Фуко нужно защищать общество кратко

Обновлено: 05.07.2024

Начало

Традиционная история наказаний

Фуко приводит свидетельства казни Робера-Франсуа Дамьена, совершившего покушение на убийство короля Франции Людовика XV. Он был четвертован на Гревской площади Парижа 28 марта 1757 года.

Нужно сказать, что эта казнь была особо жестокой и для XVIII века, четвертование во Франции не использовали уже сто лет до нее и никогда — после. Такие жуткие зрелища и адские муки характерны больше для средних веков. Вплоть до первых буржуазных революций целью наказания считалось именно устрашение, а в качестве мер наказания использовались смертная казнь и членовредительство, телесные наказания.

Революции изменили отношение к мерам наказаний. Главной целью стало возмездие и устранение преступника как причины преступления.

Тюремное заключение в XVIII-XIX вв. отвечало задаче изолирования преступника и унижения его человеческого достоинства, причинения страданий.

Однако XIX-XX век изменил отношение к наказаниям, установив в качестве одного из базовых принципов международного права гуманное отношение к преступникам и гуманитарные нормы для условий заключения. В качестве целей тюремного заключения декларировалось исправление и перевоспитание человека. Но при этом условия отбывания наказания и содержания преступника не должны нарушать его основные права и свободы, не должны унижать его как человека.

История наказаний по Фуко

Сама по себе канва истории наказаний по Фуко от традиционной мало чем отличается. В средние века царил примат устрашающих публичных казней и жестоких телесных наказаний — кровавых и беспощадных. Эпоха Просвещения избавилась от феерии зрелищности, стремясь сократить страдания преступника, тем не менее продолжая традиции его физического уничтожения. Конечно, исключительно в целях безопасности общества. Позднее тюремное заключение заменило все виды наказания, по-прежнему спасая общество от опасности и изолируя преступника, но думая и о несчастном — сохраняя ему жизнь.

В этой истории различаются смыслы.

Загадка от маэстро

Что же это за заведение?

На самом деле ответ на этот вопрос не имеет значения, поскольку таким могло быть какое угодно заведение: заведение для женщин и мужчин, для молодых и подростков, тюрьма, интернат, школа и исправительная колония.

Ответ на загадку

Дисциплина — идеальное оружие

Что же наставляет нас ошибаться при ответе на загадку Фуко? Что делает похожими такие разные учреждения, как, например, школа и тюрьма? Ответ прост — это дисциплина. Дисциплина в организации любого учреждения. Дисциплина в контроле за деятельностью надзираемых.

Принципов организации учреждений несколько:

1. Отгораживание. Заведение должно находится на отдельной территории, отделенной от другого пространства. Лучше — забором. Школы обнесены оградой, тюрьмы-забором с колючей проволокой, границы офиса в бизнес-центре отделяет пропускная и охранная система, завод огорожен забором и впускает работников через проходные.

2. Принцип элементарной локализации или расчерчивания и распределения по клеткам. Каждое учреждение разделено на клетки — классы, палаты, камеры, офисы и кабинеты.

4. Единицей является не территория, не место, а ранг. Ранг — место, занимаемое в классификации. В армии это звания, в школе — классы.

Таким образом, дисциплина — это искусство ранга и техника преобразования размещений. Она индивидуализирует тела посредством локализации, которая означает не закрепление их на определенном месте, а их распределение и циркулирование в сети отношений.

После того, как пространство организовано надлежащим образом, нужно организовать и деятельность подопечных.

Принципы деятельности следующие:

1. Распределение рабочего времени

Три основных метода — установление ритмичности, принуждение к четко определенным занятиям, введение повторяющихся циклов. Строевой шаг, солдатский марш, приветствие учителя стоя перед началом урока, звонок на подъем, обед и отдых.

2. Детализация действия во времени

Для каждого движения предусматриваются направление, размах, длительность, предписывается последовательность его выполнения. В тело проникает время, а вместе с ним — все виды детальнейшего контроля, осуществляемого властью. Распорядок дня — главная заповедь режимных учреждений.

3. Корреляция тела и жеста.

Насаждает наилучшее соотношение между жестом и общим положением тела, которое является условием его эффективности и быстроты. Как солдату собрать автомат за минуту или как лучше сидеть школьнику при письме.

4. Связь между телом и объектом.

Дисциплина определяет, какие отношения тело должно поддерживать с объектом, которым оно манипулирует (как держать ручку в руке).

5. Исчерпывающее использование или принцип антипраздности. Он запрещает попусту тратить время, которое отводится государством и/или Богом и оплачивается людьми.

Общество — идеальный объект и жертва

Все эти дисциплинарные принципы реализовываются как в любой тюрьме, так и в нашем обществе.

Фуко вспоминает Иеремию Бентама, который предложил в XVIII веке «модель нашего общества всеобщей ортопедии в миниатюре: пресловутый паноптикум.

Это архитектурная структура, позволяющая осуществлять властное воздействие одного человека на других; тип учреждения, подходящего как для школ, так и для госпиталей, тюрем, исправительных заведений, приютов и заводов.

Паноптикум — это строение в форме кольца, в середине которого находится двор с башней в центре. Кольцо подразделяется на небольшие камеры с окнами, выходящими как во внутренний двор, так на внешнюю сторону. В каждую из этих небольших камер помещен — в исправительных целях — учащийся писать ребенок, работающий рабочий, исправляющийся заключенный, безумец, реализующий свое безумие. В центральной башне располагается надзиратель.

Общий план, внешний и внутренний вид Паноптикума Иеремии Бентама, чертеж Вилли Ревели, 1791 © Wikimedia Commons

Поскольку каждая из камер выходит как на внутреннюю сторону, так и на внешнюю, взгляд надзирателя способен пронизать всю камеру; в ней нет места для тени, а следовательно, все, что делает индивид, выставлено взгляду надзирателя, который наблюдает через решетчатые ставни и полуоткрытые дверцы так, что он способен видеть все и при этом быть в недосягаемости для взглядов других.

По мнению Бентама, эта замечательная небольшая архитектоническая хитрость может быть использована в целом ряде учреждений.

В грандиозном социальном паноптизме, функцией которого было как раз-таки преобразование жизни людей в производительную силу, тюрьма играла скорее символическую и показательную, нежели экономическую, карательную и исправительную функции. Тюрьма представляется перевернутым изображением общества, изображением, ставшим угрозой [4].

(В)место заключения

По Фуко, мы все живем в обществе, за которым перманентно наблюдают, надзирают. Мы все живем в тюрьме, в паноптикуме.

15 октября исполняется 90 лет со дня рождения Мишеля Фуко, а наш мир вряд ли слишком изменился за это время…

Фуко M. - Нужно защищать общество: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975—1976 учебном году

Фуко М.

Нужно защищать общество: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975—1976 учебном году

Книга — публикация лекций Мишеля Фуко — знакомит читателя с интересными размышлениями ученого о природе власти в обществе. Фуко рассматривает соотношение власти и войны, анализируя формирование в Англии и Франции XVII—XVIII вв. особого типа историко-политического дискурса, согласно которому рождению государства предшествует реальная (а не идеальная, как у Гоббса) война. Автор резко противопоставляет историко-политический и философско-юридичсский дискурсы. Уже в аннотируемой книге он выражает сомнение в том, что характерное для войны бинарное отношение может служить матрицей власти, так как власть имеет многообразный характер, пронизывая все отношения в обществе.

Курс Политологии

Курс Политологии

Курс Политологии запись закреплена
Мишель Фуко (Michel Foucault)

Курсы лекций Мишеля Фуко, прочитанных в Коллеж де Франс.

Но, хотя генеалогия власти затрагивается в обоих курсах лишь косвенно и остаётся поэтому достаточно приблизительной, она тем не менее задаёт их общий горизонт. В 1979 году Фуко завершает краткое содержание второго курса следующими словами: Таким образом, следует изучить то, каким образом специфические проблемы жизни и населения были поставлены изнутри правительственной технологии, которая, далеко не всегда будучи либеральной, с конца XVIII века постоянно была преследуема вопросом либерализма. 6

Возможно, философия и сейчас может противодействовать власти, при условии, что это противодействие уже не будет сводиться к тому, чтобы отстаивать перед лицом власти свой собственный, философский закон; при условии, что философия перестанет мыслить себя как пророчицу, наставницу или законодательницу и поставит перед собой задачу анализировать, прояснять, делать зримой и тем самым обострять борьбу, разворачивающуюся вокруг власти, стратегии соперников внутри властных отношений, используемые тактики, очаги сопротивления; короче говоря, при условии, что она будет ставить вопрос о власти уже не в терминах добра и зла, а в терминах существования. 35

Необходимо присутствовать при рождении идей, при взрыве их энергии: а это происходит не в книгах, где они излагаются, а в событиях, обнаруживающих их силу, в борьбе, которую люди ведут за идеи, против них или в их защиту. 38

Лекции 1978 года 62 открыли новый цикл преподавательской работы Мишеля Фуко в Коллеж де Франс.

Отталкиваясь от выводов лекционного курса 1976 года, курс 1978 года должен был, казалось бы, продолжить и углубить этот теоретический сдвиг. За изучением дисциплины тел следует изучение регулирования населения: так открывается новый цикл, который через несколько лет приведёт Фуко к горизонтам, о которых его слушатели тогда не могли даже догадываться.

Развитие этого тезиса составляет программу лекционного курса 1979 года.

Основные понятия

Управление

Управленчество

Сингулярная общность: реальность её всегда событийна, а интеллигибельность требует стратегической логики. 123

  1. Политика определяется всей областью вмешательства государства […]. Утверждать, что всё — политика, значит утверждать, что государство повсюду, прямо или косвенно.
  2. Политика определяется всеприсутствием борьбы между двумя противниками […]. Это второе определение принадлежит К. Шмитту.

Теория партизана. […] Итак, две формулы: всё — политика в силу природы вещей; всё — политика в силу существования противников.

Скорее следует сказать: ничто не является политикой, всё политизируемо, всё может стать политикой. Политика есть то и только то, что рождается с началом сопротивления управленчеству, первое восстание, первое столкновение. 127

Я хотел бы поблагодарить Даниеля Дефера за великодушие с которым он предоставил в моё распоряжение рукописи Мишеля Фуко и составленные им досье, а также мою жену Шанталь за неоценимую помощь в работе над расшифровкой курсов.

Читайте также: