Философские взгляды фрейда кратко

Обновлено: 02.07.2024

Зигмунд Фрейд по-новому взглянул на проблему изучения философии. Выделил тем самым, что для психоаналитической философии важнее заниматься содержание человеческого бытия, а не исследованием внешнего мира. Нельзя утверждать, что мыслитель отодвигает на второй план проблематику онтологии, скорее он пытается перенести её в глубины человеческого существа. По его мнению, сознание определяется бессознательным.

Сознательное и бессознательное

Бессознательное Фрейд объясняет как совокупность инстинктивных устремлений человека, которые заряжены высокой энергией. А строение личности, её поведенческие характеристики и человеческая культура, обуславливаются врождёнными эмоциями людей, их привычками, склонностями, чутьём в совокупности, основой которых является половой инстинкт.

По мнению З. Фрейда, любой душевный процесс существует в человеке в бессознательном и только спустя некоторое время может оказаться в области сознания. При чём переход от бессознательного к сознательному необязателен. Потому как не все психические состояния могут переходить к сознательным. Интересное сравнение предлагает мыслитель говоря о том, что круг бессознательного – это большая прихожая в квартире, здесь размещаются все душевные движения. К прихожей примыкает маленькая узкая комната, в неё и попадает сознательное. На пути между прихожей и маленькой комнатой стоит страж, он не только оценивает каждое душевное движение, но и принимает решение о том, кого впустить, а кого так и оставить в прихожей. Попадая в комнату, сознание человека должно среагировать на бессознательное. Только после этого произойдёт переход.

Основные понятия психоанализа

В психоанализе существует два основных понятия:

Либидо в переводе с латинского языка означает влечение или желание. А как термин – это сексуальное желание или половой инстинкт. Это обозначение З. Фрейд ввёл для обозначения различных проявлений сексуальности. Он сравнил либидо с древнегреческим богом Эросом, и принял его за всю энергию влечения, которая попадает под понятие "любовь". Термин "либидо" Фрейд использовал при разъяснении причин возникновения у людей психических расстройств и неврозом, а также для воссоздания картины развития психики у нормальных людей и их жизнедеятельности.

Сублимация происходит от латинского слова возвышать. По мнению Фрейда, сублимация означает деятельность, направленную на переключение либидо на другой объект или цель, которая совершенно не подходит под объект сексуального удовлетворения, а также работа по преобразованию энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственную деятельность. Именно через призму подобного определения сублимации, Фрейд рассматривает создание религиозных культов и обрядов, возникновение искусства и общественных институтов, науки и саморазвития человечества.

Для создания объективной картины формирования философского пути и развития идей психоанализа, не лишним будет упоминание имени Клода Гельвеция. Именно он впервые высказал мнение о том, что решающую роль в формировании качеств личности, а также общественного развития, играют именно сознание и пристрастия человека.

Гельвеций Клод Анри – французский философ, живший в 1715-1771 гг. О нём говорят: стоящий на позициях механического материализма, но не вышедший за пределы метафизического мышления. Являлся сторонником идей Монтескье и Вольтера, и сблизился с ними лично на почве схожести научных взглядов. Всегда был противником агностицизма. По мнению Гельвеция, мир – имеет материальную основу и находится в беспрерывном движении в пространстве и во времени. В свою очередь мышление и ощущение являются свойствами материи, которые возникли как её самые сложные образования.

Сочинение Гельвеция "Об уме" (1758 г.) было публично сожжено по распоряжению парламента. Поскольку власти усмотрели в его трудах серьёзную опасность для религии и государственности.

А его труд "О человеке, его умственных способностях и его воспитании" всё-таки был издан, но уже после кончины мыслителя в 1773 г.

Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) ещё один последователь идей Фрейда, швейцарский психолог, основатель аналитической психологии. Он занимался непосредственно разработкой концепции бессознательного.

По его мнению, бессознательное может быть коллективным и личным. Личное базируется на более глубоком коллективном. Коллективное бессознательное усваивается неличным опытом, отсюда можно сделать вывод, что оно не имеет индивидуальной природы, а скорее всеобщую. Что такое коллективное бессознательное? Это образ мира, который приобрёл свои характеристики на заре основания мира, и он остаётся одинаков для всех времён и народов. Поэтому коллективное бессознательное являет собой "всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличностным. Имея дело с содержанием, мы сталкиваемся с древнейшими, всеобщими, изначальными типами".

Впечатления из детства – это граница, где заканчивается личностное бессознательное. Коллективное – образами, которые находятся в психике предков. Оно первично. В целом человека можно обозначить как символ – взаимодействие сознательного и бессознательного.

Карл Юнг говорил, что ни одно открытие в науке или искусстве не может существовать без прообраза в коллективном бессознательном. Этот прототип уходит корнями в древнейшие времена и их архетипам. Считается, что они способны насильно вмешиваться в психику человека как коллективное бессознательное.

Например, какой-то архетип появился во снах или фантазиях, в жизни он всегда побуждает человека к действию. Характерной особенностью архетипа является то, что он всегда захватывает психику своей силой и принуждает человека покинуть границы человеческого, попасть в область внечеловеческого и сверхчеловеческого как в хорошем, так и в плохом.

К достижениям Карла Юнга, научной новизне его убеждений по отношению к Фрейду можно отнести:

  • Введение понятия "коллективного бессознательного", которое определяет жизнь человека.
  • Расширение понятия "либидо", определил, что оно относится не только к сексуальному влечению, но и имеет психическую энергию в целом.
  • Доказал, что творческий процесс у любого человека нельзя объяснить с помощью теории сублимации.
  • Ввёл понятие "архетип" как основной витальной функции человека.

Проблема подсознательная

Уяснив, что проблема "подсознательного" на первый взгляд синтезируется с понятием "бессознательным", можно отметить, что подсознательное – это форма психического отражения. В ней образ действительности и отношения субъекта к ней не являются предметом специальной рефлексии, а скорее выступают как неразделимое целое.

Различия сознания и подсознания в том, что воспроизводимая реальность подсознания смешивается с переживаниями субъекта и его отношениями к миру. Именно поэтому подсознание не может контролировать осуществляемые субъектом действия и оценивать результаты.

В подсознание действительность переживается субъектом как непосредственное эмоциональное чувствование, идентификация, эмоциональное заражение, объединение различных явлений в один ряд через сопричастие. В отличии от сознания, где всё происходит через установление логических противоречий и различий между объектами по существенным признакам.

Философии психоанализа создавалась австрийским психиатром Зигмун­дом Фрейдом. Возникнув как теория объяснения и лечения неврозов, она по­степенно превратилась в философское учение о человеке, обществе и культуре.

Ядро психоанализа составляет представление о вечной тайной войне ме­жду скрытыми в глубинах индивида инстинктами (главными из которых яв­ляется сексуальное влечение - либидо) и необходимостью соблюдать обще­принятые нормы и правила поведения в обществе, которые осуществляют контроль инстинктов.

Социальные запреты, подавляя энергию инстинктов, вынуждают ее ис­кать обходные пути. И она проявляется в виде неврозов, сновидений забыва­ния неприятного и т.д.

Бессознательное – огромный пласт психики, по своему объёму значительно больший, чем вся сознательная жизнь. Бессознательное – это бездонный резервуар нашей биологической по своей природе энергии: комплексы, страхи, неврозы, инстинкты.

Главный вывод Фрейда: человек никогда не может сам себя знать до конца. Бессознательное не просвечивается светом разума. Это тёмный, бесконечно глубокий колодец, где чего только не намешано. Здесь и эдипов комплекс, доставшийся нам в наследство от нашего животного состояния, здесь всевозможные страхи и комплексы, которые мы приобрели в детстве. Любой человек напичкан разными комплексами и страхами.

Психические процессы и явления рассматриваются Фрейдом с трех ос­новных позиций:

- топической (с точки зрения строения);

- динамической (с точки зрения их проявления);

- экономической (т. е. энергетической).

Первоначально топическая система была представлена у Фрейда тремя уров­нями: бессознательный, предсознательный. сознательный. С начала 20-х годов 20-ого века Фрейд выделяет другие уровни:

- СВЕРХ – Я или СУПЕР – ЭГО

С точки зрения Фрейда, источником энергии психических процессов яв­ляется ОНО - ИД. ИД - это сосредоточение слепых инстинктов (сексуаль­ных, агрессивных), требующих немедленного удовлетворения.

Приспособлению субъекта к реальной жизни служит Я - ЭГО (сознание), ко­торое воспринимает информацию об окружающем мире, состоянии организма и регулирует ответные действия человека в интересах его самосохранения.

СВЕРХ - Я включает моральные стандарты, нормы поведения, усвоен­ные личностью в процессе воспитания и прежде всего от родителей. Это про­является в виде совести и может вызвать чувство вины или страха. Поскольку требования к ЭГО со стороны ИД и СУПЕР - ЭГО, как правило, несовмести­мы, то человек практически постоянно находится в состоянии конфликта.

Это создает невыносимое напряжение, от которого индивид спасается с по­мощью защитных механизмов:

- Вытеснение – это процесс, в результате которого мысли, воспоминания и переживания, травмирующие психику человека, изгоняются из сознания в сферу бессознательного, при этом они продолжают влиять на поведение ин­дивида в форме неосознанного чувства тревоги, страха и т.д.

- Рационализация - это сокрытие от сознания самого индивида истинных мотивов своего поведения для того, чтобы обеспечить состояние внутреннего комфорта и предотвратить переживания вины или стыда.

- Сублимация — это преобразование (переключение) инстинктивных форм психики в более цивилизованные ее формы (творчество, политику).

- Регрессия - это форма ухода личности от реальности и возврат к той ста­дии развития личности, в которой ею переживалось чувство удовольствия.

Фрейд ввел в теорию личности ряд важных проблем:

- бессознательных мотивах в поведении человека;

- соотношении нормальных и патологических явлений психики;

- роли сексуального фактора;

- ее защитных механизмах;

- влиянии психологических травм, полученных в детстве, на поведение взрослого человека.

Фрейд говорил о всесилии либидо, антагонизме сознательного и бессоз­нательного. Именно поэтому, с его точки зрения, отношения между людьми в современном мире характеризуются враждебностью, в том числе и в культу­ре. Поэтому культура, особенно европейская, по мнению Фрейда несовер­шенна. Она запрещает человеку его влечения, а человек в свою очередь нена­видит запрещающую культуру.




По Фрейду, вся европейская культура невротична, и любой человек, ставший объектом этой культуры превращается в невротика.

Главный смысл учения Фрейда - осмысленный баланс СВЕРХ - Я и ОНО, тем самым дать возможность Я свободно и разумно строить самого се­бя. Человек, зная о роли бессознательного в своем поведении, способен уста­новить компромисс между СВЕРХ - Я и ОНО.

Фрейд утверждал, что в конечном итоге разум и сознание окажутся силь­нее ОНО, что человек должен постоянно, укрепляя в себе Я, освобождаться от подсознательного, что людям нужно знать о бессознательном, чтобы быть свободным в своем поведении.

Учение Фрейда использовали некоторые деятели искусства, которые сбросили со счетов СВЕРХ - Я, предложили людям освободиться от соци­альных норм и прежде всего от стыда, который был объявлен ложным и ме­шающим жить чувством. Мир искусства занялся бесстыдным показом всех скрытых пороков человека, его тайных инстинктов, забыв о главном в учении Фрейда - победить ОНО.

Философии психоанализа создавалась австрийским психиатром Зигмун­дом Фрейдом. Возникнув как теория объяснения и лечения неврозов, она по­степенно превратилась в философское учение о человеке, обществе и культуре.

Ядро психоанализа составляет представление о вечной тайной войне ме­жду скрытыми в глубинах индивида инстинктами (главными из которых яв­ляется сексуальное влечение - либидо) и необходимостью соблюдать обще­принятые нормы и правила поведения в обществе, которые осуществляют контроль инстинктов.

Социальные запреты, подавляя энергию инстинктов, вынуждают ее ис­кать обходные пути. И она проявляется в виде неврозов, сновидений забыва­ния неприятного и т.д.

Бессознательное – огромный пласт психики, по своему объёму значительно больший, чем вся сознательная жизнь. Бессознательное – это бездонный резервуар нашей биологической по своей природе энергии: комплексы, страхи, неврозы, инстинкты.

Главный вывод Фрейда: человек никогда не может сам себя знать до конца. Бессознательное не просвечивается светом разума. Это тёмный, бесконечно глубокий колодец, где чего только не намешано. Здесь и эдипов комплекс, доставшийся нам в наследство от нашего животного состояния, здесь всевозможные страхи и комплексы, которые мы приобрели в детстве. Любой человек напичкан разными комплексами и страхами.

Психические процессы и явления рассматриваются Фрейдом с трех ос­новных позиций:

- топической (с точки зрения строения);

- динамической (с точки зрения их проявления);

- экономической (т. е. энергетической).

Первоначально топическая система была представлена у Фрейда тремя уров­нями: бессознательный, предсознательный. сознательный. С начала 20-х годов 20-ого века Фрейд выделяет другие уровни:

- СВЕРХ – Я или СУПЕР – ЭГО

С точки зрения Фрейда, источником энергии психических процессов яв­ляется ОНО - ИД. ИД - это сосредоточение слепых инстинктов (сексуаль­ных, агрессивных), требующих немедленного удовлетворения.

Приспособлению субъекта к реальной жизни служит Я - ЭГО (сознание), ко­торое воспринимает информацию об окружающем мире, состоянии организма и регулирует ответные действия человека в интересах его самосохранения.

СВЕРХ - Я включает моральные стандарты, нормы поведения, усвоен­ные личностью в процессе воспитания и прежде всего от родителей. Это про­является в виде совести и может вызвать чувство вины или страха. Поскольку требования к ЭГО со стороны ИД и СУПЕР - ЭГО, как правило, несовмести­мы, то человек практически постоянно находится в состоянии конфликта.

Это создает невыносимое напряжение, от которого индивид спасается с по­мощью защитных механизмов:

- Вытеснение – это процесс, в результате которого мысли, воспоминания и переживания, травмирующие психику человека, изгоняются из сознания в сферу бессознательного, при этом они продолжают влиять на поведение ин­дивида в форме неосознанного чувства тревоги, страха и т.д.

- Рационализация - это сокрытие от сознания самого индивида истинных мотивов своего поведения для того, чтобы обеспечить состояние внутреннего комфорта и предотвратить переживания вины или стыда.

- Сублимация — это преобразование (переключение) инстинктивных форм психики в более цивилизованные ее формы (творчество, политику).

- Регрессия - это форма ухода личности от реальности и возврат к той ста­дии развития личности, в которой ею переживалось чувство удовольствия.

Фрейд ввел в теорию личности ряд важных проблем:

- бессознательных мотивах в поведении человека;

- соотношении нормальных и патологических явлений психики;

- роли сексуального фактора;

- ее защитных механизмах;

- влиянии психологических травм, полученных в детстве, на поведение взрослого человека.

Фрейд говорил о всесилии либидо, антагонизме сознательного и бессоз­нательного. Именно поэтому, с его точки зрения, отношения между людьми в современном мире характеризуются враждебностью, в том числе и в культу­ре. Поэтому культура, особенно европейская, по мнению Фрейда несовер­шенна. Она запрещает человеку его влечения, а человек в свою очередь нена­видит запрещающую культуру.

По Фрейду, вся европейская культура невротична, и любой человек, ставший объектом этой культуры превращается в невротика.

Главный смысл учения Фрейда - осмысленный баланс СВЕРХ - Я и ОНО, тем самым дать возможность Я свободно и разумно строить самого се­бя. Человек, зная о роли бессознательного в своем поведении, способен уста­новить компромисс между СВЕРХ - Я и ОНО.

Фрейд утверждал, что в конечном итоге разум и сознание окажутся силь­нее ОНО, что человек должен постоянно, укрепляя в себе Я, освобождаться от подсознательного, что людям нужно знать о бессознательном, чтобы быть свободным в своем поведении.

Учение Фрейда использовали некоторые деятели искусства, которые сбросили со счетов СВЕРХ - Я, предложили людям освободиться от соци­альных норм и прежде всего от стыда, который был объявлен ложным и ме­шающим жить чувством. Мир искусства занялся бесстыдным показом всех скрытых пороков человека, его тайных инстинктов, забыв о главном в учении Фрейда - победить ОНО.

В представлении Фрейда, структура личности состоит из трех составляющих – Оно (бессознательное), Я (сознание), Сверх-Я (неосознаваемые моральные требования).

Оно Фрейд считал архаическим, то есть древним, бессознательным базисом психики, доставшимся нам от животных предков. В этой сфере бессознательного есть очень мощный первичный импульс – импульс продолжения рода, с помощью которого природа обеспечивала воспроизведение новых поколений живых существ. Со временем безграничную власть первичных импульсов начинает жестко ограничивать внешний мир. Под влиянием этого мира в психике человека формируется новый элемент – Я.

В структуре личности есть еще один важный элемент – Сверх-Я. Формируется он под воздействием нравственных требований общества. Сверх-Я выступает судьей, который четко следит и дает оценки всем желаниям и поступкам человека. Наряду с совестью и самонаблюдением, Сверх-Я наделено такой функцией, как носитель идеала-Я. Этот элемент представляет традиции народа, включает ценности поколений.

Взаимоотношения между Я и Сверх-Я оказываются не менее сложными. Сверх-Я по отношению к Я является своего рода моральным цензором, гарантом неподчинения слабого Я силам бессознательных влечений Оно.

Значительный мировоззренческий потенциал психоаналитической философии связан, прежде всего, с осмыслением взаимоотношений между человеком и культурой. Фрейд утверждает, что культура основывается на принуждении и на подавлении инстинктивных импульсов, потому неизбежно вызывает страдание. Культура имеет мощные средства принуждения, к ним относятся религия, нравственные идеалы, произведения искусства и литературы. Однако Фрейд считает, что уничтожить, отказаться от них человек не имеет возможности, поскольку они необходимы для организации совместной жизни людей.

Психоанализ вызвал и продолжает вызывать споры относительно вопроса о его научной ценности. Сам Фрейд и сторонники классического психоанализа считали его такой же наукой, как, например, физика или химия. Однако существуют серьезные возражения против такой позиции. Так, один из крупнейших методологов науки в ХХ столетии К.Поппер считал, что психоанализ не отвечает требованиям науки. Те эмпирические данные, с которыми имеет дело психоаналитик, представляют собой не экспериментальные наблюдения, но словесные ассоциации, воспоминания, эмоционально окрашенные истолкования событий. Психоаналитик вообще лишен возможности объективированного наблюдения – он не может проверить истинность утверждений пациента.

Для некоторых философов (П.Рикёр, Ю.Хабермас) психоанализ – это, прежде всего, герменевтика – искусство истолкования сновидений, текстов художественных произведений, явлений культуры. С критикой различных сторон психоаналитической концепции выступили К.Ясперс, М. Шелер, Ж.-П. Сартр, Э. Мунье и другие. Независимо от приведенных оценок антропологические и социально-философские взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, философию, психологию первой половины ХХ в.

Необходимо отметить, что во многом философская позиция Фрейда не однозначна. С одной стороны Фрейд верил в конечное торжество разума и науки, с другой стороны, рассуждал о безграничном могуществе бессознательного и инстинктов, трактовал их как первоисточник всех явлений культуры. Психоанализ Фрейда справедливо критикуют за преувеличение значения репрессивной (подавляющей) функции культуры, хотя оценка взаимоотношений культуры и личности как противоречивых не лишена оснований. В целом созданное Фрейдом учение показало, насколько сложным предметом философского исследования является человек.

В дальнейшем многие идеи Фрейда подверглись переосмыслению. Ряд сторонников Фрейда, первоначально разделявших его теоретические взгляды, не только высказали критические замечания по их поводу, но и стали создателями своих собственных теорий. В них психоанализ Фрейда трансформируется. Уменьшается роль биологического аспекта бытия человека, пересматривается содержание и функции бессознательного, рассматриваются такие важные явления человеческой жизни, как свобода воли, ответственность, смысл жизни, духовность. Наиболее значительный вклад в дальнейшее развитие психоаналитической философии внесли Карл Густав Юнг (1875–1961) и Эрих Фромм (1900–1980).


Философия психоанализа совершила переворот в философии, она обратила внимание не просто на человека, а на его внутренний мир, психику. Психоанализ изначально был медицинской дисциплиной, однако глубина подходов, целостность трактовок, сделали психоанализ одной из ведущих философских теорий современной науки.

missing image file

Все симптомы невротических заболеваний Фрейд усматривает в забытых сексуальных переживаниях детства. Исходя из этого, Фрейд строит свое учение о детской сексуальности. Он выделяет 3 фазы: 1 – фаза детской сексуальности – оральная, получение удовольствий от сосания материнской груди и еды. 2 – садистко – анальная, связана с эрогенностью слизистых оболочек кишечника (удовольствие от опорожнения). 3 – фаллистическая – высшая ступень, – когда ребенок заостряет внимание на половых органах. На этой стадии и могут возникнуть неврозы и фобии (страхи).

Фрейд внес психоанализ во все основные философские науки: философию сознания, этику, эстетику, антропологию. Фрейд имел множество учеником, но все они отошли от его учения, повергли его критике.

Одним из наиболее выдающихся учеников Фрейда был Карл Густав ЮНГ (1875 – 1961) – швейцарский психиатр и философ. Однако Юнг отказался от главного принципа Фрейда от теории сексуальности.

missing image file

Фромм занимался философией человека, он пытался определить сущность человека как био – социального существа. «Человек часть природы и частица общества и одно и другое неразделимы.

Человек – это единственное существо, осознающие смысл своей жизни. Смысл человеческой жизни – это борьба с превратностями судьбы. Фромм выделяет 3 главных противоречия человеческой жизни: 1) это противоречие между жизнью и смертью, 2) противоречие между, тем, что человек хочет и то, что может (могу – хочу), 3) противоречие между стремлением был со всеми и стремлением к одиночеству.

Проявить себя человек может только в обществе справедливости, – это социализм (учение Фромма часто называют фрейдомарксизм). Однако Фромм критиковал Маркса, говорил, что Маркс не понял человека, который по своей природе эгоистичен; общество можно изменить, лишь изменив человека.

Психоанализ подошел к проблеме внутреннего мира человека. Долговое время фрейдизм оставался ведущим течением в философии ХХ века, появились его новые последователи. Фрейдизм – направление, охватывающее психологию, философию, медицину, социологию и другие науки. Психоанализ имеет большое практическое значение, врач – психоаналитик сейчас становится важной составляющей практической медицины и психологии.

Читайте также: