Формальная определенность права это кратко

Обновлено: 05.07.2024

признак права, означающий, что нормы права закреплены в официальных письменных источниках, изданных государством.

объективное свойство права, выраженное в следующих аспектах: 1) нормы права закрепляются (фиксируются) во внешних нормативных актах (законах, указах, постановлениях и др.); 2) нормы права выступают как всеобщая форма, одинаковый масштаб к людям, которые различны по своему фактическому положению; 3) нормы права способны достаточно определенно фиксировать права, обязанности, правовые последствия.
Примером Ф.о.п. могут служить, в частности, статьи Особой части УК РФ, предусматривающие составы конкретных преступлений и виды наказаний. Они должны применяться буквально, в точном соответствии с законом и только по приговору суда (ст. 38, 43, 60 УК РФ).

Право - система возведенных, в закон общеобязательных правил поведения субъектов права, выражающих волю политически господствующих социальных групп или всего общества, обеспеченных силой государственного принуждения, сознательностью граждан и направленных на регулирование правоотношений. Это - одна из нормативных систем, регулирующая отношения в обществе, действия и поведение людей, функционирование объединений и государственных органов. Право закрепляется в официальных документах государства. Направлено на обеспечение устойчивости, организованности, оптимальных условий функционирования общества.

Общество, для того чтобы нормально развиваться, должно быть организованным. Нужно, чтобы поведение отдельных людей, их групп и коллективов каким-то образом направлялось, ставилось в известные рамки, так или иначе поощрялось или, наоборот, ограничивалось. Такое упорядочение поведения осуществляется при помощи общих правил - норм. Норма (от латинского слова norma) - образец, правило поведения. Она установлена людьми и обращена к людям. Этот образец поведения распространяется на неопределенный круг случаев и позволяет установить в жизни людей общий для всех порядок. Различаются правовые, моральные, политические, экономические, корпоративные (это нормы общественных организаций) нормы, а также нормы обычаев, традиций. Главное место среди них занимают нормы права и морали. Рассмотрим их более подробно.

Государство и право возникли одновременно, это два взаимосвязанных социальных явления. Государство без права представляло бы собой корабль, на котором каждый делает то, что ему заблагорассудится: один крутит штурвал, второй поднимает паруса, а третий опускает якорь. Никто при этом не смотрит на карту и компас. Что стало бы с таким кораблем, вы прекрасно понимаете. Главное предназначение права - воздействие на общество, его совершенствование и развитие. Именно поэтому право является фактором общественного прогресса.

По мнению историков, первые правовые акты появились в IV - III вв. до н. э. За долгую историю своего существования право меняло внешнее выражение, форму. Право Древней Греции и, особенно Древнего Рима, считается классическим, то есть образцовым, достойным подражания. Законы устанавливались, исходя из представлений о необходимости соблюдения определенной меры, общественных норм поведения. Большое влияние на развитие последующей мировой юридической мысли оказало римское право. В буржуазную эпоху в жизнь вошли юридические аксиомы: нельзя применять не предусмотренные законом наказания, осуждать дважды за одно и то же преступление, судить за действия, не предусмотренные уголовным законом, лишать человека правовой защиты и др.

Сущность права выражается в том, что оно выступает и качестве регулятора общественных отношений. Регулировать отношения - значит направлять поведение людей, вводить его в определенные рамки, предупреждать совершения действий, опасных для общества. В этом ценность права для общества. Можно выделить два основных направления правового воздействия. Во-первых, это регулятивная функция, т.е. устанавливающая правила поведения в целях стабилизации и развития отношений, соответствующих интересам людей, общества и государства. Во-вторых, охранительная функция, т.е. охраняющая общественно полезные и пресекающая общественно опасные, вредные для людей, общества и государства отношения.

Признаки права:

  • общеобязательность
  • формальная определенность
  • обеспеченность исполнения принудительной силой государства
  • многократность применения норм
  • справедливость содержания норм

В отличие от морали и других неправовых социальных норм правовые нормы являются обязательными для всего населения, проживающего на территории данного государства. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 24 мая 1996 года и одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года, а Президентом Российской Федерации 13 июня 1996 года введен в действие с 1 января 1997 года. С этого времени он приобрел силу закона, то есть распространил свое действие на всю территорию Российской Федерации, стал общеобязательным для всех.

Нормы права необходимо исполнять всем. В этом деле не должно быть преимуществ ни у кого. Не существует исключений, связанных с должностью, национальностью, образованием и т. д. Таким путем достигаются единые, устойчивые руководящие начала в общественной жизни.

В нетоталитарных государствах право всегда оказывается на стороне истины. Это свидетельствует о его самоценности. Хорошо известен результат слушания в царском суде дела Веры Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Трепова. Суд присяжных оправдал ее.

В правовых нормах точно, в деталях отражаются требования, предъявляемые к поведению людей. Правовые нормы являются границами дозволенного, предписанного, либо запрещенного поведения. Словом, правовые нормы не просто идеи, мысли, а строго формально изложенные в правовых актах предписания. Такая формальная определенность позволяет понимать правила поведения однозначно и применять их на всей территории однообразно, она препятствует распространению насилия и произвола.

Правовые нормы не всегда исполняются добровольно, тогда их применение обеспечивается принудительной силой государства - виновные привлекаются к юридической ответственности. Юридическая ответственность осуществляется в зависимости от конкретной ситуации компетентными государственными органами (судом, прокуратурой, органами следствия и дознания и т. д.). Существование и действие правовых норм связаны с деятельностью государственных органов. Без принудительной силы право стало бы набором никому не нужных правил.

Правовые нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Правило поведения действует до тех пор, пока оно не отменено.

Сделаем краткие выводы. Государство и право появились в результате развития человеческого общества и должны служить его интересам.

Государство стало особой политической организацией, осуществляющей управление обществом, его охрану и обеспечивающей его экономическое и социальное развитие. Для этого у государства имеется аппарат принуждения и управления. Своим велениям оно придает обязательную силу для населения всей страны. Велика роль государства в защите прав человека, управлении экономикой, борьбе с преступностью, развитии науки, культуры, образования.

Право - многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Право - средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения Вашего права. Одновременно с этим право несет идею справедливости и гуманизма.

Государство и право должны уважать и охранять права личности.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты нашего бюро проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, семейным, гражданским делам, жилищным и другим вопросам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений.

В данном определении право раскрывается через совокупность своих основных, наиболее значимых признаков, к числу которых относятся:

- Нормативность права. Право имеет нормативный характер, (т.е. состоит из определенной совокупности норм), что роднит его с иными видами регулирования общественных отношений – моралью, религией, обычаями, традициями и т.д. нормы права так же, как нормы религии, политики, экономики, морали содержат в себе определенные правила человеческого поведения в той или иной жизненной ситуации. Различие между правовыми и иными социальными нормами состоит в общезначимости правовых норм, их обеспеченности государством (государственным принуждением), особой процедуре установления (санкционирования) правовых предписаний и т.д.

- Формальная определенность права. Правом являются только те нормы, которые устанавливаются государством в официальных актах (законах, постановлениях, указах и т.д.). Этот признак отличает нормы права от других видов социальных норм, так как некоторые социальные нормы также могут содержаться в письменных документах.

- Интеллектуально-волевой характер права. Право выражает общую и индивидуальную волю граждан государств в их гармоничном взаимоотношении. Все иные социальные нормы отражают волевые интересы только определенных групп или образований людей, находящихся на территории данного государства [1] .

- Возможность государственного принуждения. К нарушителям требований норм права могут применяться меры юридической ответственности (административной, дисциплинарной, уголовной). Тем самым государство обеспечивает общеобязательность норм права. Тем самым государство обеспечивает общеобязательность норм права. Государство поддерживает те социальные нормы, которые отвечают интересам общества, но их соблюдение силой государственного аппарата не поддерживается.

Под сущностью права, как правило, понимают выраженную в его предписаниях волю или большинства людей (общую волю), или определенной группы людей (классовую волю).

Независимо от того, кто является источником этой воли (общество в целом или определенный класс, социальная группа), воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью. В этом смысле воля приобретает государственное выражение. Является результатом согласования или группы лиц, стоящих у верхушки государственной власти, или участников регулируемых отношений (и в силу этого выступает именно общей волей, которая в той или иной мере приемлема для них, соответствует прогрессивным идеям права).

Сущность права, в зависимости от того, чьи интересы право обслуживает, (кто определяет, какие отношения будут урегулированы правом, а какие - нет), можно рассматривать исходя из классового подхода, в рамках которого право выражает возведенную в закон волю господствующего класса, и общесоциального подхода, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. В содержании права следует различать конкретно-историческое содержание права и логическое содержание права. Право – это нормативная система государственно-организованного общества, которую характеризует наличие общеобязательных формально-определенных правил поведения, устанавливающих меру свободы всех субъектов права.




Основные признаки права:

- Общеобязательность. Общеобязательность права характеризуется тем, что право адресовано всем членам общества, имеет связь с государством и поддерживается с помощью государственного принуждения.

- Нормативность. Нормативность права – заключается в том, что право закрепляет права и обязанности. Его нормы выступают в качестве критерия оценки поведения как правомерного либо неправомерного.

- Формальная определенность. Формальная определенность проявляется в том, что право имеет определенные формы внешнего выражения – законы и другие нормативные акты.

Социальное назначение права заключается в регулировании наиболее важных общественных отношений путем господства над всеми частными, личными и групповыми интересами.

Право как элемент социальной системы функционирует наряду с государственным механизмом, моралью и другими социальными регуляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом определяются функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения.

Функции права представляют собой основные направления его воздействия на общественные отношения в ходе осуществления задач и целей, стоящих перед обществом. Действующее право имеет две функции:

- Регулятивная функция права проявляется в его способности воздействовать на поведение субъектов правовыми средствами.

- Охранительная функция права заключается в его способности охранять положительные и вытеснять вредные отношения. Охранительная функция права осуществляется путем установления запретов, санкций и реализации юридической ответственности. Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодействии и дополняют друг друга: каждая из них по-своему способствует развитию и укреплению позитивных общественных отношений.

Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений.

В данном определении право раскрывается через совокупность своих основных, наиболее значимых признаков, к числу которых относятся:

- Нормативность права. Право имеет нормативный характер, (т.е. состоит из определенной совокупности норм), что роднит его с иными видами регулирования общественных отношений – моралью, религией, обычаями, традициями и т.д. нормы права так же, как нормы религии, политики, экономики, морали содержат в себе определенные правила человеческого поведения в той или иной жизненной ситуации. Различие между правовыми и иными социальными нормами состоит в общезначимости правовых норм, их обеспеченности государством (государственным принуждением), особой процедуре установления (санкционирования) правовых предписаний и т.д.

- Формальная определенность права. Правом являются только те нормы, которые устанавливаются государством в официальных актах (законах, постановлениях, указах и т.д.). Этот признак отличает нормы права от других видов социальных норм, так как некоторые социальные нормы также могут содержаться в письменных документах.

- Интеллектуально-волевой характер права. Право выражает общую и индивидуальную волю граждан государств в их гармоничном взаимоотношении. Все иные социальные нормы отражают волевые интересы только определенных групп или образований людей, находящихся на территории данного государства [1] .

- Возможность государственного принуждения. К нарушителям требований норм права могут применяться меры юридической ответственности (административной, дисциплинарной, уголовной). Тем самым государство обеспечивает общеобязательность норм права. Тем самым государство обеспечивает общеобязательность норм права. Государство поддерживает те социальные нормы, которые отвечают интересам общества, но их соблюдение силой государственного аппарата не поддерживается.

Под сущностью права, как правило, понимают выраженную в его предписаниях волю или большинства людей (общую волю), или определенной группы людей (классовую волю).

Независимо от того, кто является источником этой воли (общество в целом или определенный класс, социальная группа), воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью. В этом смысле воля приобретает государственное выражение. Является результатом согласования или группы лиц, стоящих у верхушки государственной власти, или участников регулируемых отношений (и в силу этого выступает именно общей волей, которая в той или иной мере приемлема для них, соответствует прогрессивным идеям права).

Сущность права, в зависимости от того, чьи интересы право обслуживает, (кто определяет, какие отношения будут урегулированы правом, а какие - нет), можно рассматривать исходя из классового подхода, в рамках которого право выражает возведенную в закон волю господствующего класса, и общесоциального подхода, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. В содержании права следует различать конкретно-историческое содержание права и логическое содержание права. Право – это нормативная система государственно-организованного общества, которую характеризует наличие общеобязательных формально-определенных правил поведения, устанавливающих меру свободы всех субъектов права.

Основные признаки права:

- Общеобязательность. Общеобязательность права характеризуется тем, что право адресовано всем членам общества, имеет связь с государством и поддерживается с помощью государственного принуждения.

- Нормативность. Нормативность права – заключается в том, что право закрепляет права и обязанности. Его нормы выступают в качестве критерия оценки поведения как правомерного либо неправомерного.

- Формальная определенность. Формальная определенность проявляется в том, что право имеет определенные формы внешнего выражения – законы и другие нормативные акты.

Социальное назначение права заключается в регулировании наиболее важных общественных отношений путем господства над всеми частными, личными и групповыми интересами.

Право как элемент социальной системы функционирует наряду с государственным механизмом, моралью и другими социальными регуляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом определяются функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения.

Функции права представляют собой основные направления его воздействия на общественные отношения в ходе осуществления задач и целей, стоящих перед обществом. Действующее право имеет две функции:

- Регулятивная функция права проявляется в его способности воздействовать на поведение субъектов правовыми средствами.

- Охранительная функция права заключается в его способности охранять положительные и вытеснять вредные отношения. Охранительная функция права осуществляется путем установления запретов, санкций и реализации юридической ответственности. Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодействии и дополняют друг друга: каждая из них по-своему способствует развитию и укреплению позитивных общественных отношений.

Формальная определенность нормы права прежде всего означает факт закрепления ее содержания письменным документом (нормативно-правовым актом), принятым компетентным органом государства, должностным лицом или иным уполномоченным органом. Поэтому содержание нормы права является определенным, не допускающим споров относительно его текстуального изложения. Норма права не может выступать регулятором общественных отношений, если она содержится в проектах нормативно-правовых актов, не принятых компетентным органом. Формальная определенность нормы права отличает ее от норм морали, обычаев, которые существуют только в народном сознании и не имеют каких-либо официально закрепляющих их источников.

Формальная определенность норм права имеет и другое значение, как их способность содержать точные и четкие положения, требования относительно регулируемых общественных отношений, условий действия нормы права, санкций, применяемых к ее нарушителям. Формальная определенность, таким образом, означает такую определенность содержания нормы права, которая обеспечивает ее регулятивное действие во всех возникающих на основе этой нормы правоотношениях.

Формальная определенность является необходимым и полезным свойством норм права в той мере, в какой это требуется для эффективного действия нормы. Однако стремление правотворческого органа чрезмерно детализировать содержание нормы права, формализовать ее действие приводит к неоправданному сужению свободы субъектов конкретных правоотношений, порождает ситуации, которые с точки зрения права выглядят формально верно, а по существу допускают извращение самого смысла, духа правовой нормы.

Важным свойством нормы права является ясность ее содержания гражданам и иным лицам. Норма права должна быть изложена в нормативно-правовом акте таким образом, чтобы была доступна для понимания всеми заинтересованными лицами. При этом полностью исключаются положения, допускающие двусмысленное толкование, вроде анекдотической фразы "казнить нельзя миловать", не имеющей запятой.

Ясность содержания нормы права достигается простотой изложения текста нормативно-правового акта, широким использованием общеизвестных терминов литературного языка и минимальным применением специальных юридических и иных научных терминов и понятий. Однако стремление к чрезмерной упрощенности текста нормативно-правового акта может стать причиной недостаточной точности формально определенных положений. При этом язык изложения должен неукоснительно следовать нормативным правилам литературной речи. Любые отступления от грамматических, либо пунктуационных, либо лексических, орфографических и синтаксических норм современного литературного языка создают дополнительные затруднения в процессе уяснения содержания правовой нормы, служат питательной почвой для ее различных и порой прямо противоположных толкований.

Таким образом, норма права понимается как установленное государственными органами или должностными лицами властное предписание, обладающее свойствами нормативности, формальной определенности и ясности.

2. Структура нормы права

Норма права, будучи относительно самостоятельным явлением, имеет собственное содержание, которое определенным образом организовано, соединено в единое целое. Способы взаимосвязи отдельных компонентов содержания в целостное образование понимаются как структура. Набор составных частей нормы права и способы их взаимосвязи соответствуют ее назначению как регулятора общественных отношений. В своей совокупности элементы нормы закрепляют все те требования, свойства, которые обеспечивают реальное действие этой нормы, ее воплощение в конкретных правоотношениях.

В юридической литературе наиболее распространенным является взгляд, согласно которому структура нормы права включает три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Под гипотезой понимается та часть нормы права, которая указывает на условия, при которых эта норма может быть реализована в конкретных правоотношениях.

Любая норма права может быть реализована в конкретных отношениях при наличии строго определенных жизненных обстоятельств, указанных в ее гипотезе. Это могут быть события, независимые от воли человека и иных лиц (стихийные бедствия, болезнь, возраст, течение времени и др.), либо волевые действия человека и иных лиц (заключенный договор, составленное завещание, поданное в компетентный орган государства заявление, причиненный другому лицу имущественный вред и др.).

Например, согласно ст. 30 ГК РФ гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности. Таким образом, изложенная норма может применяться при одновременном наличии двух условий: 1) злоупотребления гражданина спиртными напитками или наркотическими средствами; 2) связанного с таким злоупотреблением тяжелого материального положения семьи. Никакие иные жизненные обстоятельства не имеют значения для ограничения дееспособности гражданина по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК РФ.

В зависимости от числа оснований, с которыми связывается реализация нормы права в конкретных отношениях, гипотезы бывают простыми, сложными или альтернативными.

Гипотеза называется простой, если в ней указано одно жизненное обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается возможность реализации нормы права в конкретном правоотношении. Гипотеза, в которой называется два и более обстоятельств-условий реализации нормы в конкретных отношениях, является сложной. Гипотеза, в которой реализация нормы в конкретных отношениях ставится в зависимость от одного или нескольких закрепленных ею жизненных обстоятельств, называется альтернативной.

Примером альтернативной гипотезы может служить гипотеза нормы, закрепленной ст. 242 ГК РФ. Согласно этой статье реквизиция имущества может проводиться в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Таким образом, для применения данной нормы достаточно возникновения какого-либо одного из обстоятельств, названных в ст. 242 ГК РФ.

Под диспозицией нормы права понимается та ее часть, которая содержит само правило поведения, т. е. формулирует права и обязанности участников конкретных правоотношений. Диспозиция составляет основу, ядро нормы права, поскольку излагает непосредственно требования, положения, которым должны следовать участники конкретных правоотношений.

Так, диспозицией нормы права, закрепленной ч. 2 ст. 240 ГК РФ, является положение о том, что собственнику культурных ценностей возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора – судом.

Диспозиция нормы права всегда содержит конкретное, предписываемое участникам правоотношений возможное или обязательное поведение. При этом используются два способа закрепления такого поведения: представительно-обязывающий и запретительный.

Суть представительно-обязывающего способа изложения диспозиций состоит в том, что диспозиция предоставляет гражданам, иным лицам определенные права: право на труд, на материальное обеспечение в старости, на создание коммерческих предприятий, на открытие счета в банках, на получение заработной платы, право собственности и др. Вопрос о возможности и целесообразности реализации предоставленных прав решается гражданином, иным лицом самостоятельно, без какого-либо принуждения. При этом оказывается, что большинство таких прав могут быть реализованы действиями других лиц, которые в конкретном правоотношении выступают обязанной стороной.

Так, право гражданина на материальное обеспечение в старости обеспечивается органами социального обеспечения, которые действующим законодательством обязуются назначить и выплачивать пенсию. Праву работника на получение заработной платы соответствует обязанность работодателя своевременно выплачивать заработную плату.

Чтобы обеспечить реальное действие прав, в диспозиции устанавливаются обязанности соответствующих лиц принимать необходимые меры по реализации этих прав. Поэтому диспозиция по своему содержанию является представительно-обязывающей. Она одним лицам предоставляет права и одновременно обязывает других лиц совершать необходимые действия по реализации предоставленных прав в конкретных отношениях.

Разновидностью представительно-обязывающих диспозиций являются диспозиции, которые закрепляют права, реализуемые собственными действиями уполномоченных лиц. Например, авторское право может возникнуть только у лиц, самостоятельно создавших литературное произведение, подготовивших диссертацию, сочинивших музыку. В такого рода правоотношениях, на первый взгляд, отпадает надобность в действиях какой-либо другой обязанной стороны. Однако эта сторона существует реально. В этом качестве выступает каждый член общества и общество в целом, а также государство и его органы, на которых возлагается обязанность не препятствовать субъекту реализовывать предоставленное ему право, а также свободно пользоваться, владеть и распоряжаться созданными произведениями.

Запретительные диспозиции не закрепляют каких-либо прав. Они устанавливают только обязанность граждан, иных лиц воздерживаться от совершения запрещенных действий. Запретительные диспозиции содержатся по преимуществу в нормах уголовного и административного законодательства, устанавливающих ответственность за совершение преступлений и административных проступков. Так, диспозиция ст. 158 УК РФ запрещает совершать кражу, т. е. тайное похищение чужого имущества. Диспозиция ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях содержит запрет на нарушение работодателями законодательства о труде и правил по охране труда.

Читайте также: