Философский смысл проблемы бытия материальное бытие и его атрибуты кратко

Обновлено: 04.07.2024

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

Мир-бытие и человек-бытие взаимосвязаны, и эта взаимосвязь мира-бытия и человека-бытия реализуется именно в мысли, которая тем самым приобретает статус самостоятельной реальности, посредничающей как бы между миром и человеком, но в то же время тесно связанной с глубинами человеческого существования.

Бытие — философская категория, устанавливающая существование и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом).

Понятие бытия в философии

Бытие — философская категория, обозначающая реальность, которая существует объективно, независимо от человеческого сознания, воли и эмоций, философская категория, обозначающая бытие как оно мыслится. Бытие, в самом широком смысле этого слова, относится к наиболее общей концепции существования, бытия в целом. Бытие — это все, что есть, — все видимое и невидимое.

Учение о бытии — онтология — является одной из центральных проблем философии.

Проблема бытия возникает, когда такие универсальные, кажущиеся естественными предпосылки подвергаются сомнению и рассмотрению. И причин для этого более чем достаточно. Ведь окружающий мир, природный и социальный, время от времени ставит перед человеком и человечеством сложные вопросы, заставляет задуматься над привычными данными реальной жизни, которые не были решены ранее. Подобно шекспировскому Гамлету, люди чаще всего обращаются к вопросу существования и несуществования, когда чувствуют, что узы времени разорваны…..

Занимаясь проблемой существования, философия уклоняется от факта существования мира и всего, что существует в мире, но ее первым постулатом становится не сам этот факт, а его значение.

Второй аспект проблемы бытия определяется тем, что для природы, общества, человека, его мыслей, идей есть нечто общее, а именно то, что перечисленные объекты реально существуют. Своим существованием они образуют целостное единство бесконечного, неизменного мира. Мир как неизменное целостное единство находится вне и в некотором смысле независимо от человека. Бытие является предпосылкой единства мира.

В качестве третьего аспекта проблемы бытия можно утверждать, что мир — это реальность, которая, поскольку она существует, имеет внутреннюю логику существования и развития. Эта логика предшествует, так сказать, существованию человека и его сознания, и для эффективной человеческой деятельности необходимо изучать эту логику, исследовать законы бытия.

Бытие делится на два мира: мир физических вещей, процессов, материальной реальности, и мир идеального, мир сознания, внутренний мир человека, его психические состояния.

Эти два мира имеют разные способы существования. Физический, материальный, природный мир существует объективно, независимо от воли и сознания человека. Ментальный мир — мир человеческого сознания — существует субъективно, так как зависит от воли и желания людей, отдельных личностей. Вопрос о том, как эти два мира соотносятся друг с другом, является фундаментальным вопросом философии. Сочетание этих двух основных форм бытия позволяет нам выработать еще несколько разновидностей бытия.

Основные формы бытия и их взаимосвязь

В философской литературе различают природное и социальное бытие, актуальное и потенциальное бытие. Классификация различных модификаций существования может быть сделана по разным причинам. Способы бытия включают объективную и субъективную реальность. Объективная реальность — все, что существует вне нас и нашего сознания. Субъективная реальность — психический мир человека, все, что относится к мыслям, чувствам, ощущениям, восприятиям. Объективная реальность является предметом отражения субъективного, в свою очередь, содержание субъективного становится объективным в реальных действиях людей. С появлением компьютерных устройств формируется новый тип бытия, виртуальное бытие, которое сегодня исследуют не только технические науки, но и философия. Все эти виды бытия разворачиваются на разных уровнях: актуальном и потенциальном.

Реальное бытие — это все наличное бытие, существующее в данном пространственно-временном континууме. В то же время, помимо актуального бытия, существует и потенциальное бытие, которое понимается как возможные разновидности дальнейшей актуализации бытия.

Выделяются такие формы бытия, как природное и социальное бытие. Социальное бытие имеет свои особенности, поскольку разворачивается в социальном пространстве и времени, реализуется в деятельности людей, характеризуется многомерностью, изменчивостью, единством объективного и субъективного.

Таким образом, можно выделить такие аспекты бытия, как бытие вещей (тел), процессов, в которых происходит бытие предметов, процессов, состояний естественной природы и бытие вещей и процессов, созданных людьми.

Сущность человека включает в себя как взаимодействие с другими людьми, так и взаимодействие с вещами. Но доминирующим аспектом по отношению к человеку является его собственная субъективность, его способность к рефлексии, его выбор действий и оценок, его уникальная и неповторимая природа. Человеческая субъективность включает в себя бытие духовного (идеального), которое делится на персонифицированное духовное, свойственное индивиду, и объективированное (внеиндивидуальное) духовное.

В отличие от природного, бытие социального включает в себя индивидуальное бытие, то есть существование человека в обществе и в процессе истории и социального бытия.

Таким образом, категория бытия объединяет основные идеи, которые выделяются в последовательном понимании вопроса о существовании мира, признании его бытия, единства природного и социального, актуального и потенциального, материального и идеального бытия.

Бытие и материя. Эволюция представлений о материи

Проблема бытия неотделима от решения основного вопроса философии и выбора монистической позиции: Идеализм или материализм. Поэтому категория материи играет очень важную роль в философии и науке. В анализе материи как философской категории можно выделить два основных подхода: субстанционально-субстанциональный и атрибутивный.

Было также понимание материи как субстанции, что особенно характерно для философии Б. Спиноза. Субстанция — это не мир, который окружает человека, а то, что стоит за этим миром и устанавливает его существование. Субстанция обладает такими свойствами, как протяженность и мышление. Однако оставалось неясным, как единая, вечная, неизменная субстанция связана с миром изменяющихся вещей.

Понимание материи как объективной реальности, существующей независимо от человека и не тождественной совокупности его ощущений, помогло преодолеть созерцательный характер предшествующей философии. Это было вызвано анализом роли практики в процессе познания, которая позволяла выделять новые объекты и их свойства, содержащиеся в объективной реальности на данном этапе исторического развития.

Особенностью такого понимания материи является то, что материальными признаются не только физические объекты, но и свойства и отношения этих объектов. Стоимость материальна, потому что она представляет собой количество общественно необходимого труда, затраченного на производство продукта. Признание материальности производственных отношений послужило основой для материалистического понимания истории и изучения объективных законов функционирования и развития общества.

Атрибуты материи: движение, пространство, время

В истории философии проблема соотношения материи и движения была предметом жарких дискуссий и споров, неоднократно предпринимались попытки отделить движение от материи или материю от движения. Оба пути неизбежно вели к идеализму.

Последовательный идеализм сводит движение вещей к движению божественных или человеческих мыслей, восприятий, ощущений. Итак, если, подобно Гегелю, мы рассматриваем мир как воплощение абсолютной Идеи, то движение мира оказывается движением этой Идеи, процессом мышления, происходящим где-то за пределами человеческой головы во вселенском масштабе.

Впоследствии количество этих критериев было значительно увеличено. Было доказано, что все формы движения материи качественно отличаются друг от друга. Они отличаются, во-первых, определенным материальным носителем (атом, молекула, белок), во-вторых, характером взаимодействия (притяжение и отталкивание, массоперенос), в-третьих, принципом отражения (механический, биологический, социальный), в-четвертых, наличием науки, изучающей соответствующую форму движения материи. Признано, что более сложные формы движения материи развиваются из простых и сливаются друг с другом.

Диалектико-материалистическое учение о материи разоблачает заблуждения как механистов, сводивших высшие формы материи-движения к низшим (например, социальное к биологическому), так и виталистов, отрицавших связь между ними.

Пространственно-временная организация мира

Представители материального направления считали пространство и время независимыми от материи, а сознание — особыми сущностями. Например, у Аристотеля космос ограничен сферой неподвижных звезд, за ними — божественное небо, неподвижное, вечное, пребывающее вне времени и пространства и приводящее все в движение. Для древнегреческих атомистов Демокрита и Эпикура пространство представлялось неким вместилищем для атомов и отождествлялось с пустотой. Оно воспринималось как абсолютное, однородное и неподвижное, а время — как равномерно текущее. Эти идеи, разделяющие материю, движение, пространство и время на независимые субстанции, были затем развиты в классической механике Ньютона и широко использовались до перехода науки на неклассическую стадию. С появлением теории относительности А. Эйнштейна взаимосвязь между материей, пространством, временем и движением стала общепризнанной. Пространство и время — это формы существования материи, а движение — способ ее существования.

Представители второго, реляционного направления понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как особые отношения между объектами и процессами существующего мира. Вне этих отношений пространство и время не существуют. Эту точку зрения поддерживал Г. Лейбниц, а также К. Маркс и Ф. Энгельс.

Другое направление изучения пространства и времени — выяснение характера их существования, то есть, имеют ли они объективный характер или возникают из свойств нашего сознания и являются субъективными по своей природе. В связи с этим, в определенной степени, можно говорить о материалистическом и идеалистическом понимании.

Идеалистические взгляды на пространство и время связаны с отрицанием их объективной природы и признанием их зависимости от различных форм сознания, которые так или иначе выступают причиной их существования. Например, представители субъективного идеализма (Беркли, Юм, Мах) рассматривают пространство и время как формы индивидуального сознания. Для Юма они существуют только в восприятии, а для Канта они предстают как априорные, данные до опыта, формы чувственного восприятия.

Объективные идеалисты, исходя из догмы о сотворении мира духовной силой, также считают, что пространство и время являются творениями Бога. В философии Гегеля пространство появляется только на определенном этапе развития абсолютной Идеи, когда она переходит в свою инаковость, когда она порождает природу. Материалисты считают, что пространство и время — это объективные и универсальные формы существования материи. Внутри материализма, однако, следует различать взгляды метафизического и диалектического материализма. Ряд философов-материалистов и естествоиспытателей (Демокрит, Ньютон), признававших объективное существование пространства и времени, считали, что они существуют сами по себе, независимо от материи.

Абсолютное пространство и абсолютное время, согласно Ньютону, существуют не только независимо от материальных процессов, но и независимо друг от друга.

Заключение

Из всего этого можно сделать следующие выводы: Проблема бытия в современных условиях не только не теряет своей значимости, но и приобретает новые аспекты. Если первоначально сущность изучается с позиции поиска метафизических основ мироздания, то в процессе развития философского знания раскрывается идеологический, гносеологический и методологический смысл онтологических проблем.

С позиции мировоззренческой значимости эта проблема является водоразделом между материализмом и идеализмом, монизмом и дуализмом. С позиции гносеологического смысла — это демаркационная линия между объективностью и субъективностью. С точки зрения методологического смысла — основа для пересмотра содержательных аспектов таких базовых категорий философии, как пространство, время, формы движения материи. На наш взгляд, эти процессы обусловлены тем, что смена мировоззренческой парадигмы и переход к новому научному мировоззрению, формирование нового типа рациональности влечет за собой трансформацию подходов к пониманию фундаментальных проблем бытия. В историческом развитии философские концепции человеческого существования и мира прошли путь от космоцентризма, теоцентризма и антропоцентризма. Но сегодня для интерпретации проблемы бытия как мира, так и человека утверждается новый синергетический подход, основанный на идеях коэволюции и глобального эволюционизма.

Признание универсальности и уникальности человека недостаточно в мировоззренческом плане, если оно не дополняется признанием универсальности и уникальности окружающей среды и искусственно созданного информационного пространства как форм реализации бытия.

Список литературы

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Раздел философского знания, аккумулирующий в себе учение о бы­тии, называется онтологией. Современная фило­софия испытывает особый интерес к загадке человеческого бытия.

Проблема бытия по-разному трактуется в философских концепциях монизма (начало бытия идеальное или матер-е), дуализма (матер-е и идеал-е) и плюрализма (множество независимых видов бытия).

В современный понятийный аппарат онтологии активно вводится категория виртуальное бытие как следствие развития информационных технологий.

. Бытие – это философское понятие, обозначающее многообразие реальности, существующих материальных и идеальных объектов. Бытие – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно вне и независимо от сознания человека; кот-я фиксирует существующие и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом).

Выделяют два основных вида бытия – материальное и духовное (идеальное). К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории. Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах:

1)Бытие вещей и процессов . В свою очередь также может быть представлено в двух формах:

а)бытие вещей и состояний природы, кот. большинство людей воспринимают как объективную реальность, кот. сущ-ла до них и от них не зависит. Это взгляд с позиции материализма.

б)Идеалистич. позиция. Бытие природы, цивилизации. Это бытие двойственно, т.к. с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой- в них вложена сознание и душа человека.

2)Бытие человека.

а)бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы,как вещь);

б)специфич. человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум).

3)Бытие духовного, идеального.

а) индивидуальное духовное (сознание индивида)..

б) объективно-существующее духовное - то, что материализовано в культуре.

4)Бытие социальное.

а) бытие человека; б) бытие человека в обществе.

Небытие - это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существо­вание. Форма проявления бытия - нечто, форма проявления небытия - ничто. Наиболее фундаментальная фило­софская проблема - это проблема отношения бытия и небытия.

В связи с тем, что философы по-разному решали фундаментальную философскую проблему, этот факт поз­волил сегодня говорить о двух основных философских парадигмах - философии бытия и философии небытия.

Объективная реальность понимается как то, что существует вне сознания субъекта. Субъективная реальность существует лишь постольку, поскольку существует человек, и является продуктом его психики. В материалистической Ф субъективная реальность трактуется как вторичная по отношению к объективно-материальной реальности.

Реальность в науке : 1)исследуемый фрагмент реальности; 2)эксперимет-я реал-ть; 3) реал-ть теор-х конструкций; 4) потенциальная реальность, которая сохраняет свои параметры в незав-ти от простр-ва-времени; 5) актуальная реал-ть, основное качество зависит от простр-ва-времени

Виртуальная. Отсюда можно выделить и два типа виртуальной реальности: гратуал и ингратуал. Гратуал характеризуется повышенной энергетичностью. Реальность такого типа способствует свободе поведения, раскрепощенности, творческому полету. Все как бы получается само собой в таком типе реальности. Ингратуал же, напротив, характеризуется как энергетическая яма, попадание в которую приводит к творческому спаду.


1.Категория бытия, ее смысл, место в системе философских категорий.

2.Формирование научно-философского понятия материи.

3.Проблема сознания в философии.


1 вопрос. Категория БЫТИЯ, ее смысл, место в системе философских категорий.

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется ОНТОЛОГИЕЙ, а сама проблема бытия – одна из главных в философии.

1. Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир. Окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть.
2. Субъективная реальность – это мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека.
3. Окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе.
4. Материя и дух – единые. Но в тоже время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.

Данные положения (признаки) обобщаются понятием "субстанции".
СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, иначе это самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, БЫТИЕ – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Основными ФОРМАМИ БЫТИЯ являются:
1. Материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира.
2. Идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия.
3. Человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире.
4. Социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Категорией, противоположной бытию, является НЕБЫТИЕ – полное отсутствие чего либо, абсолютное ничто.
Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему Например, люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

2 вопрос. Формирование научно-философского понятия МАТЕРИИ.

Категория "МАТЕРИЯ" введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует несколько определений этой философской категории, но в качестве базовой можно рекомендовать следующую: МАТЕРИЯ – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.

ЭЛЕМЕНТАМИ СТРУКТУРЫ "МАТЕРИЯ", каждый из которых имеет несколько уровней, являются:
1. Неживая природа.
2. Живая природа.
3. Социум (общество).


Характерными ЧЕРТАМИ МАТЕРИИ являются:
1. Наличие движения. ДВИЖЕНИЕ – неотъемлемое свойство материи.
Выделяются:
а) Механическое движение.
б) Физическое движение.
в) Химическое движение.
г) Биологическое движение.
д) Социальное движение.

2. САМООРГАНИЗАЦИЯ. Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Учение о самоорганизации материи получило название СИНЕРГЕТИКИ.

3. МАТЕРИЯ имеет расположение во времени и пространстве.
ВРЕМЯ – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений ( смены состояний ) данных объектов в процессе из развития.
ПРОСТРАНСТВО – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

4. Способность к ОТРАЖЕНИЮ является всеобщим свойством материи, заключающимся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. ОТРАЖЕНИЕ – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем.
Отражение бывает:
а) Физическим.
б) Химическим.
в) Механическим.

3 вопрос. Проблема СОЗНАНИЯ в философии.

Высшим уровнем (видом) отражения является СОЗНАНИЕ. Согласно материалистической концепции СОЗНАНИЕ – это способность высокоорганизованной материи отражать материю.
СОЗНАНИЕ, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях

Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

1. Сознание существует.
2. Оно имеет особую - идеальную природу (сущность) – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.

Философия изучает две основные ФОРМЫ СОЗНАНИЯ:

1. Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие.
2.Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании. Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании.

Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

В целом в философии существует НЕСКОЛЬКО ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ:

1. ФИЗИКАЛИЗМ - крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.
2. СОЛИПСИЗМ – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:
объективный идеализм и умеренный материализм.


- Понятие "бытие" – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том, что мир существует и что в нем находятся люди, вещи, состояния, процессы. Бытие – это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие – это все то, что существует.

- Понятие "материя", отражая предельно общие свойства объективного мира, является субстанцией. Не существует материя вообще, как не существует вообще человека, предмета, цвета вообще. Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, она есть причина самой себя. Все эти свойства неотделимы от материи и поэтому называются атрибутами. Движение, пространство, время - это атрибуты материи.

- Сознание - высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

Благодарю.
Ноумен - это не "реальное", а "умопостигаемое".
С "материей" тоже не так всё просто. Известное у Ленина начинается со слов "философская категория". А затем, после ОР, следует интересная фраза "данная в ощущениях".
Если разворачивать от этого центрального пункта, то приходим к триаде: сравнение двух порождает третье. Здесь "сравнение" необходимое "действие" для порождения материи.
Отсюда интересный вывод: материя - уровень движения субстанции. На этом уровне движения субстанции мы и существуем, способом рефлексии сравнения.

"- Понятие "бытие" – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том"
Убеждённость человека связана с устойчивостью рефлексии, которая есть в циклах бытия. Устойчивость повторения циклов "индицируется" ВЕРОЙ, от которой родится "уверенность" в повторении будущего цикла.
Спасибо. Надеюсь ещё прочитать Ваши исторические заметки.

Спасибо.
Горизонты философского восприятия и осмысления безграничны.
Это доказал ещё Диоген "из бочки".

Я бы согласился с Вами.
Но для объёма головы внешний мир великоват, потому его безграничность кажущаяся. Даже для бочки, которая заведомо больше головы.
Две трети жизни человек борется за жизнь для себя, и для других. Последнюю треть осмысляет прожитое, если успевает. А то так по инерции и продолжает бороться.
Философия имеет дело с формами вещей, а не самими вещами. Человек наполняет формы своим внутренним отношением, выстраивая схемы действия окружающего, а потому и познаёт его адекватно формам. На схемы ёмкости мозга хватает. Если бы нас учили этим схемам в школе, то к концу жизни мы бы уже примерно знали о жизни всё.
Но тогда жить было бы не интересно.
С каждым рожденьем происходит новизна в рождающемся. Но для мира эта новизна запланированная, предопределённая. А потому называем её "кажущейся новизной".
Вопрос о "новизне реальной")))

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Бытие – центральное понятие онтологии, философского учения, которое изучает всё сущее. В философской традиции, понятие бытие принято понимать как обозначение материальной действительности. В античной философии впервые был поставлен вопрос о бытии, и тогда же была заложена исторически первая традиция понимания категории бытия, а именно материалистическая.

Философская мысль современности пытается уйти в сторону от спора о первичности материи или сознания, раскрывая бытие как некое содержание, данность, которые нужно познать и постичь. В этом кроется ключевое отличие философской мысли от естественнонаучной. Философия ищет бытие специфическим методом, разные школы предлагают различные пути его постижения. Но все философские школы объединяет одно – попытка познать сущность бытия в своей уникальной специфике.

В философии, как специфической системе знаний, принято выделять четыре различающихся, но в то же время взаимосвязанных основных форм бытия:

  • Бытие вещей. Включает в себя бытие вещей и процессов природы естественной природы и природы искусственной, созданной человеком.
  • Бытие человека. Это бытие заключено как в мире вещей, так и в собственно человеческом бытии.
  • Духовное бытие. Это бытие разделяется на индивидуализированное духовное бытие и внеиндивидуальное духовное бытие. Индивидуализированное духовное – это процессы в структурах сознания и бессознания отдельного человека, индивида. Внеиндивидуальное духовное – процессы в мире человеческой культуры.
  • Социальное бытие. Данное бытие делится на индивидуальное бытие и бытие общества. Индивидуальное бытие – это бытие отдельной личности в социуме и в процессе истории. Бытие общества – это бытие крупного социального образования, как сложного организма.

Основные атрибуты бытия

В философской традиции принято выделить несколько основных атрибутов бытия:

  • Материя;
  • Движение;
  • Пространство;
  • Время.

Понимание сущности атрибутов бытия помогает понять структуру и природу бытия, его характерные признаки.

Пространство представляет из себя всеобщую, объективную форму, в которой материя существует, организуется и изменяется. Среди характерных признаков пространства имеет смысл назвать характеристики разнообразных материальных систем: симметрия и асимметрия, их форма и размеры, границы между элементами мира.

Время, как и пространство – это всеобщая, объективная форма существования материи. Только время выражает материю в других характеристиках, таких как длительность процессов бытия, последовательность сменяющих друг друга состояний материальных объектов. Время характеризуется прежде всего тем, что оно в одно и то же время асимметрично и необратимо. Однако, современная физика доказала, что время очень тесно связанно с пространством, что оно зависит, к примеру, от скорости движения, от мощности гравитации и т.д. Пространство и время совершенно по разному себя проявляют в разнообразных формах движения.

Осмысление бытия через понятия материи и движения

Не менее важную роль в познании и постижении бытия, играет понятие движения. В наиболее общем виде диалектический материализм объясняет многообразие форм вещественного мира в их материальном единстве, признав, что одним из главных атрибутов материи является движение. Под движением понимается любое изменение, как количественное, так и качественное. Философы заявляют, что только признав, что движение – это один из ключевых атрибутов материи, можно объяснить многообразие вещественного мира в его материальном единстве.

Подводя итог, нужно отметить, что в науке различные картины мира характеризуют отдельные, конкретные аспекты бытия. Но в философии существуют некоторые общие свойства и закономерности, или атрибуты, которые проявляются на всех структурных уровнях бытия. Среди этих атрибутов нужно отметить: движение, пространство, время, связь, системность, бесконечность, и т.д. Таким образом, именно атрибуты бытия помогают постичь и познать его структуру, сущностные характеристики и закономерности.

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Читайте также: