Фенологический календарь это кратко

Обновлено: 07.07.2024

Биофенологические наблюдения и исследования ведутся на уровне отдельных организмов, популяций, биоценозов (культурных и диких) и биосферы в целом. Географо-фенологические наблюдения и исследования имеют целью изучение сезонной динамики целых природных комплексов, включая их биотические и абиотические компоненты. Эти исследования ведутся в масштабе отдельных урочищ, ландшафтов, провинций, стран и природных зон. Годичный круг природы геокомплексов и Биоценозов подразделяется на естественные, или фенологические, сезоны и субсезоны.

Методы и задачи фенологии. Традиционный метод фенологической информации – визуальные наблюдения, т. е. регистрация сроков наступления сезонных явлений. С целью достижения сопоставимости фенологических наблюдений, проводимых разными лицами, издаются программы фенологических наблюдений, методические указания к ним, атласы фенофаз растений и сезонных явлений мира животных.

Обработка наблюдений фенологических сетей даёт возможность устанавливать географо-фенологические закономерности, отражаемые на фенологических картах (См. Фенологические карты). Средняя многолетняя скорость продвижения сезонных явлений природы в широтном, долготном и вертикальном (в горах) направлениях различна в разных географических зонах, в разные сезоны и для разных групп явлений. В центральных районах Европейской части СССР весенне-летние сезонные явления мира растений движутся с Ю. на С. со средней скоростью около 40–50 км в сут, птицы летят со скоростью около 50–60 км. в сут. В долготном направлении скорость продвижения сезонных явлений определяется главным образом положением по отношению к Атлантическому океану; в зап. районах весна наступает раньше, чем на тех же широтах в глубине континента. (Но переход от зимы к лету в глубине континента совершается быстрее, чем на берегах океанов и, несмотря на позднюю весну, хлеба в долине Волги созревают раньше, чем во Франции.) В горах весенне-летние сезонные явления запаздывают с подъёмом на каждые 100 м в среднем на 3 сут. В некоторые годы сезонные природные явления могут протекать со значительными отклонениями от средних многолетних сроков, что осложняет ведение сельского хозяйства и др. сезонных отраслей народного хозяйства.

Факторы и закономерности, определяющие сроки наступления сезонных явлений, изучает экологическая Ф. Эти факторы делятся на эндогенные и экзогенные. Первые обусловливаются наследственностью организмов. Так, подснежники цветут в начале весны, а астры и хризантемы – на спаде лета, грачи прилетают рано весной, а коростели – в начале лета. Экзогенные факторы определяются внешней средой. В каждой географической зоне решающее значение приобретают один-два фактора; в тропиках – режим влажности: в зонах умеренного пояса – тепловой режим, в Арктике – радиационный и тепловой режимы. Зависимость от факторов среды сезонных явлений разных групп неодинакова. Сроки весеннего пробуждения растений в основном определяются тепловым режимом, а осенний листопад – в равной степени тепловым и радиационным (длина светового дня) режимами. Одним из методов обработки ботанических фенологических наблюдений служат фенологические спектры (См. Фенологический спектр). Сроки сезонных явлений у животных часто связаны с условиями их питания. Так, насекомоядные птицы прилетают тогда, когда весной появляется достаточное количество насекомых. Экологическая Ф. проводит моделирование фенологических процессов, т. е. находит выражения связи между сроками наступления сезонных явлений и комплексом эндо- и экзогенных факторов. Это моделирование составляет основу фенологического прогнозирования.

Организация фенологических наблюдений. Фенологические наблюдения для научных целей служат, во-первых, методом изучения биологических и географических объектов, во-вторых, методом установления фенологических закономерностей, использование которых призвано повышать эффективность прикладных фенологических служб.

Значение фенологии для народного хозяйства. Фенологические закономерности лежат в основе составления региональных календарей сезонных работ и мероприятий по отраслям народного хозяйства (сельское, лесное, охотничье хозяйства и т.д.). Такие календари используются при организации мероприятий охраны природы, борьбы с вредителями и болезнями полезных растений, паразитами и трансмиссивными заболеваниями человека, домашнего скота, в пчеловодстве и шелководстве. Авиация нуждается в сведениях о сроках массового пролёта перелётных птиц, а дистанционное (с вертолётов, самолётов и орбитальных ракет) изучение поверхности Земли – в данных об оптимальных сезонах для проведения этого изучения. Результаты фенологических наблюдений используют при планировании размещения санаториев, домов отдыха, туристских маршрутов и походов. Фенологические карты, особенно крупномасштабные, необходимы для планирования сезонных производств. Фенологические наблюдения помогают выявить местные природные сигналы, или индикаторы, с помощью которых определяют сезонное состояние природы, а также прогнозируют характер текущего вегетационного периода. Они особенно важны при интродукции новых видов растений и животных, а также при освоении новых территорий.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Слайд 2. Закономерность развития сезонных явлений в природе изучает наука, называемая фенологией.

Фенология дает возможность определить точные сроки наступления того или иного времени года для каждой конкретной местности. Критерий перехода от одного периода к другому – состояние растений: началось сокодвижение в березе – наступил предвесенний период, зацвела лиловая сирень – начался период весны, зацвела озимая рожь – наступило лето.

Слайд 3. Фенологический календарь - это разделение года на качественно различающиеся периоды — сезоны и под сезоны, каждому из которых свойственно специфическое состояние объектов живой и неживой природы и их особое взаимодействие.

Слайд 4. Фенологические наблюдения - одна из наиболее доступных форм массовой краеведческой работы. Эти наблюдения не требуют специальных приборов и оборудования, могут быть легко организованы в уголках природы.

Сущность фенологических наблюдений состоит в том, чтобы постоянно следить за ходом сезонных явлений и записывать даты их наступления.

Организация фенологических наблюдений и изучение тесно связанных с ними народных примет – наиболее приемлемые для детского сада формы экологического образования дошкольников. Они основаны на самостоятельной исследовательской деятельности и всегда вызывают у детей большой интерес.

Работа по данному направлению довольно проста. Дети совместно с педагогом намечают ряд объектов на территории детского сада или в непосредственной близости от него и ведут за ними систематические наблюдения. Наиболее удобными для организации фенологических наблюдений являются растения. В какой-то момент дети увидят появление соответствующего феносигнала – наступление ожидаемого события. Полученные сигналы отмечаются устно или заносятся в календарь природы.

Слайд 5. Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического образования детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений, затем - использование в воспитательном процессе. При работе с календарем природы расширяется кругозор детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес. Работа с календарями природы абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. А это дает возможность обобщенно познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.

Слайд 6. Какие наблюдения можно отмечать в фенологическом календаре?

Когда зацветёт серая ольха установится весна.

Одним из самых важных природных явлений весной становится распускание листьев берёз. Считается, чем раньше зазеленеет берёза, тем длиннее будет теплая часть года.

Следующее природное явление — появление золотых россыпей одуванчиков. Это означает, что средняя суточная температура переходит отметку 10 градусов.

Следующая фенологическая фаза всем известна — цветение черемухи. Чем раньше цветёт черёмуха, тем теплее оказывается вторая половина лета и начало осени.

Слайд 7. Наблюдая за природой, отмечая происходящие с ней изменения в фенологическом календаре можно организовать с детьми посев разных культур:

•цветет мать-и-мачеха, распустились почки на березе — пора сеять салат, лук;

•зацветает вишня — можно сеять укроп;

•появились на дубе листья — можно сажать горох;

•в период от начала цветения орешника до начала цветения черемухи — посадка и пересадка деревьев и кустарников;

Слайд 8. С детьми старшего дошкольного возраста можно выделить приметы каждого сезона и их основные признаки:

Так, весенний сезон состоит из трех подсезонов:

• Таяние снега — появление первых проталинок. Начинается сокодвижение и набухание почек берез и кленов. Оживление весны — начинается с зацветания мать-и-мачехи. Заканчивается период с появлением листьев на березе. Вылетают шмели.

• Разгар весны — начинается с момента появления листьев на березе. Цветет черемуха, начинается цветение плодовых деревьев в саду. Появляется все больше насекомых, прилетают певчие птицы. Завершается период зацветанием рябины и сирени.

• Предлетье — заканчивается цветение плодовых деревьев в саду, в лесу, всё буйно зеленеет и цветёт. Появляются стрекозы.

Слайд 9. Летний сезон состоит из трех подсезонов:

• Начало лета — начинается с зацветания шиповника. Становится всё теплее, все сильнее прогревается вода. В этот период самые длинные в году дни.

• Полное лето — начинается с зацветания липы, созревает чёрная и красная смородина, садовая земляника. Появляются кузнечики.

• Спад лета — заметно удлиняются ночи. Начинает охлаждаться вода.

Слайд 10. Осенний сезон состоит из трех подсезонов:

• Начало осени — начинается с появления первых жёлтых листьев в кронах лип, берез, а заканчивается, когда число желтых и зелёных листьев становится примерно одинаковым.

• Золотая осень — в течение этого периода листва на деревьях всё сильнее желтеет. Начинается листопад. Все сильнее охлаждаются воздух и вода. Улетают стаи перелётных птиц.

• Предзимье — начинается с выпадением первого снега и заканчивается с установлением санного пути и ледостава на водоёмах.

Сайд 11. Зимний сезон состоит из трех подсезонов:

• Первозимье — начинается с установления на водоемах прочного ледового покрова.

• Коренная зима — Начинается в 20-тых числах декабря и длится до февраля.

• Перелом зимы — начинается в феврале, вместе с заметным увеличением продолжительности светового дня.

Слайд 12. Умение наблюдать за изменениями, происходящими в природе со сменой времен года, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает у детей привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи, развитие мышления и речи идет как единый процесс.

Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности.

Чтобы в процессе ознакомления с природой мышление ребенка продолжало развиваться, необходимо целенаправленное руководство педагога. Воспитатель должен правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что и когда происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей.

Слайд 13. Роль фенологического наблюдения в системе формирования экологической культуры дошкольников впервые была сформулирована в работах З. Д. Сизенко-Казанец, А. Ф. Мазуриной, М. В. Лучич. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).

В современных программах по экологии принцип сезонности в обучении детей - необходимое условие экологического образования дошкольников.

Пора ли открывать розы после зимы? Можно ли обрезать кустарники? Когда высаживать рассаду цветов? Опытные садоводы, услышав эти вопросы, снисходительно улыбнутся – за долгие годы практики они научились понимать язык природы и распознавать ее сигналы. Но как быть тем, кто только начинает садоводческую карьеру? У них есть хороший помощник – фенология. Что изучает эта наука и как влияет на расписание садовых работ – расскажем в статье.

Мы определяем времена года по астрономическому календарю, а природа – по погоде

Что такое фенология и фенологические сезоны?

Фенология изучает сезонные изменения природы во взаимосвязи с жизненными циклами растений и животных. Из огромного количества наблюдений ученые выделяют наиболее устойчивые и приметные природные явления, по которым определяют наступление того или иного сезона.

В европейской части России к таким приметам (феноиндикаторам) относят зеленение березы, цветение черемухи, яблони, черной смородины, появление первых одуванчиков, колошение ржи, первые холодные росы и т. п.

Это те самые сигналы природы, по которым можно определить, насколько прогрелась почва, стоит ли ожидать возвратных заморозков, когда появятся те или иные насекомые и многое другое.

Зеленение березы – один из важнейших маркеров весеннего сезона

Фенологические сезоны не совпадают с астрономическим календарем. Даже в одной и той же местности временной разброс природных явлений-маркеров может быть довольно большой. Например, были случаи, когда черемуха, обычно цветущая в средней полосе России в середине мая, расцветала в конце апреля или в начале июня.

Фенологи делят весну, лето и осень на 9 сезонов (по 3 в каждом времени года) – вместе с зимой их получается 10. Каждый фенологический сезон начинается с типичного и очень заметного проявления развития в растительном мире (мы приводим их в таблице).

Ориентируясь на природные индикаторы, фенологи прослеживают их взаимосвязь с другими биологическими процессами. Это помогает садоводам и огородникам более точно рассчитывать графики посева и посадки растений, определять, когда пора обрезать деревья или когда следует ожидать нашествия тех или иных вредителей.

Цветущие пионы – классический феноиндикатор начала лета

Фенологические индикаторы для декоративного сада

Наблюдая за окружающей природой, фиксируя, что происходит вокруг, можно достаточно точно составить календарь садовых работ . Предлагаем перечень наиболее заметных природных явлений, которые помогут вам ухаживать за садом.

  • Когда цветут ирисы, можно высаживать рассаду цветов.
  • Появление розового бутона на яблонях совпадает по времени с отрождением личинок многих сосущих и листогрызущих насекомых-вредителей. В этот период нужно опрыскивать фруктовые и декоративные сады инсектицидами.
  • Одновременно с окрашиванием бутонов магнолии в розовый цвет отрождаются личинки еловых паутинных клещей. Обработав препаратом против клещей туи, ели, можжевельник, вы пресечете распространение этого опасного вредителя.

Если вы опытный садовод, возможно, у вас тоже есть похожие приметы, которыми вы руководствуетесь, планируя работы в саду. Если нет – воспользуйтесь нашими советами. Главное преимущество фенологического календаря в том, что он работает независимо от климата и от того, рано или поздно в этом году наступила весна.

Понравилась статья? Делитесь с друзьями, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи!


Все мы знаем ещё со школьного курса, что наша планета Земля вращается вокруг Солнца, делая полный оборот за год. Если взглянуть на календарь, то можно увидеть, что год делится на четыре сезона, каждый из которых состоит из трёх месяцев. Если у тебя под рукой календарь, то ты всегда сможешь с уверенностью сказать, какой сейчас сезон и когда наступит весна или лето. Но если вдруг календаря нет? Как тогда вести подсчёт времени и определять сезоны? Ответ очень простой: природа — самый лучший календарь. Она подскажет не только, когда начнётся лето, но и насколько тёплым оно будет в этом году. Все эти закономерности сезонных явлений природы и их причины изучает наука ФЕНОЛОГИЯ.

Если взять определённый объект, например липу или каштан, то несложно пронаблюдать, как в течение одного года дерево проходит различные стадии — покоя, завязывания почек, цветения, плодоношения, увядания и так далее по кругу. Такие стадии фенологи называют ФЕНОФАЗАМИ, а в том случае, если цветение той же нашей липы задержалось или началось раньше, чем в прошлые года тогда такую фенофазу называют ФЕНОАНОМАЛИЕЙ. При задержке явления феноаномалия положительная, а при раннем наступлении — отрицательная.

Анализ всех феноиндикаторов и фенодат, фенофаз и феноаномалий даёт возможность делать прогнозы. Такими прогнозами пользуются не только сами фенологи, но и агрономы, фермеры, метеорологи, геологи, вирусологи и многие другие специалисты.

Читайте также: