Финансовый контроль осуществляемый федеральным казначейством кратко

Обновлено: 25.06.2024

Федеральное казначейство осуществляет контроль за:
- непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;
- непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;
- соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;
- наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.


Уважаемый пользователь, данный сайт производит обработку файлов cookie и пользовательских данных (информацию об ip-адресе, местоположении, типе и версии операционной системы, типе и версии браузера, источнике переадресации на сайт, и сведения об открытых страницах пользователя) в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований.

Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на сбор и обработку указанной информации (Статья 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "Закон о персональных данных").

Деятельность организаций бюджетной сферы находится под постоянным пристальным контролем со стороны различных органов и служб. И это неудивительно, ведь обязанность государства – следить за использованием казенного имущества и расходованием бюджетных средств. Часть этой ответственности возложена и на сами учреждения.

Итак, существуют несколько видов контроля:

  • внутренний контроль;
  • внутренний финансовый контроль (ВФК),
  • внутренний государственный/ муниципальный финансовый контроль;
  • внешний государственный/ муниципальный финансовый контроль,
  • ведомственный контроль,
  • внутренний финансовый аудит (ВФА).

Конечно, многих такое "обилие" видов контроля пугает. Потому что неясно, какой из них должно осуществлять само учреждение, а какой – функция контролирующих органов? В чем отличие, например, внутреннего контроля от ВФК, а ВФК от ВФА? Одинаковы ли "контрольные" обязанности у казенных, бюджетных и автономных учреждений? Забегая наперед скажем, что все не так страшно. Давайте разбираться.

Внутренний контроль

Осуществляют казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Проводить его обязывает ст.19 Закона № 402-ФЗ о бухгалтерском учете, причем буквально одной строкой: учреждение обязано организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. И здесь для бюджетных и автономных учреждений хорошая новость: на этом все требования по внутреннему контролю для АУ и БУ заканчиваются! Как именно будет организован внутренний контроль в учреждении, кто, когда, как и что именно будет проверять, решает уже само учреждение и закрепляет это в локальном акте.

Внутренний ФИНАНСОВЫЙ контроль (ВФК)

Осуществляют участники бюджетного процесса, в том числе органы власти, органы местного самоуправления и казенные учреждения. Бюджетные и автономные учреждения – получатели субсидий участниками бюджетного процесса не являются, а потому мероприятия внутреннего ФИНАНСОВОГО контроля не проводят.

Об обязательности осуществления ВФК с 2019 года говорится в ст. 160-2.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Этот вид внутреннего контроля одним из элементов, своего рода дополнением к внутреннему контролю по Закону № 402-ФЗ.

Что же отличает ВФК от "просто" внутреннего контроля, ну, кроме наличия в формулировке слова "финансовый"? Что должны делать казенные учреждения в рамках ВФК, чего не требуется от АУ и БУ? А дело в том, что казенные учреждения как участники бюджетного процесса наделены рядом бюджетных полномочий, в частности:

  • составлять и исполнять бюджетную смету,
  • принимать и исполнять обязательства в пределах ЛБО
  • вести БЮДЖЕТНЫЙ учет (по Инструкции № 162н) и составлять БЮДЖЕТНУЮ отчетность (по Инструкции № 191н).

И внутренний ФИНАНСОВЫЙ контроль в казенном учреждении – это действия в целях оценки качества исполнения именно бюджетных полномочий. Эти контрольные процедуры – часть каждого бюджетного полномочия КУ.

Начиная с 2020 года порядок осуществления внутреннего финансового контроля не регулируется специальными нормативными правовыми актами. Определить порядок осуществления ВФК с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий КУ нужно самостоятельно. Но если в вопросах, не связанных с исполнением бюджетных полномочий (например, использование имущества, списание ГСМ, работа с подотчетными лицами и т.д), казенное учреждение, так же, как и АУ/БУ может организовать внутренний контроль на свое усмотрение, то в части внутреннего ФИНАНСОВОГО контроля бюджетных полномочий "простор для творчества" все же ограничен положениями БК РФ и федеральными стандартами внутреннего финансового АУДИТА.

Внутренний финансовый аудит (ВФА)

Насколько качественно в казенном учреждении организован внутренний финансовый контроль, призван оценить внутренний финансовый АУДИТ. Поэтому Стандарты ВФА – основа для организации не только аудита, но и внутреннего финансового контроля.3. Внутренний финансовый аудит (ВФА)

На бюджетные и автономные учреждения обязанность по осуществлению внутреннего финансового аудита не распространяется, поскольку они, повторимся, не являются участниками бюджетного процесса. А вот добровольно организовать у себя ВФА бюджетные/ автономные учреждения вполне могут.

Максимум важной и полезной информации, ответы на множество вопросов по различным видам контроля – в специальной Памятке для специалиста по финконтролю и аудиту в бюджетной сфере. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Важно понимать, что ВФА – это не контроль одного уровня над другим. Это своеобразное продолжение, следующая ступень внутреннего финансового контроля. Задача ВФА – сделать внутренний финансовый контроль максимально эффективным. Для этого аудиторы казенного учреждения оценивают, как работает ВФК в учреждении, есть ли какие-то слабые места, насколько такая система ВФК обеспечивает качественное исполнение бюджетных полномочий, достоверность бюджетной отчетности, эффективность использования бюджетных средств. Информацию обо всем этом аудиторы должны представить руководителю учреждения вместе с предложениями по повышению качества ВФК.

ВЕДОМСТВЕННЫЙ контроль

Он как раз представляет собой схему межуровневого контроля. Это контроль органа-учредителя в отношении подведомственных учреждений – и казенных, и бюджетных, и автономных. Проверять, как учреждения расходуют выделеные им средства (ЛБО и субсидии), как используется закрепленное за ними имущество, каково состояние финансово-хозяйственной деятельности учреждений и т.д. учредителя обязывают положения:

  • Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"
  • Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и № 223-ФЗ о закупках;
  • нормативных актов, принятых на уровне публично-правовых образований.

Непосредственно ведомственные проверки проводят контрольно-ревизионные отделы органа-учредителя либо специальные органы/ управления, например, в структуре местной администрации. Порядок осуществления ведомственного контроля определяют нормативные акты самих ведомств.

Внутренний ГОСУДАРСТВЕННЫЙ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ финансовый контроль

Добавляя к уже знакомому нам понятию внутреннего финансового контроля слово "государственный" или "муниципальный", получаем финансовый надзор на уровне соответственно субъекта РФ или муниципального образования. На федеральном уровне внутренний государственный/ муниципальный контроль осуществляет Казначейство, а на региональном и местном – органы государственного/ муниципального финконтроля субъектов РФ и муниципальных образований, например, департамент финансово-бюджетного надзора. Эти контролирующие структуры созданы внутри системы органов власти, потому и контроль – внутренний.

Внутренний государственный/ муниципальный контроль – это прежде всего проверка законности расходования бюджетных средств и целевого их использования. Но это не значит, что в рамках внутреннего государственного/ муниципального финансового контроля проверяют только получателей бюджетных средств – казенные учреждения. Объектами этого вида контроля являются все типы учреждений.

Необходимость проведения такого контроля установлена п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса. С 1 июля 2020 года органы внутреннего государственного/ муниципального финансового контроля должны осуществлять проверочные мероприятия в соответствии с федеральными стандартами. Учреждения в своей деятельности этими стандартами не руководствуются. Однако же учреждения могут и должны знать о своих правах и обязанностях при проведении контрольных мероприятий – они прописаны в Стандарте. Как и порядок обжалования результатов проверки, действий или бездействия контрольного органа – по этим вопросам есть специальный Стандарт.

Поднимается еще на ступень выше. Здесь – ВНЕШНИЙ государственный/ муниципальный финансовый контроль. Почему внешний? Потому что его осуществляют органы, созданные вне системы органов власти, – Счетная палата на федеральном уровне и контрольно-счетные органы (КСП) – на уровне регионов и муниципальных образований.

ВНЕШНИЙ государственный/ муниципальный финансовый контроль

Такой вид контроля установлен п. 2 ст. 265 Бюджетного кодекса. В рамках внешнего контроля проверять могут любые учреждения. Например, при обязательной внешней проверке годового отчета ГРБСа могут быть выборочно проверены АУ и БУ – получатели целевых субсидий или средств МБТ, предоставленных ГРБСу и затем распределенных учреждениям.

Направления проведения контрольных мероприятий определяются исходя из общих задач, стоящих перед органами Федерального казначейства. Существуют современные методики проведения различных контрольных мероприятий. Однако развитие новых экономических и, в частности, бюджетных отношений в современной России, переход на казначейскую систему исполнения бюджета требуют изменения системы контрольных функций органов Федерального казначейства.

Если прежде контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществлялся после их расходования, то сейчас на этапах предварительного и текущего контроля проверяется соответствие расходов представленным документам, т.е. подтверждением надлежащей реализации договоров на поставку продукции, выполнением работ и услуг либо заключенных трудовых соглашений. Следовательно, акцент переносится на предотвращение нецелевого расходования средств бюджета.

В соответствии со статьей 267 Бюджетного кодекса РФ органы Федерального казначейства осуществляют предварительный и текущий контроль за:

. непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями средств федерального бюджета, распорядителями бюджетных средств между нижестоящими распорядителями бюджетных средств и получателями бюджетных средств над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;

2. непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями бюджетных средств над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;

. соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации, указанному в платежном документе, представленном в органы федерального казначейства получателями бюджетных средств;

. наличием у получателя бюджетных средств документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.

"В первую очередь, органы федерального казначейства обеспечивают контроль за прохождением средств федерального бюджета из центра в регионы. Территориальными органами ведутся предварительный и текущий контроль и учет поступления доходов и финансирования расходов федерального бюджета непосредственно. Так, предварительный контроль финансирования расходов осуществляется территориальными органами федерального казначейства в форме проверки соответствия сметных назначений соответствующим лимитам бюджетных обязательств. Текущий же контроль [на стадии финансирования расходов с лицевых счетов бюджетополучателей по платежным документам] осуществляется в форме проверок соответствующих документов, подтверждающих правомерность расходов в пределах сметных назначений" [17; 397].

Рис. 2. Схема исполнения бюджета через органы Казначейства

В то же время органы федерального казначейства осуществляют [совместно с другими финансовыми органами] сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов и представляют отчетные данные в высшие представительные и исполнительные органы государственной власти, что также, хотя и опосредованно, относится к государственному финансовому контролю.

"Еще одним направлением контрольной деятельности органов Казначейства является контрольная работа, объектами которой являются нижестоящие органы Федерального казначейства и которая ведется по двум направлениям:

· проверки финансово-хозяйственной деятельности органов Федерального казначейства - целевое использование средств федерального бюджета, выделенных на содержание отделения, постановка бухгалтерского учета, анализ контрольной работы, выполняемой отделением, эффективность работы отделов;

· проверки осуществления отделениями предварительного контроля при финансировании организаций и учреждений через лицевые счета казначейства, цель которых определить правильность и своевременность работы соответствующих отделов отделений со средствами федерального бюджета, выделенными бюджетополучателям" [23; 142].

Также необходимо отметить, что с переходом на казначейскую систему исполнения бюджета, ставшим одним из основных содержательных изменений в бюджетном процессе, появились и новые объекты контроля: ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, объемы финансирования, принятые бюджетные обязательства и т.д.




При рассмотрении вопросов казначейского контроля будет целесообразным обратить внимание на Концепцию функционирования единого счета федерального казначейства по учету доходов и средств федерального бюджета. Она предусматривает:

· централизацию доходов федерального бюджета на Едином казначейском счете [ЕКС];

· централизацию учета доходов бюджетов различных уровней на одном счете [открытом УФК], распределение их между разными уровнями бюджетов и осуществление расходов федерального бюджета на уровне УФК;

· ежедневное отражение в Главной книге Федерального казначейства операций по доходам и расходам федерального бюджета [произведенным на уровне УФК].

Все это в конечном итоге оптимизирует потоки движения доходов федерального бюджета. ЕКС же, функционирующий в рамках данной концепции, представляет собой счет федерального казначейства, на котором аккумулируются все денежные средства федерального бюджета и отражаются все операции органов государственной власти по исполнению федерального бюджета.

Концепция ЕКС не позволяет бюджетным учреждениям иметь счета в кредитных организациях, для них должны быть открыты лицевые счета в органах федерального казначейства.

Так как казначейство концентрирует на своих счетах информацию обо всех платежных операциях федерального бюджета, то именно оно и становится ответственным за оперативный контроль поступления и выделения бюджетных средств. При открытии лицевых счетов в органах федерального казначейства значительно сокращается число факторов нецелевого использования средств бюджета, т.к. в ходе совершения финансовых операций осуществляется предварительный и текущий казначейский контроль.

Важной частью контрольных функций органов Федерального казначейства является взаимодействие с различными контролирующими структурами - правоохранительными, налоговыми, финансовыми.

В целях обеспечения экономической безопасности, противодействия правонарушениям в экономической области организуется правоохранительное обеспечение государственного финансового контроля, в том числе через Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Каждая служба государственного контроля имеет свои строго определенные функции. Однако проведение контрольных мероприятий зачастую осуществляется специалистами Управления Федерального казначейства, прокуратуры, Федеральной налоговой службы, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Главного контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации. Кроме того, проводятся различные совещания с участием представителей этих органов, где вырабатываются решения по ряду вопросов, принимаются различного рода соглашения о совместных действиях в области надзора и контроля за соблюдением законодательства в кредитно-банковской сфере, целью которых является нормализация кредитно-банковских отношений, укрепление финансовой дисциплины, улучшение взаимодействия вышеназванных органов.

Меры воздействия к нарушителям бюджетной дисциплины применяются на основании Приказа Министерства финансов РФ от 26.12.2007 г. №162н "Об утверждении порядка сокращения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителем средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палатой РФ". Но в данном случае речь идет о не предотвращенных нарушениях на стадиях предварительного и текущего контроля, а выявленных в ходе последующего контроля.

Взаимодействие органов государственного финансового контроля и правоохранительных органов осуществляется на основе разграничения полномочий исходя из возложенных на них функций, включая вопросы планирования и информационного обмена. Актуальное значение имеет совместная работа по совершенствованию действующего законодательства в части предупреждения и пресечения экономических преступлений, определения меры ответственности, а также возмещения государству ущерба, нанесенного противоправными действиями. Надзор за соблюдением действующего законодательства Российской Федерации, включая законодательство в области государственного финансового контроля, осуществляет Прокуратура Российской Федерации.

Направления проведения контрольных мероприятий определяются исходя из общих задач, стоящих перед органами Федерального казначейства. Существуют современные методики проведения различных контрольных мероприятий. Однако развитие новых экономических и, в частности, бюджетных отношений в современной России, переход на казначейскую систему исполнения бюджета требуют изменения системы контрольных функций органов Федерального казначейства.

Если прежде контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществлялся после их расходования, то сейчас на этапах предварительного и текущего контроля проверяется соответствие расходов представленным документам, т.е. подтверждением надлежащей реализации договоров на поставку продукции, выполнением работ и услуг либо заключенных трудовых соглашений. Следовательно, акцент переносится на предотвращение нецелевого расходования средств бюджета.

В соответствии со статьей 267 Бюджетного кодекса РФ органы Федерального казначейства осуществляют предварительный и текущий контроль за:

. непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями средств федерального бюджета, распорядителями бюджетных средств между нижестоящими распорядителями бюджетных средств и получателями бюджетных средств над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;

2. непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями бюджетных средств над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;

. соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации, указанному в платежном документе, представленном в органы федерального казначейства получателями бюджетных средств;

. наличием у получателя бюджетных средств документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.

"В первую очередь, органы федерального казначейства обеспечивают контроль за прохождением средств федерального бюджета из центра в регионы. Территориальными органами ведутся предварительный и текущий контроль и учет поступления доходов и финансирования расходов федерального бюджета непосредственно. Так, предварительный контроль финансирования расходов осуществляется территориальными органами федерального казначейства в форме проверки соответствия сметных назначений соответствующим лимитам бюджетных обязательств. Текущий же контроль [на стадии финансирования расходов с лицевых счетов бюджетополучателей по платежным документам] осуществляется в форме проверок соответствующих документов, подтверждающих правомерность расходов в пределах сметных назначений" [17; 397].

Рис. 2. Схема исполнения бюджета через органы Казначейства

В то же время органы федерального казначейства осуществляют [совместно с другими финансовыми органами] сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов и представляют отчетные данные в высшие представительные и исполнительные органы государственной власти, что также, хотя и опосредованно, относится к государственному финансовому контролю.

"Еще одним направлением контрольной деятельности органов Казначейства является контрольная работа, объектами которой являются нижестоящие органы Федерального казначейства и которая ведется по двум направлениям:

· проверки финансово-хозяйственной деятельности органов Федерального казначейства - целевое использование средств федерального бюджета, выделенных на содержание отделения, постановка бухгалтерского учета, анализ контрольной работы, выполняемой отделением, эффективность работы отделов;

· проверки осуществления отделениями предварительного контроля при финансировании организаций и учреждений через лицевые счета казначейства, цель которых определить правильность и своевременность работы соответствующих отделов отделений со средствами федерального бюджета, выделенными бюджетополучателям" [23; 142].

Также необходимо отметить, что с переходом на казначейскую систему исполнения бюджета, ставшим одним из основных содержательных изменений в бюджетном процессе, появились и новые объекты контроля: ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, объемы финансирования, принятые бюджетные обязательства и т.д.

При рассмотрении вопросов казначейского контроля будет целесообразным обратить внимание на Концепцию функционирования единого счета федерального казначейства по учету доходов и средств федерального бюджета. Она предусматривает:

· централизацию доходов федерального бюджета на Едином казначейском счете [ЕКС];

· централизацию учета доходов бюджетов различных уровней на одном счете [открытом УФК], распределение их между разными уровнями бюджетов и осуществление расходов федерального бюджета на уровне УФК;

· ежедневное отражение в Главной книге Федерального казначейства операций по доходам и расходам федерального бюджета [произведенным на уровне УФК].

Все это в конечном итоге оптимизирует потоки движения доходов федерального бюджета. ЕКС же, функционирующий в рамках данной концепции, представляет собой счет федерального казначейства, на котором аккумулируются все денежные средства федерального бюджета и отражаются все операции органов государственной власти по исполнению федерального бюджета.

Концепция ЕКС не позволяет бюджетным учреждениям иметь счета в кредитных организациях, для них должны быть открыты лицевые счета в органах федерального казначейства.

Так как казначейство концентрирует на своих счетах информацию обо всех платежных операциях федерального бюджета, то именно оно и становится ответственным за оперативный контроль поступления и выделения бюджетных средств. При открытии лицевых счетов в органах федерального казначейства значительно сокращается число факторов нецелевого использования средств бюджета, т.к. в ходе совершения финансовых операций осуществляется предварительный и текущий казначейский контроль.

Важной частью контрольных функций органов Федерального казначейства является взаимодействие с различными контролирующими структурами - правоохранительными, налоговыми, финансовыми.

В целях обеспечения экономической безопасности, противодействия правонарушениям в экономической области организуется правоохранительное обеспечение государственного финансового контроля, в том числе через Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Каждая служба государственного контроля имеет свои строго определенные функции. Однако проведение контрольных мероприятий зачастую осуществляется специалистами Управления Федерального казначейства, прокуратуры, Федеральной налоговой службы, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Главного контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации. Кроме того, проводятся различные совещания с участием представителей этих органов, где вырабатываются решения по ряду вопросов, принимаются различного рода соглашения о совместных действиях в области надзора и контроля за соблюдением законодательства в кредитно-банковской сфере, целью которых является нормализация кредитно-банковских отношений, укрепление финансовой дисциплины, улучшение взаимодействия вышеназванных органов.

Меры воздействия к нарушителям бюджетной дисциплины применяются на основании Приказа Министерства финансов РФ от 26.12.2007 г. №162н "Об утверждении порядка сокращения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителем средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палатой РФ". Но в данном случае речь идет о не предотвращенных нарушениях на стадиях предварительного и текущего контроля, а выявленных в ходе последующего контроля.

Взаимодействие органов государственного финансового контроля и правоохранительных органов осуществляется на основе разграничения полномочий исходя из возложенных на них функций, включая вопросы планирования и информационного обмена. Актуальное значение имеет совместная работа по совершенствованию действующего законодательства в части предупреждения и пресечения экономических преступлений, определения меры ответственности, а также возмещения государству ущерба, нанесенного противоправными действиями. Надзор за соблюдением действующего законодательства Российской Федерации, включая законодательство в области государственного финансового контроля, осуществляет Прокуратура Российской Федерации.

Читайте также: