Философский смысл проблемы бытия материальное бытие и его атрибуты кратко
Обновлено: 04.07.2024
Дополнительные готовые рефераты на темы:
Введение
Мир-бытие и человек-бытие взаимосвязаны, и эта взаимосвязь мира-бытия и человека-бытия реализуется именно в мысли, которая тем самым приобретает статус самостоятельной реальности, посредничающей как бы между миром и человеком, но в то же время тесно связанной с глубинами человеческого существования.
Бытие — философская категория, устанавливающая существование и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом).
Понятие бытия в философии
Бытие — философская категория, обозначающая реальность, которая существует объективно, независимо от человеческого сознания, воли и эмоций, философская категория, обозначающая бытие как оно мыслится. Бытие, в самом широком смысле этого слова, относится к наиболее общей концепции существования, бытия в целом. Бытие — это все, что есть, — все видимое и невидимое.
Учение о бытии — онтология — является одной из центральных проблем философии.
Проблема бытия возникает, когда такие универсальные, кажущиеся естественными предпосылки подвергаются сомнению и рассмотрению. И причин для этого более чем достаточно. Ведь окружающий мир, природный и социальный, время от времени ставит перед человеком и человечеством сложные вопросы, заставляет задуматься над привычными данными реальной жизни, которые не были решены ранее. Подобно шекспировскому Гамлету, люди чаще всего обращаются к вопросу существования и несуществования, когда чувствуют, что узы времени разорваны…..
Занимаясь проблемой существования, философия уклоняется от факта существования мира и всего, что существует в мире, но ее первым постулатом становится не сам этот факт, а его значение.
Второй аспект проблемы бытия определяется тем, что для природы, общества, человека, его мыслей, идей есть нечто общее, а именно то, что перечисленные объекты реально существуют. Своим существованием они образуют целостное единство бесконечного, неизменного мира. Мир как неизменное целостное единство находится вне и в некотором смысле независимо от человека. Бытие является предпосылкой единства мира.
В качестве третьего аспекта проблемы бытия можно утверждать, что мир — это реальность, которая, поскольку она существует, имеет внутреннюю логику существования и развития. Эта логика предшествует, так сказать, существованию человека и его сознания, и для эффективной человеческой деятельности необходимо изучать эту логику, исследовать законы бытия.
Бытие делится на два мира: мир физических вещей, процессов, материальной реальности, и мир идеального, мир сознания, внутренний мир человека, его психические состояния.
Эти два мира имеют разные способы существования. Физический, материальный, природный мир существует объективно, независимо от воли и сознания человека. Ментальный мир — мир человеческого сознания — существует субъективно, так как зависит от воли и желания людей, отдельных личностей. Вопрос о том, как эти два мира соотносятся друг с другом, является фундаментальным вопросом философии. Сочетание этих двух основных форм бытия позволяет нам выработать еще несколько разновидностей бытия.
Основные формы бытия и их взаимосвязь
В философской литературе различают природное и социальное бытие, актуальное и потенциальное бытие. Классификация различных модификаций существования может быть сделана по разным причинам. Способы бытия включают объективную и субъективную реальность. Объективная реальность — все, что существует вне нас и нашего сознания. Субъективная реальность — психический мир человека, все, что относится к мыслям, чувствам, ощущениям, восприятиям. Объективная реальность является предметом отражения субъективного, в свою очередь, содержание субъективного становится объективным в реальных действиях людей. С появлением компьютерных устройств формируется новый тип бытия, виртуальное бытие, которое сегодня исследуют не только технические науки, но и философия. Все эти виды бытия разворачиваются на разных уровнях: актуальном и потенциальном.
Реальное бытие — это все наличное бытие, существующее в данном пространственно-временном континууме. В то же время, помимо актуального бытия, существует и потенциальное бытие, которое понимается как возможные разновидности дальнейшей актуализации бытия.
Выделяются такие формы бытия, как природное и социальное бытие. Социальное бытие имеет свои особенности, поскольку разворачивается в социальном пространстве и времени, реализуется в деятельности людей, характеризуется многомерностью, изменчивостью, единством объективного и субъективного.
Таким образом, можно выделить такие аспекты бытия, как бытие вещей (тел), процессов, в которых происходит бытие предметов, процессов, состояний естественной природы и бытие вещей и процессов, созданных людьми.
Сущность человека включает в себя как взаимодействие с другими людьми, так и взаимодействие с вещами. Но доминирующим аспектом по отношению к человеку является его собственная субъективность, его способность к рефлексии, его выбор действий и оценок, его уникальная и неповторимая природа. Человеческая субъективность включает в себя бытие духовного (идеального), которое делится на персонифицированное духовное, свойственное индивиду, и объективированное (внеиндивидуальное) духовное.
В отличие от природного, бытие социального включает в себя индивидуальное бытие, то есть существование человека в обществе и в процессе истории и социального бытия.
Таким образом, категория бытия объединяет основные идеи, которые выделяются в последовательном понимании вопроса о существовании мира, признании его бытия, единства природного и социального, актуального и потенциального, материального и идеального бытия.
Бытие и материя. Эволюция представлений о материи
Проблема бытия неотделима от решения основного вопроса философии и выбора монистической позиции: Идеализм или материализм. Поэтому категория материи играет очень важную роль в философии и науке. В анализе материи как философской категории можно выделить два основных подхода: субстанционально-субстанциональный и атрибутивный.
Было также понимание материи как субстанции, что особенно характерно для философии Б. Спиноза. Субстанция — это не мир, который окружает человека, а то, что стоит за этим миром и устанавливает его существование. Субстанция обладает такими свойствами, как протяженность и мышление. Однако оставалось неясным, как единая, вечная, неизменная субстанция связана с миром изменяющихся вещей.
Понимание материи как объективной реальности, существующей независимо от человека и не тождественной совокупности его ощущений, помогло преодолеть созерцательный характер предшествующей философии. Это было вызвано анализом роли практики в процессе познания, которая позволяла выделять новые объекты и их свойства, содержащиеся в объективной реальности на данном этапе исторического развития.
Особенностью такого понимания материи является то, что материальными признаются не только физические объекты, но и свойства и отношения этих объектов. Стоимость материальна, потому что она представляет собой количество общественно необходимого труда, затраченного на производство продукта. Признание материальности производственных отношений послужило основой для материалистического понимания истории и изучения объективных законов функционирования и развития общества.
Атрибуты материи: движение, пространство, время
В истории философии проблема соотношения материи и движения была предметом жарких дискуссий и споров, неоднократно предпринимались попытки отделить движение от материи или материю от движения. Оба пути неизбежно вели к идеализму.
Последовательный идеализм сводит движение вещей к движению божественных или человеческих мыслей, восприятий, ощущений. Итак, если, подобно Гегелю, мы рассматриваем мир как воплощение абсолютной Идеи, то движение мира оказывается движением этой Идеи, процессом мышления, происходящим где-то за пределами человеческой головы во вселенском масштабе.
Впоследствии количество этих критериев было значительно увеличено. Было доказано, что все формы движения материи качественно отличаются друг от друга. Они отличаются, во-первых, определенным материальным носителем (атом, молекула, белок), во-вторых, характером взаимодействия (притяжение и отталкивание, массоперенос), в-третьих, принципом отражения (механический, биологический, социальный), в-четвертых, наличием науки, изучающей соответствующую форму движения материи. Признано, что более сложные формы движения материи развиваются из простых и сливаются друг с другом.
Диалектико-материалистическое учение о материи разоблачает заблуждения как механистов, сводивших высшие формы материи-движения к низшим (например, социальное к биологическому), так и виталистов, отрицавших связь между ними.
Пространственно-временная организация мира
Представители материального направления считали пространство и время независимыми от материи, а сознание — особыми сущностями. Например, у Аристотеля космос ограничен сферой неподвижных звезд, за ними — божественное небо, неподвижное, вечное, пребывающее вне времени и пространства и приводящее все в движение. Для древнегреческих атомистов Демокрита и Эпикура пространство представлялось неким вместилищем для атомов и отождествлялось с пустотой. Оно воспринималось как абсолютное, однородное и неподвижное, а время — как равномерно текущее. Эти идеи, разделяющие материю, движение, пространство и время на независимые субстанции, были затем развиты в классической механике Ньютона и широко использовались до перехода науки на неклассическую стадию. С появлением теории относительности А. Эйнштейна взаимосвязь между материей, пространством, временем и движением стала общепризнанной. Пространство и время — это формы существования материи, а движение — способ ее существования.
Представители второго, реляционного направления понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как особые отношения между объектами и процессами существующего мира. Вне этих отношений пространство и время не существуют. Эту точку зрения поддерживал Г. Лейбниц, а также К. Маркс и Ф. Энгельс.
Другое направление изучения пространства и времени — выяснение характера их существования, то есть, имеют ли они объективный характер или возникают из свойств нашего сознания и являются субъективными по своей природе. В связи с этим, в определенной степени, можно говорить о материалистическом и идеалистическом понимании.
Идеалистические взгляды на пространство и время связаны с отрицанием их объективной природы и признанием их зависимости от различных форм сознания, которые так или иначе выступают причиной их существования. Например, представители субъективного идеализма (Беркли, Юм, Мах) рассматривают пространство и время как формы индивидуального сознания. Для Юма они существуют только в восприятии, а для Канта они предстают как априорные, данные до опыта, формы чувственного восприятия.
Объективные идеалисты, исходя из догмы о сотворении мира духовной силой, также считают, что пространство и время являются творениями Бога. В философии Гегеля пространство появляется только на определенном этапе развития абсолютной Идеи, когда она переходит в свою инаковость, когда она порождает природу. Материалисты считают, что пространство и время — это объективные и универсальные формы существования материи. Внутри материализма, однако, следует различать взгляды метафизического и диалектического материализма. Ряд философов-материалистов и естествоиспытателей (Демокрит, Ньютон), признававших объективное существование пространства и времени, считали, что они существуют сами по себе, независимо от материи.
Абсолютное пространство и абсолютное время, согласно Ньютону, существуют не только независимо от материальных процессов, но и независимо друг от друга.
Заключение
Из всего этого можно сделать следующие выводы: Проблема бытия в современных условиях не только не теряет своей значимости, но и приобретает новые аспекты. Если первоначально сущность изучается с позиции поиска метафизических основ мироздания, то в процессе развития философского знания раскрывается идеологический, гносеологический и методологический смысл онтологических проблем.
С позиции мировоззренческой значимости эта проблема является водоразделом между материализмом и идеализмом, монизмом и дуализмом. С позиции гносеологического смысла — это демаркационная линия между объективностью и субъективностью. С точки зрения методологического смысла — основа для пересмотра содержательных аспектов таких базовых категорий философии, как пространство, время, формы движения материи. На наш взгляд, эти процессы обусловлены тем, что смена мировоззренческой парадигмы и переход к новому научному мировоззрению, формирование нового типа рациональности влечет за собой трансформацию подходов к пониманию фундаментальных проблем бытия. В историческом развитии философские концепции человеческого существования и мира прошли путь от космоцентризма, теоцентризма и антропоцентризма. Но сегодня для интерпретации проблемы бытия как мира, так и человека утверждается новый синергетический подход, основанный на идеях коэволюции и глобального эволюционизма.
Признание универсальности и уникальности человека недостаточно в мировоззренческом плане, если оно не дополняется признанием универсальности и уникальности окружающей среды и искусственно созданного информационного пространства как форм реализации бытия.
Список литературы
Образовательный сайт для студентов и школьников
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Раздел философского знания, аккумулирующий в себе учение о бытии, называется онтологией. Современная философия испытывает особый интерес к загадке человеческого бытия.
Проблема бытия по-разному трактуется в философских концепциях монизма (начало бытия идеальное или матер-е), дуализма (матер-е и идеал-е) и плюрализма (множество независимых видов бытия).
В современный понятийный аппарат онтологии активно вводится категория виртуальное бытие как следствие развития информационных технологий.
. Бытие – это философское понятие, обозначающее многообразие реальности, существующих материальных и идеальных объектов. Бытие – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно вне и независимо от сознания человека; кот-я фиксирует существующие и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом).
Выделяют два основных вида бытия – материальное и духовное (идеальное). К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории. Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах:
1)Бытие вещей и процессов . В свою очередь также может быть представлено в двух формах:
а)бытие вещей и состояний природы, кот. большинство людей воспринимают как объективную реальность, кот. сущ-ла до них и от них не зависит. Это взгляд с позиции материализма.
б)Идеалистич. позиция. Бытие природы, цивилизации. Это бытие двойственно, т.к. с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой- в них вложена сознание и душа человека.
2)Бытие человека.
а)бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы,как вещь);
б)специфич. человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум).
3)Бытие духовного, идеального.
а) индивидуальное духовное (сознание индивида)..
б) объективно-существующее духовное - то, что материализовано в культуре.
4)Бытие социальное.
а) бытие человека; б) бытие человека в обществе.
Небытие - это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Форма проявления бытия - нечто, форма проявления небытия - ничто. Наиболее фундаментальная философская проблема - это проблема отношения бытия и небытия.
В связи с тем, что философы по-разному решали фундаментальную философскую проблему, этот факт позволил сегодня говорить о двух основных философских парадигмах - философии бытия и философии небытия.
Объективная реальность понимается как то, что существует вне сознания субъекта. Субъективная реальность существует лишь постольку, поскольку существует человек, и является продуктом его психики. В материалистической Ф субъективная реальность трактуется как вторичная по отношению к объективно-материальной реальности.
Реальность в науке : 1)исследуемый фрагмент реальности; 2)эксперимет-я реал-ть; 3) реал-ть теор-х конструкций; 4) потенциальная реальность, которая сохраняет свои параметры в незав-ти от простр-ва-времени; 5) актуальная реал-ть, основное качество зависит от простр-ва-времени
Виртуальная. Отсюда можно выделить и два типа виртуальной реальности: гратуал и ингратуал. Гратуал характеризуется повышенной энергетичностью. Реальность такого типа способствует свободе поведения, раскрепощенности, творческому полету. Все как бы получается само собой в таком типе реальности. Ингратуал же, напротив, характеризуется как энергетическая яма, попадание в которую приводит к творческому спаду.
1.Категория бытия, ее смысл, место в системе философских категорий.
2.Формирование научно-философского понятия материи.
3.Проблема сознания в философии.
1 вопрос. Категория БЫТИЯ, ее смысл, место в системе философских категорий.
Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется ОНТОЛОГИЕЙ, а сама проблема бытия – одна из главных в философии.
1. Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир. Окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть.
2. Субъективная реальность – это мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека.
3. Окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе.
4. Материя и дух – единые. Но в тоже время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.
Данные положения (признаки) обобщаются понятием "субстанции".
СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, иначе это самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, БЫТИЕ – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Основными ФОРМАМИ БЫТИЯ являются:
1. Материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира.
2. Идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия.
3. Человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире.
4. Социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.
Категорией, противоположной бытию, является НЕБЫТИЕ – полное отсутствие чего либо, абсолютное ничто.
Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему Например, люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.
2 вопрос. Формирование научно-философского понятия МАТЕРИИ.
Категория "МАТЕРИЯ" введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует несколько определений этой философской категории, но в качестве базовой можно рекомендовать следующую: МАТЕРИЯ – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.
ЭЛЕМЕНТАМИ СТРУКТУРЫ "МАТЕРИЯ", каждый из которых имеет несколько уровней, являются:
1. Неживая природа.
2. Живая природа.
3. Социум (общество).
Характерными ЧЕРТАМИ МАТЕРИИ являются:
1. Наличие движения. ДВИЖЕНИЕ – неотъемлемое свойство материи.
Выделяются:
а) Механическое движение.
б) Физическое движение.
в) Химическое движение.
г) Биологическое движение.
д) Социальное движение.
2. САМООРГАНИЗАЦИЯ. Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Учение о самоорганизации материи получило название СИНЕРГЕТИКИ.
3. МАТЕРИЯ имеет расположение во времени и пространстве.
ВРЕМЯ – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений ( смены состояний ) данных объектов в процессе из развития.
ПРОСТРАНСТВО – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.
4. Способность к ОТРАЖЕНИЮ является всеобщим свойством материи, заключающимся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. ОТРАЖЕНИЕ – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем.
Отражение бывает:
а) Физическим.
б) Химическим.
в) Механическим.
3 вопрос. Проблема СОЗНАНИЯ в философии.
Высшим уровнем (видом) отражения является СОЗНАНИЕ. Согласно материалистической концепции СОЗНАНИЕ – это способность высокоорганизованной материи отражать материю.
СОЗНАНИЕ, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях
Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:
1. Сознание существует.
2. Оно имеет особую - идеальную природу (сущность) – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.
Философия изучает две основные ФОРМЫ СОЗНАНИЯ:
1. Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие.
2.Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании. Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании.
Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.
В целом в философии существует НЕСКОЛЬКО ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ:
1. ФИЗИКАЛИЗМ - крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.
2. СОЛИПСИЗМ – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.).
Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:
объективный идеализм и умеренный материализм.
- Понятие "бытие" – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том, что мир существует и что в нем находятся люди, вещи, состояния, процессы. Бытие – это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие – это все то, что существует.
- Понятие "материя", отражая предельно общие свойства объективного мира, является субстанцией. Не существует материя вообще, как не существует вообще человека, предмета, цвета вообще. Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, она есть причина самой себя. Все эти свойства неотделимы от материи и поэтому называются атрибутами. Движение, пространство, время - это атрибуты материи.
- Сознание - высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.
Благодарю.
Ноумен - это не "реальное", а "умопостигаемое".
С "материей" тоже не так всё просто. Известное у Ленина начинается со слов "философская категория". А затем, после ОР, следует интересная фраза "данная в ощущениях".
Если разворачивать от этого центрального пункта, то приходим к триаде: сравнение двух порождает третье. Здесь "сравнение" необходимое "действие" для порождения материи.
Отсюда интересный вывод: материя - уровень движения субстанции. На этом уровне движения субстанции мы и существуем, способом рефлексии сравнения.
"- Понятие "бытие" – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том"
Убеждённость человека связана с устойчивостью рефлексии, которая есть в циклах бытия. Устойчивость повторения циклов "индицируется" ВЕРОЙ, от которой родится "уверенность" в повторении будущего цикла.
Спасибо. Надеюсь ещё прочитать Ваши исторические заметки.
Спасибо.
Горизонты философского восприятия и осмысления безграничны.
Это доказал ещё Диоген "из бочки".
Я бы согласился с Вами.
Но для объёма головы внешний мир великоват, потому его безграничность кажущаяся. Даже для бочки, которая заведомо больше головы.
Две трети жизни человек борется за жизнь для себя, и для других. Последнюю треть осмысляет прожитое, если успевает. А то так по инерции и продолжает бороться.
Философия имеет дело с формами вещей, а не самими вещами. Человек наполняет формы своим внутренним отношением, выстраивая схемы действия окружающего, а потому и познаёт его адекватно формам. На схемы ёмкости мозга хватает. Если бы нас учили этим схемам в школе, то к концу жизни мы бы уже примерно знали о жизни всё.
Но тогда жить было бы не интересно.
С каждым рожденьем происходит новизна в рождающемся. Но для мира эта новизна запланированная, предопределённая. А потому называем её "кажущейся новизной".
Вопрос о "новизне реальной")))
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Бытие – центральное понятие онтологии, философского учения, которое изучает всё сущее. В философской традиции, понятие бытие принято понимать как обозначение материальной действительности. В античной философии впервые был поставлен вопрос о бытии, и тогда же была заложена исторически первая традиция понимания категории бытия, а именно материалистическая.
Философская мысль современности пытается уйти в сторону от спора о первичности материи или сознания, раскрывая бытие как некое содержание, данность, которые нужно познать и постичь. В этом кроется ключевое отличие философской мысли от естественнонаучной. Философия ищет бытие специфическим методом, разные школы предлагают различные пути его постижения. Но все философские школы объединяет одно – попытка познать сущность бытия в своей уникальной специфике.
В философии, как специфической системе знаний, принято выделять четыре различающихся, но в то же время взаимосвязанных основных форм бытия:
- Бытие вещей. Включает в себя бытие вещей и процессов природы естественной природы и природы искусственной, созданной человеком.
- Бытие человека. Это бытие заключено как в мире вещей, так и в собственно человеческом бытии.
- Духовное бытие. Это бытие разделяется на индивидуализированное духовное бытие и внеиндивидуальное духовное бытие. Индивидуализированное духовное – это процессы в структурах сознания и бессознания отдельного человека, индивида. Внеиндивидуальное духовное – процессы в мире человеческой культуры.
- Социальное бытие. Данное бытие делится на индивидуальное бытие и бытие общества. Индивидуальное бытие – это бытие отдельной личности в социуме и в процессе истории. Бытие общества – это бытие крупного социального образования, как сложного организма.
Основные атрибуты бытия
В философской традиции принято выделить несколько основных атрибутов бытия:
- Материя;
- Движение;
- Пространство;
- Время.
Понимание сущности атрибутов бытия помогает понять структуру и природу бытия, его характерные признаки.
Пространство представляет из себя всеобщую, объективную форму, в которой материя существует, организуется и изменяется. Среди характерных признаков пространства имеет смысл назвать характеристики разнообразных материальных систем: симметрия и асимметрия, их форма и размеры, границы между элементами мира.
Время, как и пространство – это всеобщая, объективная форма существования материи. Только время выражает материю в других характеристиках, таких как длительность процессов бытия, последовательность сменяющих друг друга состояний материальных объектов. Время характеризуется прежде всего тем, что оно в одно и то же время асимметрично и необратимо. Однако, современная физика доказала, что время очень тесно связанно с пространством, что оно зависит, к примеру, от скорости движения, от мощности гравитации и т.д. Пространство и время совершенно по разному себя проявляют в разнообразных формах движения.
Осмысление бытия через понятия материи и движения
Не менее важную роль в познании и постижении бытия, играет понятие движения. В наиболее общем виде диалектический материализм объясняет многообразие форм вещественного мира в их материальном единстве, признав, что одним из главных атрибутов материи является движение. Под движением понимается любое изменение, как количественное, так и качественное. Философы заявляют, что только признав, что движение – это один из ключевых атрибутов материи, можно объяснить многообразие вещественного мира в его материальном единстве.
Подводя итог, нужно отметить, что в науке различные картины мира характеризуют отдельные, конкретные аспекты бытия. Но в философии существуют некоторые общие свойства и закономерности, или атрибуты, которые проявляются на всех структурных уровнях бытия. Среди этих атрибутов нужно отметить: движение, пространство, время, связь, системность, бесконечность, и т.д. Таким образом, именно атрибуты бытия помогают постичь и познать его структуру, сущностные характеристики и закономерности.
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".
Читайте также: