Фонетическое слово это кратко

Обновлено: 30.06.2024

Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков. В письменной же речи русского языка для обозначения (записи) этих звуков имеется всего 31 буква и 2 знака.


Звук - это наименьшая звуковая единица слога.
Буквы - это знаки, которыми на письме обозначаются звуки.

При написании в слове может и не быть количественного соотношения между звуками и буквами (яма — три буквы, а звуков четыре й-а-м-а). В некоторых словах мы не произносим все звуки, которые при письме обозначены соответствующими буквами (в слове честный не произносится звук, обозначенный буквой Т) или произносим другой звук (в слове просьба произносим звук [З], а пишем С) и т. д. Такие несоответствия определяются правилами орфографии и орфоэпии.
Буквы, расположенные в определенном порядке, называются алфавитом, или азбукой. Каждая буква имеет свое название.

Гласные звуки

Гласными называются звуки, в образовании которых в наибольшей степени участвует голос, а выдыхаемый воздух при их образовании, не.встречая препятствий, выходит легко через рот.


Гласных звуков шесть — а, о, у, э, ы, и, но на письме они обозначаются десятыо буквами — а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю я. Последние четыре буквы называются составными гласными, так как обозначают одновременно два звука: е-йэ, ё-йо, ю-йу, я-йа — ехать — [j'э]хать, ёжик— [j'о]жик, юла — [j'у]ла, яма—[j'а]ма. В русском языке исконно русские слова с буквы й не начинаются. Буква й называется неслоговой, или полугласной, в транскрипции обозначается как [j'].

Согласные звуки

Согласными называются звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только одним шумом. Воздух, выходящий из легких, встречает различные препятствия в полости рта. Согласных всего 20. По участию голоса в их образовании они делятся на звонкие и глухие. В русском языке 10 звонких" согласных и 10 глухих.

Звонкие — б, в, г, д, ж, з, р, л, н, м
Глухие — п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ

Первые шесть звонких и глухих являются парными согласными, так как образуются при одинаковой артикуляции. При известных позициях этих парных согласных в слое они легко заменяются один другим. Например, на конце слов вместо звонкого произносится глухой согласный, парный звонкому.

Произносим: [сат], [хлеп], [морос], а пишем: сад, хлеб, мороз. Перед звонкими звуками вместо глухого согласного произносится звонкий. Говорим [коз'ба], а пишем косьба.


Парные согласные легко запомнить, зная, что звонкие из них являются первыми согласными в алфавите - б, в, г, д, ж, з.


Остальные четыре звонких - р, л, н, м и четыре глухих - х, ц, ч, щ являются непарными согласными звуками и не заменяются один другим. Из числа согласных выделяются 4 шипящих - ж, ч, ш, щ.
Все согласные, кроме шипящих и
ц могут быть и твердыми, и мягкими.


Мягкость согласного создается дополнительной артикуляцией — подъемом средней части языка к твердому нёбу. На конце слов мягкость согласных слышится еще более отчётливо, так как она часто служит и средством различения значения слова:
стал — сталь, был — быль, стань — cтan, жарь — жар.


Согласный ц и согласные шипящие ж, ш в русском языке всегда являются твердыми, шипящие' ч, щ — всегда мягкими. После ц ь (мягкий знак) никогда' не пишется (палец, колодец, огурец), а после шипящих ж, ш, а также ч,_щ ь (мягкий знак) иногда ставится, но не для обозначения мягкости предшествующего согласного, а для указания на различные грамматические формы слов - рода, числа, обозначения части речи (ночь, режь, туч, сторож).


Мягкость согласных (кроме шипящих) на письме обозначается двумя способами:
1) постановкой ь после согласного на конце слова или в середине его между двумя согласными — сталь, день, быль, словарь, голубь, коньки, пенька, деньги, сельский, письмо;
2) постановкой после согласного букв и, е, ё, ю, я; перед этими буквами все согласные (кроме шипящих и "ц") произносятся мягко, хотя на слух их мягкость и не слышится так ясно, как перед мягким знаком — бил, бюро, дядя, реже, серый.


В некоторых словах с двумя согласными, если первый из них произносится мягко, после него пишется ь — весьма, просьба, молотьба, женитьба и т. д.
В других же словах, хотя и слышится мягкость первого согласного, ь (мягкий знак) не пишется — ранний, каменщик, кончик.
Кроме смягчения согласных, мягкий знак употребляется еще и для разделения звуков, когда он стоит между согласной и гласной (семья, вьюга, бьют)

Слог

Слогом называется часть слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха из легких и в которой есть только одна гласная буква, например:
Го-ло-ва, край-ний, мо-я, го-род-ской, го-род-ска-я.

В слове может быть один слог или несколько. В каждом слоге всегда только одна гласная, согласных же может не быть совсем (мо-я — второй слог не имеет согласной), может быть несколько. Согласные примыкают к гласным по удобству их произношения.

Примеры:
Мой, мо-я, вскользь, семь-я, здеш-ний и зде-шний, се-стра и сест-ра, ка-мен-ный, об-щест-вен-ный.
Если согласные стоят с обеих сторон гласной, то такой слог называется закрытым (край-ний. као-ман. как, дол-гий). если же только с одной стороны, то открытым (мо-я, бу-ма-га, де-ла).
Деление слов на слоги необходимо для усвоения правил переноса слов, для определения ударений, правильного произнесения слов и написания.

Ударение

Ударением называется произнесение одного из слогов слова с большей силой. Это — звуковое ударение. Обычно в слове бывает одно звуковое ударение, но в сложных словах их может быть и два (кафе-ресторан, торгово-промышленный).

Ударение в русском языке может стоять на любом слоге на первом, на втором, на третьем и т. д. Поэтому они называется свободным (кни'га, бума'га, переде'лка).

Ударение может быть как подвижным, так и постоянным.

Постоянное ударение всегда ставится на одном и -том же слоге (тоска, тоски, тоской).

Подвижное ударение переходит с одного слога на другой (голова, головы, головка).


Ударение в русском языке не только выполняет произносительную функцию (т. е. указывает на то, как следует правильно произносить слово), но может одновременно указывать и на различное смысловое значение слова (уже и уже, засыпать и засыпать, дома и дома).

Фонетический разбор

Фонетический разбор слова осуществляется по следующему плану:

1. Затранскрибировать слово, поставив ударение.
2. Определить количество слогов, указать ударный.
3. Показать, какому звуку соответствует каждая буква. Определить количество букв и звуков.
4. В столбик выписать буквы слова, рядом – звуки, указать их соответствие.
5. Указать количество букв и звуков.
6. Охарактеризовать звуки по следующим параметрам:
гласный: ударный/безударный;
согласный: глухой/звонкий, твердый/мягкий.

Образец фонетического разбора:
его [j'и-вo] 2 слога, второй ударный

[j'] согласный, звонкий, мягкий
е— [и] гласный, безударный
г— [в] согласный, звонкий, твердый
о— [о?] гласный, ударный
3 буквы 4 звука

В фонетическом разборе показывают соответствие букв и звуков, соединяя буквы с обозначаемыми ими звуками (за исключением обозначения твердости/мягкости согласного последующей гласной буквой). Поэтому необходимо обратить внимание на буквы, обозначающие два звука, и на звуки, обозначаемые двумя буквами. Особое внимание надо уделить мягкому знаку, который в одних случаях обозначает мягкость предшествующего парного согласного (и в этом случае он, как и предшествующая ему согласная буква, соединяется с согласным звуком), а в других случаях не несет фонетической нагрузки, выполняя грамматическую функцию.

Могут быть предложены следующие типы упражнений:
найдите слова, в которых:
– количество букв больше, чем звуков;
– количество букв меньше, чем звуков;
– все согласные звуки звонкие (глухие, твердые, мягкие);
– есть звук [б'] (или любой другой, обнаружение которого требует применения определенных умений и навыков);
– звуковая сторона которых так или иначе соотносится с их семантикой ( например : шорох, шепот, визг, рокот, гром, барабан и т.д.).

Фонети́ческое сло́во, или ритми́ческая гру́ппа [1] :27 — самостоятельное слово с примыкающими к нему клитиками - служебными словами, не имеющими собственного ударения [2] , для которых самостоятельное слово выступает опорным [3] . Характеризуется наличием единственного словесного ударения [1] :28 , которое может падать как на самостоятельное, так и на служебное слово (в последнем случае говорят, что лишённое ударения самостоятельное слово является энклиноменом [3] ): рус. на горе́ — на́ гору [4] .

С точки зрения фонетики фонетическое слово представляет собой группу слогов, объединённую одним ударением. Ударный слог объединяет слоги в рамках слова за счёт того, что характеристики гласных безударных слогов (качество, интенсивность, длительность) зависят от их положения по отношению к ударному слогу. Внутри фонетического слова действуют те же фонетические закономерности: ассимиляция, диссимиляция, — что и внутри любого слова [5] .

Определение не требует от фонетического слова совпадения с орфографическим словом или словом как единицей в словаре [5] .

Человеческая речь представляет собой поток звуков. Этот звуковой поток членится на отрезки, на отдельные единицы. Они выделяются при помощи различных фонетически средств, чаще всего при помощи пауз и ударения. Выделяют следующие отрезки звукового потока: фраза, фонетическая синтагма (или такт), фонетическое слово (оно может отличаться от лексического), слог, звук. Самым крупным отрезком фонетического членения речи является фраза.

Фраза – это отрезок речи, для которого характерна особая интонация и фразовое ударение. Фразы отделяются друг от друга достаточно длинными паузами. Границы между ними обозначаются двумя вертикальными чертами (//).

Например:

Жарко веет ветер душный//Солнце руки обожгло//

Надо мною свод воздушный словно вине стекло//

Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию. Фраза и предложение – это не одно и то же. Фраза – это фонетическая единица, предложение – синтаксическая. Их границы могут не совпадать. Например: Ветры кротко стихли//, яркий свет зовет меня домой. Одно предложение содержит две фразы. Фраза членится на речевые синтагмы, или такты.

Речевой такт – это часть фразы, имеющая смысл и отделенная небольшой паузой. Для речевого такта характерна особая интонация и тактовое ударение. Паузы между тактами гораздо короче межфразовых. Границы тактов обозначаются одной вертикальной чертой. Выделение тактов обусловлено намерением говорящего, тем смыслом, который он хочет передать, поэтому возможно несколько вариантов членения на такты одной и той же фразы.

Например:

В последний раз мы встретились тогда/ на набережной.

В последний раз/ мы встретились тогда на набережной.

В последний раз/ мы встретились тогда/ на набережной.

Не всегда членение на такты отражает постановку знаков препинания. Однако есть случаи совпадения границ синтагмы со знаками препинания.

Ни тропинки,/ ни дорожки,/

Только проруби темны.//

В некоторых случаях варианты членения фразы на речевые такты отражают разное значение.

Сравните:

Надо учиться/ работать/ и отдыхать.

Надо учиться работать/ и отдыхать.

Итак, членение на фразы и такты связано со смысловым и синтаксическим членением. Кстати, при диктовке текста диктующий членит фразы на такты.

Речевой такт может состоять из одного или нескольких фонетических слов. Фонетическое слово – это отрезок звукового потока, объединенный одним словесным ударением. Например, слова ночь, ветер, бежать, бережет представляют собой одно фонетическое слово. В данном случае фонетическое слово совпадает с лексической единицей. Однако фонетические слова могут не совпадать с лексемами. Во фразе Самые темные дни в году предложно-падежная форма в году представляет собой одно фонетическое слово, хотя состоит из двух лексических единиц, объединенных одним словесным ударением. В русском языке не все слова могут иметь ударение.

Безударными могут быть предлоги, частицы, некоторые союзы. Их называют клитиками. Итак, клитики – это слова, лишенные ударения. Клитики примыкают к знаменательным словам, составляя вместе с ними одно фонетическое слово. Безударное слово. Стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой. Например: к вечеру, на берегу, у березы, под столом, и брат, не знаю, с тобой, без тебя. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой. Например: где же, придет ли.

Некоторые односложные предлоги и частицы могут принимать на себя ударение, тогда безударное знаменательное слово выступает в роли энклитики. Например: на спину, под руки.

Клитики бывают абсолютные и относительные. Абсолютные клитики полностью утрачивают фонетические признаки самостоятельного слова. Сравните: до сада [дÙса´дъ] и досада [дÙса´дъ].

Относительные клитики, не имея своего ударения и примыкая к ударному слову, не полностью утрачивают свои фонетические признаки, что отражается в особенностях произношения звуков. К относительным клитикам принадлежит союз но, местоимение я. Сравните: на солнце [нÙсо´нцъ] и но солнце [носо´нцъ]; я смеялась [jа´см`иjа´лъс`]/




Фонетическое слово делится на слоги, а слоги – на звуки. Итак, звук, слог, фонетическое слово, такт и фраза – это линейные отрезки звукового потока. Их называют сегментными единицами. Более крупные единицы делятся на более мелкие. Объединение мелких единиц в более крупные осуществляется благодаря интонации и ударению. Интонация и ударение – это суперсегментные единицы, так как они как бы накладываются на сегментные. Только слог рассматривается и как сегментная и как суперсегментная единица в фонетической теории.

Существует несколько определений слога .

1. Слог – это часть слова, которая включает в себя один звук наивысшей звучности.

2. Слог – это звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.

3. Слог – это волна силы, интенсивности.

Существование нескольких определений слога обусловлено тем, что в русской фонетике разработано несколько теорий слога. Первая получила название экспираторной. Она трактует слог как звукосочетание, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Эта теория основывается на данных эксперимента, когда слово произносят перед горящей свечой. При произнесении слова дом пламя свечи отклонится один раз, слова молоко – 3 раза. Однако эта теория не объясняет всех случаев. Так, при произнесении междометия ау пламя свечи отклонится всего 1 раз, хотя в слове 2 слога, а при произнесении слова сплав пламя дрогнет 2 раза.

В соответствии с сонорной теорией слог – это сочетание звуков разной звучности. Наиболее звучный является слогообразующим, остальные – неслоговые. В русском слоге звуки располагаются в соответствии с принципом восходящей звучности.

По степени звучности звуки разделяются так:

- Наиболее звучные – гласные (4).

- Сонорные [р, л, м, н, j] – их коэффициент звучности – 3 единицы.

- Звонкие согласные – 2 единицы.

- Глухие согласные, наименее звучные – 1 единица.

В слове, там, где происходит падение звучности, проходит слогораздел. Например: с 1 ч 1 а 4 /с 1 т 1 л 3 и 4 /в 2 ы 4 й 3 , о 4 /б 2 р 3 ы 4 в 2

Слогораздел может не совпадать с переносом.

Есть языки, в которых слогообразующими могут быть согласные звуки.

В соответствии с динамической теорией слог – это волна силы, интенсивности. Самый сильный – слоговой звук, менее сильные – неслоговые.

По началу слога различают слоги прикрытые и неприкрытые. Прикрытый слог начинается с согласного звука мо/ло/ко, по/да/рок. Неприкрытый слог начинается с гласного. Например: а/пельсин, о/брыв, э/лектрон.

По концу слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытый слог заканчивается гласным – ве/че, ко/ро/ва; закрытый – согласным. Например: дом, бой/кот.

Под слогоразделом понимается реальная или потенциальная граница между слогами, то место в слове, где при скандировании можно сделать паузу. Законы слогоделения не одинаковы в разных диалектах русского языка. Представители севернорусского наречия слово дружба разделят на слоги – друж-ба, а представители южнорусского наречия – дру-жба. Русское литературное произношение опирается на московский говор. Это означает, что большинство слогов в русском языке построены по принципу восходящей звучности: начальный звук – наименее звучный, конечный звук – наиболее звучный. Этот принцип хорошо иллюстрирует теория сонорности. В том месте, где происходит падение звучности, и проходит слогораздел. Например: р 3 а 4 з 2 б 2 и 4 р 3 а 4 т 1 ь – ра-зби-рать.

При слогоделении трудно бывает провести слогораздел в группе согласных.

Следует учитывать такие правила:

1. Сочетание шумных согласных отходит к последующему слогу: зве-зда, ло-дка, ро-сток, ле-пе-сток, ме-сто, те-сто.

2. Сочетание шумного согласного с сонорным между гласными отходит к последующему слогу: со-сна, до-бро, гла-сный.

3. Сочетание сонорногос шумным между гласными имеет слогораздел внутри этого сочетания: пар-та, брон-за, то есть сонорный отходит к предыдущему слогу, а шумный – к последующему.

4. При сочетании [j] с шумным или сонорным между гласными слогораздел проходит внутри этого сочетания, то есть [j] отхоит к предыдущему слогу: вой-на, тай-на, бой-ня, лей-ка, чай-ка.

5. При сочетании сонорный согласных возможен двоякий слогораздел: ко-рма и кор-ма, то-мный и том-ный. Во втором случае слогораздел совпадает с морфемным членением.

6. Конечные слоги могут быть закрытыми: по-иск, кар-кас, ко-рабль.

7. В начале слова, как исключение, может находиться сочетание сонорный согласный + шумный согласный рдеть, лба, льстецы. В таких словах две вершины сонорности, и сонорные согласные можно рассматривать как слогообразующие: л-ба.

8. Не надо путать правила слогоделения с правилами переноса: они могут не совпадать. Например: ра-здо-лье //раз-долье.

План.

1. Понятие о фонетическом членении речи.

2. Фонетическое слово. Клитики.

4. Основные теории слогоделения.

Человеческая речь представляет собой поток звуков. Этот звуковой поток членится на отрезки, на отдельные единицы. Они выделяются при помощи различных фонетически средств, чаще всего при помощи пауз и ударения. Выделяют следующие отрезки звукового потока: фраза, фонетическая синтагма (или такт), фонетическое слово (оно может отличаться от лексического), слог, звук. Самым крупным отрезком фонетического членения речи является фраза.

Фраза – это отрезок речи, для которого характерна особая интонация и фразовое ударение. Фразы отделяются друг от друга достаточно длинными паузами. Границы между ними обозначаются двумя вертикальными чертами (//).

Например:

Жарко веет ветер душный//Солнце руки обожгло//

Надо мною свод воздушный словно вине стекло//

Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию. Фраза и предложение – это не одно и то же. Фраза – это фонетическая единица, предложение – синтаксическая. Их границы могут не совпадать. Например: Ветры кротко стихли//, яркий свет зовет меня домой. Одно предложение содержит две фразы. Фраза членится на речевые синтагмы, или такты.

Речевой такт – это часть фразы, имеющая смысл и отделенная небольшой паузой. Для речевого такта характерна особая интонация и тактовое ударение. Паузы между тактами гораздо короче межфразовых. Границы тактов обозначаются одной вертикальной чертой. Выделение тактов обусловлено намерением говорящего, тем смыслом, который он хочет передать, поэтому возможно несколько вариантов членения на такты одной и той же фразы.

Например:

В последний раз мы встретились тогда/ на набережной.

В последний раз/ мы встретились тогда на набережной.

В последний раз/ мы встретились тогда/ на набережной.

Не всегда членение на такты отражает постановку знаков препинания. Однако есть случаи совпадения границ синтагмы со знаками препинания.

Ни тропинки,/ ни дорожки,/

Только проруби темны.//

В некоторых случаях варианты членения фразы на речевые такты отражают разное значение.

Сравните:

Надо учиться/ работать/ и отдыхать.

Надо учиться работать/ и отдыхать.

Итак, членение на фразы и такты связано со смысловым и синтаксическим членением. Кстати, при диктовке текста диктующий членит фразы на такты.

Речевой такт может состоять из одного или нескольких фонетических слов. Фонетическое слово – это отрезок звукового потока, объединенный одним словесным ударением. Например, слова ночь, ветер, бежать, бережет представляют собой одно фонетическое слово. В данном случае фонетическое слово совпадает с лексической единицей. Однако фонетические слова могут не совпадать с лексемами. Во фразе Самые темные дни в году предложно-падежная форма в году представляет собой одно фонетическое слово, хотя состоит из двух лексических единиц, объединенных одним словесным ударением. В русском языке не все слова могут иметь ударение.

Безударными могут быть предлоги, частицы, некоторые союзы. Их называют клитиками. Итак, клитики – это слова, лишенные ударения. Клитики примыкают к знаменательным словам, составляя вместе с ними одно фонетическое слово. Безударное слово. Стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой. Например: к вечеру, на берегу, у березы, под столом, и брат, не знаю, с тобой, без тебя. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой. Например: где же, придет ли.

Некоторые односложные предлоги и частицы могут принимать на себя ударение, тогда безударное знаменательное слово выступает в роли энклитики. Например: на спину, под руки.

Клитики бывают абсолютные и относительные. Абсолютные клитики полностью утрачивают фонетические признаки самостоятельного слова. Сравните: до сада [дÙса´дъ] и досада [дÙса´дъ].

Относительные клитики, не имея своего ударения и примыкая к ударному слову, не полностью утрачивают свои фонетические признаки, что отражается в особенностях произношения звуков. К относительным клитикам принадлежит союз но, местоимение я. Сравните: на солнце [нÙсо´нцъ] и но солнце [носо´нцъ]; я смеялась [jа´см`иjа´лъс`]/

Фонетическое слово делится на слоги, а слоги – на звуки. Итак, звук, слог, фонетическое слово, такт и фраза – это линейные отрезки звукового потока. Их называют сегментными единицами. Более крупные единицы делятся на более мелкие. Объединение мелких единиц в более крупные осуществляется благодаря интонации и ударению. Интонация и ударение – это суперсегментные единицы, так как они как бы накладываются на сегментные. Только слог рассматривается и как сегментная и как суперсегментная единица в фонетической теории.

Существует несколько определений слога .

1. Слог – это часть слова, которая включает в себя один звук наивысшей звучности.

2. Слог – это звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.

3. Слог – это волна силы, интенсивности.

Существование нескольких определений слога обусловлено тем, что в русской фонетике разработано несколько теорий слога. Первая получила название экспираторной. Она трактует слог как звукосочетание, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Эта теория основывается на данных эксперимента, когда слово произносят перед горящей свечой. При произнесении слова дом пламя свечи отклонится один раз, слова молоко – 3 раза. Однако эта теория не объясняет всех случаев. Так, при произнесении междометия ау пламя свечи отклонится всего 1 раз, хотя в слове 2 слога, а при произнесении слова сплав пламя дрогнет 2 раза.

В соответствии с сонорной теорией слог – это сочетание звуков разной звучности. Наиболее звучный является слогообразующим, остальные – неслоговые. В русском слоге звуки располагаются в соответствии с принципом восходящей звучности.

По степени звучности звуки разделяются так:

- Наиболее звучные – гласные (4).

- Сонорные [р, л, м, н, j] – их коэффициент звучности – 3 единицы.

- Звонкие согласные – 2 единицы.

- Глухие согласные, наименее звучные – 1 единица.

В слове, там, где происходит падение звучности, проходит слогораздел. Например: с 1 ч 1 а 4 /с 1 т 1 л 3 и 4 /в 2 ы 4 й 3 , о 4 /б 2 р 3 ы 4 в 2

Слогораздел может не совпадать с переносом.

Есть языки, в которых слогообразующими могут быть согласные звуки.

В соответствии с динамической теорией слог – это волна силы, интенсивности. Самый сильный – слоговой звук, менее сильные – неслоговые.

По началу слога различают слоги прикрытые и неприкрытые. Прикрытый слог начинается с согласного звука мо/ло/ко, по/да/рок. Неприкрытый слог начинается с гласного. Например: а/пельсин, о/брыв, э/лектрон.

По концу слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытый слог заканчивается гласным – ве/че, ко/ро/ва; закрытый – согласным. Например: дом, бой/кот.

Под слогоразделом понимается реальная или потенциальная граница между слогами, то место в слове, где при скандировании можно сделать паузу. Законы слогоделения не одинаковы в разных диалектах русского языка. Представители севернорусского наречия слово дружба разделят на слоги – друж-ба, а представители южнорусского наречия – дру-жба. Русское литературное произношение опирается на московский говор. Это означает, что большинство слогов в русском языке построены по принципу восходящей звучности: начальный звук – наименее звучный, конечный звук – наиболее звучный. Этот принцип хорошо иллюстрирует теория сонорности. В том месте, где происходит падение звучности, и проходит слогораздел. Например: р 3 а 4 з 2 б 2 и 4 р 3 а 4 т 1 ь – ра-зби-рать.

При слогоделении трудно бывает провести слогораздел в группе согласных.

Следует учитывать такие правила:

1. Сочетание шумных согласных отходит к последующему слогу: зве-зда, ло-дка, ро-сток, ле-пе-сток, ме-сто, те-сто.

2. Сочетание шумного согласного с сонорным между гласными отходит к последующему слогу: со-сна, до-бро, гла-сный.

3. Сочетание сонорногос шумным между гласными имеет слогораздел внутри этого сочетания: пар-та, брон-за, то есть сонорный отходит к предыдущему слогу, а шумный – к последующему.

4. При сочетании [j] с шумным или сонорным между гласными слогораздел проходит внутри этого сочетания, то есть [j] отхоит к предыдущему слогу: вой-на, тай-на, бой-ня, лей-ка, чай-ка.

5. При сочетании сонорный согласных возможен двоякий слогораздел: ко-рма и кор-ма, то-мный и том-ный. Во втором случае слогораздел совпадает с морфемным членением.

6. Конечные слоги могут быть закрытыми: по-иск, кар-кас, ко-рабль.

7. В начале слова, как исключение, может находиться сочетание сонорный согласный + шумный согласный рдеть, лба, льстецы. В таких словах две вершины сонорности, и сонорные согласные можно рассматривать как слогообразующие: л-ба.

8. Не надо путать правила слогоделения с правилами переноса: они могут не совпадать. Например: ра-здо-лье //раз-долье.

Звуковые закономерности действуют в русском языке в пределах фонетического слова (сильные-слабые позиции в консонантизме, вокализме). Фонетическое слово - это знаменательное слово с примыкающими к нему служебными словами (союзами, предлогами, а также частицами), которые объединены одним словесным ударением (и мы, на ногу, на ноге, ты ли, пришёл бы).

Фонетическое слово - это и любая знаменательная словоформа, не имеющая по соседству служебных частей речи (во фразе Мы шли рядом представлены именно такие фонетические слова). Признаком фонетического слова является словесное ударение, но не пауза. Пауза может разграничивать единицы более высокого уровня - синтагмы.

Вместе с тем в русской транскрипции все фонетические слова отделяются друг от друга пробелами как графическими знаками. Все служебные части речи, примыкающие к знаменательным в составе фонетических слов, пишутся в транскрипции слитно со знаменательным, так как даже при медленном темпе произнесения фонетическое слово нормально произносится без внутренней паузы. Учебный стиль произношения широко использует замедленный темп речи, при котором фраза дробится на большее число синтагм. Пределом такого распадения служит именно фонетическое слово, когда виртуальная (потенциальная) пауза становится реальной. (Кроме того, вполне возможны при обычном темпе и однословные синтагмы.)

Такие позиционные условия приводят к различению на слух пар типа Кире - к Ире, Виталию - в Италию [Реформатский, 1970, 481-482]. Перераспределение границ слога по указанным выше правилам происходит и здесь: перед игрой (-ды-), с избы (сы-).

Выделимость фонетического слова в потоке речи едва ли основывается только на фонетических критериях. Не зная языка, невозможно определить на слух границы слов. Надежных критериев в звучании, которыми бы руководствовался слушатель, пограничных сигналов (диэрем) у фонетического слова чрезвычайно мало, они нерегулярны. Признаки звуков, оказывающихся на стыке слов, практически не используются слушателями для определения места границы между словами в тексте.

Если слушатель не знает языка, на основании фонетических критериев он не может правильно определить ни количества фонетических слов во фразе, ни границ этих слов. Это происходит из-за подчиненности фонетического слова интонации синтагмы, фразы, их ритмике [Бондарко, 1981, 56 - 58].

Разноместное ударение русского языка в одних категориях словоформ бывает н е п о д в и ж н ы м, т.е. при образовании грамматических форм остается на одном и том же месте (умён, умна, умно, умны; берегу, бережёшь и т.д.; радость, радости и т.д.), а в других - п о д в и ж н ы м, т.е. при образовании разных грамматических форм слова переходит с одного слога на другой, с основы на окончание и наоборот (ср.: голова, головы, голову, головы, голов и т.д.; могу, можешь и т.д.; смел, смєл&, смело, смелы).

Предлоги, союзы и частицы обычно не имеют на себе самостоятельного ударения и примыкают к самостоятельным словам, ср. за горой, не была, отец бы, придёт ли, садйсь же. В некоторых случаях ударение переходит на предлог: под гору, на пол, за ночь. Таким образом, самостоятельные и служебные слова в сочетании имеют одно словесное ударение, составляя фонетическое слово. Если в сочетании таких слов безударным оказывается предшествующее слово, то это безударное слово называется п р о к л и т и к о й: [Лджарь, пьднЛго'й]; если безударным является последующее слово, оно называется энклитикой: [наньгу, подгьру, н'еск'ьм, Лт'н"озбы, в'ид'ишл'и]. Примеры соединения в фонетическом слове проклитики и энклитики: [пьднЛго'йть, н'ьсЛмно'йжъ9, Лвьітъ, н'иетьі'л'и] и т.д.

Сложные слова, слова с префиксами анти-, меж-, около-, контр- и др. могут иметь, кроме основного, п о б о ч н о е (или в т о р о с т е п е н н о е) ударение (среди сложных много и одноударных: предвоенный, самостоятельный, автомашина, общежитие и т.д.). Побочное ударение обычно по порядку бывает первым (ближе к началу слова), а основное - вторым (ближе к концу слова), ср. прдфорганшация, агитколлектив, самолётостроение, вддонепроницаемый, межбиблиотечный и т.д

Кстати, русским сложным словам с второстепенным ударением свойственна особая слоговая граница, разделяющая основы: меж-областной, глав-врач, Рдс-шёлк, трех-актный, Мдс-мебель, штаб-офицер (дефис - знак слоговой границы). Необычность здесь в том, что по правилам русского внутрисловного слогоделения согласный перед стыком должен был бы отойти к следующему слогу и вместо [рос-шолк] могло получиться *[рош:олк][10], вместо [м'еш-Л-] могло бы быть *[м'ь- жЛ-] и т.д.

При основосложении именно морфемные границы определяют здесь место слогоделения, а конечные согласные в первых основах произносятся как в конце фонетического слова (т.е. глухо): ме[ш]-, Рд[с]-, шта[п]-, гла[ф]-. На стыке основ при наличии второстепенного ударения обычно не бывает нейтрализации согласных фонем по признакам места и способа образования: Рд[с-ш]ёлк, а не*[ш:], пар[тс]&езд а не *[цс], эк[с-ч']емпион, а не*[ш'ч'].

Упражнение16. Затранскрибируйте данные фразы, определяя границы фонетических слов.

Читайте также: