Фольклорные мотивы и источники ночь перед рождеством кратко

Обновлено: 05.07.2024

…поэт вошел в царство народности как ее полный властелин, но, проникнувшись ее духом, слившись с нею, он показал только свое родство с нею, а не тождество…
В. Г. Белинский
Повесть Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством” похожа на фольклорную волшебную сказку, иными словами, автор активно пользуется вымыслом, фантастикой и символикой, чтобы в иносказательной форме охарактеризовать окружающий мир.
Предметом изображения в волшебной сказке являются необычные, страшные события (женитьба на лягушке, путешествие в загробный мир);

в”Ночи…” находим договор доброго христианина – кузнеца Вакулы с чертом – врагом рода человеческого. В волшебной сказке действие имеет приключенческий характер, положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своей цели (побеждает Кощея, достает молодильные яблоки); в “Ночи…” Вакула за рождественскую ночь слетал в Петербург за царскими черевичками (непременное условие для свадьбы с Оксаной) и воротился в Диканьку. В волшебную сказку часто вводятся чудесные персонажи, которые помогают герою достичь своей цели (волк, конь, меч-кладенец и т. д.); в “Ночи…” таким

помощником главного героя становится… черт.
Вымысел в волшебной сказке может напоминать действительность, а может иметь фантастический характер. Замечательной особенностью “Ночи…” является переплетение реальности и фантастики, подчас такое тесное, что невозможно отделить одно от другого. Здесь реальность объясняется через фантастику.

В рождественскую ночь с неба над Диканькой пропал месяц и поднялась метель, потому что черт решил навредить кузнецу. Вакула собирался пойти к Оксане объясниться, но не хотел встречаться с Чубом, которого недолюбливал. Черт специально украл месяц с неба и положил в свою торбочку, чтобы Чуб остался дома. Фантастика, в свою очередь, приобретает реальные черты в сцене, когда черт, украв месяц, прилетает к Солохе и начинает ухаживать за ней, как опытный дамский кавалер.

Или Вакула приходит за советом к сельскому колдуну Пузатому Патоку, а тот ест самые обычные вареники фантастическим образом: взглядом перебрасывает вареники из одной миски в другую, наполненную сметаной, а потом тем же магическим способом отправляет их в собственный рот.
Реальность и фантастика переплелись в образе кузнеца Вакулы. С одной стороны, это вполне реальный человек, ничто человеческое ему не чуждо: он горячо любит Оксану и страдает от ее кокетства, недолюбливает Чуба, он хороший кузнец и основательный хозяин. С другой стороны, он положительный герой народных сказок, который обладает всеми необходимыми для этого качествами. Автор наделил Вакулу физической силой (гнет руками подковы), мужеством (путешествует по небу), упорством (не бросает ухаживание-волокитство за Оксаной), красотой (в запорожском кафтане очень понравился царице), подкупающей прямотой в обращении с Оксаной, Чубом, Екатериной.

В образе Вакулы соединились черты фольклорного богатыря (Ивана-крестьянского сына) и “иронического дурака” (Иванушки-дурачка, который на деле оказывается самым умным среди сказочных героев). Рядом с Вакулой в повести помещены другие достойные казаки (например, смелые, рассудительные запорожцы).
Гоголь сохраняет идейную установку любой сказки – показать борьбу добрых и злых сил и непременную победу добра. В соответствии с этим идейным заданием все герои в сказке делятся на добрых (олицетворяют христианские ценности) и злых (представляют языческие образы); в “Ночи…” Вакула – наиболее активный представитель добрых сил, а его мать Солоха (известная всей Диканьке ведьма) и черт играют роли сказочных злодеев. Правда, у этих злодеев не получается серьезно навредить Вакуле.

Солоха против женитьбы сына на Оксане, так как сама хочет выйти замуж за Чуба, чтобы прибрать к рукам его богатое хозяйство, но именно Вакула в конце концов получает согласие невесты и ее отца. Черт, стараясь помешать Вакуле, все время попадает впросак и сам в конце концов, под угрозой крестного знамения, помогает удалому кузнецу добыть царские черевички. Злые силы в повести совсем нестрашные, наоборот, они описываются с замечательным юмористическим мастерством.
Юмор в “Ночи…”, кроме прочего, сглаживает границы реального и фантастического миров. Так, хотя черт очень старался, чтобы старый Чуб остался дома, достойный селянин из упрямства отправился в гости. Нечистый просчитался, так как никакая метель не может остановить казака, когда он намерен выпить “перегонной на шафран водки”. Еще пример.

Каких размеров должен быть мешок, чтобы в нем могли уместиться два таких солидных казака, как дьяк и Чуб? Каким силачом должен быть Вакула, чтобы разом поднять этот мешок и еще один, в котором Солоха спрятала многопудового диканьковского голову? Однако все эти несуразности Гоголь описывает совершенно серьезно, что усиливает комизм ситуации.
В повести Гоголь повторяет распространенные сказочные сюжетные ходы. Часто причиной приключений сказочных героев является поиск пропавшего жениха (“Финист-Ясный Сокол”) или невесты (“Царевна-лягушка”), Своенравная Оксана не ценит любовь Вакулы и похожа, в каком-то смысле, на потерявшую невесту. Кузнец хочет заслужить любовь Оксаны, подарив ей царские черевички, за которыми отправляется в далекий Петербург.

Как обычно бывает в сказках (например, Иван-царевич сжигает кожу царевны-лягушки), Вакула сначала выбирает неверный путь для достижения своей цели: чтобы добиться любви Оксаны, он готов утопиться или заключить сделку с нечистой силой. Однако он вовремя успевает опомниться, отбросив грешные мысли о самоубийстве и продаже своей души черту. Гоголь использует сказочный мотив странствий (Иван-царевич проходит Медное, Серебряное и Золотое царство): Вакула летит из Диканьки в Петербург.

Тройное повторение эпизодов – характерная особенность фольклорных сказок – присутствует в “Ночи…”, правда, повторяются периферийные эпизоды: Солоха прячет в мешки трех своих поклонников (голову, дьяка и Чуба), черт же сам ныряет в маленький мешок. В результате четыре кавалера распределяются по трем мешкам. Как во многих волшебных сказках в финале появляется справедливый и добрый царь, так и в “Ночи…” Вакула добирается до Зимнего дворца, где невыразимо прекрасная царица Екатерина без лишних вопросов исполняет просьбу простодушного кузнеца и дарит ему счастье – золотые черевички из собственного гардероба.

Как и у большинства сказок, у повести счастливый конец: добро торжествует над злом, преданный Вакула заслуживает любовь своей избранницы.

Итак, повесть Гоголя “Ночь перед Рождеством” имеет множество черт, роднящих ее с волшебной сказкой: захватывающие сюжетные ходы, образ главного героя, группировка персонажей. Однако “Ночь…” представляет собой не фольклорную, а авторскую сказку, то есть литературное произведение, которое отличается от народной сказки изобразительными приемами.
Во-первых, у Гоголя сказочный сюжет обрастает красочными описаниями, то есть автор стремится опоэтизировать природу и казацкий быт по сравнению с лаконичной фольклорной сказкой. Эти точные и остроумные описания замедляют действие повести, но усиливают увлекательность повествования.
Во-вторых, эпизоды повести выстроены так, чтобы придать захватывающую напряженность рассказу, а развязка каждого эпизода неожиданна и комична. Так, Чуб заблудился в метели и вернулся-таки домой, как хотел черт. Но, столкнувшись в дверях собственной хаты с Вакулой, Чуб оробел, а кузнец, не узнав будущего тестя, крепкими толчками выгнал Чуба на мороз.

Когда Солоха уже рассадила трех своих важных кавалеров в мешки, подоспел последний – казак Свербыгуз. Его она не решилась принимать дома, так как нельзя было найти мешка, в который бы поместился такой дородный мужчина. Тогда “Солоха вывела его в огород, чтобы выслушать от него все то, что он хотел ей объявить”.
В-третьих, Гоголь использует сложные психологические мотивировки поведения героев (почему черт не любит кузнеца; как Оксана поняла, что любит Вакулу; почему старухи считали Солоху ведьмой и т. д.).
При всех отличиях “Ночи…” от фольклорной сказки, следует признать, что эта повесть истинно народное произведение: Гоголь отразил в ней народную жизнь в ее существенных проявлениях, отразил дух народа, его остроумие, веселость, его взгляд на мир.


Цель:

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Повторение изученного на предыдущем уроке.

Фольклорные мотивы, историческая основа повести.

Продажа души чёрту, поездка на чёртовом коне, анекдот о кузнеце и чёрте, свидание чёрта с ведьмой, полёт ведьмы на помеле через трубу, мотив ведьмы-мачехи.

Украинские былички, бывальщина и легенды (легенда о благочестивом маляре).

Быва?льщина (быль) — в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика.

Леге?нда — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии

Традиции житийной литературы.

Время действия – первая половина 1770-х гг., накануне упразднения императрицей Екатериной II в 1775 г. Запорожской Сечи. В повести упоминается участие запорожцев в войне с турками и покорение Крыма, дан достоверный портрет императрицы.

- Объясните лексические значения слов и словосочетаний: бричка, волость, заниматься малеванием, заседатель, капелюхи, фуражка, кныш.

Бричка – легкая дорожная повозка преимущественно без рессор, иногда с открытым верхом.

Волость – сельская территория, подчинённая городу.

Заниматься малеванием – заниматься рисованием.

Заседатель – человек, избранный для участия в работе государственного или судебного заведения.

Капелюхи – шапка с ушами.

Фуражка – головной убор с околышем и козырьком.

Кныш - небольшой круглый пирожок с запеченным внутри творогом или другой начинкой: вареньем, или луком со шкварками.

- Назовите черты, объединяющие повесть с волшебной сказкой. (В её основе – самый распространённый из сказочных сюжетов: поездка героя в тридевятое царство за волшебным предметом, необходимым для того, чтобы завоевать красавицу. К этому сюжету присоединены ещё два – тоже распространённых: о кузнеце, одолевшем чёрта, и из бытовой сказки – о любовниках, спрятанных в мешки. Как и в настоящей сказке, побеждает добро).

1. Образы Оксаны в повести.

- Когда происходят события в повести?

1.1. Рассказ о сочельнике.

1.2. Рассказчик в повести.

- От чьего лица ведётся повествование?

- Составьте устный портрет рассказчика.

- Как воспринимает происходящее рассказчик? О чём свидетельствуют подробности характеристик, которые он даёт героям повести?

- Назовите героев повести.

- Какие качества Оксаны проявляются в эпизодах:

1.7. Художественный пересказ учащимися эпизода, изображенного на иллюстрации М.С.Родионова. (С.169-172)

- Чем отличается Оксана от положительных героинь народных сказок? (Образы героинь народных сказок схематичны. Оксана – живой человек. Гоголь не идеализирует героиню. Однако в её кокетстве нет ничего отталкивающего. Она выглядит довольно просто, а иногда и комично).

- Похоже ли испытание, придуманное Оксаной для Вакулы, на испытание героя в народных сказках?

2. Образ Вакулы в повести.

- Каким изображён кузнец Вакула? Запишите ключевые слова, которые могут рассказать о характере кузнеца Вакулы.

- Чем похож Вакула на героя сказки? (Вакула, как и любой положительный герой сказки, описан крайне скупо, образ его несколько схематичен. Он искусный кузнец и талантливый художник. Герой очень силён, благочестив, набожен. Описания любовных переживаний Вакулы позволяют понять, что это человек, умеющий тонко чувствовать, искренне любить).

- Что мы узнаём о Вакуле-художнике?

(Вакула красит заборы, расписывает миски, хаты и сундуки, но при этом может и картину нарисовать, и оценить по достоинству европейскую живопись того времени, когда видит её во дворце в Петербурге. Вакула – художник, он посрамляет черта не только крестом, но и искусством, рисуя его в позорном виде.)

- В повести есть несколько выразительных описаний искусства Вакулы. Присутствуют ли на картинах Вакулы детали и полутона? О чём это свидетельствует? (В картинах Вакулы отсутствуют полутона и нет ярких деталей. Цветовые контрасты резки и смелы. Это говорит о прямоте нрава, искренности художника.)

- Как изображена зимняя ночь в повести? Выразительное чтение эпизодов. (Ночь как будто нарисована Вакулой. Она изображена скупо, без полутонов, яркими красками, без лишней детализации. Природа и люди созвучны друг другу.)

IV. Подведение итогов урока.

- Какими изобразил Гоголь Вакулу и Оксану? (Герои искренни и прямодушны. Их образы соответствуют народным представлениям о сказочных героях. В то же время это живые люди, которые наделены определёнными чертами характера).

V. Домашнее задание.

1.Подготовить рассказ о фантастических существах, действующих в повести, с цитированием наиболее значимых фрагментов (Солоха, чёрт, Пацюк).

Начиная с XVII века, Украина вызывала большой интерес в Европе и в России как край прекрасной природы, самобытных традиций и истории. Этот интерес усилился в конце XVIII — начале XIX веков в связи с развитием романтизма.

Диканька как топос была весьма знаковым местом как исторический перекресток (судеб России и Европы в контексте Северной войны), сакральный перекресток (в связи с древними легендами о чудотворной иконе), романтический перекресток (в связи с историей любви Мазепы к Марии Кочубей). Это место стало своеобразным перекрестком судеб людей, связанных с семьей Гоголей (архитектор Диканьской церкви М. Львов и писатели Г. Державин, В. Капнист были женаты на сестрах, Кочубеи занимали видное место в столице). Таким образом, Диканька в художественном сознании Гоголя соединяла в себе его родину и столицу, историческое и сакральное, реальное и мифологическое.

В своей книге Гоголь открывал обществу еще не открытую ранее Украину — не только как часть российской истории и часть российской империи, но и как край, имеющий свое национальное своеобразие, мифологию, фольклор, традиции и обычаи. Гоголь утверждал тем самым не столько экзотичность, сколько культурную уникальность и самобытность Украины, которая, хотя и входила как Малороссия в состав Российской империи, но все-таки имела и некоторые отличия.

Как известно, христианские праздники начинаются еще накануне, поэтому вечер и ночь включены в их сакральное время. Кроме того, ночь в языческой традиции славян считается временем особо магическим и особо действенным, когда вся нечистая сила выползает из темных углом и необходимо ей оказывать активное противодействие. Вечер и ночь — время любовной печали, скорби по несчастливой судьбе. С вечером и ночью связан в народе целый ряд поверий (На ночь не отдают одолженные деньги, не выбрасывают мусор, не выливают воду после купания ребенка и т.д.). Символический атрибут ночи — черный конь (не случайно у Гоголя черт превращается в Петербурге в коня).

Вот колядки, записанные А. Афанасьевым:

В связи с фольклорной традицией колядования в повесть Гоголя входит тема борьбы света и тьмы, добра и зла, нового поворота жизни и единения народа перед нечистой силой.

Наряду с колядками Гоголь упоминает и другие обрядовые песни украинцев — щедровки (укр. щедрівки). Автор прибегает к прямому цитированию: «То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во все горло:

Почему же смеялись над тем, кто вдруг запел щедровку?

Фольклорные мотивы / . Фольклорные источники / . Традиции житийной литературы / . Историческая основа /.

Ответ или решение 1

"Ночь перед Рождеством"
Фольклорные мотивы / Продажа души черту, поездка на чертовом коне, анекдот о кузнеце и черте, свидание черта с ведьмой, полет ведьмы на помеле через трубу, мотив ведьмы-мачехи.
Фольклорные источники / Украинские былички, бывальщина и легенды (легенда о благочестивом маляре). Быличка жанр устного народного творчества: рассказ героя о встрече с "нечистой силой". Бывальщина (быль) - в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика. Легенда - одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии.
Традиции житийной литературы / "Слово о великом Иоанне, архиепископе Великого Новаграда".
Историческая основа / Время действия - первая половина 1770-х гг., накануне упразднения императрицей Екатериной II в 1775 г. Запорожской Сечи. В повести упоминается участие запорожцев в войне с турками и покорение Крыма, дан достоверный портрет императрицы.

Данная работа отражает необходимые требования ФГОС. В разработке представлена групповая проектная деятельность учащихся на уроке литературы. Урок знакомит учеников с особенностями рпазднования Рождества, представляет историю рождения Иисуса Христа. Также учащиеся получают возможности познакомиться с особенностями жизни украинцев в 19 веке и некоторыми украинскими словами. Урок практически ведут мами ребята, а учитель только направляет детей.

ВложениеРазмер
Групповая проектная деятельность учеников в среднем звене образовательной школы 67.5 КБ

Предварительный просмотр:

(проектная деятельность учащихся)

  • Познакомить учащихся с особенностями празднования Рождества Христова, представить историю рождения Иисуса Христа;
  • Предоставить учащимся информацию о народных поверьях;
  • Познакомить учеников с лексикой украинского языка;
  • Развитие у учеников навыков театральной игры и выразительного чтения, вокального исполнения жанров народного фольклора;
  • Формирование у учеников навыков анализа эпизода, выявления средств художественной выразительности, навыков по определению проблемы, позиции автора в тексте;
  • Развитие навыков у учеников работы в группе;
  • Формирование коммуникативных компетенций учеников посредством вступления учащихся в диалог друг с другом, учителем, при реализации монологического высказывания.

- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; стремление к гармонии человеческой души, к идеалу;

- формирование нравственных представлений о добре и зле;

- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; формирование умения воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное;

- использование на уроке литературы практических навыков учащихся, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства и музыки: изготовление елочных украшений, вокальное исполнение колядок, создание рисунков.

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Формулировка темы урока, психологическая установка.

Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный урок, а сказочный. Даже погода за окном располагает к сказке: земля оделась в белую шубу, везде лежит снег. Самое время для сказок, тайн и необычных приключений. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы должны закончить его последнюю строчку. Эта строчка позволит вам узнать, о чем мы будем говорить и какова тема нашего занятия.

Под покровом мягким, снежным

Дремлет русское село.

Все дороги, все тропинки

Белым снегом занесло.

Снег на солнце серебрится,

Легкий свет над ним струится

Благодатный и прекрасный….

Учитель: Закончите фразу.

Дети: Праздник Рождества.

Учитель: Молодцы! О чем пойдет речь на уроке?

Учитель: В каком произведении говорится о Рождестве?

Учитель: Верно, ребята. А какие сказочные герои нам встретились на страницах произведения?

Дети: Черт, ведьма Солоха, пузатый Пацюк.

Учитель: Правильно. Так какова тема нашего урока, раз мы с вами определили, что речь пойдет о Рождестве и сказочных героях?

Дети формулируют тему, которая записывается на доске учителем.

Учитель: Новый год, Рождество… Волшебная пора. А вы когда-нибудь задумывались о том, откуда этот праздник к нам пришёл? Давайте узнаем об этом из представления раешного театра.

Мини-проект №1: 6 участников. Автор и художники-повествователи.

У каждого участника иллюстрация с отрывком текста, участники с рисунками меняются с течением повествования. В этом и заключается смысл театра-райка.

История рождения Иисуса Христа.

В гостиницах для них свободного места не нашлось. И им пришлось расположиться в пещере (вертепе), куда пастухи загоняли скот во время непогоды.

В эту же ночь Мария почувствовала, что настало время рожать. Именно там, в пещере, родила Мария своего сына, спеленала и уложила в ясли. О факте рождения святого младенца возвестила загоревшаяся на небе Вифлеемская звезда.

Учитель: Занимательная история! Ребята, найдите в ней волшебные моменты.

Дети: Появление на небе новой звезды с рождением Иисуса, появление Ангела.

Учитель: А знаете ли вы, как празднуют Рождество?

Ученики зачитывают эпизоды.

Учитель: А что в праздновании Рождества вас, ребята, заинтересовало больше всего?

Дети: Колядки. Слайд 2.

Учитель: Давайте попробуем восстановить события и немного поколядовать.

Учащиеся, наряженные в костюмы и маски (костюмы и маски изготавливаются дома, специально к уроку) выходят в центр класса, исполняют колядки.

Учитель: Что вы ощутили ребята при исполнении колядок? (Дети делятся впечатлениями).

- Понравились ли вам костюмы колядующих? Чем именно?

Учитель: Ребята, настало время отдохнуть. Повторяйте за мной.

Ученики повторяют движения за учителем.

Как на санках на широких выезжала Коляда (высоко поднимаем ноги)

Как дровенках высоких прибывала к нам она (поднимаем вверх руки)

Коляда, Коляда (поворот головы вправо, влево) не сломай ворота (наклоны вправо-влево)

Отворяем сундучок, вынимаем пятачок (разводим руки в стороны)

Одаряем Коляду, к Рождеству, к Рождеству. (садимся на места).

Все ученики встают.

Ученики читают выдержки из текста своим одноклассникам, а те должны угадать, о каком герое или событии идет речь. Если ответ верный игрушка отправляется на елку.

Учитель: Какой герой старался испортить праздник? По какой причине? (Черт) Слайд 3.

- Что произошло с чертом в конце повествования? Как это событие связано с празднованием Рождества?

Учитель: Какая проблема затрагивается в повести? Почему черт убегает и о ведьме больше не говорится ни слова? (Проблема борьбы добра со злом. Добро всегда обждает, в этом суть волшебства).

- олицетворения: месяц поднялся, звезды глянули, месяц заглядывал в окна украдкою;

- безличные глаголы и слова категории состояния: морозило , было весело колядовать;

- Какую роль играет пейзаж? (подсказка к фантастическим событиям повести).

- Какую роль играет олицетворение в пейзажной зарисовке? (Автор с помощью данного тропа указывает читателю, что природа – самостоятельный персонаж).

5. Словарная работа:

Учитель: Где происходит действие повести? (На Украине). Вы дома определяли значение украинских слов (украинизмов).

На доске записаны слова в столбик, учащиеся определяют их значение:

Черевики – женские туфли

Шинок – питейное заведение

Магарыч – подарок, подношение

Оселедец – пучек волос на затылке у казака

Плахта – верхняя женская одежда

Рушник – вышитое полотенце.

Учитель: Какую роль играют украинизмы в тексте?

- О чем мы говорили на занятии?

- Какой момент в уроке запомнился больше всего?

- О чем бы вы хотели еще узнать?

7. Рефлексия: таблицы с символами в начале урока кладутся ученикам на столы

Оцените вашу работу на уроке:

Работал в полную силу:

Работал хорошо, но могу еще лучше

Бездельничал на уроке

. 8. Домашнее задание:

Действие в повести разворачивается как в вертепе, народном театре.

Подумай, какую сцену повести ты бы назвал самой театральной.

Какую роль выбрал бы для себя? Письменно ответь на вопрос.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Музыкальный спектакль Вовка в Тридевятом царстве . По мотивам сказочной повести Вадима Коростылева.

Музыкальная сказка по мотивам сказочной повести В. Коростылёва для детей подготовительной группы.

Сценарий по мотивам сказочной повести С.Прокофьевой "Сестра и сестричка"

Сценарий для новогоднего праздника.


Урок внеклассного чтения в форме творческого зачёта.


Фольклорно-сказочные мотивы в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Анализ фольклора в повести Пушкина "Капитанская дочка".


Презентация к уроку литературы "Роль и значение фольклорных мотивов в повести Н.В. Гоголя "Вий"

Презентация к уроку литературы "Роль и значение фольклорных мотивов в повести Н.В. Гоголя "Вий".


Театрализованное представление. Сценарий по мотивам повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Театрализованное представление - одна из форм внеклассной работы по литературе.

Сценарий новогоднего спектакля "Волшебник изумрудного города" по мотивам одноимённой сказочной повести Александра Мелентьевича Волкова

Сценарий новогоднего спектакля "Волшебник изумрудного города" написана по мотивам одноимённой сказочной повести Александра Мелентьевича Волкова. Зрители данного представления - младшие школь.

Читайте также: