Федор иванович янкович де мириево биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вскоре после приезда Я. было положено законодательное начало новому просветительному началу: 7 сентября 1782 г. состоялся указ об учреждении школьной комиссии, но в ином составе сравнительно с первоначальным предположением. Во главе комиссии был поставлен П. В. Завадовский, и членами ее назначены академик Эпинус и тайный советник П. И. Пастухов. Я. же сначала дано было официальное положение, не вполне соответствовавшее той руководящей роли, какая выпала на его долю; он не был назначен действительным членом комиссии и работал в ней в качестве сотрудника-эксперта, хотя на нем лежала вся тяжесть нового предприятия: составление общего плана новой учебной системы, организация учительской семинарии и перевод и переработка учебных руководств. Все соображения в этом отношении делались им и потом представлялись на обсуждение комиссии, которая почти всегда утверждала их вполне. Лишь в 1797 г. Я. был назначен действительным членом комиссии.

Образование для народных училищ первых учителей, знакомых с требованиями дидактики и педагогики, исключительно принадлежало Я.; в этом деле он был полным хозяином, экзаменовал молодых людей, желавших посвятить себя учительскому званию, знакомил их с методой учения и, по требованию комиссии, назначал на то и другое место, смотря по способностям каждого.

В открытой в 1783 г. (декабря 13) учительской семинарии учебная и воспитательная часть устроены были по мысли Я., который вместе с тем принял и начальство над ними по званию директора народных училищ С.-Петербургской губернии. Я. озаботился снабдить созданное им воспитательное заведение всеми необходимыми учебными пособиями. Кабинет естественной истории при училище заключал в себе собрание главнейших пород из царства животных и царства ископаемых, значительный гербарий и книги с изображением тех предметов, которые невозможно было иметь в натуре. Для класса математики и физики приобретены были более нужные модели и инструменты, а для механики и гражданской архитектуры выписаны были из Вены разные чертежи, модели и машины. В библиотеке для чтения, в пособиях по географии и истории и вообще хороших по тому времени учебниках по всем предметам также не было недостатка.

Я. был директором главного народного училища и учительской при нем семинарии до 17 мая 1785 г.; обремененный многочисленными занятиями по составлению учебников и устройству учебной части народных училищ, он был уволен комиссией от непосредственного управления этим заведением. Если учительская семинария не принесла тех плодов, какие надеялись получить от нее в первое время, то все же она была у нас первым рассадником учителей для народных училищ, упрочивших навсегда дело народного образования.

По наказу Я. в частных пансионах дозволялось воспитывать вместе детей мужеского и женского пола, причем содержателям вменялось в обязанность иметь для детей разных полов особенные отдельные комнаты. Эта коренная ошибка была исправлена уставом 1804 г. Можно сделать еще упрек наказу в том, что в нем говорится только о частных учителях в пансионах и школах, но упущены из виду частные учителя, занимающиеся обучением в частных домах; способ испытания последних и отношение их к училищному начальству остаются неопределенными. Такая неопределенность естественно повлекла за собой ослабление надзора за домашним учением и открыла широкое поле для прежних злоупотреблений, особенно со стороны учителей-иностранцев.

Приготовляя учителей и устраивая для них семинарии, Я. участвовал также: 1) в составлении учебных книг и 2) в введении и распространении рационального способа преподавания наук в народных училищах.

Что же касается методы обучения Я., то она состояла: 1) из совокупного наставления, 2) совокупного чтения, 3) изображения через начальные буквы, 4) таблиц и 5) вопрошения. Отличительный характер методы Я. выражается в стремлении к живому преподаванию предмета, возбуждающему и овладевающему всеми душевными силами учащегося. Поэтому неудивительно, что метода его, как противодействие схоластическому и механическому способу учения, принята была, кроме народных училищ того времени, в духовных училищах, в корпусах и др. Конечно, не везде ее понимали как следует, и даже большею частью не умели или не хотели пользоваться ею надлежащим образом; но тем не менее хотя она и упала с течением времени, но успела пустить ростки в наших училищах, и некоторые наставления долго служили единственным руководством для учителей наших народных школ.

Императрица Екатерина II неоднократно удостаивала Я. своим благоволением. Она наградила его чинами коллежского советника (1784) и статского советника (1793) и орденом св. Владимира – сперва 4-й ст. (1784), а потом 3-й ст. (1786). В 1791 г. она пожаловала ему деревню в Могилевской губ. и в том же году сопричислила его к российскому дворянству. В царствование императора Павла I он награжден был чином действительного статского советника и, сверх получаемого им жалованья, ему определено было пенсии по 2000 руб., а в 1802 году ему была пожалована аренда в Гродненской губ.

По учреждении в 1802 г. министерства Народного Просвещения Я. вошел в состав вновь образованной комиссии об училищах, с 1803 г. получившей название Главного правления училищ. В министерстве, деятельностью которого на первых порах руководил кружок личных друзей императора Александра I, Я. не пользовался влиянием, хотя трудился по всем важнейшим вопросам административным и учебным. В 1804 г. он оставил службу, так как чрезмерные труды совершенно истощили его умственные и физические силы. Я. умер 22 мая 1814 г. и похоронен на кладбище Александро-Невской лавры. Отличительными чертами характера Я. были прямота, соединенная со скромностью, необыкновенная аккуратность, безукоризненность, честность и строгая набожность без всякой примеси религиозной нетерпимости.

Источник: Русский биографический словарь / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913. / Т. 25. : Яблоновский - Фомин. - 1913. - [2], 493 с.

Теодор Йованович Янкович де Мириево (1741‑1814), известный в России как Федор Иванович Янкович де Мириево (Мириевский), – один из самых выдающихся и успешных даже не столько реформаторов, сколько создателей системы российского образования. Серб по национальности, он был крупным деятелем сферы общего и педагогического образования, блестящим филологом, академиком Российской академии наук, убежденным просветителем, автором многих солидных педагогических трудов, талантливым дидактом и методистом-новатором. Деятельность Янковича де Мириево заняла достойное место в истории братских русско-сербских культурных связей, показав их плодотворность и прогрессивный взаимоуважительный характер.

Долгий путь в Россию

Будущий реформатор родился 17 (30) апреля 1741 года в городке Сремска-Каменица в Венгрии. Когда турки в ХV веке захватили Сербию, семья Янковичей, будучи одной из древнейших дворянских семей и владевшая селом Мириево близ Белграда, вместе со многими знатными сербами переселились в Венгрию. Здесь члены семьи прославились в многочисленных войнах с турками, за что им были пожалованы привилегии. Отец Теодора – Йован Янкович – был высокопоставленным офицером на службе австрийской короне.

Начальное образование мальчик получил в гимназии своего родного города, затем окончил славяно-латинскую школу. Высшее образование получил в Венском университете, где изучал право, математику, естественные науки, философию и политологию, экономику и педагогику. Наряду с этим он посещал в Вене педагогическую школу и педагогический институт. Такое фундаментальное и вместе с тем прикладное образование во многом обусловило его дальнейшую профессиональную деятельность.
После окончания университета Теодор поступил на службу секретарем к Темешварскому православному епископу, ставшему впоследствии митрополитом всего Иллирийского славянского народа. Здесь проявились его выдающиеся лингвистические данные, в том числе отличное владение русским языком, уникальные способности к инокультурному и межконфессиональному диалогу между православной и католической церквями, умение выстраивать отношения в контексте мирного конструктивного диалога.

Янкович сложился как видный организатор школьного дела, оригинальный педагог-методист в австрийской монархии. В 1773 году он был назначен директором народных училищ в Темешварском Банате, провинции, населенной православными сербами, непосредственно подчинявшейся Вене. Существенно, что, будучи полиглотом, Янкович перевел на сербский и румынский языки и адаптировал труды Вольфганга Ратке, Яна Амоса Коменского и Жан Жака Руссо.

Первый опыт осуществления модернизационных процессов Янкович получил, став одним из участников реформы образования, предпринятой в Австрийской империи императрицей Марией-Терезией. Затем все базовые принципы преобразований были перенесены Янковичем в Россию и положены в основу реформы отечественного образования.

В 1774 году императрица за большой вклад в реформу образования и управления в Австрии удостоила Янковича дворянства Австрийской империи с присоединением к его фамилии названия де Мириево по имени села, принадлежавшего предкам его в Сербии.

По его рекомендации Екатерина II решила использовать опыт организации народных школ в Австрии и пригласила Янковича. Так Теодор Йованович Янкович Мириевский отправился в Россию, с которой навсегда связал свою жизнь, став Федором Ивановичем Янковичем де Мириево.

С 1782 до 1801 года деятельность Янковича проходила в Комиссии об учреждении народных училищ, затем, в 1802‑1804 годах, в других училищных комиссиях, разрабатывавших школьное законодательство. В его обязанности входили подготовка материалов и представление их на обсуждение комиссии, которая всегда утверждала их без изменений. Однако лишь в 1797 году Янкович был введен в состав комиссии.

Демиург преобразований

Подчеркнем, что хотя де-юре Янкович де Мириево являлся сотрудником-экспертом комиссии, но де-факто он был в ней главным действующим лицом, причем руководящим: именно им составлялся общий план новой учебной системы, организовывалась учительская семинария, осуществлялись перевод на русский язык и переработка учебных руководств.

Согласно плану предполагалось создать главные, средние и малые народные училища, подготовить учебную литературу и учителей. Чисто технически задуманные преобразования в общих чертах копировали австрийскую систему.

Затем началось массовое открытие училищ по стране. В губернских и уездных городах до конца XVIII в. было организовано около 300 училищ. Создание общеобразовательной школы являлось необходимым условием модернизации страны и дальнейшего продолжения изменений в общественной, интеллектуальной и культурной жизни. Среди всех мероприятий царствования Екатерины II школьная реформа наиболее полно соответствовала идеалам Просвещения.

Учитель учителей

Воистину бесценен вклад, внесенный Янковичем де Мириево в дело педагогического образования. В 1783 году в Санкт-Петербурге по его плану было основано Главное народное училище, директором которого стал Янкович. Благодаря его усилиям при училище 13 декабря 1783 года открылась Учительская семинария, которая превратилась в центр подготовки учителей. Руководство над ней также принял Янкович как директор народных училищ Санкт-Петербургской губернии. В результате активной деятельности Учительской семинарии по созданию начальной учебно-методической базы были созданы условия для открытия в России новых и реорганизации существующих учебных заведений.

Федор Иванович оставался директором Главного училища и семинарии до 17 мая 1785 года, когда в связи с многочисленными обязанностями по подготовке и проведению реформы образования в России был освобожден от непосредственного руководства этими учебными заведениями.

Создатель учебной литературы

Значительным шагом в реализации реформы было издание учебной литературы. Комиссией был создан комплект учебников и пособий по всем предметам и для всех классов общеобразовательной школы.

В царствование императора Павла I Янкович достиг чина действительного статского советника. Сверх получаемого им жалованья ему была определена пенсия в 2000 рублей.

Это особенно разительно на фоне судьбы его предшественника по реформированию российского образования XVIII века И.И.Бецкого, который вступил в конфликт с императрицей на почве приоритетности вклада в реформирование образования и в итоге умер всеми забытым, нищим и слепым.

Однако в министерстве Янкович не пользовался влиянием. Его историческое время истекло с окончанием царствования Екатерины II.

Умер выдающийся реформатор образования 22 мая (3 июня) 1814 года и был похоронен с почестями на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Карьера: Учитель
Дата рождения: –
Место рождения: –
Янкович де Мириево (Федор Иванович) – педагог (1741 – 1814). Происходил из древнего сербского рода, переселившегося в середине XV века в Венгрию.
Изучал в Венском университете юриспруденцию, государственные и экономические науки; поступил секретарем к темешварскому православному епископу. В 1773 г. Янкович, назначенный первым учителем и директором народных училищ в Темешварском Банате, принял участие в осуществлении обширной учебной перестройки, предпринятой императрицей Марией-Терезией. Целью этой перестройки было введение в Австрии новой системы народного образования, явившейся в первую очередь в Пруссии и разработанной настоятелем Саганского августинского монастыря Фельбигером. Преимущества новой системы, узаконенной уставом 1774 г., заключались в стройной концентрации начальных и высших народных школ, тщательной подготовке учителей, рациональных приемах преподавания, установлении специальной учебной администрации. На обязанности Янковича, как директора училищ в периферии, населенной православными сербами, лежало приспособление новой учебной системы к местным потребностям и условиям. В 1776 г. он посетил Вену и детально ознакомился с тамошней учительской семинарией, вслед за тем чего перевел на сербский язык немецкие руководства, введенные в новые школы, и составил руководство для учителей своей периферии, под заглавием: “Ручная книжка, потребная магистрам иллирийских неуниатских малых школ”. В 1774 г. он получил дворянское достоинство и к фамилии его присоединено наименование де-Мириево, как называлось его родовое поместье в Сербии. Вскоре следом того, как новая организация народного образования утвердилась в Австрии, императрица Екатерина II решила ввести эту систему в России. Познакомил с ней императрицу император Иосиф II при свидании в Могилеве, причем тогда же выписал для нее учебники австрийских нормальных школ и указал ей на Янковича, как на человека наиболее подходящего для организации народных школ в России по австрийскому образцу. Вскоре следом приезда Янковича, в 1872 г., была образована под председательством П.В. Завадовского комиссия об учреждении народных училищ, в состав которой вошли Эпинус, Пастухов и Янкович. Комиссии было поручено: 1) начертать и мало-помалу приводить в претворение в жизнь корпоративный проект народных училищ, 2) подготовить учителей и 3) перевести на российский язык или снова сочинить необходимые учебные руководства. В осуществлении всех этих предприятий Янкович принял самое деятельное участие. Составленная им учебная количество первоначального плана учреждения народных училищ была утверждена 21 сентября 1782 г. Одновременно Янкович занял место директора петербургского главного народного училища, в котором сперва сосредоточивалось приготовление учителей. Эту пост он занимал до 1785 г., когда его заменил О.П. Козодавлев ; но и потом того все распоряжения, касавшиеся училищ и в особенности состоявшей при нем учительской семинарии, делались по совету Янковича. Больше всего труда положил Янкович на перевод с немецкого или составление учебников для народных училищ. Более половины учебников составлено было или самим Янковичем, или по его плану и под его руководством, или, в конце концов, переделано им, и все они были одобрены императрицей, на утверждение которой они были представляемы все, за исключением математических. Наконец, Янкович участвовал в разрешении всех экстренных учебных вопросов, передаваемых в комиссию: в преобразовании учебных планов корпусов сухопутного, артиллерийского, инженерного, общества воспитания благородных и училища мещанских девиц и частных учебных заведений, в рассмотрении высших учебных заведений Австрии, по образцу которых предполагалось учинить русские университеты и гимназии. Составление инструкций начальникам и визитаторам (ревизорам) учебных заведений поручалось комиссией кроме того, по большей части, Янковичу. Избранный в 1783 г. в члены российской академии, он привлечен был к трудам по словопроизводному словарю. Отдел на буквы И и I составлен был им совместно с петербургским митрополитом Гавриилом . Вслед за тем ему поручено было дополнить и переиздать сравнительный словарь всех языков, составленный академиком Палласом . Этот работа, законченный в 1791 г., был издан под названием: “Сравнительный словарь всех языков и наречий, по азбучному порядку расположенный”
. В нем помещалось 61700 слов из 279 языков – европейских, азиатских, африканских и американских. По учреждении в 1802 г. Министерства народного просвещения, Янкович вошел в состав сызнова образованной комиссии об училищах, с 1803 г. получившей наименование главного правления училищ. В министерстве, деятельностью которого на первых порах возглавлял круг личных друзей императора Александра I , Янкович не пользовался влиянием, хотя вкалывал по всем важнейшим вопросам административным и учебным. В 1804 г. он оставил службу. Ср. А. Воронов “Федор Иванович Янкович де-Мириево, или Народные училища в России при императрице Екатерине II” (СПб., 1858); его же “Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа с 1715 по 1828 год включительно” (СПб., 1849); граф Д.А. Толстой “Городские училища в царствование императрицы Екатерины II” (СПб., 1886, оттиск из LIV тома “Записок Императорской Академии Наук”); С.В. Рождественский “Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802 – 1902” (СПб., 1902).

Мало кто в современной Сербии знает, кем был Теодор Янкович-Мириевский (Teodor Janković-Mirijevski). Между тем речь идет о великом сербском ученом, педагоге и человеке, которого большая часть учеников Воеводины и даже России, может поблагодарить за то, что у них есть возможность посещать школы.

Теодор Янкович-Мириевский родился в 1741 году в Сремской Каменице на территории сербской Воеводины. в богатой семье выходцев из села Мириево близ Белграда. Поскольку он с раннего возраста был смышленым и умным ребенком, родители отправили его на обучение- сначала в основную и среднюю школу в Воеводине, а затем в Венский университет, где Теодор изучал юриспруденцию, государственные и экономические науки.

XVIII век был временем расцвета гражданского сознания. Школы были открыты по всей Европе, одинаково доступны для всех детей, а не только для детей из привилегированных семей. В обществе постепенно сформировывалось осознание того, что государство должно быть тем, кто будет заботиться об образовании будущих поколений и обеспечит доступ к обучению на равных условиях для всех.

В таких условиях началась деятельность Янковича по реформе школ, инициированной императрицей Марией-Терезией, в провинциальной Воеводине, которая в это время являлась частью монархии Габсбургов. Целью этой реформы было введение в Австрии новой системы народного образования. В 1773 году Янкович стал верховным директором сербских и румынской школ в Банате. Три года спустя, благодаря ему, был принят Школьный Устав для православных школ, который реформировал сербские и румынские школы и стал образцом для школ в других частях Габсбургской монархии.

Известность Теодора Янковича достигла России. По приглашению императрицы Екатерины II в 1782 году Янкович прибыл в Петербург, чтобы провести там свою реформу.

Он был назначен членом Комиссии по устройству начальных школ с задачей прежде всего заботиться об улучшении преподавания в Российской Империи. Именно благодаря Янковичу в 1783 году в столице было основано Главное народное училище, директором которого он стал. При училище открылась Учительская семинария, которая превратилась в Центр подготовки учителей, позже переросший в Педагогический институт.

Янкович впервые в России ввел в школьную программу естественнонаучные знания. При его уча­стии бы­ли из­да­ны "Рос­сий­ский бу­к­варь", "Пра­ви­ла для уча­щих­ся в на­род­ных учи­ли­щах", "Все­мир­ная исто­рия" и др. Теодор Янкович основал первое в России Министерство образования и благодаря своим заслугам получил множество государственных наград, потомственное дворянство, стал членом Российской Академии наук, достиг чина действительного статского советника.

Теодор Янкович-Мириевский скончался в Петрограде в 1814 году. Похоронен с почестями на кладбище Александро-Невской лавры.

Что касается Сербии, где до сих пор живут его прямые потомки, то о Теодоре Мириевском практически забыли и лишь только одна улица в белградском районе Мириево носит его имя.

Читайте также: