Федор блинов изобретатель трактора кратко

Обновлено: 08.07.2024

Федор Блинов является изобретателем первого в мире гусеничного трактора и самого гусеничного движителя, без коего невозможно было бы создание танка, первый прототип которого также был создан русскими.

Родился Федор Абрамович Блинов в 1827 году в селе Никольское Вольского уезда Саратовской губернии, в семье крепостных крестьян. Федор был первым членом семьи, получившим вольную, что позволило ему войти в число вольнонаемных рабочих и оказать домочадцам существенную денежную поддержку. Однако работа, выбранная Федором, оказалась не самой легкой: сначала он пошел в бурлаки, а затем кочегаром и помощником машиниста на пароходе. Обе этих специальности сыграли огромную роль в становлении изобретательского таланта Федора Блинова.

Труд бурлака, помимо своей монотонности, являлся еще и крайне тяжелым, изматывающим. Многое зависело и от природных условий: ширины береговой линии, скорости течения, наличия попутного или встречного ветра. Кроме того, немаловажным условием была и степень проходимости берега: по болотному или сухому песчаному берегу передвигаться даже без груза было намного тяжелее, нежели по утоптанному глиняному или земляному участку пути.

Вагон имел 4 опорных колеса и 4 ведущих звездочки – наиболее важных узла машины. В движение агрегат приводился конной тягой и на момент создания представлял собой гусеничный прицеп.

Уже через 4 года после создания опытного образца и первого его полевого испытания Блинов наладил собственное машиностроительное предприятие, производящее, помимо своего первого изобретения, различные приборы, полезные не только в сельскохозяйственном деле, но и в любой другой промышленной отрасли.

Дело Федора Блинова продолжил его ученик Яков Мамин, став первым изобретателем, использовавшим в своих разработках тракторные дизель-моторы.

Великий изобретатель дожил до 70 лет. Скончался 24 июня 1902 года. Похоронили его рядом с заводом.

Прообраз будущего трактора имел следующий вид: на прямоугольной раме, состоявшей из двух продольных и нескольких поперечных балок, размещался рассчитанный на давление 6 атм. котёл высотой 1,5 м и диаметром 1,2 м. Силовыми установками служили две паровые машины мощностью 12 л. с. каждая.

Двигатели посредством чугунных литых шестерен были связаны с ведущими колёсами гусеничной цепи.

Управление трактором осуществлялось из будки, установленной на раме, куда были выведены рычаги управления паровыми машинами.

Тяговое усилие самохода составляло 1200 кг, что обеспечивало работу нескольких плугов.

Первый в мире трактор Ф. А. Блинова экспонировался на открывшейся в 1896 г. в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленной и художественной выставке.

Бесконечные ленты

В роду Блиновых долго хранилось воспоминание, что в молодости Блинов не раз встречался со своим барином, который за природную силу и смекалку послал его работать в сельскую кузницу, а в период отправки зерна баржами по Волге включал в артель грузчиков, чтобы семья смогла оплатить денежные подати.

Увлекшись пароходным делом, Федор Блинов стал в период навигации подрабатывать на Волге кочегаром, потом помощником машиниста, а с осени до весны трудился в барской кузнице, занимаясь починкой сельскохозяйственного инвентаря, господских карет, бричек, крестьянских ходков и дрожек. Это помогло семье Блиновых выбраться из долгов и своевременно выплачивать денежный оброк, который вводился вместо барщины некоторыми прогрессивно настроенными дворянами. Таким был и Алексей Сергеевич Уваров, который после смерти отца в 1855 году принял в наследство родовое имение на Волге, в том числе деревню Никольскую.

БЛИН ПАТЕНТ.jpg

В своем первом изобретении Блинов предлагал использование на транспортных перевозках гусеничного поезда, состоящего из четырех гусеничных вагонов (прицепов). Волжский механик-самородок создал первый реальный проект кинематической схемы поворота гусеничного транспорта любого назначения.

Тягач с нефтяным мотором

Блинов так вдохновился успехом гусеничного прицепа, что вскоре к нему пришла мысль построить самоходную повозку на паровом двигателе. В 1881 году изобретатель переехал в город Балаково, неподалеку от Вольска. Там он открыл чугунно-литейный завод. Первой продукцией предприятия стали пожарные насосы. Они пользовались высоким спросом.

В 1894 году при строительстве новой модели самохода Блинов за счет переднего привода вынес в кабину рычаги управления бортовыми муфтами. Испытания нового самохода на балаковской земле прошли успешно. Они окрылили изобретателя, который в конце концов решился показать специалистам и широкой публике свое изобретение на Нижегородской ярмарке в 1896 году.

Но за гусеничный трактор Блинов получил лишь похвальный отзыв, тогда как за пожарную машину, которая произвела на знатоков пожарного дела большое впечатление, он был удостоен бронзовой медали выставки.

БЛИНОВ АДВРТ.jpg

Большие надежды Федор Блинов возлагал на своего сына Порфирия. Молодой человек получил инженерное образование и собирался продолжить дело отца. Но Порфирий считал, что серийное производство гусеничных тракторов не получится наладить только лишь своими силами. Между тем Федор Абрамович начал создавать опытный образец нефтяного мотора. Он надеялся поставить его на гусеничный тягач. Изобретатель долго размышлял над тем, как сжигать нефть, ведь она была очень тяжелым для воспламенения топливом.

Рассказывали, что идея решения проблемы пришла в голову Блинова во время богослужения. Увидев кадило, которым помахивал священник, Федор Абрамович сообразил, что наружный, раскаленный докрасна калоризатор можно просто заменить раскаленными углями. Он не смог дождаться конца молебна и тихо вышел из церкви. Так появилось еще одно изобретение Блинова — запальник, который позволил создать новый тип четырехтактного мотора внутреннего сгорания, работающего исключительно на сырой нефти.

Впоследствии многие заводчики — изготовители двигателей откажутся от наружных калоризаторов и возьмут на вооружение блиновский запальник.

БЛИН НАСОС.jpg

В 1889 г. в Саратове открылась губернская выставка. Пожарный насос блиновской конструкции поместили в каталог, а для испытания насоса в действии выделили специальное место, где соорудили легковоспламеняющиеся постройки. "Изделие Блинова Федора, кустаря из Балакова, пятнадцать баллов. Первое место. - по дальности струи и по высоте ее, и по мощности удара водяного столба, и по продолжительности и надежности работы насоса". По общим результатам выставки Блинов получил серебряную медаль.

Долгое время в конторе хранились чертежи двух вариантов гусеничного трактора с двигателями внутреннего сгорания. Вместо парового котла и двух паровых машин Федор Блинов спроектировал двухцилиндровый вертикальный двигатель, установленный на платформе сзади. Управление мотором вынес в кабину, поставленную ближе к центру трактора. Претерпел конструктивное изменение и гусеничный движитель. Судя по сохранившимся эскизам, Блинова можно считать автором пионерского изобретения — фрикционной муфты, бортовой передачи, гусеничного штампованного звена с почвозацепами (трака) и полужесткой подвески трактора в виде тележки с пятью парами опорных катков. В законченном виде конструкции имели направляющее колесо и ведущую звездочку.

Но воплотить в металле гусеничный трактор с двигателем внутреннего сгорания помешали болезнь и семейное горе. 1899 год был самым тяжелым для семьи Федора Блинова. Двадцатого мая умер внук — младенец Саша, а 7 ноября скоропостижно, в возрасте 29 лет, скончался от чахотки старший сын Александр Федорович. Не выдержал потерю старшего сына Федор Абрамовича. Вскоре после похорон его разбил паралич.

Перед смертью Федор Абрамович, как вспоминала внучка, был в полном сознании. Федор Абрамович Блинов скончался, не дожив месяца до 71 года.


Фёдор Абрамович Блинов — русский изобретатель-самоучка конца XIX столетия, сделавший прорыв в области тяжелой рабочей техники. Блинов является изобретателем первого в мире гусеничного трактора и самого гусеничного движителя, без коего невозможно было бы создание танка, первый прототип которого — Вездеход Пороховщикова — также был создан русскими.


Труд бурлака, помимо своей монотонности, являлся еще и крайне тяжелым, изматывающим. Многое зависело и от природных условий: ширины береговой линии, скорости течения, наличия попутного или встречного ветра. Кроме того, немаловажным условием была и степень проходимости берега: по болотному или сухому песчаному берегу передвигаться даже без груза было намного тяжелее, нежели по утоптанному глиняному или земляному участку пути.


И тогда Фёдор Блинов начал разработку универсального и полезного для бурлацкого дела устройства.



Фёдор Абрамович Блинов


Вагон имел 4 опорных колеса и 4 ведущих звездочки — наиболее важных узла машины. В движение агрегат приводился конной тягой и на момент создания представлял собой гусеничный прицеп.



Подлинный чертеж парового трактора Фёдора Блинова, приложенный к его патентной заявке: 1 — направляющее колесо; 2 — опорные катки; 3— ведущее колесо; 4— гусеница; 5 — звенья гусеницы; 6— паровой котел; 7 — манометр; 8 — свисток; 9 — паровая машина; 10 — первая пара шестерен; 11 — вторая пара шестерен; 12 — рычаг управления; 13 — сиденье машиниста; 14 — будка управления.

Уже через 4 года после создания опытного образца и первого его полевого испытания Блинов наладил собственное машиностроительное предприятие, производящее, помимо своего первого изобретения, различные приборы, полезные не только в сельскохозяйственном деле, но и в любой другой промышленной отрасли.


Дело Фёдора Блинова продолжил его ученик, Яков Мамин, став первым изобретателем, использовавшим в своих разработках тракторные дизель-моторы.

Материалы по теме

Более 200 лет назад стекольных дел мастер крепостной Александр Вершинин создавал уникальные двухслойные стаканы, между стенками которых располагались целые картины, точнее, маленькие макеты пейзажей, сделанные из камешков, мха, соломы, цветных ниточек и бумаги. Понять секрет их изготовления и воспроизвести подобные изделия до сих пор никому не удалось.

Все знают, что Кулибин — это великий русский изобретатель, механик, инженер. Его фамилия давно стала в русском языке именем нарицательным. Но, как показал проведенный недавно опрос, всего пять процентов респондентов могут назвать хотя бы одно его изобретение. Как же так? Мы решили провести небольшой ликбез: итак, что же изобрел Иван Петрович Кулибин?

4 января 1869 года "Земледельческая газета" сообщила. Департамент земледелия и сельской промышленности … объявляет, что в оный 18 декабря 1868 года поступило прошение ученого управителя Бежецкого уезда Тверской губернии Андрея Романовича Власенко о выдаче ему 10-летней привилегии на изобретенную им машину под названием "Конная зерноуборка на корню". Власенко изобрел машину, которая сразу выполняет работу двух машин - жнейки и молотилки.

А вот ещё:

Исаак Ньютон: английский масон и мистик


Исаак Ньютон, 1689 г. Готфрид Кнеллер. Источник: Кембриджский университет

В широких кругах слава Ньютона как богослова была очень велика, а кажущееся нам сегодня странным сочетание учёного-математика и теолога было нормой для научной иерархии 17-го века, особенно в Англии, где широкие знания в естественных и богословских науках могли стать хорошим подспорьем в политической карьере. Протестантизм и арианство Ньютона были одной из форм борьбы с католическими Стюартами, с партией тори. Такие же политические корни можно проследить почти во всех историко-богословских работах Ньютона.

Постепенно весть о разностороннем английском гении разнеслась по всей Европе. В 1698 году русский царь Пётр I, прибыв в Лондон в рамках своего Великого Посольства, больше всего стремился встретиться с Исааком Ньютоном. Учёный почтительно согласился на такое свидание и даже счёл изобретательного и практичного русского царя куда более сведущим в науках собеседником, чем монарха его собственной страны.

В этом же году Ньютон получил должность управляющего Монетным двором — на этом посту он оставался до самой смерти. Контроль над государственными финансами, несомненно, был делом прибыльным, а потому Ньютон стал весьма обеспеченным человеком, что позволило ему полностью сосредоточиться на научных изысканиях, даже в ущерб академической университетской карьере. А вот стезя руководителя исследователю была отнюдь не чужда: в 1703 году его избрали президентом Королевского научного общества, которое тогда находилось не в лучшем положении, пребывая на грани банкротства.

До Ньютона этот пост традиционно занимали аристократы, которые воспринимали свою должность скорее как синекуру, а потому их мало заботила судьба предприятия. Ньютон решил полностью изменить подобное отношение: за многие годы руководства Обществом он посетил практически все его собрания и даже председательствовал на них, подводя итог дискуссиям с особого председательского кресла, установленного во главе стола. Лишь после того, как он, высказав свои веские доводы, усаживался обратно, лакей, прислуживавший на заседаниях, помещал на стол официальный жезл Общества. Так соблюдался особый ритуал, который, по сути, отождествлялся с королевским двором с просвещённым монархом.

Один из последних портретов Ньютона, 1712 г. Джеймс Торнхилл. Источник: Поместье Вулсторп, Великобритания

Американский историк науки Ч. Уэбстер отмечает, что наличие в библиотеке Ньютона книг знаменитого алхимика Парацельса и его учеников свидетельствует, что Ньютон был знаком с краеугольными положениями традиционных оккультных наук. По оценкам учёных, объём алхимических трудов, прошедших через руки Ньютона, превышал 5 тыс. страниц. Кроме того, Ньютон поддерживал контакты с алхимиками и магами того времени и даже был членом тайного алхимического общества, где был известен под псевдонимом Iegova Sanctus (Единый Святой Иегова) — анаграмма своего собственного латинского имени Isaacus Neutonus.

При этом сферой основных научных интересов Ньютона-алхимика были поиски предполагаемого универсального растворителя — менструума, изучив природу которого Ньютон надеялся постичь тайну трансмутаций элементов и проникнуть во внутренние сокровенные структуры материи. Стоит отметить, что будучи человеком переломной эпохи, когда средневековое геоцентрическое мировоззрение сменялось научным мышлением и сознанием Нового времени, Ньютон поэтому одной стороной своей деятельности был обращён в прошлое — на проблемы богословия, магии и традиционной науки, а другой — в будущее, порвавшее с схоластической традицией средневековых научных школ.

Ньютоновский закон всемирного тяготения стал действительно универсальным правилом, применимым к различным предметам изучения, будь то движения планет и их спутников, орбиты комет или закономерности приливов. Торжество ньютоновского гения было столь полным, что учёному грозила опасность стать вторым Аристотелем и оказаться непреодолимым барьером на пути научного прогресса — картезианское сомнение теряло смысл в гармоничной вселенной, функционирующей по законам Ньютона. В Англии лишь спустя столетие после его смерти учёные смогли в достаточной мере освободиться от его авторитета, чтобы создать действительно оригинальные работы по физике и математике.

Читайте также: