Фридрих артурович цандер кратко

Обновлено: 02.07.2024

Стал одним из организаторов Первого Рижского студенческого общества воздухоплавания и техники полета. С 1908 года посвящает свободное время расчетам, связанным с возможными полетами на космических кораблях, в частности рассчитывает величину работы по подъему тела определенной массы на некоторую высоту над поверхностью Земли с учетом изменения с высотой ускорения свободного падения, оценивает запас кислорода на борту космического аппарата для обеспечения жизнедеятельности одного космонавта.

В октябре 1926 года Цандер становится сотрудником Центрального конструкторского бюро Авиационного треста. Занимается расчетами авиационных моторов, участвует в создании карбюратора для первого советского мощного авиадвигателя РАМ, в свободное время продолжает работу над проектами ракет, создает реактивный двигатель ОР-1. В 1930 году получает пост преподавателя в Высшем аэромеханическом училище (ныне Московский авиационный институт). На следующий год создает секцию реактивных двигателей при Бюро воздушной техники Центрального Совета Осоавиахима, которая вскоре была превращена в Группу изучения реактивного движения (ГИРД). Председатель ГИРДа стал Цандер, председателем технического совета – Сергей Королев. На Садово-Спасской улице организуется производственное помещение ГИРДа.

В 1932 году был создан двигатель ОР-2, готовились испытания ракеты с этим двигателем. К этому времени из-за напряженной работы здоровье Цандера серьезно пошатнулось. По настоянию врачей и коллег он отправился на лечение в Кисловодск, но по дороге заразился брюшным тифом.

Умер Фридрих Цандер в Кисловодске 29 марта 1933 года.

Чем знаменит

Фридрих Цандер первым в России превратил идею полетов в космос в практическую инженерную задачу. Благодаря его усилиям была создана знаменитая Группа по изучению реактивного движения, ставшая колыбелью всей советской ракетной промышленности. Он предложил схему и конструкцию двигателя внутреннего сгорания, который не нуждался в атмосферном воздухе, выполнил ряд теоретических расчетов эффективности реактивных двигателей различных схем. Построил и испытал реактивный двигатель ОР-1 на сжатом воздухе с бензином и ОР-2 на жидком кислороде с бензином.

О чем надо знать

Одновременно с решением практических задач в качестве инженера и конструктора, Цандер работал над теоретическими вопросами межпланетных полетов, воплотить которые предстояло в будущем. Он одним из первых выдвинул идею использовать силу тяготения Солнца и планет для изменения скорости межпланетного корабля. Рассмотрел вариант планирующего спуска космического аппарата с торможением в атмосфере.

Прямая речь

Фридрих Цандер на почтовой марке Латвии

Стал одним из организаторов Первого Рижского студенческого общества воздухоплавания и техники полета. С 1908 года посвящает свободное время расчетам, связанным с возможными полетами на космических кораблях, в частности рассчитывает величину работы по подъему тела определенной массы на некоторую высоту над поверхностью Земли с учетом изменения с высотой ускорения свободного падения, оценивает запас кислорода на борту космического аппарата для обеспечения жизнедеятельности одного космонавта.

В октябре 1926 года Цандер становится сотрудником Центрального конструкторского бюро Авиационного треста. Занимается расчетами авиационных моторов, участвует в создании карбюратора для первого советского мощного авиадвигателя РАМ, в свободное время продолжает работу над проектами ракет, создает реактивный двигатель ОР-1. В 1930 году получает пост преподавателя в Высшем аэромеханическом училище (ныне Московский авиационный институт). На следующий год создает секцию реактивных двигателей при Бюро воздушной техники Центрального Совета Осоавиахима, которая вскоре была превращена в Группу изучения реактивного движения (ГИРД). Председатель ГИРДа стал Цандер, председателем технического совета – Сергей Королев. На Садово-Спасской улице организуется производственное помещение ГИРДа.

В 1932 году был создан двигатель ОР-2, готовились испытания ракеты с этим двигателем. К этому времени из-за напряженной работы здоровье Цандера серьезно пошатнулось. По настоянию врачей и коллег он отправился на лечение в Кисловодск, но по дороге заразился брюшным тифом.

Умер Фридрих Цандер в Кисловодске 29 марта 1933 года.

Чем знаменит

Фридрих Цандер первым в России превратил идею полетов в космос в практическую инженерную задачу. Благодаря его усилиям была создана знаменитая Группа по изучению реактивного движения, ставшая колыбелью всей советской ракетной промышленности. Он предложил схему и конструкцию двигателя внутреннего сгорания, который не нуждался в атмосферном воздухе, выполнил ряд теоретических расчетов эффективности реактивных двигателей различных схем. Построил и испытал реактивный двигатель ОР-1 на сжатом воздухе с бензином и ОР-2 на жидком кислороде с бензином.

О чем надо знать

Одновременно с решением практических задач в качестве инженера и конструктора, Цандер работал над теоретическими вопросами межпланетных полетов, воплотить которые предстояло в будущем. Он одним из первых выдвинул идею использовать силу тяготения Солнца и планет для изменения скорости межпланетного корабля. Рассмотрел вариант планирующего спуска космического аппарата с торможением в атмосфере.

Прямая речь

23 августа исполняется 130 лет со дня рождения Фридриха Цандера. Больших торжеств не будет — Фридрих Артурович умер в 1933 году, он успел принять участие только в самом начале советской ракетно-космической отрасли. Увы, не все пионеры и энтузиасты смогли увидеть реализацию своих мечтаний. Но помнить их труд полезно и правильно.




Дом, где провел детство Цандер, фото Smig/Wikipedia

Фридрих Артурович Цандер родился 23 (11 по старому стилю) августа 1887 года в Риге в семье интеллигенции. Отец был выходцем из купеческой семьи и работал врачом, мать происходила из семьи музыканта. Фридрих был четвертым ребенком. Когда ему было два года, мать умерла при родах. Отец женился во второй раз, но активно участвовал в воспитании детей. Цандер писал в автобиографии:

Уже с детства я любил стоять у окна и смотреть на звезды в темные зимние вечера. Мой отец был большим любителем естествознания, ряд лет активно работал в музее, в котором он нам показывал чучела птиц и зверей всевозможных пород, а также остовы и части ископаемых допотопных животных и метеорные камни, упавшие с неба.
В 1894 году, когда мне было семь лет, он ездил в Баку и Закаспийскую область и привез оттуда всевозможных крабов, ящериц, варанов, черепах, змей и т. п. Мы, дети, конечно, сильно восприняли все это. Одновременно нам рассказывали о том, что представляют собой звезды, Луна и планеты, и прибавляли при этом, что там можно найти новых животных, более причудливой формы. Дети слышат лишь половину сказанного, так и я, помню, сильно огорчился и даже заплакал, когда мне сказали, что туда еще нельзя полететь.

В 1896 году Фридриха определили в частное приготовительное училище. Личные способности и помощь отца позволили изучить трехлетнюю программу за два года. В 1898 году Цандер зачислен в первый класс Рижского городского реального училища (самая близкая современная аналогия — колледж технических наук).

Параллельно с учебой в 1908 году он участвует в деятельности Первого Рижского студенческого общества воздухоплавания и техники полета, где строит планеры и пропагандирует идею полетов на аппаратах тяжелее воздуха.



1908 год, построенный обществом планер, Цандер слева

В 1909 году Цандера осеняет идея использования отработанных ступеней ракеты в качестве топлива. Крылатые аппараты и идея сжигания в ракетном двигателе металла будут заметны во всей его последующей работе. До сих пор человечество не достигло такого уровня, чтобы в полете разобрать предыдущую ступень и сжечь ее в двигателе последующей ступени, но идея безотходного космического полета в принципе верная.

В том же году было противостояние Марса. На волне интереса публики общество воздухоплавания активно и успешно занимается популяризацией астрономии. В 1910 году очень к месту появляется комета Галлея, а в 1912 году происходит солнечное затмение. Эти события также используются для популяризации.

В 1910 Цандер придумывает варианты космического лифта — станция, висящая в точке равного притяжения Земли и Луны, или даже соединение Земли и Луны тросом. Но расчеты неумолимы — лучшая сталь того времени не выдержит таких нагрузок. Сейчас, кстати, появились материалы, с которыми можно построить лунный космический лифт, и это не металлы, а кевлар/дайнема/арамид, из которых делают стропы.

В июне того же года Цандер предлагает использовать для движения космических аппаратов магнитное поле Земли. Эта идея сейчас успешно реализована — магнитное поле используют для ориентации спутников, и проводятся эксперименты с ускорением/торможением с опорой на него.

В 1912 году Цандер самостоятельно придумывает идею отбрасывания отработанных ступеней ракеты. Напоминаю, у Циолковского предлагался перелив топлива между отдельными кораблями. Только у Годдарда эта идея зафиксирована ранее (в 1909 году).

Результатом работы, ведущейся примерно с 1920 года, становится проект крылатого космоплана. В плотных слоях атмосферы он должен был использовать высокоэффективный поршневой двигатель, поднявшись в разреженные слои — переключиться на ракетный. На участке разгона основные крылья должны были втягиваться в корпус, разбираться и использоваться как топливо. У космоплана должны были остаться небольшие крылья для посадки обратно на Землю. В космосе предлагалось использовать солнечный парус. На каждом этапе полета работал бы наиболее эффективный двигатель, также максимально использовалось бы аэродинамическое качество аппарата.



Внешний вид космоплана Цандера



Афиша диспута

В 1927 году в Москве открылась первая Мировая выставка межпланетных аппаратов и механизмов. Выставка была небольшой и бюджетной, но это с лихвой компенсировалось эпичностью (тут подробнее с фото). Неподготовленному человеку казалось, что Вселенная уже в кармане. Увы, на выставке были представлены макеты проектов, которые в подавляющем большинстве еще не полетели, а до первого спутника оставалось целых тридцать лет. В углу комнаты был стенд Цандера.


К 1928 году относится проект составной ракеты со множеством боковых блоков с двигателями и емкостями с топливом.


В реальности он не воплотился, но подобные схемы часто создают в Kerbal Space Program, потому что они действительно эффективны. Когда в следующий раз будете играть в KSP, вспомните Цандера…


1930 год стал очень важным для инженера, ученого и конструктора. Фридрих Артурович начал работу над первым советским ракетным двигателем ОР-1. Из-за бюджетных ограничений он был создан на основе паяльной лампы, но обладал всеми признаками настоящего ракетного двигателя и развивал тягу до 5 кг.



Схема и внешний вид двигателя ОР-1

Двигатель работал на бензине и газообразном воздухе. Сопло специально не имело расширяющейся части для изучения процессов горения. Кроме бензина Цандер впоследствии экспериментировал со сжиганием металлов в этом двигателе. Также в дневниках есть информация об использовании разных экспериментальных сопел. Из-за того, что двигатель использовал газообразный воздух, иногда ошибочно предполагалось, что это был не жидкостной ракетный двигатель, а воздушно реактивный, но конструкция и методика испытаний однозначно говорят, что это был именно ЖРД.

Первые огневые испытания двигателя ОР-1 прошли 18 сентября 1930 года и стали большим событием для пионеров и энтузиастов советской космонавтики.

В начале 1931 года Цандер организует секцию реактивных двигателей при Бюро воздушной техники Центрального Совета Осоавиахима, которая затем превращается в ГИРД — Группу Изучения Реактивного Движения. Цандер возглавляет первую бригаду (двигатели). Четвертую бригаду (конструкции летательных аппаратов) возглавил С.П. Королев.


В 1931-32 годах Цандер, Королев и Борис Черановский работали над ракетопланом. Бесхвостые планеры Черановского, казалось, идеально подходили для установки ракетного двигателя.



Борис Черановский и Сергей Королев у планера БиЧ-8

Для аппарата готовился уже настоящий двигатель ОР-2 с проектной тягой 50 килограммов, охлаждением сопла водой, а камеры сгорания — газообразным кислородом.





Слева — ГИРД-09, первая ракета на гибридном топливе (желеобразный раствор канифоли с бензином), справа — ГИРД-Х, первая ракета с ЖРД, фото George Shuklin/Wikipedia

Большинство сотрудников ГИРД, в том числе и сам Королев, работали в подвале сперва на общественных началах по вечерам. Те, кто работал в вечернюю смену, приходили утром. Вот так однажды пришел утром в подвал конструктор Виктор Алексеевич Андреев и увидел сидящего над бумагами Цандера. Заметив Андреева, Фридрих Артурович спросил рассеянно:
— Что? Рабочий день уже кончился?
После этого Королев обнародовал устный приказ, согласно которому последний уходящий из руководителей бригад имел право уйти только вместе с Цандером.

Иногда Цандер вовсе забывал о семье, о доме. Тогда его насильно одевали в кожаное пальто с меховым воротником и отправляли домой. Но даже когда провожали до трамвайной остановки, он каким-то образом через полчаса опять прокрадывался в подвал. Л. К. Корнеев писал в своих воспоминаниях:

Уже после смерти Цандера начались испытания двигателя ОР-2, а осенью 1933 года полетела ракета ГИРД-Х. В память о нем назван кратер на обратной стороне Луны, улицы в нескольких городах бывшего СССР.

РОСКОСМОС-СПОРТ


Цандер Фридрих Артурович

Энциклопедия КОСМОНАВТИКА, издательство "Советская энциклопедия" 1985

Годы жизни и деятельности

1887, 23 августа - в семье рижского врача, доктора медицины Артура Константиновича Цандера и его жены, дочери саксонского камергера и музыканта Готшалька, Елены Цандер, родился мальчик, названный родителями Фридрихом. Он был в родительской семье четвертым ребенком.

1889 - рождение сестры Елены и смерть матери при родах. Детей воспитывал отец, увлекавшийся естественными науками и техникой. Родившийся в 1854 году в купеческой семье, он окончил Рижскую губернскую гимназию, затем, в 1881 году - Дерптский (ныне Тартуский) университет. Далее для продолжения образования он отправился в Вену, где защитил докторскую диссертацию, и, вернувшись в Ригу, начал заниматься врачебной практикой. Именно он своими рассуждениями о возможной разумной жизни на других планетах развил в любознательном мальчике стремление лететь к звездам. Рассказы отца о полетах Отто Лилиенталя и запуски воздушных змеев возбудили в мальчике мысль, нельзя ли добиться перелета на другие планеты. Эта мысль не оставляла Фридриха всю жизнь.

Мальчик любил читать. В доме отца была неплохая библиотека. Особенно нравились ему книги по астрономии и научно-фантастические, в частности, романы Жюля Верна.

1891 - женитьба отца на Берте Августовне Конради, двадцатилетней экономке, работавшей у них в доме и ставшей детям второй матерью. Вскоре родилась дочь Маргарита, ставшая сестрой ранее родившимся детям и особенно близкой - Фридриху.

1894 - поездка А.К. Цандера в Баку и закаспийские области России. Привезена уникальная коллекция пресмыкающихся и земноводных.

1896 - Фридрих Цандер определен в частное приготовительное училище, дававшее подготовку для поступления в реальное училище. Трехгодичный курс Фридрих преодолевает за два года (сказались старания отца)

1898 - Фридрих Цандер зачислен в первый класс Рижского городского реального училища, готовившего специалистов для промышленности и торговли.

1904, 30 января - гибель под поездом Роберта Цандера, старшего брата Фридриха. Отец приглашает жить в свой дом Вальтера Конради, младшего брата жены.

1905 - Фридрих Цандер заканчивает реальное училище первым учеником. В последнем классе Фридрих по рекомендации одного из преподавателей знакомится с трудом Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами". Это укрепило его в мысли вплотную заняться проблемой межпланетных полетов.

1905 - Фридрих Цандер поступает на первый курс механического отделения Рижского Политехнического института.

1905 - 1907 - Фридрих уезжает из Риги (администрация, напуганная революцией 1905 года, временно закрывает институт), заканчивает Высшее Королевское техническое училище в Данциге и лишь потом возвращается в "альма матер"

1908 организация при участии Цандера Первого Рижского студенческого общества воздухоплавания и техники полета, члены которого устраивали выставки летательных аппаратов, сами строили планеры и пропагандировали идею полета на устройствах тяжелее воздуха. В это же время Цандер задумывается над проблемами космической тематики.

1909 - Цандер высказывает мысль о возможности использования в качестве топлива отработавших частей самой ракеты.

1910 май - мысль о возможности соединения Земли и Луны тросом. Цандер делает математические выкладки, проводит расчет троса. Идея привлекла внимание в 60-е годы, появилась терминология "космический лифт". Сейчас в научной литературе существует много разработок различных космических тросов и буксиров. Июнь - идея использовать для движения космического корабля магнитное поле Земли.

1912, 18 сентября - Цандер приходит к доказательству возможности выхода космического аппарата на орбиту Солнца, используя известные виды топлива. Идея была доказана еще Циолковским, но Цандер пришел к этому самостоятельно! Работая над вопросами динамики такого полета, Цандер ранее Циолковского и Оберта приходит к весьма плодотворной идее отбрасывания отработавших ступеней. Лишь у американского пионера ракетной техники Роберта Годдарда эта идея зафиксирована ранее - в январе 1909 года (в 1914 году Годдард получает патент на проект двухступенчатой твердотопливной ракеты). Параллельно Цандер приходит к мысли о возможности сжигания отработанных ступеней (в общем случае он эту мысль высказывал еще в 1909 году). В настоящее время, правда, считается более выгодным возврат дорогостоящих ракетных ступеней на Землю, хотя идея использовать в качестве вторичного топлива другие металлоконструкции вызвала большой интерес и находит практическую реализацию на твердотопливных ракетах.

1914 - после окончания института Цандер поступает на завод "Проводник", являвшийся отраслевым гигантом того времени и выпускавший различные резиновые изделия. Цандер и здесь остался верен себе - диплом с отличием давал ему право самому выбрать место работы и он решил изучить производство и свойства резины, чтобы в дальнейшем применить эти знания для космических нужд!

1915 - в связи с приближением фронта к Риге завод со всем персоналом эвакуируется в Москву

1915 - 1917 - Цандер проводит эксперименты по "оранжерее авиационной легкости" или, выражаясь современным языком, по системе жизнеобеспечения. Он выращивает в древесном угле горох, капусту и другие овощи.

1919 - Цандер переходит работать на авиационный завод "Мотор"

1922 - 1923 - Фридрих Цандер получает длительный отпуск и напряженно работает дома. В отпускном свидетельстве, выданном ему, сказано:". отпуск предоставляется для разработки проекта аэроплана для вылета из земной атмосферы и двигателя к нему". Чтобы помочь изобретателю, рабочие завода "Мотор" отчислили из своей зарплаты его 2-хмесячный заработок.

1924 - 1925 - серия поездок с лекциями в Ленинград, Рязань, Тулу, Харьков, Саратов.

1926, октябрь - Цандер начинает работу в Центральном конструкторском бюро Авиационного треста.

1927, февраль в Москве на Тверской улице открылась первая Мировая выставка межпланетных аппаратов и механизмов. Выставлены экспонаты по работам Р.Х. Годдарда, Н.И. Кибальчича, Г. Оберта, Ф.А. Цандера, К.Э. Циолковского, Р. Эсно-Пельтри и других.


Ракетными проблемами Цандер по-прежнему занимается дома, в нерабочее время. Цандер строит первый ракетный двигатель ОР-1 из обыкновенной паяльной лампы. Одновременно инженер-ученый работает над теоретическими вопросами межпланетных полетов. Он ставит проблемы: использования гравитационных полей Солнца и планет для изменения скорости движения ракеты, (Сейчас это получило название гравитационного, или пертурбационного маневра, и широко применяется на практике), использования давления солнечного света для обеспечения транспортировки грузов в космосе ("солнечный парус"), жизнеобеспечения в космосе и противометеоритной защиты, создания пакетной схемы ракет (реализована в несколько иной форме в ракете-носителе "Восток"), нахождения энергетически оптимальных траекторий перелета к другим планетам (сейчас они известны под названием траекторий Гомана и модифицированных траекторий Крокко).

1930 март - начало преподавательской деятельности Цандера в Высшем аэромеханическом училище (ныне Московский авиационный институт), образованном из аэромеханического факультета МВТУ и одного из факультетов Московского механического института имени М.В. Ломоносова. Декабрь - Цандер переходит работать в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ)

1931 май - Цандер организует секцию реактивных двигателей при Бюро воздушной техники Центрального Совета Осоавиахима. 2-я половина - cекция преобразована в Группу изучения реактивного движения (ГИРД). Председатель - Цандер, председатель технического совета - С.П. Королев


1932 апрель - создана производственная часть ГИРДа, выделено помещение на Садово-Спасской улице, штаты. Цандер переходит на постоянную работу в ГИРД. 1 мая - начальником ГИРДа назначен С.П. Королев. Работы развернулись полным ходом. В короткие сроки был создан двигатель ОР-2. Именно он впоследствии послужил прототипом двигателя для германской ракеты "Фау-2". Но Цандеру уже не суждено было участвовать в испытании ракеты ГИРД-Х, оснащенной этим двигателем.

Чрезмерное напряжение, работа буквально на износ, вызвали сильное переутомление. По настоянию коллектива и врачей Ф.А. Цандер уехал отдыхать и лечиться в Кисловодск. По дороге он заразился брюшным тифом. Ослабленный организм не справился с болезнью и талантливейший инженeр-конструктор скончался на 46-м году жизни.

1933, 28 марта - смерть Ф.А.Цандера в Кисловодске.

В том же 1933 году в Подмосковье состоялся запуск первых двух советских ракет. На одной из них стоял двигатель Цандера. Так было положено начало практическому исследованию космоса в России. И роль Фридриха Артуровича Цандера состоит в том, что он был первым в нашей стране инженером, подчинившим свою практическую деятельность решению задач, связанных с осуществлением космических полетов.

Читайте также: