Феодализм в испании кратко

Обновлено: 04.07.2024

Спрятать опции

Установить закладку

+ Настройки

Размер шрифта:
14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24

Ширина текста:
50% | 60% | 70% | 80% | 90% | 100%

Цвет текста:
Установить
Цвет фона:
Установить

Сбросить настройки

1. ПРОБЛЕМА ИСПАНСКОГО ФЕОДАЛИЗМА

2. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ

3. ФОРМИРОВАНИЕ НАРОДОВ ИСПАНИИ

Исторические судьбы Испании 1. АНТИЧНАЯ ИСПАНИЯ

2. ГОТСКАЯ ИСПАНИЯ

3. МУСУЛЬМАНСКАЯ ИСПАНИЯ

4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ГОСУДАРСТВ НА ПИРЕНЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ В VIII в. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ- РЕКОНКИСТЫ

3. КОЛОНИЗАЦИЯ В IX-X вв.

4. ХАРАКТЕР ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. ОБЩИНА

5. ЗАВИСИМОЕ КРЕСТЬЯНСТВО

6. СЕРВЫ И ЛИБЕРТИНЫ.

7. СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СРЕДИ СВОБОДНЫХ

8. ВОЗНИКНОВЕНИЕ БЕГЕТРИИ

9. КРУПНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ

10. ЗАРОЖДЕНИЕ ГОРОДОВ

Политический и государственный строй Астуро-Леонского королевства в VIII-X вв.

1. КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ

2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ И ВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО. МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аграрный строй. Крестьянство. Крупное землевладение в XI-XIII вв. 1. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА

2. КОЛОНИЗАЦИЯ КАСТИЛИИ, ЛЕОНА, ЭСТРЕМАДУРЫ И АНДАЛУЗИИ

3. ЗАВИСИМЫЕ КРЕСТЬЯНЕ

5. КРУПНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ

Знать в XI-XIII вв. 1. РИКОС ОМБРЕС И ИНФАНСОНЫ

2. БЕНЕФИЦИЙ И ВАССАЛИТЕТ

3. ИММУНИТЕТ И ЭНКОМЬЕНДА

Города в XI-XIII вв.

3. ГОРОДА Й КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ

4. ВИЛЬИ И КРУПНЫЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЫ

5. РЕМЕСЛЕННИКИ И КУПЦЫ

6. КАБАЛЬЕРОС-ВИЛЛАНОС

Политический строй в XI-XIII вв.

1. КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ

2. КОРОЛЕВСКАЯ КУРИЯ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА

4. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА

5. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

6. ВОЕННАЯ,ОРГАНИЗАЦИЯ

Глава IX Классовая борьба

1. ПРОБЛЕМА ИСПАНСКОГО ФЕОДАЛИЗМА

2. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ

3. ФОРМИРОВАНИЕ НАРОДОВ ИСПАНИИ

Исторические судьбы Испании 1. АНТИЧНАЯ ИСПАНИЯ

2. ГОТСКАЯ ИСПАНИЯ

3. МУСУЛЬМАНСКАЯ ИСПАНИЯ

4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ГОСУДАРСТВ НА ПИРЕНЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ В VIII в. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ- РЕКОНКИСТЫ

3. КОЛОНИЗАЦИЯ В IX-X вв.

4. ХАРАКТЕР ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. ОБЩИНА

5. ЗАВИСИМОЕ КРЕСТЬЯНСТВО

6. СЕРВЫ И ЛИБЕРТИНЫ.

7. СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СРЕДИ СВОБОДНЫХ

8. ВОЗНИКНОВЕНИЕ БЕГЕТРИИ

9. КРУПНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ

10. ЗАРОЖДЕНИЕ ГОРОДОВ

Политический и государственный строй Астуро-Леонского королевства в VIII-X вв.

1. КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ

2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ И ВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО. МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аграрный строй. Крестьянство. Крупное землевладение в XI-XIII вв. 1. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА

2. КОЛОНИЗАЦИЯ КАСТИЛИИ, ЛЕОНА, ЭСТРЕМАДУРЫ И АНДАЛУЗИИ

3. ЗАВИСИМЫЕ КРЕСТЬЯНЕ

5. КРУПНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ

Знать в XI-XIII вв. 1. РИКОС ОМБРЕС И ИНФАНСОНЫ

2. БЕНЕФИЦИЙ И ВАССАЛИТЕТ

3. ИММУНИТЕТ И ЭНКОМЬЕНДА

Города в XI-XIII вв.

3. ГОРОДА Й КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ

4. ВИЛЬИ И КРУПНЫЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЫ

5. РЕМЕСЛЕННИКИ И КУПЦЫ

6. КАБАЛЬЕРОС-ВИЛЛАНОС

Политический строй в XI-XIII вв.

1. КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ

2. КОРОЛЕВСКАЯ КУРИЯ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА

4. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА

5. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

6. ВОЕННАЯ,ОРГАНИЗАЦИЯ

Глава IX Классовая борьба

1. ПРОБЛЕМА ИСПАНСКОГО ФЕОДАЛИЗМА

2. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ

3. ФОРМИРОВАНИЕ НАРОДОВ ИСПАНИИ

Исторические судьбы Испании 1. АНТИЧНАЯ ИСПАНИЯ

2. ГОТСКАЯ ИСПАНИЯ

3. МУСУЛЬМАНСКАЯ ИСПАНИЯ

4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ГОСУДАРСТВ НА ПИРЕНЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ В VIII в. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ- РЕКОНКИСТЫ

3. КОЛОНИЗАЦИЯ В IX-X вв.

4. ХАРАКТЕР ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. ОБЩИНА

5. ЗАВИСИМОЕ КРЕСТЬЯНСТВО

6. СЕРВЫ И ЛИБЕРТИНЫ.

7. СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СРЕДИ СВОБОДНЫХ

8. ВОЗНИКНОВЕНИЕ БЕГЕТРИИ

9. КРУПНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ

10. ЗАРОЖДЕНИЕ ГОРОДОВ

Политический и государственный строй Астуро-Леонского королевства в VIII-X вв.

1. КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ

2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ И ВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО. МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аграрный строй. Крестьянство. Крупное землевладение в XI-XIII вв. 1. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА

2. КОЛОНИЗАЦИЯ КАСТИЛИИ, ЛЕОНА, ЭСТРЕМАДУРЫ И АНДАЛУЗИИ

3. ЗАВИСИМЫЕ КРЕСТЬЯНЕ

5. КРУПНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ

Знать в XI-XIII вв. 1. РИКОС ОМБРЕС И ИНФАНСОНЫ

2. БЕНЕФИЦИЙ И ВАССАЛИТЕТ

3. ИММУНИТЕТ И ЭНКОМЬЕНДА

Города в XI-XIII вв.

3. ГОРОДА Й КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ

4. ВИЛЬИ И КРУПНЫЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЫ

5. РЕМЕСЛЕННИКИ И КУПЦЫ

6. КАБАЛЬЕРОС-ВИЛЛАНОС

Политический строй в XI-XIII вв.

1. КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ

2. КОРОЛЕВСКАЯ КУРИЯ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА

4. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА

5. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

6. ВОЕННАЯ,ОРГАНИЗАЦИЯ

Глава IX Классовая борьба

1. ПРОБЛЕМА ИСПАНСКОГО ФЕОДАЛИЗМА

2. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ

3. ФОРМИРОВАНИЕ НАРОДОВ ИСПАНИИ

Исторические судьбы Испании 1. АНТИЧНАЯ ИСПАНИЯ

2. ГОТСКАЯ ИСПАНИЯ

3. МУСУЛЬМАНСКАЯ ИСПАНИЯ

4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ГОСУДАРСТВ НА ПИРЕНЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ В VIII в. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ- РЕКОНКИСТЫ

3. КОЛОНИЗАЦИЯ В IX-X вв.

4. ХАРАКТЕР ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. ОБЩИНА

5. ЗАВИСИМОЕ КРЕСТЬЯНСТВО

6. СЕРВЫ И ЛИБЕРТИНЫ.

7. СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СРЕДИ СВОБОДНЫХ

8. ВОЗНИКНОВЕНИЕ БЕГЕТРИИ

9. КРУПНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ

10. ЗАРОЖДЕНИЕ ГОРОДОВ

Политический и государственный строй Астуро-Леонского королевства в VIII-X вв.

1. КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ

2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ И ВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО. МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аграрный строй. Крестьянство. Крупное землевладение в XI-XIII вв. 1. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА

Испанский феодализм стал спорной проблемой в исторической литературе еще в XIX в. Так, Антонио де ла Эскосура и Хевиа в своей работе 1 , опубликованной в 1856 г., полемизируя с испанскими историками, в частности с Ф. Мартинесом, отрицавшими существование феодализма на Пиренейском полуострове, доказывали, что Кастилия не являлась исключением в средневековой Европе.

Сторонниками факта существования феодализма в Испании, в частности в Леоне и Кастилии, были также испанские историки XIX в. Ф. Карденас 2 , Т. Муньос-и-Ромеро 3 .

В нынешнее время в пользу тезиса о наличии феодализма в Астурии, Леоне и Кастилии в средние века высказывались такие историки, как А. Баллестерос 4 , А. Феррари 5 .

Но большинство исследователей отрицали феодальный характер испанского общества в средние века, в частности русские ученые В. К- Пискорский, М. М. Ковалевский и испанский историк Р. Альтамира. В настоящее время такую же позицию занимают известные испанские медиевисты К. Санчес-Альборнос, Л. Вальдеа-велльяно, X. М. Лаккара.

Полемика касается главным образом тех черт политической структуры, которые в буржуазной историо* графии считаются главными признаками феодализма. Критерием его возникновения служит степень развития институтов частной власти магнатов над населением соответствующих территорий, наличие сложившихся вас-сально-ленных отношений, феодализация государственного аппарата. Так, например, доказывая феодальный

1 См.: A. de la Escosura у Hevia. Juicio critico del feudalismo en Espana у de su influencia en el estado social у politico de la nacion. Madrid, 1856. -

2 См.: Cardenas F. Ensayo sobre la historia de la propiedad territorial en Espana, t. I - II. Madrid, 1873-1875.

3 'Cm.: Munoz у Romero T. Coleccion de Fueros municipales у car-tas-pueblas de los reinos de Castilla, Leon, Corona de Aragon у Navar-ra, t. I. Madrid, 1847.

4 См.: Ballesteros у Beretta A. Historia de Espana у su influencia en la Historia Universal, t. I-II. Barcelona, 1940.

характер астуро-леонского и кастильского общества,

A. Баллестерос отмечал, что уже для Астуро-Леонского королевства характерно дробление суверенитета, наличие иммунитетов, иерархический характер связи между королем и государственными должностными лицами. Правители отдельных областей становились фактически независимыми от королевской власти. В XI в. французское влияние в Кастилии ускорило развитие феодальных отношений. Распространились феодальные институты общеевропейского типа - предоставление ленов, вассальная присяга, европейские феодальные титулы (бароны и др.). Особенностями феодализма в Испании, связанными с Реконкистой, являются перевес духовенства в обществе и сила муниципального строя, а также отсутствие обязательной связи земельных пожалований с несением военной службы.

Противники указанной точки зрения отрицают наличие тех же институтов или их достаточное развитие.

Сходные взгляды высказывает другой известный испанский историк Л. Вальдеавелльяно. По его мнению,

1 Пискорский В. К. История Испании и Португалии. СПб,, 1902, с. 62.

2 См.: Sanchez-Alb or noz С. Espana - un enigma historico, 1.1-II. Buenos-Aires, 1957,

В XI-XII вв. в Испании усилились тенденции к феодальному развитию в результате более тесного контакта с Францией, но, как считают названные ученые, подлинный феодализм не сложился.

Экономические отношения эпохи учитываются указанными исследователями постольку, поскольку они оказывают известное влияние на главные, с их точки зрения, факторы феодализации. Так, отмечая значительную роль свободного крестьянства в Кастилии. К. Санчес-Альборнос и его последователи видят в этом одну из важных причин сохранения королевской властью независимости по отношению к магнатам. Вопрос же о социальной сущности испанского государства эпохи раннего средневековья, о связи его с экономическим строем страны ими фактически не исследуется. Правда, в последнее время испанский исследователь' С. Мохо критикует господствующую в испанской медиевистике

Указанная проблема может быть решена лишь на основе дальнейшей исследовательской работы. Тот бесспорный факт, что типичный путь развития средневековой Европы был феодальный, не дает оснований априори считать любую европейскую страну этой эпохи феодальной. Не вызывает сомнений и тот факт, что в характере исторического развития стран Западной Евро-

2 См.: Кудрявцев A. E. Испания в средние века. Л., 1937.

пы, с одной стороны, Леона и Кастилии - с другой, были существенные отличия.

Следует ли рассматривать эти расхождения как своеобразие испанского феодализма или как не феодальный характер общественного строя названных испанских государств? Этот 'вопрос, который может 'быть решен лишь в результате критической оценки всего материала, накопленного 'медиевистикой о социальном и политическом строе испанских средневековых государств.

Анализируя эти данные, мы.естественно будем исходить из концепции, присущей теории исторического материализма. Эта концепция, как известно, коренным образом отличается от той, которую принимает за эталон феодализма большинство зарубежных медиевистов. Политический и государственный строй и система связей внутри господствующего класса, несомненно имеют важное значение для определения характера общественной системы. Но основным критерием решения указанного вопроса для ученых-марксистов являются экономические отношения данного общества, господствующая форма собственности, характер классовой структуры в целом.

Проблема испанского феодализма

Испанский феодализм стал спорной проблемой в исторической литературе еще в XIX в. Так, Антонио де ла Эскосура и Хевиа в своей работе1, опубликованной в 1856 г., полемизируя с испанскими историками, в частности с Ф. Мартинесом, отрицавшими существование феодализма на Пиренейском полуострове, доказывали, что Кастилия не являлась исключением в средневековой Европе.

Сторонниками факта существования феодализма в Испании, в частности в Леоне и Кастилии, были также испанские историки XIX в. Ф. Карденас2, Т. Муньос-и-Ромеро3.

В нынешнее время в пользу тезиса о наличии феодализма в Астурии, Леоне и Кастилии в средние века высказывались такие историки, как А. Баллестерос4, А. Феррари5.

Но большинство исследователей отрицали феодальный характер испанского общества в средние века, в частности русские ученые В. К- Пискорский, М. М. Ковалевский и испанский историк Р. Альтамира. В настоящее время такую же позицию занимают известные испанские медиевисты К. Санчес-Альборнос, Л. Вальдеа-велльяно, X. М. Лаккара.

Полемика касается главным образом тех черт политической структуры, которые в буржуазной историо* графии считаются главными признаками феодализма. Критерием его возникновения служит степень развития институтов частной власти магнатов над населением соответствующих территорий, наличие сложившихся вас-сально-ленных отношений, феодализация государственного аппарата. Так, например, доказывая феодальный характер астуро-леонского и кастильского общества,

A. Баллестерос отмечал, что уже для Астуро-Леонского королевства характерно дробление суверенитета, наличие иммунитетов, иерархический характер связи между королем и государственными должностными лицами. Правители отдельных областей становились фактически независимыми от королевской власти. В XI в. французское влияние в Кастилии ускорило развитие феодальных отношений. Распространились феодальные институты общеевропейского типа - предоставление ленов, вассальная присяга, европейские феодальные титулы (бароны и др.). Особенностями феодализма в Испании, связанными с Реконкистой, являются перевес духовенства в обществе и сила муниципального строя, а также отсутствие обязательной связи земельных пожалований с несением военной службы.

Противники указанной точки зрения отрицают наличие тех же институтов или их достаточное развитие.

В XI-XII вв. в Испании усилились тенденции к феодальному развитию в результате более тесного контакта с Францией, но, как считают названные ученые, подлинный феодализм не сложился.

Экономические отношения эпохи учитываются указанными исследователями постольку, поскольку они оказывают известное влияние на главные, с их точки зрения, факторы феодализации. Так, отмечая значительную роль свободного крестьянства в Кастилии. К. Санчес-Альборнос и его последователи видят в этом одну из важных причин сохранения королевской властью независимости по отношению к магнатам. Вопрос же о социальной сущности испанского государства эпохи раннего средневековья, о связи его с экономическим строем страны ими фактически не исследуется. Правда, в последнее время испанский исследователь' С. Мохо критикует господствующую в испанской медиевистике

Указанная проблема может быть решена лишь на основе дальнейшей исследовательской работы. Тот бесспорный факт, что типичный путь развития средневековой Европы был феодальный, не дает оснований априори считать любую европейскую страну этой эпохи феодальной. Не вызывает сомнений и тот факт, что в характере исторического развития стран Западной Евро-

Следует ли рассматривать эти расхождения как своеобразие испанского феодализма или как не феодальный характер общественного строя названных испанских государств? Этот 'вопрос, который может 'быть решен лишь в результате критической оценки всего материала, накопленного 'медиевистикой о социальном и политическом строе испанских средневековых государств.

Анализируя эти данные, мы.естественно будем исходить из концепции, присущей теории исторического материализма. Эта концепция, как известно, коренным образом отличается от той, которую принимает за эталон феодализма большинство зарубежных медиевистов. Политический и государственный строй и система связей внутри господствующего класса, несомненно имеют важное значение для определения характера общественной системы. Но основным критерием решения указанного вопроса для ученых-марксистов являются экономические отношения данного общества, господствующая форма собственности, характер классовой структуры в целом.

В начале VIII в. Испания была завоевана арабами. Вестготское королевство и отдельные раннефеодальные объединения ранней эпохи перестали существовать.

На большей части Пиренейского полуострова сформировался Кордовский эмират (с Х в. – халифат) – мощное арабско-мавританское государство со столицей в Кордове, тесно связанное с другими частями образовавшейся исламской империи (см. § 44.1).

Арабы завоевали Испанию тогда, когда там завершался социальный процесс феодализации. Родовая знать вестготов и других варваров уже почти слилась с прежними латинизированными рабовладельцами, подчинив себе крестьянские и полусвободные общины, основав крупные землевладельческие латифундии. Процесс феодализации был существенно деформирован в ходе завоевания: арабы захватили земли испанской и вестготской знати, церкви, королевского домена. В силу собственных традиций завоеватели не давали укрепиться особо крупным феодальным владениям. Новая ситуация поначалу несколько облегчила положение крестьянства, однако вызвала сплочение оттесненных на север и лишенных земель феодалов. Особым фактором нагнетания исторической напряженности стал религиозный гнет и проявления мусульманского фанатизма.

Арабское завоевание благоприятно сказалось на развитии в Испании городов. К началу Х в. здесь насчитывалось не менее 400 ремесленных, торговых и культурных центров, а несколько – Севилья, Кордова, Валенсия – стали крупнейшими городами тогдашней Европы. Укрепление политической роли и особого статуса городов позднее сказалось на чертах новой испанской государственности.

На севере Испании сохранялось несколько незначительных самостоятельных территорий. Отсюда в середине VIII в. началось отвоевывание объединенными войсками вестготских, испанских и франкских феодалов, в том числе и под знаменем борьбы за христианскую церковь, земель у арабов.

Реконкиста активизировалась в XII – XIII вв. Это было взаимосвязано с укреплением государственности в новообразовавшихся королевствах, сплочением их общей военной силы и острой потребностью в земельных владениях. Особую роль в историческом натиске на арабов-мусульман сыграла католическая церковь и возникшие в годы Реконкисты духовно-рыцарские ордена. К концу XIII в. за маврами оставался небольшой по размерам Гранадский эмират, где они продержались до конца XV в. В ходе Реконкисты завершилось формирование новой феодальной государственности на территории Испании. Хотя условия вековой войны, особенности сложившегося социального строя по-разному повлияли на политические черты государств в разных областях страны. И в социальном, и в политическом, и в культурном, даже языковом и этническом отношении Испания не составляла единого целого. Долгие века это препятствовало созданию национального государства.

Основную территорию Испании заняло королевство Кастилия (с XI в.). Здесь в ходе Реконкисты сложилось мощное феодальное землевладение церкви, духовно-рыцарских орденов и светских магнатов. Многочисленным был и слой мелкого рыцарства – идальго, владельцев замков (исп. castella – замковая, т. е. страна замков). Их военная служба была начальным звеном формирующейся вокруг королей единой государственности. Особое значение в становлении государства имело и население городов.

Города были важными крепостями, опорными центрами Реконкисты. Население обязывалось нести военную службу, оно составляло значительную часть не только испанской пехоты, но и рыцарской конницы. Военная роль городов определила особую политику власти по отношению к ним. Короли закрепили за городами их традиционные права и привилегии в особых жалованных грамотах – фуэрос, которые составляли основу испанского права той эпохи. Сохранение фуэрос было одним из важнейших политических обязательств власти и главнейшим правовым обычаем страны. Города пользовались широким самоуправлением, избирая магистратов, членов городских советов, даже судей; они располагали собственным ополчением – милицией. Город считался центром прилежащей округи, которая вместе с ним пользовалась привилегиями по фуэрос.

Второе крупнейшее из государств Испании – Арагонское королевство (с XII в.) представляло особого рода политическую федерацию, куда на разных основаниях входили Арагон, Валенсия, Каталония и др. В каждой сохранялись свои правители. Арагон в большей степени, чем Кастилия, сформировал феодально-ленную иерархию. В ней главное место принадлежало не столько королям, сколько магнатам – богатейшим. Их особый статус определялся не только значительными земельными владениями, но и местом в государственной иерархии, сановными должностями и почетными титулами. Низшее дворянство в большей степени было вассалами магнатов, чем короны. Несравнимо слабее были развиты здесь города. Однако на протяжении XIII – XV вв. Арагон присоединил к себе значительные территории в Средиземноморье, в Италии, став крупнейшей морской державой Европы.

Третьим самостоятельным королевством была Португалия. В середине XII в. португальские короли окончательно отделились от Кастилии, признав себя вассалами папского престола. По социальному и политическому развитию Португалия была во многом сходна с Кастилией.

Сложившаяся в крупнейших испанских королевствах государственная организация при многих различиях обладала типическим единством.

Однако это не была законченная ленная монархия. Слабая централизация, недостаточное влияние королевской власти придавали испанской государственности XI – XII вв. значительные черты раннефеодальной монархии.

Полномочия короля были существенно ограничены. Монарх имел право приказов, конфискации владений и имуществ в случае преступлений, он представлял высшую военную власть. Прав законодательства за ним не признавалось, он мог лишь санкционировать в виде фуэрос традиционные привилегии и правовые обычаи. Судебную власть король имел также только в пределах своего домена. Едва ли не единственным радикальным способом управления страной было право короля созывать церковные соборы; власть епископов, всегда поддерживавших централизацию и единство страны, была важным административным рычагом.

Положение королевской власти ослаблялось непризнанием ее наследственного характера. Королей избирали (из состава прежней королевской семьи) на советах духовенства и магнатов. Укрепление единства страны в особенности тормозилось особыми традициями престолонаследия: после смерти королевский домен делился между детьми, которые затем регулярно были вынуждены вести более или менее значительные войны за новое объединение владений.

Королевский дворец был номинальным представителем общегосударственной администрации. Реально его власть и деятельность не выходили за пределы королевского домена. Дворцовая служба была основана на типичном для раннефеодальной монархии домениальном начале. Главой администрации считался майордом (управляющий), выделился начальник рыцарской конницы (кабальерисо), дворцовыми финансами заведовал тесореро. Роль канцлера выполнял нотарио, который руководил писцами и секретарями канцелярии, вел королевскую переписку. Однако собственных государственных и, главное, судебных полномочий ни один из королевских официалов не имел.

Особым, не только феодальным, но и политическим статусом располагали магнаты. Они составляли совсем особое сословие, почти равное королям по своим привилегиям.

Их нельзя было осудить за преступления ни к смертной казни, ни к телесным наказаниям. Суд в их отношении мог вершиться только королем, но и они сохраняли за собой право выдвинуть обвинение против короля. Знать была полностью свободна от налогов, их дома считались абсолютно неприкосновенными для должностных лиц и для закона. В случае нарушения привилегий, фуэрос или иных правовых обычаев, за магнатами сохранялось право объявить королю войну или по крайней мере прибегнуть к узаконенному праву денатурализации – отъезда на службу к другому монарху.

В судьбе правящего слоя времени ранней монархии почти политическую роль сыграл принцип майората в наследовании дворянских имений. Передача наследства допускалась только в одни руки. В результате в стране стало много лишенных собственности дворян, устремившихся в города, смыкавшихся с городским населением и вместе с ним формировавшим новую социальную среду. Они же стали основой для новой наемной королевской армии, которая обеспечила короне хотя бы некоторую самостоятельность в военных делах.

В период становления государственной организации во всех монархиях Пиренейского полуострова королевская власть была относительно слабее политической роли сословий, особенно сословных прав знати и дворянства. Под влиянием этих условий ленная (с чертами раннефеодальной) монархия довольно быстро приобрела формы сословной монархии. Уже с конца XII – начала XIII в. в отдельных королевствах возникли характерные для нее учреждения и институты. Роль и значение этих институтов, особенно сословно-представительных учреждений, в испанских монархиях XIII – XV вв.

были настолько определяющими для государственно-политического развития, что Испанию можно назвать страной, где сословная монархия как форма феодальной государственности сложилась в наиболее классическом и завершенном виде.

Королевская власть медленно меняла свой статус. Ее значение объективно возросло вместе с укреплением централизованной администрации, но политических и правовых полномочий не прибавилось. К XV в. корона проявила отчетливые стремления закрепить за собой право на законодательство (с XIII в. короли издавали ordenamentos – уставы). Однако сословные порядки ограничивали это право пределами королевского домена либо подтверждением ранних фуэрос. Получили признание судебные прерогативы короля – аудиенции (1355 – 1371 гг.). Королевский суд стал одной из высших инстанций, в том числе по спорам политического характера. Чеканка монеты также была признана одной из королевских прерогатив. Король обрел признанное право руководить Советом (Арагон, 1344).

Повышению политического веса королевской власти способствовало изменение порядка наследия престола. Вместо избрания закрепилось право передачи престола в роде короля, следуя принципу майората: преемником становился перворожденный ребенок монарха. Однако это право сколько укрепляло позиции короны, столько же их и ослабляло. Майоратным преимуществом охватывались все дети, независимо от пола: престол могли отныне наследовать и женщины, что стало неединичным явлением, особенно в Арагоне. Возрастание значения брачных вопросов для короны предопределило укрепление влияния церкви и высшего духовенства на судьбы власти.

Королевский дворец превратился постепенно в высшее учреждение общегосударственной администрации. Он частью утратил домениальные черты, однако влияние коронных должностных лиц на местное управление было слабым и почти не институализированным. Состав королевских официалов изменился в сторону обособления общеадминистративных функций. Главным лицом коронной администрации стал хранитель печати – королевский канцлер. Он ведал составлением королевских грамот, дипломатическими сношениями. За ним закрепилось право визирования королевских распоряжений, а тем самым и право общеадминистративного контроля за их исполнением. Единственным из военных официалов короля остался знаменосец; остальные функции управления армией были в руках магнатов или сословных учреждений. Майордом сосредоточил у себя управление финансами. Появилась должность верховного судьи королевской юстиции – главного аделантидо.

В XIII в. возник Королевский совет как орган общеполитического и административного руководства; ему, в частности, принадлежало право решения важнейших военных дел и вопросов законодательства. В отличие от других сословных монархий Европы и в Кастилии, и в Арагоне советы были королевскими только по названию и по центральной значимости: формирование их в большей степени зависело от сословно-представительных учреждений, которые направляли туда до 12 советников. С XIV в. вошло в практику, что эти советники должны выбираться из наиболее сведущих законоведов (числом от 4 до 12). В XV в. Королевский совет подразделялся на 2 палаты с более точной специализацией: одна – судебная, другая – для чисто административных дел короны и королевства.

Эрмандады формировали свою военную организацию, свою автономную юрисдикцию. Членство в них горожан определенной сословной принадлежности было обязательно. Братства располагали своим бюджетом, своим постоянным руководством – хунтой. У эрмандад сложилась и своя администрация во главе с президентом, капитан-генералом (военачальником), казначеем. Своя организация была и у судов эрмандад. С возрастанием роли королевской власти эрмандады постепенно превращались в орудие правительственной политики против социальных низов и против знати. Однако прочность их самоорганизации делала эрмандады прежде всего институтом охраны сословных привилегий и учреждений.

Охране сословных прав была посвящена деятельность еще одного института эпохи – верховного суда (хустисии). Существование такого органа юстиции, по сути конституционной, было отличительной особенностью испанской сословной монархии, признаком ее особой прочности. Вместо ранее признанного права дворянства на вооруженное сопротивление королевской администрации (что препятствовало крепости централизованного государства) сформировалась судебная охрана сословных прав через выборные учреждения. На сессии кортесов создавался трибунал верховного судьи, назначавшегося королем пожизненно и несменяемого. Трибунал располагал мощными рычагами защиты подданных: правом фирмы (изъятия дела из любого суда для собственного рассмотрения) и правом манифестации (задержания под своей охраной подданного, преследуемого королевской юстицией). В 1390 г. кортесы создали и специальный институт инквизиции – сословных надзирателей за работой высшей хустисии. Суд был мощным орудием сословного покровительства, противодействия короне – особенно после того как почти на 150 лет судейское звание закрепилось за членами семьи Лануса.

Решающие успехи централизации в Испании пришлись на конец XV – начало XVI в. В 1469 г. королева Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский заключили династический брак. Это привело в 1479 г. к политической унии Кастилии и Арагона, а в конечном счете – к созданию единого Испанского королевства. Опираясь на поддержку городов, среднего рыцарства и новых торговых слоев, связавших свою жизнь с набиравшей силу колониальной экспансией, короне удалось нейтрализовать мятежную знать, подавить сословное противодействие. Идея укрепления централизации вызвала поддержку и со стороны кортесов: на сессии 1480 г. были ликвидированы политические привилегии знати, введены запреты на ведение частных войн, изъяты из их ведения многие частные доходы. Сословные учреждения выступили в итоге одним из орудий централизации на новой основе и создания мощной испанской монархии. (Поначалу Кастилия и Арагон сохранили свои учреждения, Фердинанд был уполномоченным правителем Изабеллы; суд в стране осуществлялся от имени обоих.)

Сословные учреждения, однако, еще долго сохраняли свое значение: в Кастилии кортесы собирались 44 раза до 1665 г., в Наварре – 43 раза (до середины XVII в.), в других областях – до 13 – 17 раз. Полномочия их постепенно сокращались. С конца XV в. кортесы не вмешивались более в дела престолонаследия, с XVI в. лишены были права петиций, влияния на законодательство. За ними сохранилось лишь утверждение налогов – впрочем, также сокращавшееся в своем значении после введения постоянных королевских податей с торговых операций.

В первой половине XVI в. были существенно ограничены церковная и сеньориальная юрисдикция, сформировалось постоянное войско, упало значение ополчений городов и эрмандад. С началом широкой колониальной экспансии в Африку и в Америку практически независимой стала королевская власть в делах внешней политики. Способствовали укреплению единого государства и власти монарха особые отношения монархии с церковью. Королям удалось добиться независимости испанской церкви от Рима, официальной наследственной власти над духовными орденами и над церковной иерархией. В завещании королевы Изабеллы едва ли не впервые официально высказывалась идея о преимуществе королевской воли даже перед законами государства.

Завершающим этапом в государственной централизации и утверждении абсолютизма в Испании стало правление Филиппа II (1556 – 1598), представителя новой в стране династии Габсбургов (с 1519 г.), ветви германских императоров. В эти годы под властью испанской короны был объединен весь полуостров (Португалия присоединена в 1580 г.), шли обширные завоевания в Новом Свете, в Африке. Испанская империя стала поистине всемирной державой, хотя и испытывала временами чувствительные поражения на море от новых соперников – Англии или Нидерландов.

При Филиппе II корона нанесла решающее политическое поражение кортесам и хранителю сословных привилегий – верховному трибуналу. Воспользовавшись восстанием в Сарагосе, которое поддержали сословные учреждения и даже объявили сбор армии для отпора королю, Филипп II, разгромив восставших, сместил верховного судью Лануса, отдал его под суд, а следом сократил полномочия трибунала, реорганизовал общегосударственные кортесы. Юстиция в стране отныне была только королевской.

С XVII в. в королевстве сформировалась постоянная армия на основе всеобщей рекрутской повинности. Однако политическая вовлеченность испанских Габсбургов в династические споры в Средней Европе, в противоборство в Италии и в Германии, сделав армию постоянной участницей военных авантюр, не способствовала становлению прочной военной организации. Испанская монархия в большей степени зависела от чиновничества, церкви и поддержки высшего дворянства (с XVI в. получивших особые титулы – грандов), чем от институтов, типичных для абсолютизма. Вследствие этого уже вскоре после своего государственно-политического укрепления испанский абсолютизм вступил в полосу затяжного кризиса, совпавшего с началом Нового времени. Попытки отдельных министров в XVII в. вывести страну из депрессии путем реформ оказались невыполнимыми. Испания утрачивала позиции политического гегемона в Европе, а затем и в Новом Свете.

Несмотря на все сказанное, знать Леона и Кастилии была менее могущественной и менее независимой в политическом отношении, нежели знать в других странах.

Феодализм — режим, в условиях которого на продолжении средних веков формируется в Европе высшая знать, — отличается следующими характерными особенностями: пожалования королем сеньорам земель в воздаяние их военной службы; установление вассалитета, т. е. таких взаимоотношений между дарителем и лицом, получавшим пожалование, при котором последнее оказывалось связанным присягой на верность; неотменимость пожалований и постепенное превращение их в объекты наследственных владений сеньора с присвоением ему некоторых привилегий и прав; признание за вассалом прав суверенной юрисдикции на территории, которая ему предоставлена, и слияние таким образом двух начал — частной собственности на землю и политической власти, в силу чего вассал короля в свою очередь становится феодальным сеньором по отношению ко всем, кто проживал на пожалованных ему землях; как следствие этого процесса — управление той или иной территорией становится частной и наследственной привилегией сеньоров, которые также получают право феодальных пожалований, подобная система и порождает феодальную иерархию.

Таким образом, начиная с X в. феодализм проявился во Франции и в других странах Европы.

В Леоне и Кастилии феодализм никогда не был выражен в подобных формах.

Пожалования земель королями не предоставлялись в качестве вознаграждения за несение военной службы. Если иногда — очень редко — имели место подобные пожалования, то они всегда носили временный, преходящий характер. Кроме того, эти пожалования король предоставлял в полнее владение, не сохраняя за собой прав (за редкими исключениями) верховного владения (доминикатуры).

Пожалования земель никогда не давали прав, суверенитета их держателям. Если астурийские, галисийские, кастильские нобили (так же как и некоторые монастыри и церкви) иногда: пользовались иммунитетом в отношении королевской юстиции или приобретали право свободно судить жителей своей территории, то это делалось по особой милости или в силу привилегии, которая предоставляла сеньору некоторые права, присущие только королю.

Однако даже в этих случаях пожалование носило ограниченный характер, так как король сохранял за собой некоторые прерогативы, которые позволяли ему ограничивать права иммунитета, поскольку приговоры сеньоров всегда могли быть обжалованы в королевском суде и, кроме того, сеньорам запрещалось иметь тюрьмы в своих доменах.

Что же касается законодательной власти, то уже отмечалось, что если сеньоры иногда предоставляли вольности (фуэрос) своим патронируемым, колонам и т.п., то делалось это только с разрешения короля, который часто принимал меры для изменения этих фуэрос, подтверждая их или предоставляя другие вольности для той же самой сеньориальной территории (фуэро Фернандо I в сеньории епископов Луго).

В изучаемых нами областях не было феодальной иерархии. Таким образом, основные особенности феодализма не проявились в практике социальной организации этих территорий. Правда, в отдельных случаях можно видеть некоторые зачатки этих элементов; отмечаются, например, кое-какие формы взаимоотношений сеньоров с королем, свойственные другим феодальным странам.

Если же порой леонская и кастильская знать в силу жалованных привилегий или по собственному почину получала власть в пределах своих доменов, то все же, и по существу и с чисто юридической течки зрения, необходимо отличать сеньориальный режим этих стран, от феодализма, который имел место в Арагоне, Каталонии и во всей остальной Европе.

Читайте также: