Форсированное строительство социализма индустриализация коллективизация культурная революция кратко

Обновлено: 03.07.2024

Осуществление грандиозной индустриализации требовало перестройки аграрного сектора. В западных странах аграрная революция предшествовала революции в промышленности, а потому в целом было легче снабжать продуктами городское население. В СССР оба эти процесса происходили одновременно. При этом как важнейший канал пополнения финансовых ресурсов для нужд индустриализации была деревня. Коллективизация - замена системы мелкособственнического крестьянского хозяйства крупными обобществленными сельхоз производителями. Мелкие и частные хозяйства заменяются крупными. В конце декабря 29г. Сталин объявил о конце НЭПа и переходе к политике ликвидации кулачества как класса. В деревне происходили два взаимосвязанных процесса: создание колхозов и раскулачивание. Ликвидация кулацких хозяйств имела своей целью, прежде всего, обеспечить колхозам материальную базу. Ликвидация кулаков лишала деревню предприимчивых независимых крестьян и подрывала дух сопротивления. Судьба раскулаченных должна была служить примером остальным, тем, кто не желал добровольно идти в колхоз. Кулаков выселяли семьями, а наиболее активных антисоветчиков отправляли в концлагеря. Каждый район получил норму коллективизации (100%) и раскулачивания (в среднем 5-7%). Но местные власти по примеру первых пятилеток старались ее перевыполнить. Во многих районах крестьянство оказывало сопротивление массовому раскулачиванию, происходили крестьянские волнения. Но чаще всего крестьяне применяли пассивные формы протеста: отказывались от вступления в колхозы, уничтожали в знак протеста инвентарь и скот. Все это повлекло к невиданному голоду в 32-33г. В значительной степени он был спровоцирован политикой власти. Руководство страны, пытаясь скрасить масштабы трагедии, запретило упоминать о нем в средствах массовой информации. Несмотря на голод за границу было вывезено 18млн. центнеров зерна для получения валюты на нужды индустриализации. Всю вину за создавшееся положение Сталин возложил на исполнителей и местных работников.

Политика сплошной коллективизации привела к катастрофическим результатам: за пятилетку валовое производство зерна сократилось на 10%. Однако Сталин праздновал победу: несмотря на сокращение производства зерна, его государственные поставки увеличились в 2 раза. Коллективизация создала необходимые условия для осуществления планов индустриализационного скачка. Она предоставила в распоряжение города, огромное количество рабочих рук, попутно ликвидировав аграрное перенаселение. Она позволила, при значительном уменьшении числа занятых, поддерживать производство сельхоз продукции на уровне, не допускавшем длительного голода. Она обеспечила промышленность необходимым сырьем. Коллективизация уничтожила последний островок рыночной экономики – частнособственническое хозяйство. Централизация внутренних источников позволила достичь невиданных результатов в области промышленного производства. По ряду направлений было преодолено качественное отставание советской промышленности. Созданный потенциал позволил накануне и в годы ВОВ развернуть многоотраслевой военный комплекс. Но скачок в развитии тяжелой промышленности был куплен ценой отставания др. отраслей экономики (легкой промышленности и аграрного сектора). В стране утвердилась командно-административная хозяйственная модель.

Внешняя политика ссср в 1920-е – начале 1940 годов. Проблема создания системы коллективной безопасности.

Начиная с 1931г. советская дипломатическая деятельность заметно оживляется. Индустриально развитые страны, приживающие экономический кризис проявляют интерес к улучшению отношений с СССР . И хотя переговоры, начатые в 1931г., шли с большим трудом, уде в начале 1932г. были подписаны пакты о ненападении с Финляндией, Латвией, Эстонией, Францией. Приход к власти парламентским путем фашистов в Германии (январь 1933г.) меняет обстановку. Главная идея нового курса СССР создать систему коллективной безопасности всех европейских стран. Новый курс позволил советской дипломатии добиться определенных успехов. СССР признали США, Чехословакия, Румыния. В 1934г. СССР был принят в Лигу Наций.

Выравнивание уровней отсталых народов. Образование СССР объединило усилия народов по восстановлению и развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. В ходе национально-государственного строительства проводилась политика подтягивания отсталых национальных регионов, достижения фактического равенства между ними. С этой целью из РСФСР в Среднюю Азию и Закавказскую республику переводились фабрики, заводы с оборудованием и частью квалифицированных кадров. Сюда выделялись ассигнования на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию. В бюджеты других республик делались большие налоговые отчисления.

Социально-культурное значение. Имелись определенные позитивные результаты национальной политики Советского правительства в области культуры, образования, системы здравоохранения в республиках. В 20-30-е гг. создаются национальные школы, театры, широко издаются газеты, литература на языках народов СССР. Некоторые народы впервые получают разработанную учеными письменность. Решались вопросы здравоохранения. Так, если на Северном Кавказе до 1917 г. имелось 12 больниц и только 32 врача, то к 1939 г. только в Дагестане работало 335 врачей (из которых 14% являлись представителями коренной национальности). Союз народов СССР явился одним из источников победы над фашизмом в 1941-1945 гг.

Влияние административно-командной системы на национальную политику. На деле суверенитет союзных республик оставался номинальным, поскольку реальная власть в них концентрировалась в руках комитетов РКП(б). Ключевые политические, хозяйственные решения принимались центральными партийными органами, которые были обязательными для республиканских. Интернационализм в его практической реализации стал рассматриваться как право игнорирования национальной самобытности и культуры народов. Был поставлен вопрос об отмирании по пути продвижения к коммунизму национально-языкового многообразия. Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов. При этом от борьбы с национализмом страдали не только народы СССР, но в неменьшей степени сам русский народ. Административные, унитаристские тенденции национальной политики СССР создавали почву для формирования потенциальных очагов будущих межнациональных конфликтов. Одновременно Советское руководство добивалось пресечения сепаратистских тенденций в национальных регионах путем создания там местной бюрократии с предоставлением ей видимой самостоятельности при реальном жестком контроле со стороны центральной власти.

Образование многонационального союзного государства отвечало многим культурным и историческим традициям народов, проживавших на территории бывшей Российской империи. Создание СССР способствовало также укреплению геополитического положения нового государства в рамках мирового сообщества. Однако первоначальная приверженность большевиков идеям унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии государственности, которое после 1936 г. осуществлялось уже в рамках оформившейся административной системы. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

Вопрос № 13Форсированное строительство социализма: индустриализация, коллективизация, культурная революция.


В 1928 г. с НЭП было покончено. Сталинское руководство перешло к форсированному строительству социализма. Оно поставило цель ускоренно осуществить индустриализацию страны и массовую коллективизацию сельского хозяйства.

Курс на социалистическую индустриализацию был задан еще XIV съездом ВКП(б), состоявшимся в декабре 1925 г. Этот курс проводился в жизнь в годы предвоенных пятилеток. Приоритет отдавался тяжелой промышленности и ее сердцевине – машиностроению. На этой основе планировалось осуществить реконструкцию всех отраслей народного хозяйства, укрепить обороноспособность страны и обеспечить экономическую независимость СССР.




Индустриализация страны обеспечила Советскому Союзу экономическую самостоятельность, создала условия для реконструкции всех отраслей народного хозяйства, укрепила обороноспособность, способствовала количественному и качественному росту рабочего класса и научно-технической интеллигенции.

Ускоренными темпами осуществлялась и массовая коллективизация сельского хозяйства. Она проводилась насильственно, с применением мер террора и беззакония. В течение 1930-1931 гг. было выселено в отдаленные районы страны 381 тыс. кулацких семей.

Несмотря на то, что коллективизация проходила болезненно, при серьезных перегибах и ошибках в темпах и методах ее осуществления, она способствовала росту производительности труда, увеличению объемов сельскохозяйственного производства, обеспечила возможность создания надежного продовольственного фонда, что имело немаловажное значение для экономической победы в Великой Отечественной войне.

Но вместе с тем массовая коллективизация привела к значительному изменению уклада жизни крестьянства, подчинив его командно-волевым методам сталинского режима.

Высшим органом государственной власти (вместо съезда) стал Верховный Совет, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, а в период между его сессиями – Президиум Верховного Совета. Изменилось также избирательное право: выборы стали всеобщими, равными и прямыми при тайном голосовании.

Конституция СССР 1936 г. являлась скорее демократическим фасадом тоталитарного государства, чем отражением реальности. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что именно на 1936-1938 гг. приходится пик массовых сталинских репрессий. Именно в эти годы по приказу Сталина были проведены громкие судебные политические процессы.

Значение образования СССР

Выравнивание уровней отсталых народов. Образование СССР объединило усилия народов по восстановлению и развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. В ходе национально-государственного строительства проводилась политика подтягивания отсталых национальных регионов, достижения фактического равенства между ними. С этой целью из РСФСР в Среднюю Азию и Закавказскую республику переводились фабрики, заводы с оборудованием и частью квалифицированных кадров. Сюда выделялись ассигнования на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию. В бюджеты других республик делались большие налоговые отчисления.

Социально-культурное значение. Имелись определенные позитивные результаты национальной политики Советского правительства в области культуры, образования, системы здравоохранения в республиках. В 20-30-е гг. создаются национальные школы, театры, широко издаются газеты, литература на языках народов СССР. Некоторые народы впервые получают разработанную учеными письменность. Решались вопросы здравоохранения. Так, если на Северном Кавказе до 1917 г. имелось 12 больниц и только 32 врача, то к 1939 г. только в Дагестане работало 335 врачей (из которых 14% являлись представителями коренной национальности). Союз народов СССР явился одним из источников победы над фашизмом в 1941-1945 гг.

Влияние административно-командной системы на национальную политику. На деле суверенитет союзных республик оставался номинальным, поскольку реальная власть в них концентрировалась в руках комитетов РКП(б). Ключевые политические, хозяйственные решения принимались центральными партийными органами, которые были обязательными для республиканских. Интернационализм в его практической реализации стал рассматриваться как право игнорирования национальной самобытности и культуры народов. Был поставлен вопрос об отмирании по пути продвижения к коммунизму национально-языкового многообразия. Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов. При этом от борьбы с национализмом страдали не только народы СССР, но в неменьшей степени сам русский народ. Административные, унитаристские тенденции национальной политики СССР создавали почву для формирования потенциальных очагов будущих межнациональных конфликтов. Одновременно Советское руководство добивалось пресечения сепаратистских тенденций в национальных регионах путем создания там местной бюрократии с предоставлением ей видимой самостоятельности при реальном жестком контроле со стороны центральной власти.

Образование многонационального союзного государства отвечало многим культурным и историческим традициям народов, проживавших на территории бывшей Российской империи. Создание СССР способствовало также укреплению геополитического положения нового государства в рамках мирового сообщества. Однако первоначальная приверженность большевиков идеям унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии государственности, которое после 1936 г. осуществлялось уже в рамках оформившейся административной системы. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

Вопрос № 13Форсированное строительство социализма: индустриализация, коллективизация, культурная революция.


В 1928 г. с НЭП было покончено. Сталинское руководство перешло к форсированному строительству социализма. Оно поставило цель ускоренно осуществить индустриализацию страны и массовую коллективизацию сельского хозяйства.

Курс на социалистическую индустриализацию был задан еще XIV съездом ВКП(б), состоявшимся в декабре 1925 г. Этот курс проводился в жизнь в годы предвоенных пятилеток. Приоритет отдавался тяжелой промышленности и ее сердцевине – машиностроению. На этой основе планировалось осуществить реконструкцию всех отраслей народного хозяйства, укрепить обороноспособность страны и обеспечить экономическую независимость СССР.

Индустриализация страны обеспечила Советскому Союзу экономическую самостоятельность, создала условия для реконструкции всех отраслей народного хозяйства, укрепила обороноспособность, способствовала количественному и качественному росту рабочего класса и научно-технической интеллигенции.

Ускоренными темпами осуществлялась и массовая коллективизация сельского хозяйства. Она проводилась насильственно, с применением мер террора и беззакония. В течение 1930-1931 гг. было выселено в отдаленные районы страны 381 тыс. кулацких семей.

Несмотря на то, что коллективизация проходила болезненно, при серьезных перегибах и ошибках в темпах и методах ее осуществления, она способствовала росту производительности труда, увеличению объемов сельскохозяйственного производства, обеспечила возможность создания надежного продовольственного фонда, что имело немаловажное значение для экономической победы в Великой Отечественной войне.

Но вместе с тем массовая коллективизация привела к значительному изменению уклада жизни крестьянства, подчинив его командно-волевым методам сталинского режима.

Высшим органом государственной власти (вместо съезда) стал Верховный Совет, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, а в период между его сессиями – Президиум Верховного Совета. Изменилось также избирательное право: выборы стали всеобщими, равными и прямыми при тайном голосовании.

Конституция СССР 1936 г. являлась скорее демократическим фасадом тоталитарного государства, чем отражением реальности. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что именно на 1936-1938 гг. приходится пик массовых сталинских репрессий. Именно в эти годы по приказу Сталина были проведены громкие судебные политические процессы.

Восстановив народное хозяйство. СССР к концу 20-х г.г. оказался на той же начальной стадии индустриального преобразования экономики, на которой Россия была накануне мировой войны. В фабрично-заводской промышленности производилось лишь 20—25% национального дохода, тогда как сельское хозяйство давало около 50%. И в городе, и в деревне абсолютное большинство трудящихся было занято тяжелым ручным трудом. Курс на индустриализацию, взятый в декабре 1925 г. XIV съездом ВКП(б), отвечал как историческим задачам страны, так и практическим задачам большевиков. Две войны, проигранные Россией с начала века, отбрасывали ее на периферию мировой политики. Лишь индустриализация давала России возможность встать вровень с промышленно развитыми странами. С другой стороны, она позволяла укрепить и расширить социальную базу большевиков, которой являлся современный фабрично-заводской рабочий класс.

Свертывание рыночных отношений периода НЭПа и переход к сверхцентрализованному управлению народного хозяйства отвечали общемировой тенденции конца 1920-х - 1940-х гг. к огосударствлению экономики, проявившейся не только в тоталитарных (Италия, Германия), но и в демократических странах Запада (США, Франция). Классическими примерами этатизационной политики являются Новый курс Рузвельта, режим санации в Польше, рост государственного сектора в экономике Франции.

Рост промышленного производства в 1930-е г.г. в среднем составлял 15-18% в год, несмотря на авантюристическую попытку увеличить его в 1930-1931 гг. в два раза. Столь высокие темпы роста были обеспечены как низким стартовым уровнем, так и командным методом руководства плановой экономикой. Рыночные стимулы не могли обеспечить такого промышленного рывка. Тем не менее плановые рубежи пятилеток не были достигнуты, несмотря на официальные заявления об успешном и досрочном выполнении пятилеток в области промышленного производства.

Форсированная индустриализация позволила СССР достичь экономической независимости от Запада по стратегическим поставкам. По производству электроэнергии, угля, нефти, чугуна, стали, цемента, древесины СССР обогнал Германию, Англию, Францию или вплотную приблизился к ним. Но по производству главнейших видов промышленной продукции на душу населения Советский Союз значительно отставал от этих стран.

В процессе индустриализации в экономике образовались серьезные диспропорции между обрабатывающей и добывающей промышленностью, между тяжелой и легкой промышленностью, между промышленностью и сельским хозяйством. В конце 30-х г.г. И.В.Сталин заявил о превращении СССР из аграрной в индустриальную страну.

2. Коллективизация сельского хозяйства

Коллективизация сельского хозяйства СССР являлась процессом объединения мелких единоличных крестьянских хозяйств в крупные коллективные путем производственного кооперирования.

Начало сплошной коллективизации. 1929 г.

В конце января — начале февраля 1930 г. ЦК ВКП(б), ЦИК и СНК СССР приняли еще два постановления и инструкцию о ликвидации кулачества. Оно делилось на три категории: террористы, сопротивляющиеся и остальные. Все подлежали аресту или ссылке с конфискацией имущества. «Раскулачиванием стало составной частью процесса коллективизации.

К концу 30-х гг. колхозы объединяли более 90% крестьян. Колхозы обслуживались сельскохозяйственной техникой, которая была сосредоточена на государственных машинно-тракторных станциях (МТС).

Курс на максимальное извлечение сельхозпродукции из деревни привел в 1932-1933 гг. к смертному голоду во многих сельскохозяйственных районах страны. Официальных данных о жертвах искусственного голода нет. Современные российские историки их численность оценивают по-разному: от 3 до 10 млн. человек.

Развитие культуры в 30-е годы

30-е гг. — один из самых противоречивых периодов в истории не только политического, экономического, но и культурного развития Советского государства. В области образования, прежде всего, продолжалась борьба с неграмотностью. Всеобщее обязательное начальное обучение в целом по стране было осуществлено к концу второй пятилетки (1937 г.). В 1937 г. в городах было введено всеобщее обязательное семилетнее (неполное среднее) образование, а в 1939 г. поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию (десятилетке). Однако обучение в старших классах стало с 1940 г. платным (300 руб. в год). Это переключило интерес большинства городской молодежи с общеобразовательной школы на ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), готовившие кадровые резервы квалифицированной рабочей силы.

В высшем образовании с 1932 г. упор был сделан на качество и фундаментальность подготовки специалистов. Были восстановлены вступительные Экзамены в вузы, бригадно-лабораторный метод обучения заменен лекционно-семинарским, коллективная ответственность за качество учебы — индивидуальной. Отменялись партийные мобилизации на учебу в вузы (парттысячники), бронирование мест для женщин, социальные ограничения при приеме в вузы и; наконец, знаменитые рабфаки. Для повышения ответственности и роли преподавателей в учебном процессе СНК установил в 1934 г. ученые степени и звания.

В 1930-е гг, главной особенностью развития науки стал крутой поворот к нуждам экономического развития страны. Как и прежде, главным научным центром страны была Академия наук СССР, филиалы которой с 1932 г. стали создаваться в столицах союзных республик. Более тысячи научно-исследовательких институтов АН СССР и хозяйственных наркоматов разрабатывали основные научно-технические проблемы, предусмотренные государственными планами.

Значительных успехов достигло также советское авиастроение (разработка конструкции цельнометаллического самолета А.Н.Туполевым и др.), однако в конце 1930-х гг. многие ученые и в том числе авиаконструкторы, были арестованы. Некоторые из них продолжили свои работы в заключении в сцециальных лабораториях системы НКВД.

В 1937-1938 гг. резкой критике была подвергнута научная историческая школа умершего в 1932 г. академика М.Н.Покровского. Его имя было снято с названия Московского государственного университета, которому в 1940 г. присвоили имя М.В.Ломоносова.

Во второй половине 1930-х г.г. резко усилился процесс политизации и идеологизации советской науки. В научных дискуссиях стали активно использовать политические ярлыки. Оппоненты часто лишались не только работы по специальности, но свободы и жизни. Президент ВАСХНИЛ Н.И .Вавилов в 1935 г. был отстранен от руководства академией и вскоре арестован. Два последующих президента были расстреляны, а ВАСХНИЛ возглавил Т.Д.Лысенко, пообещавший Сталину решить зерновую проблему путем выведения ветвистой пшеницы.

Литература и искусство

В 1936-1937 гг. развернулась борьба с формализмом в литературе и искусстве. Новаторство в музыкальном и театральном искусстве осуждалось; современная драма, сатира, любовная лирика фактически запрещались; неполитические темы сворачивались. В книгах, фильмах, пьесах, музыке господствовала военная тема.

49 Мировой экономический кризис конца 1920-х – начала 1930-х гг.: варианты преодоления.

Общемировой кризис 1929 - 1933 гг. Пути выхода из него разных стран. Наступление фашизма и усиление угрозы мировой войны

Сущность и характерные черты общемирового кризиса 1929—1933 гг. Экономический подъем 20-х годов в странах Европы и Америки сменился в 1929 году тяжелым кризисом. Необходимо отметить, что периодические кризисы “ это необходимое и неизбежное явление для государств с рыночной экономикой. Их причиной является конфликт между производством и потреблением, выражающийся в кризисе перепроизводства. В основе послевоенной стабилизации лежала восстановительная тенденция — завершение восстановления неизбежно привело к перенасыщению рынка. По мнению ряда экономистов (Кондратьев) экономический кризис 1929-1933 гг. был необычным: он совпал со структурным кризисом, связанным с изменением технологий.

В итоге данный экономический кризис стал крупнейшим за всю историю капитализма. Объем промышленного производства в западных странах упал примерно на 38 % (в США на 53 %). На треть сократились сельскохозяйственное производство и мировая торговля. Кризис породил массовую безработицу, что создало опасность спонтанных бунтов, восстаний. Традиционные средства выхода из кризиса не работали, поэтому перед политическими элитами стран мира встала задача изменения социальных функций: они постепенно осознают ограниченность позитивного потенциала чисто либеральной экономической модели и подходят к мысли о необходимости создания государственного механизма экономического регулирования.

Некоторые политические деятели стран Запада использовали теорию кейнсианства. С начала 30-х годов в развитых странах усиливается вмешательство государства в экономическую сферу — государство встраивается в сам процесс общественного воспроизводства в качестве его важнейшего структурного звена. Этот феномен принимал различные формы, которые зависели от конкретных исторических условий каждой отдельной страны.

1) в промышленности: принудительное картелирование предприятий (более крупные поглощали более мелких, неконкурентноспособные предприятия оказались вытесненными с рынка); составлялись кодексы честной конкуренции, в рамках которых регламентировался объем производства, минимальный уровень цен, распределялись рынки сбыта продукции;

2) в сельском хозяйстве государство стремилось добиться повышения цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличить доходы фермеров. С этой целью власти осуществляли сокращение посевных площадей и поголовья скота, согласившиеся на эти меры фермеры получали компенсацию. Некоторые фермеры получили государственные дотации;

3) в финансовой сфере: сокращение и реорганизация банковской системы, девальвация доллара, контроль над выпуском бумажных денег и ценных бумаг;

4) значительные сдвиги произошли и в сфере трудовых отношений: рабочие получили право на заключение коллективных договоров и организацию профсоюзов на предприятиях. Наемным работникам предоставлялись определенные социальные гарантии: в законодательном порядке фиксировались минимальный уровень заработной платы и максимальная продолжительность рабочего дня. В целях борьбы с безработицей организуется специальная администрация общественных раб

Решение об индустриализации было принято в 1925 г. на XIV съезде партии. Ее задача — сделать СССР независимой в промышленном отношении страной и позволить ему на равных противостоять западным капиталистическим державам. Средства для развития промышленности (прежде всего тяжелой) дала коллективизация, упростившая изъятие хлеба у крестьян. Многие из них бежали в города и готовы были работать за нищенскую плату. Активно использовался даровой труд заключенных. За гроши распродавались за границу (в основном в США) шедевры искусства. Западных инвестиций почти не было из-за отказа СССР платить царские долги.

В 1929-1932 гг. состоялась первая пятилетка, в 1933-1937 гг.— вторая. Были реконструированы старые предприятия и построены сотни новых. Важнейшие стройки — Магнитогорский металлургический комбинат (Магнитка), Днепровская ГЭС (Днепрогэс), Беломоро-Балтийский канал (Беломорканал), Челябинский, Сталинградский, Харьковский тракторные заводы, Туркестано-Сибирская железная дорога (ТуркСиб) и др. Планы были завышены, сроки чрезмерно сжаты,предприятия вводились в строй недоработанными, что приводило позже к длительным застоям. Качество продукции было низким.

Большую роль играл энтузиазм масс, воодушевленных идеями социалистического строительства. В 1935 г. началось стахановское движение (его зачинатель — шахтёр А. Г. Стаханов) за перевыполнение планов. Правительство, требуя, чтобы все равнялись на стахановцев, вдвое подняло нормы выработки. Качество продукции снизилось.

Тем не менее в ходе первых пятилеток была создана мощная индустрия, позволившая выдержать будущую войну. Однако делалось это часто вопреки рекомендациям экономистов, спешка привела к перенапряжению сил. Уровень жизни по сравнению с эпохой нэпа упал.

Главной целью культурных преобразований, проводившихся большевиками в 1920–1930_х гг., было подчинение науки и искусства марксистской идеологии.

Огромным делом для России была ликвидация безграмотности (ликбез). Создана государственная единая система народного образования, возникла советская школа нескольких ступеней. В 1_й пятилетке было введено обязательное четырехлетнее, а во 2_й пятилетке – семилетнее образование. Открывались вузы и техникумы, действовали рабфаки (факультеты для подготовки рабочих к поступлению в высшие и средние учебные заведения). Обучение носило идеологизированный характер. Сформировалась новая, советская интеллигенция, к старой же интеллигенции власть большевиков относилась с подозрением.

Осенью 1922 г. из России было выслано 160 крупнейших ученых, философов, историков, экономистов, не разделявших идеологические установки большевизма. Господство большевистской идеологии утверждалось также в антицерковной пропаганде, разрушении храмов, разграблении имущества церкви. Патриарх Тихон, избранный в ноябре 1917 г. Поместным собором, был арестован. Репрессированы ученые_аграрники Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, философ П. А. Флоренский, крупнейший биолог_генетик Н. М. Вавилов, писатели О. Э. Мандельштам, А. Б. Бабель, Б. А. Пильняк, актер и режиссер В. Э. Мейерхольд и многие другие. Арестованы авиаконструкторы А. Н. Туполев, Н. Н. Поликарпов, физик Л. Д. Ландау, один из создателей аэродинамического института С. П. Королев и др.

В то же время создавались научно_исследовательские центры. В развитии науки большую роль сыграли геохимики В. И. Вернадский, А. Е. Ферсман, физики П. Л. Капица, Н. Н. Семенов, химики С. В. Лебедев, А. Е. Фаворский, создатель теории космонавтики К. Э. Циолковский.

Первые попытки свёртывания НЭПа имели место уже во второй половине 1920-х гг. В промышленности происходила ликвидация синдикатов. С помощью мер административного характера сужалась сфера применения частного капитала. Появление хозяйственных наркоматов свидетельствовало о переходе в управлении экономикой к жёстко централизованной системе.

К концу 1920 х гг. руководство большевистской партии окончательно решило отказаться от продолжения курса новой экономической политики. Юридически прекращение НЭПа было оформлено 11 октября 1931 г., после выхода постановления, полностью запрещавшего частную торговлю в СССР.

Причины свёртывания НЭПа:

Противоречия и проблемы, порождённые НЭПом, подтолкнули к началу системного переустройства всего народного хозяйства и переходу к командно-административным методам управления экономикой. Ключевое место в этом отводилось политике индустриализации.

После принятия первого пятилетнего плана обрела форсированный (ускоренный) характер. Отличительной чертой советской индустриализации было приоритетное развитие тяжёлой промышленности и военно-промышленного комплекса. Основные преобразования народно‑хозяйственного комплекса должны были быть осуществлены в рамках 1‑й (1928–1932) и 2‑й (1933–1937) пятилеток. Старт 1-й пятилетки обнадёживал. Используя основу, заложенную в годы НЭПа, темпы развития большинства отраслей промышленности не только соответствовали плановым показателям, но даже превышали их. Однако с начала 1930-х гг. наблюдается падение темпов промышленного роста. Так, к 1933 г. они едва достигли 5%, тогда как в первые два года пятилетки составляли почти 24%. Постоянное взвинчивание темпов индустриализации требовало притока всё новых капиталовложений.

Источники финансирования индустриализации:

Особенности советской индустриализации:

Коллективизация предусматривала создание крупных коллективных хозяйств на основе отдельных крестьянских дворов. Охватив максимум крестьянских хозяйств, она должна была ликвидировать в деревне институт частной собственности.

Целью коллективизации было обеспечение потребностей страны в сельскохозяйственной продукции; получение финансовых средств для проведения индустриализации; раскулачивание крестьянских хозяйств и подчинение крестьянства интересам государства.

Однако уже спустя несколько месяцев продолжавшаяся индустриализация потребовала увеличения объёмов продаж зерновых, вследствие чего хлебозаготовительные планы снова резко возросли. Колхозы лишались почти всего урожая, что заставляло крестьян отказываться от работы на земле, породив массовую неконтролируемую урбанизацию. Для борьбы с этим явлением в СССР были введены внутренние паспорта.

Для осуществления бесперебойных хлебозаготовок, несмотря на голод в ряде регионов (Украина, Казахстан, Поволжье, Кубань), унёсший жизни более 7 млн человек, осенью 1932 г. решением Политбюро ЦК ВКП(б) в основных хлебозаготовительных районах были созданы Чрезвычайные хлебозаготовительные комиссии, силой экспроприировавшие сельскохозяйственную продукцию и загонявшие крестьян в колхозы.

Результатом данной политики стало то, что к 1935 г. 98 % крестьянских дворов страны было коллективизировано. Было ликвидировано кулачество, увеличились показатели среднегодового производства зерна, но насильственные методы, которыми проводилась коллективизация, привели к многочисленным жертвам и утрате у крестьянина чувства собственника. Административно-командная система управления колхозами, завышенные размеры обязательных поставок сельскохозяйственной продукции государству на фоне заниженных заготовительных цен препятствовали экономическому развитию хозяйств.

Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР

В последних своих работах В. Ленин последовательно отстаивал концепцию движения к социализму через государственный капитализм в условиях пролетарского государства. Суть этой системы сводилась к однопартийному режиму в политико-идеологической области и административно-рыночной системе хозяйствования в экономике. Однако из-за резкого ухудшения здоровья к 1923 г. В. Ленин уже практически не принимал активного участия во внутрипартийных дискуссиях о путях и методах строительства социализма.

Культ личности И. Сталина

Несмотря на сохранение внешних атрибутов демократии (съезды Советов, коллективные органы власти), к концу 1920‑х гг. ВКП(б) окончательно утвердила свою монополию на власть в государстве. Была создана широкая сеть общественных организаций, находившихся под жёстким партийным контролем (профсоюзы, комсомол, профессиональные организации людей творческой сферы и др.). Произошло переплетение партийного и государственного аппарата управления государством. Формировался культ личности И. Сталина — возвеличивание его личности через средства массовой пропаганды, произведения культуры и искусства, государственные документы, законы и др.

Иосиф Сталин (Джугашвили) (1879–1953) — участник российского революционного движения, крупный политический, государственный, военный и партийный деятель. С конца 1920‑х гг. и до своей смерти Сталин единолично стоял во главе СССР и руководил коммунистической партией.

Конституция СССР 1936 г

Существенные изменения в государственном устройстве и общественных отношениях, произошедшие с момента принятия Конституции СССР 1924 г., обусловили появление 5 декабря 1936 г. новой редакции главного документа страны. В ней говорилось о ликвидации частной и создании государственной и колхозно-кооперативной собственности. Политической основой СССР были признаны Советы депутатов трудящихся. Компартия провозглашалась руководящей силой общества. Все граждане СССР были наделены равными правами и свободами, хотя воспользоваться ими на практике не представлялось возможным. Новая Конституция зафиксировала падение значения Съездов Советов, которые с 1927 г. созывались раз в два года. Реальной властью обладали лишь партийные органы.

В Конституции были отражены наиболее характерные черты уже сложившейся к тому времени в стране командно-административной системы. Она провозглашала СССР социалистическим государством.

Массовые репрессии

Первые политические процессы начались ещё в конце 1920‑х гг. В июне 1928 г. резонанс получило Шахтинское дело. Его жертвами стали специалисты-инженеры Донбасса с дореволюционной подготовкой. Их обвинили во вредительстве, организации взрывов на шахтах и преступных связях с их прежними владельцами. По процессу проходило 53 человека, 11 были приговорены к смертной казни. В начале 1930‑х гг. огласку приобрели процессы по делам Промпартии, Союза освобождения Украины, Трудовой крестьянской партии, Союзного бюро меньшевиков, Союза защиты ленинизма, созданного М. Рютиным. Большинство обвинений по всем процессам было сфабриковано сотрудниками ОГПУ.

Серьёзной чистке подверглись армия и органы НКВД (М. Тухачевский, И. Якир, В. Блюхер, А. Корк, И. Уборевич, Г. Ягода, Н. Ежов и др.). Репрессиям так же были подвергнуты деятели культуры и науки. При НКВД СССР в 1930 г. было создано Главное управление лагерей (ГУЛАГ), включавшее около 250 исправительно-трудовых учреждений. Численность узников постоянно росла. Если, по официальной статистике, в 1930 г. в лагерях содержалось 179 тыс. человек, то к концу 1937 г. их уже было не многим менее миллиона.

К концу 1930‑х гг. СССР имел все признаки тоталитарного государства. Тоталитаризм — политический режим, характеризующийся всесторонним контролем государства над разнообразными аспектами личной и общественной жизни граждан.

Идеологические основы советского общества в 1920–1930‑х гг

Советское общество строилось на марксистско-ленинской идеологии, ставившей во главу угла классовый подход в отношении абсолютно всех явлений общественной жизни. Марксизм-ленинизм — леворадикальное течение в марксизме. Его сторонники стремятся к социально-политическому и философскому обоснованию необходимости борьбы пролетариата против капиталистического строя с целью построения коммунистического общества.

Сфера культуры оказалась под ощутимым идеологическим прессингом. Его отличительными чертами были:

  • контроль партийных органов над духовной жизнью общества;
  • манипулирование сознанием людей;
  • искоренение инакомыслия;
  • физическое уничтожение части российской интеллигенции.

Советская власть, пропагандируя атеистические взгляды, вступила в открытый конфликт с Русской православной церковью (РПЦ), который привёл к репрессиям против церковных деятелей (с 1925 г. запрет на выборы патриарха), закрытию и разрушению сооружений культа, экспроприации церковного имущества.

В 1930‑х гг. контроль партийных органов над культурой был восстановлен в полном объёме. Культура и искусство стали лишь одним из ретрансляторов марксистской идеологии. Всё, что выходило за её рамки, жёстко преследовалось.

Успехи советской науки 1930‑х связаны с именами физиков А. Иоффе, И. Курчатова, химиков С. Лебедева и А. Баха, биолога Н. Вавилова.

В искусстве преобладал социалистический реализм, который преследовал цель прославления успехов социалистического строительства, несомненных преимуществ советского общественного строя. Представители других направлений были вытеснены на обочину культурной жизни и репрессированы (О. Мандельштам, В. Мейерхольд и др.).

Открытием в литературе 1930‑х стали произведения М. Шолохова, А. Твардовского. Важнейшими составляющими советской культуры были театр и кинематограф. Популярностью пользовались постановки московских театров им. Е. Вахтангова, им. Моссовета, Сатиры и др. Фабриками кино стали киностудии Мосфильма, Ленфильма, Киевская киностудия. Новые художественные формы воплощались в фильмах А. Довженко, С. Эйзенштейна.

Ликвидация неграмотности, создание системы образования

Перед Октябрьской революцией почти 70 % взрослого населения оставалось неграмотным. Большевиками в 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Её деятельность имела позитивные результаты. К середине 1920‑х гг. количество грамотного населения выросло вдвое, составив 60,9 %. Однако разрыв в уровне грамотности между городом и деревней, мужчинами и женщинами всё ещё сохранялся.

В конце 1930‑х гг. завершилось формирование советской системы образования. Её основой стала всеобщая 7-летняя средняя школа (с 1937 г.), также существовало среднее специальное образование. Университеты стали доступными для всех социальных групп. Для рабочей молодёжи открывались специальные рабочие факультеты — рабфаки.

Читайте также: