Физическая культура при патриархате кратко

Обновлено: 04.07.2024

Вы здесь: Главная ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА И ДРЕВНЕГО МИРА § 4. Физическая культура Древнего Рима

§ 4. Физическая культура Древнего Рима

Параллельно с процветанием восточных эллинистических центров на Апен­нинском полуострове возрастала военная мощь Рима - сначала небольшой олигархической республики на берегах Тибра, потом хозяина всей Италии и, наконец, огромной державы, поглотившей все Средиземноморье, весь антич­ный мир.

История Древнего Рима подразделяется на три периода: царский (VIII-VI вв. до н.э.), республиканский (VI-I вв. до н.э.) и императорский (31 г. до н.э. -476 г. н.э.).

Физическая культура в царский период. Предыстория царского периода связана с цивилизацией этрусков, племена которых считают выходцами из Малой Азии. Этруски в VIII-VI в. до н.э. являлись главной силой на Апеннин­ском полуострове, они основывали благоустроенные города с величественны­ми храмами и даже канализацией. Одним из таких городов, возникших на месте нескольких деревенских поселений, в VIII в. до н.э. была Рома - будущий Рим. До конца VI в. до н.э. Рим находился во владении этрусков.

Этрусские захоронения, обнаруженные в XVIII в., открыли значительные страницы древней культуры. Усыпальницы этрусков были построены по стро­гому плану за пределами древних городов. Стены усыпальниц покрыты роспи­сями, часто отображавшими различные сюжеты спортивного характера. Настенные росписи и найденные бытовые предметы свидетельствуют о том, что физические упражнения были достаточно известны этрускам, особенно бег, ме­тание диска и копья, борьба, кулачный бой, верховая езда, состязания колес­ниц, прыжки, а также плавание и прыжки в воду.

В других гробницах, приблизительно такого же возраста, запечатлены борь­ба, за которой следит судья с палкой в руке, фигуры бегунов с тренером и акро­бата, выполняющего сальто через деревянный барьер.

Подобные сцены можно наблюдать также на найденных вазах и амфорах. Сохранилось несколько статуэток, изображающих прыгуна в воду, метание копья. Широко распространенным является изображение кулачных бойцов, руки которых вооружены предметами, увеличивающими силу удара.

Кроме атлетических игр у этрусков популярны были поединки человека с животными (быками, собаками), носившие характер жестоких развлечений хозяев и рабов Древнего Рима.

По мнению Геродота, этрусские игры своим происхождением связаны с Малой Азией, являвшейся частью греческого мира, откуда переселились ма-лоазийские лидийцы на Апеннинский полуостров. Поэтому в них много общих черт с греческими играми. Вместе с тем у этрусков, несмотря на обилие состя­зательных сцен и игр, не было такого как у греков культа человеческого тела, что подтверждается произведениями искусства.

Часто состязания изображаются вместе со зрителями, что свидетельствует о публичности игр. Так, к примеру, на рисунках в усыпальнице в Тарквиниях достаточно детально изображена трибуна с сидениями для зрителей на высо­ких вилкоподобных подпорках, предназначавшаяся для аристократов. Пред­ставители низших слоев сидят на полу под трибуной.



При планировке городов этрусков учитывалась их тяга к публичным состя­заниям. Поэтому центром городов являлась прямоугольная площадь, служив­шая местом проведения игр, гонок на колесницах.

В центре Рима также было установлено этрусскими царями место для про­ведения публичных игр, которые по традиции устраивали в честь победы над латинянами. Со временем они стали ежегодными и получили название Рим­ских, или Великих, игр.

Игры у этрусков являлись прежде всего увлекательным зрелищем, местом для получения острых ощущений. Непосредственными участниками игр были выходцы из низших слоев общества, рабы или свободные люди, нанятые за определенную плату. Иногда в качестве гостей приглашались соседние народы.

В 510 г. до н.э., после изгнания последнего этрусского царя Тарквиния Гор­дого, в Риме была установлена республика, и постепенно этрусская культура отошла в небытие.

Физическая культура в республиканский период. Римская республика просуществовала половину тысячелетия. Римским государством в этот период управляли должностные лица, избираемые ежегодно из числа римских граж­дан, которые за это не получали никакого вознаграждения и потому должны были быть знатными и состоятельными людьми.

Рабовладельческий способ производства достиг наивысшего расцвета с конца III в. до н.э. до II в. н.э. Основной социальной группой общества были мелкие свободные собственники, в основном земледельцы и ремесленники.

Служба в армии считалась основным правом и обязанностью римского гражданина. Воинская подготовка была хорошо организованной, со строгой дисциплиной. Ядро римских легионов составляли пехотинцы, ежедневно пре­одолевавшие марши в 15-20 км, при этом неся на себе оружие, личные вещи и снаряжение для лагеря. Таким тренировкам подвергались не только ново­бранцы, но и ветераны для сохранения бодрости и гибкости тела. Конные ле­гионеры проходили особую подготовку, отрабатывая быстроту вскакивания на де­ревянном коне.

В высших кругах республиканского Рима физическая культура не получи­ла такого развития, как в Древней Греции, хотя отдельные лица и были привер­женцами греческой культуры. Некоторые патриции рядом со своими дворцами строили сферистериумы, в которых упражнялись с мячом, бегали, прыгали, за­нимались с гантелями. Овладение умением плавать считалось этической нор­мой. В I в. до н.э. во многих городах Италии под влиянием Греции были постро­ены гимнасии, в которых проводили время знатные граждане Рима.

Средние слои римского общества проводили свое свободное время на игро­вых площадках: упражнялись в верховой езде, езде на колесницах, занимались борьбой, играли в мяч. Некоторые плавали и занимались греблей в Тибре.

Суммы, получаемые некоторыми удачливыми наездниками, были немалы­ми. По утверждению Ювенала, доход одного наездника равнялся доходу сотни юристов.

Особенно популярными были гладиаторские бои, устраивавшиеся в Древ­нем Риме в конце республиканского периода и в эпоху империи (I в. до н.э. - V в. н.э.) для развлечения свободного населения. Организацией таких зрелищ рим­ская правящая знать стремилась снискать расположение толпы, привлечь ее на свою сторону в борьбе за достижение политических или экономических целей. Гладиаторские бои берут начало от культовых погребальных обрядов, связан­ных с жертвоприношениями. Как зрелища гладиаторские бои впервые были устроены в 105 г. до н.э. Особенно широкое распространение они получили в эпоху империи. В боях гладиаторы состязались парами и группами, воору­женные различными видами оружия. По роду оружия гладиаторы назывались: ретиариями (вооруженные кинжалом и сеткой и боровшиеся с гладиаторами, вооруженными длинными мечами), секуторами (защищенные шлемом с заб­ралом и вооруженные мечами), самнитами (вооруженные короткими мечам и и защищавшиеся большим щитом) и др. Особым видом гладиаторских боев были бои с дикими зверями, а также морские сражения на специально постро­енных судах. Император Август устроил морское сражение, т.н. навмахии, в ко­тором приняли участие 19 тыс. человек. Гладиаторами становились в основном военнопленные, рабы, осужденные преступники, похищенные жители, в ред­ких случаях авантюристы из числа свободных граждан в целях обогащения. В период наибольшего процветания гладиаторских боев в Римской империи нас­читывались сотни тысяч гладиаторов, для подготовки которых были созданы гладиаторские школы, где под руководством специальных инструкторов рабы изучали приемы гладиаторского искусства. Даже некоторые из римских импе­раторов принимали участие в борьбе с дикими зверями на арене амфитеатра, хотя подобные увлечения людей благородных званий не вызывали одобрения у простого народа. Император Коммод (II в. н.э.), по свидетельству его биогра­фа, выступал на арене как гладиатор 735 раз, а диких зверей убил собственной рукой много тысяч, в том числе и слонов. Он отличался необыкновенной силой, пронзая пикой слона насквозь, прокалывая рогатиной рог дикой козы, убивая с первого удара громадных зверей.

Популярность гладиаторских боев того периода объясняется массовыми потребностями эпохи в развлечениях и зрелищах, а также некоторой инсцени­ровкой участия народа в отправлении правосудия над осужденными и мошен­никами.

Гладиаторские бои были запрещены в 404 г. н.э. императором Гонорием, младшим сыном Феодосия I. В то же время Гонорий устраивал в Риме роскош­ные зрелища, составной частью которых были состязания по борьбе, конные со­стязания и травля диких зверей.

Во второй половине II в. до н.э. в общественной и политической жизни Рима стали глубже проявляться новые социальные конфликты. Все больше увели­чивалось расслоение общества, чаще происходили восстания рабов. Мало­численная верхушка римской знати оказалась неспособной мирными сред­ствами обеспечить господство над многочисленными массами разорившихся мелких земледельцев, рабами, жителями провинций. Все это привело в конце I в. до н.э. к падению республиканской государственной структуры и установле­нию основанной на военной диктатуре императорской формы правления, про­существовавшей до V в. н.э., т.е. до конца Западной Римской империи. Восточ­ная Римская империя под названием Византийской просуществовала еще около тысячи лет.

Физическая культура императорского периода. После падения республи­ки произошла замена гражданского войска наемным. Военная подготовка ос­новывалась на систематической тренировке, включавшей в себя борьбу и фехтование на деревянных палках. Распространен в войсках был и бег с ору­жием. К примеру, после смерти в 9 г. до н.э. известного полководца Друза Стар­шего его тело было перевезено в Рим и погребено на Марсовом поле. Воины в честь полководца насыпали на месте могилы курган, вокруг которого каждый год в установленный день устраивался погребальный бег.

Императорский период Древнего Рима характеризуется тем, что физиче­ская культура свободных граждан стала предметом заботы императорской вла­сти. В этих целях строились громадные бани-термы - неотъемлемая часть жизни императорского Рима. Еще в IV в. до н.э. в Риме было одиннадцать об­щественных бань. Самыми крупными были Диоклетиановы термы, открытые в 306 г. до н.э. Они занимали место площадью 380 х 320 м. Такой же монумен­тальный вид имели термы Траяна, Тита, Каракаллы. Они оборудовались с боль­шим комфортом, в зданиях были аудитории, библиотеки, клубы, залы для фи­зических упражнений и игр. Основное же место занимали бассейны с холодной водой (фригидарии), теплой водой (тепидарии), горячей водой (кальдарии). Небольшие помещения - судатории - являлись парилками. Также имелись специальные комнаты для массажа и растирания благоухающими маслами.

В комплекс бань также входили палестры, предназначавшиеся для физиче­ских упражнений, в основном в Риме практиковались игры в мяч.

Бани были доступны всем римским гражданам без учета имущественного положения. Термы являлись характерной чертой образа жизни Древнего Рима.

Термы, построенные Антониусом Каракаллой в 217 г. н.э., рассчитанные на 1600 человек, сохранились до наших дней. В помещении этих терм в 1960 г. про­ходили олимпийские соревнования гимнастов.

Римляне также были знакомы и с древнегреческой атлетикой, однако она для них не стала жизненной необходимостью. Римляне принимали атлетику как способ развлечения, публичного зрелища. Даже танцы считались для сво­бодных римлян занятием позорным, хотя ими увлекались во время всенарод­ных зрелищ рабы, артисты и другие несвободные граждане.

Тот же Август в честь своей победы в битве при Акции в 31 г. до н.э. учредил Акцийские игры с широкой атлетической программой. В последующем игры устраивались каждые четыре года и проводились вплоть до падения Римской империи. Специально для этих игр Август построил в Риме на Марсовом поле стадион, вмещавший 15 тыс. зрителей.

Некоторые другие императоры тоже пытались организовать атлетические состязания наподобие греческих, включая их в программу различных праздни­ков. Так, император Домициан в 86 г. н.э. учредил Капитолийские игры - сорев­нования в музыке, езде на колесницах и в атлетических упражнениях - в честь Юпитера Капитолийского, просуществовавшие до 394 г. н.э. Постепенно из их программы исчезли выступления атлетов и оставались только состязания пев­цов и музыкантов.

В целом же публичные атлетические состязания в Риме стали уделом грече­ских атлетов-профессионалов. Для римлян физическая культура не стала фор­мой активной двигательной деятельности, а служила лишь одним из зрелищ. В конце I в. до н.э. праздники в Риме составляли в сумме 65 дней, в I в. н.э. эта цифра возросла до 88 дней, во II - до 135 дней, в IV в. н.э. они длились 175 дней, т.е. почти полгода. Для удовлетворения потребностей римлян в развлечениях строились огромные сооружения. Во второй половине I в. в Риме по приказу императора Веспасиана был выстроен знаменитый амфитеатр Колизей*, вме­щавший 50 тыс. зрителей; цирк Максимус, трибуны которого в IV в. были рас­ширены до 350 тыс. мест. Громадные цирковые сооружения и амфитеатры воз­двигались в Помпее, Капуе, Вероне, Сиракузах.

С III в. н.э. Римская империя вступила в период глубокого кризиса. После долгих гонений в качестве новой идеологии утвердилось христианство. Уча­стившиеся нападения варварских племен (готов, гуннов, вестготов) разруши­ли территориальную целостность империи. От нее были отторгнуты отдельные области, а в IV в. н.э. произошло политическое разделение империи на Запад­ную (Римскую) и Восточную (Византийскую). В 476 г. Риму был нанесен за­ключительный удар, власть перешла к варварским дружинам, Западная Рим­ская империя перестала существовать.

Борьба между старым мировоззрением и новым христианским учением отразилась и на сфере физической культуры. Поначалу христианство в силу своей слабости терпимо относилось к физической культуре античного мира. Постепенно, однако, христианство отвергало всякие радости жизни, в том числе праздники и состязания, считая их пережитками языческих обрядов.

Христианские теологи все больше и больше критикуют состязания в цир­ках, амфитеатрах, на стадионах. В частности, Тертуллиан во II в. н.э. негодовал по поводу цирковых состязаний в Риме, считая лошадь даром божьим, а не орудием дьявола.

В то же время часто стадионы и цирки становились очагами народных восстаний против засилия христианской церкви. В 529 г., после восстания на стадионе в Неаполе, Юстиниан закрыл все древние учреждения физической культуры, за исключением византийского ипподрома. Гладиаторские бои пре­кратились в начале V в., поединки с дикими животными устраивались еще и в VI в. н.э., и только состязания колесниц в Византийской империи надолго пе­режили падение античной культуры, однако они уже принадлежали новой ис­тории.

Развитие физической культуры в Древнем Риме носило своеобразный ха­рактер. Поначалу она зарождалась как ритуальное отображение военной под­готовки. В период республики она служила фактором стабилизации политиче­ской жизни, буфером между рабами и патрициями. С помощью публичных зрелищ создавался божественный ореол императоров, народные массы отвле­кались от политической борьбы. В конечном итоге, когда физическая культура перестала способствовать укреплению власти императоров (эту функцию стала выполнять новая религия - христианство) и даже стала представлять для нее определенную опасность, она была запрещена в наиболее ярких своих про­явлениях на всей территории Римской империи.

* Амфитеатр Веспасиан начал сооружать в центре Рима, на том самом месте, где, по прихоти Нерона, был вырыт большой пруд. Строительство завершилось уже после смерти Веспасиана и официально здание именовалось амфитеатром Флавиев, а в раннем Средневековье неизвестно почему стало называться Колизеем.

В Древнем Риме физическое воспитание имело скорее практические цели, нежели как сейчас – эстетические и пр. Все дело в том, что физическое воспитание носило военный и прикладной характер, и больше напоминало жесткое спартанское воспитание.

Примерно до 12 лет все дети воспитывались в своих семьях. Отцы занимались тем, что обучали сыновей домашнему хозяйству и владению оружием. Сыновьям прививали преданность семье и своей Родине, скромность и послушание, которое иногда граничило с покорностью. Из средств физического воспитания в Древнем Риме применяли:

  1. Метание копья;
  2. Бег;
  3. Фехтование;
  4. Борьбу.

Когда римские юноши получали воспитание в семье и достигали возраста 16-17 лет, то они вступали в армию. Система физического воспитания и подготовки в армии отличалась совершенством и своими идеалами. Молодые воины вставали очень рано утром, упражнялись в применении всех видов оружия. Этим же они занимались и после полудня. Необходимо было овладеть именно всеми видами оружия, потому что в те времена ситуация не отличалась спокойствием, а значит необходимо было готовиться абсолютно ко всему, чтобы защитить свои земли.

А еще воины очень часто занимались вырубкой лесов, они носили на себе самые разные тяжести, преодолевали огромные расстояния с препятствиями, совершали марши в полном снаряжении. В те времена физическое воспитание действительно происходило именно для того, чтобы каждый мужчина был готов в любой момент вступить в бой и выиграть его с большим преимуществом. Конечно, все это способствовало и развитию эстетической части – тела становились мускулистыми, рельефными, и это не оставалось незамеченным. В целом, внимание таким физическим воинским упражнениям было столь велико, что трибуны – воинские начальники, - сами в совершенстве владели воинским искусством. Они также владели всеми видами оружия, чтоб своим примером показывать, как важно быть подготовленным и уметь обращаться любым орудием и оружием.

Готовые работы на аналогичную тему

А вот воспитанием женщин практически не занимались. Девушки учились в частных школах, где в основном обучались играм с мячом и артистическому виду маршировки. Выпускниц приглашали поучаствовать в триумфальных шествиях. Женщины, независимо от национальности или сословия, имели право принимать участие в состязательных играх и зрелищах.

Особенности физического воспитания в Древнем Риме

После того, как римляне завоевали обширные земли, обязательные учебные походы легионеров значительно сократились. Армия стала профессиональнее, римляне освободились от военных обязанностей и, соответственно, от военной подготовки. Это привело к тому, что среди молодежи появилось много увлеченных цирковыми зрелищами, и это стало для них целью и средством для достижения популярности и богатства. Цирковая сфера также требовала определенной физической подготовки, но в данном случае упор делался на развития не столько физической силы, сколько выносливости и формирование красивого тела, которое могло бы привлечь внимание огромного числа зрителей и зрительниц.

В качестве зрелищ римляне устраивали так называется погребальные игры – когда рабы во время похорон дрались насмерть. Шансы остаться в живых были у самого выносливого, ловкого и сильного. Затем устраивались и более масштабные сражения гладиаторов, и сражения эти были включены в программу цирковых зрелищ. К боям готовились заранее, стараясь также развивать свою ловкость, невероятную физическую подготовленность. Гладиаторами становились военные пленники, которые обретали статус рабов. Их учили гладиаторскому искусству в специальных школах. Стоит отметить, что и на территории современной Италии существует несколько таких учебных заведений. Конечно, условия и статусы в этих школах уже совсем другие, зато можно полностью окунуться в историю и понять, насколько тщательной и одновременной изнуряющей была эта подготовка, и как сильно она влияла на человека, который был тем самым гладиатором.

Стоит отметить, что физическое воспитание и физическая культура в Древнем Риме приобрели определенный статус. Так, физкультура приобрела классовый характер. Ею в основном могли заниматься или рабовладельцы или простые, но свободные граждане. Во-вторых, развитие физической культуры достигло практически идеала. Система воспитания и военно-физическая подготовка юношей в Древнем Риме носили преимущественно военно-прикладной характер. Изначально физическое воспитание касалось абсолютно всех, но затем армия стала более профессиональной, и большинство римлян были освобождены от обязанностей нести военную подготовку. Соответственно, их освободили и от физических нагрузок.

В-третьих, наивысшего уровня развития физическая культура и физическое воспитание достигли в Древнем Риме тогда, когда они стали самоцелью. Упражнения носили подготовительный характер, и затем они требовались для организации более производительного и эффективного труда. Стало понятно, что физическая подготовка крайне важна для того, чтобы быть выносливым, стрессоустойчивым и в целом улучшить свое общее состояние здоровья.

История физической культуры в Древнем Риме, достиг­шем наивысшей ступени развития в эпоху Древнего мира, относится к числу наиболее противоречивых проблем исто­рии культуры.

Римский господствующий класс не чувствовал жизнен­ной потребности в том, чтобы активно заниматься спортом. Спорт вызывал интерес, но тех, кто участвовал в соревно­ваниях, презирали. Это связано с рядом причин.

2. Для народных масс Римской империи основным раз­влечением были бои гладиаторов и состязания колесниц.

3. Физические упражнения были средством удовлетво­рения личных потребностей и формой индивидуального развлечения.

4. Греческая гимнастика и агонистика, предназначав­шиеся служить образцом, утратили свои ценности. Римляне не переняли из них ничего.

Древний Рим подарил миру классическую систему во­енно-физической подготовки, которую перенимали во мно­гих армиях.

В римской армии существовала суровая высокооргани­зованная система тренировки легионеров. Физическая под­готовка римских воинов достигалась главным образом в процессе полевых учений и специально организованных занятий в лагерях, где воинов обучали выполнению тех упражнений, приемов, действий, которые применялись в боевых условиях. В систему подготовки легионеров вклю­чались бег по местности с преодолением препятствий, раз­личные прыжки, в том числе и с подручными средствами, действия с холодным оружием и без него - рукопашная схватка, борьба, скалолазание, преодоление водных рубе­жей. Воины совершали марш-броски, продолжительные по­ходы в полном боевом снаряжении, учились возводить ук­репления, пользоваться осадными машинами и катапульта­ми, что требовало большой физической силы и выносливо­сти. Для обучения воинов применялись своеобразные тре­нажеры — штурмовые лестницы, чучела для фехтования, деревянная лошадь для обучения приемам верховой езды.

Физическая и духовная подготовка воинов были раз­дельными.

Каждому периоду истории существования Древнего Рима были присущи свои особенности развития физиче­ской культуры.

Царский период (VIII- VI вв. до н.э.).

Название этого периода обусловлено названием правя­щей верхушки в Древнем Риме, в этот период государством правили короли этрусков.

Приблизительно в VIII в. до н.э. Рим и окружающие его селения заключили союз городов, который имел общие храмы, предположительно здесь устраивались общие состя­зания, сопровождавшиеся ритуальными церемониями.

Период республики (VI-I вв. до н.э.).

Этот период получил свое название в связи с тем, что в конце VI в. до н.э. власть этрусков ослабла, Рим прогнал последнего короля этрусков и стал республикой.

Во времена завоевательных походов менялся характер римской физической подготовки. Гимнастические традиции были начисто забыты и стали элементами военной подго­товки.

Но тем не менее, граждане Рима не полностью предали забвению все формы физической культуры. Они занима­лись бегом, прыжками, упражнялись с гантелями, плавали. В сферистериумах, построенных рядом с дворцами патри­циев, проводились игры с мячом.

Наряду с представлениями в цирках в III в. стали уст­раиваться поединки гладиаторов. Вначале они являлись исключительно составной частью культа жертвоприноше­ния усопшим. Со временем превратились в одно из средств борьбы за власть. Поскольку в этот период бои гладиаторов были самыми жестокими, то именно в этот период про­изошло восстание Спартака.




Бытовавшие в эпоху республики беспощадные методы подготовки (владелец - мясник) и постоянная боязнь смер­ти не раз приводила гладиаторов к восстанию.

Императорский период (71 г. до н.э. - 476 г. н.э.).

Название этого периода обусловила смена правления в Риме, теперь во главе государства встал император.

Императоры строили громадные купальни, посреди ко­торых размещались площадки для посетителей, где знатные римляне могли танцевать, бегать, бороться, поднимать тя­жести, играть в мяч и настольные игры.

Император Август попытался возобновить троянские игры в цирке. Но только Доминициану удалось с 86 года возобновить Капитолийские игры.

Для удовлетворения потребностей народа в развлечени­ях после Колизея был построен цирк Максимус, трибуны которого в IV веке были расширены до 350 тыс. мест. В конце эпохи Римской империи продолжительность развле­кательных представлений достигала 175 дней в году. Гро­мадные цирковые сооружения и амфитеатры воздвигались не только в Риме, но и в Помпее, Капуе, Вероне и Сираку­зах. В начале эпохи Римской империи поединки гладиато­ров были оттеснены на задний план цирковыми представ­лениями и различными состязаниями.

Для того чтобы сделать народные зрелища разнообраз­ными, арены крупнейших амфитеатров переоборудовали в бассейны, которые можно было заполнять водой, где уст­раивались затем всевозможные поединки на воде с участи­ем судов. Обычно воспроизводились те или иные наиболее запомнившиеся морские сражения (в Саламисе), в ходе ко­торых зрители могли полюбоваться тем, как в этом бою рабы душили друг друга и сталкивали в воду.

Римская знать, утратившая потребность в военно-физи­ческой подготовке в связи с наличием наемной армии, пре­давалась забавам и развлечениям, которые использовались для достижения своих целей, т.е. в борьбе за власть.

История физической культуры в Древнем Риме, достиг­шем наивысшей ступени развития в эпоху Древнего мира, относится к числу наиболее противоречивых проблем исто­рии культуры.

Римский господствующий класс не чувствовал жизнен­ной потребности в том, чтобы активно заниматься спортом. Спорт вызывал интерес, но тех, кто участвовал в соревно­ваниях, презирали. Это связано с рядом причин.

2. Для народных масс Римской империи основным раз­влечением были бои гладиаторов и состязания колесниц.

3. Физические упражнения были средством удовлетво­рения личных потребностей и формой индивидуального развлечения.

4. Греческая гимнастика и агонистика, предназначав­шиеся служить образцом, утратили свои ценности. Римляне не переняли из них ничего.

Древний Рим подарил миру классическую систему во­енно-физической подготовки, которую перенимали во мно­гих армиях.

В римской армии существовала суровая высокооргани­зованная система тренировки легионеров. Физическая под­готовка римских воинов достигалась главным образом в процессе полевых учений и специально организованных занятий в лагерях, где воинов обучали выполнению тех упражнений, приемов, действий, которые применялись в боевых условиях. В систему подготовки легионеров вклю­чались бег по местности с преодолением препятствий, раз­личные прыжки, в том числе и с подручными средствами, действия с холодным оружием и без него - рукопашная схватка, борьба, скалолазание, преодоление водных рубе­жей. Воины совершали марш-броски, продолжительные по­ходы в полном боевом снаряжении, учились возводить ук­репления, пользоваться осадными машинами и катапульта­ми, что требовало большой физической силы и выносливо­сти. Для обучения воинов применялись своеобразные тре­нажеры — штурмовые лестницы, чучела для фехтования, деревянная лошадь для обучения приемам верховой езды.

Физическая и духовная подготовка воинов были раз­дельными.

Каждому периоду истории существования Древнего Рима были присущи свои особенности развития физиче­ской культуры.

Царский период (VIII- VI вв. до н.э.).

Название этого периода обусловлено названием правя­щей верхушки в Древнем Риме, в этот период государством правили короли этрусков.

Приблизительно в VIII в. до н.э. Рим и окружающие его селения заключили союз городов, который имел общие храмы, предположительно здесь устраивались общие состя­зания, сопровождавшиеся ритуальными церемониями.

Период республики (VI-I вв. до н.э.).

Этот период получил свое название в связи с тем, что в конце VI в. до н.э. власть этрусков ослабла, Рим прогнал последнего короля этрусков и стал республикой.

Во времена завоевательных походов менялся характер римской физической подготовки. Гимнастические традиции были начисто забыты и стали элементами военной подго­товки.

Но тем не менее, граждане Рима не полностью предали забвению все формы физической культуры. Они занима­лись бегом, прыжками, упражнялись с гантелями, плавали. В сферистериумах, построенных рядом с дворцами патри­циев, проводились игры с мячом.

Наряду с представлениями в цирках в III в. стали уст­раиваться поединки гладиаторов. Вначале они являлись исключительно составной частью культа жертвоприноше­ния усопшим. Со временем превратились в одно из средств борьбы за власть. Поскольку в этот период бои гладиаторов были самыми жестокими, то именно в этот период про­изошло восстание Спартака.

Бытовавшие в эпоху республики беспощадные методы подготовки (владелец - мясник) и постоянная боязнь смер­ти не раз приводила гладиаторов к восстанию.

Императорский период (71 г. до н.э. - 476 г. н.э.).

Название этого периода обусловила смена правления в Риме, теперь во главе государства встал император.

Императоры строили громадные купальни, посреди ко­торых размещались площадки для посетителей, где знатные римляне могли танцевать, бегать, бороться, поднимать тя­жести, играть в мяч и настольные игры.

Император Август попытался возобновить троянские игры в цирке. Но только Доминициану удалось с 86 года возобновить Капитолийские игры.

Для удовлетворения потребностей народа в развлечени­ях после Колизея был построен цирк Максимус, трибуны которого в IV веке были расширены до 350 тыс. мест. В конце эпохи Римской империи продолжительность развле­кательных представлений достигала 175 дней в году. Гро­мадные цирковые сооружения и амфитеатры воздвигались не только в Риме, но и в Помпее, Капуе, Вероне и Сираку­зах. В начале эпохи Римской империи поединки гладиато­ров были оттеснены на задний план цирковыми представ­лениями и различными состязаниями.

Для того чтобы сделать народные зрелища разнообраз­ными, арены крупнейших амфитеатров переоборудовали в бассейны, которые можно было заполнять водой, где уст­раивались затем всевозможные поединки на воде с участи­ем судов. Обычно воспроизводились те или иные наиболее запомнившиеся морские сражения (в Саламисе), в ходе ко­торых зрители могли полюбоваться тем, как в этом бою рабы душили друг друга и сталкивали в воду.

Римская знать, утратившая потребность в военно-физи­ческой подготовке в связи с наличием наемной армии, пре­давалась забавам и развлечениям, которые использовались для достижения своих целей, т.е. в борьбе за власть.

Фото: Shutterstock

Женщины в патриархате занимают подчиненное положение. Инструментами контроля выступают общественные институты. Например, во многих религиях женщинам запрещено посещать храмы во время менструации. А в семье за женщинами часто закреплена роль сиделки для пожилых родственников, от которой освобождены мужчины.

В России, как и в западных странах, особые требования не регулируются законом. Поэтому здесь современный патриархат — скорее способ восприятия мира. Он определяет отношение человека к культуре, семейной жизни и деловым коммуникациям, проявляясь в гендерных стереотипах и бытовом сексизме.

Практически единственной патриархальной нормой, которая в нашей стране закреплена юридически, является список недоступных профессий — женщинам нельзя управлять экскаватором или заниматься водолазными работами. Большинство профессиональных запретов связаны с риском для репродуктивного здоровья — никого не интересует, собирается ли конкретная женщина рожать: в патриархате ей по умолчанию отводится роль матери.

Фото:Erik De Castro / Reuters

При этом в некоторых исламских странах законодательство до сих пор остается глубоко патриархальным. Например, в Пакистане только летом 2021 года вступил в силу закон, который защищает имущественные права женщин.

Составляющие современной патриархальной культуры

  • Мужской контроль. Мужчины принимают все ключевые решения как в обществе в целом, так и в семьях. Они также занимают большинство властных должностей.
  • Мужская идентификация. Из-за распределения власти в обществе, мужчинам важно определять себя через стереотипно мужские качества и вещи: физическую силу, рациональность, любовь к технике.
  • Фокусировка на мужчинах. Они становятся главными героями фильмов и книг, мужчинам отводится ведущая роль в культуре. Из-за этого создается ошибочное впечатление, будто мы живем в мире, в котором все значимое сделано мужчинами.
  • Гендерный дуализм. Природа патриархата исключительно социальная и неразрывно связана с бинарной гендерной системой. Патриархальная культура подразумевает, что существует только два гендера, за которыми закреплены определенные роли и характеристики. В такой системе за мужчиной с рождения закреплена роль лидера, женщинам же отводятся обслуживающие функции. Получается замкнутый круг: дети проходят гендерную социализацию, затем ведут себя стереотипно во взрослой жизни и еще сильнее укрепляют патриархальную культуру.

Как менялся патриархат

Фото:Pexels

Устройство современного патриархата

Когда и как установился патриархат

Хотя сейчас практически все общества в мире патриархальные, так было не всегда. Некоторые историки утверждают, что доказательством существования матриархата на ранних этапах развития человеческого общества являют древние мифы. Еще до формирования Римской державы роль женщин в обществе была довольно высокой, а в религии доминировал образ Богини-Матери.

Гендерные стереотипы родились в матриархате

Переход к земледелию вызвал гендерную революцию

Постепенно отцовское начало восприниматься как главенствующее: ведь именно от того, какое именно семя бросить в землю, и зависит, что в итоге вырастет из земли. При этом, чтобы знать наверняка, что вырастет в итоге — пшеница или рожь, нужно точно знать, какое именно зерно было посажено. Аналогично и с отцовством — в отличие от материнства, без контроля и постоянного наблюдения первобытный мужчина не мог быть убежден, что партнерша родила именно от него. Отсюда возникла необходимость в регулировании сексуального поведения женщин.

Влияние патриархата на мужчин

Фото:Unsplash

В среднем по миру мужчины совершают самоубийства в 1,8 раза чаще женщин, а в России — в 6,5 раза чаще. Это связывают в том числе и с жизнью по принципам токсичной маскулинности: если потерял работу или обанкротился, ты не мужчина, а неудачник. Некоторые не выдерживают такого давления и стресса. Также мужчины, подверженные стереотипам, реже помогают слабым и склонны решать конфликты с применением силы.

Патриархат и экономика

Исследователи выяснили, что руководительницы фокусируются на нуждах рядовых сотрудниках, а не на краткосрочных интересах инвесторов, поэтому в компаниях с женским лидерством текучка кадров меньше. Женщины на руководящих позициях уделяют больше внимания инновациям, поэтому гендерное многообразие может увеличить выручку компании на 6%. Также биржевая стоимость фирмы хотя бы с одной женщиной на позиции топ-менеджера в среднем на $40 млн больше, чем компании, в которых эти позиции занимают только мужчины. Согласно исследованию McKinsey от 2015 года, к 2025-му глобальный ВВП мог бы увеличиться на $12 трлн, если бы мир двигался в сторону гендерного равенства.

Вы здесь: Главная ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА И ДРЕВНЕГО МИРА § 4. Физическая культура Древнего Рима

§ 4. Физическая культура Древнего Рима

Параллельно с процветанием восточных эллинистических центров на Апен­нинском полуострове возрастала военная мощь Рима - сначала небольшой олигархической республики на берегах Тибра, потом хозяина всей Италии и, наконец, огромной державы, поглотившей все Средиземноморье, весь антич­ный мир.

История Древнего Рима подразделяется на три периода: царский (VIII-VI вв. до н.э.), республиканский (VI-I вв. до н.э.) и императорский (31 г. до н.э. -476 г. н.э.).

Физическая культура в царский период. Предыстория царского периода связана с цивилизацией этрусков, племена которых считают выходцами из Малой Азии. Этруски в VIII-VI в. до н.э. являлись главной силой на Апеннин­ском полуострове, они основывали благоустроенные города с величественны­ми храмами и даже канализацией. Одним из таких городов, возникших на месте нескольких деревенских поселений, в VIII в. до н.э. была Рома - будущий Рим. До конца VI в. до н.э. Рим находился во владении этрусков.

Этрусские захоронения, обнаруженные в XVIII в., открыли значительные страницы древней культуры. Усыпальницы этрусков были построены по стро­гому плану за пределами древних городов. Стены усыпальниц покрыты роспи­сями, часто отображавшими различные сюжеты спортивного характера. Настенные росписи и найденные бытовые предметы свидетельствуют о том, что физические упражнения были достаточно известны этрускам, особенно бег, ме­тание диска и копья, борьба, кулачный бой, верховая езда, состязания колес­ниц, прыжки, а также плавание и прыжки в воду.

В других гробницах, приблизительно такого же возраста, запечатлены борь­ба, за которой следит судья с палкой в руке, фигуры бегунов с тренером и акро­бата, выполняющего сальто через деревянный барьер.

Подобные сцены можно наблюдать также на найденных вазах и амфорах. Сохранилось несколько статуэток, изображающих прыгуна в воду, метание копья. Широко распространенным является изображение кулачных бойцов, руки которых вооружены предметами, увеличивающими силу удара.

Кроме атлетических игр у этрусков популярны были поединки человека с животными (быками, собаками), носившие характер жестоких развлечений хозяев и рабов Древнего Рима.

По мнению Геродота, этрусские игры своим происхождением связаны с Малой Азией, являвшейся частью греческого мира, откуда переселились ма-лоазийские лидийцы на Апеннинский полуостров. Поэтому в них много общих черт с греческими играми. Вместе с тем у этрусков, несмотря на обилие состя­зательных сцен и игр, не было такого как у греков культа человеческого тела, что подтверждается произведениями искусства.

Часто состязания изображаются вместе со зрителями, что свидетельствует о публичности игр. Так, к примеру, на рисунках в усыпальнице в Тарквиниях достаточно детально изображена трибуна с сидениями для зрителей на высо­ких вилкоподобных подпорках, предназначавшаяся для аристократов. Пред­ставители низших слоев сидят на полу под трибуной.



При планировке городов этрусков учитывалась их тяга к публичным состя­заниям. Поэтому центром городов являлась прямоугольная площадь, служив­шая местом проведения игр, гонок на колесницах.

В центре Рима также было установлено этрусскими царями место для про­ведения публичных игр, которые по традиции устраивали в честь победы над латинянами. Со временем они стали ежегодными и получили название Рим­ских, или Великих, игр.

Игры у этрусков являлись прежде всего увлекательным зрелищем, местом для получения острых ощущений. Непосредственными участниками игр были выходцы из низших слоев общества, рабы или свободные люди, нанятые за определенную плату. Иногда в качестве гостей приглашались соседние народы.

В 510 г. до н.э., после изгнания последнего этрусского царя Тарквиния Гор­дого, в Риме была установлена республика, и постепенно этрусская культура отошла в небытие.

Физическая культура в республиканский период. Римская республика просуществовала половину тысячелетия. Римским государством в этот период управляли должностные лица, избираемые ежегодно из числа римских граж­дан, которые за это не получали никакого вознаграждения и потому должны были быть знатными и состоятельными людьми.

Рабовладельческий способ производства достиг наивысшего расцвета с конца III в. до н.э. до II в. н.э. Основной социальной группой общества были мелкие свободные собственники, в основном земледельцы и ремесленники.

Служба в армии считалась основным правом и обязанностью римского гражданина. Воинская подготовка была хорошо организованной, со строгой дисциплиной. Ядро римских легионов составляли пехотинцы, ежедневно пре­одолевавшие марши в 15-20 км, при этом неся на себе оружие, личные вещи и снаряжение для лагеря. Таким тренировкам подвергались не только ново­бранцы, но и ветераны для сохранения бодрости и гибкости тела. Конные ле­гионеры проходили особую подготовку, отрабатывая быстроту вскакивания на де­ревянном коне.

В высших кругах республиканского Рима физическая культура не получи­ла такого развития, как в Древней Греции, хотя отдельные лица и были привер­женцами греческой культуры. Некоторые патриции рядом со своими дворцами строили сферистериумы, в которых упражнялись с мячом, бегали, прыгали, за­нимались с гантелями. Овладение умением плавать считалось этической нор­мой. В I в. до н.э. во многих городах Италии под влиянием Греции были постро­ены гимнасии, в которых проводили время знатные граждане Рима.

Средние слои римского общества проводили свое свободное время на игро­вых площадках: упражнялись в верховой езде, езде на колесницах, занимались борьбой, играли в мяч. Некоторые плавали и занимались греблей в Тибре.

Суммы, получаемые некоторыми удачливыми наездниками, были немалы­ми. По утверждению Ювенала, доход одного наездника равнялся доходу сотни юристов.

Особенно популярными были гладиаторские бои, устраивавшиеся в Древ­нем Риме в конце республиканского периода и в эпоху империи (I в. до н.э. - V в. н.э.) для развлечения свободного населения. Организацией таких зрелищ рим­ская правящая знать стремилась снискать расположение толпы, привлечь ее на свою сторону в борьбе за достижение политических или экономических целей. Гладиаторские бои берут начало от культовых погребальных обрядов, связан­ных с жертвоприношениями. Как зрелища гладиаторские бои впервые были устроены в 105 г. до н.э. Особенно широкое распространение они получили в эпоху империи. В боях гладиаторы состязались парами и группами, воору­женные различными видами оружия. По роду оружия гладиаторы назывались: ретиариями (вооруженные кинжалом и сеткой и боровшиеся с гладиаторами, вооруженными длинными мечами), секуторами (защищенные шлемом с заб­ралом и вооруженные мечами), самнитами (вооруженные короткими мечам и и защищавшиеся большим щитом) и др. Особым видом гладиаторских боев были бои с дикими зверями, а также морские сражения на специально постро­енных судах. Император Август устроил морское сражение, т.н. навмахии, в ко­тором приняли участие 19 тыс. человек. Гладиаторами становились в основном военнопленные, рабы, осужденные преступники, похищенные жители, в ред­ких случаях авантюристы из числа свободных граждан в целях обогащения. В период наибольшего процветания гладиаторских боев в Римской империи нас­читывались сотни тысяч гладиаторов, для подготовки которых были созданы гладиаторские школы, где под руководством специальных инструкторов рабы изучали приемы гладиаторского искусства. Даже некоторые из римских импе­раторов принимали участие в борьбе с дикими зверями на арене амфитеатра, хотя подобные увлечения людей благородных званий не вызывали одобрения у простого народа. Император Коммод (II в. н.э.), по свидетельству его биогра­фа, выступал на арене как гладиатор 735 раз, а диких зверей убил собственной рукой много тысяч, в том числе и слонов. Он отличался необыкновенной силой, пронзая пикой слона насквозь, прокалывая рогатиной рог дикой козы, убивая с первого удара громадных зверей.

Популярность гладиаторских боев того периода объясняется массовыми потребностями эпохи в развлечениях и зрелищах, а также некоторой инсцени­ровкой участия народа в отправлении правосудия над осужденными и мошен­никами.

Гладиаторские бои были запрещены в 404 г. н.э. императором Гонорием, младшим сыном Феодосия I. В то же время Гонорий устраивал в Риме роскош­ные зрелища, составной частью которых были состязания по борьбе, конные со­стязания и травля диких зверей.

Во второй половине II в. до н.э. в общественной и политической жизни Рима стали глубже проявляться новые социальные конфликты. Все больше увели­чивалось расслоение общества, чаще происходили восстания рабов. Мало­численная верхушка римской знати оказалась неспособной мирными сред­ствами обеспечить господство над многочисленными массами разорившихся мелких земледельцев, рабами, жителями провинций. Все это привело в конце I в. до н.э. к падению республиканской государственной структуры и установле­нию основанной на военной диктатуре императорской формы правления, про­существовавшей до V в. н.э., т.е. до конца Западной Римской империи. Восточ­ная Римская империя под названием Византийской просуществовала еще около тысячи лет.

Физическая культура императорского периода. После падения республи­ки произошла замена гражданского войска наемным. Военная подготовка ос­новывалась на систематической тренировке, включавшей в себя борьбу и фехтование на деревянных палках. Распространен в войсках был и бег с ору­жием. К примеру, после смерти в 9 г. до н.э. известного полководца Друза Стар­шего его тело было перевезено в Рим и погребено на Марсовом поле. Воины в честь полководца насыпали на месте могилы курган, вокруг которого каждый год в установленный день устраивался погребальный бег.

Императорский период Древнего Рима характеризуется тем, что физиче­ская культура свободных граждан стала предметом заботы императорской вла­сти. В этих целях строились громадные бани-термы - неотъемлемая часть жизни императорского Рима. Еще в IV в. до н.э. в Риме было одиннадцать об­щественных бань. Самыми крупными были Диоклетиановы термы, открытые в 306 г. до н.э. Они занимали место площадью 380 х 320 м. Такой же монумен­тальный вид имели термы Траяна, Тита, Каракаллы. Они оборудовались с боль­шим комфортом, в зданиях были аудитории, библиотеки, клубы, залы для фи­зических упражнений и игр. Основное же место занимали бассейны с холодной водой (фригидарии), теплой водой (тепидарии), горячей водой (кальдарии). Небольшие помещения - судатории - являлись парилками. Также имелись специальные комнаты для массажа и растирания благоухающими маслами.

В комплекс бань также входили палестры, предназначавшиеся для физиче­ских упражнений, в основном в Риме практиковались игры в мяч.

Бани были доступны всем римским гражданам без учета имущественного положения. Термы являлись характерной чертой образа жизни Древнего Рима.

Термы, построенные Антониусом Каракаллой в 217 г. н.э., рассчитанные на 1600 человек, сохранились до наших дней. В помещении этих терм в 1960 г. про­ходили олимпийские соревнования гимнастов.

Римляне также были знакомы и с древнегреческой атлетикой, однако она для них не стала жизненной необходимостью. Римляне принимали атлетику как способ развлечения, публичного зрелища. Даже танцы считались для сво­бодных римлян занятием позорным, хотя ими увлекались во время всенарод­ных зрелищ рабы, артисты и другие несвободные граждане.

Тот же Август в честь своей победы в битве при Акции в 31 г. до н.э. учредил Акцийские игры с широкой атлетической программой. В последующем игры устраивались каждые четыре года и проводились вплоть до падения Римской империи. Специально для этих игр Август построил в Риме на Марсовом поле стадион, вмещавший 15 тыс. зрителей.

Некоторые другие императоры тоже пытались организовать атлетические состязания наподобие греческих, включая их в программу различных праздни­ков. Так, император Домициан в 86 г. н.э. учредил Капитолийские игры - сорев­нования в музыке, езде на колесницах и в атлетических упражнениях - в честь Юпитера Капитолийского, просуществовавшие до 394 г. н.э. Постепенно из их программы исчезли выступления атлетов и оставались только состязания пев­цов и музыкантов.

В целом же публичные атлетические состязания в Риме стали уделом грече­ских атлетов-профессионалов. Для римлян физическая культура не стала фор­мой активной двигательной деятельности, а служила лишь одним из зрелищ. В конце I в. до н.э. праздники в Риме составляли в сумме 65 дней, в I в. н.э. эта цифра возросла до 88 дней, во II - до 135 дней, в IV в. н.э. они длились 175 дней, т.е. почти полгода. Для удовлетворения потребностей римлян в развлечениях строились огромные сооружения. Во второй половине I в. в Риме по приказу императора Веспасиана был выстроен знаменитый амфитеатр Колизей*, вме­щавший 50 тыс. зрителей; цирк Максимус, трибуны которого в IV в. были рас­ширены до 350 тыс. мест. Громадные цирковые сооружения и амфитеатры воз­двигались в Помпее, Капуе, Вероне, Сиракузах.

С III в. н.э. Римская империя вступила в период глубокого кризиса. После долгих гонений в качестве новой идеологии утвердилось христианство. Уча­стившиеся нападения варварских племен (готов, гуннов, вестготов) разруши­ли территориальную целостность империи. От нее были отторгнуты отдельные области, а в IV в. н.э. произошло политическое разделение империи на Запад­ную (Римскую) и Восточную (Византийскую). В 476 г. Риму был нанесен за­ключительный удар, власть перешла к варварским дружинам, Западная Рим­ская империя перестала существовать.

Борьба между старым мировоззрением и новым христианским учением отразилась и на сфере физической культуры. Поначалу христианство в силу своей слабости терпимо относилось к физической культуре античного мира. Постепенно, однако, христианство отвергало всякие радости жизни, в том числе праздники и состязания, считая их пережитками языческих обрядов.

Христианские теологи все больше и больше критикуют состязания в цир­ках, амфитеатрах, на стадионах. В частности, Тертуллиан во II в. н.э. негодовал по поводу цирковых состязаний в Риме, считая лошадь даром божьим, а не орудием дьявола.

В то же время часто стадионы и цирки становились очагами народных восстаний против засилия христианской церкви. В 529 г., после восстания на стадионе в Неаполе, Юстиниан закрыл все древние учреждения физической культуры, за исключением византийского ипподрома. Гладиаторские бои пре­кратились в начале V в., поединки с дикими животными устраивались еще и в VI в. н.э., и только состязания колесниц в Византийской империи надолго пе­режили падение античной культуры, однако они уже принадлежали новой ис­тории.

Развитие физической культуры в Древнем Риме носило своеобразный ха­рактер. Поначалу она зарождалась как ритуальное отображение военной под­готовки. В период республики она служила фактором стабилизации политиче­ской жизни, буфером между рабами и патрициями. С помощью публичных зрелищ создавался божественный ореол императоров, народные массы отвле­кались от политической борьбы. В конечном итоге, когда физическая культура перестала способствовать укреплению власти императоров (эту функцию стала выполнять новая религия - христианство) и даже стала представлять для нее определенную опасность, она была запрещена в наиболее ярких своих про­явлениях на всей территории Римской империи.

* Амфитеатр Веспасиан начал сооружать в центре Рима, на том самом месте, где, по прихоти Нерона, был вырыт большой пруд. Строительство завершилось уже после смерти Веспасиана и официально здание именовалось амфитеатром Флавиев, а в раннем Средневековье неизвестно почему стало называться Колизеем.

Читайте также: