Фердинанд теннис вклад в социологию кратко

Обновлено: 05.07.2024

Фердинанд Тённис – основатель формально-аналитической школы немецкой социологии. Он осуществил плодотворную попытку разработки социологии как науки, анализирующей свой предмет независимо от его содержательных характеристик посредством использования многообразных аналитических построений. Это способствовало самоопределению и институционализации социологии.

Содержание работы

Социологическое творчество Ф. Тённиса

1.1. Жизнь и деятельность ………………………………………………….6

1.2. Специфика видения социологии ………………………………………7

1.6. Формализм и историзм …………………………………………………20

1.7. Соотношение социологии и политики…………………………………23

1.8. Значение и место социологической системы Ф. Тённиса в развитии теоретической социологии ……………………………………………25

Содержимое работы - 1 файл

Тённис-курсовая работа.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ

по истории социологии

студентка 3 курса дневного отделения

Научный руководитель Шарипов А.Р.

Социологическое творчество Ф. Тённиса

1.1. Жизнь и деятельность ………………………………………………….6

1.2. Специфика видения социологии ………………………………………7

1.6. Формализм и историзм …………………………………………………20

1.7. Соотношение социологии и политики…………………………………23

1.8. Значение и место социологической системы Ф. Тённиса в развитии теоретической социологии ……………………………………………25

Фердинанд Тённис – основатель формально-аналитической школы немецкой социологии. Он осуществил плодотворную попытку разработки социологии как науки, анализирующей свой предмет независимо от его содержательных характеристик посредством использования многообразных аналитических построений. Это способствовало самоопределению и институционализации социологии.

Объектом рассмотрения является социология Тённиса. Предметом выступают ключевые идеи немецкого социолога, его взгляды, основные концепции, посредством которых выявляется значение и место социологической системы Тённиса в развитии как социологии в целом, так и смежных общественных и социально-гуманитарных наук.

В своем анализе мы опирались на труды зарубежных и отечественных социологов и ученых таких, как Дюркгейм Э., Вебер М., Кравченко А.И., Кон И.С., Зборовский Г.Е., Громов И.А., Добреньков И.В., Волков Ю.Г.,

Л. фон Визе, А. Фиркандтом, Р. Редфилдом, Г. Беккером, Т. Парсонсом и рядом других исследователей.

Структура курсовой работы включает в себя введение, 8 основных глав, заключение и список литературы. Общий объем курсовой работы составляет 31 страницу.

Социологическое творчество Ф. Тённиса

1.1. Жизнь и деятельность

Фердинанд Тённис родился 26 июня 1855 г. вблизи городка Ольденсворт, Шлезвиг, в семье богатого крестьянина. В молодости получил хорошее образование, изучал историю, философию, археологию, экономику, статистику, классические языки. В 1872 г. он поступил в университет в Страсбурге и завершил университетское образование в Тюбингене, защитив диссертацию по классической филологии.

Несмотря на его обширную теоретическую, эмпирическую, а также публицистическую деятельность, академическое призвание пришло к Тённису довольно поздно, свидетельством чего явилось приглашение его на работу в должности профессора Кильского университета в 1913 г. С 1921-го по 1933 г., то есть вплоть до прихода фашистов к власти, он читал лекции по социологии в этом университете. В 1933 г. новый правящий режим уволил демократически мыслящего профессора и врага этого режима с работы.

В последние годы жизни, работая в условиях фашистского режима, он, в отличие от многих коллег, покинувших Германию, остался в стране и мужественно отстаивал антифашистские позиции. Тённис умер в Киле 11 апреля 1936 г.

1.2. Специфика видения социологии

Но, конечно же, социальные связи не ограничиваются только обменом. Они гораздо более многообразны, а их типы и формы положены в основу социологической концепции Ф. Тённиса.

1.3. Общность и общество

Отношения первого рода коренятся в эмоциях, привязанности, душевной близости, склонности людей друг к другу и сохраняют собственную самоотождествленность как социально в силу следовании традиции, так и бессознательно в силу эмоциональных уз и благодаря объединенному влиянию общего языка. В общине (общности) доминируют чувства, инстинкты, органические человеческие отношения. В нее, строго говоря, не вступают – в ней оказываются автоматически, хотят того или нет. С общностью люди связаны родовыми узами, избегнуть которых они не могут. Индивид естественно принадлежит своей семье, своей деревне, своей родине, своей расе – и принадлежность эта природная, непроизвольная.

Получил довольно всестороннее образование. Он занимался изучением истории, философии, археологии, экономики и статистику в различных университетах Йены, Бонна, Лейпцига, Берлина и Тюбингена.

В 1877 году получает степень доктора философии в Тюбингенском университете. На протяжении всей своей жизни проработал в университете в Киле. В 1881 году получает звание приват-доцента. В 1918 году получает звание полного профессора.

Основные работы

Формальная социология

Формальная социология представляет собой одно из основных направлений социологии, которое придает совершенно новое значение такому понятию как социальная форма. Формальная социология заключается в исследовании и классификации социальных форм. Они должны являться аналитической основой социологии.

По Теннису, постановка основной проблемы социологии происходит из противоречия рационалистического и исторического подходов к проблеме появления и развития государства, права, а также социальных институтов. Главная цель Тенниса заключалась в связи воедино рационалистического и исторического мировоззрения, а также в соединении подходящего научного метода с историческим взглядом на социальный мир.

Теннис выделял определенные типы общественных отношений:

  • Родовые отношения. Сюда относятся в первую очередь родовые либо кровно-родовые отношения;
  • Отношения соседства. Данные отношения характеризуются совместным проживанием.
  • Отношения дружбы. В основе данных отношений лежит сознание духовной близости или родства.

Данные отношения приобретают совершенно иное социальное значение лишь тогда, когда происходит осознание как общая религиозная принадлежность, то есть как общины.

Он проводит различия между такими понятиями как "общность" и "общество". Данные различия легли в основу его теоретической социологии. Данные понятия являются основными понятиями, которые определяют направленность практической и прикладной социологии. Общность и общество представляют собой не просто идеальные типы, а конструкции, которые не являются равными. В них существует определенное ценностное суждение которое звучит следующим образом: общность по сравнению с обществом, по мнению Тенниса, является высшим способом ассоциации.

Готовые работы на аналогичную тему

Теннису не нравилось современное суетливое и сумасшедшее общество, в связи с чем, он убегал в историческую архаику, при этом идеализируя общину и семью.

По Теннису, идеальным типом является политически небеспристрастная модель, с помощью которой происходи описание не реальных событий, а чистых форм социальных явлений.

По его мнению, общество является сознательным социальным объединением, в основе которого лежит договор и вступление членов. В него можно войти абсолютно свободно, по собственной вол. Общество представляет собой продукт, который целиком и полностью является искусственным.

Таким образом, общность и общество характеризуют как отношения людей друг к другу, так и отношение человека к обществу. В общине, социальное целое логически предшествует частям, а в обществе все происходит совершенно иначе, социальное целое формируется из совокупности частей. Различие общины и общества составляют определенные различия органической и механической связи, которые составляют единое целое.

Как известно, человек по своей природе существо общественное, и чтобы понять человека, необходимо постичь его социальное измерение. Здесь, однако, возникает целое поле проблем, связанных с трудностью однозначного определения феномена социума и социальности. Concepture публикует серию мини-лекций, посвященных различным социологическим концепциям.

Статья №1: Общность и общество. Теория Фердинанда Тённиса


Осознание многоуровневости социологической теории сподвигает Тённиса одним из первых создать иерархическую систему понятий. Поэтому он разделяет социологию на чистую, прикладную и эмпирическую. Первая изучает общество в состоянии статики, то есть неизменности. Особое внимание уделяется устойчивым социальным структурам (семья, труд, религиозные институты), их значению в формообразовании общества как целого.

Вторая исследует общество в аспекте динамики. Здесь основным предметом являются механизмы и закономерности социального реагирования на внешние и внутренние изменения, особенности общественной саморегуляции. Наконец, третья ветвь социологии (эмпирическая) занимается исключительно анализом статистических данных, поэтому Тённис называет ее социография.


Отношения между людьми в общности (Gemeinschaft) строятся на личном знакомстве и, соответственно, сущностном знании друг друга, доброжелательности и априорном доверии. Такие отношения характеризуются искренней открытостью и подлинной глубиной чувств. Общность может принимать как вид родственных связей, так и добрососедских отношений. В качестве примеров общности можно назвать первобытные племена, религиозные коммуны, цеховые объединения, деревни, кланы и др.


Общество (Gesellschaft), возникающее вследствие объединения людей на основе рациональной воли, напротив представляет собой связь между незнакомыми людьми. И поскольку незнакомые люди не могут естественным образом доверять друг другу, общество функционирует засчет искуственно созданных социальных институтов, регулирующих и регламентирующих человеческую жизнь.

Дихотомия общность/общество легла в основу различения традиционных и индустриальных обществ, а шире – культуры и цивилизации. Выстраивая систему оппозиций между параметрами общности и общества, Тённис выделяет следующие: знакомство – чуждость; доверие – недоверие; симпатия – антипатия; сущность – форма; взаимоутверждение (каждым человеком друг друга) – связанность (общими правилами); личность – личина (совокупность социальных масок).


ТЁННИС (Tönnies) Фер­ди­нанд (26.7.1855, ху­тор Рип близ Оль­ден­свор­та, гер­цог­ст­во Шлез­виг – 9.4.1936, Киль), нем. со­цио­лог. Учил­ся в ун-тах Страс­бур­га, Йе­ны, Лейп­ци­га, Бон­на, Бер­ли­на, Тю­бин­ге­на. С 1881 по 1933 (с пе­ре­ры­ва­ми) ра­бо­тал в Ун-те Ки­ля (с 1909 экс­т­ра­ор­ди­нар­ный, с 1913 ор­ди­нар­ный проф.). Один из ос­но­ва­те­лей и пер­вый пре­зи­дент Нем. со­цио­ло­гич. об-ва (1909–1933). С 1930 чл. Со­ци­ал-де­мо­кра­тич. пар­тии Гер­ма­нии. Вы­сту­пал с от­кры­той кри­ти­кой про­грам­мы и по­ли­ти­ки на­цис­тов, за что в 1933 был ли­шён пра­ва пре­по­да­ва­ния и от­прав­лен на пен­сию без со­дер­жа­ния.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Лекция 6. СОЦИОЛОГИЯ Фердинанда ТЁННИСА (1855-1936, Германия)ПЛАН Биогра.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лекция 6. СОЦИОЛОГИЯ Фердинанда ТЁННИСА (1855-1936, Германия)ПЛАН Биогра.

Лекция 6. СОЦИОЛОГИЯ Фердинанда ТЁННИСА (1855-1936, Германия)
ПЛАН

Биографическая справка
Специфика видения социологии
Община и общество
2 типа воли
Социология форм
Социология и политика

- 2 – Биографическая справка Ф. Тённис родился в богатой крестьянской семье в.

- 3 -Академическое признание пришло поздно. Только в 1913 г. (в 58 лет) стал.

- 4 -Здесь общим был постулат: разумные основания соответствуют человеческой.

- 5 -Противоположность понятий определялась противоположностью типов связей.

- 5 -
Противоположность понятий определялась противоположностью типов связей:
с одной стороны, - общинных – эмоциональных, традиционных, длительных, объединяющих, основанных на бескорыстии;
с другой, - общественных, основанных на рациональном обмене, договоре, отчуждении и конъюнктурных целях.
Общинные отношения:
родовые и кровно-родственные;
соседство (совместное проживание);
духовной близости, дружбы, религиозной общности и т.д.
Общественные отношения изначально основываются на общинных (осознаваемое единство), но со временем приобретают отчужденную форму. Люди преследуют разные цели, их отношения становятся рациональными, поскольку они понимают функциональную полезность разных ролей в обществе.
Община, сообщество – это органическое единство социального целого, а общество – механическое единство.

- 6 -4. ДВА ТИПА ВОЛИ Тённис считал, что основой для 2-х типов обществ являют.

- 6 -
4. ДВА ТИПА ВОЛИ
Тённис считал, что основой для 2-х типов обществ являются 2 типа воли.
Wesenwille – воля сущности, воля целого, определяющая все аспекты жизни и
Kurwille - воля произвольного, избирательного = наличие многих воль, механически объединенных в едином социальном целом.
К сущностной воле относятся - симпатия, привычка, память.
К избирательной - обдуманность, произвольность/избирательность, представление.
Почему во главу угла поставлена воля? Особенностью человеческого общества является наличие духовной деятельности. Она представлена единством разума и воли. Именно воля организует разум (мышление).

- 7 -5. СОЦИОЛОГИЯ ФОРМ Социологию Тённиса иногда называют формальной или гео.

- 8 -Основным методом рационалистической методологии социального познания у Т.

- 8 -
Основным методом рационалистической методологии социального познания у Тённиса стал метод объективации социальных явлений. Социальное познание должно быть логически строгим и абстрагированным. Только в этом случае будет достигнуто общезначимое знание.
Соответственно, средствами объективации стали:
абстрагирование;
идеализация;
конструирование идеальных типов.
Полученное знание или идеальные типы рассматривались как понятийные мерки, по которым оценивалась реальная жизнь. Разрыв, несоответствие живой жизни полученным социальным образцам или эталонам – должны изучаться социологией в 1-ю очередь.
Т.о., направленность социальных и социологических исследований должна быть представлена продвижением от абстрактных понятий и идеальных типов – к конкретному анализу социальной реальности.
Считал, что в реальной жизни всегда присутствуют 2 типа организации: община и общество. Когда определяем специфику, смотрим, что преобладает.

- 9 -Однако в социологической теории Тённиса присутствует и ряд детализирован.

- 9 -
Однако в социологической теории Тённиса присутствует и ряд детализированных типологий, лишь через ряд опосредующих звеньев выходящих на дихотомию община/общество.
Так, он выделяет 3 абстрагированных типа общественной жизни:
социальные отношения;
социальные группы;
корпорации и объединения.
Социальные отношения объективны. Они представлены правами и взаимными обязанностями. Осознаются как необходимость.
Социальная группа – осознанное объединение индивидов для достижения цели.
Корпорации и объединения - наличие внутренней организации, соподчинения и контроля в процессе достижения целей.

- 10 -Подобным образом представлена и классификация социальных норм (нет соот.

- 10 -
Подобным образом представлена и классификация социальных норм (нет соответствия предыдущей – самостоятельна):
нормы социального порядка – общее согласие, договор, конвенция;
правовые нормы – из обычаев или законодательно закрепленные;
нормы морали – религии или установленные общественным мнением.
Тённис сам говорил о том, что это – абстрактная, аналитическая типология. В реальной жизни нормативные системы состоят их совокупности всех 3-х типов норм.
Разработка абстрактных типологий и идеальных типов - задача формальной, чистой теоретической социологии. Анализ общества в его развитии, несоответствии с идеальными типами – задача прикладной социологии.
Социология – это единство теоретического и прикладного знания.

- 11 -Метод теоретической социологии – осмысление социальных сущностей в сост.

- 11 -
Метод теоретической социологии – осмысление социальных сущностей в состоянии покоя.
Метод прикладной социологии – применение принципа антиномий к анализу социальной динамики, развития, движения.
Общая направленность развития социума – от общины к обществу, т.к. разум и рациональность начинают преобладать.

6. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА
Социология – это социальное познание, социальная наука, разрабатывающая социальную теорию.
Политика – это деятельность, основанная на интересах, целях, ценностях, т.е., - социальная практика.
Позитивистское абстрагирование от ценностей в социологии не означало отказ от социологического изучения ценностей (например, в политике).
Научный социологический подход может дать объективные результаты. Их можно рассматривать как научно удостоверенные факты для осуществления политической деятельности.

- 12 -Наука делает ценности предметом исследования. Политика – основанием дея.

Читайте также: