Физическая культура при патриархате кратко
Обновлено: 04.07.2024
Вы здесь: Главная ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА И ДРЕВНЕГО МИРА § 4. Физическая культура Древнего Рима
§ 4. Физическая культура Древнего Рима
Параллельно с процветанием восточных эллинистических центров на Апеннинском полуострове возрастала военная мощь Рима - сначала небольшой олигархической республики на берегах Тибра, потом хозяина всей Италии и, наконец, огромной державы, поглотившей все Средиземноморье, весь античный мир.
История Древнего Рима подразделяется на три периода: царский (VIII-VI вв. до н.э.), республиканский (VI-I вв. до н.э.) и императорский (31 г. до н.э. -476 г. н.э.).
Физическая культура в царский период. Предыстория царского периода связана с цивилизацией этрусков, племена которых считают выходцами из Малой Азии. Этруски в VIII-VI в. до н.э. являлись главной силой на Апеннинском полуострове, они основывали благоустроенные города с величественными храмами и даже канализацией. Одним из таких городов, возникших на месте нескольких деревенских поселений, в VIII в. до н.э. была Рома - будущий Рим. До конца VI в. до н.э. Рим находился во владении этрусков.
Этрусские захоронения, обнаруженные в XVIII в., открыли значительные страницы древней культуры. Усыпальницы этрусков были построены по строгому плану за пределами древних городов. Стены усыпальниц покрыты росписями, часто отображавшими различные сюжеты спортивного характера. Настенные росписи и найденные бытовые предметы свидетельствуют о том, что физические упражнения были достаточно известны этрускам, особенно бег, метание диска и копья, борьба, кулачный бой, верховая езда, состязания колесниц, прыжки, а также плавание и прыжки в воду.
В других гробницах, приблизительно такого же возраста, запечатлены борьба, за которой следит судья с палкой в руке, фигуры бегунов с тренером и акробата, выполняющего сальто через деревянный барьер.
Подобные сцены можно наблюдать также на найденных вазах и амфорах. Сохранилось несколько статуэток, изображающих прыгуна в воду, метание копья. Широко распространенным является изображение кулачных бойцов, руки которых вооружены предметами, увеличивающими силу удара.
Кроме атлетических игр у этрусков популярны были поединки человека с животными (быками, собаками), носившие характер жестоких развлечений хозяев и рабов Древнего Рима.
По мнению Геродота, этрусские игры своим происхождением связаны с Малой Азией, являвшейся частью греческого мира, откуда переселились ма-лоазийские лидийцы на Апеннинский полуостров. Поэтому в них много общих черт с греческими играми. Вместе с тем у этрусков, несмотря на обилие состязательных сцен и игр, не было такого как у греков культа человеческого тела, что подтверждается произведениями искусства.
Часто состязания изображаются вместе со зрителями, что свидетельствует о публичности игр. Так, к примеру, на рисунках в усыпальнице в Тарквиниях достаточно детально изображена трибуна с сидениями для зрителей на высоких вилкоподобных подпорках, предназначавшаяся для аристократов. Представители низших слоев сидят на полу под трибуной.
При планировке городов этрусков учитывалась их тяга к публичным состязаниям. Поэтому центром городов являлась прямоугольная площадь, служившая местом проведения игр, гонок на колесницах.
В центре Рима также было установлено этрусскими царями место для проведения публичных игр, которые по традиции устраивали в честь победы над латинянами. Со временем они стали ежегодными и получили название Римских, или Великих, игр.
Игры у этрусков являлись прежде всего увлекательным зрелищем, местом для получения острых ощущений. Непосредственными участниками игр были выходцы из низших слоев общества, рабы или свободные люди, нанятые за определенную плату. Иногда в качестве гостей приглашались соседние народы.
В 510 г. до н.э., после изгнания последнего этрусского царя Тарквиния Гордого, в Риме была установлена республика, и постепенно этрусская культура отошла в небытие.
Физическая культура в республиканский период. Римская республика просуществовала половину тысячелетия. Римским государством в этот период управляли должностные лица, избираемые ежегодно из числа римских граждан, которые за это не получали никакого вознаграждения и потому должны были быть знатными и состоятельными людьми.
Рабовладельческий способ производства достиг наивысшего расцвета с конца III в. до н.э. до II в. н.э. Основной социальной группой общества были мелкие свободные собственники, в основном земледельцы и ремесленники.
Служба в армии считалась основным правом и обязанностью римского гражданина. Воинская подготовка была хорошо организованной, со строгой дисциплиной. Ядро римских легионов составляли пехотинцы, ежедневно преодолевавшие марши в 15-20 км, при этом неся на себе оружие, личные вещи и снаряжение для лагеря. Таким тренировкам подвергались не только новобранцы, но и ветераны для сохранения бодрости и гибкости тела. Конные легионеры проходили особую подготовку, отрабатывая быстроту вскакивания на деревянном коне.
В высших кругах республиканского Рима физическая культура не получила такого развития, как в Древней Греции, хотя отдельные лица и были приверженцами греческой культуры. Некоторые патриции рядом со своими дворцами строили сферистериумы, в которых упражнялись с мячом, бегали, прыгали, занимались с гантелями. Овладение умением плавать считалось этической нормой. В I в. до н.э. во многих городах Италии под влиянием Греции были построены гимнасии, в которых проводили время знатные граждане Рима.
Средние слои римского общества проводили свое свободное время на игровых площадках: упражнялись в верховой езде, езде на колесницах, занимались борьбой, играли в мяч. Некоторые плавали и занимались греблей в Тибре.
Суммы, получаемые некоторыми удачливыми наездниками, были немалыми. По утверждению Ювенала, доход одного наездника равнялся доходу сотни юристов.
Особенно популярными были гладиаторские бои, устраивавшиеся в Древнем Риме в конце республиканского периода и в эпоху империи (I в. до н.э. - V в. н.э.) для развлечения свободного населения. Организацией таких зрелищ римская правящая знать стремилась снискать расположение толпы, привлечь ее на свою сторону в борьбе за достижение политических или экономических целей. Гладиаторские бои берут начало от культовых погребальных обрядов, связанных с жертвоприношениями. Как зрелища гладиаторские бои впервые были устроены в 105 г. до н.э. Особенно широкое распространение они получили в эпоху империи. В боях гладиаторы состязались парами и группами, вооруженные различными видами оружия. По роду оружия гладиаторы назывались: ретиариями (вооруженные кинжалом и сеткой и боровшиеся с гладиаторами, вооруженными длинными мечами), секуторами (защищенные шлемом с забралом и вооруженные мечами), самнитами (вооруженные короткими мечам и и защищавшиеся большим щитом) и др. Особым видом гладиаторских боев были бои с дикими зверями, а также морские сражения на специально построенных судах. Император Август устроил морское сражение, т.н. навмахии, в котором приняли участие 19 тыс. человек. Гладиаторами становились в основном военнопленные, рабы, осужденные преступники, похищенные жители, в редких случаях авантюристы из числа свободных граждан в целях обогащения. В период наибольшего процветания гладиаторских боев в Римской империи насчитывались сотни тысяч гладиаторов, для подготовки которых были созданы гладиаторские школы, где под руководством специальных инструкторов рабы изучали приемы гладиаторского искусства. Даже некоторые из римских императоров принимали участие в борьбе с дикими зверями на арене амфитеатра, хотя подобные увлечения людей благородных званий не вызывали одобрения у простого народа. Император Коммод (II в. н.э.), по свидетельству его биографа, выступал на арене как гладиатор 735 раз, а диких зверей убил собственной рукой много тысяч, в том числе и слонов. Он отличался необыкновенной силой, пронзая пикой слона насквозь, прокалывая рогатиной рог дикой козы, убивая с первого удара громадных зверей.
Популярность гладиаторских боев того периода объясняется массовыми потребностями эпохи в развлечениях и зрелищах, а также некоторой инсценировкой участия народа в отправлении правосудия над осужденными и мошенниками.
Гладиаторские бои были запрещены в 404 г. н.э. императором Гонорием, младшим сыном Феодосия I. В то же время Гонорий устраивал в Риме роскошные зрелища, составной частью которых были состязания по борьбе, конные состязания и травля диких зверей.
Во второй половине II в. до н.э. в общественной и политической жизни Рима стали глубже проявляться новые социальные конфликты. Все больше увеличивалось расслоение общества, чаще происходили восстания рабов. Малочисленная верхушка римской знати оказалась неспособной мирными средствами обеспечить господство над многочисленными массами разорившихся мелких земледельцев, рабами, жителями провинций. Все это привело в конце I в. до н.э. к падению республиканской государственной структуры и установлению основанной на военной диктатуре императорской формы правления, просуществовавшей до V в. н.э., т.е. до конца Западной Римской империи. Восточная Римская империя под названием Византийской просуществовала еще около тысячи лет.
Физическая культура императорского периода. После падения республики произошла замена гражданского войска наемным. Военная подготовка основывалась на систематической тренировке, включавшей в себя борьбу и фехтование на деревянных палках. Распространен в войсках был и бег с оружием. К примеру, после смерти в 9 г. до н.э. известного полководца Друза Старшего его тело было перевезено в Рим и погребено на Марсовом поле. Воины в честь полководца насыпали на месте могилы курган, вокруг которого каждый год в установленный день устраивался погребальный бег.
Императорский период Древнего Рима характеризуется тем, что физическая культура свободных граждан стала предметом заботы императорской власти. В этих целях строились громадные бани-термы - неотъемлемая часть жизни императорского Рима. Еще в IV в. до н.э. в Риме было одиннадцать общественных бань. Самыми крупными были Диоклетиановы термы, открытые в 306 г. до н.э. Они занимали место площадью 380 х 320 м. Такой же монументальный вид имели термы Траяна, Тита, Каракаллы. Они оборудовались с большим комфортом, в зданиях были аудитории, библиотеки, клубы, залы для физических упражнений и игр. Основное же место занимали бассейны с холодной водой (фригидарии), теплой водой (тепидарии), горячей водой (кальдарии). Небольшие помещения - судатории - являлись парилками. Также имелись специальные комнаты для массажа и растирания благоухающими маслами.
В комплекс бань также входили палестры, предназначавшиеся для физических упражнений, в основном в Риме практиковались игры в мяч.
Бани были доступны всем римским гражданам без учета имущественного положения. Термы являлись характерной чертой образа жизни Древнего Рима.
Термы, построенные Антониусом Каракаллой в 217 г. н.э., рассчитанные на 1600 человек, сохранились до наших дней. В помещении этих терм в 1960 г. проходили олимпийские соревнования гимнастов.
Римляне также были знакомы и с древнегреческой атлетикой, однако она для них не стала жизненной необходимостью. Римляне принимали атлетику как способ развлечения, публичного зрелища. Даже танцы считались для свободных римлян занятием позорным, хотя ими увлекались во время всенародных зрелищ рабы, артисты и другие несвободные граждане.
Тот же Август в честь своей победы в битве при Акции в 31 г. до н.э. учредил Акцийские игры с широкой атлетической программой. В последующем игры устраивались каждые четыре года и проводились вплоть до падения Римской империи. Специально для этих игр Август построил в Риме на Марсовом поле стадион, вмещавший 15 тыс. зрителей.
Некоторые другие императоры тоже пытались организовать атлетические состязания наподобие греческих, включая их в программу различных праздников. Так, император Домициан в 86 г. н.э. учредил Капитолийские игры - соревнования в музыке, езде на колесницах и в атлетических упражнениях - в честь Юпитера Капитолийского, просуществовавшие до 394 г. н.э. Постепенно из их программы исчезли выступления атлетов и оставались только состязания певцов и музыкантов.
В целом же публичные атлетические состязания в Риме стали уделом греческих атлетов-профессионалов. Для римлян физическая культура не стала формой активной двигательной деятельности, а служила лишь одним из зрелищ. В конце I в. до н.э. праздники в Риме составляли в сумме 65 дней, в I в. н.э. эта цифра возросла до 88 дней, во II - до 135 дней, в IV в. н.э. они длились 175 дней, т.е. почти полгода. Для удовлетворения потребностей римлян в развлечениях строились огромные сооружения. Во второй половине I в. в Риме по приказу императора Веспасиана был выстроен знаменитый амфитеатр Колизей*, вмещавший 50 тыс. зрителей; цирк Максимус, трибуны которого в IV в. были расширены до 350 тыс. мест. Громадные цирковые сооружения и амфитеатры воздвигались в Помпее, Капуе, Вероне, Сиракузах.
С III в. н.э. Римская империя вступила в период глубокого кризиса. После долгих гонений в качестве новой идеологии утвердилось христианство. Участившиеся нападения варварских племен (готов, гуннов, вестготов) разрушили территориальную целостность империи. От нее были отторгнуты отдельные области, а в IV в. н.э. произошло политическое разделение империи на Западную (Римскую) и Восточную (Византийскую). В 476 г. Риму был нанесен заключительный удар, власть перешла к варварским дружинам, Западная Римская империя перестала существовать.
Борьба между старым мировоззрением и новым христианским учением отразилась и на сфере физической культуры. Поначалу христианство в силу своей слабости терпимо относилось к физической культуре античного мира. Постепенно, однако, христианство отвергало всякие радости жизни, в том числе праздники и состязания, считая их пережитками языческих обрядов.
Христианские теологи все больше и больше критикуют состязания в цирках, амфитеатрах, на стадионах. В частности, Тертуллиан во II в. н.э. негодовал по поводу цирковых состязаний в Риме, считая лошадь даром божьим, а не орудием дьявола.
В то же время часто стадионы и цирки становились очагами народных восстаний против засилия христианской церкви. В 529 г., после восстания на стадионе в Неаполе, Юстиниан закрыл все древние учреждения физической культуры, за исключением византийского ипподрома. Гладиаторские бои прекратились в начале V в., поединки с дикими животными устраивались еще и в VI в. н.э., и только состязания колесниц в Византийской империи надолго пережили падение античной культуры, однако они уже принадлежали новой истории.
Развитие физической культуры в Древнем Риме носило своеобразный характер. Поначалу она зарождалась как ритуальное отображение военной подготовки. В период республики она служила фактором стабилизации политической жизни, буфером между рабами и патрициями. С помощью публичных зрелищ создавался божественный ореол императоров, народные массы отвлекались от политической борьбы. В конечном итоге, когда физическая культура перестала способствовать укреплению власти императоров (эту функцию стала выполнять новая религия - христианство) и даже стала представлять для нее определенную опасность, она была запрещена в наиболее ярких своих проявлениях на всей территории Римской империи.
* Амфитеатр Веспасиан начал сооружать в центре Рима, на том самом месте, где, по прихоти Нерона, был вырыт большой пруд. Строительство завершилось уже после смерти Веспасиана и официально здание именовалось амфитеатром Флавиев, а в раннем Средневековье неизвестно почему стало называться Колизеем.
В Древнем Риме физическое воспитание имело скорее практические цели, нежели как сейчас – эстетические и пр. Все дело в том, что физическое воспитание носило военный и прикладной характер, и больше напоминало жесткое спартанское воспитание.
Примерно до 12 лет все дети воспитывались в своих семьях. Отцы занимались тем, что обучали сыновей домашнему хозяйству и владению оружием. Сыновьям прививали преданность семье и своей Родине, скромность и послушание, которое иногда граничило с покорностью. Из средств физического воспитания в Древнем Риме применяли:
- Метание копья;
- Бег;
- Фехтование;
- Борьбу.
Когда римские юноши получали воспитание в семье и достигали возраста 16-17 лет, то они вступали в армию. Система физического воспитания и подготовки в армии отличалась совершенством и своими идеалами. Молодые воины вставали очень рано утром, упражнялись в применении всех видов оружия. Этим же они занимались и после полудня. Необходимо было овладеть именно всеми видами оружия, потому что в те времена ситуация не отличалась спокойствием, а значит необходимо было готовиться абсолютно ко всему, чтобы защитить свои земли.
А еще воины очень часто занимались вырубкой лесов, они носили на себе самые разные тяжести, преодолевали огромные расстояния с препятствиями, совершали марши в полном снаряжении. В те времена физическое воспитание действительно происходило именно для того, чтобы каждый мужчина был готов в любой момент вступить в бой и выиграть его с большим преимуществом. Конечно, все это способствовало и развитию эстетической части – тела становились мускулистыми, рельефными, и это не оставалось незамеченным. В целом, внимание таким физическим воинским упражнениям было столь велико, что трибуны – воинские начальники, - сами в совершенстве владели воинским искусством. Они также владели всеми видами оружия, чтоб своим примером показывать, как важно быть подготовленным и уметь обращаться любым орудием и оружием.
Готовые работы на аналогичную тему
А вот воспитанием женщин практически не занимались. Девушки учились в частных школах, где в основном обучались играм с мячом и артистическому виду маршировки. Выпускниц приглашали поучаствовать в триумфальных шествиях. Женщины, независимо от национальности или сословия, имели право принимать участие в состязательных играх и зрелищах.
Особенности физического воспитания в Древнем Риме
После того, как римляне завоевали обширные земли, обязательные учебные походы легионеров значительно сократились. Армия стала профессиональнее, римляне освободились от военных обязанностей и, соответственно, от военной подготовки. Это привело к тому, что среди молодежи появилось много увлеченных цирковыми зрелищами, и это стало для них целью и средством для достижения популярности и богатства. Цирковая сфера также требовала определенной физической подготовки, но в данном случае упор делался на развития не столько физической силы, сколько выносливости и формирование красивого тела, которое могло бы привлечь внимание огромного числа зрителей и зрительниц.
В качестве зрелищ римляне устраивали так называется погребальные игры – когда рабы во время похорон дрались насмерть. Шансы остаться в живых были у самого выносливого, ловкого и сильного. Затем устраивались и более масштабные сражения гладиаторов, и сражения эти были включены в программу цирковых зрелищ. К боям готовились заранее, стараясь также развивать свою ловкость, невероятную физическую подготовленность. Гладиаторами становились военные пленники, которые обретали статус рабов. Их учили гладиаторскому искусству в специальных школах. Стоит отметить, что и на территории современной Италии существует несколько таких учебных заведений. Конечно, условия и статусы в этих школах уже совсем другие, зато можно полностью окунуться в историю и понять, насколько тщательной и одновременной изнуряющей была эта подготовка, и как сильно она влияла на человека, который был тем самым гладиатором.
Стоит отметить, что физическое воспитание и физическая культура в Древнем Риме приобрели определенный статус. Так, физкультура приобрела классовый характер. Ею в основном могли заниматься или рабовладельцы или простые, но свободные граждане. Во-вторых, развитие физической культуры достигло практически идеала. Система воспитания и военно-физическая подготовка юношей в Древнем Риме носили преимущественно военно-прикладной характер. Изначально физическое воспитание касалось абсолютно всех, но затем армия стала более профессиональной, и большинство римлян были освобождены от обязанностей нести военную подготовку. Соответственно, их освободили и от физических нагрузок.
В-третьих, наивысшего уровня развития физическая культура и физическое воспитание достигли в Древнем Риме тогда, когда они стали самоцелью. Упражнения носили подготовительный характер, и затем они требовались для организации более производительного и эффективного труда. Стало понятно, что физическая подготовка крайне важна для того, чтобы быть выносливым, стрессоустойчивым и в целом улучшить свое общее состояние здоровья.
История физической культуры в Древнем Риме, достигшем наивысшей ступени развития в эпоху Древнего мира, относится к числу наиболее противоречивых проблем истории культуры.
Римский господствующий класс не чувствовал жизненной потребности в том, чтобы активно заниматься спортом. Спорт вызывал интерес, но тех, кто участвовал в соревнованиях, презирали. Это связано с рядом причин.
2. Для народных масс Римской империи основным развлечением были бои гладиаторов и состязания колесниц.
3. Физические упражнения были средством удовлетворения личных потребностей и формой индивидуального развлечения.
4. Греческая гимнастика и агонистика, предназначавшиеся служить образцом, утратили свои ценности. Римляне не переняли из них ничего.
Древний Рим подарил миру классическую систему военно-физической подготовки, которую перенимали во многих армиях.
В римской армии существовала суровая высокоорганизованная система тренировки легионеров. Физическая подготовка римских воинов достигалась главным образом в процессе полевых учений и специально организованных занятий в лагерях, где воинов обучали выполнению тех упражнений, приемов, действий, которые применялись в боевых условиях. В систему подготовки легионеров включались бег по местности с преодолением препятствий, различные прыжки, в том числе и с подручными средствами, действия с холодным оружием и без него - рукопашная схватка, борьба, скалолазание, преодоление водных рубежей. Воины совершали марш-броски, продолжительные походы в полном боевом снаряжении, учились возводить укрепления, пользоваться осадными машинами и катапультами, что требовало большой физической силы и выносливости. Для обучения воинов применялись своеобразные тренажеры — штурмовые лестницы, чучела для фехтования, деревянная лошадь для обучения приемам верховой езды.
Физическая и духовная подготовка воинов были раздельными.
Каждому периоду истории существования Древнего Рима были присущи свои особенности развития физической культуры.
Царский период (VIII- VI вв. до н.э.).
Название этого периода обусловлено названием правящей верхушки в Древнем Риме, в этот период государством правили короли этрусков.
Приблизительно в VIII в. до н.э. Рим и окружающие его селения заключили союз городов, который имел общие храмы, предположительно здесь устраивались общие состязания, сопровождавшиеся ритуальными церемониями.
Период республики (VI-I вв. до н.э.).
Этот период получил свое название в связи с тем, что в конце VI в. до н.э. власть этрусков ослабла, Рим прогнал последнего короля этрусков и стал республикой.
Во времена завоевательных походов менялся характер римской физической подготовки. Гимнастические традиции были начисто забыты и стали элементами военной подготовки.
Но тем не менее, граждане Рима не полностью предали забвению все формы физической культуры. Они занимались бегом, прыжками, упражнялись с гантелями, плавали. В сферистериумах, построенных рядом с дворцами патрициев, проводились игры с мячом.
Наряду с представлениями в цирках в III в. стали устраиваться поединки гладиаторов. Вначале они являлись исключительно составной частью культа жертвоприношения усопшим. Со временем превратились в одно из средств борьбы за власть. Поскольку в этот период бои гладиаторов были самыми жестокими, то именно в этот период произошло восстание Спартака.
Бытовавшие в эпоху республики беспощадные методы подготовки (владелец - мясник) и постоянная боязнь смерти не раз приводила гладиаторов к восстанию.
Императорский период (71 г. до н.э. - 476 г. н.э.).
Название этого периода обусловила смена правления в Риме, теперь во главе государства встал император.
Императоры строили громадные купальни, посреди которых размещались площадки для посетителей, где знатные римляне могли танцевать, бегать, бороться, поднимать тяжести, играть в мяч и настольные игры.
Император Август попытался возобновить троянские игры в цирке. Но только Доминициану удалось с 86 года возобновить Капитолийские игры.
Для удовлетворения потребностей народа в развлечениях после Колизея был построен цирк Максимус, трибуны которого в IV веке были расширены до 350 тыс. мест. В конце эпохи Римской империи продолжительность развлекательных представлений достигала 175 дней в году. Громадные цирковые сооружения и амфитеатры воздвигались не только в Риме, но и в Помпее, Капуе, Вероне и Сиракузах. В начале эпохи Римской империи поединки гладиаторов были оттеснены на задний план цирковыми представлениями и различными состязаниями.
Для того чтобы сделать народные зрелища разнообразными, арены крупнейших амфитеатров переоборудовали в бассейны, которые можно было заполнять водой, где устраивались затем всевозможные поединки на воде с участием судов. Обычно воспроизводились те или иные наиболее запомнившиеся морские сражения (в Саламисе), в ходе которых зрители могли полюбоваться тем, как в этом бою рабы душили друг друга и сталкивали в воду.
Римская знать, утратившая потребность в военно-физической подготовке в связи с наличием наемной армии, предавалась забавам и развлечениям, которые использовались для достижения своих целей, т.е. в борьбе за власть.
История физической культуры в Древнем Риме, достигшем наивысшей ступени развития в эпоху Древнего мира, относится к числу наиболее противоречивых проблем истории культуры.
Римский господствующий класс не чувствовал жизненной потребности в том, чтобы активно заниматься спортом. Спорт вызывал интерес, но тех, кто участвовал в соревнованиях, презирали. Это связано с рядом причин.
2. Для народных масс Римской империи основным развлечением были бои гладиаторов и состязания колесниц.
3. Физические упражнения были средством удовлетворения личных потребностей и формой индивидуального развлечения.
4. Греческая гимнастика и агонистика, предназначавшиеся служить образцом, утратили свои ценности. Римляне не переняли из них ничего.
Древний Рим подарил миру классическую систему военно-физической подготовки, которую перенимали во многих армиях.
В римской армии существовала суровая высокоорганизованная система тренировки легионеров. Физическая подготовка римских воинов достигалась главным образом в процессе полевых учений и специально организованных занятий в лагерях, где воинов обучали выполнению тех упражнений, приемов, действий, которые применялись в боевых условиях. В систему подготовки легионеров включались бег по местности с преодолением препятствий, различные прыжки, в том числе и с подручными средствами, действия с холодным оружием и без него - рукопашная схватка, борьба, скалолазание, преодоление водных рубежей. Воины совершали марш-броски, продолжительные походы в полном боевом снаряжении, учились возводить укрепления, пользоваться осадными машинами и катапультами, что требовало большой физической силы и выносливости. Для обучения воинов применялись своеобразные тренажеры — штурмовые лестницы, чучела для фехтования, деревянная лошадь для обучения приемам верховой езды.
Физическая и духовная подготовка воинов были раздельными.
Каждому периоду истории существования Древнего Рима были присущи свои особенности развития физической культуры.
Царский период (VIII- VI вв. до н.э.).
Название этого периода обусловлено названием правящей верхушки в Древнем Риме, в этот период государством правили короли этрусков.
Приблизительно в VIII в. до н.э. Рим и окружающие его селения заключили союз городов, который имел общие храмы, предположительно здесь устраивались общие состязания, сопровождавшиеся ритуальными церемониями.
Период республики (VI-I вв. до н.э.).
Этот период получил свое название в связи с тем, что в конце VI в. до н.э. власть этрусков ослабла, Рим прогнал последнего короля этрусков и стал республикой.
Во времена завоевательных походов менялся характер римской физической подготовки. Гимнастические традиции были начисто забыты и стали элементами военной подготовки.
Но тем не менее, граждане Рима не полностью предали забвению все формы физической культуры. Они занимались бегом, прыжками, упражнялись с гантелями, плавали. В сферистериумах, построенных рядом с дворцами патрициев, проводились игры с мячом.
Наряду с представлениями в цирках в III в. стали устраиваться поединки гладиаторов. Вначале они являлись исключительно составной частью культа жертвоприношения усопшим. Со временем превратились в одно из средств борьбы за власть. Поскольку в этот период бои гладиаторов были самыми жестокими, то именно в этот период произошло восстание Спартака.
Бытовавшие в эпоху республики беспощадные методы подготовки (владелец - мясник) и постоянная боязнь смерти не раз приводила гладиаторов к восстанию.
Императорский период (71 г. до н.э. - 476 г. н.э.).
Название этого периода обусловила смена правления в Риме, теперь во главе государства встал император.
Императоры строили громадные купальни, посреди которых размещались площадки для посетителей, где знатные римляне могли танцевать, бегать, бороться, поднимать тяжести, играть в мяч и настольные игры.
Император Август попытался возобновить троянские игры в цирке. Но только Доминициану удалось с 86 года возобновить Капитолийские игры.
Для удовлетворения потребностей народа в развлечениях после Колизея был построен цирк Максимус, трибуны которого в IV веке были расширены до 350 тыс. мест. В конце эпохи Римской империи продолжительность развлекательных представлений достигала 175 дней в году. Громадные цирковые сооружения и амфитеатры воздвигались не только в Риме, но и в Помпее, Капуе, Вероне и Сиракузах. В начале эпохи Римской империи поединки гладиаторов были оттеснены на задний план цирковыми представлениями и различными состязаниями.
Для того чтобы сделать народные зрелища разнообразными, арены крупнейших амфитеатров переоборудовали в бассейны, которые можно было заполнять водой, где устраивались затем всевозможные поединки на воде с участием судов. Обычно воспроизводились те или иные наиболее запомнившиеся морские сражения (в Саламисе), в ходе которых зрители могли полюбоваться тем, как в этом бою рабы душили друг друга и сталкивали в воду.
Римская знать, утратившая потребность в военно-физической подготовке в связи с наличием наемной армии, предавалась забавам и развлечениям, которые использовались для достижения своих целей, т.е. в борьбе за власть.
Женщины в патриархате занимают подчиненное положение. Инструментами контроля выступают общественные институты. Например, во многих религиях женщинам запрещено посещать храмы во время менструации. А в семье за женщинами часто закреплена роль сиделки для пожилых родственников, от которой освобождены мужчины.
В России, как и в западных странах, особые требования не регулируются законом. Поэтому здесь современный патриархат — скорее способ восприятия мира. Он определяет отношение человека к культуре, семейной жизни и деловым коммуникациям, проявляясь в гендерных стереотипах и бытовом сексизме.
Практически единственной патриархальной нормой, которая в нашей стране закреплена юридически, является список недоступных профессий — женщинам нельзя управлять экскаватором или заниматься водолазными работами. Большинство профессиональных запретов связаны с риском для репродуктивного здоровья — никого не интересует, собирается ли конкретная женщина рожать: в патриархате ей по умолчанию отводится роль матери.
При этом в некоторых исламских странах законодательство до сих пор остается глубоко патриархальным. Например, в Пакистане только летом 2021 года вступил в силу закон, который защищает имущественные права женщин.
Составляющие современной патриархальной культуры
- Мужской контроль. Мужчины принимают все ключевые решения как в обществе в целом, так и в семьях. Они также занимают большинство властных должностей.
- Мужская идентификация. Из-за распределения власти в обществе, мужчинам важно определять себя через стереотипно мужские качества и вещи: физическую силу, рациональность, любовь к технике.
- Фокусировка на мужчинах. Они становятся главными героями фильмов и книг, мужчинам отводится ведущая роль в культуре. Из-за этого создается ошибочное впечатление, будто мы живем в мире, в котором все значимое сделано мужчинами.
- Гендерный дуализм. Природа патриархата исключительно социальная и неразрывно связана с бинарной гендерной системой. Патриархальная культура подразумевает, что существует только два гендера, за которыми закреплены определенные роли и характеристики. В такой системе за мужчиной с рождения закреплена роль лидера, женщинам же отводятся обслуживающие функции. Получается замкнутый круг: дети проходят гендерную социализацию, затем ведут себя стереотипно во взрослой жизни и еще сильнее укрепляют патриархальную культуру.
Как менялся патриархат
Устройство современного патриархата
Когда и как установился патриархат
Хотя сейчас практически все общества в мире патриархальные, так было не всегда. Некоторые историки утверждают, что доказательством существования матриархата на ранних этапах развития человеческого общества являют древние мифы. Еще до формирования Римской державы роль женщин в обществе была довольно высокой, а в религии доминировал образ Богини-Матери.
Гендерные стереотипы родились в матриархате
Переход к земледелию вызвал гендерную революцию
Постепенно отцовское начало восприниматься как главенствующее: ведь именно от того, какое именно семя бросить в землю, и зависит, что в итоге вырастет из земли. При этом, чтобы знать наверняка, что вырастет в итоге — пшеница или рожь, нужно точно знать, какое именно зерно было посажено. Аналогично и с отцовством — в отличие от материнства, без контроля и постоянного наблюдения первобытный мужчина не мог быть убежден, что партнерша родила именно от него. Отсюда возникла необходимость в регулировании сексуального поведения женщин.
Влияние патриархата на мужчин
В среднем по миру мужчины совершают самоубийства в 1,8 раза чаще женщин, а в России — в 6,5 раза чаще. Это связывают в том числе и с жизнью по принципам токсичной маскулинности: если потерял работу или обанкротился, ты не мужчина, а неудачник. Некоторые не выдерживают такого давления и стресса. Также мужчины, подверженные стереотипам, реже помогают слабым и склонны решать конфликты с применением силы.
Патриархат и экономика
Исследователи выяснили, что руководительницы фокусируются на нуждах рядовых сотрудниках, а не на краткосрочных интересах инвесторов, поэтому в компаниях с женским лидерством текучка кадров меньше. Женщины на руководящих позициях уделяют больше внимания инновациям, поэтому гендерное многообразие может увеличить выручку компании на 6%. Также биржевая стоимость фирмы хотя бы с одной женщиной на позиции топ-менеджера в среднем на $40 млн больше, чем компании, в которых эти позиции занимают только мужчины. Согласно исследованию McKinsey от 2015 года, к 2025-му глобальный ВВП мог бы увеличиться на $12 трлн, если бы мир двигался в сторону гендерного равенства.
Вы здесь: Главная ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА И ДРЕВНЕГО МИРА § 4. Физическая культура Древнего Рима
§ 4. Физическая культура Древнего Рима
Параллельно с процветанием восточных эллинистических центров на Апеннинском полуострове возрастала военная мощь Рима - сначала небольшой олигархической республики на берегах Тибра, потом хозяина всей Италии и, наконец, огромной державы, поглотившей все Средиземноморье, весь античный мир.
История Древнего Рима подразделяется на три периода: царский (VIII-VI вв. до н.э.), республиканский (VI-I вв. до н.э.) и императорский (31 г. до н.э. -476 г. н.э.).
Физическая культура в царский период. Предыстория царского периода связана с цивилизацией этрусков, племена которых считают выходцами из Малой Азии. Этруски в VIII-VI в. до н.э. являлись главной силой на Апеннинском полуострове, они основывали благоустроенные города с величественными храмами и даже канализацией. Одним из таких городов, возникших на месте нескольких деревенских поселений, в VIII в. до н.э. была Рома - будущий Рим. До конца VI в. до н.э. Рим находился во владении этрусков.
Этрусские захоронения, обнаруженные в XVIII в., открыли значительные страницы древней культуры. Усыпальницы этрусков были построены по строгому плану за пределами древних городов. Стены усыпальниц покрыты росписями, часто отображавшими различные сюжеты спортивного характера. Настенные росписи и найденные бытовые предметы свидетельствуют о том, что физические упражнения были достаточно известны этрускам, особенно бег, метание диска и копья, борьба, кулачный бой, верховая езда, состязания колесниц, прыжки, а также плавание и прыжки в воду.
В других гробницах, приблизительно такого же возраста, запечатлены борьба, за которой следит судья с палкой в руке, фигуры бегунов с тренером и акробата, выполняющего сальто через деревянный барьер.
Подобные сцены можно наблюдать также на найденных вазах и амфорах. Сохранилось несколько статуэток, изображающих прыгуна в воду, метание копья. Широко распространенным является изображение кулачных бойцов, руки которых вооружены предметами, увеличивающими силу удара.
Кроме атлетических игр у этрусков популярны были поединки человека с животными (быками, собаками), носившие характер жестоких развлечений хозяев и рабов Древнего Рима.
По мнению Геродота, этрусские игры своим происхождением связаны с Малой Азией, являвшейся частью греческого мира, откуда переселились ма-лоазийские лидийцы на Апеннинский полуостров. Поэтому в них много общих черт с греческими играми. Вместе с тем у этрусков, несмотря на обилие состязательных сцен и игр, не было такого как у греков культа человеческого тела, что подтверждается произведениями искусства.
Часто состязания изображаются вместе со зрителями, что свидетельствует о публичности игр. Так, к примеру, на рисунках в усыпальнице в Тарквиниях достаточно детально изображена трибуна с сидениями для зрителей на высоких вилкоподобных подпорках, предназначавшаяся для аристократов. Представители низших слоев сидят на полу под трибуной.
При планировке городов этрусков учитывалась их тяга к публичным состязаниям. Поэтому центром городов являлась прямоугольная площадь, служившая местом проведения игр, гонок на колесницах.
В центре Рима также было установлено этрусскими царями место для проведения публичных игр, которые по традиции устраивали в честь победы над латинянами. Со временем они стали ежегодными и получили название Римских, или Великих, игр.
Игры у этрусков являлись прежде всего увлекательным зрелищем, местом для получения острых ощущений. Непосредственными участниками игр были выходцы из низших слоев общества, рабы или свободные люди, нанятые за определенную плату. Иногда в качестве гостей приглашались соседние народы.
В 510 г. до н.э., после изгнания последнего этрусского царя Тарквиния Гордого, в Риме была установлена республика, и постепенно этрусская культура отошла в небытие.
Физическая культура в республиканский период. Римская республика просуществовала половину тысячелетия. Римским государством в этот период управляли должностные лица, избираемые ежегодно из числа римских граждан, которые за это не получали никакого вознаграждения и потому должны были быть знатными и состоятельными людьми.
Рабовладельческий способ производства достиг наивысшего расцвета с конца III в. до н.э. до II в. н.э. Основной социальной группой общества были мелкие свободные собственники, в основном земледельцы и ремесленники.
Служба в армии считалась основным правом и обязанностью римского гражданина. Воинская подготовка была хорошо организованной, со строгой дисциплиной. Ядро римских легионов составляли пехотинцы, ежедневно преодолевавшие марши в 15-20 км, при этом неся на себе оружие, личные вещи и снаряжение для лагеря. Таким тренировкам подвергались не только новобранцы, но и ветераны для сохранения бодрости и гибкости тела. Конные легионеры проходили особую подготовку, отрабатывая быстроту вскакивания на деревянном коне.
В высших кругах республиканского Рима физическая культура не получила такого развития, как в Древней Греции, хотя отдельные лица и были приверженцами греческой культуры. Некоторые патриции рядом со своими дворцами строили сферистериумы, в которых упражнялись с мячом, бегали, прыгали, занимались с гантелями. Овладение умением плавать считалось этической нормой. В I в. до н.э. во многих городах Италии под влиянием Греции были построены гимнасии, в которых проводили время знатные граждане Рима.
Средние слои римского общества проводили свое свободное время на игровых площадках: упражнялись в верховой езде, езде на колесницах, занимались борьбой, играли в мяч. Некоторые плавали и занимались греблей в Тибре.
Суммы, получаемые некоторыми удачливыми наездниками, были немалыми. По утверждению Ювенала, доход одного наездника равнялся доходу сотни юристов.
Особенно популярными были гладиаторские бои, устраивавшиеся в Древнем Риме в конце республиканского периода и в эпоху империи (I в. до н.э. - V в. н.э.) для развлечения свободного населения. Организацией таких зрелищ римская правящая знать стремилась снискать расположение толпы, привлечь ее на свою сторону в борьбе за достижение политических или экономических целей. Гладиаторские бои берут начало от культовых погребальных обрядов, связанных с жертвоприношениями. Как зрелища гладиаторские бои впервые были устроены в 105 г. до н.э. Особенно широкое распространение они получили в эпоху империи. В боях гладиаторы состязались парами и группами, вооруженные различными видами оружия. По роду оружия гладиаторы назывались: ретиариями (вооруженные кинжалом и сеткой и боровшиеся с гладиаторами, вооруженными длинными мечами), секуторами (защищенные шлемом с забралом и вооруженные мечами), самнитами (вооруженные короткими мечам и и защищавшиеся большим щитом) и др. Особым видом гладиаторских боев были бои с дикими зверями, а также морские сражения на специально построенных судах. Император Август устроил морское сражение, т.н. навмахии, в котором приняли участие 19 тыс. человек. Гладиаторами становились в основном военнопленные, рабы, осужденные преступники, похищенные жители, в редких случаях авантюристы из числа свободных граждан в целях обогащения. В период наибольшего процветания гладиаторских боев в Римской империи насчитывались сотни тысяч гладиаторов, для подготовки которых были созданы гладиаторские школы, где под руководством специальных инструкторов рабы изучали приемы гладиаторского искусства. Даже некоторые из римских императоров принимали участие в борьбе с дикими зверями на арене амфитеатра, хотя подобные увлечения людей благородных званий не вызывали одобрения у простого народа. Император Коммод (II в. н.э.), по свидетельству его биографа, выступал на арене как гладиатор 735 раз, а диких зверей убил собственной рукой много тысяч, в том числе и слонов. Он отличался необыкновенной силой, пронзая пикой слона насквозь, прокалывая рогатиной рог дикой козы, убивая с первого удара громадных зверей.
Популярность гладиаторских боев того периода объясняется массовыми потребностями эпохи в развлечениях и зрелищах, а также некоторой инсценировкой участия народа в отправлении правосудия над осужденными и мошенниками.
Гладиаторские бои были запрещены в 404 г. н.э. императором Гонорием, младшим сыном Феодосия I. В то же время Гонорий устраивал в Риме роскошные зрелища, составной частью которых были состязания по борьбе, конные состязания и травля диких зверей.
Во второй половине II в. до н.э. в общественной и политической жизни Рима стали глубже проявляться новые социальные конфликты. Все больше увеличивалось расслоение общества, чаще происходили восстания рабов. Малочисленная верхушка римской знати оказалась неспособной мирными средствами обеспечить господство над многочисленными массами разорившихся мелких земледельцев, рабами, жителями провинций. Все это привело в конце I в. до н.э. к падению республиканской государственной структуры и установлению основанной на военной диктатуре императорской формы правления, просуществовавшей до V в. н.э., т.е. до конца Западной Римской империи. Восточная Римская империя под названием Византийской просуществовала еще около тысячи лет.
Физическая культура императорского периода. После падения республики произошла замена гражданского войска наемным. Военная подготовка основывалась на систематической тренировке, включавшей в себя борьбу и фехтование на деревянных палках. Распространен в войсках был и бег с оружием. К примеру, после смерти в 9 г. до н.э. известного полководца Друза Старшего его тело было перевезено в Рим и погребено на Марсовом поле. Воины в честь полководца насыпали на месте могилы курган, вокруг которого каждый год в установленный день устраивался погребальный бег.
Императорский период Древнего Рима характеризуется тем, что физическая культура свободных граждан стала предметом заботы императорской власти. В этих целях строились громадные бани-термы - неотъемлемая часть жизни императорского Рима. Еще в IV в. до н.э. в Риме было одиннадцать общественных бань. Самыми крупными были Диоклетиановы термы, открытые в 306 г. до н.э. Они занимали место площадью 380 х 320 м. Такой же монументальный вид имели термы Траяна, Тита, Каракаллы. Они оборудовались с большим комфортом, в зданиях были аудитории, библиотеки, клубы, залы для физических упражнений и игр. Основное же место занимали бассейны с холодной водой (фригидарии), теплой водой (тепидарии), горячей водой (кальдарии). Небольшие помещения - судатории - являлись парилками. Также имелись специальные комнаты для массажа и растирания благоухающими маслами.
В комплекс бань также входили палестры, предназначавшиеся для физических упражнений, в основном в Риме практиковались игры в мяч.
Бани были доступны всем римским гражданам без учета имущественного положения. Термы являлись характерной чертой образа жизни Древнего Рима.
Термы, построенные Антониусом Каракаллой в 217 г. н.э., рассчитанные на 1600 человек, сохранились до наших дней. В помещении этих терм в 1960 г. проходили олимпийские соревнования гимнастов.
Римляне также были знакомы и с древнегреческой атлетикой, однако она для них не стала жизненной необходимостью. Римляне принимали атлетику как способ развлечения, публичного зрелища. Даже танцы считались для свободных римлян занятием позорным, хотя ими увлекались во время всенародных зрелищ рабы, артисты и другие несвободные граждане.
Тот же Август в честь своей победы в битве при Акции в 31 г. до н.э. учредил Акцийские игры с широкой атлетической программой. В последующем игры устраивались каждые четыре года и проводились вплоть до падения Римской империи. Специально для этих игр Август построил в Риме на Марсовом поле стадион, вмещавший 15 тыс. зрителей.
Некоторые другие императоры тоже пытались организовать атлетические состязания наподобие греческих, включая их в программу различных праздников. Так, император Домициан в 86 г. н.э. учредил Капитолийские игры - соревнования в музыке, езде на колесницах и в атлетических упражнениях - в честь Юпитера Капитолийского, просуществовавшие до 394 г. н.э. Постепенно из их программы исчезли выступления атлетов и оставались только состязания певцов и музыкантов.
В целом же публичные атлетические состязания в Риме стали уделом греческих атлетов-профессионалов. Для римлян физическая культура не стала формой активной двигательной деятельности, а служила лишь одним из зрелищ. В конце I в. до н.э. праздники в Риме составляли в сумме 65 дней, в I в. н.э. эта цифра возросла до 88 дней, во II - до 135 дней, в IV в. н.э. они длились 175 дней, т.е. почти полгода. Для удовлетворения потребностей римлян в развлечениях строились огромные сооружения. Во второй половине I в. в Риме по приказу императора Веспасиана был выстроен знаменитый амфитеатр Колизей*, вмещавший 50 тыс. зрителей; цирк Максимус, трибуны которого в IV в. были расширены до 350 тыс. мест. Громадные цирковые сооружения и амфитеатры воздвигались в Помпее, Капуе, Вероне, Сиракузах.
С III в. н.э. Римская империя вступила в период глубокого кризиса. После долгих гонений в качестве новой идеологии утвердилось христианство. Участившиеся нападения варварских племен (готов, гуннов, вестготов) разрушили территориальную целостность империи. От нее были отторгнуты отдельные области, а в IV в. н.э. произошло политическое разделение империи на Западную (Римскую) и Восточную (Византийскую). В 476 г. Риму был нанесен заключительный удар, власть перешла к варварским дружинам, Западная Римская империя перестала существовать.
Борьба между старым мировоззрением и новым христианским учением отразилась и на сфере физической культуры. Поначалу христианство в силу своей слабости терпимо относилось к физической культуре античного мира. Постепенно, однако, христианство отвергало всякие радости жизни, в том числе праздники и состязания, считая их пережитками языческих обрядов.
Христианские теологи все больше и больше критикуют состязания в цирках, амфитеатрах, на стадионах. В частности, Тертуллиан во II в. н.э. негодовал по поводу цирковых состязаний в Риме, считая лошадь даром божьим, а не орудием дьявола.
В то же время часто стадионы и цирки становились очагами народных восстаний против засилия христианской церкви. В 529 г., после восстания на стадионе в Неаполе, Юстиниан закрыл все древние учреждения физической культуры, за исключением византийского ипподрома. Гладиаторские бои прекратились в начале V в., поединки с дикими животными устраивались еще и в VI в. н.э., и только состязания колесниц в Византийской империи надолго пережили падение античной культуры, однако они уже принадлежали новой истории.
Развитие физической культуры в Древнем Риме носило своеобразный характер. Поначалу она зарождалась как ритуальное отображение военной подготовки. В период республики она служила фактором стабилизации политической жизни, буфером между рабами и патрициями. С помощью публичных зрелищ создавался божественный ореол императоров, народные массы отвлекались от политической борьбы. В конечном итоге, когда физическая культура перестала способствовать укреплению власти императоров (эту функцию стала выполнять новая религия - христианство) и даже стала представлять для нее определенную опасность, она была запрещена в наиболее ярких своих проявлениях на всей территории Римской империи.
* Амфитеатр Веспасиан начал сооружать в центре Рима, на том самом месте, где, по прихоти Нерона, был вырыт большой пруд. Строительство завершилось уже после смерти Веспасиана и официально здание именовалось амфитеатром Флавиев, а в раннем Средневековье неизвестно почему стало называться Колизеем.
Читайте также: