Фонтанный дом в санкт петербурге история кратко

Обновлено: 05.07.2024

фото

В 1712 г. Петр I подарил один из участков на Фонтанке своему соратнику фельдмаршалу Б. П. Шереметеву для сына графа Петра Шереметева. Более 150 лет (до 1918 г.) дворец и усадьба принадлежали пяти поколениям известного дворянского рода Шереметевых.

В середине XVIII в. С. И. Чевакинский и Ф. Л. Аргунов (из семьи крепостных Шереметева художников Аргуновых) по проекту П. М. Еропкина (1730-е гг.) возвели каменный Фонтанный дом, построенный в глубине участка. Дворец представляет собой уникальный памятник усадебной архитектуры в стиле раннего барокко. Есть основания полагать, что в проекте были использованы чертежи Ф.-Б. Растрелли.

Интерьеры и павильоны в саду были созданы А. Ф. Аргуновым, в конце XVIII в. - начале XIX в. - перестраивались И. Е. Старовым, Д. Кваренги; А. Н. Воронихиным.

В 1838 г. И. Д. Корсини создал эффектную чугунную ограду.

Северный флигель ("Фрейлинский") во дворе, с воротами, украшенными гербом рода Шереметевых, был построен в 1864 г. по проекту арх. Н. Л. Бенуа. (по [ 139 ] в 1867) . Над гербом на воротах северного флигеля девиз - Deus conservat omnia (Бог сохраняет все). Этот латинский девиз выбрал для себя сподвижник Петра I, генерал-фельдмаршал Б. П. Шереметев.Работы проводились по заказу владельца Дмитрия Николаевича Шереметева (1803-1871). ([ 139 ].С.20-21)

Последний владелец дворца - граф Сергей Дмитриевич Шереметев - член Государственного Совета, почетный академик, историк, собиратель и исследователь древнерусских рукописей и старинных книг. Он создал Общество любителей древней письменности, которое собиралось в Галерейном флигеле дворца. Здесь же размещалось древнехранилище книг и рукописей.

фото

Домовая церковь дворца.

фото

фото

1870-е гг.
Фото - Бианки, Иван Карлович
Государственный Эрмитаж .
(добавил О.Лабзина)

фото

Музей города.
Отдел внутреннего убранства
б дворец Шереметева
Открытка 1929 г. изд.
(добавил
Андрей Агафонов )

фото

фото

фото

фото

Альбом "Санкт-Петербург с птичьего
полета" - СПб.:Изд."Новатор", 2012. С.89
(добавил nikspb)

фото

Фрагмент ворот -
герб Шереметевых.
(добавил IVa )

фото

Яндекс-панорама 2011 г.

фото

Яндекс-панорама 2011 г.
(добавил - lenarch .)

". Ещё при жизни фельдмаршала Б. П. Шереметева на участке была сооружена деревянная загородная дача. Сам фельдмаршал здесь не жил - он обитал в пышных хоромах в районе улицы Халтурина (Миллионной). Позже, в 1720-1740 годах, на набережной Фонтанной речки было сложено каменное строение, а в 1750-1755 гг. при сыне фельдмаршала оно было перестроено С. И. Чевакинским при участии крепостного архитектора Ф. С. Аргунова. Они возвели Фонтанный дом, сохранившийся до наших дней. Планировка застройки участка Фонтанного дома напоминает уже знакомую нам усадьбу Аничкова дворца. Главное строение - в глубине парадного двора. За корпусами Фонтанного дома Шереметевых от Фонтанки до нынешнего Литейного проспекта простирался обширный сад, принадлежавший Шереметевым. Как и многие другие сады в городе, он был закрыт для публики. В саду за Фонтанным домом Аргунов построил беседку в китайском стиле, грот и другие павильоны. Центральная часть фасада главного корпуса Фонтанного дома выделена мезонином и полукруглым фронтоном. Боковые ризалиты здания завершены треугольными фронтонами. Пилястры коринфского ордера, декоративное оформление окон и скульптурное убранство фасада позволяют причислить Фонтанный дом к петербургской сюите образцов стиля барокко. В 1813-1822 гг. архитекторы Д. И. Квадри и Х. Ф. Мейер построили здесь два одноэтажных павильона, которые фланкируют парадный двор. В 1837-1838 гг. по проекту И. Д. Корсини Фонтанный дом был отделён от набережной узорчатой чугунной решеткой на гранитном цоколе, украшенной золочеными бронзовыми деталями. В 1867 г. в левой части двора по проекту Н. Л. Бенуа были сооружены служебный флигель и ворота, украшенные гербом Шереметева. К сожалению, не сохранилась часть усадьбы Шереметевых, примыкавшая к Литейному проспекту, - Шереметевы продали ее в 1910 г., и на этом месте были сооружены доходные дома. Фонтанный дом тесно связан с историей русской культуры. Здесь жила прославленная русская актриса Прасковья Ковалёва (сценический псевдоним - Жемчугова). Бывшая крепостная (из подмосковной усадьбы Кусково) получила хорошее образование, владела французским и итальянским языками. В 1801 г. Н. П. Шереметев обвенчался с ней, и бывшая крепостная стала графиней Шереметевой. Она умерла в Фонтанном доме от чахотки через три недели после рождения сына. Широко известный портрет А. С. Пушкина, о котором поэт писал: "Себя как в зеркале я вижу. ", написал в 1827 г. в Фонтанном доме с натуры живший здесь О. А. Кипренский. Здесь бывал М. И. Глинка. С середины XVIII в. до 1870-х гг. в Фонтанном доме находилась и выступала знаменитая "капелла Шереметевых" - один из лучших частных хоров в России. Замечательным коллективом восторгались Глинка, Лист, Берлиоз. в создании интерьеров участвовали знаменитые архитекторы И. Е. Старов, Дж. Кваренги, А. Н. Воронихин. "

(По материалам статьи Павла Канна "Вдоль Фонтанки". Газета "Вечерний Ленинград" № 96 (17886) от 23 апреля 1986 г., С.3; добавил: IVa )

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

После Октябрьской революции в доме был открыт музей дворянского быта, существовавший до 1931 г. В основу его фондов было положено частное собрание Шереметевых, универсальное по характеру и разнообразное по предметам. Оно включало в себя живописную картинную галерею, собрание скульптуры, оружия, нумизматику, предметы декоративно-прикладного искусства (собрания бронзы, фарфора, серебра, мебели), библиотеку (нотное и книжное собрание, рукописные материалы, открытки), собрание церковной утвари и икон (из домовой церкви Фонтанного дома) и т. д.

К 1928 г. во дворце расположился Астрономический институт, который занимался теоретической разработкой и практическим применением научных методов в области астрономических и геодезических исследований.

( История Петербурга №5(9)/2002)

Затем в здании располагались научно-исследовательские учреждения. В 1989 г. часть помещений Шереметевского дворца была передана Музею театрального и музыкального искусства, и во дворце начались реставрационные работы, по воссозданию интерьеров XVIII-XIX вв.

фото

фото

фото

Анна Ахматова.
Петроград. 1922 г.
Фото Наппельбаума

фото

Комната А. А. Ахматовой.

фото

Ахматова и Пунин
Фонтанный дом.
1927 г.
Фото Лукницкого.

фото

Кенотаф Прасковьи Жемчуговой
Памятный обелиск Анне
Ахматовой в Шереметевском саду
Фото - Наталия, 2008.

фото

фото

фото

Литературно-мемориальный музей А. А. Ахматовой

В доме на набережной реки Фонтанки Анна Ахматова прожила более 30 лет.

Осенью 1918 г. она поселилась в северном флигеле. Здесь она прожила с мужем, ассириологом и поэтом Владимиром Казимировичем Шилейко, два года. Их брак распался, и Анна Ахматова покинула Фонтанный дом. Вернулась сюда несколькими годами позже - в середине 1920-х гг. Ее новый муж, Николай Николаевич Пунин, известный историк искусств, жил в южном флигеле в квартире на третьем этаже. В начале 1920-х гг. в этой квартире жили только члены семьи Пуниных. В 1930-е гг. квартира, долгое время остававшаяся уголком дореволюционной России, становится коммунальной. В 1938 г. Анна Ахматова расстается с Пуниным, но из квартиры не уезжает, а переселяется в другую комнату. В 1952 г. семья была вынуждена покинуть Фонтанный дом и переехать на ул. Красной Конницы.

В квартире в Фонтанном доме Анна Ахматова написала множество знаменитых стихотворений. Многие их них не были "написаны" в полном смысле этого слова: опасаясь репрессий, Ахматова не хранила рукописи и доверяла самым близким друзьям заучивать стихи наизусть. Так были сохранены "Реквием"и "Поэма без героя".

Литературно-мемориальный музей А. А. Ахматовой был открыт в 1989 г. в южном садовом флигеле Шереметевского дворца.

1962: Ин-т Арктический и Антарктический научно-исслед. Главсевморпути Мин. морского флота СССР - Фонтанка 34

столярная мастерская - пл. Ленина 3 инструмент.камера - ул.Фрунзе 24/19 (Список абонентов ЛГТС.1962. Часть II. С.70)

1965: Ин-т Арктический и Антарктический научно-исслед,. Глав. упр. гидрометеорологической службы при Совете

Министров СССР - Фонтанка 34 ([ 108 ]. С.67) 1970: Институт Арктический и Антарктический научно-исслед., Гл. упр. гидрометеорологической службы при Совете

Министров СССР - наб. р. Фонтанки, 34 (Список абонентов ЛГТС. 1970 г. С.69)

1973: Научно-исследовательский институт арктический и антарктический. Научно-исследовательский ин-т (ААНИИ) -

наб. р. Фонтанки, 34 ([ 211 ]. С.123)

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения на основании постановления Правительства РФ № 527 от 10 июля 2001 г.


Вечные перестройки и удачная партия

В 1712 году река Фонтанка называлась Безымянным Ериком. По нему проходила южная граница Петербурга. Окраины города (как и сам город) необходимо было благоустраивать, поэтому Петр I жаловал земельные участки особо отличившимся горожанам или своим приближенным.

Первые строения изысканной архитектурой не блистали. Все было просто: сначала появились домики из дерева, затем – из камня. В 1730-е на участке вырыли большой пруд. Грунт же пустили на подсыпку проезжей части Литейного проспекта.

По поводу денег: Петр Шереметев с 1743 года был женат на княжне Варваре Черкасской. Брак оказался удачным, так как приданое удвоило его состояние: он стал владельцем 44 имений в 28 губерниях и 140 тыс. душ крепостных. В 1767 году она скончалась, а в 1768 от оспы умерла их дочь Анна Петровна. После этих событий Петр переехал в Москву. Шереметев также имел несколько внебрачных детей, получивших фамилию Реметевы.

Дворец еще несколько раз перестраивали (даже когда Петр уехал из Петербурга). Зачем так много и часто – неизвестно. Наверное, потому что хотелось. Его сын Николай переехал назад в Петербург и поселился в усадьбе нескоро – лишь к сорока годам.

В 1809 году после смерти Николая усадьбу унаследовал его шестилетний сын Дмитрий. По приказу императрицы Марии Фёдоровны (жены Павла I) до достижения им совершеннолетия имуществом Шереметевых заведовал опекун.

В 1811-1813 годах на месте Оранжереи, выходящей на Литейный проспект, был построен Канцелярский флигель и примыкавший к нему Больничный флигель. В 1821 году построен трехэтажный Фонтанный флигель с главным фасадом на Фонтанку. Между ними позже построили Певческий флигель (здесь были поселены хористы шереметевской капеллы, образованной из крепостного хора Николая).

Композиторы, певцы, архитекторы

Знаменитая чугунная ограда перед домом с гербом Шереметевых появилась в 1837-1838 годах. Над проектом работал архитектор Корсини Иероним, который на протяжении почти 20 лет занимался постройками для Дмитрия. Например, отделал бальную галерею в доме, перестроил интерьеры, в 1845-м построил Садовый флигель, занимался дачей графа в Ульянке.

В Фонтанном доме устраивались музыкальные вечера. Среди гостей и выступающих часто бывали композиторы Михаил Глинка, Гектор Берлиоз, Франц Лист, а также популярные певицы Полина Виардо, Джованни Рубини, Прасковья (Полина) Бартенева.

В 1867 году по проекту главного архитектора Петергофа Николая Бенуа ко дворцу был пристроен Северный флигель.

В свое время над Фонтанным домом и территорией вокруг него трудились известные архитекторы: Савва Чевакинский, Федор Аргунов, Иоганн Дункер, Иван Старов, Джакомо Кваренги, Андрей Воронихин, Христиан Мейер, Доменико Квадри, Алексей Серебряков, Михаил Красовский.

Раздел имущества и новые перестройки

В 1871 году Дмитрий умер, а его сыновья Сергей и Александр поделили имущество. Дом достался Сергею.

Позже в имении Шереметевых появились пятиэтажные корпуса, со стороны Литейного проспекта были построены доходные дома. В начале 20 века доходная часть территории была перестроена, а некоторые садовые постройки – уничтожены.

В 1908 году Манеж и Конюшни превратились в Театральный зал (ныне Драматический театр на Литейном). Чуть позже появились и двухэтажные торговые павильоны.

При графе Сергее Шереметеве в Фонтанном Доме, где был собран огромный семейный архив, развернулась деятельность нескольких исторических обществ, например, Общества любителей древней письменности и Русского генеалогического общества.

Революция и крах, перерождение в музей

В основу фондов музея было положено внушительное собрание Шереметевых: картинная галерея, собрания скульптуры, оружия, предметы декоративно-прикладного искусств (бронзы, фарфора, серебра, мебели), библиотека (нотное и книжное собрание, рукописные материалы), собрание церковной утвари и икон (из домовой церкви Фонтанного дома).

В 1935 году для популяризации научных знаний среди детей и взрослых в Фонтанном доме был открыт Дом занимательной науки. Он закрылся в 1941 году с началом Великой Отечественной войны.

Позже во дворце был размещен Музей музыки. Он работает и сейчас. Коллекция музея (на первом этаже) состоит из музыкальных инструментов разных эпох и стран. На втором этаже после 1990-х годов была проведена реставрация. Чтобы его посетить, следует приобрести в кассе музея отдельный билет.


Портрет Пушкина

Начиная с 1824 года в Фонтанном доме часто бывал художник Орест Кипренский, друживший с Дмитрием Шереметевым. По заказу графа художник создал несколько портретов приятелей хозяина. А в середине 1827 года в своей мастерской, расположенной во дворце (нынешнем Аванзале), он написал известный портрет Александра Пушкина.


Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Анна Ахматова жила в южном Садовом флигеле Шереметевского дворца. Решение об открытии здесь музея в ее честь Ленсовет принял в 1988 году.

24 июня 1989 года, к столетию со дня рождения поэтессы, открытие состоялось (изначально музей был открыт как филиал Литературно-мемориального музея Федора Достоевского, но позднее выделен как самостоятельный).

Коллекция музея насчитывает порядка 50 тыс. единиц хранения, в том числе книги писателей Серебряного века с автографами, издания книг Ахматовой, фотографии и рукописи (как самой поэтессы, так и ее современников).

В качестве филиалов музея Ахматовой в Фонтанном доме действуют кабинет Иосифа Бродского и музей Льва Гумилёва.


Свой дом на набережной реки Фонтанки Шереметевы никогда не называли дворцом, может быть люди и правда были скромные, а может быть одна из самых известных семей Российской Империи слегка лукавила, говоря, что во дворцах могут жить только обладатели царских кровей. В любом случае участок, на котором они воздвигли это строение, достался Борису Шереметеву за героические победы под Нарвой и Полтавой, а достраивали и переделывали его до состояния "дворца" уже пять поколений фельдмаршала вплоть до революции 1917 года.

Золушка

Почти все женщины, читая одну из самых популярных европейских сказок, которую к слову при переводе Тургенев называл Замарашкой, мечтают вырваться из повседневной рутины, о богатой жизни во дворце и любви молодого принца. Вот почти такая же сказочная история произошла и с Прасковьей Жемчуговой, которую в шестилетнем возрасте забрали у местного кузнеца за дивный тоненький голос и стали наигрывать на роли в крепостном театре.


2.

Шли годы, девушка хорошела, а молодой граф Николай стал украдкой поглядывать в ее сторону. Юная обольстительница была хороша не только внешне, но и была прекрасной актрисой, настолько прекрасной, что это оценила сама Екатерина II, сняв со своей руки перстень с алмазом и одарив им нашу красотку. Но мечтала она не об этом.


3.

У влюбленного в нее графа юная Прасковья просила не золотистых ванн, дорогих мехов, блестящих бриллиантов и спортивных, заниженных карет, а лишь одного - милосердия. Так она смогла обратить его внимание на бедных и обездоленных, а вместо подарков выпросить постройку странноприимного дома, куда за медицинской помощью могли обратиться все желающие. Надеюсь, сейчас каждый москвич знает, что это за больница, и почему она носит имя великого профессора Склифосовского.


4.


5.

Правда это или нет мы не узнаем, но возлюбленная графа забеременела и подарила для великого рода наследника, Дмитрия, но увидеть его первые шаги ей было не суждено. Судьба ей позволила испытать радость материнства только сроком в 20 дней, а потом забрала ее бренное тело. Николай воспринял эту новость с огромным трудом, но решил действовать по велению сердца и потратил все свои оставшиеся шесть лет на благотворительность, как того и хотела его возлюбленная.


6.

Бог сохраняет все

Такая надпись над входом в дворец была девизом, который выбрал для себя Борис Шереметев еще в годы прислуживания царю Алексею. Выходцу из царских прислужников довелось добиться высокого положения в обществе и нажить для потомков немалого количества земель, вот что значит правильно выбранный девиз. Так что прервать доминирующее положение их семьи смогла только новая коммунистическая власть, которая не очень веровала в Бога и на девиз не сильно обращала внимание.


7.

Сохранить уникальные интерьеры и различные коллекции в период революции помогло решение самого Сергея Шереметева, который как хозяин согласился национализировать дворец и даже на короткое время стал его смотрителем. Конечно, после его смерти внутренние интерьеры уже перестраивали под различные нужды базирующихся здесь ведомств, но только благодаря этому поступку во время сегодняшних экскурсий вам предоставится возможность увидеть флейту Александра I, виолончель Николая II и скрипку Страдивари.


8.

Оказались они здесь тоже далеко не случайно, после смерти Прасковьи Жемчуговой ее сын Дмитрий перешел на поруки ее близкой подруги, балерины Татьяна Шлыковой-Гранатовой. Бывшая крепостная стала распорядительницей Фонтанного дома и при ней во дворце появился салон, где собирались музыканты, поэты и художники.

Портрет Пушкина


9.

Этот, по оценкам современников, самый удачный портрет великого писателя узнает каждый житель нашей страны, все учебники литературы и Википедия помнят именно этот лик известного поэта, но мало кто знает, что Орест Кипренский нарисовал его в дворце на Фонтанке, в одном из залов, который ему выделил для вписки граф Дмитрий Шереметев. Творец самого узнаваемого портрета Пушкина прожил здесь почти пять лет, и во время одной из экскурсий вам обязательно покажут кушетку, на которой он пролеживал свои бока в ожидании музы и комнату, в которой он работал когда она приходила.

Два привидения

Естественно с такой любовью к творческим людям во дворце позволили пожить и Ахматовой, а великая, не побоюсь этого слова, поэтесса смогла познакомиться с призраком Прасковьи лично. Говорят, в этом она призналась и на бумаге.

[ Читать ]

Смерти нет - это всем известно,
Повторять это стало пресно,
А что есть - пусть расскажут мне.
Кто стучится?
Ведь всех впустили.
Это гость зазеркальный? Или
То, что вдруг мелькнуло в окне.

Шутки ль месяца молодого,
Или вправду там кто-то снова
Между печкой и шкафом стоит?
Бледен лоб и глаза открыты.
Значит, хрупки могильные плиты,
Значит, мягче воска гранит.

Вздор, вздор, вздор! - От такого вздора
Я седою сделаюсь скоро
Или стану совсем другой.
Что ты манишь меня рукою?!
За одну минуту покоя
Я посмертный отдам покой


10.

По другой же версии ходячий по местным коридорам дух из более ранних времен, из тех, когда сами Шереметевы здесь не жили, а только сдавали дом в аренду. Причем заломили за него такую цену, что позволить себе мог далеко не каждый. Так Екатерина II арендовала дворец для своего нового фаворита Жихарева, который говорят был очень смазливым на лицо мальчиком.


11.

Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

Конечно же, всех, кто приходит в усадьбу не может не интересовать судьба знаменитых владельцев, страницы любви Николая Петровича Шереметева к великолепной крепостной актрисе, красавице Прасковье Жемчуговой, которая впоследствии стала графиней Шереметевой.

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

Таких неожиданных временных и пространственных наложений, в музее можно найти немало, но они все же имеют свое обоснование и непременно свою историю.

Сам Музей Музыки возник в Фонтанном доме не случайно, не случайно и то, что этот музей сегодня является, к примеру, не филиалом Музея Истории — ведь мы начали экскурс именно с истории, а Санкт-Петербургскому Музею театрального и музыкального искусства.

Когда-то Шереметевы занимались не только театром, у них содержалась уникальная капелла, певчие которой сопровождали службы в домой церкви, однако коллектив превосходно владел и светским репертуаром. В церковных службах обычно участвовало 14–18 человек, в то время как число участников капеллы составляло более восьмидесяти. Этот музыкальный коллектив был известен не только в России, но и пользовался заслуженной славой в Европе, как один из лучших певческих коллективов.

Естественно, что музицирование предполагало наличие оркестра и хороших музыкантов, в руках у которых были бы замечательные инструменты.

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

Выставка уже завершилась, и часть экспонатов, которые принадлежали Эрмитажу, покинула Фонтанный дом, но кое-что, к счастью, еще удалось застать.

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

Собирать коллекцию уникальных инструментов под сводами городской усадьбы Шереметевых, еще в конце XIX века, начал барон Константин Карлович Штакельберг — начальник Придворного оркестра — ныне это Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии.

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

Первыми ее экспонатами стали музыкальные инструменты, принадлежащие императорской семье, а впоследствии коллекция, как часть государственного музейного фонда стала пополняться за счет поступлений из частных собраний, музеев, консерваторий.

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

Сейчас в состав коллекции входят инструменты, созданные знаменитыми западноевропейскими и русскими мастерами XVI—XX вв.; мемориальные инструменты композиторов русской школы XIX–XX столетий; коллекции, принадлежавшие императорской семье Романовых; уникальный русский роговой оркестр; музыкальные инструменты всех континентов мира. Среди экспонатов: скрипка, принадлежавшая М. И. Глинке, коллекция флейт Александра I, виолончель Николая II работы мастера А. Жако, квартет корнетов, принадлежавших Императору Александру III, скрипка работы итальянского мастера Страдивари, олифанты, подаренные Императрицей Александрой Федоровной Императору Николаю I, рояли А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, другие раритеты.

Это рояль А.Рубинштейна. В интерьере Лепной гостиной он смотрится так, будто находился здесь всегда.

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

Но в музее Музыки инструменты не только скромно молчат — они разговаривают!

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

Хотите услышать, как звучит псалтирь!

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

Услышать австралийский уникальный инструмент диджериду, первый дельфийский гимн Аполлону (II век до н. э.), услышать звуки Библейской Иерихонской трубы или звуки, которые пришли к нам из глубины Космоса, а также многое другое — тогда вам срочно в Музей музыки!

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

Сегодня музыкальная коллекция Шереметевского дворца насчитывает более трех тысяч инструментов, является лучшей в России и одной из пяти крупнейших в мире!

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

Кроме того, в музее постоянно проходят интереснейшие концерты, в великолепном интерьере концертного Белого зала на втором этаже.

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

К сожалению, для музея, и к радости посетителей, в музее не многолюдно. Можно внимательно все рассмотреть, побродить вместе с аудиогидом, посмотреть в окно, на сад Фонтанного дома и воспылать желанием пройти туда, ведь там будут продолжены совсем иные истории…

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

Правда заходить придется с Литейного проспекта. Почему? Пока не вышли из покоев Шереметевых, уместно вспомнить кое-что из истории рода. Участок земли по реке Фонтанке (когда-то просто Ерик) был пожалован Петром I фельдмаршалу, графу Б. П. Шереметеву в 1712 г.

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

Двухэтажный каменный дворец был построен в 1750 г. — архитектор С.Чевакинский. Считается, что в проекте были использованы чертежи самого Ф. Б. Растрелли. На протяжении двух веков усадьба постоянно перестраивалась. Каждое из пяти поколений владельцев добавляли что-то свое, согласно вкусам своего времени и своим собственным. В этом помогали многие видные архитектора: Ф. С. Аргунов, И. Д. Старов, А. Н. Воронихин, Д.Кваренги, Х.Мейер, Д.Квадри, И. Д. Корсини, Н. Л. Бенуа, А. К. Серебряков и другие.

Последние владельцы усадьбы Шереметевых — это сыновья Дмитрия Николаевича, которые вступили в наследство в 1871 году. Тогда произошел раздел владений: Фонтанный дом достался Сергею Дмитриевичу. Им были построены новые пятиэтажные корпуса. Участок поделен на две части. Со стороны Литейного проспекта — построены доходные дома, хотя парадная часть осталась со стороны Фонтанки 34.

Строительство доходной части участка усадьбы повлекло утрату других выдающихся строений: Были уничтожены Садовые ворота, Грот, Эрмитаж, Оранжерея, Китайская беседка, другие садовые постройки.

Тогда же конюшни превратились в театральный зал — ныне Театр на Литейном, а по проекту М. В. Красовского уже в 1914 году были возведены торговые павильоны.

Последний владелец дома добровольно пошел на национализацию, поэтому откровенного мародерства на первом этапе не случилось — Фонтанный дом стал музеем.

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

(К сожалению, реклама не только приглашает — что хорошо, но и заметно уродует прекрасный фасад…)

Если мы пройдем в боковые ворота…

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

Затем дворами, минуя Театр на Литейном

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

выйдем на Литейный проспект, чтобы почти сразу же зайти в ворота дома 53, мы сократим наш путь к новым музеям Фонтанного дома. Впрочем можно выйти на Фонтанку, обогнуть жилой массив по улице Белинского, а затем по Литейному проспекту свернуть направо, к тому же заветному, хотя и не очень заметному подъезду во двор Фонтанного дома.

Как я уже отмечала, сад Фонтанного дома — это самостоятельное арт-пространство, где проходит множество интересных мероприятий, где постоянно разворачиваются новые и новые выставки.

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

Однако сейчас мы не будем задерживаться в этом уютном и спокойном уголке, пройдем в кассы, чтобы приобрести билеты в Музей А. А. Ахматовой. Да, именно в Фонтанном доме, Анна Андреевна прожила почти тридцать лет!

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

Всего в Петербурге девять адресов, связанных с именем поэта, но срок — почти тридцать лет! Поэтому, конечно же, Музей Ахматовой должен был быть организован только здесь — во флигеле Фонтанного дома, что находится в доходной и непрезентабельной его части. Да, это не дворец! Другая эпоха, другие истории, другие судьбы…

Вначале в северном флигеле Фонтанного дома Анна Андреевна жила со втором мужем — Владимиром Казимировичем Шилейко — известным востоковедом, поэтом, переводчиком. Это был период с 1919 по 1921 год.

Затем, после развода и переезда в другие квартиры, Ахматова вновь вернулась в Фонтанный дом, но уже в южный дворовый флигель, в квартиру известного искусствоведа Николая Николаевича Пунина, который стал ее третьим мужем. Таким образом в квартире за номером 44, Анна Андреевна прожила с 1924 по 1952 годы.

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

Решение о создании музея было принято в середине 1988 года, открытие состоялось через год. Музей продолжает развиваться и в настоящее время собираются средства на обустройство входа в музей, который довольно популярен в среде питерской интеллигенции, в том числе и потому, что здесь постоянно проводятся интересные выставки и мероприятия.

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

После завершения Гражданской войны, советское правительство решило восстановить культурные связи с другими государствами, в результате этого решения и состоялась командировка Пунина. Тогда выставка включила работы более 70 художников, среди которых оказались такие разные мастера как И.Грабарь, З. Серебрякова, Р.Фальк, К.Петров-Водкин, — всех не перечислить.

Вот это картина П.Кончаловского.

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

Конечно, данная выставка дает лишь отдаленное представление о том, масштабном, историческом показе, но зато здесь наряду с картинами, которые тогда, в числе других, спутешествовали в Японию, представлены очень интересные документы, письма Пунина, его уникальные японские фотографии, ведь он был заядлый фотограф.

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

Экспозиция составлена из вещей, которые вдова поэта Мария Соццани-Бродская передала в Россию из небольшого городка Саут-Хедли, где Бродский жил и преподавал с начала 1980-х.

Вот открытка — Мадонна Беллини…

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

Фотография Марины Цветаевой. Пишущая машинка Бродского.

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

Инвентарные номера нарушают тишину Времени, но не могут ее опровергнуть.

И вот, наконец, пройдя по коридору и поднявшись по узкой лестнице, оказываемся в Музее Анны Ахматовой — квартире Н. Н. Пунина, а ныне Мемориальной квартире Анны Андреевны Ахматовой.

Это кабинет Н. Н. Пунина

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

Это комната А. А. Ахматовой

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

В 2003 году пространство музея решили разделить: одна часть, можно сказать историческая — типичная ленинградская коммуналка, в которой жили Ахматова и Пунин.

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

Здесь много пересечений, но это уже соответствует совсем другому жанру изложения. Возможно я его исполню…

Вид на Фонтанку из окна Фонтанного дома.

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге

Информация для посетителей.

Часы работы Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме:

Со вторника по воскресенье 10.30–18.30. В среду: 12.00–20.00. Выходной день — понедельник.

Взрослый билет — 120р. Школьники и пенсионеры — 60 р. Остальные льготные категории дети до 7 лет, студенты, инвалиды, ветераны, музейные работники — бесплатно. Кроме того, каждый 3-й четверг месяца для посетителей до 18 лет вход бесплатный.

Литейный пр. 53. Заказ экскурсий: 8 812 5797239

Шереметевский дворец. Музей музыки

четверг-понедельник 11.00–19.00 среда 13.00–21.00

Касса закрывается на час раньше

Выходные: вторник и последняя пятница месяца

со среды (13.00–21.00) по воскресенье (чт, пт, сб, вс; 11.00–19.00),

Касса закрывается на час раньше

Выходные дни: понедельник, вторник и последняя пятница месяца


Россия

Прогуливаясь по Санкт-Петербургу, повсеместно встречаешь красивые здания. Набережная реки Фонтанки не исключение. По обеим сторонам расположены достопримечательности с многолетней историей. Одна из них – Шереметевский дворец или, как его еще называют, Фонтанный дом.

Краткая история

История Шереметевского дворца начинается с 1712 года. Именно тогда, Петр I принял решение расширить границы города и жаловал участки земли своим приближенным. Один из участков на территории между рекой Фонтанкой и Лиговским проспектом правитель подарил Борису Петровичу Шереметеву.

К тому времени, старинный род Шереметевых владел уже несколькими имениями как в Санкт-Петербурге, так и в Москве.

Построенный дворец изначально стал их загородным имением с деревянными постройками.

шереметевский великокняжеский дворец

В течении долгих лет имение переходило от отца к сыну. Уже в 1719 году после смерти графа Бориса Петровича, имение переходит во владение к сыну Петру Борисовичу. С 1788 года усадьбой владеет Николай Петрович. После скоропостижной смерти отца в 1809 году, имение переходит к сыну Дмитрию, которому на тот момент исполнилось всего 6 лет.

Последним владельцем усадьбы рода Шереметевых становится Сергей Дмитриевич Шереметев, получивший дворец после смерти отца и раздела имущества. Он владеет им до 1917 года. В 1917 году граф добровольно передает имение новой власти.

Начало строительства Шереметьевской усадьбы – 1712 год!

После революции, имение становится Музеем дворянского быта, но в таком статусе оно существует недолго. Впоследствии музей отдают в пользование казенным учреждениям того времени, которые нанесли существенный урон интерьерам дома Шереметевых.

фонтанный дом шереметевых

Редкие картины, музыкальные инструменты, оружие, книги, собранные семьей Шереметевых, частично передали в музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Только в 1989 году в Шереметевском дворце создали Музей музыки.

Архитектура здания

Имение перестраивалось на протяжении XVIII – XIX веков. Первоначально на выделенном участке между рекой Фонтанкой и Литейный проспектом возводили деревянные строения, и только потом в конце 30-х годов XVIII века строения решили возводить из камня.

Внешний вид дворца, который мы видим сегодня, был построен по проекту архитекторов С.И. Чевакинского и Ф.С. Аргунова в 50-е годы XVIII века.

Дворец возводили в стиле барокко, популярного в те времена. Неотъемлемой частью дворца стала парадная лестница, потолки были украшены лепниной и вензелями. Позднее, к созданию новых интерьеров и построек были приглашены такие именитые архитекторы: Ф.С. Аргунов, Х. Мейер, Д. Квадри, А.К. Серебряков и другие.

фонтанный дом родовое гнездо шереметьевых

По проекту архитектора Корсини в 1838 году построили знаменитую чугунную ограду, которую до сих пор украшает позолоченный герб Шереметевых. Корсини полностью изменил и внутреннее убранство дома. По его проекту был возведен Садовый флигель.

Интерьеры и внутреннее убранство

Интерьеры, как и внешний вид усадьбы, менялись от одного хозяина к другому. Первоначально внутреннее убранство дворца создавалось Аргуновым. Впоследствии, вносили изменения такие архитекторы, как: Е. Старов, А.Н. Воронихин, Д. Кваренги.

Среди прочего во дворце находились: белый и античный залы, лепной и оружейный залы, желтая и этрусская гостиные.

Особенной роскошью отличается белый зал, украшенный огромной люстрой, лепниной и рельефными десюдепортами.

шереметевский дворец в санкт петербурге

В лепной гостиной взгляд устремляется к люстре, вокруг которой создан целый лепной орнамент.

Этрусская гостиная, проект которой создал И. Корсини в 1838 году, выделается из всего интерьера дворца. Потолочная роспись и роспись на стенах ведут нас к стилю нео-грек. Название гостиная получила благодаря широкому использованию орнаментов южно-италийских ваз. Мебель для этой гостиной была изготовлена по специальному заказу, чтобы вписаться в общий интерьер.

Чем прославился Шереметевский дворец?

Родовое гнездо Шереметевых оставалось таковым на протяжении нескольких поколений. Не только в России, но и в Европе имение прославилось местом одним из великосветских центров города Санкт-Петербург. Здесь устраивали концерты и встречи со знаменитыми деятелями искусства того времени. Шереметевы славились своим театром и оркестром, состоящим из крепостных крестьян.

Шереметевский дворец (Фонтанный дом)

Нельзя не отметить, что Шереметевы собрали огромную коллекция картин, оружия и других предметов, частично сохранившихся и дошедших до нашего времени.

Если вы планируете путешествие в Санкт-Петербург, то найти дешевые авиабилеты можно на Aviasales , а ж/д билеты на Poezd. Если же вы предпочитаете путешествовать туром, то самые выгодные предложения мы обычно находим на Travelata.

Дворец в наши дни

В 2016 году закончилась реставрация Фонтанного дома Шереметевых, которая длилась 25 лет. В течении этого времени часть помещений Музея Музыки были недоступны для посещения.

Шереметевский дворец (Фонтанный дом)

Сейчас это объект культурного наследия и уникальнейший памятник архитектуры, в котором сумели восстановить ранее утраченный облик дворца. В 1990 году Шереметевский дворец вошел в состав Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.

Реставрация дворца длилась 25 лет и была закончена в 2016 году.

В музее представлено три основных направления:

  • История рода Шереметевых и дворянский быт XVIII – XX веков;
  • Уникальная коллекция музыкальных инструментов, в которую входит более трех тысяч экспонатов разных стран и эпох;
  • Выставки частных коллекций

Помимо этого, во Шереметьевском Великокняжеском дворце проводят концерты. С афишей можно ознакомиться на сайте.

фонтанный дом в санкт петербурге адрес

В музее можно заказать экскурсионное обслуживание для группы лиц, а также воспользоваться аудиогидом. На официальном сайте вывешен перечень экскурсий для детей.

В Шереметевском дворце организовывают фотосессии. Записываться на них необходимо заранее. Подробную информацию о стоимости и времени вы сможете получить на официальном сайте музея.

Чтобы найти бюджетное жилье (отели, апартаменты, дома) в Санкт-Петербурге, советуем воспользоваться сервисом Hotellook , где можно найти огромное количество вариантов жилья по разным ценам и с высокими оценками.

Адрес и как добраться?

Г. Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, 34

  • М. Гостиный двор, пешком 800 м
  • М. Маяковская, пешком 1 км

фонтанный дом на карте петербурга

Достопримечательности рядом

  • Аничков мост – 450 м
  • Михайловский замок – 700 м
  • Русский музей – 1 км
  • Спасо-Преображенский собор – 1,2 км
  • Спас на Крови – 1,3 км

Посещение Шереметевского дворца перенесет вас в царские времена и познакомит с культурным и историческим наследием города!

Читайте также: