Фомс история создания кратко

Обновлено: 02.07.2024

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования.

ФОМС является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.

Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) направлена на реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.

Основные источники образования федерального и территориальных ФОМС:

  • страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование;
  • бюджетные ассигнования;
  • иные поступления.

Полученные средства направляются на финансирование обязательного медицинского страхования и иных связанных с этим мероприятий. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматривается Государственной Думой.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (ст. 3 ФЗ).

Финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий , осуществляется за счет субвенций , предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В соответствии с Уставом, ФОМС реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования, является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением и также юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях ЦБ РФ и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.

Основные задачи ФОМС: финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования; обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи; аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского образования.

Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предназначен для выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования, финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования, осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования. Финансовые средства ФОМС образуются за счет: взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах; ассигнований из федерального бюджета на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования; добровольных взносов юридических и физических лиц; доходов от использования временно свободных финансовых средств фонда; нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений.

Бюджет фонда в 2005 году составил 88,9 млрд. руб., в 2006 году - 113,3 млрд. руб., на 2007 год бюджет фонда ОМС запланирован в объеме 104,7 млрд. руб.

В структуру ФОМС входит центральный аппарат, 91 территориальных фондов ОМС с 832 филиалами, из которых 378 выполняли функции страховщиков, 276 страховых медицинских организаций с 90 филиалами (всего 366, включая филиалы СМО)

В системе обязательного медицинского страхования работали также 8457 самостоятельных лечебно-профилактических учреждений и 19760 учреждений, входящих в состав других ЛПУ. В фонде работают более 15 тыс. человек.

Управление Федеральным фондом обязательного медицинского страхования осуществляется коллегиальным органом - правлением, во главе которого стоит директор.

С 1 августа 1998 года директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования стал Андрей Михайлович Таранов, до него эту должность занимал Гришин Владимир Вадимович.

21 апреля 1993 года решением Малого Совета Костромского областного Совета народных депутатов было утверждено Положение о Костромском областном фонде обязательного медицинского страхования (далее – Фонд).

28 июня 1993 года глава администрации области назначил исполнительного директора Костромского областного фонда обязательного медицинского страхования – Дефтереву Эмилию Артемовну, утвердил положение и структуру исполнительной дирекции.
С 1994 года образуются филиалы Костромского областного фонда обязательного медицинского страхования в г. Костроме, Галиче, Мантурово и Шарье.

В соответствии с действующим законодательством Фонд является некоммерческой организацией и подотчетен администрации области и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования.

Цели и задачи Фонда

Деятельность Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области направлена на достижение главной цели – реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования.

Основными задачами Фонда являются:

1. обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;

2. обеспечение гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования;

3. создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;

4. обеспечение государственных гарантий соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика.

Страховой фонд – ключевое понятие страхования, элемент общественного воспроизводства, обусловленный страховыми интересами. Представляет собой совокупность натуральных запасов и финансовых резервов общества, предназначенных для предупреждения, локализации и возмещения ущербов, наносимых процессу общественного воспроизводства стихийными и социальными бедствиями, авариями и другими рисками. [1]

Одним из важнейших страховых взносов является фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) – совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и распределения регламентируется финансовым правом.

ФОМС играет важную роль в жизни граждан страны. Обязательное медицинское страхование обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. Зачастую мы даже не задумываемся о том, каких затрат стоит государству даже самая обычная услуга, оказываемая нам в поликлинике. Небольшие затраты группируются, образуя миллионы рублей в месяц. Именно поэтому так важно подробно изучать вопрос образования и распределения денежных средств из бюджета ФОМС.

Объектом моей работы является фонд обязательного медицинского страхования.

Предмет исследования: роль, задачи, образование и использование фонда обязательного медицинского страхования.

Методами исследования моей курсовой работы будут являться:

Цели моей работы – проанализировать роль и задачи ФОМС, разобраться, как образовывается и куда используется ФОМС. Для реализации этой цели потребовалось решение следующих задач:

• исследовать причины возникновения и ступени развития ФОМС в России;

• проанализировать динамику основных показателей ФОМС за 2013 - 2015 гг.;

• исследовать источники образования и использования средств ФОМС;

• через практические задания показать оформление ФОМС в бухгалтерском учете;

• проанализировать роль ФОМС в жизни страны;

• исследовать цели, задачи и функции ФОМС;

• проанализировать состояние бюджета ФОМС.

ГЛАВА I. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: роль, задачи, образование и использование

История возникновения ФОМС

Медицинское страхование появилось относительно недавно. В связи с разделением общества на классы, развивающимся предпринимательством, все большим использованием наемного труда, медицинское страхование появилось в странах Европы, Америке и России. Сейчас почти все страны с более или менее развитой рыночной экономикой используют ОМС для решения проблем здравоохранения.

Вскоре медицинское страхование стало популярно во многих странах. Политики использовали его для привлечения работников (большего процента населения) на свою сторону. Такими темпами медицинское страхование было принято во многих стран Европы уже в конце 19 века. А в 30-е гг. 20 века не было ни одной развитой страны, не использующей ОМС. Хотя формы и методы использования страхования в разных странах были достаточно различны.

В России, вплоть до 1919 г., система медицинского страхования во многом соответствовала европейской системе, но при этом имела и ряд особенностей, связанных с историческим развитием государства. В конце 19 века при покровительстве предпринимателей возникли первые больничные кассы.

В 1912 г. Государственная Дума ввела закон об обязательном страховании рабочих на предприятиях. После принятия декрета 16 ноября 1917 г. в распоряжение больничных касс передавались все лечебные учреждения, а расходы по их содержанию брали на себя предприниматели. Рабочие и члены их семей пользовались медицинской помощью бесплатно. Однако эта реформа существовала только до февраля 1919 г. После образования Наркомздрава его руководители пришли к выводу о принципиальной недопустимости и практической нецелесообразности параллельного существования при диктатуре пролетариата двух медицин - страховой и государственной. К сожалению, эти предложения нашли поддержку в руководящих органах, в результате чего организационное слияние привело к поглощению и ликвидации страховой медицины в нашей стране.

Изменение политической системы государства происходило на протяжении всей истории развития нашей страны и продолжается и в настоящее время. Каждый новый режим, новая система, многое меняла в национальном хозяйстве. В конечном итоге, были затронуты все стороны жизни государства и общества. В течение длительного времени экономическая политика СССР и вытекающая из нее практика оставались по преимуществу нормативными, без научного обоснования потребностей отраслей социальной сферы. Таким образом, уделяя все внимание развитию социализма в стране, правительство нерационально растратило большое количество природных, материально-технических и человеческих ресурсов. Во главу угла ставились лишь объемные показатели. Расходы на расширенное воспроизводство основных фондов, на государственный аппарат управления росли значительно быстрее расходов на воспроизводство рабочей силы, на развитие человека. Все это, впоследствии, привело к значительному снижению уровня жизни населения нашей страны.

Несмотря на незаинтересованность государства в данном вопросе, у отечественного здравоохранения были существенные достоинства:

· широкий охват всех слоев населения;

· ориентация на профилактику и предупреждение заболеваний;

· четкая организационная структура, позволявшая эффективно бороться с большинством заболеваний.

К сожалению, многие из перечисленных возможностей так и не удалось реализовать. Хотя исследования и практические разработки отдельных административных формирований, учреждений и объединений, например Центра микрохирургии глаза С. Федорова, показывали, что в отечественном здравоохранении скрыты немалые резервы. [3]

Как известно, наиболее квалифицированные медицинские кадры, профильные лечебные учреждения, обеспеченные техническим оборудованием на высоком уровне, сконцентрированы в крупных городах. Такая медицина совершенно не доступна населению небольших или отдаленных городов, а так же сельскому населению из-за ряда факторов, например, из-за:

· сложного материального положения;

· высокой стоимости проезда и проживания в гостинице.

Как результат – рост числа заболеваний, поздняя их диагностика.

На развитие здравоохранения также влияет уровень материально-технической базы – современные методы лечения и обследования пациентов невозможны без целого комплекса оборудования, часто весьма дорогостоящего. Кроме того, рынок медицинского оборудования и лекарственных средств постоянно изменяется, а цены варьируются в соответствии с экономическим и политическим положением нашей страны в мире.

Зачастую, наши больницы имеют недостаточное финансирование со стороны государства, что приводит к весьма неприятным последствиям:

· несвоевременное получение (или неполучение вовсе) лекарств;

· недостаток чистого белья;

· незапланированное отключение электроэнергии;

По материальному обеспечению жизни, работники больниц, поликлиник и других подобных учреждений, несмотря на тяжелую и крайне ответственную работу, разделяют последние места с учреждениями культуры и образования.

Таким образом, основными причинами перехода к страховой медицине являются:

· недостаточность финансирования здравоохранения;

· возрастание объема и стоимости медицинских услуг параллельно росту числа врачей;

· дефицит квалифицированной медицинской помощи;

· расцвет теневой экономики в медицине;

· сверхцентрализация и монополизация финансирования и управления здравоохранением.

Фонд обязательного медицинского страхования также имеет свою эмблему, которая была утверждена 26 сентября 2007 г.[4]


Эмблема выполнена в форме равноконечного креста, белого внутри с красной обводкой. В центре креста наложен круглый медальон с изображенной на нем кадуцей Медальон, так же как и крест, выполнен в белом цвете. Окантовка медальона и кадуцей – красного цвета.

Читайте также: