Французское вокальное искусство 19 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

Цель курса – изучение истории русской и западноевропейской музыки XIX в.; знакомство с творчеством выдающихся композиторов и художественных национальных школ рассматриваемого периода; изучение важнейших памятников музыкально-исторической и теоретической мысли; анализ основных форм и жанров профессионального творчества; изучение особенностей музыкальной жизни на фоне событий того времени.

Задачи курса–знакомство с творчеством выдающихся композиторов и художественными направлениями первой половины XIX в., анализ выдающихся произведений этой эпохи.

Требования к уровню освоения курса

Основная форма учебных занятий – практические занятия. Текущий контроль усвоения знаний осуществляется путем оценки рефератов, исследовательских и контрольных работ.

Студенты должны изучить музыкальную литературу и стилистику музыки первой половины XIX в., уметь отличать ее от музыки других периодов, овладеть разными методами анализа музыкальных произведений данного периода.

Самостоятельная работа студентов по освоению теоретического материала обеспечивается вопросами для самоконтроля по каждой теме.

Формами самостоятельной работы студентов могут быть: написание научных рефератов и докладов; выполнение контрольных работ и др.

Контроль знаний студентовосуществляется путем опроса на практических занятиях, написания контрольных работ, проведения итогового зачета по окончании курса.

Семестр Практические занятия, ч Самостоятельная работа, ч Всего, ч Форма отчетности, ч
IV Зачет
Всего, ч

II. Тематический план учебной дисциплины

Наименование тем Практические занятия, ч Самостоятельная работа, ч Всего, ч
1.Музыкальный романтизм. Музыкальная культура Германии первой половины XIX в.
2. Музыка Франции первой половины XIX в.
3. Музыка Италии первой половины XIX в.
4. Русское музыкальное искусство первой половины XIX в.
Всего, ч

Программа курса

Тема 1. Романтизм в музыке. Музыкальная культура Германии

Первой половины XIX в.

Тема 2. Музыка Франции первой половины XIX в.

Обзор политической ситуации от революции до Третьей республики и ее влияние на искусство. Франция и венская классика. Процессы взаимодействия французской и немецкой музыки. Роль французской салонной музыки в Германии и России.

Гектор Берлиоз (1803–1869) и его роль в культуре французского романтизма. Круг тем и образов в творчестве Берлиоза; воплощение сюжетов У. Шекспира, В. Гете, Д. Байрона. Революционно-героические темы. Программные симфонические произведения Берлиоза. Своеобразие программности. Особенности композиции, трактовка цикла, принцип лейттематизма, своеобразие мелодического и гармонического письма, темброво-колористическое обогащение оркестра. Историческое значение достижений Берлиоза в области инструментовки.

Фридерик Шопен (1810–1849) в Париже. Значение искусства Шопена в польской и мировой музыке. Тема Родины в его творчестве. Шопен и европейская музыкальная культура. Связи его с деятелями французской культуры. Особенности стиля Шопена. Новаторство в трактовке разнообразных жанров фортепианной музыки и их форм.

Национально-романтическая школа в музыке Франции была подготовлена отдельными явлениями, развивающимися на протяжении четверти века, преимущественно в опере.

В годы наполеоновской диктатуры (Консульство и Империя — с 1799 по 1814-й) французская музыка в целом находилась в состоянии творческого застоя.

* Пушечная канонада, дефилирование войск с участием лошадей и даже слонов; тысячи статистов часто использовались в этих операх.

В 10—20-х годах, совпадающих в целом с эпохой реставраций Бурбонов (1815—1830), большая опера академизировалась и зако­стенела. Большое распространение получила комическая опера. Многие десятки произведений в этом жанре, принадлежащие Изуару, Буальдьё, Оберу, были с успехом поставлены на парижской сцене. Но комический театр утратил свойственные ему прежде идейную направленность и социальную остроту. Пафос обличения, патетика больших чувств сменились в нем развлекательностью и сентиментальностью. Большую роль в музыкально-выразительных приемах комической оперы начал играть романс.

Это был характерно французский лирический песенный жанр полубытового, полупрофессионального характера, который зародился еще в середине XVIII века. Но особенное развитие он полу­чил в салонной музыке послереволюционного периода, когда и приобрел свойственные ему сентиментальные черты.

И только в период предреволюционного подъема в конце 20-х годов, когда в литературе и драме Франции сложились передовые романтические направления, французская музыка начала выходить из состояния творческого застоя.

В самой музыке были заложены черты, резко отличавшие ее от великолепия и торжественности старых героических жанров. Кар­тина рыночной площади в Неаполе и красочная живописная та­рантелла внесли опоэтизированные народно-жанровые элементы. Развитые симфонические эпизоды, комментирующие чувства герои­ни *,

* Немая героиня оперы, партию которой исполняла знаменитая балерина Тальони, изъяснялась только мимически.

В этот период в Париже прославились два художника: Бер­лиоз и Мейербер. Гениальный Берлиоз в ярко индивидуальной ма­нере обобщил характерные черты современной ему французской художественной культуры и создал на этой основе национальное французское направление симфонизма. Почти одновременно с ним, и не без его влияния, Мейербер утвердил национально-романтиче­скую школу в оперном искусстве Франции.

Цель курса – изучение истории русской и западноевропейской музыки XIX в.; знакомство с творчеством выдающихся композиторов и художественных национальных школ рассматриваемого периода; изучение важнейших памятников музыкально-исторической и теоретической мысли; анализ основных форм и жанров профессионального творчества; изучение особенностей музыкальной жизни на фоне событий того времени.

Задачи курса–знакомство с творчеством выдающихся композиторов и художественными направлениями первой половины XIX в., анализ выдающихся произведений этой эпохи.

Требования к уровню освоения курса

Основная форма учебных занятий – практические занятия. Текущий контроль усвоения знаний осуществляется путем оценки рефератов, исследовательских и контрольных работ.

Студенты должны изучить музыкальную литературу и стилистику музыки первой половины XIX в., уметь отличать ее от музыки других периодов, овладеть разными методами анализа музыкальных произведений данного периода.

Самостоятельная работа студентов по освоению теоретического материала обеспечивается вопросами для самоконтроля по каждой теме.

Формами самостоятельной работы студентов могут быть: написание научных рефератов и докладов; выполнение контрольных работ и др.

Контроль знаний студентовосуществляется путем опроса на практических занятиях, написания контрольных работ, проведения итогового зачета по окончании курса.

Семестр Практические занятия, ч Самостоятельная работа, ч Всего, ч Форма отчетности, ч
IV Зачет
Всего, ч

II. Тематический план учебной дисциплины

Наименование тем Практические занятия, ч Самостоятельная работа, ч Всего, ч
1.Музыкальный романтизм. Музыкальная культура Германии первой половины XIX в.
2. Музыка Франции первой половины XIX в.
3. Музыка Италии первой половины XIX в.
4. Русское музыкальное искусство первой половины XIX в.
Всего, ч

Программа курса

Тема 1. Романтизм в музыке. Музыкальная культура Германии

Первой половины XIX в.

Тема 2. Музыка Франции первой половины XIX в.

Обзор политической ситуации от революции до Третьей республики и ее влияние на искусство. Франция и венская классика. Процессы взаимодействия французской и немецкой музыки. Роль французской салонной музыки в Германии и России.

Гектор Берлиоз (1803–1869) и его роль в культуре французского романтизма. Круг тем и образов в творчестве Берлиоза; воплощение сюжетов У. Шекспира, В. Гете, Д. Байрона. Революционно-героические темы. Программные симфонические произведения Берлиоза. Своеобразие программности. Особенности композиции, трактовка цикла, принцип лейттематизма, своеобразие мелодического и гармонического письма, темброво-колористическое обогащение оркестра. Историческое значение достижений Берлиоза в области инструментовки.

Фридерик Шопен (1810–1849) в Париже. Значение искусства Шопена в польской и мировой музыке. Тема Родины в его творчестве. Шопен и европейская музыкальная культура. Связи его с деятелями французской культуры. Особенности стиля Шопена. Новаторство в трактовке разнообразных жанров фортепианной музыки и их форм.



Вторая половина XIX столетия – время высшего расцвета европейской оперы. Основу мирового оперного репертуара с тех пор и доныне составляет созданное в те несколько десятилетий. Столь же очевидно и то, что именно на это время приходятся вершины развития ведущих национальных оперных школ: Италия – Дж. Верди, Германия – Р. Вагнер, Франция – создатели лирической оперы (прежде всего, Ш. Гуно и Ж. Бизе), Россия – П.И. Чайковский, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский и Н.А. Римский-Корсаков.

Для оперного процесса второй половины XIX века характерно многообразие художественно-стилевых направлений, широчайший спектр выдвинутых разновидностей оперного спектакля, интенсивное раздвижение жанровых форм и выразительных средств.
Жанровая разновидность французской оперы, сложившаяся во 2-й половине XIX в. - лирическая опера (opera lyrique). Она генетически связана преимущественно с наследием комической оперы. Во французской музыке 2-й половины XIX в. лиризация была типичной для большой и комической оперы, оперетты.

Эта характерная тенденция времени означала в оперном искусстве тягу к углублению психологического начала, интерес к личности человека и его интимному миру, в противовес историко-героическим и легендарным сюжетам, приподнято-романтическим образам большой оперы. Внутри большой оперы она сказалась в поздних операх Дж. Мейербера, в оперетте проявилась сентиментальнизмом в некоторых произведениях крупнейших её представителей.

Гектор Берлиоз (1803 – 1869)



Шарль Гуно (1818 – 1893)


Читайте также: