Философские взгляды фрейда кратко
Обновлено: 02.07.2024
Зигмунд Фрейд по-новому взглянул на проблему изучения философии. Выделил тем самым, что для психоаналитической философии важнее заниматься содержание человеческого бытия, а не исследованием внешнего мира. Нельзя утверждать, что мыслитель отодвигает на второй план проблематику онтологии, скорее он пытается перенести её в глубины человеческого существа. По его мнению, сознание определяется бессознательным.
Сознательное и бессознательное
Бессознательное Фрейд объясняет как совокупность инстинктивных устремлений человека, которые заряжены высокой энергией. А строение личности, её поведенческие характеристики и человеческая культура, обуславливаются врождёнными эмоциями людей, их привычками, склонностями, чутьём в совокупности, основой которых является половой инстинкт.
По мнению З. Фрейда, любой душевный процесс существует в человеке в бессознательном и только спустя некоторое время может оказаться в области сознания. При чём переход от бессознательного к сознательному необязателен. Потому как не все психические состояния могут переходить к сознательным. Интересное сравнение предлагает мыслитель говоря о том, что круг бессознательного – это большая прихожая в квартире, здесь размещаются все душевные движения. К прихожей примыкает маленькая узкая комната, в неё и попадает сознательное. На пути между прихожей и маленькой комнатой стоит страж, он не только оценивает каждое душевное движение, но и принимает решение о том, кого впустить, а кого так и оставить в прихожей. Попадая в комнату, сознание человека должно среагировать на бессознательное. Только после этого произойдёт переход.
Основные понятия психоанализа
В психоанализе существует два основных понятия:
Либидо в переводе с латинского языка означает влечение или желание. А как термин – это сексуальное желание или половой инстинкт. Это обозначение З. Фрейд ввёл для обозначения различных проявлений сексуальности. Он сравнил либидо с древнегреческим богом Эросом, и принял его за всю энергию влечения, которая попадает под понятие "любовь". Термин "либидо" Фрейд использовал при разъяснении причин возникновения у людей психических расстройств и неврозом, а также для воссоздания картины развития психики у нормальных людей и их жизнедеятельности.
Сублимация происходит от латинского слова возвышать. По мнению Фрейда, сублимация означает деятельность, направленную на переключение либидо на другой объект или цель, которая совершенно не подходит под объект сексуального удовлетворения, а также работа по преобразованию энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственную деятельность. Именно через призму подобного определения сублимации, Фрейд рассматривает создание религиозных культов и обрядов, возникновение искусства и общественных институтов, науки и саморазвития человечества.
Для создания объективной картины формирования философского пути и развития идей психоанализа, не лишним будет упоминание имени Клода Гельвеция. Именно он впервые высказал мнение о том, что решающую роль в формировании качеств личности, а также общественного развития, играют именно сознание и пристрастия человека.
Гельвеций Клод Анри – французский философ, живший в 1715-1771 гг. О нём говорят: стоящий на позициях механического материализма, но не вышедший за пределы метафизического мышления. Являлся сторонником идей Монтескье и Вольтера, и сблизился с ними лично на почве схожести научных взглядов. Всегда был противником агностицизма. По мнению Гельвеция, мир – имеет материальную основу и находится в беспрерывном движении в пространстве и во времени. В свою очередь мышление и ощущение являются свойствами материи, которые возникли как её самые сложные образования.
Сочинение Гельвеция "Об уме" (1758 г.) было публично сожжено по распоряжению парламента. Поскольку власти усмотрели в его трудах серьёзную опасность для религии и государственности.
А его труд "О человеке, его умственных способностях и его воспитании" всё-таки был издан, но уже после кончины мыслителя в 1773 г.
Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) ещё один последователь идей Фрейда, швейцарский психолог, основатель аналитической психологии. Он занимался непосредственно разработкой концепции бессознательного.
По его мнению, бессознательное может быть коллективным и личным. Личное базируется на более глубоком коллективном. Коллективное бессознательное усваивается неличным опытом, отсюда можно сделать вывод, что оно не имеет индивидуальной природы, а скорее всеобщую. Что такое коллективное бессознательное? Это образ мира, который приобрёл свои характеристики на заре основания мира, и он остаётся одинаков для всех времён и народов. Поэтому коллективное бессознательное являет собой "всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличностным. Имея дело с содержанием, мы сталкиваемся с древнейшими, всеобщими, изначальными типами".
Впечатления из детства – это граница, где заканчивается личностное бессознательное. Коллективное – образами, которые находятся в психике предков. Оно первично. В целом человека можно обозначить как символ – взаимодействие сознательного и бессознательного.
Карл Юнг говорил, что ни одно открытие в науке или искусстве не может существовать без прообраза в коллективном бессознательном. Этот прототип уходит корнями в древнейшие времена и их архетипам. Считается, что они способны насильно вмешиваться в психику человека как коллективное бессознательное.
Например, какой-то архетип появился во снах или фантазиях, в жизни он всегда побуждает человека к действию. Характерной особенностью архетипа является то, что он всегда захватывает психику своей силой и принуждает человека покинуть границы человеческого, попасть в область внечеловеческого и сверхчеловеческого как в хорошем, так и в плохом.
К достижениям Карла Юнга, научной новизне его убеждений по отношению к Фрейду можно отнести:
- Введение понятия "коллективного бессознательного", которое определяет жизнь человека.
- Расширение понятия "либидо", определил, что оно относится не только к сексуальному влечению, но и имеет психическую энергию в целом.
- Доказал, что творческий процесс у любого человека нельзя объяснить с помощью теории сублимации.
- Ввёл понятие "архетип" как основной витальной функции человека.
Проблема подсознательная
Уяснив, что проблема "подсознательного" на первый взгляд синтезируется с понятием "бессознательным", можно отметить, что подсознательное – это форма психического отражения. В ней образ действительности и отношения субъекта к ней не являются предметом специальной рефлексии, а скорее выступают как неразделимое целое.
Различия сознания и подсознания в том, что воспроизводимая реальность подсознания смешивается с переживаниями субъекта и его отношениями к миру. Именно поэтому подсознание не может контролировать осуществляемые субъектом действия и оценивать результаты.
В подсознание действительность переживается субъектом как непосредственное эмоциональное чувствование, идентификация, эмоциональное заражение, объединение различных явлений в один ряд через сопричастие. В отличии от сознания, где всё происходит через установление логических противоречий и различий между объектами по существенным признакам.
Философии психоанализа создавалась австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом. Возникнув как теория объяснения и лечения неврозов, она постепенно превратилась в философское учение о человеке, обществе и культуре.
Ядро психоанализа составляет представление о вечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида инстинктами (главными из которых является сексуальное влечение - либидо) и необходимостью соблюдать общепринятые нормы и правила поведения в обществе, которые осуществляют контроль инстинктов.
Социальные запреты, подавляя энергию инстинктов, вынуждают ее искать обходные пути. И она проявляется в виде неврозов, сновидений забывания неприятного и т.д.
Бессознательное – огромный пласт психики, по своему объёму значительно больший, чем вся сознательная жизнь. Бессознательное – это бездонный резервуар нашей биологической по своей природе энергии: комплексы, страхи, неврозы, инстинкты.
Главный вывод Фрейда: человек никогда не может сам себя знать до конца. Бессознательное не просвечивается светом разума. Это тёмный, бесконечно глубокий колодец, где чего только не намешано. Здесь и эдипов комплекс, доставшийся нам в наследство от нашего животного состояния, здесь всевозможные страхи и комплексы, которые мы приобрели в детстве. Любой человек напичкан разными комплексами и страхами.
Психические процессы и явления рассматриваются Фрейдом с трех основных позиций:
- топической (с точки зрения строения);
- динамической (с точки зрения их проявления);
- экономической (т. е. энергетической).
Первоначально топическая система была представлена у Фрейда тремя уровнями: бессознательный, предсознательный. сознательный. С начала 20-х годов 20-ого века Фрейд выделяет другие уровни:
- СВЕРХ – Я или СУПЕР – ЭГО
С точки зрения Фрейда, источником энергии психических процессов является ОНО - ИД. ИД - это сосредоточение слепых инстинктов (сексуальных, агрессивных), требующих немедленного удовлетворения.
Приспособлению субъекта к реальной жизни служит Я - ЭГО (сознание), которое воспринимает информацию об окружающем мире, состоянии организма и регулирует ответные действия человека в интересах его самосохранения.
СВЕРХ - Я включает моральные стандарты, нормы поведения, усвоенные личностью в процессе воспитания и прежде всего от родителей. Это проявляется в виде совести и может вызвать чувство вины или страха. Поскольку требования к ЭГО со стороны ИД и СУПЕР - ЭГО, как правило, несовместимы, то человек практически постоянно находится в состоянии конфликта.
Это создает невыносимое напряжение, от которого индивид спасается с помощью защитных механизмов:
- Вытеснение – это процесс, в результате которого мысли, воспоминания и переживания, травмирующие психику человека, изгоняются из сознания в сферу бессознательного, при этом они продолжают влиять на поведение индивида в форме неосознанного чувства тревоги, страха и т.д.
- Рационализация - это сокрытие от сознания самого индивида истинных мотивов своего поведения для того, чтобы обеспечить состояние внутреннего комфорта и предотвратить переживания вины или стыда.
- Сублимация — это преобразование (переключение) инстинктивных форм психики в более цивилизованные ее формы (творчество, политику).
- Регрессия - это форма ухода личности от реальности и возврат к той стадии развития личности, в которой ею переживалось чувство удовольствия.
Фрейд ввел в теорию личности ряд важных проблем:
- бессознательных мотивах в поведении человека;
- соотношении нормальных и патологических явлений психики;
- роли сексуального фактора;
- ее защитных механизмах;
- влиянии психологических травм, полученных в детстве, на поведение взрослого человека.
Фрейд говорил о всесилии либидо, антагонизме сознательного и бессознательного. Именно поэтому, с его точки зрения, отношения между людьми в современном мире характеризуются враждебностью, в том числе и в культуре. Поэтому культура, особенно европейская, по мнению Фрейда несовершенна. Она запрещает человеку его влечения, а человек в свою очередь ненавидит запрещающую культуру.
По Фрейду, вся европейская культура невротична, и любой человек, ставший объектом этой культуры превращается в невротика.
Главный смысл учения Фрейда - осмысленный баланс СВЕРХ - Я и ОНО, тем самым дать возможность Я свободно и разумно строить самого себя. Человек, зная о роли бессознательного в своем поведении, способен установить компромисс между СВЕРХ - Я и ОНО.
Фрейд утверждал, что в конечном итоге разум и сознание окажутся сильнее ОНО, что человек должен постоянно, укрепляя в себе Я, освобождаться от подсознательного, что людям нужно знать о бессознательном, чтобы быть свободным в своем поведении.
Учение Фрейда использовали некоторые деятели искусства, которые сбросили со счетов СВЕРХ - Я, предложили людям освободиться от социальных норм и прежде всего от стыда, который был объявлен ложным и мешающим жить чувством. Мир искусства занялся бесстыдным показом всех скрытых пороков человека, его тайных инстинктов, забыв о главном в учении Фрейда - победить ОНО.
Философии психоанализа создавалась австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом. Возникнув как теория объяснения и лечения неврозов, она постепенно превратилась в философское учение о человеке, обществе и культуре.
Ядро психоанализа составляет представление о вечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида инстинктами (главными из которых является сексуальное влечение - либидо) и необходимостью соблюдать общепринятые нормы и правила поведения в обществе, которые осуществляют контроль инстинктов.
Социальные запреты, подавляя энергию инстинктов, вынуждают ее искать обходные пути. И она проявляется в виде неврозов, сновидений забывания неприятного и т.д.
Бессознательное – огромный пласт психики, по своему объёму значительно больший, чем вся сознательная жизнь. Бессознательное – это бездонный резервуар нашей биологической по своей природе энергии: комплексы, страхи, неврозы, инстинкты.
Главный вывод Фрейда: человек никогда не может сам себя знать до конца. Бессознательное не просвечивается светом разума. Это тёмный, бесконечно глубокий колодец, где чего только не намешано. Здесь и эдипов комплекс, доставшийся нам в наследство от нашего животного состояния, здесь всевозможные страхи и комплексы, которые мы приобрели в детстве. Любой человек напичкан разными комплексами и страхами.
Психические процессы и явления рассматриваются Фрейдом с трех основных позиций:
- топической (с точки зрения строения);
- динамической (с точки зрения их проявления);
- экономической (т. е. энергетической).
Первоначально топическая система была представлена у Фрейда тремя уровнями: бессознательный, предсознательный. сознательный. С начала 20-х годов 20-ого века Фрейд выделяет другие уровни:
- СВЕРХ – Я или СУПЕР – ЭГО
С точки зрения Фрейда, источником энергии психических процессов является ОНО - ИД. ИД - это сосредоточение слепых инстинктов (сексуальных, агрессивных), требующих немедленного удовлетворения.
Приспособлению субъекта к реальной жизни служит Я - ЭГО (сознание), которое воспринимает информацию об окружающем мире, состоянии организма и регулирует ответные действия человека в интересах его самосохранения.
СВЕРХ - Я включает моральные стандарты, нормы поведения, усвоенные личностью в процессе воспитания и прежде всего от родителей. Это проявляется в виде совести и может вызвать чувство вины или страха. Поскольку требования к ЭГО со стороны ИД и СУПЕР - ЭГО, как правило, несовместимы, то человек практически постоянно находится в состоянии конфликта.
Это создает невыносимое напряжение, от которого индивид спасается с помощью защитных механизмов:
- Вытеснение – это процесс, в результате которого мысли, воспоминания и переживания, травмирующие психику человека, изгоняются из сознания в сферу бессознательного, при этом они продолжают влиять на поведение индивида в форме неосознанного чувства тревоги, страха и т.д.
- Рационализация - это сокрытие от сознания самого индивида истинных мотивов своего поведения для того, чтобы обеспечить состояние внутреннего комфорта и предотвратить переживания вины или стыда.
- Сублимация — это преобразование (переключение) инстинктивных форм психики в более цивилизованные ее формы (творчество, политику).
- Регрессия - это форма ухода личности от реальности и возврат к той стадии развития личности, в которой ею переживалось чувство удовольствия.
Фрейд ввел в теорию личности ряд важных проблем:
- бессознательных мотивах в поведении человека;
- соотношении нормальных и патологических явлений психики;
- роли сексуального фактора;
- ее защитных механизмах;
- влиянии психологических травм, полученных в детстве, на поведение взрослого человека.
Фрейд говорил о всесилии либидо, антагонизме сознательного и бессознательного. Именно поэтому, с его точки зрения, отношения между людьми в современном мире характеризуются враждебностью, в том числе и в культуре. Поэтому культура, особенно европейская, по мнению Фрейда несовершенна. Она запрещает человеку его влечения, а человек в свою очередь ненавидит запрещающую культуру.
По Фрейду, вся европейская культура невротична, и любой человек, ставший объектом этой культуры превращается в невротика.
Главный смысл учения Фрейда - осмысленный баланс СВЕРХ - Я и ОНО, тем самым дать возможность Я свободно и разумно строить самого себя. Человек, зная о роли бессознательного в своем поведении, способен установить компромисс между СВЕРХ - Я и ОНО.
Фрейд утверждал, что в конечном итоге разум и сознание окажутся сильнее ОНО, что человек должен постоянно, укрепляя в себе Я, освобождаться от подсознательного, что людям нужно знать о бессознательном, чтобы быть свободным в своем поведении.
Учение Фрейда использовали некоторые деятели искусства, которые сбросили со счетов СВЕРХ - Я, предложили людям освободиться от социальных норм и прежде всего от стыда, который был объявлен ложным и мешающим жить чувством. Мир искусства занялся бесстыдным показом всех скрытых пороков человека, его тайных инстинктов, забыв о главном в учении Фрейда - победить ОНО.
В представлении Фрейда, структура личности состоит из трех составляющих – Оно (бессознательное), Я (сознание), Сверх-Я (неосознаваемые моральные требования).
Оно Фрейд считал архаическим, то есть древним, бессознательным базисом психики, доставшимся нам от животных предков. В этой сфере бессознательного есть очень мощный первичный импульс – импульс продолжения рода, с помощью которого природа обеспечивала воспроизведение новых поколений живых существ. Со временем безграничную власть первичных импульсов начинает жестко ограничивать внешний мир. Под влиянием этого мира в психике человека формируется новый элемент – Я.
В структуре личности есть еще один важный элемент – Сверх-Я. Формируется он под воздействием нравственных требований общества. Сверх-Я выступает судьей, который четко следит и дает оценки всем желаниям и поступкам человека. Наряду с совестью и самонаблюдением, Сверх-Я наделено такой функцией, как носитель идеала-Я. Этот элемент представляет традиции народа, включает ценности поколений.
Взаимоотношения между Я и Сверх-Я оказываются не менее сложными. Сверх-Я по отношению к Я является своего рода моральным цензором, гарантом неподчинения слабого Я силам бессознательных влечений Оно.
Значительный мировоззренческий потенциал психоаналитической философии связан, прежде всего, с осмыслением взаимоотношений между человеком и культурой. Фрейд утверждает, что культура основывается на принуждении и на подавлении инстинктивных импульсов, потому неизбежно вызывает страдание. Культура имеет мощные средства принуждения, к ним относятся религия, нравственные идеалы, произведения искусства и литературы. Однако Фрейд считает, что уничтожить, отказаться от них человек не имеет возможности, поскольку они необходимы для организации совместной жизни людей.
Психоанализ вызвал и продолжает вызывать споры относительно вопроса о его научной ценности. Сам Фрейд и сторонники классического психоанализа считали его такой же наукой, как, например, физика или химия. Однако существуют серьезные возражения против такой позиции. Так, один из крупнейших методологов науки в ХХ столетии К.Поппер считал, что психоанализ не отвечает требованиям науки. Те эмпирические данные, с которыми имеет дело психоаналитик, представляют собой не экспериментальные наблюдения, но словесные ассоциации, воспоминания, эмоционально окрашенные истолкования событий. Психоаналитик вообще лишен возможности объективированного наблюдения – он не может проверить истинность утверждений пациента.
Для некоторых философов (П.Рикёр, Ю.Хабермас) психоанализ – это, прежде всего, герменевтика – искусство истолкования сновидений, текстов художественных произведений, явлений культуры. С критикой различных сторон психоаналитической концепции выступили К.Ясперс, М. Шелер, Ж.-П. Сартр, Э. Мунье и другие. Независимо от приведенных оценок антропологические и социально-философские взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, философию, психологию первой половины ХХ в.
Необходимо отметить, что во многом философская позиция Фрейда не однозначна. С одной стороны Фрейд верил в конечное торжество разума и науки, с другой стороны, рассуждал о безграничном могуществе бессознательного и инстинктов, трактовал их как первоисточник всех явлений культуры. Психоанализ Фрейда справедливо критикуют за преувеличение значения репрессивной (подавляющей) функции культуры, хотя оценка взаимоотношений культуры и личности как противоречивых не лишена оснований. В целом созданное Фрейдом учение показало, насколько сложным предметом философского исследования является человек.
В дальнейшем многие идеи Фрейда подверглись переосмыслению. Ряд сторонников Фрейда, первоначально разделявших его теоретические взгляды, не только высказали критические замечания по их поводу, но и стали создателями своих собственных теорий. В них психоанализ Фрейда трансформируется. Уменьшается роль биологического аспекта бытия человека, пересматривается содержание и функции бессознательного, рассматриваются такие важные явления человеческой жизни, как свобода воли, ответственность, смысл жизни, духовность. Наиболее значительный вклад в дальнейшее развитие психоаналитической философии внесли Карл Густав Юнг (1875–1961) и Эрих Фромм (1900–1980).
Философия психоанализа совершила переворот в философии, она обратила внимание не просто на человека, а на его внутренний мир, психику. Психоанализ изначально был медицинской дисциплиной, однако глубина подходов, целостность трактовок, сделали психоанализ одной из ведущих философских теорий современной науки.
Все симптомы невротических заболеваний Фрейд усматривает в забытых сексуальных переживаниях детства. Исходя из этого, Фрейд строит свое учение о детской сексуальности. Он выделяет 3 фазы: 1 – фаза детской сексуальности – оральная, получение удовольствий от сосания материнской груди и еды. 2 – садистко – анальная, связана с эрогенностью слизистых оболочек кишечника (удовольствие от опорожнения). 3 – фаллистическая – высшая ступень, – когда ребенок заостряет внимание на половых органах. На этой стадии и могут возникнуть неврозы и фобии (страхи).
Фрейд внес психоанализ во все основные философские науки: философию сознания, этику, эстетику, антропологию. Фрейд имел множество учеником, но все они отошли от его учения, повергли его критике.
Одним из наиболее выдающихся учеников Фрейда был Карл Густав ЮНГ (1875 – 1961) – швейцарский психиатр и философ. Однако Юнг отказался от главного принципа Фрейда от теории сексуальности.
Фромм занимался философией человека, он пытался определить сущность человека как био – социального существа. «Человек часть природы и частица общества и одно и другое неразделимы.
Человек – это единственное существо, осознающие смысл своей жизни. Смысл человеческой жизни – это борьба с превратностями судьбы. Фромм выделяет 3 главных противоречия человеческой жизни: 1) это противоречие между жизнью и смертью, 2) противоречие между, тем, что человек хочет и то, что может (могу – хочу), 3) противоречие между стремлением был со всеми и стремлением к одиночеству.
Проявить себя человек может только в обществе справедливости, – это социализм (учение Фромма часто называют фрейдомарксизм). Однако Фромм критиковал Маркса, говорил, что Маркс не понял человека, который по своей природе эгоистичен; общество можно изменить, лишь изменив человека.
Психоанализ подошел к проблеме внутреннего мира человека. Долговое время фрейдизм оставался ведущим течением в философии ХХ века, появились его новые последователи. Фрейдизм – направление, охватывающее психологию, философию, медицину, социологию и другие науки. Психоанализ имеет большое практическое значение, врач – психоаналитик сейчас становится важной составляющей практической медицины и психологии.
Читайте также: