Фома аквинский интересные факты кратко

Обновлено: 08.07.2024

2.Интересно, что когда Фома, будучи студентом университета Неаполя, принял решение вступить в монашеских орден доминиканцев, то был отправлен своими братьями в крепость Сан-Джовани. В заточении он провёл два года.

3.Когда заходит речь о философии Фомы Аквинского, то главной его заслугой единодушно называют формулировку пяти логических доказательств бытия Божия. О провёл четкую линию между верой и знанием, более того, светские принципы философии Аристотеля использовал в создании того, что вполне можно назвать религиозной наукой. Сейчас более употребляемы другие термины: богословие, теология. Религиозные знания он превратил в науку, потому, что наука это и есть система знаний. Фома оставил после себя множество трудов, многие из которых не потеряли актуальности и в наше время.

4.Существует легенда о том, как Фоме во время монастырской трапезы было явление свыше. Небесный голос сказал ему, что монастыре уже все насыщены, но в Италии паства Божия голодает. После этого начинается самый плодотворный этап жизни схоластика.

6.Совершенно естественно, что философские воззрения Фомы имели множество противников среди костного духовенства. Главным образом против Фомы восстали монах францисканского ордена. Пережив многочисленные нападки, Фома Аквинский признаётся непререкаемым авторитетом Церкви, которая сделала его труды свои учением.

7.Выражаясь современным языком, он ломал психологические устои того времени посредством принципов христианского вероучения.

8.Создав систему ортодоксальной схоластики, Фома для своего времени явился без преувеличения революционером духовной жизни. Дело в том, что Церковь в 12- 14 столетиях практически полностью владела разумом европейцев, подчинив себе образовательный процесс во всех существовавших тогда учебных заведениях и выхолостив из секулярных знаний практически всё, что противоречило церковным взглядам на мир той эпохи. В то время люди жили представлениями диктатур. Свободное слово не просто не существовало, оно даже не рождалось в умах.

9.И вот в таких жестких идеологических рамках Фома заявляет о том, что каждый индивидуум может проявлять свободу мысли. Более того, он изменяет сам образ мыслей.

10.Что в этом оригинального, скажем мы? Оригинальное в том, что, быть может, полет человеческой мысли, приведший к невероятным научным открытиям и техническим достижениям последних двух столетий, изменивший планету и человеческое сознание был обусловлен прогрессивными мыслями великого Фомы.

11.В течение нескольких веков бессмертные труды философа являлись достоянием узко-конфессиональных кругов. Лишь в 19 веке его учение начинает привлекать внимание светской публики. Безусловно, любой просвещённый человек, не зависимо от своих религиозных воззрений, найдет в философии Фомы много интересного и полезного.

12.Главная заслуга Фомы Аквинского – призыв думать и верить. Менталитет меняет людей.

Четыре мнемонических правила, пять доказательств того, что Бог есть, задачи теологии, превосходство устной речи над письменной, причины, по которым деятельность доминиканцев имеет смысл, и другие важные открытия, а также факты биографии Сицилийского Быка


Святой Фома Аквинский. Фреска Фра Бартоломео. Около 1510–1511 годов © Museo di San Marco dell'Angelico, Florence, Italy / Bridgeman Images

1. О происхождении и невыгодном родстве

Фома Аквинский (или Аквинат; 1225–1274) был сыном графа Ландольфо д’Аквино и племянником графа Томмазо д’Ачерра, великого юстициария Сицилийского королевства (то есть первого из королевских советников, ведающего судом и финансами), а также троюродным братом Фридриха II Штауфена. Родство с императором, который, стремясь подчинить своему влиянию всю Италию, постоянно боролся с римскими папами, не могло не сослужить дурную службу молодому богослову — несмотря на открытый и даже демонстративный конфликт Аквината с семьей и на то, что он вступил в верный папству орден доминиканцев. В 1277 году часть тезисов Фомы была осуждена епископом Парижа и церковью — видимо, в основном по политическим причинам. Впоследствии эти тезисы стали общепринятыми.

2. О школьном прозвище

3. О мнемонических приемах

Ранние биографы Фомы Аквинского утверждают, что он обладал изумительной памятью. Еще в школьные годы он запоминал все, что говорил учитель, а позже, в Кельне, развивал свою память под руководством того же Альберта Великого. Собрание изречений отцов церкви о четырех Евангелиях, подготовленное им для папы Урбана, было составлено из того, что он запомнил, просматривая, но не переписывая рукописи в различных монастырях. Его память, по мнению современников, обладала такой силой и цепкостью, что в ней сохранялось все, что ему доводилось прочитать.

— И наконец, последнее правило — регулярно размышлять о том, что нужно запомнить.

4. О взаимоотношении теологии и философии

Философия, используя свои рациональные методы познания, способна изучать свойства окружающего мира. Догматы веры, доказанные с помощью рационализированных философских доводов (например, догмат о бытии Бога), становятся более понятными человеку и тем самым укрепляют его в вере. И в этом смысле научно-философское знание является серьезной опорой в обосновании христианского вероучения и опровержении критики веры.

Но многие догматы (например, идея о тварности мира, концепции первородного греха, воплощения Христа, воскресения из мертвых, неизбежности Страшного суда и т. п.) не поддаются рациональному обоснованию, поскольку в них отражены сверхъестественные, чудесные качества Бога. Человеческий разум не способен постичь божественный замысел в полном объеме, поэтому истинное, высшее знание науке неподвластно. Бог — это удел сверхразумного познания и, следовательно, предмет теологии.


Святой Фома Аквинский. Фреска Фра Бартоломео. 1512 год © Museo di San Marco dell'Angelico

5. Об Аристотеле

Благодаря этому Фома Аквинский получил возможность христианизировать античную философию, в первую очередь — труды Аристотеля: стремясь к синтезу веры и знания, он дополнил вероучительные догматы и религиозно-философские умозрения христианства социально-теоретической и научной рефлексией, опирающейся на логику и метафизику Аристотеля.

6. О разговорном жанре

7. Доказательства бытия Божия

Второе доказательство немного напоминает первое и также опирается на Аристотеля, в этот раз — на его учение о четырех причинах. По Аристотелю, у всего сущего должна быть действующая (или порождающая) причина, то, с чего начинается существование вещи. Поскольку ничто не может произвести самое себя, должна быть некая первопричина, начало всех начал. Это и есть Бог.

8. Об общественном строе

9. Об индульгенциях

10. О доминиканской миссии и проповедничестве

Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат, Томас Аквинат; 1225-1274) – итальянский философ и теолог, причислен к лику святых католической церковью. Систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель Церкви, основоположник томизма и член ордена доминиканцев.

С 1879 г. считается самым авторитетным католическим религиозным философом, которому удалось связать христианское вероучение (в частности, взгляды Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал знаменитые 5 доказательств бытия Бога.

foma-akvinskij

В биографии Фомы Аквинского есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Аквинского.

Биография Фомы Аквинского

Фома Аквинский появился на свет примерно в 1225 году в итальянском городе Аквино. Он рос и воспитывался в семье графа Ландольфа Аквинского и его супруги Теодоры, которая происходила из богатой неаполитанской династии. Кроме Фомы у его родителей родилось еще шестеро детей.

Глава семейства хотел, чтобы Фома стал аббатом в бенедиктинском монастыре. Когда мальчику едва исполнилось 5 лет родители отдали его в монастырь, где он пробыл около 9 лет.

Когда Аквинскому было примерно 14 лет он поступил в университет Неаполя. Именно здесь он начал тесно общаться с доминиканцами, вследствие чего решил вступить в ряды доминиканского ордена. Однако, когда родители узнали об этом, они запретили ему это сделать.

Выйдя на свободу юноша все же постригся в монахи Доминиканского ордена, после чего уехал в Парижский университет. Здесь он учился у известного философа и теолога Альберта Великого.

Любопытно, что обет безбрачия мужчина смог сохранить до конца своих дней, вследствие чего у него никогда не было детей. Фома был очень набожным человеком, проявляющим интерес к схоластике – средневековой философии, представляющей собой синтез католического богословия и логики Аристотеля.

В 1259 г. Папа римский Урбан IV вызвал Фому Аквинского в Рим. На протяжении последующих десяти лет он преподавал богословие в Италии, продолжая писать новые труды.

Монах пользовался большим авторитетом, в связи с чем долго занимал пост советника по богословским вопросам при папской курии. В конце 1260-х он возвратился в Париж. В 1272 г., оставив должность регента Парижского университета, Фома обосновался в Неаполе, где выступал с проповедями перед простыми людьми.

В это время здоровье Фомы оставляло желать лучшего. Он был настолько слаб, что ему пришлось оставить преподавательскую и писательскую деятельность.

Философия и идеи

foma-akvinskij-6

В этих работах Фоме удалось охватить широкий спектр тем. Взяв за основу 4 ступени познания истины Аристотеля – опыт, искусство, знание и мудрость, он разработал собственные.

Аквинский писал, что мудрость представляет собой знание о Боге, являясь наивысшей ступенью. При этом он выделял 3 вида мудрости: благодати, богословскую (вера) и метафизическую (разум). Как и Аристотель, он описывал душу, как отдельную субстанцию, которая после смерти восходит к Богу.

Однако, чтобы душа человека соединилась с Творцом, ему следует вести праведную жизнь. Индивид узнает мир посредством разума, интеллекта и ума. С помощью первого человек может рассуждать и делать выводы, второе позволяет анализировать внешние образы явлений, а третье представляет собой целостность духовных компонентов человека.

  1. Движение. Движение всех предметов во Вселенной когда-то было вызвано движением других предметов, а те – третьих. Первопричиной движения является Бог.
  2. Производящая сила. Доказательство имеет схожесть с предыдущим и подразумевает, что первопричиной всего произведенного является – Творец.
  3. Необходимость. Любой предмет подразумевает потенциальное и реальное использование, при этом все предметы не могут находиться в потенции. Нужен фактор, способствующий переходу вещей из потенциального в актуальное состояние, в котором вещь необходима. Данный фактор есть Бог.
  4. Степень бытия. Люди сравнивают вещи и явления с совершенным нечто. Под этим совершенным и подразумевается Всевышний.
  5. Целевая причина. Деятельность живых существ должна иметь смысл, а значит, нужен фактор, задающий смысл всему в мире – Бог.

Кроме религии, Фома Аквинский уделял большое внимание политике и праву. Наилучшей формой правления он называл монархию. Земной правитель, подобно Господу, должен заботиться о благосостоянии своих поданных, относясь ко всем одинаково.

foma-akvinskij-8

При этом, король должен на забывать о том, что ему следует слушаться духовенства, то есть гласа божьего. Аквинский был первым, кто разделил – сущность и существование. Позднее данное разделение ляжет в основу католицизма.

Идеи Аквинского привели к возникновению томизма – ведущего направления в католической мысли. Оно помогает обрести веру с помощью задействования разума.

Смерть

Фома Аквинский умер 7 марта 1274 г. в монастыре Фоссанова по дороге на церковный собор в Лион. По дороге на собор он серьезно заболел. Монахи ухаживали за ним несколько дней, но спасти его так и не смогли.

На момент смерти ему было 49 лет. Летом 1323 г. папа Иоанн XXII причислил Фому Аквинского к лику святых.

Фото Фомы Аквинского

foma-akvinskij-5
foma-akvinskij-4
foma-akvinskij-11
foma-akvinskij-2
foma-akvinskij-3
foma-akvinskij-7
foma-akvinskij-1
foma-akvinskij-9

foma-akvinskij-slyshit-golos-iisusa-hrista

Фома Аквинский слышит голос Иисуса Христа


Фома Аквинский - один из самых известных философов и теологов своего времени, он являлся влиятельнейшим религиозным деятелем средневековья. Он считается последователем Аристотеля, сумевшим объединить в своих работах религиозные и философские взгляды предшественника.

Фома Аквинский был рожден в Италии в 1255 году. Его отец имел титул графа и проживал недалеко от Неаполя. Семья видела Фому аббатом обители, находящейся недалеко от замка. В пятилетнем возрасте мальчик был отдан в бенедиктинскую обитель и прожил там почти десять лет, после чего его приняли на обучение в университет, где юноша проучился четыре года. Именно там Фома Аквинский познакомился с учениями доминиканцев и по окончанию обучения принял решение о вступлении в их орден. Но такое решение нарушало все планы семьи, и будущий философ был похищен, его заточили в крепость, где он провел долгие два года. В 1245, после того, как Аквинский был освобожден, он все же становится членом Доминиканского Ордена, будущий знаменитый мыслитель отправляется на обучение университет Парижа, где становится учеником Альберта Великого.

Через три года будущий знаменитый теолог вместе с учителем отправляется в университет, находящийся в Кельне, там он проводит два года. В доминиканский монастырь он возвращается в 1252 году, но через четыре года его отправляют преподавать теологию университет Парижа, где на свет появляются его первые труды.

В 1274 Фома Аквинский должен был присутствовать на церковном соборе, однако по дороге он умирает.

В 1277 году архиепископ Парижа признал некоторые из работ Фомы Аквинского еретическими, ученого обвиняли в излишнем интеллектуализме, но несмотря на все интерес к его работам только возрастал пока не получил признание всего католического мира. Ученого и философа стали именовать Князем философов и Ангелом школы.

В 1323 году Папа Римский причисляет Фому Аквинского к лику святых, память его чтят 28 января, именно в этот день мощи святого были перенесены в Тулузу.

Основные идеи.

Бытие и его виды. Фома Аквинский считал, что истинное бытие- это Бог и все в мире зависит от него и имеет свою иерархию. Существо, чья природа сложнее, имеет более высокое положение, оно обладает большей свободой действий. Возможность жить предоставляется Богом, поэтому она является важнее истинной сути. Всякая субстанция подчинена желанию Бога, мир же является совокупностью всех субстанций. Существование делится на два вида: зависимое и самостоятельное.

Материя и форма. Материя- это субстрат, который не имеет формы. Предмет создается с обретением формы, она же наделяет его физическими качествами. Сущность- это единство формы и материи. По мнению Фомы Аквинского человек состоит из формы и материи, но наделен сущностью. Так как материя однообразна, все существа должны были бы обладать одинаковой формой, однако по желанию Бога, на индивидуальные различия влияют личные качества предмета, которые и отвечают за форму. У духовных существ нет материи, их сущность много сложнее человеческой.

10 интересных фактов о Фоме Аквинском:

1. Аквинский был связан родственными узами с императором, стремившимся подчинить своей власти всю Италию, император вел борьбу с папским престолом. Несмотря на то, что Фома состоял в ордене доминиканцев и не поддерживал отношения с семьей, церковное руководство насторожено относилось к молодому богослову. Некоторые работы философа даже были осуждены епископом.

3. Биографы подметили, что Фома обладал феноменальной памятью, он легко усваивал и запоминал любую информацию. И сам философ, и его учитель считали такую память одной из добродетелей, Аквинский даже сформулировал несколько мнемонических правил, которые были записаны в комментариях к трактату Аристотеля.

4. Фома Аквинский не видел противоречий между философией и теологией, он считал, что философия и знание мира поможет познать истины веры.

5. Благодаря тому, что учитель Аквинского смог доказать отсутствие противоречий между учениями Аристотеля и христианскими учениями, Фома получил разрешение и смог христианизировать античную философию.

6. Аквинский был убежден, что студенты лучше поймут его работы, если они будут иметь форму диалога, именно в такой форме было написано большинство работ знаменитого теолога.

8. По мнению Фомы, монархия является самой справедливой формой правления, но выборную монархию он считал более надежной, чем наследственную. Он предполагал, что наследование может взрастить в правителе тирана.

9. Индульгенции. В то время покупка или дарования такого документа была довольно распространенной практикой. Фома Аквинский не видел в этом ничего плохого, считая, что святость дарующих превысит греховность приобретающих.

10. Несмотря на то, что Фома родился уже после создания ордена доминиканцев, именно он смог сформировать основные постулаты.

Фома Аквинский был уверен, что спасти можно даже душу язычника, для этого потребуется желание спасаемого и талант миссионера, способного донести до любого божественную правду.

Читайте также: