Феодальная раздробленность в китае кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. В первых веках н. э. в Китае окончательно утвердились и стали господству­ющими феодальные отношения. Укрепила свое положение крупная феодаль­ная собственность на землю с правом купли-продажи, окрепло крупное зем­левладение "сильных домов", получила развитие система надельного землевладения на государственных землях В социальной структуре Китая выделялись три сословно-классовые группы: 1) благородные люди - светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. 2) добрый народ, или добрые люди, - простонародье, по преимуществу мел­кие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;

3/ дешевый народ, или подлые люди, - неполноправные свободные и рабы, государственные и частные. Главой государства был император - "Сын неба". Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной властью (был верховным жрецом), правил на основе традиций и законов и имел неограниченные права. При императоре существовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные сановни­ки. Совет возглавляли два канцлера - левый (старший) и пра­вый (младший), зачастую самостоятельно решавшие государственные дела. В их подчинении находилось шесть ведомств (министерств). Управление на местах основывалось на территориальном принципе. Самой крупной административно-территориальной единицей империи была провинция. Территория страны делилась на десять провинций, кото­рые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из центра.Основными формами собственности в праве Китая были государственная и частная собственность. Особый вид собственности представляла церковная собственность (принадлежавшая буддийским и даосским монастырям).Договор купли-продажи Главным условием его действительности являлось соглашение сторон. Купля-продажа обычных вещей, так же как рабов и скота, тре­бовала составления купчей. Несоставление купчей наказывалось битьем пал­ками. При продаже людей необходимо было свидетельство, что продавае­мый человек с рождения был лично свободен.Семейное право в Китае (а также гражданское и другие отрасли частного права) базировалось на принципах конфуцианской морали. Еще в эпоху Хань конфуцианизация законов привела к усилению мер наказания за про­ ступки перед родителями и старшими в роде.Брак рассматривался как долг, выполнение которого должно служить интересам семьи, требованиям культа предков. Целью брака было появле­ние мужского потомства. Браку предшествовало соглашение семей жениха и невесты, не требовавшее согласия брачующихся, но обязательно предус­матривавшее согласие отца. Развод в Китае допускался по обоюдному согласию супругов - китайс­кий брак не носил священного, нерасторжимого характера. Муж мог тре­бовать развода в случаях бесплодия жены, распутства, проявления непочте­ния к мужу и его родителям, болтливости, склонности к воровству и др. Жена могла требовать развода, если муж покидал ее на срок более трех месяцев, продавал в рабство или принуждал к аморальному поведению.Наследование. Отдельно наследо­вались чин (титул, должность), если он передавался по наследству, и иму­щество умершего, переходящее нисходящим родственникам по мужскойлинии. Отец не имел права лишить сына наследства, а также увеличить долю одного сына за счет другого. В области средневекового уголовного права, что все должны быть равны перед законом: конфуцианцы утверждали, что наследственная аристократия и администрация должны стоять над законом.Классификация преступлений в зависимости от их общественной опас­ности основывалась на концепции "десяти зол": первой, второй и третьей формами зла считались преступные посягатёльства против императора - заговор о мятеже против государя, непо­корство и измена; четвертой - преступления против близких родственников, пятой - поведение, противоречащее естественному порядку вещей, и преступления, совершенные с особой жестокостью. шестой - преступления, связанные с нарушением особо значимых зап­ретов, седьмая, восьмая, девятая и десятая формы зла были связаны с защи­той нравственного порядка в семье, рассматриваемого в качестве осно­вы социального порядка.Судебный процесс носил инквизиционный характер.Дело начиналось обычно с письменной или устной жалобы потерпев­шего в уездный суд, составленной по определенной форме. До суда преступника держали в тюрьме, женщин отдавали на поруки в дом мужа. Как всегда, когда процесс имеет инквизиционный характер, судьи ис­ходили из презумпции виновности обвиняемого и ставили своей главной целью добиться признания последнего. Судьи проводили допросы, очные став­ки, назначали пытки. Если признание вины не было получено после троек­ратного допроса под пытками, то пытки могли быть применены к обвини­телю, чтобы уличить его в лжесвидетельстве. Обвиняемый мог быть оправдан, осужден или его дело могло быть при­знано сомнительным .Кроме судей и чиновников, расследовавших преступление, в судах были стряпчие, делопроизводители, посыльные, стражники, экзекуторы.

Основные черты права Японии.

Пятичленная система наказаний включала в себя: 1) смерт­ную казнь через повешение или обезглавливание; 2) ссылку с каторжными работами и без таковых; 3) каторгу; 4) битье пал­ками (от 60 до 100 ударов); 5) сечение розгами (от 10 до 50 уда­ров). Смертная казнь простолюдина совершалась на городской площади, женщины и чиновники публично не казнились. От наказания можно было откупиться.

Суд.Судебное дело начиналось с следствия. Практиковались доносы, тайные и публичные. Следователи не должны высказываться о виновности и невиновности подсудимого.

Государственные суды не были отделены от администрации. Судебное дело полагалось возбуждать по месту приписки ист­ца, например в уездном управлении или, при невозможности до него добраться, в ближайшем казенном учреждении. Под­судность дела определялась как по месту совершения преступ­ления, так и по степени его важности, тяжести возможного на­казания. В ведении ведомства наказания было два управления: управ­ление взысканий, проводящее конфискацию имущества и взы­скивающее штрафы в пользу казны, и тюремное управление, осуществляющее надзор за подследственными, за принудитель­ными работами заключенных, за исполнением приговоров. В обязательном порядке в ведомство юстиции передавались де­ла, сопряженные со смертной казнью, бессрочной ссылкой или увольнением чиновников с исключением их из списков. Неко­торые дела направлялись для рассмотрения в Государственный совет, который мог проводить с помощью специальных законо­ведов-следователей дополнительное расследование и прекра­щать их.

Эта административно-судебная система почти полностью была ликвидирована, как указывалось выше, после установле­ния в Японии порядков бакуфу.

37) Город и городское право периода феодализма. Борьба городов с сеньорами. История средневековых городов — это борьба городского населения как за личную свободу и иные вольности и привиле­гии, так и за политическое самоуправление, а в ряде случаев и за полную независимость. Эта борьба особенно характерна для XI—XIII вв., т. е. того периода, когда еще не получил силу про­цесс политической централизации и повсеместного усиления королевской власти. Политическая автономия городов в фео­дальном мире достигалась разными средствами: от вооружен­ной борьбы до простой покупки права самоуправления. Поли­тико-правовой статус городов в разных странах в зависимости от конкретных исторических условий, от силы королевской власти отличался многообразием форм и видов. Наибольшую степень политической автономии в средневековом государстве имели городские общины, приобретавшие статус коммуны, т. е. полного самоуправления. Отдельным городам, особенно при слабости центральной государственной власти, например в Италии, удалось приобрести статус самостоятельного города-государства. В таких городах-государствах устанавливалась обычно форма городской республики (Венеция, Флоренция, Генуя и т. д.). Эти государства, несмотря на свои миниатюрные размеры и сравнительно несложную систему управления, суда и т. д., занимали важное место в международной торговле и тем самым приобретали все больший политический вес на европей­ской арене. Даже в тех случаях, когда городские советы в этих карликовых республиках оказывались в руках местной олигар­хии, аристократии, плутократии и т. д., города, будучи провод­никами античных демократических традиций, уже самим своим существованием подрывали устои феодализма и содействовали переходу к новым, более высоким формам государственно-пра­вовой жизни.

Несмотря на характерную, особенно для определенных пе­риодов западноевропейского Средневековья, рассредоточенность политической власти, главным институтом в политической системе все в большей степени становилось государство. Его политическое значение и вес определялись тем, что коро­левская власть, даже в эпоху глубокой феодальной раздроблен­ности, являлась единственным общепризнанным представите­лем страны и народа в целом. Закрепляя феодальные формы поземельной собственности, сословные привилегии феодалов, средневековое государство, как любое другое государство, осу­ществляло общесоциальные функции (поддержание мира, тра­диционного правового порядка и т. д.). В Средние века в стра­нах Западной Европы сложилась и приобрела общесоциальную ценность национальная государственность, которая при всех ее различиях в разных странах стала стержнем единой европей­ской культуры и цивилизации.

С падением династии Хань в конце II века в Китае начинается Средневековье. Первый его этап вошел в историю как период Троецарствия (220-280 гг.) – в трех образовавшихся государствах власть приближалась к военной диктатуре.

Однако к концу III века политическая стабильность утрачивается, и Китай становится добычей кочевых племен, оседавших в северо-западных районах. Китай в течение двух с половиной веков был разделен на две части, что сказалось на его развитии.

Централизованная власть укрепляется на юге в 20-х годах V века после основания империи Южная Сун, а на севере в 30-х годах V века с усилением империи Северная Вэй.

В 581 году на севере полководец Ян Цзянь отстранил императора и захватил власть. В 589 году он подчинил южное государство, и после 400-летней раздробленности политическое единство страны восстановилось.

Политические изменения связаны с сдвигами в этническом развитии. Иноплеменники проникали и ранее, но IV век стал временем массовых вторжений, сопоставимых с Великим переселением народов. Пришедшие из центральной Азии племена оседали на северных и западных окраинах, и даже на Центральной равнине, смешиваясь с коренным населением.

На юге ассимиляция некитайского населения шла быстрее и менее драматично, оставляя не колонизированными значительные пространства. Это отразилось во взаимной обособленности сторон, а в языке сложились два основных диалекта.

Политическая раздробленность сопровождалась натурализацией хозяйства, упадком городов и уменьшением денежного обращения. Мерилом стоимости выступали зерно и шелк. Вводилась надельная система землепользования, сказавшаяся на организации общества и способах управления.

Имперский период (конец VI-XIII вв.)

Империя Тан была основана Ли Юанем. Его наследник, император Ли Шиминь, после подавления крестьянских восстаний и сепаратистских выступлений феодалов начал проведение прогрессивной политики. Период Тан стал временем расцвета средневекового Китая. Он традиционно считается периодом наивысшего могущества, когда Китай опережал в развитии все современные ему страны.

Готовые работы на аналогичную тему

Династия была на короткое время прервана, когда У Цзэтянь захватила трон и провозгласила династию У Чжоу, став единственной законной императрицей-регентшей.

В переписях VII и VIII веков численность населения империи Тан по числу домашних хозяйств оценивается в 50 млн человек. Когда центральное правительство в IX веке уже не могло составить точную перепись, считается, что население к тому времени выросло до 80 млн человек.

Период прогресса и стабильности первой половины Тан завершился восстанием Ань Лушаня (755—763) и во второй половине династии сменился упадком центральной власти. Как и династия Суй, династия Тан поддерживала строгую систему государственной службы, набирая чиновников с помощью экзаменов и рекомендаций на должности. Возвышение региональных губернаторов в IX веке подорвало такой гражданский порядок.

С 907 года в Кита началась эпоха политических переворотов, получившая название эпохи пяти династий и десяти царств. Она закончилась образованием империи Сун. На севере страны за полвека сменились пять династий, и были основаны 12 независимых царств на юге.

Империя Сун — это государство в Китае, которое существовало с 960 года по 1279 год под управлением династии Чжао.

Население Китая в течение IX-XI веков удвоилось. Рост стал возможен из-за расширенного выращивания риса в южной и центральной частях Сун, использованию раннеспелого риса из Южной Азии. Перепись Северной Сун фиксирует 20 миллионов домашних хозяйств, что в два раза больше, чем при Хань и Тан. Северная Сун имела население 120 миллионов человек. Этот рост населения спровоцировал в досовременном Китае экономическую революцию. Рост городов, увеличение населения, возникновение национальной экономики привели к отходу центральной власти от участия в экономических делах.

Китай в эпоху монгольского владычества. Империя Юань (1271-1367 гг.)

Империя Юань — это монгольское государство на территории Китая.

Династию основал внук Чингисхана, монгольский хан Хубилай, который в 1279 году завершил завоевание Китая. Империя пала в ходе восстания Красных повязок (1351—1368).

Монголы десятилетиями правили территориями Северного Китая, однако только в 1271 году хан Хубилай провозгласил династию в традиционном стиле, и завершил завоевание в 1279 году, когда Южная Сун потерпела поражение. К этому времени владения Хубилая были изолированы от монгольских ханств и контролировали большую часть Китая и прилегающих территорий, включая Монголию. Первая некитайская династия Китая просуществовала до 1368 года, когда силам Юань нанесла поражение династия Мин.

Несмотря на падение минской столицы Пекина в 1644 году в ходе восстания Ли Цзычэна, часть страны была под контролем режима, лояльного к минской семье до 1662 года.

В империи Мин была создана постоянная армия, численность которой могла достигать миллион человек. Частный земельный сектор в результате войн сократился до трети обрабатываемой площади, а в противовес этому вырос государственный сектор. Империи по сути победила надельная система. Была проведена централизация управления, совершались попытки регламентировать все сферы жизни граждан. Несмотря на успехи правления первых императоров со временем в государственном аппарате появились признаки разложения, и в начале XVII века он был пропитан коррупцией. Императоры не интересовались политикой, а высшая власть сосредотачивалась в руках их окружения. Кризис также затронул аграрные отношения: государственный сектор после приватизации земли императорскими приближёнными практически исчез. Китай начал политику самоизоляции. На северо-восточных окраинах тем временем возникло сильное государство маньчжуров. Воспользовавшись восстанием Ли Цзычэна, они захватили Пекин и присоединили Китай к маньчжурской империи Цин.

Рабовладельческий строй в Китае был разрушен народными восстаниями. В III веке на месте древней империи образовалось несколько враждовавших между собой государств. Слабостью Китая воспользовались кочевые племена, которые жили к северу от Великой Китайской стены. Одно вторжение кочевников сменялось другим. На протяжении нескольких веков китайскому народу пришлось вести борьбу с завоевателями.

Китай и индия в 13-14 веках

В III-IV веках в Китае начал устанавливаться феодальный строй. В большой, густонаселённой стране землевладельцам трудно было в одиночку подавлять восстания закрепощаемых крестьян. Они сами не могли организовать строительство каналов и плотин на - всём, протяжении многоводных китайских рек - Янцзы м Хуанхэ. Раздробленный Китай не мог дать отпора кочевникам. Всё это требовало создания единого государства с сильной властью императора и большой армией.

В конце VI века произошло объединение Китая. Единое государство возглавил император, обладавший неограниченной властью.

После объединения северная часть страны была освобождена от кочевников. Постепенно возрождалось хозяйство. Крестьяне восстанавливали каналы, укрепляли плотины, засевали пустующие поля. В VIII веке границы Китая расширились. Империи платили дань Корея, Монголия, Тибет, Вьетнам.

2. Положение крепостных крестьян.

Долгое время вся земля в Китае считалась собственностью императора. Крестьяне получали от государства маленькие наделы, за пользование которыми они платили в казну налоги.

  • С наших тел
  • Сдирают последний лоскут!
  • Из наших ртов
  • Вырывают последний кусок!
  • Терзают людей, отбирают добро
  • Шакалы и злые волки!

Чиновники тысячами сгоняли крестьян на постройку дворцов, храмов и крепостей. Крестьяне работали бесплатно, подгоняемые ударами бамбуковых палок.

Большие наделы земли император раздавал своим военачальникам и чиновникам, которые становились феодалами.

С VIII века военачальники и чиновники начали захватывать государственные земли, а крестьян превращали в своих крепостных. Возникали поместья с сотнями крестьянских дворов. Дома феодалов были обнесены глинобитными стенами и охранялись стражей из наёмных воинов.

3. Крестьянская война в Китае в 9 веке

Восставшие китайские крестьяне во главе с Хуан Чао в столице 9 в

В 875 году на северо-востоке Китая отдельные крестьянские отряды объединились в большую армию. Восставших возглавил крестьянин Хуан Чао. Это был человек смелый и решительный; он хорошо владел копьём и метко стрелял из лука.

Занимая область за областью, восставшие расправлялись с ненавистными феодалами и чиновниками, а их земли и богатства раздавали беднякам. У правительства не хватало сил для подавления восстания. Тогда один из местных начальников предложил Хуан Чао перейти на службу к императору и обещал назначить его генералом, если он предаст своих сторонников. Но Хуан Чао с негодованием отказался и продолжал борьбу.

Армия крестьян прошла страну с севера на юг и взяла штурмом большой торговый город Гуанчжоу (Кантон). Пополнив свои силы, восставшие выступили в поход на север, к столице Китая - городу Чанань. Их армия достигла 500 тысяч человек. При её приближении императорские войска в страхе разбежались. Император тайком покинул столицу.

Вступив в Чанань, восставшие объявили Хуан Чао императором. Другой власти, кроме императорской, они не знали. Чиновники и крупные феодалы, захваченные восставшими, были перебиты. Хуан Чао отменил тяжёлые налоги и приказал выдавать бедноте хлеб из государственных амбаров.

Во время крестьянской войны многие феодалы и чиновники погибли, часть их земель перешла в руки крестьян. Народные массы добились временного облегчения своего положения.

Цикл подъема, обеспеченного мощью ханьской государственности, возвестившей эру добродетельного правления и установившей относительный социальный мир, ослабление центробежных тенденций, давно канул в Лету. Китай погрузился в пучину анархии и хаоса.

Подобные документы

Восточное Чжоу. Появление в Китае железа. Идейно-ментальная и социально-политическая трансформация в Чуньцю. Укрепление позиций наследственной клановой знати. Административно-экономические перемены. Проблемы ответа государства на вызовы модернизации.

реферат, добавлен 22.12.2008

Военные поражения Китая. Политика реформ. Назревание реформаторских тенденций в китайском обществе. Особенности развертывания политики "самоусиления". Трансформация государственных преобразований. Формирование иностранного сектора в китайской экономике.

реферат, добавлен 27.12.2008

Описания непримиримой вражды между потомками Олега Святославовича и Мономаха, которая в течение целого века была главным несчастием России. Изучение периодов правления Великого князя Георгия Долгорукого, Андрея Суздальского, Мстислава Новгородского.

контрольная работа, добавлен 19.05.2012

Обретение многими арабскими странами политической независимости и государственности. Политические, вооруженные движения и группы. Активизация различных сепаратистских движений. Ликвидация вооруженного противостояния и решение проблемы сепаратизма.

реферат, добавлен 23.02.2011

Исследование феодальной раздробленности на Руси различными историческими направлениями, пути укрепления и расширения феодалами своих хозяйств. Место церкви в политической жизни государства. Общая характеристика государственно-правовых реформ Горбачева.

контрольная работа, добавлен 24.04.2010

Япония в период раздробленности и гражданских войн. Хозяйственный и социальный строй городов. Рост антитокугавской оппозиции. Внутренняя борьба в Японии. Буржуазные реформы Мэйдзи. Возникновение первых политических партий. Конституция 1889 года.

курсовая работа, добавлен 08.02.2011

Раскол в политической и военной среде Китая после смерти Мао Цзэдуна. Свержение "банды четырех" и политические компромиссы. Политическая борьба. Экономические преобразования, триумф Дэн Сяопина и осуждение "культурной революции". Новая внешняя политика.

реферат, добавлен 24.01.2009

Четыре периода истории Древнего Китая и характеристика династий, правящие в каждый из них: Шан (Инь), Чжоу, Цинь и Хань. Общественный и государственный строй иньского правления. Характеристика периодов Западного, Восточного Чжоу и "воюющих царств".

реферат, добавлен 26.05.2010

Историческое значение правления женщин для российской государственности. История Екатерины Алексеевны I: необыкновенные качества, приведшие ее к престолу. "Мрачная полоса" правления Анны Иоанновны. Блестящая Елизавета Петровна, "золотой век" Екатерины II.

контрольная работа, добавлен 31.10.2009

Древняя Русь как истоки государственности, культуры, ментальности русского человека. Общая характеристика основных теорий происхождения славян. Знакомство с предпосылками формирования государственности у восточных славян. Особенности правления Святослава.

Читайте также: