну фонему от другой Трубецкой назвал фонологически существенными, а Якобсон - дифференциальными.

Набор таких признаков индивидуален. В теории оппозиция Трубецкого выделяется несколько их типов.

"Позация" - еще один важный термин, это условия произнесения звука, его положение (МФШ - Аванесов и Реформацкий).

Стало ясно, что в определенных позициях различия между фонемами могут исчезать - происходит нейтрализация фонем и они совпада

Карина Чекашова

ют в одном аллофоне (рог-рок, часок-лесок).

Позиция, в которой ухудшается смыслоразличительная функция фонем - слабая.
Сильная - где фонема реализует весь набор дифференциальных признаков.

Изменение фонем в различных позициях называется ВАРЬИРОВАНИЕМ.
Для гласных типы варьирования: в безударном положении - редукция, в ударном - аккомодация;
Для согласных: ассимиляция (листья, вокзал), оглушение (рог), диссимиляция (легкий)

Функции фонемы:
1) Создает звуковую оболочку, формируют звуковой облик значимых единиц - слов, морфем - конститутивная функция
2) различают смыслы слов и морфем - дистинктивная ф-я.
3) отождествляют звуки как представителей одной фонемы в составе одних и тех же слов - перцептивная.

ФОНЕМА - это минимальная линейно-выделяемая языковая единицы, представленная всем рядом чередующихся звуков, служащая для формирования, различения и отождествления морфем и слов.

Карина Чекашова

Учение И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме

Именно в казанский период своей деятельности И. А. Бодуэна де Куртенэ чётко осознаёт необходимость выделения фонетических единиц, которые нельзя отождествлять со звуками. К таким фонетическим единицам относятся когеренты и дивергенты, с одной стороны, коррелятивы и корреспонденты — с другой. Поскольку звуки находятся в более или менее близком соседстве друг с другом и между ними устанавливается тесная причинная связь, то они находятся в отношениях зависимости и различия.

Комбинационную зависимость звуков друг от друга Бодуэн де Куртенэ называет когеренцией; в когерентных отношениях находятся [б — б`] и [ы — и] в был — бил. Комбинационные изменения, которые вызываются этой комбинационной зависимостью, он называет дивергенцией

Дивергенты — однородные по происхождению (гомогенные) звуки, подвергающиеся комбинационным изменениям; ср.: лодка— лодочка, год — года— годовой, где [т, д], [о, ъ] — дивергенты.

Дивергенты отличаются от коррелятивов — звуков, различных на данном этапе развития языка, но имеющих одно происхождение (исторические чередования звуков: [г/ж] в бегу — бежать, [к/ч] в теку — течь и т. п.). Дивергенты и коррелятивы отличаются от корреспондентов — однородных по происхождению звуков, сопоставляемых в области нескольких родственных языков, например [p] и [f] в лат. pater и англ. father ’отец’. Такие фонетические единицы, которые нельзя отождествлять со звуками (коррелятивы и корреспонденты), Бодуэн де Куртенэ называет фонемами, определяя фонему как “сумму обобщённых антропофонических свойств известной фонетической части слова, неделимую при установлении коррелятивных связей в области одного языка и корреспондентных связей в области нескольких языков”.

Коррелятивные связи — это оттенки, свойства звуков (например, твёрдость ~ мягкость), которые проявляются в различном фонетическом окружении. Причём ”следует отличать положения, благоприятствующие проявлению всех индивидуальных свойств данной фонемы, от положений, каким-то образом препятствующих этому”, различать “фонемы, кажущиеся идентичными, в зависимости от того, находятся эти фонемы в начале , в конце или в середине слова”. Бодуэн де Куртенэ не первым обратил на это внимание. Ещё Г. Пауль отмечал, что количество звуковых оттенков, обусловленных положением звука, гораздо больше количества букв алфавита 1. Кроме того, он различал устойчивый слуховой образ и изменчивые артикуляторные воспроизведения звуков речи.

В работе “Некоторые отделы “сравнительной грамматики” славянских языков” (1881) Бодуэна де Куртенэ определяет фонему как обобщённое выражение всех антропофонических свойств звуков, как фонетический тип: “…знаки же фонем — это знаки фонетических типов, знаки отвлечённостей, знаки результатов обобщения, очищенных от положительно данных свойств действительного появления или существования”. Оперируя примерами чередования [k/k`>k], [k/c>k], он отмечает возможность обобщения определённых свойств фонемы в более общие фонемы высшего порядка.

Бодуэна де Куртенэ непосредственно не говорит о смыслоразличительной функции фонем, но указывает на связь фонем со значение слова, т. е. на функциональную значимость фонем. Так, одной из задач фонетики он считает “рассмотрение отдельных звуков в связи со значением слов”, ибо в механизме звуков существуют “взаимные отношения, основанные на связи значения со звуком”. Давая определение фонемы, Бодуэн де Куртенэ учитывает её этимолого-морфологический характер, так как “морфологические сопоставления составляют исходную точку для сопоставления фонетических”. Тесная связь фонетики с морфологией признавалась и учениками Бодуэна де Куртенэ, особенно в работах о соотношении звуковых законов и аналогии.

Карина Чекашова

Позднее понимание Бодуэна де Куртенэ фонемы несколько изменилось. В 1910-х годах он пытается дать психологизированное определение фонемы: “Постоянно в нашей психике существующее представление “звука”, т. е. одновременного сложного комплекса произносительных работ и получаемых от этого впечатлений, мы будем называть фонемой”.

В этом определении фигурируют уже психологические сущности, не раскрываемые на языковом материале. Однако это не переход от одного понимания фонемы к другому, так как в разное время Бодуэн де Куртенэ фонемами называл различные единицы. В классическом труде “Опыт теории фонетических альтернаций” (1895), положившим начало морфонологии Бодуэн де Куртенэ объясняет фонетические изменения на морфологическом уровне. Под альтернацией он понимает отношение друг к другу фонетически различных фонем, находящихся в этимологически родственных морфемах и занимающих в фонетической структуре этих морфем постоянное место.

Так, если мы возьмём такие морфологические формы, как везу — воз, несу — ноша, муха — мушка, то фонемы находятся в отношениях альтернации и являются альтернантами. “…Во всех подобных случаях альтернирующими единицами могут считаться не фонемы, а целые морфемы, так как только морфемы являются семасиологически неделимыми языковыми единицами”, а фонемы составляют часть определённого типа морфем. Таким образом, в приведённом примере альтернирующими (чередующимися) являются морфемы: вез-, воз-, нес-, нош-; фонетическое различие морфологически родственных морфем Бодуэн де Куртенэ называет фонетической альтернацией. Для альтернации чрезвычайно важно, по его мнению, историческое происхождение фонем из общего источника, этимологическое родство в пределах одного и того же языка. При этимологическом родстве морфем в разных языках мы имеем дело с альтернацией другого типа, называемой корреспонденцией.

Причиной альтернации являются произносительные нормы, характерные для данного состояния языка, выработанные в результате общения людей. “В данном состоянии языка причиной альтернации со стороны фонетической можно считаться только традиция (передача), только социальное общение, только “usus”. Мы научились говорить именно так, а не иначе благодаря среде и благодаря своим предкам”; “мы не можем указать индивидуального подхода к сохранению данной альтернации”. Точки зрения фонетической (антропофонической) причинности, в альтернациях можно выделить дивергенции, т.е. чередования, возникшие в современном языке в результате расщепления одной фонемы на две, причём на это расщепление повлияло фонетическое окружение. Так, сравнив в мат, и в мать, мы замечаем, что мягкость предшествующего согласно изменила качество в слове мать. Это чисто фонетическая дивергенция. Расщепление гласного в этимологически родственных морфемах даёт фонетически-этимологическую дивергенцию, или неофонетическую альтернацию типа в воды [воды], вода[вЛда], водяной [въд`аноj].

Альтернация фонем, связанная с морфологическим или смысловым различием, даёт корреляции, или психофонетические альтернации, используемые наряду со словообразующими морфемами для различения морфологические категории ( в носить — ноша, в светить — свеча); сюда же относится внутренняя флексия, служащая для различения видовых значений глаголов (русск. ходить — хаживать), образование множественного числа (англ. child — children, нем. Wolf — Wolfe).

В морфологических чередованиях фонетическую значимость имеет также отсутствие фонемы, например в сон — сна. Нулевой фонеме аналогична “нулевая” морфема, т.е. морфема, “лишённая всякого произносительно-слухового состава и тем не менее ассоциируемая с известными семасиологическими и морфологическими представлениями”.

Если для дивергентов характерна фонетическая причинность, для коррелятивов — психическая, то палеофонетические, или традиционные, альтернации вызваны исторической эволюции языка ( в русск. несу — ноша, в англ. write — wrote в нем. geben — gab). Этот ви

Читайте также: