Феноменологическая социология шюца кратко
Обновлено: 05.07.2024
Основателем феноменологической философиибыл Эдмунд Гуссерль (1859—1938), чьи основные работы вышли в конце XIX— начале XX в. Развивая радикальные концепции, он ставил своей задачей создание философии, которая обращалась бы к корням нашего знания и опыта, считая, что научное знание все более отрывается от повседневности — источника наших познаний, и что феноменология способна восстановить эту связь. Полвека спустя социологи использовали тот же самый аргумент, направив его против устоявшейся социальной теории, в частности против структурного функционализма, утверждая его оторванность от социального опыта и социальной жизни.
Если другие теоретические подходы к человеческому Действию (деятельности) рассматривают его, прежде всего как отношение к внешним объектам и другим людям, то здесь действие — это в первую очередь воздействие сознания на чувственный опыт с целью получения знания, это внутренний процесс осознания, индивидуального или коллективного. Правда, перенесение деятельности внутрь, в наше сознание, затрудняет построение теории общества, но зато позволяет построить теорию личности и индивидуального поведения.
Истоки феноменологической социологии в проекте А. Шюца
В жизненном мире скрыты очевидности, которые обеспечивают доступ к реальности. Соответственно, человек, погруженный в жизненный мир, переживает его, постоянно реконструирует и воспринимает. Жизненный мир характеризуется интерсубъективностью, другими словами, переживается личностью как общий для нее и других.
Готовые работы на аналогичную тему
Более того, ученый выделяет два типа взаимосвязей:
- совокупность будничных действий, социально принятых условностей, посредством которых личность категоризирует собственный экзистенциальный опыт и сообщает о нем. Данное знание определяется жизненным миром личности и организовывается в типических структурах - типизациях;
- знание второго порядка составляется научным пониманием специалистов, при помощи которого социолог интерпретирует осознанные структуры жизненного мира.
Дальнейшее развитие феноменологической социологии в трудах П. Бергера, Т. Лукмана
Дальнейшее развитие данное научное направление получило в трудах П. Бергера и Т. Лукмана, которые стремятся согласовать принудительность социальных структур и индивидуальной автономности, указывая, что наряду с детерминацией со стороны социальных институтов, социальных структур присутствует принудительность со стороны индивидуального сознания. Категория жизненного мира в данной концепции представлена повседневной реальностью и особенностями ее осмысления членами социума.
Повседневная реальность в рамках данного подхода понимается как особая реальность, которая интерпретируется человеком и имеет для него субъективную значимость в качестве цельного мира.
Данная особая реальность содержит многочисленные схемы типизации, на языке которых представляется возможным понимание других членов социума и взаимодействие с ними. Люди воспринимают других как тип и, соответственно, взаимодействуют с ними в ситуациях, которые представляются типичными.
Роль и значение социальных структур в концепции П. Бергера, Т. Лукмана
Социальные структуры не являются чем-то существующим над людьми и определяющим их поступки и поведение. Они воспринимаются как существующие в сознании личности, проявляющиеся в их повседневных обычаях и привычках, в рамках которых большинство представителей социума предпочитают проводить свою жизнь. Другими словами, социальные институты не существуют отдельно, но конструируются в сознании людей, приобретая впоследствии власть над человеком, воздействуя на его поступки и поведение.
Некоторые вопросы, значимые для социальных наук, не попадают в их поле зрения и вообще не могут быть решены ими самостоятельно:
(1) Вопросы, касающиеся методов и основополагающих понятий социальных наук:
Многие факты человеческого мышления и поведения принимаются социологами как данность: то, что существуют другие люди; то, что люди оказывают влияние друг на друга; то, что между людьми возможна коммуникация с помощью знаков и символов; то, что социальные группы, институты, правовые, экономические и прочие системы являются неотъемлемыми элементами нашего жизненного мира; то, что жизненный мир имеет свою историю; то, что существует язык; то, что сознательная жизнь индивида доступна сознанию другого; и т.д. (По Шюцу, «все эти представления явным или неявным образом составляют тот фундамент, на котором держится работа всех социальных ученых.) — Эти феномены просто принимаются как данность, как нечто само собой разумеющееся. — Но все это нуждается в обосновании, и феноменология может дать такое обоснование.
Социологи неизбежно руководствуются в своей работе самоочевидными (для них), но неясными допущениями, неизбежно привносят в социологию структуры обыденного мышления. — Каковы эти допущения? Каковы эти структуры? Насколько правомерно считать социологию более высокой формой знания по сравнению с тем знанием об обществе, которым обладает обыватель? — Феноменология располагает средствами для ответа на эти вопросы.
(2) Вопросы, относящиеся к природе социальности, например:
— каким образом возможны взаимное понимание и коммуникация?
— каким образом возможно, что человек совершает осмысленные действия?
— каким образом социолог вообще может истолковать и объяснить действия другого? и что он фактически делает, когда пытается решить эти задачи?
Сама социология не может ответить на эти вопросы; здесь она тоже может прибегнуть к помощи феноменологии.
Основные труды:
а также множество англоязычных статей, среди них наиболее важные:
v МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Феноменологическое определение природы социального мира (как смыслового мира, мира феноменов) требует от социальных наук принятия методологических принципов, адекватных исследуемому предмету. — Прежде всего, необходимо принять постулат субъективной интерпретации.
Постулат субъективной интерпретации: этот постулат требует исходить в описаниях и концептуализациях социального мира из точки зрения актора (действующего лица). — Принятие этого постулата является одной из гарантий адекватного описания социального мира. (Ср.: аналогичные постулаты у М. Вебера, У.А. Томаса, чикагцев, Т. Парсонса).
Переосмысливая веберовский опыт применения аналогичного постулата, Шюц сосредоточивает внимание на необходимости ограничить полет воображения, им предусматриваемый, и вводит с этой целью четыре ограничительных постулата:
1) Постулат релевантности: выбранная проблема задает схему соотнесения (frame of reference), в рамках которой должны строиться идеальные типы.
2) Постулат логической согласованности: система идеальных типов должна строиться в соответствии с принципами формальной логики.
3) Постулат адекватности: типы должны конструироваться так, чтобы каждое действие актора в жизненном мире, соответствующее социально-научной типизации, было понятно самому актору и любому другому человеку.
4) Постулат совместимости: новое знание должно быть совмещено со всем корпусом накопленного научного знания.
v ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ШЮЦА: ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ
Мир, в котором действительно живет актор, есть мир феноменов (не мир объектов в прямом смысле слова, не мир вещей-в-себе). Это осмысленный, смысловой мир. — Ср.: подход Дж. Г. Мида. — И это мир, в котором актор не только мыслит, но и действует в обычном социологическом смысле слова:
· непосредственность его переживания;
· целостность, нерасчлененность, нетематизированность.
— интенциональность актов мышления и действий;
Это переживание потока сознания другого в живой одновременности я предлагаю назвать общим тезисом существования другого Я. Это означает, что данный поток сознания, принадлежащий не мне, проявляет ту же фундаментальную структуру, что и мое собственное сознание. Это значит, что другой подобен мне и способен мыслить и действовать так же, как и я… Таким образом, отсюда следует, что другой может, как и я, жить либо в своих действиях и мыслях, интенционально направленных на объекты, либо обращаясь к своему собственному действованию и мышлению; что свое Я он может переживать лишь в прошедшем времени, но мой поток сознания способен увидеть в живом настоящем; что, следовательно, он имеет подлинный опыт старения вместе со мной, который, насколько мне известно, я имею вместе с ним.
Социальный мир изначально интерсубъективен. — Ориентация на выявление структур интерсубъективности (как базовых условий всякой коммуникации).
Есть и другие родственные по значимости (формальные) идеализации, поддерживающие организованный характер повседневного опыта и повседневных практических действий.
Есть и другие свойства обыденного мышления и обыденного социального мира. — Их значимость. — (Проверка реальности этих идеализаций Гарфинкелем.)
Действие = развертывающийся процесс действования, действие в его совершении.
Акт = совершенное действие, схватываемое в прошедшем времени.
(Действие в процессе его совершения не может быть схвачено сознанием; акт как нечто уже свершившееся — может.)
Проект (как интенциональный объект): цель, видимая в будущем совершенном времени как уже достигнутая, и шаги, ведущие к ее достижению.
II. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
Некоторые вопросы, значимые для социальных наук, не попадают в их поле зрения и вообще не могут быть решены ими самостоятельно:
(1) Вопросы, касающиеся методов и основополагающих понятий социальных наук:
Многие факты человеческого мышления и поведения принимаются социологами как данность: то, что существуют другие люди; то, что люди оказывают влияние друг на друга; то, что между людьми возможна коммуникация с помощью знаков и символов; то, что социальные группы, институты, правовые, экономические и прочие системы являются неотъемлемыми элементами нашего жизненного мира; то, что жизненный мир имеет свою историю; то, что существует язык; то, что сознательная жизнь индивида доступна сознанию другого; и т.д. (По Шюцу, «все эти представления явным или неявным образом составляют тот фундамент, на котором держится работа всех социальных ученых.) — Эти феномены просто принимаются как данность, как нечто само собой разумеющееся. — Но все это нуждается в обосновании, и феноменология может дать такое обоснование.
Социологи неизбежно руководствуются в своей работе самоочевидными (для них), но неясными допущениями, неизбежно привносят в социологию структуры обыденного мышления. — Каковы эти допущения? Каковы эти структуры? Насколько правомерно считать социологию более высокой формой знания по сравнению с тем знанием об обществе, которым обладает обыватель? — Феноменология располагает средствами для ответа на эти вопросы.
(2) Вопросы, относящиеся к природе социальности, например:
— каким образом возможны взаимное понимание и коммуникация?
— каким образом возможно, что человек совершает осмысленные действия?
— каким образом социолог вообще может истолковать и объяснить действия другого? и что он фактически делает, когда пытается решить эти задачи?
Сама социология не может ответить на эти вопросы; здесь она тоже может прибегнуть к помощи феноменологии.
Основные труды:
а также множество англоязычных статей, среди них наиболее важные:
v МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Феноменологическое определение природы социального мира (как смыслового мира, мира феноменов) требует от социальных наук принятия методологических принципов, адекватных исследуемому предмету. — Прежде всего, необходимо принять постулат субъективной интерпретации.
Постулат субъективной интерпретации: этот постулат требует исходить в описаниях и концептуализациях социального мира из точки зрения актора (действующего лица). — Принятие этого постулата является одной из гарантий адекватного описания социального мира. (Ср.: аналогичные постулаты у М. Вебера, У.А. Томаса, чикагцев, Т. Парсонса).
Переосмысливая веберовский опыт применения аналогичного постулата, Шюц сосредоточивает внимание на необходимости ограничить полет воображения, им предусматриваемый, и вводит с этой целью четыре ограничительных постулата:
1) Постулат релевантности: выбранная проблема задает схему соотнесения (frame of reference), в рамках которой должны строиться идеальные типы.
2) Постулат логической согласованности: система идеальных типов должна строиться в соответствии с принципами формальной логики.
3) Постулат адекватности: типы должны конструироваться так, чтобы каждое действие актора в жизненном мире, соответствующее социально-научной типизации, было понятно самому актору и любому другому человеку.
4) Постулат совместимости: новое знание должно быть совмещено со всем корпусом накопленного научного знания.
v ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ШЮЦА: ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ
Мир, в котором действительно живет актор, есть мир феноменов (не мир объектов в прямом смысле слова, не мир вещей-в-себе). Это осмысленный, смысловой мир. — Ср.: подход Дж. Г. Мида. — И это мир, в котором актор не только мыслит, но и действует в обычном социологическом смысле слова:
· непосредственность его переживания;
· целостность, нерасчлененность, нетематизированность.
— интенциональность актов мышления и действий;
Это переживание потока сознания другого в живой одновременности я предлагаю назвать общим тезисом существования другого Я. Это означает, что данный поток сознания, принадлежащий не мне, проявляет ту же фундаментальную структуру, что и мое собственное сознание. Это значит, что другой подобен мне и способен мыслить и действовать так же, как и я… Таким образом, отсюда следует, что другой может, как и я, жить либо в своих действиях и мыслях, интенционально направленных на объекты, либо обращаясь к своему собственному действованию и мышлению; что свое Я он может переживать лишь в прошедшем времени, но мой поток сознания способен увидеть в живом настоящем; что, следовательно, он имеет подлинный опыт старения вместе со мной, который, насколько мне известно, я имею вместе с ним.
Социальный мир изначально интерсубъективен. — Ориентация на выявление структур интерсубъективности (как базовых условий всякой коммуникации).
Есть и другие родственные по значимости (формальные) идеализации, поддерживающие организованный характер повседневного опыта и повседневных практических действий.
Есть и другие свойства обыденного мышления и обыденного социального мира. — Их значимость. — (Проверка реальности этих идеализаций Гарфинкелем.)
Действие = развертывающийся процесс действования, действие в его совершении.
Акт = совершенное действие, схватываемое в прошедшем времени.
(Действие в процессе его совершения не может быть схвачено сознанием; акт как нечто уже свершившееся — может.)
Проект (как интенциональный объект): цель, видимая в будущем совершенном времени как уже достигнутая, и шаги, ведущие к ее достижению.
Феноменологическая социология
Феноменологическая социология основана на критическом анализе социологического позитивизма, в том числе марксизма. Феноменологические социологи (в частности, Дэвид Сильверман, Дэвид Уолш, Майкл Филипсон, Пол Филмер) подвергли критике принципы социологического позитивизма:
- социальный объективизм, т. е. рассмотрение общества как объективного, подобного физическому, мира, независимого от человеческого сознания и деятельности;
- отношение к индивиду как к несущественной части социальных процессов.
Феноменологические социологи считают предметом своего исследования прежде всего обыденные представления (мир человеческой повседневности, представления о добре и зле, судьбе и загробной жизни и т. п.), действующие в обществе людей, а не классовые, как в марксизме.
Читайте также: