Финансовое стимулирование кратко это

Обновлено: 02.07.2024

Финансовые стимулы - экономические рычаги, действие которых связано с материальными интересами субъектов хозяйствования. При стимулировании качественной стороны финансы используют в общественном производстве в направлении обеспечения экономических интересов, стимулов.

  1. финансовые стимулы, которые позволяют обеспечить выбор наиболее эффективных направлений инвестирования ресурсов в общественное производство. В этой связи важно правильно разработать целевые программы и обеспечить их достаточными ресурсами (с помощью бюджета). При выборе основных направлений инвестирования средств большое внимание уделяется показателям финансоемкости и финансоотдачи. Они являются критериями для выработки целевых программ. При этом важным резервом роста финансовых ресурсов выступает улучшенная воспроизводственная структура финансовых ресурсов стоимости общественного продукта. Так как основным источником финансовых ресурсов является добавочный капитал (прибыль), то чем выше доля прибыли в стоимости общественного продукта, тем выше резервы роста финансовых ресурсов;
  2. использование специальных поощрительных фондов;
  3. финансовые стимулы, связанные с бюджетными методами интенсификации производства.

Бюджетные стимулы действуют в форме льгот по налогам, полного или частичного освобождения от отдельных налогов. Стимулирующий характер системы бюджетного финансирования состоит в поддержке • высокоэффективных или социально значимых проек-

Финансовое стимулирование (financial stimulation) — использование организационных форм финансовых отношений, финансовых стимулов, с помощью которых можно влиять на материальные интересы субъектов хозяйствования. Формы Ф.с.: эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов; поощрительные фонды; бюджетные стимулы; специальные финансовые льготы и санкции.

Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело . Л. И. Лопатников . 2003 .

Смотреть что такое "Финансовое стимулирование" в других словарях:

финансовое стимулирование — Использование организационных форм финансовых отношений, финансовых стимулов, с помощью которых можно влиять на материальные интересы субъектов хозяйствования. Формы Ф.с.: эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов; поощрительные… … Справочник технического переводчика

ФИНАНСОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ — стимулирование, осуществляемое при помощи таких экономических категорий, как финансы, цена, кредит, денежное довольствие и заработная плата. Наиболее эффективным его инструментом являются финансы, поскольку использование распределит. функции… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Ф — Фазовая траектория [phase trajectory] Фазовое пространство [phase space] Фазовое состояние системы [phase state of a system] Фазовые координаты [phase coordinates] … Экономико-математический словарь

Структурная безработица — STRUCTURAL UNEMPLOYMENT Долгосрочная безработица, вызванная кризисным состоянием отдельных отраслей промышленности и технологическими изменениями. Структурная безработица имеет место, когда меняющаяся структура спроса нарушает существующую… … Словарь-справочник по экономике

История Петербургского международного экономического форума — Инициатива проведения Петербургского экономического форума принадлежит Совету Федерации Федерального Собрания РФ и Межпарламентской ассамблее государств‑участников СНГ. В мае 1997 года идея была одобрена президентом РФ и главами государств… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) - цифры и факты — ХVI Петербургский международный экономический форум пройдет в Санкт Петербурге с 21 по 23 июня 2012 года. Инициатива проведения Петербургского экономического форума принадлежит Совету Федерации ФС РФ и Межпарламентской ассамблее… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Петербургский международный экономический форум: история — Президент России Дмитрий Медведев в Петербурге в пятницу примет участие в саммите СНГ, проведет ряд двусторонних встреч, а в субботу выступит на Петербургском международном экономическом форуме и встретится с крупнейшими бизнесменами. Инициатива… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Государственная программа — (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора

Банкротство — (Bankruptcy) Банкротство это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств Суть банкротства, его признаки и характеристика, законодательство о банкротстве, управление и пути предотвращения… … Энциклопедия инвестора

Финансовые стимулы - это инструменты воздействия на субъект управления, ориентированные на изменение его поведения в интересах объекта управления.

Финансовые механизмы стимулирования реализуются путем использования финансовых стимулов, предназначенных для наращивания эффективности хозяйственных процессов. Финансовыми стимулами являются:

  • кредит,
  • цены,
  • использование амортизации и прибыли на самофинансирование,
  • процентные ставки,
  • налоги,
  • премии,
  • дивиденды,
  • финансовые санкции.

Финансовые стимулы могут быть предназначены для воздействия как на трудовую деятельность отдельных работников с целью повышения их инициативы, творческой активности, производственной активности - так и на хозяйственные процессы в целом с целью максимизации дохода от вложенного капитала, увеличения чистой прибыли, уменьшения цены за использование заемного капитала.

Для того, чтобы разные части экономики функционировали согласованно, реализуются мероприятия по экономическому регулированию. Регулирование экономики предполагает изменение темпов роста её компонентов для того, чтобы перестроить производство под изменившиеся общественные потребности. В рыночной экономике регулирование осуществляется за счёт перераспределения финансовых ресурсов.

Важную роль в регулировании экономики играет саморегулирование, обеспечивающееся функционированием свободного рынка, в частности, финансового. Благодаря ему формируется возможность быстро и свободно перераспределять финансовые ресурсы между отраслями народного хозяйства.

Кроме саморегулирования, структуру общественного производства определяет государственное экономическое регулирование. Необходимость государственного регулирования связана с тем, что рынок не решает задачи по удовлетворению потребностей общества в целом. Среди таких задач можно отметить:

  • обеспечение масштабных структурных сдвигов,
  • поддержку социально значимых направлений развития экономики,
  • совершенствование и развитие объектов производственной и социальной инфраструктуры.

Готовые работы на аналогичную тему

Государственное вмешательство в экономику производится путем государственных инвестиций, функционирования государственных структур и проведения налоговой политики.

Финансовые стимулы потенциально способны вывести экономику из состояния кризиса, обеспечить устойчивыми и надежными источниками роста. Это связано с тем, что финансовые стимулы оказывают влияние на материальные интересы хозяйствующих субъектов.

Виды и особенности финансовых стимулов

Финансовые стимулы представляют собой экономические рычаги, связанные с воздействием на материальные интересы хозяйствующих субъектов. Финансовые стимулы можно разделить на следующие группы:

Финансовые стимулы, предназначенные для обеспечения выбора максимально эффективных направлений для осуществления инвестиций в общественное производство. Применяя такие стимулы, необходимо тщательно прорабатывать целевые программы и их ресурсное обеспечение. Важными показателями выбора направлений осуществления инвестиций являются финансоотдача и финансоемкость. Именно эти коэффициенты должны рассматриваться как критерии выработки целевых программ:

  • Под финансоёмкостью понимается количество финансовых ресурсов, которое необходимо на реализацию конкретной программы.
  • Под финансоотдачей понимается количество прибыли, которая будет получена на вкладываемые ресурсы.

Основная задача управления - повышение финансоотдачи и снижение финансоемкости в сфере общественного производства. При этом в качестве важного резерва роста должно рассматриваться улучшение воспроизводственный структуры. Поскольку прибыль - основной источник финансовых ресурсов, резервы роста финансовых ресурсов увеличиваются по мере роста доли прибыли в стоимости общественного продукта.

Финансовый механизм в системе финансового стимулирования

Под финансовым механизмом понимают совокупность форм организации финансовых отношений, позволяющую производить формирование и использование финансовых ресурсов.

Инструментами финансового механизма являются налоги и поступления неналогового характера. Выработка финансового механизма играет важную роль в реализации финансовой политики. В процессе реализации финансовой политики должны учитываться условия, в которых она проводится. Это позволяет реализовать разнообразные поставленные задачи в сферах:

  • социального обеспечения,
  • регулирования налогов,
  • научно-технического прогресса,
  • решения производственных проблем,
  • обеспечения целевых программ финансовыми ресурсами,
  • развития региональных хозяйств.

Финансовую политику невозможно реализовать без финансового механизма. В составе финансового механизма определяются виды, методы и формы организации финансовых отношений, а также способы их количественного измерения. Поскольку финансовые взаимосвязи отличаются разнообразием, существует множество форм и методов организации финансового механизма.

В рамках финансового механизма выделяются следующие компоненты с разным воздействием на сферу общественного производства:

  • механизмы мобилизации финансовых ресурсов,
  • механизмы предоставления финансовых ресурсов,
  • механизмы стимулирования общественного производства.

Хотя эти элементы функционируют самостоятельно, они представляют собой составные части комплексного финансового механизма. Между всеми компонентами должна достигаться согласованность.

За государством закрепляется право устанавливать способы организации финансовых отношений. Эти способы должны фиксироваться в нормативных актах, формируя тем самым финансовое право. Финансовая политика и финансовый механизм тесно связаны с нормами финансового права. Только при наличии закреплённых юридических норм возможно устанавливать во всей финансовой системе единые требования. Финансовое право - это важный инструмент разработки и реализации финансовой политики, оказывающий влияние на экономическую политику в целом.

Финансовые стимулы - это уровень заработной платы, доходов работников, пособий, премии, пенсии, стипендии, предоставление различных льгот, в том числе - налоговых льгот, налоговых каникул, списание налоговой задолженности. К стимулам относятся также поощрительные фонды, создаваемые из прибыли, бюджетное финансирование эффективных направлений развития национальной экономики, финансирования подготовки и переподготовки кадров.

При этом финансовые стимулы трудовых ресурсов изучают с целью установить, насколько эффективно используются финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении населения [1, с.146].

Стимулы влияют на поведение человека вне зависимости от форм экономической организации общества - социалистической, капиталистической или любой другой. Они чаще всего определяют, будет эффективным предприятие или нет.

При этом на разных уровнях контроля за персоналом различные виды стимулов являются более эффективными. Если говорить о стимулировании работников на отдельном предприятии, то наравне с финансовыми стимулами важную роль играют моральные.

Это объясняется тем, что эффективность труда при прочих равных условиях определяется личным отношением человека к труду, его трудовым поведением. В свою очередь трудовая поведение детерминировано влиянием многих факторов, которые действуют с разной силой и в разных направлениях.

Если же говорить о влиянии на трудовые ресурсы на государственном уровне, то наиболее распространенным и эффективным является финансовое стимулирование. При этом мы должны помнить, что сами по себе финансовые стимулы не могут реально повлиять на работника, если они не соответствуют его потребностям и желаниям.

В общем понимании мотивация - это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к выполнению определенных действий. Эти силы могут иметь как внешнее, так и внутреннее происхождение и заставлять человека сознательно или бессознательно делать те или иные поступки.

Мотивы, которые формируются под действием многих внешних и внутренних, субъективных и объективных факторов, начинают действовать под влиянием стимулов.

Трудовые ресурсы как объект управления представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, характеризующих населения, которое имеет необходимое физическое развитие, умственные способности и знания для работы в народном хозяйстве, его формирование, распределение и использование, которые находятся во взаимодействии с материальными и финансовыми ресурсами, и приводятся в движение и подвержены влиянию и упорядочение стороны субъектов управления различных уровней.

Богиня Д.П. и Грешнова О.А. определяет трудовые ресурсы, как часть населения страны, по своим физическим развитием, умственным способностям и знаниям способна работать в народном хозяйстве.

Трудовые ресурсы - население, занятой экономической деятельностью или способное трудиться, а также не работающее по тем или иным причинам.

К трудовым ресурсам относятся:

  • население трудоспособного возраста (за исключением неработающих лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях);
  • лица старше и младше трудоспособного возраста, занятые в экономике [2].

Всевозможные способы воздействия на трудовые ресурсы, в том числе и финансовые стимулы, играет важную роль в управлении трудовыми ресурсами.

Так роль управления использованием трудовых ресурсов определяется ростом значимости человеческого фактора в производстве, усилением зависимости результатов деятельности предприятий от качества, мотивации и характера использования рабочей силы. Задача управления трудовыми ресурсами, в частности, заключается в изучении качественных аспектов занятости, то есть соответствия физических, профессионально квалификационных способностей человека техническими характеристиками рабочего места и функций, что ею выполняются, изучения как моральных, так и финансовых стимулов.

При этом финансовые стимулы трудовых ресурсов также изучаются с целью установить, насколько эффективно используются финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении населения [1 , с.146].

Главной проблемой в управлении персоналом, трудовыми ресурсами является то, что потребности нельзя наблюдать или измерить, о них можно рассуждать только за поведением людей. Единственное, что мы можем сделать - это удовлетворить потребность наградой, дав человеку то, что она считает для себя ценным. Но в слово ”ценность“ разные люди вкладывают неодинаковый смысл, а потому и различаются и их оценки награждения.

Финансовые стимулы - это уровень заработной платы, доходов работников, пособий, премии, пенсии, стипендии, предоставление различных льгот, в том числе - налоговых льгот, налоговых каникул, списание налоговой задолженности. К стимулам относятся также поощрительные фонды, создаваемые из прибыли, бюджетное финансирование эффективных направлений развития национальной экономики, финансирования подготовки и переподготовки кадров.

Финансовые стимулы трудовых ресурсов помогают установить, насколько эффективно используются финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении населения, что от эффективности использования трудовых ресурсов зависят темпы роста населения, увеличение заработной платы.

Численность населения Республики Беларусь на 1 июля 2014г. составила 9469,2 тыс. человек. Естественная убыль населения в I полугодии 2014г. по сравнению с соответствующим периодом2013г.уменьшилась на 51,7% и составила 4180 человек. Миграционный прирост в I полугодии 2014г. составил 5189 человек, (в 1 полугодии 2013 г. - 4606 человек).

Причины миграции рабочей силы были различными, как экономического, так и неэкономического характера. К причинам неэкономического типа относятся: политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др. Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы. Этому же способствуют увеличение в последние годы размеров вывозимого капитала, создание разветвленной сети филиалов крупных фирм за рубежом, так как вслед за капиталом в эти страны устремляются и желающие получить работу.

Спрос на рабочую силу, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снизился. На 01.05.2015 в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 25,8 тыс. вакансий, что составило 48,2 процента к уровню 2014 года. При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 59,5 процента от общего количества, заявленных нанимателями вакансий (74,8 процента в 2014 году).

Особенности заработной платы и финансов обуславливают необходимость их комплексного использования. Воздействуя на уровень и структуру потребления населения через систему финансовых методов, государство оказывает регулирующее влияние на уровень его доходов. Номинальная начисленная средняя заработная плата рабочих и служащих Республики Беларусь в 2014 г. составила 6 854239 руб., в 2013 г. - 5901232 руб.

Эффективность работы трудовых ресурсов определяется через производство валового внутреннего продукта (ВВП), которое зависит не только от характеристик трудовых ресурсов, но и от характеристик основных производственных фондов. На сегодняшний день Республика Беларусь опережает Украину по показателю ВВП на душу населения. Объем ВВП заIквартал 2014 г. составил 155,7 трлн. руб. и увеличился по сравнению с I кварталом 2013 г. в сопоставимых ценах на 0,7%.

Трудовые ресурсы, действуя, как микросистема внутри экономической системы государства, сопоставляет множество собственных, индивидуальных решений с насущными потребностями. При таких условиях особенно важным является анализ воздействия финансовых стимулов на уровень жизни трудовых ресурсов.

1. Мартынова Т.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие/ Изд-во Советская Кубань, 2009. – 161 с.

2. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Н. Шимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 751 с.

3. Сай И.А. Особенности формирования трудовых ресурсов в экономике // Экономика и государство . - 2008 . - № 2 . - С. 103-104

4. Жуковский М.О.Трудови ресурсы как составная конкурентоспособности предприятия / / Экономист . - 2007 . - № 2 . - С. 54-59

Финансовые стимулы - это уровень заработной платы, доходов работников, пособий, премии, пенсии, стипендии, предоставление различных льгот, в том числе - налоговых льгот, налоговых каникул, списание налоговой задолженности. К стимулам относятся также поощрительные фонды, создаваемые из прибыли, бюджетное финансирование эффективных направлений развития национальной экономики, финансирования подготовки и переподготовки кадров.

При этом финансовые стимулы трудовых ресурсов изучают с целью установить, насколько эффективно используются финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении населения [1, с.146].

Стимулы влияют на поведение человека вне зависимости от форм экономической организации общества - социалистической, капиталистической или любой другой. Они чаще всего определяют, будет эффективным предприятие или нет.

При этом на разных уровнях контроля за персоналом различные виды стимулов являются более эффективными. Если говорить о стимулировании работников на отдельном предприятии, то наравне с финансовыми стимулами важную роль играют моральные.

Это объясняется тем, что эффективность труда при прочих равных условиях определяется личным отношением человека к труду, его трудовым поведением. В свою очередь трудовая поведение детерминировано влиянием многих факторов, которые действуют с разной силой и в разных направлениях.

Если же говорить о влиянии на трудовые ресурсы на государственном уровне, то наиболее распространенным и эффективным является финансовое стимулирование. При этом мы должны помнить, что сами по себе финансовые стимулы не могут реально повлиять на работника, если они не соответствуют его потребностям и желаниям.

В общем понимании мотивация - это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к выполнению определенных действий. Эти силы могут иметь как внешнее, так и внутреннее происхождение и заставлять человека сознательно или бессознательно делать те или иные поступки.

Мотивы, которые формируются под действием многих внешних и внутренних, субъективных и объективных факторов, начинают действовать под влиянием стимулов.

Трудовые ресурсы как объект управления представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, характеризующих населения, которое имеет необходимое физическое развитие, умственные способности и знания для работы в народном хозяйстве, его формирование, распределение и использование, которые находятся во взаимодействии с материальными и финансовыми ресурсами, и приводятся в движение и подвержены влиянию и упорядочение стороны субъектов управления различных уровней.

Богиня Д.П. и Грешнова О.А. определяет трудовые ресурсы, как часть населения страны, по своим физическим развитием, умственным способностям и знаниям способна работать в народном хозяйстве.

Трудовые ресурсы - население, занятой экономической деятельностью или способное трудиться, а также не работающее по тем или иным причинам.

К трудовым ресурсам относятся:

  • население трудоспособного возраста (за исключением неработающих лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях);
  • лица старше и младше трудоспособного возраста, занятые в экономике [2].

Всевозможные способы воздействия на трудовые ресурсы, в том числе и финансовые стимулы, играет важную роль в управлении трудовыми ресурсами.

Так роль управления использованием трудовых ресурсов определяется ростом значимости человеческого фактора в производстве, усилением зависимости результатов деятельности предприятий от качества, мотивации и характера использования рабочей силы. Задача управления трудовыми ресурсами, в частности, заключается в изучении качественных аспектов занятости, то есть соответствия физических, профессионально квалификационных способностей человека техническими характеристиками рабочего места и функций, что ею выполняются, изучения как моральных, так и финансовых стимулов.

При этом финансовые стимулы трудовых ресурсов также изучаются с целью установить, насколько эффективно используются финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении населения [1 , с.146].

Главной проблемой в управлении персоналом, трудовыми ресурсами является то, что потребности нельзя наблюдать или измерить, о них можно рассуждать только за поведением людей. Единственное, что мы можем сделать - это удовлетворить потребность наградой, дав человеку то, что она считает для себя ценным. Но в слово ”ценность“ разные люди вкладывают неодинаковый смысл, а потому и различаются и их оценки награждения.

Финансовые стимулы - это уровень заработной платы, доходов работников, пособий, премии, пенсии, стипендии, предоставление различных льгот, в том числе - налоговых льгот, налоговых каникул, списание налоговой задолженности. К стимулам относятся также поощрительные фонды, создаваемые из прибыли, бюджетное финансирование эффективных направлений развития национальной экономики, финансирования подготовки и переподготовки кадров.

Финансовые стимулы трудовых ресурсов помогают установить, насколько эффективно используются финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении населения, что от эффективности использования трудовых ресурсов зависят темпы роста населения, увеличение заработной платы.

Численность населения Республики Беларусь на 1 июля 2014г. составила 9469,2 тыс. человек. Естественная убыль населения в I полугодии 2014г. по сравнению с соответствующим периодом2013г.уменьшилась на 51,7% и составила 4180 человек. Миграционный прирост в I полугодии 2014г. составил 5189 человек, (в 1 полугодии 2013 г. - 4606 человек).

Причины миграции рабочей силы были различными, как экономического, так и неэкономического характера. К причинам неэкономического типа относятся: политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др. Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы. Этому же способствуют увеличение в последние годы размеров вывозимого капитала, создание разветвленной сети филиалов крупных фирм за рубежом, так как вслед за капиталом в эти страны устремляются и желающие получить работу.

Спрос на рабочую силу, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снизился. На 01.05.2015 в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 25,8 тыс. вакансий, что составило 48,2 процента к уровню 2014 года. При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 59,5 процента от общего количества, заявленных нанимателями вакансий (74,8 процента в 2014 году).

Особенности заработной платы и финансов обуславливают необходимость их комплексного использования. Воздействуя на уровень и структуру потребления населения через систему финансовых методов, государство оказывает регулирующее влияние на уровень его доходов. Номинальная начисленная средняя заработная плата рабочих и служащих Республики Беларусь в 2014 г. составила 6 854239 руб., в 2013 г. - 5901232 руб.

Эффективность работы трудовых ресурсов определяется через производство валового внутреннего продукта (ВВП), которое зависит не только от характеристик трудовых ресурсов, но и от характеристик основных производственных фондов. На сегодняшний день Республика Беларусь опережает Украину по показателю ВВП на душу населения. Объем ВВП заIквартал 2014 г. составил 155,7 трлн. руб. и увеличился по сравнению с I кварталом 2013 г. в сопоставимых ценах на 0,7%.

Трудовые ресурсы, действуя, как микросистема внутри экономической системы государства, сопоставляет множество собственных, индивидуальных решений с насущными потребностями. При таких условиях особенно важным является анализ воздействия финансовых стимулов на уровень жизни трудовых ресурсов.

1. Мартынова Т.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие/ Изд-во Советская Кубань, 2009. – 161 с.

2. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Н. Шимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 751 с.

3. Сай И.А. Особенности формирования трудовых ресурсов в экономике // Экономика и государство . - 2008 . - № 2 . - С. 103-104

4. Жуковский М.О.Трудови ресурсы как составная конкурентоспособности предприятия / / Экономист . - 2007 . - № 2 . - С. 54-59

Читайте также: