Феномены человеческого бытия и проблема смысла жизни кратко

Обновлено: 02.07.2024

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

Одной из традиционных проблем философии является определение места человека в жизни, смысла его бытия.

Актуальность темы исследования связана с тем, что на протяжении многих веков вопрос о смысле и цели жизни находится в центре общественного и индивидуального сознания рациональных людей. Вопросы о смысле жизни задавались и продолжают задаваться людьми по сей день, выдвигаются конкурирующие гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения. Потребность искать, находить, понимать и переживать смысл своего бытия в самом себе и в других существах является основой духовного бытия человека. Важно отметить, что проблема не ограничивается поиском смысла жизни, человек еще должен его осознать 11, с.3.

Цель исследования — выявить специфику смысла жизни человека в XVIII?XIX веке, а также в условиях глобальных проблем современности (XX век). Поставленная цель конкретизируется и достигается в решении взаимосвязанных задач исследования, среди которых следующие:

рассмотреть понимание смысла жизни в классической немецкой и современной западной философии

Опишите смысл существования человека в современном мире.

Тема реферата — приоритет, который развивается в соответствии с современными реалиями и продолжает мировую историю философии.

Смысл жизни как философская проблема

Смысл человеческой жизни — это философское размышление о назначении и цели такого человеческого дара, как жизнь. Смысл жизни — это осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради которой он ставит цели и стремится реализовать поставленные цели в зависимости от событий и обстоятельств, влияющих на его существование. В то же время это регулятивная концепция, которая помогает человеку прожить свои годы достойно и осмысленно. Каждая развитая мировоззренческая система имеет свои представления о том, что такое жизнь и какой смысл она имеет 6, с. 3.

Смысл жизни — это философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, определению человечества как вида, одно из основных понятий мира, имеющее огромное значение для формирования духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни можно понимать и как субъективную оценку прожитой жизни и соответствие достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направления своей жизни, своего места в мире, как проблему влияния человека на окружающую действительность и постановку целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае возникает необходимость найти ответы на следующие вопросы:

Не каждый человек ставит перед собой цель в жизни, но если он это делает, то тем самым предполагает целенаправленную деятельность.

В реальной жизни существует целое дерево целей. Цель жизни — это главная или общая цель жизни. Кроме них существуют подчиненные, промежуточные или вспомогательные цели.

Подчиненные и промежуточные цели — это цели, реализация которых открывает путь к главной цели жизни, приближает ее.

Главная цель жизни — это цель, реализация которой оправдывает жизнь человека в целом, как субъекта, который находится где-то на одном уровне с обществом и осознает его цели как цели человека вообще или цели того или иного сообщества людей. В главной цели жизни, по логике вещей, сливаются стремления человека как личности и цели общества.

Проблема смысла жизни в классической философии

Немецкая классическая философия XVIII и XIX веков занимает особое место в истории философского мировоззрения. Творческое наследие таких мыслителей, как И. Кант, Г. Гегель, Й. Фихте, Л. Фейербах, имеет огромное значение. С немецкими философами этого периода связано, прежде всего, высокоразвитое философское самосознание, то есть новый уровень понимания смысла и определения философского знания, его идейной и методологической специфики. Нравственная жизнь человека по И. Канту; саморазвитие, самопознание некоего мирового духа, абсолютная идея по Г. Гегелю; человеческая деятельность по И. Фихте, истинная любовь по Л. Фейербаху представляют собой смысл человеческого существования, который наиболее подробно описан в этой главе

Нравственно, если то, что делаю я лично, могут имитировать миллионы других людей, вообще все люди, и жизнь от этого не только не нарушится, но, наоборот, станет более человечной. Например, согласно категорическому императиву Канта, почему нельзя лгать? Потому что если я лгу, если ты лжешь, если все вдруг становятся лжецами, то человеческое общение становится невозможным, и общественная жизнь просто разрушается.

Категорический императив является универсальным и необходимым. Она не только предшествует моральному опыту, моральному поведению, но и делает его возможным. Моральный закон в форме категорического императива дан человеку его разумом. Она коренится в свободном творческом волеизъявлении человека. Человек обязан быть человеком.

Таким образом, речь идет о важности и необходимости рассматривать каждого отдельного человека как представителя человеческого рода, признавая в человеке только личность и не используя его как средство или условие для решения узкопрагматических задач для достижения определенных эгоистических целей. Рассматривать человека как личность — значит уважать его человеческое достоинство, видеть в нем, по крайней мере как тенденцию или как принципиальную возможность, свободную личность, целеустремленное существо. Человек преследует собственные интересы, как и то добро, которое он делает. Добро можно делать только ради добра, а не ради какой-либо выгоды, пользы или других посторонних соображений.

Рассмотренные разновидности смысла жизни, даваемого жизнью разума, вытекающего из него долга, обладают рядом привлекательных свойств. Они дают, так сказать, глубокий душевный покой, развивают и укрепляют нравственные силы человека, возвышают его духовно, что особенно важно в наш нравственно не благополучный век. Они также ведут к более глубокому пониманию мира, обстоятельств и людей, с которыми связана повседневная жизнь каждого из нас. Наконец, они раскрывают и убедительно подтверждают несводимость свободного начала в человеческом существовании, свободу выбора, свободу воли человека.

Деятельность человека как смысл жизни по И. Г. Фихте

Субъективно-идеалистическая философия Фихте была очень влиятельной среди ведущих философов своего времени.

Задача Фихте — раскрыть субъективность во всех объективно существующих вещах. Природа, согласно Фихте, существует не сама по себе, а ради чего-то другого. Для того чтобы реализовать себя, деятельность самости требует некоторого препятствия, через преодоление которого она разворачивает все свои определения и, наконец, реализует себя полностью, тем самым достигая тождества с собой. Однако эта идентичность не может быть достигнута в течение ограниченного времени: Это идеал, к которому стремится человечество, но никогда не достигает его в полной мере. Движение к такому идеалу составляет смысл исторического процесса.

Л. Фейербах о любви как вечном смысле человеческого бытия

Концепция, согласно которой вечным смыслом человеческого существования является любовь, была наиболее полно сформулирована философом Л. Фейербахом.

Так, для Л. Фейербаха смыслом жизни является истинная любовь, которая вознаграждает сущность человека.

Заключение

В статье рассмотрено понятие смысла жизни, описан поиск человеком смысла жизни, отражена взаимосвязь смысла жизни с образом судьбы человека. Подробно описывается понимание смысла жизни у немецких философов XVIII и XIX веков и у западных философов XX в. Дается краткая характеристика смысла жизни современного человека.

Из аннотации ясно, что концепция смысла жизни классических философов существенно отличается от современного понимания этого вопроса.

Следует отметить, что проблема смысла жизни настолько актуальна, что до сих пор философы высказывают множество мнений, и каждый из них пытается обосновать правильность своей концепции.

Поэтому дальнейшее изучение этой проблемы необходимо как для человечества, так и для истории развития философского учения.

Список литературы

  1. Балашов, Л. Е. Философия /Л. Е. Балашов. — M. : Дашков и К, 2005 г. — 672 с.
  2. Бубер, М. Два образа веры / М. Бубер. — M. : Республика, 1995. — 464 с.
  3. Калмыков, В. Н. Основы философии : учебник / В. Н. Калмыков. ? 2 пересмотренное издание. ? Минск. Минск : Вышэйская школа, 2003. ? 541с.
  4. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант — Москва : Мысль, 1994 г. — 591 с.
  5. Евлампиев, И. И. Никколо Макиавелли / И. И. Евлампиев — Санкт-Петербург : РХГИ, 2002 г. — 689 с.
  6. Петров, Г. В. Философия смысла жизни / Г. В. Петров. — Псков : ПГПИ, 2002. — 80 с.
  7. Фейербах, Л. А. Сущность христианства / Л. А. Фейербах. — Москва : Мысль, 1965 г. — 151 с.
  8. Современная западная философия : учебник / В.Л. Абушенко [и др] ; под ред. Т.Г. Румянцевой. ? Д. / Минск : Дом книги, 2009 — 1022 с.
  9. Факты сознания. Предназначение человека. Преподавание естественных наук / перевод с немецкого. ? Минск : Харвест, М. : ACT, 2000. ? 784 с.
  10. Современный человек в поисках смысла жизни : материалы 3-й межвузовской республиканской научно-практической молодежной конференции, Узбекистан, 28 апреля 2008 г. / Алтайский государственный университет ; ред. А. А. Горбунова ? 2008 г. — 25 с.
  11. Емалетдинов, Б. М. Смысл жизни как социокультурный феномен : дис. канд. филос. наук : 09.00.11 / Б. М. Емалетдинов ; Башкирский государственный ун-т. Уфа, 2008. ? 26 с.
  12. Маслянка, Ж. В. Проблема смысла жизни в современной философии : автореферат диссертации. Кандидат философских наук : 09.00.01 / Ю.А. Козлов. В. Маслянка ; Пермский государственный университет им. М. Горького? Пермь, 2008 г. — 24 с.

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Смысл жизни - это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором личности. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ей смысл и, тем самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность.

Любовь и смерть, одиночество и общение, игра – феномены, выявляющие таинственность человеческого бытия.

Феномен – это предмет, который непосредственно есть то, что он есть. Непонятно? Например, я вижу вспышку молнии, чувствую при этом восторг или испуг, замираю в ожидании удара грома, дрожу под холодным потоком грозового ливня, – таков образ грозы в моем переживании.

В принципе, наше сознание всегда имеет дело именно с феноменами. То есть все, что мы осознаем (подвергаем осмыслению), есть чувство, образ, переживание, мысль, а не вещь сама по себе. Это не значит, что помимо феноменов не существуют вещи сами по себе ("вещи-в-себе", по Канту). Феномены выступают по отношению к сознанию как непосредственно данная реальность – независимо от того, стоят ли за нею самосущие объекты или нет. Например, феномен кентавра существует (как образ), хотя соответствующего самосущего объекта в природе не выявлено. Таким образом, феноменом можно называть все, что угодно, что бы ни пришло в голову.

50. Гуманизм и его исторические формы. Права, свободы и обязанности человека, их понимание в истории философии

Гуманизм - философский, нравственно-социологический и социально-исторический принцип отноше­ния к человеку как к высшей ценности. Этот прин­цип выступает как часть мировоззрения общества и личности, определяя значимость всех социальных достижений под углом зрения гуманистических цен­ностей. В разные исторические эпохи гуманизм как философский принцип наполнялся различным со­держанием. Это было обусловлено степенью разви­тости общественных отношений, социальных сво­бод и общим уровнем общественного развития.

Можно сказать так: гуманизм как культурно-ду­ховное ценностное образование является главным со­держанием цивилизационного процесса. В ходе ис­торического развития гуманизм проявляется в раз­ных социальных свойствах, отношениях, качествах и ценностях. К их числу можно отнести следующие:

1. Формирование общественных идеалов.

2. Создание системы духовных ценностей.

3. Формулирование систем этических норм, име­ющих своим основанием реализацию общественно­го идеала.

4. Утверждение в ментальности общества прин­ципов свободы и равенства.

5. Подкрепление принципов свободы и равенства законодательством, правилами общежития, норма­ми каждодневной деятельности.

6. Утверждение принципа свободы воли личности.

7. Установление отношений взаимопомощи, вза­имоуважения, сотрудничества.

8. Создание социальных условий, в соответствии с которыми главной целью общества является сво­бодное развитие каждой личности.

9. Установление отношений уважения прав и достоинства личности.

10. Реализация принципов социальной справедливости, равенства всех перед законом, защиты с насилия и гарантии свобод.

Эти признаки гуманизма, выражающие отношение к человеку, обладание им правами и свободами, являются важными критериями социального развития. Они же выступают критериями цивилизованности общества.

Представления о гуманизме и наполнении его конкретным социально-историческим содержанием менялись от эпохи к эпохе. Зачатки такого отношения к человеку возникли еще в предыстории че­ловеческого общества - в первобытнообщинном строе. Человек всегда требовал уважения к себе, к своей чести и достоинству. Но мера этого уважения и также социальные гарантии, являющиеся осно­вой того, что такое уважение есть социальный прин­цип, всегда были разными. В предыстории челове­ка ростки гуманизма выражались прежде всего в представлениях о ценности человеческой жизни и отказа от посягательства на нее. Хотя в эту, а во многом и другие эпохи данный запрет всегда нарушался. Однако уже в родовом строе в разных системах табуирования (табу - запрет на совершение каких-либо действий), которые выступали форма­ми социальной регламентации, этот запрет имел ме­сто.

Гуманистические взгляды средневековых мысли­телей были связаны с религиозными представлени­ями. Любовь к человеку, уважение ближнего, спра­ведливость и равенство- все это рассматривалось через призму любви к Богу, Эта же любовь пропо­ведовалась как необходимость умерщвления плоти, возвышения духа, главным наполнением которого должны были быть усмирение гордыни, почитание Бога, стремление слиться с ним. В соответствии с этим гуманизм понимался как растворение челове­ка в Боге, слияние с ним. Эпоха Возрождения превозносила не просто природную красоту человека, а его борьбу за самоутверждение в мире, за человеческое достоинство. Художники и мыслители стремились очистить ум и чувства людей от невежества и предрассудков Средневековья.

В дальнейшем поколения мыслителей многих народов стремились разбудить в человеке чувства свободолюбия, гордости и высшего гражданского достоинства, освободить человеческое сознание от раболепия и низкопоклонства, от оков феодализма, показывали величие человека вне зависимости от происхождения, лишь в связи с его нравственными и интеллектуальными качествами.

В наше время гуманизм как прогрессивное мировоззрение и течение общественной мысли, связанное с общественной деятельностью, борется против всех современных бед человечества: войны, безработицы, голода и нужды, болезней и бесправия, политической обработки масс, растления сознания, экологических проблем, преступности, терроризма, наркомании, проституции, - то есть против всего того, что унижает, губит человека, заставляет его страдать, лишает благ, мешает его самореализации и самосовершенствованию. Современный гуманизм опирается на систему общечеловеческих ценностей и совокупность этических норм и отношений в обществе, создающих наиболее благоприятные условия для полноценного развития личности.

Однако современный гуманизм не является течением однородным, к нему иногда относят некоторые разновидности прагматизма, позитивизма и т. п.

смысл жизни человека фото

Смысл жизни человека – это все то, ради чего он живет на земле. Но далеко не каждый, действительно, знает, что заставляет его жить. У каждого думающего человека наступает такой момент, когда перед ним встает вопрос: какой смысл жизни человека, какие цели, мечты, желания заставляют людей жить, преодолевать все жизненные испытания, проходить школу добра и зла, учиться на ошибках, совершать новые и так далее. Разные мудрецы, выдающиеся умы разных времен и эпох пытались найти ответ на вопрос: "какой смысл жизни человека?", но к единственному определению никто, по сути, так и не пришел. Ответ индивидуален у каждого человека, то есть, то в чем видит свой смысл существования один индивид, может совершенно не интересовать другого, в силу различия индивидуально-характерологических особенностей.

Смысл жизни человека состоит в осознаваемой им ценности, которой он подчиняет свою жизнь, то ради чего он ставит жизненные цели и осуществляет их. Это такой компонент духовного смысла существования, который формируется независимо от общественных ценностей и составляет индивидуальную человеческую ценностную систему. Открытие этого смысла жизни и создание ценностной иерархии, происходит у каждого индивида в его размышлениях, основываясь на личном опыте.

Цель и смысл жизни человека обществознание видит полностью реализованными, только в случае необходимых условий общества: свободы, гуманизма, морали, экономических, культурных. Социальные условия должны быть такими, чтобы человек смог реализовать свои цели и развиваться, а не становиться преградой на его пути.

Цель и смысл жизни человека обществознание также видит неразрывным от социальных явлений, поэтому индивид может знать, в чем его цель, но общество может не разделять ее и всячески препятствовать в ее реализации. В некоторых случаях это хорошо, когда речь идет о целях, которые хочет достигнуть преступник, или социопат. Но когда частный предприниматель малого бизнеса хочет развиваться, а социально-экономические условия тормозят его, и ему не разрешается выразить свое мнение, это конечно никак не способствует развитию личности и воплощение ее планов в жизнь.

Смысл жизни человека: философия

Актуальный вопрос в философии – это смысл жизни человека и проблема бытия. Еще античные философы говорили о том, что человек может философствовать, познавая себя, вся загадка существования личности, кроется в ней самой. Человек является предметом гносеологии (познания) и вместе с тем, сам способен познавать. Когда человек постигнул свою сущность, смысл жизни, он решил уже много вопросов в своей жизни.

Смысл жизни человека философия кратко. Смысл жизни является основной идеей, которая определяет предназначение любого объекта, предмета или явления. Хотя истинного смысла можно до конца так и не постигнуть, он может лежать в таких глубинных структурах человеческой души, что человек имеет только поверхностное представление о том смысле. Он может познать его, заглянув вовнутрь себя, или по определенным знакам, символам, но полностью смысл не выходит на поверхность никогда, лишь только просветленные умы могут его постигнуть.

Чаще всего смыслом жизни человека считается значение предметов и явлений, которыми он их наделяет сам, зависимо от его индивидуального восприятия, понимания и степени важности этих предметов непосредственно для этого человека. Поэтому одни и те же предметы, могут обладать множеством значений, в зависимости от людей, с которыми они взаимодействуют. Предположим, какая-то вещь, может быть совершенно невзрачной, и одному человеку из нее нет толку совсем. Но для другого человека, эта, же самая вещь может значить очень много, она наполнена особенным смыслом. Она может ассоциироваться у него с определенными событиями, человеком, она может быть для него дорогой не в материальном плане, а в духовном. Обыкновенным примером тому есть обмен подарками. В подарок человек вкладывает свою душу, несмотря на его цену. Главное, он хочет, чтобы о нем осталась память. В таком случае самый обыкновенный предмет может приобрести небывалый смысл, он наполняется любовью, пожеланиями, заряжается энергией дарующего.

Так же, как и ценность предметов, есть и ценность действий индивида. Каждый поступок человека заряжается смыслом, когда он принимает определенное важное для него решение. Этот смысл обозначает, что определенные действия, несут в себе ценность, зависимо от принятого решения и его ценности для человека и его окружающих. Также он заключается в чувствах, состояниях, эмоциях и постижениях, которые возникают у индивидуума.

Смысл жизни человека, как философская проблема также изучается в религии.

Смысл жизни человека в религии – значит созерцание, и олицетворение божественного начала в душе, ее направленность к сверхчеловеческой святыне и присоединение к высшему благу и духовной истине. Но духовная сущность интересуется не только истиной, какая описывает предмет, является его сущим значением, но сам смысл этого предмета для человека и удовлетворение потребностей.

В таком смысле человек также надает значение и оценку фактам, случаям и эпизодам из его жизни, которые были для него значимыми и через призму этого реализует свое ценностное отношение к окружающему миру. Особенность взаимосвязи индивида с миром, происходит, благодаря ценностному отношению.

Смысл и ценность жизни человека , соотносятся так – ценность человек определяет, как все, что имеет для него значимость, несет смысл, является родным, дорогим и священным.

Смысл жизни человека - философия кратко, как проблема. В двадцатом веке философы особенно интересовались проблемами ценности человеческой жизни и выдвигали разные теории и концепции. Теории ценностей были также теориями смысла жизни. То есть смысл и ценность жизни человека, как понятия, отождествлялись, поскольку значение одного переходило в другое.

Ценность определяется практически одинаково во всех философских течениях и отсутствие ценности также объясняют тем, что человек безразличен и его не интересуют в жизни никакие различия между категориями добра и зла, истиной и ложью. Когда человек не может, определить ценность, или не знает, какими из них в собственной жизни ему руководствоваться, значит, он потерял себя, свою сущность, смысл жизни.

Самыми важными среди личностных форм психики индивида имеют ценность – воля, решительность, саморегуляция и самообладание. Важнейшими ценностными ориентирами личности есть – вера, как положительные стремления человека. Именно благодаря вере человек ощущает себя, живим, он верит в лучшее будущее, он верит, что достигнет своей жизненной цели и, что его жизнь имеет смысл, без веры, человек пустой сосуд.

Проблема смысла жизни человека стала особенно развиваться в девятнадцатом веке. Также образовалось философское направление – экзистенциализм. Экзистенциальные вопросы – проблемы человека, живучего повседневной жизнью, и переживающего депрессивные эмоции и состояния. Такой человек переживает состояние скуки, страха смерти и стремление освободиться.

Проблема смысла жизни человека, изучение его жизненного пути, испытаний, тяжести и проблем есть предметом направления в экзистенциализме – логотерапии. В центре ее стоит человек, как существо, не ведающее своего предназначения, и ищущее успокоение души. Именно то, что человек ставит перед собой вопрос о смысле жизни и бытии, определяет его сущность. В центре логотерапии – процесс поиска смысла в жизни, в течение которой, человек либо будет целеустремленно искать смысл своего бытия, раздумывать над этим вопросом и пробовать что – делать, либо, он разочаруется в поисках и перестанет дальше делать какие-нибудь шаги для определения своего существования.

Цель и смысл жизни человека

Человек должен хорошо поразмыслить, в чем заключается его предназначение, чего он хочет достигнуть в данный момент. Потому что в течение жизни, его цели могут меняться, в зависимости от внешних обстоятельств и внутренних метаморфоз личности, ее желаний и намерений. Изменение жизненных целей можно проследить на простом жизненном примере. Допустим, девушка, заканчивающая школу, мечтает сдать экзамены на отлично, поступить в престижный университет, она бредит карьерой и откладывает свадьбу со своим парнем до неопределенного времени. Проходит время, она приобретает капитал для своего бизнеса, развивает его и становится успешной бизнес-леди. В итоге первоначальная цель достигнута. Теперь она готова делать свадьбу, она хочет детей и видит в них свой дальнейший смысл жизни. В данном примере были выдвинуты две очень сильные цели, и независимо от их последовательности, они обе достигнуты. Когда человек точно знает, чего он хочет, его ничто не остановит, главное, чтобы были грамотно сформулированы эти цели и алгоритм действий для их достижения.

По пути к достижению основной жизненной цели человек проходит определенные этапы, между которыми тоже есть цели так называемые промежуточные. Например, сначала человек учится, чтобы приобрести знания. Но важны не сами по себе знания, а их практическая применяемость. Потом получение диплома с отличием может поспособствовать получению престижной работы, а правильное выполнение своих обязанностей содействует повышению карьерной лестницы. Здесь чувствуется переход важных целей и внедрение промежуточных, без которых не достигается общий результат.

Цель и смысл жизни человека. Бывает, что два человека с одинаковыми ресурсами совершенно по-разному проживают свой жизненный путь. Один может добиться одной цели и смириться с тем, он не чувствует необходимости идти дальше, а другой, более целеустремленный, все время задает себе новые цели, добиваясь которых чувствует себя счастливым.

Практически всех людей объединяет одна жизненная цель – создание семьи, продолжение рода, воспитание детей. Таким образом, дети есть смыслом жизни многих людей. Потому что, с появлением на свет ребенка, все общее внимание родителей сосредотачивается на нем. Родители желают обеспечить ребенка всем необходимым и работают ради этого, стараясь, как можно лучше. Потом работают, чтобы дать образование. Но, главное, каждый родитель мечтает воспитать своего ребенка нужным образом, чтобы он вырос добрым, справедливым и разумным человеком. Потом дети, получив все необходимые ресурсы от родителей, на их старости, могут их отблагодарить и ставят своей целью заботу о них.

Смыслом существования людей есть желание сохранить по себе след на земле. Но не все ограничиваются стремлением продолжения рода, некоторые имеют запросы побольше. Они проявляют себя, пытаясь, выделится из серой массы в разнообразных сферах жизни: спорте, музыке, искусстве, науке и других областях деятельности, это зависит от талантов каждого человека. Достижение какого-то результата может быть целью человека, как планка, которую он перепрыгнул. Но, когда цель человека реализуется достижением и он понимает, что принес этим пользу людям, он чувствует намного большее удовлетворение от сделанного. Но вот на достижение и полную реализацию такой великой цели могут уйти года. Многих выдающихся людей, так и не признали за их жизни, но постигли смысл их ценности, когда тех уже не было в живых. Многие так и умирают в молодом возрасте, когда достигли определенной цели, и не видели больше смысла в жизни, закончив ее самоубийством. Среди таких людей в основном творческие личности (поэты, музыканты, актеры), и потеря смысла жизни для них является творческим кризисом.

Такая проблема порождает мысли о продлении человеческой жизни, и она может быть научной целью, но нужно ясно понимать, для чего это нужно. Если смотреть с позиции гуманизма, то жизнь имеет самую высокую ценность. Поэтому ее продление было бы прогрессивным шагом в отношении общества, и также отдельных людей конкретно. Если данную проблему рассматривать с точки зрения биологии, то можно утверждать, что некоторые успехи в этой области уже есть, например, пересадка органов, и лечение болезней, которые когда-то считались неизлечимыми. Очень много говорится об эликсире молодости, как источнику для поддержания вечно молодого тела, но это пока из уровня фантастики. Даже если отсрочить старость, придерживаясь здорового и правильного образа жизни, она неизбежно наступит, вместе со всеми своими проявлениями, психологическими и биологическими. Значит, целью медицины также должен быть некий способ, чтобы состарившееся люди не ощущали физический дискомфорт и не жаловались на рассудок, память, внимание, мышление, чтоб сохранили умственную и физическую работоспособность. Но не только наука должна заниматься продлением жизни, также само общество должно создавать необходимые условия для развития человеческих талантов, обеспечивать включённость в общественную жизнь.

Жизнь современного человека очень быстрая, и ему приходится расходовать немало энергии и сил, чтобы соответствовать нормам общества и успевать за прогрессом. Когда человек находится в таком ритме, ему не остается времени на то, чтобы остановиться, перестать делать повседневные дела и заученные, отработанные до автоматизма движения и подумать, а ради чего все это делается и насколько оно действительно дорого, глубоко осмыслить жизнь и развивать духовную сферу жизни.

Смысл жизни современного человека – это погоня за миражами, воображаемым успехом и счастьем, внедряемых шаблонов в головы, фальшивой культурой потребления современности. Жизнь такого человека не несет ценности в духовном плане, она выражается в постоянном потреблении, выжимании из себя всех соков. Результатом такого образа жизни есть нервозность, депрессия, синдром эмоционального выгорания, усталость. Люди хотят урвать себе большой кусок, занять место под солнцем, невзирая на потребности других. Если смотреть с такого ракурса, то, кажется, что жизнь катится ко дну, и скоро люди станут подобными роботам, бесчеловечные, бессердечные. К счастью, очень мала вероятность такого хода событий. Эта идея очень крайняя, и, по сути, касается только тех, кто действительно взвалил на себя бремя карьеры и все связанные с ней трудности. Но можно современного человека рассматривать и в другом контексте.

Смысл жизни современного человека – рождение и воспитание детей, которыми можно гордиться, самосовершенствование и усовершенствования мира. Каждый современный человек является творцом будущего мира, и каждая трудовая деятельность человека есть вложением в развитие общества. Осознавая свою ценность, человек понимает, что его жизнь имеет смысл, и ему хочется еще больше отдавать себя, инвестировать в будущее поколение, делать добрые поступки для блага общества. Причастность к достижениям человечества, дает людям понимание их собственной значимости, они чувствуют себя носителями прогрессивного будущего, потому что им посчастливилось жить именно в такое время.

Смысл жизни современного человека в самосовершенствовании, повышении квалификации, получению диплома, новых знаний, благодаря которым можно генерировать новые идеи, создавать новые объекты. Такой человек, естественно, ценится, как хороший специалист, особенно когда ему нравится то, что он делает и считает это своим смыслом жизни.

Когда умные родители, то и дети соответственно должны быть такими. Поэтому родители стремятся развивать, образовывать своих детей, чтобы из них вышли достойные члены общества.

Смысл жизни и предназначение человека

Смысл проявляется в трех категориях – онтологическом, феноменологическом и личностном. За онтологическим взглядом все предметы, явления и события жизни имеют смысл, в зависимости от их влияния на его жизнь. Феноменологический подход гласит, что в сознании существует образ мира, в который входит личностный смысл, который дает оценку объектов лично для человека, обозначает ценность данного явления или события. Третья категория – это смысловые конструкты человека, которые обеспечивают саморегуляцию. Все три структуры обеспечивают человека пониманием его жизни и раскрытием истинного смысла жизни.

Проблема смысла жизни человека тесно переплетена с его предназначением в этом мире. Например, если человек уверен, что его смысл жизни в том чтобы внести в этот мир добро и божью благодать – его предназначение быть священником.

Предназначение – это способ бытия человека, оно определяет его смысл существование с самого рождения. Когда человек четко видит свою цель, знает, чем ему заниматься, он полностью всем своим телом и душой отдает себя этому. В этом и заключается предназначение, если человек не выполняет его, он теряет смысл жизни.

Когда человек думает о своем предназначении в жизни, он приближается к мысли о бессмертии духа человеческого, своих поступков, их значении сейчас и в будущем, того что после них останется. Человек по природе своей смертен, но раз уж ему дана жизнь, он должен понимать, что все, что с ним связанное в этом недолгом отрезке его жизни, ограничено только датой его рождения и смерти. Если человек хочет выполнить свое предназначение, он будет делать поступки, которые будут социально важными. Если человек не будет верить в бессмертие души, его бытие будет немыслимым и безответственным.

Смысл жизни и предназначение человека – это жизненно важное решение. Каждый человек сам выбирает, как себя воспринимать, как личность, тело и душу, и потом раздумывать над тем, куда нужно идти и что нужно делать. Когда человек обрел истинное предназначение, он становится более уверенным в ценности своей жизни, четко может выстроить свои жизненные цели и относиться к миру с добротой и благодарностью за дарованную жизнь. Предназначение, как река, по течению которой плывет человек, и если он сам не знает к какой пристани ему плыть, ни один ветер не будет ему попутным. Религия видит свое предназначение в служении Богу, психологи – служении людям, кто-то в семье, кто-то о сохранении природы. И нельзя кого-то осуждать за избранный им путь, каждый поступает, так как хочет, как чувствует.


В настоящее время установлено, что неживая и живая материи едины. Это единство состоит в том, что все неживые вещи и живые и тела состоят из одних и тех же атомов химических элементов. Кроме того, все виды неживой и живой природы подчиняются единому закону сохранения вещества и энергии. Живое вещество получает энергию из неживой природы.

Человек есть высший продукт материи.

Еще с древности мудрецы пытались понять проблемы происхождения и сущности человека. Первый философ Гомер отметит, что человек порожден Океаном. Сейчас существует множество теорий происхождения человека, их можно разделить на 5 групп:

Теория эволюционизма в большей степени выражает достижения материалистической науки. Развитие современной теории молекулярной биологии позволило ученым аккумулировать достаточный естественнонаучный материал для философского осмысления многообразных видов проявления жизни нашей на планете. Кроме того, открытия в биохимии, биофизике, нанотехнологии, предполагают кибернетическую картину существования и воспроизведения сложных управляемых систем в технике и живой природе, постепенно формируется иная научная картина жизни, которая способна допустить существование иных форм жизни на небелковой основе.

Но человек не просто живёт, он пытается осознать смысл своей жизни.

Проблема смысла жизни в философии рассматривается в нескольких аспектах: 1) объективистский подход (Спиноза, Гегель и др. ), он связан с христианской традицией, где человек подчинен судьбе, предписанной ему свыше; 2) субъективистский. В основе его творческая самостоятельность и активность человека.

В проблеме смысла жизни подходят с трех измерений: 1 – все живое во Вселенной имеет право на жизнь в силу своего факта рождения, 2 – жизнь конечна; 3 – поиск бессмертия.

Жить, что был смысл. Для чего мы живем? Смысл жизни – это всегда перспективы, будущее в настоящем.

Смерть – это естественное и необратимое прекращение жизнедеятельности биологической системы. С точки зрения современной биологии смерть – это смерть сознания.

Врач, психиатр и философ Элизабет Кюблер – Росс описала 5 стадий умирания (смертельно больного человека): отрицание, гнев, попытка торговаться, депрессия, принятие.

Но человек ищет бессмертия в продолжении рода, в своих детях, в научном и художественном творчестве.

«Есть только явь и свет,

Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.

Мы все уже на берегу морском,

И я из тех, кто выбирает сети,

Кроме того, проблема сейчас ставится еще глубже: А есть ли жизни до жизни?

Важная составляющая человеческого бытия, смысла его существования – это счастье.

Что такое счастье?

Одни говорят, что страсти,

Карты, вино, увлеченье. –

Все острые ощущенья.

Другие верят, что счастье –

В окладе большом и власти

В глазах секретарш влюбленных

И трепете подчиненных.

Третьи считают, что счастье

Это большое участье

Забота, тепло, вниманье

И общность переживания.

Но мненью четвертых это –

С милой сидеть до рассвета,

Однажды в любви признаться

И больше не расставаться

Еще есть такое мненье,

Что счастье – это горенье,

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья полета.

А счастье, по – моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

в зависимости от человека.

В эвдемонизме, счастье – это мотив всех человеческих целей и устремлений.

Чувство счастья зависит не от достижения или получения определенных благ, а от внутренней способности человека быть счастливым. Чем выше запросы (интеллект) человека, тем труднее достичь ему состояния счастья.

Чтобы быть счастливым надо иметь желание быть счастливым!

Каждый человек уникален, а его жизнь – это реализация потенциала Великой Вселенной, частицей которой он является.

Читайте также: