Формообразование в дизайне кратко

Обновлено: 04.07.2024

Найди готовую курсовую работу выполненное домашнее задание решённую задачу готовую лабораторную работу написанный реферат подготовленный доклад готовую ВКР готовую диссертацию готовую НИР готовый отчёт по практике готовые ответы полные лекции полные семинары заполненную рабочую тетрадь подготовленную презентацию переведённый текст написанное изложение написанное сочинение готовую статью

Частица массой находится в одномерном потенциальном поле в стационарном состоянии, описываемом волновой функцией , где и - постоянные ( ). Найдите энергию частицы и вид функции , если .

Квантовый гармонический осциллятор находится в основном состоянии. Найдите вероятность обнаружения частицы в области , где - амплитуда классических колебаний.

Частица находится в одномерной прямоугольной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками, имеющими ширину . В каких точках интервала плотность вероятности обнаружения частицы одинакова для основного и второго возбуждённого состояний?

Частица массой находится в кубической потенциальной яме с абсолютно непроницаемыми стенками. Найдите длину ребра куба, если разность энергий 6-ого и 5-ого уровней равна . Чему равна кратность вырождения 6-ого и 5-ого уровней?

Частица массой находится в основном состоянии в двумерной квадратной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками. Найдите энергию частицы, если максимальное значение плотности вероятности местонахождения частицы равно .

Частица находится в двумерной квадратной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками во втором возбуждённом состоянии. Сторона ямы равна а. Определите вероятность нахождения частицы в области: а) ; б) ; в) .

Частица находится в двумерной прямоугольной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками. Координаты x и y частицы лежат в пределах 0 50 руб.

Волновая функция основного состояния электрона в атоме водорода имеет вид , где - расстояние электрона до ядра, - первый радиус боровской орбиты. Определите наиболее вероятное расстояние электрона от ядра.

Пользуясь решением задачи о гармоническом осцилляторе, найдите энергетический спектр частицы массой в потенциальной яме вида Здесь , а - собственная частота гармонического осциллятора.

Оцените с помощью соотношения неопределённостей Гейзенберга неопределённость скорости электрона в атоме водорода, полагая размер атома . Сравните полученную величину со скоростью электрона на первой боровской орбите.

Оцените относительную ширину спектральной линии, если известны время жизни атома в возбуждённом состоянии и длина волны излучаемого фотона .

Найти плотность сепарированной нефти 1-го горизонта при температуре 64 оС, если плотность ее при 20 оС равна 854 кг/м3, и нефти 2-го горизонта при 82 оС, если плотность ее при 20 оС равна 886 кг/м3.

При прохождении нефтегазовой смеси через штуцер в сепараторе образуются капли нефти диаметром 65 мкм. Смесь находится под давлением 0,4 МПа при 305 К. Найти скорость осаждения капель нефти и определить пропускную способность вертикального гравитацион

На дожимной насосной станции (ДНС) в сепараторе первой ступени поддерживают давление 0,4 МПа. Длина сборного коллектора, идущего от АГЗУ до ДНС, 12 км и (внутренний) диаметр его 0,3 м, разность геодезических отметок 10 м. Сборный коллектор горизонтал

Рассчитать основные параметры процесса освоения скважины, методом замены жидкости, выбрать промывочную жидкость и необходимое оборудование. Составить схему размещения оборудования при освоении скважины. Скважина заполнена буровым раствором плотностью

Содержание
Введение
1. Понятие формы и формообразования

2. Четыре принципа формообразования

2.1 Принцип эстетической целостности

2.2 Принцип эстетической целесообразности

2.3 Принцип эстетической гармонизации

2.4 Принцип эстетической выразительности

Заключение
Список используемой литературы

Рекомендуемые материалы

Поворотный блок с приводами позволяет работать в любом удобном режиме. Возможны позиции от 20 до 90 градусов относительно вертикали

Введение
Данная тема очень интересна тем, что еще с древних времен существуют одни и те же приемы и принципы формообразования в изготовлении различных предметов. И очень редко даже дизайнер задумывается о том, почему он сделал этот предмет именно таким, что подвигло его на это и чем он руководствовался при создании той или иной формы.
Данная тема как раз помогает выявить, обозначить и дать название некоторым основополагающим принципам эстетического формообразования и рассмотреть их взаимосвязь друг с другом опираясь на духовный, эстетический, социальный и культурно-исторический опыт человека.

Мы же рассмотрим только основные принципы эстетического формообразования и их проявление в архитектуре и дизайне.

Начнем с понятия формы и формообразования в целом.

Понятие формы и формообразования

Форма (forma – лат.) – это морфологическая и объемно-пространственная структурная организация объекта, возникающая в результате содержательного преобразования материала; так же это внешнее или структурное выражение какого-либо содержания, важнейшая категория и предмет творческой деятельности – литературы, искусства, архитектуры и дизайна. Форма живет как в пространстве, так и во времени восприятия и несет в себе ценностно-ориентированную информацию.

Форма в дизайне – особая организованность предмета, возникающая как результат деятельности дизайнера по достижению взаимосвязного единства всех его свойств – конструкции, внешнего вида, цвета, фактуры, технологической целесообразности и пр. Отвечает требованиям и условиям потребления, эффективному использованию возможностей производства и эстетическим требованиям.

Формообразование в художественном проектировании включает пространственную организацию элементов изделия (комплекса, среды), определяемую его структурой, компановкой, технологией производства, а также эстетической концепцией дизайнера. Формообразование – решающая стадия дизайнерского творчества; в его процессе закрепляются как функциональные характеристики объекта проектирования, так и его образное решение.

В соответствии со своим назначением конкретная предметно-пространственная среда обладает специфическими функциональными и информационными качествами, которые определяются эмоциональным содержанием отдельных процессов деятельности.

Ощущая различия в эмоциональном воздествии формы вещей, оборудования или сооружений, человек обычно не осознает и не дифференцирует его источников. Специалист же обязан профессионально разбираться в этом механизме. Обусловлено это воздействие спецификой объекта (его типологией и конкретными особенностями или особенностями его организации(формообразования) и восприятия. И здесь важно не отождествлять такие термины, как проектирование, формообразование и композиция, что ведет к теоретической неточности изложения вопросов формообразования. Так, если под проектированием следует понимать процесс создания чего-либо нового, в том числе новых формальных решений, которые, в свою очередь, могут быть индивидуальными или типовыми, то под формообразованием – смысл этого процесса, который заключается в создании новой содержательной формы, тогда как композиция есть процесс (часть процесса) проектирования и итог, в котором фиксируется результат организации формы как бы изнутри, путем специфического структурирования материала объекта проектной деятельности.

Если форму понимать в широком смысле, как определенное строение проектируемых объектов, то понятие формообразование может распространятся на различные уровни проектной деятельности. Естественно, что формообразование комплекса (ансамбля) существенно отличается от формообразования отдельного предмета. Точно так же существуют различия в формообразовании объектов, выступающих преимущественно как материальные блага, и тех, которые имеют статус вида искусства.

Однако для теоретического анализа формообразования как явления существенно не только различие, но и сходство объектов. Несмотря на очевидные различия целей и методов проектирования в разных областях деятельности, на различия творческих концепций, можно говорить о существовании некоторых общих принципов создания формы.

Одни теоретики рассматривают формообразование, в основном, как проектирование художественной формы. Другие утверждают, что формы структурируют прежде всего реальную среду жизненных процессов и поэтому тесно взаимосвязаны с учетом всего комплекса социально-экономических, функциональных, инженерно-технических и других объективных факторов. В первом случае формообразование предстает как некое формотворчество. Однако по отношению к проектированию большинства объектов следует говорить о создании искусственной среды, где форма объекта – результирующее звено, которое аккумулирует в себе свойства, обусловленные характеристиками процессов деятельности и поведения людей, рациональными принципами организации конструктивных систем и другими объективными факторами. Эстетическая (и художественная) организация объекта при таком подходе составляет только определенный аспект формообразования, который выражается в поиске свойств формы, наиболее существенных для восприятия соответствующей информации.
Формообразование не может рассматриваться, поэтому как создание только художественной или эстетически значимой формы вне объективной ее обусловленности другими факторами и требованиями, которые предстают как способы организации жизнедеятельности людей посредством реальной предметно-пространственной структуры.


Принцип эстетической целостности

Принцип эстетической целостности основан на требовании соотносить любой элемент с целым и выражать это целое в любой детали. То есть целое – это главное и его нужно видеть раннее частей.
В эстетической деятельности – это социальный и духовный мир. Поэтому принцип эстетической целостности это также требование воспроизводить или заново создавать. Поскольку социальный мир многомерен, то принцип эстетической целостности означает единство многомерности.

Например, целостность может выражаться в звучании музыкальной композиции, где доминирует обобщающий эмоциональный мотив. Она может достигаться за счет стремления второстепенных элементов композиции к главному центру. Также целостность можно передать за счет единой цветовой гаммы. Она может достигаться через подчинение господствующему ритму.
Существенной особенностью принципа применения целостности в дизайне является стилизация как способ формообразования изделий массового промышленного изготовления. Для того чтобы придать изделию привлекательность, дизайнер должен обобщить форму, а для этого необходимо выявить логику эстетического строения самой вещи и учесть нормы эстетического восприятия данного времени, то есть моды. В таком случае изделие будет эстетически целостно. В результате возникает легко угадываемый образ предмета.

Стилизация в таком случае не будет являться подражанием какому то определенному стилю.

Принцип эстетической целесообразности

Название этого принципа говорит само за себя. Принцип эстетической целесообразности основан на установке руководствоваться технической, технологической, конструктивной и функциональной целесообразностью и в то же время преодолевать ее узость.

Вся человеческая деятельность целесообразна. Когда человек ведет какую либо деятельность, то он представляет результат своего труда уже в начале процесса и как нечто законченное целое. Поэтому на первом этапе идеи, он рассматривает ту или иную деятельность с точки зрения целесообразности.

Кант различал вешнюю и внутреннюю целесообразность, а так же целесообразность без цели. Внешняя – соответствие цели, находящейся вне данного предмета (так, например, пригодность березы для дров). Целесообразность так же – полезность предмета. Внутренняя целесообразность – соответствие предмета внутренней цели, чем должен быть предмет.

Выделение Кантом различных видов целесообразности помогает более гибко подходить к эстетической оценке продуктов дизайна и архитектуры. Действительно полезное не исключает совершенства и красоты, и совершенство является необходимым условием эстетической целесообразности.

Принцип эстетической гармонизации

Гармония считается одной из основных категорий эстетики. Гармония в мировоззренческом смысле является учением об упорядоченности вселенной, соответствии всех ее частей или уровней бытия.

Например, социальная гармония – это разрешение противоречий между различными социальными группами в обществе, между человеком и социальной средой, личностью и обществом. Социальная гармония может быть достигнута благодаря совокупной общественной практике, а не только благодаря эстетической деятельности.

Эстетическая гармония включает в себя все смыслы гармонии, но не сводится к одному из них. Она неотделима от эстетической деятельности.

В-третьих, это также чувственное восприятие предмета человеком в соответствии с его картиной ценностей, потребностей, возможности. Это не только гармония между частями объекта, но и гармония между субъектом и объектом.

В-четвертых, эстетическая гармонизация – «это и гармония между мыслимым и чувственно воспринимаемым, гармония в духовной сфере создаваемого эстетического мира.

Принцип эстетической выразительности

Принцип эстетической выразительности выражается в выявлении и воплощении в воспринимаемом чувственно материале богатство духовной жизни, которое должно вызывать эстетическое чувство приобщения к неведомым ранее мирам.
Эстетическая выразительность – это проявление закона единства и борьба противоположностей.
Для достижения эстетической выразительности в дизайне имеют значение такие способы формообразования как тектоника, пластика, декоративность.

Ещё посмотрите лекцию "Оглавление" по этой теме.

Принцип эстетического формообразования в дизайне объединяется в единое целое через композицию. Только абстрактные композиции являются исключением, здесь формообразование рассматривается отдельно. Принцип эстетической выразительности есть выражение целостности и гармонии.
Эстетическая деятельность – это выявление многомерности какого-либо предмета и перенесение его в многомерное существование через преодоление уже существующей формы и создание некой новой структуры организованности, новой формы, которая характеризуется целостностью, гармоничностью, эстетической целесообразностью и выразительностью.

Список литературы

Форма в технической эстетике может быть определена как средство выражения внутреннего содержания и предназначения изделия через его внешний вид (стайлинг, styling).

Форма - понятие материальное; ряд свойств материи формируют ее внешнюю выразительность. К ним относятся и геометрические характеристики, и ориентация в пространстве, цвет, и фактура, членение и др.
Членённые формы, в свою очередь, обладают такими свойствами как метр, ритм, пропорции, равновесие.

Геометрическая характеристика формы включает в себя следующие параметры: размеры, геометрическое строение (наличие ребер, граней, характер линии контура видимости и др.), вес, плотность, прочность.

  • Тождество - это равенство, одинаковость или совпадение свойств различных форм.
  • Нюанс - незначительное различие свойств различных форм при значительном преобладании их сходства. Нюанс - самое изящное и тонкое средство в палитре дизайнера; только в совершенстве овладев им, можно создавать изделия высшего эстетического уровня. Нюансировка - это тот основной процесс, в результате которого вещь при всех прочих достоинствах обретает изысканность.
  • Контраст - резкое качественное различие одинаковых свойств разных форм вплоть до их полного противопоставления. Например, объемные формы шар и куб, одинаковые по габаритным размерам, вызывают ощущение, близкое ощущению контраста межу черным и белым (рис. 1).

Контраст и сочетание различных форм


Психологическое воздействие формы объекта на человека

Геометрическая форма психологически воздействует на человека и когда представляет собой единое целое, и когда образована путем сочетания или соединения двух и более элементов.

  • пассивные соединения - связь осуществляется посредством дополнительного элемента; например, шары гантели соединяются с помощью третьего элемента - ручки;
  • активные соединения - два сочетаемых элемента связаны друг с другом непосредственно, причем форма одного из них является продолжением другого; например, коробка и ее крышка;
  • агрессивные соединения - взаимопроникновение форм элементов, когда один элемент как бы врезается в другой, скажем, как топор в полено.
  • переносная (такую форму, например, имеет штемпель или шахматная фигура);
  • тянущуюся (подобная форма характерна, к примеру, для салазок);
  • вращающаяся (этой формой отличаются, например, цилиндр или винт самолета);
  • обтекаемая (такова форма падающей капли или шара; форма капли при этом является динамичной, а форма шара - статичной, но малоустойчивой (сравните со статичной формой куба).

Придание устойчивости формы объекту

Для придания устойчивости форме в случае высотных объектов необходимо учитывать требование напряженности материала - уменьшение массы по высоте. Этого эффекта можно достичь либо незначительным отклонением от вертикали внешних плоскостей объекта, либо конусностью поверхностей, либо ступенчатостью объемов с их закономерным уменьшением по высоте (рис. 5). �

Расчлененность или составленность формы объекта характеризует ее как систему взаимосвязанных элементов.
Метр - повторение через равный интервал одинаковых или сходных визуально воспринимаемых признаков объекта (опоры линии электропередач, вагоны электропоезда, гирлянды цветов).
Ритмический ряд - закономерное изменение (нарастание или убывание) какого-либо определенного, визуально воспринимаемого признака или свойства объекта (ветки у ели).

Метрический ряд характеризуется тем, что отдельные равные части размещаются через одинаковые интервалы. С его помощью достигается строгость и уравновешенность (рис. 6: а - простой метрический ряд, б - сложный метрический ряд). По сравнению с метрическим, ритмический ряд подвижнее, напряженнее, интереснее. Ниже (рис. 7а,б) показаны ритмические ряды с изменением активности ритма, а также простые ритмические ряды (рис. 7в).

Такой ряд создает впечатление живости, побуждает к дальнейшему развитию и потому охотнее применяется дизайнерами.

Ритм оказывает огромное влияние на восприятие формы. Интересный прием используется в архитектуре делового парижского района Дефанс. В современных высотных зданиях, построенных в форме прямоугольного параллелепипеда, разное количество окон на нижних и верхних этажах. Постепенно, по мере увеличения высоты этажей, окна делаются шире и, соответственно, их количество уменьшается. За счет этого нижняя часть здания кажется тяжелее, а вся конструкция устойчивей. При этом перспективное сокращение компенсируется расширяющимися окнами, и линии боковых граней здания выглядят параллельными, а не стремящимися в точку схода линейной перспективы.

При организации формы особое место занимает пропорция. Пропорция - равенство отношений количественной меры одних и тех же объективных свойств в сопоставляемых формах или связь составляющих внутри сложного целого. Пропорциональность - соразмерность целого и частей.
Пропорционирование - использование пропорций для организации элементов действительной формы объекта в его целостную структуру, т.е. определенный метод количественного согласования частей и целого.

  • арифметическую: HI - Н2 = Н2 - НЗ (рис. 8а), система пропорций подчинена метрическому ряду;
  • геометрическую: HI: Н2 = Н2: НЗ (рис. 8б); например, пропорция золотого сечения:
  • гармоническую (восемь пропорций):
  • образность предмета (кресло для работы и кресло для отдыха состоят из одних и тех же элементов, а характер мебели определяется исключительно их пропорциями);
  • гармонию формы (именно пропорциями различаются фигуры Аполлона и Квазимодо; гармония - в пропорциях объекта);
  • масштабность - соразмерность принятому эталону (человеку).

"Человек есть мера всех вещей". Эти слова, высеченные на мраморе Дельфийского храма, довольно точно выражают суть масштабности предметного мира - всего того, что создает человек. При решении вопросов, связанных с масштабностью изделий, следует обратиться к антропометрии и эргономике, составляющим научной базы промышленного дизайна.

Размерные величины в станках, машинах, приборах, транспортных средствах, каким-либо образом связанные с человеком, определяя удобство пользования ими, оказывают прямое влияние на масштабность.
Масштаб есть одно из начал, влияющих на форму промышленного изделия. Едва на стадии инженерной компоновки хотя бы в самом общем виде прорисуется форма объекта, в то время как дизайнер начинает ее проработку "по человеку".
Почувствовать масштаб изделия позволяют, например, расположенные на определенной высоте какие-либо рычаги и кнопки, за которыми "угадывается" человек.

Кроме того, именно от формы зависит, считать объект большим или маленьким. Объекты разной масштабности существенно различаются по форме. Восприятие абсолютного размера объекта зависит от количества деталей, их размеров и формы, пропорций составных частей. Это объективный закон восприятия. Анализ форм объектов растительного и животного мира свидетельствует о существовании в природе закономерных различий форм большого и малого организма. Сравните недавно вылупившегося птенца и взрослого лебедя, бутон и раскрывшийся цветок, фигуру ребенка и взрослого человека. Молодые организмы, как правило, меньше; форма их проще, более обтекаема. Формы взрослого организма обычно сложнее и четче очерчены, имеют другие пропорции и более развитый общий силуэт.

Проявление масштабности в технических изделиях

Закономерности формообразования в природе применимы и в технике, конструировании, архитектуре. Очевидно, что силуэт малолитражного автомобиля сильно отличается от формы представительского лимузина. Масштабность в технических изделиях проявляется довольно наглядно (рис. 10). Здесь представлены два настольных прибора разного назначения, но примерно одного и того же размера. �

Например, автобус на рис. 10а кажется настоящим и большим. Однако на рис. 10б, соотнося размер автобус с ребенком, становится понятно, что на самом деле это игрушка. �
Итак, масштабность рассмотренному предмету придают пропорции формы и элементы, соотносимые с человеком. Масштабностью достигаются гармоничность и единство формы.

Основные формообразующие факторы

Согласованность различных свойств формы природы (конструктивных, структурных, пропорциональных, фактурных) с условиями существования, целесообразностью и закономерностью предопределяет основные эстетические признаки.
Та же закономерность и целесообразность присуща и предметной среде. Здесь дизайнер может и должен подчеркнуть те или иные характерные особенности формы: стройность, подавленность, порыв, стойкость, мощь, слабость, хрупкость, приподнятость, плавность, прочность, неподвижность, жесткость, покой и т. п.

  • ее собственные свойства (вид, величина, масса, цвет, плотность);
  • ее пространственные связи (масштаб, устойчивость, подвижность, напряженность, динамическая направленность, протяженность, цветовое развитие);
  • способы и средства изображения, взаимодействующие с поверхностью (динамичность, объем, фактура, цветовое покрытие и т. д.).
  • конструкция определяется функциями;
  • Отдельные части связаны с конструктивной основой пропорциональным взаимодействием;
  • Масса распределена в зависимости от назначения частей и свойств мате-риала, поверхность, ограничивающая форму, зависит от свойств материала.

Так, внешний вид изделия в значительной степени определяется технологией его изготовления. Например, использование легко формируемых материалов и внедрение таких технологичных процессов обработки, как вакуумное прессование пластмасс, литье по выплавляемым моделям и т. п., позволяют резко сократить количество деталей в структуре изделия, тем самым заставляя дизайнера искать более общие, соответствующие характеру изделия формы (рис. 11).

Влияние технологии изготовления на форму изделия

Взаимообусловленность конструкции, материала и формы предопределяет композицию всякого изделия.
Впрочем, форма в технике эволюционирует не только в соответствии с описанными выше факторами, но и под воздействием существенных изменений конструкции в зависимости от стиля, а также от преходящих влияний моды, затрагивающей, главным образом, "внешние слои" структуры изделий.

Формообразование в проектировании

Формообразование - процесс создания формы в деятельности художника, архитектора, дизайнера в соответствии с общими ценностными установками культуры и требованиями эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов.

Художественно-образные аспекты формообразования опираются на систему определенных закономерностей, которые не зависят от стилевого направления дизайна. Они основываются на особенностях зрительного восприятия человека.

Таким образом, формообразование позволяет сформировать идеальную модель предмета, созданную с учетом композиционных законов. Все предметы (объекты) окружающей среды обладают формой.

Процесс проектирования объекта (формы изделия) имеет две составляющие: утилитарно-технологическое решение и эмоционально-образное решение.

Конечной целью художественного проектирования является изделие с образно-эстетическим смыслом. Этот смысл (образ) находит своё выражение в форме, цвете, композиции изделия. Проектируя то или иное изделие, дизайнер полагается на собственные чувства вкуса, композиции, стиля, гармонии.

Процесс формообразования в дизайне естественным образом включает в себя композиционную работу.

Композиция - это построение целого, с помощью увязки всех ее частей для достижения единого смысла и гармонии.

Выделяется следующая типология методов композиции:

1. по роду и направлению деятельности:

o копирование (факсимиле, реминисценция, компиляция);

o иллюзия (иррадиация).

2. по профессиональным подходам:

o сценарный метод проектирования;

o творческое прогнозирование (футурология);

o декомпозиция (деструкция, диссонанс).

3. по операциональным приёмам (способам):

o моделировка формы (графическая, пластическая);

o моделировка пространства;

o стилизация (стайлинг);

o комбинаторика (инверсия, изоморфность);

o группировка (компоновка, монтаж, планировка, зонирование);

o масштабирование (монументальность, миниатюрность);

o трансформация (модернизация, модификация, реконструкция, реставрация);

Методы формообразования:


Стилизация – это ведущий художественный метод, предполагающий намеренную имитацию формальных признаков и образной системы того или иного стиля в новом, необычном для него художественном контексте; изменение видимых свойств и качеств предметов путем их упрощения (отказа от некоторых из них) с целью усиления выра-зительности других. Деформация – средство стилизации, предполагающее сознательное искажение и изменение формы предмета, характера поверхности, цвета и других её качеств.

Стилизованные изображения и формы различают по виду стилизации (обобщенные, декоративные, схема-тические), и по степени стилизации - количеству измененных наблюдаемых качеств. Максимально стилизованное изображение называют схема-тическим. При наибольшей степени трансформации схема сохраняет основной признак стилизованного изображения - узнаваемость.

Стилистическая переработка изображения также зависит от используемых материалов, техник и эффектов (набрызг, сухая кисть, краевой контраст, контурная обводка, процарапывание красочного слоя и др.).

Комбинаторика - метод перестановки в поиске гармоничного сочетания частей единого целого. Он основан на применении законно-мерностей разновариантного групп-пирования исходных элементов, возможности многократно и по-разному их использовать.
Наиболее распространенные области применения комбинаторных приемов группировки частей целого – декоративно-прикладное искусство и дизайн.

Инверсия - перестановка местами фигуры и фона или поворот их вокруг оси симметрии. Изоморфность - одинаковость по форме, манере письма, структуре.

Средовое масштабирование распространяется на архитектурные строения, детали (предметное наполнение интерьера), поверхности облицовки и предметов (фактуру, текстуру, декор).

Группировка – взаимное пространственное расположение и функциональная взаимосвязь элементов изображения или объекта дизайна. Группировка является первоначальным действием составления композиции, при котором отдельные элементы (пятна, линии, точки, различающиеся по форме, цвету, тону, размеру, фактуре и т.д., а также пробелы между ними) соединяются в гармоничное целое. С понятием группировки тесно связаны понятия: компоновка, монтаж, планировка и зонирование.

Компоновка – процесс композиционного поиска целостности путем эффективного размещения элементов изображения, предметов и объектов среды в заданных границах (формате, замкнутой объёмной форме, пространственной зоне). Иерархия – упорядоченное расположение элементов целого от высшего (главного) к низшему (второстепенному).

Монтаж – соединение заранее сделанных и подобранных частей в единое целое.

Планировка – мысленная организация целого (участка пространства) путем введения
и расстановки элементов внутреннего наполнения.

Зонирование – условное разделение заданного пространства на зоны-участки.

Трансформация – метод целенаправленного преобразования формы или конструкции (например, объемно-пространственных пара-метров) путем перестановок их элементов и пластических манипуляций без изменения изначального замысла с целью усиления образной вырази-тельности композиционного решения, приспособления объектов дизайна под меняющиеся условия (контекст) и т.д. Видами трансформации формы являются модернизация, модификация, реставрация, реконструкция и др.

Модификация – несущественное, частичное видоизменение объекта дизайна, а именно преобразование одного или нескольких качеств предмета с целью его соответствия эксплуатационным, технологическим, эстетическим требованиям. Например, при неизменной конфигурации формы предмета меняется его цвето-тоновое решение. При модифицировании любого изделия - его структура практически не должна затрагиваться.

Реконструкция – перестройка, переделка объекта или его частей, чаще всего придающая ему совершенно новое значение.

Реставрация – восстановление разрушенного объекта дизайна с целью придания ему прежнего значения.

Членение (дифференциация) – метод деления целой формы на звенья (части).

Унификация – метод рационализаторского проектирования (конструирования) массовой продукции, востребованной обществом, имеющей единообразие в конструкции, предполагающей совместимость соединений и создание типовых форм. Чрезмерное увлечение данным методом
в дизайне приводит к потере индивидуального и оригинального, так как основной принцип унификации состоит в стремлении к типическому и единообразному.

Иллюстрирование – описательный метод художественной трактовки ранее или вновь созданного.

Копирование (от лат. copia множество) – перевод и воспроизведение объекта информации или какого-либо образца; изготовление копии и их размножение. Копирование имеет различные формы в композиции: факсимиле, компиляция, реминисценция.

Факсимиле – копии, абсолютно точный повтор оригинала.

Компиляция (с лат. compilatio – ограбление) использование фрагментов или частей произведений известных художников-дизайнеров для формирования композиции без авторской обработки источников.

Реминисценция (с лат. reminiscentia - воспоминание) – обращение к наследию прошлого в виде использования в композиции образного решения, мотива, стилистического приёма, заимствованных из других известных произведений искусства.

Деструкция – тенденция нарушения структуры, отхода от общепринятых норм в изображении, созидание через разрушение и отрицание.

Диссонанс – зрительное несоответствие частей целому.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Наше восприятие несовершенно и иногда мы видим зрительные образы, слышим звуки, чувствуем вкус и запах не так, как это есть на самом деле. Наш головной мозг строит искаженные образы реальности. Он способен создавать видимость того, чего не существует
в действительности и в то же время не замечать очевидное. Мы можем наблюдать какое-то явление, даже зная, что оно невозможно. В психологии это называется иллюзии восприятия . Это четвертый уровень (если двигаться извне) иллюзии восприятия.

В контексте вышесказанного, иллюзии - это ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет воспринимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия. Термин "искаженное" означает, что видимое (или слышимое, осязаемое) нами не соответствует объективной ситуации; искажение может быть устранено, например, при помощи измерения. С учетом этого выделяют два типа иллюзий - те, которые основываются на определенных физических условиях, и те, которые обусловлены психологически.

Примерами иллюзий первого типа могут служить миражи или искажение предметов при восприятии их в воде или через призму. Объяснение таких иллюзий лежит вне психологии. Здесь больше физика. Иллюзии второго типа связаны с особенностями восприятия, например, геометрических фигур, когда в зрительных образах искажаются их пропорции, цвета и прочее. Это уже больше физиология и психология.

Отличным примером иллюзии является Луна низко над горизонтом, размер которой кажется намного бОльшим, чем когда она находится высоко в небе. Эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как заполненное пространство между наблюдателем и горизонтом создает впечатление большей протяженности, чем незанятое пространство между наблюдателем и небом над головой. Атмосфера Земли лишь немножко увеличивает наблюдаемый оптический размер Луны
у горизонта, делая ее по вертикальной оси слегка приплюснутой. Простой способ продемонстрировать иллюзорность эффекта — это подержать небольшой объект, например, монетку, на вытянутой руке, прикрыв при этом один глаз. Сравнивая размер объекта с большой Луной у горизонта и с маленькой Луной в небе, можно увидеть, что относительный размер не изменяется. Можно также сделать из листа бумаги трубу и смотреть через неё только на Луну, без окружающих объектов — иллюзия исчезнет.

Еще примеры известных всем иллюзий. Рельсы на железной дороге параллельны
и находятся на некотором удалении друг от друга. Тем не менее, если смотреть вдаль, мы видим, что они к горизонту якобы сходятся. Электрические или телеграфные столбы одинаковой высоты. Но те, которые вдали, кажутся маленькими в сравнении с теми, что вблизи. Мы вообще привыкли, что все удаляющиеся к горизонту предметы уменьшаются на сетчатке по своим линейным размерам: люди, поезда, облака, самолеты.

В настоящее время нет общепринятой психологической классификации иллюзий восприятия. Лучше остальных изучены зрительные иллюзии (или оптические иллюзии).

Оптические иллюзии - это ошибки в зрительном восприятии, неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображенного объекта. Причины таких ошибок кроются
и в особенностях физиологии зрения, и в психологии восприятия. Иллюзии часто приводят
к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических величин. Оказывается, что можно ошибиться на 25 % и больше, если глазомерные оценки не проверить линейкой.

Цель – раскрыть и рассмотреть основные принципы формообразова- ния в дизайне. Как правильно их использовать и какие особенности при этом надо использовать.
Задачи – дать определение понятию формообразование, рассмотреть, раскрыть и дать определения основным принципам формообразования в дизайне.
Объект исследования – основные принципы формообразования в дизайне.

Содержание

Введение.
Глава 1. Формообразование в дизайне.
Глава 2. Что такое формообразование?
Глава 3. Основные принципы композиционно-художественного фор-мообразования в дизайне.
3.1. Рациональность. 3.2. Тектоничность. 3.3. Структурность. 3.4. Гибкость. 3.5. Комбиторика. 3.6. Органичность.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик форма.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Кафедра дизайна и методики профессионального обучения

Основные принципы композиционно-художественного формообразования в дизайне.

Студент ЧГПУ ХГФ

Васильев Александр Евгеньевич

Николаева Ирина Вениаминовна

Глава 1. Формообразование в дизайне.

Глава 2. Что такое формообразование?

Глава 3. Основные принципы композиционно-художественного фор-мообразования в дизайне.

3.1. Рациональность. 3.2. Тектоничность. 3.3. Структурность. 3.4. Гибкость. 3.5. Комбиторика. 3.6. Органичность.

Список используемой литературы.

Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3. Приложение 4. Приложение 5. Приложение 6. Приложение 7.

Под дизайном в широком смысле этого слова понимается любое проектирование, то есть создание новых предметов, инструментов, оборудования, формирование предметной среды. В узком смысле – это новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности, возникшей в ХХ в. Его цель – создание целостной эстетической среды жизни человека.

Быстро меняются экономические и социальные условия в нашей стране и в мире в целом, а это значит, что требования, предъявленные к качеству объектов дизайна, растут с каждым днем. Создание практичных, удобных в использовании и красивых вещей – вот главная задача современного дизайна. При решении этих задач дизайнеру, прежде всего, следует опираться на теорию.

Форма может быть определена как средство выражения внутреннего содержания и предназначения изделия через его внешний вид.

Цель – раскрыть и рассмотреть основные принципы формообразова- ния в дизайне. Как правильно их использовать и какие особенности при этом надо использовать.

Задачи – дать определение понятию формообразование, рассмотреть, раскрыть и дать определения основным принципам формообразования в дизайне.

Объект исследования – основные принципы формообразования в дизайне.

Актуальность – при создании объектов следует всегда руководствоваться четкими принципами формообразования. Это важно для работы дизайнера. При неправильном использовании принципов формообразования объект дизайна становится неудобным для потребителя, негармоничным и некрасивым.

Формообразование в дизайне.

Что такое формообразование?

Дизайну как самостоятельному виду профессиональной деятельности немногим более 100 лет, но до сих пор он остается новой профессией, которая формирует специфическую область человеческой деятельности. Какой бы проблемы мы не коснулись – специфика деятельности, терминология, профессиональные методы и методики – в теории нет единой точки зрения ни по одному из этих вопросов. Дизайн на протяжении его истории формировали инженеры, художники, философы, неся с собой в новый вид деятельности свои прежние профессиональные представления, знания и методы, которые пытались адаптировать к целям и задачам новой профессиональной сферы. Профессиональные представления инженеров, художников и ученых, хотя и обладают самостоятельной ценностью, но все же не соответствуют в полной мере природе дизайнерской деятельности. Вместе с тем, эти профессиональные представления в процессе практической деятельности по созданию дизайн-продукта формулируют новое представление, создавая особую концепцию дизайна. Но до сих пор нет единой теории дизайна и, соответственно, нет единой самостоятельной методики дизайнерского формообразования. А вместе с тем, любая профессиональная деятельность требует определения своего инструментария, то есть методов деятельности и их сознательного выбора.

Формообразование – процесс создания формы в деятельности художника, архитектора, дизайнера, архитектора-дизайнера в соответствии с общими ценностными установками культуры и теми или иными требованиями, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов.

Однако анализ теоретического материала по вопросам формообразования дает основание выделить три достаточно независимые версии: одни авторы рассматривают формообразование только как проектирование художественной формы, другие утверждают, что формообразование – это структурирование инженерно-технических факторов, третьи, что формообразование – это поиск свойств формы, наиболее существенных для восприятия конкретной информации. Все эти версии, так или иначе, имеют право на существование, поскольку практика и теория дизайна создавались на основе обобщения практики и теории искусства, инженерии и науки.

Основные принципы композиционно-художественного формообразования в дизайне.

Главной задачей формообразования является создание упорядоченной композиции. Порядок означает нахождение таких условий, при которых каждая часть расположена подобающим образом по отношении к другим частям и с учетом их функций, в результате чего и возникает упорядоченная композиция. Формы и пространства любого объекта дизайна должны выражать иерархию, присущую функциям, которые они обеспечивают пользователям. Порядок без разнообразия может создавать монотонность и скуку, разнообразие без порядка превращается в хаос. В идеале должно возникать впечатление единства и разнообразия. Принципы формообразования позволяют разнообразным формам и пространственным объемам ощутимо и концептуально сосуществовать в упорядоченном, едином и гармоничном целом.

Читайте также: