Феномен готовности старшеклассников к жизненному и профессиональному самоопределению кратко

Обновлено: 06.07.2024

В современном мире профессиональное самоопределение человека отличают, по крайней мере, две особенности. Во-первых, появление новых профессий и специальностей, требующих освоения в традиционной системе профессионального образования. Во-вторых, выбор предпочитаемой сферы профессиональной деятельности (как первый шаг профессионального самоопределения) совершается сегодня во все более раннем возрасте, в противном случае, время может оказаться упущенным, и подросток окажется социально не адаптированным при вступлении во взрослую жизнь.

Профессиональное самоопределение связано с вхождением личности в то или иное профессиональное сообщество. Усвоение личностью общественных норм и правил – социальная составляющая профессионального самоопределения, которая измеряется способностью человека эффективно действовать в своих и общественных интересах. Отсюда и механизм профессионального выбора – принятие решений с учетом социально-экономического контекста.

В исследованиях отечественных ученых профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация рассматриваются в аспекте социализации личности (Бочарова В.Г., Галагузова З.А., Климов Е.А., Кон И.С., Михайлычев Е.А., Петров Ю.П., Шубкин В.Н.), во взаимосвязи с профессиональными намерениями (Иконникова С.Н., Лисовский В.Т.), профессиональной направленностью (Захаров Н.Н., Сахаров В.Ф., Чистякова С.Н.), и профессиональным становлением личности в целом (Власов Т.П., Сазонов А.Д.).

Самоопределение – это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. Его структурными элементами являются разные виды самоопределения: жизненное, личностное, социальное, профессиональное и др.

Профессиональное самоопределение – самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, избирательное отношение индивида к миру профессий, процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации [2, 176].

А.М. Кухарчук и А.Б. Ценципер под профессиональным самоопределением понимают самостоятельный выбор профессии, осуществляемый в результате анализа своих внутренних ресурсов, в том числе своих способностей, и соответствия их с требованиями профессии. Власова Т.П., Зимовина О.А., Гейжан Н.Ф., Гриншпун С.С., Мешковская О.П., Чебышева В.В. считают, что ведущим в профессиональном самоопределении является акцент на функции побуждения и планирования поведения и деятельности человека, поэтому авторы, прежде всего, анализируют жизненный план профессионального становления, зафиксированную решением направленность на осуществление выбора определенной профессии или специальности. Профессиональное самоопределение трактуется также как представления подростка о своем профессиональном будущем в виде предполагаемых, возможных для данного школьника вариантах (Гейжан Н.Ф.), как устойчивое стремление личности овладевать профессией и получить соответствующее образование (Гриншпун С.С., Мешковская О.П.), как сложный процесс, состоящий из нескольких этапов, которые включают в себя понимание значения и путей профессионального самоопределения, стремление к ознакомлению с миром профессий, предпочтительных областей труда, деятельности, к овладению знаниями, необходимыми для избираемой профессии (В.В. Чебышева) [6, 14].

Структура профессионального самоопределения включает ряд компонентов:

  1. Мотивационно-целевой компонент, который обеспечивает направленность на профессиональное самоопределение и включает в себя профессиональный интерес, мотивы самоутверждения, достижения цели, познавательный интерес.
  2. Интеллектуально-содержательный компонент, включающий в себя знания о профессии, состояние самосознания, владение способами познавательной деятельности, личностный опыт.
  3. Рефлексивно-оценочный (самооценочный, познавательно-личностный) компонент, характеризующийся способностью к самоконтролю, способность видеть цель, проявлять усилия для ее достижения, самокритикой [4, 34].

Для подростка выбор профессии – в значительной степени моральная проблема. Чем шире диапазон выбора, тем он психологически сложнее. Сегодня призванием называют единство субъективных склонностей и способностей к той или иной деятельности, в которой личность видит главную сферу самореализации. Но склонности и интересы формируются и изменяются в процессе деятельности. Резко выраженные, устойчивые и активные склонности у детей встречаются не так уж часто. Подросток стоит перед выбором деятельности. Но только практически, в ходе самой деятельности выясняется, подходит она ему или нет.

Профессиональное самоопределение сегодня – многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения:

  • Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определённого периода времени (социологический подход, который исходит из запросов общества).
  • Во-вторых, как процесс принятия решений, посредствам которых индивид формирует и оптимизирует баланс своих предпочтений и склонностей, с одной стороны, и потребностей существующей системы общественного разделения труда – с другой (социально-психологический подход, предполагающий способы согласования запросов общества и свойств личности).
  • В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность (дифференциально-психологический подход, исходящий их свойств личности) [5, 14].

Поиск и выбор профессии, профессиональное самоопределение и развитие, овладение профессией, эффективная реализация себя в трудовой деятельности, наконец, достижение успеха и счастье в профессиональном труде представляют собой достаточно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплановый и подчас противоречивый процесс. В психологических исследованиях, посвященных изучению динамики этого процесса, было установлено, что в нем достаточно отчетливо выделяются четыре стадии, каждой из которых соответствует свой психологический критерий [3, 82].

Первая стадия профессионального становления личности связана с зарождением и формированием профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности, труда и профессий. Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям (требованиям рынка труда) и потребностям самой личности выбор профессии или специальности.

Вторая стадия – это период профессионального обучения и воспитания, т.е. целенаправленной подготовки по избранной профессиональной деятельности и овладения всеми тонкостями профессионального мастерства.

Психологическим критерием успешного прохождения этой стадии является профессиональное самоопределение личности – формирование отношения к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности, в которой достаточно четко отражаются установки на развитие профессионально значимых качеств (профессионально важных качеств).

Третья стадия связана с активным вхождением в профессиональную среду, отражающим переход учащегося к новому типу деятельности – к профессиональному труду в разных его формах в условиях реального производства, выполнение служебных обязанностей и т.п. Психологическим критерием успешного прохождения данной стадии служит активное овладение профессией в условиях реального трудового процесса и производственных отношений, нахождение себя в системе трудовых коллективов.

Четвертая стадия предполагает полную или частичную реализацию профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном труде. Психологический критерий успешного прохождения этой стадии – степень овладения операциональной стороной профессиональной деятельности, уровень сформированности профессионально значимых качеств личности, отношения к труду, мера мастерства и творчества [3, 83].

Профессиональное самоопределение предполагает самостоятельное обдумывание не только вариантов своего будущего профессионального старта, но и жизненного пути в целом. У подростка и старшеклассника в течение предшествующих лет развития сложились определенные отношения к разным областям труда, представления о многих профессиях, самооценка своих возможностей, ориентация в социально-экономической ситуации и многое другое, что в целом характеризует состояние внутренней (психологической) готовности к выбору профессии. В психологической готовности к профессиональному самоопределению, как и к другим видам самоопределения (личностному, социальному), ведущую роль играет самосознание, т.е. осознание своих качеств и оценка их, представление о своем реальном и желаемом Я, уровень притязаний в разных областях жизни и деятельности, система ценностных ориентаций, личностный смысл выбираемой профессии и жизни в целом и прочее. Большое влияние на процесс профессионального самоопределения оказывает самооценка, так как именно она позволяет человеку понять, познать и оценить самого себя, свои личностные качества, возможности, способности, желания, мотивы, чувства.

Ситуация профессионального самоопределения для школьников подросткового и раннего юношеского возраста оказывается ситуацией трудной еще и в силу своей неопределенности:

  1. Слабое знакомство с многообразным, сложным, все время изменяющимся миром современных профессий затрудняет выбор своего профессионального пути.
  2. Низкий уровень психологических знаний не позволяет школьникам самостоятельно и уверенно ориентироваться в своем собственном внутреннем мире, в своих личных качествах, без чего профессиональное самоопределение как намеренный сознательный процесс невозможен.
  3. Трудности возникают из-за отсутствия у современных школьников (а часто, и у учителей, и у родителей) адекватных представлений о том, что же такое профессиональная пригодность и как она формируется.
  4. Мешает позитивному развитию профессионального самоопределения распространенное заблуждение относительно весьма жесткой предрасположенности каждого человека к определенному виду деятельности [1, 10].

Эффективность профориентационной работы обусловлена обеспечением социально-педагогических условий и использованием различных форм и методов профориентации. Профориентация подростков перемещает акцент с общего знакомства с миром труда на конкретные варианты выборов. На этом этапе важно не только решать когнитивные задачи (справочно-информационные, помощь в самопознании, планировании и выборе), но и формировать морально-эмоциональную устойчивость подростка, готовя его к возможным конкретным трудностям в ходе подготовки и реализации своих профессиональных намерений. Одновременно необходимо оказывать помощь старшеклассникам в поиске смыслов предстоящих жизненных и профессиональных выборов, а также не отказываться от обсуждения сложных ценностно-нравственных и морально-правовых проблем.

Варапаева Ольга Григорьевна

I . Профессиональное самоопределение старшеклассников.

1.2.Классификация профессий … ……………………………………. 7

1.3. Практическая часть. Взаимосвязь профессиональных

интересов и особенностей личности………………………………….8

II. Мотивы выбора профессии

2.1. Понятие мотива. Группы мотивов выбора профессии…………12

2.2 Факторы, влияющие на выбор профессии …………………… 14

2.3. Практическая часть. Оценка значимости внешних и

Внутренних факторов, влияющих на процесс профессионального

В настоящее время экономической и политической нестабильности в обществе человек вынужден полагаться на самого себя, необходимо быть мобильным и гибким, способным быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней. Незнание содержания профессиональной деятельности и соответственно неудовлетворённость полученной специальностью, в свою очередь, является одной из причин текучести кадров, низкой производительности труда, смены трудовой деятельности.

В связи с этим адаптироваться современному выпускнику школы к новым условиям стало еще сложнее. Старшеклассник должен обладать такими качествами как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, конкурентоспособность, оперативность, нестандартность мышления.
С другой стороны, развитие промышленной, хозяйственной, культурной среды, стремительное развитие научно-технического прогресса, внедрение новых информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека, увеличившийся поток информации повышают значимость у молодых людей умений адекватно воспринимать сложные жизненные ситуации, правильно оценивать себя и свои поступки, быть готовым к адекватному жизненному и профессиональному самоопределению и полной самореализации личности.

Как сделать себя пригодным к профессии. Почему "сделать"? Может быть, пригодность к профессии нужно не "делать", а "определять", "выявлять"? Может быть, у каждого из нас она уже имеется, и ее надо только распознать?

Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе. Взрослые люди: родители, педагоги, психологи - много делают для того, чтобы помочь молодым в выборе дела по душе, предостеречь их от возможных ошибок. Молодым мало просто знать мир профессий и чужие ошибки мало чему их научат.

Как научиться соединять все знания воедино и принимать решения? Как научиться быть при этом самостоятельным и нести ответственность за свои решения и поступки? Что необходимо учитывать при выборе жизненного пути? Эти и другие вопросы встают перед выпускником средней школы.

Поэтому необходимость исследования проблемы профессионального самоопределения старшеклассников стала актуальной.

Объектом данного исследования являются старшеклассники (учащиеся 9, 11 классов).

Предмет исследования – профессиональное самоопределение старшеклассников.

Цель – изучение проявления особенностей в профессиональном самоопределении старшеклассников, мотивов выбора профессии школьниками.

В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи исследования:

  1. провести анализ литературы по проблеме выбора профессии в подростковом возрасте;
  2. рассмотреть профессиональное самоопределение как процесс;
  3. выявить факторы, влияющие на выбор профессии;
  4. определить соответствие выбранной профессии и личностных качеств учащихся;

Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы :

— теоретические: анализ психологической литературы по вопросам профессиональной ориентации подростков;

- эмпирические: анкетирование, опрос, тестирование;

  • статистические методы обработки экспериментальных данных, графическое представление результатов.

Исследование проводилось в общеобразовательной средней школе №29 среди учеников 9-11 классов.

Для исследования особенностей профессионального самоопределения у старшеклассников мы использовали дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова, типологический опросник Дж. Холланда. Для изучения факторов привлекательности профессий мы использовали методику В. Ядова.

  1. Профессиональное самоопределение старшеклассников.

1.1. Понятие “профессиональное самоопределение “.

Проблема выбора профессии стара как мир, а удачно выбранная профессия сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворённость человека жизнью. Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Следовательно, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни.

Профессия – (лат. PROFESSIO – официально указанное занятие, специальность, от PROFITEOR – объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.

Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего. Если же попытаться развести их, то можно выделить принципиальные отличия:

  1. Профессиональное самоопределение – более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение – это более сложное понятие.
  2. Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение – от самого человека.

В возрастной психологии (И.С. Кон) профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьирует.

Первый этап — детская игра, в ходе которой ребёнок принимает на себя разные профессиональные роли и “проигрывает” отдельные элементы связанного с ними поведения.

Второй этап — подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.

Третий этап , захватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста, – предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка, затем с точки зрения его способностей и, наконец, с точки зрения его системы ценностей. Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает его способности, выявление способности, повышая успешность деятельности и принося признание окружающих, в свою очередь подкрепляет интерес.

Четвёртый этап — практическое принятие решения, т.е. собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента: 1) определение уровня квалификации будущего труда, объёма и длительности необходимой подготовки к нему; 2) выбор конкретной специальности. (И. С. Кон)

Исследуя нашу проблему, мы увидели, что наши ровесники, учащиеся старших классов, имеют очень поверхностное представление даже о тех немногочисленных профессиях, которые они знают. И это не удивительно. Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.

И в следующей главе мы рассмотрим классификацию профессий и насколько она важна в выборе профессии.

1.2. Классификация профессий.

Разнообразие человеческих профессий велико, и большинством из них, по мнению психологов и педагогов, может овладеть каждый.

В 1998 году в международный стандарт было занесено 9333 профессии. При этом ежегодно на рынке труда происходит обновление около 500 профессий. Вместе с тем многие профессии "живут" от 5 до 15 лет, а затем либо "умирают", либо меняются до неузнаваемости.

В каждой профессии можно выделить 2 стороны: (Здравомыслов А. Г.)

  • содержательную - специфические требования к личностным особенностям человека, то есть набор необходимых знаний и умений, которые поддаются воспитанию и тренировке.
  • динамическую - определённый темп выполнения, скорость, умение переключаться с одного типа задач на другой, концентрация внимания и т.д.

Следовательно, можно разделить все профессии по признаку профессиональной пригодности (классификация Гуревича ).

  • Первая группа профессий связана с абсолютной профессиональной пригодностью (то есть профессия предъявляет жесткие требования к личностным особенностям человека).
  • Вторая группа профессий требует относительной профессиональной пригодности (то есть данной профессией может обладать практически каждый человек, но при условии - желания, настойчивости, а значит приложения каких-то целенаправленных усилий).

Следующая, широко использующаяся в профориентации классификация Е.А. Климова, определяет сферу профессиональных предпочтений учащихся и построена на основании существенных признаков труда. В соответствии с этими признаками все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов:

  • "человек-техника" – все технические профессии.
  • "человек-природа" - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
  • "человек-знак" – все профессии, связанные с расчётами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.
  • "человек-человек"- все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.
  • "человек - творческий образ"- все творческие специальности.

Помимо собственно интереса к определённой профессии, потребности в самоактуализации и самовыражении, выбор той или иной профессии может определяться особенностями характера человека. Согласно теории выбора профессии Дж. Холланда, люди выбирают тот род занятий, который более всего соответствует типу их личности. Холланд выделяет шесть типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (стандартный), предприимчивый, артистический – и предлагает проводить подбор профессии на основе учёта черт личности. (Приложение 1 ).

Каждый тип характеризуется определёнными особенностями темперамента, характера и т.д. Следовательно, определённому психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов. Поэтому не случайно в процесс принятия профессии включается как анализ мотивов, так и анализ собственных способностей. Профессиональные интересы и характерологические особенности личности определённым образом связаны друг с другом.

1.3. Практическая часть.

Взаимосвязь профессиональных интересов и особенностей личности.

Сегодня некоторые профессии, бывшие популярными в 80-е, 90-е годы, потеряли былую популярность и востребованность и отошли на второй план. Их место всё больше и больше занимают другие профессии, многие из которых появились совсем недавно. Большой наплыв абитуриентов на такие факультеты, как юриспруденция, экономика и маркетинг, менеджмент, программирование, дизайн и многие другие, говорит о большой популярности и востребованности, а зачастую и высокой оплачиваемости этих профессий. В связи с этим многие учащиеся (или их родители) стремятся попасть именно на эти факультеты независимо от наличия или отсутствия к ним интереса, склонностей и способностей. Они получают желаемую профессию, но по понятным причинам не могут состояться в этой профессии, реализовать свои таланты.

В связи с этим важной составляющей выбора профессии учащихся является диагностика их склонностей, личностных качеств, способностей и интересов, которая поможет учащимся раскрыть и лучше узнать самого себя, что облегчит им непростую задачу профессионального самоопределения.

В нашем исследовании взаимосвязи профессиональных интересов и особенностей личности мы решили определить профессиональные типы личности учащихся, а также изучить склонности учеников 9,11 класса, а затем определить совместимость выбранных профессий учащихся и их личностных качеств.

Для оценки профессионального личностного типа мы использовали методику Джона Холланда.

Цель: определение профессионального личностного типа.

Инструкция: из каждой пары профессий необходимо выбрать одну, которой вы отдаёте предпочтение.

По ходу работы над содержанием теста учащимся даются разъяснения, которые связаны с особенностями той или иной профессиональной деятельности.

После обработки результатов мы выяснили, что в 9 классе (из 16 человек) 3 человека (19%) имеют реалистический тип ; 4 учащихся (26%) – социальный тип ; 2 учащихся (12%) – конвенциональный , 5 учащихся (31%) – предприимчивый ; 2 человека (12%) – артистический ; интеллектуальный – 0. ( Приложение 3 )

Эти данные вполне соответствуют нашим наблюдениям. Учащиеся 9 класса – активные участники школьных, поселковых, районных мероприятий. Большинство ребят обладают социальными умениями, организаторскими способностями, эмоциональны, общительны.

По Дж. Холланду этими особенностями обладают социальный, предприимчивый типы личности. Большинство из них уже сделали свой профессиональный выбор, но не самостоятельно, а под влиянием чужого мнения. А раз выбор уже совершён, то не о чем беспокоиться: уровень тревожности низок, самооценка устойчива.

В 11 классе (из 11 человек) мы получили следующие результаты: реалистический тип имеют 2 учащихся (18%); 2 (19%) – социальный ; 1 (9%) – конвенциональный ; 3 (27%) – предприимчивый ; 3 (27%) – артистический ; интеллектуальный тип – 0. (Приложение 4 ). В этом классе большинство ребят тоже активные, общительные, хорошие организаторы. Кроме внеклассных мероприятий учащиеся 11 класса участвуют также в различных олимпиадах по предметам. В классе 4 отличника. Также есть спортсмены, которые являются победителями краевых соревнований. Этот класс на протяжении нескольких лет был лидером в школьном соревновании среди классов. Но в отличие от учащихся 9 класса ситуация выбора профессии у 11 класса обострена, поскольку выбирать приходится из значительно большего числа возможных профессиональных путей, открывающихся перед человеком, получившим среднее образование. Им приходится отказываться от подростковых фантазий, в которых ребёнок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. В связи с этим уровень тревожности учащихся 11 класса повышен.

Для предварительной ориентации в интересах и склонностях учащихся мы использовали дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный группой сотрудников профтехобразования под руководством Е.А. Климова .

Цель: изучение участниками собственных склонностей.

Мы сопоставили выбранные профессии учащихся и данные из опросников Е. А. Климова, Дж. Холланда (табл.1, 2)

Читайте также: