Федеративное устройство россии прошлое и современность кратко

Обновлено: 04.07.2024

Государственное устройство представляет собой политико-территориальную организацию власти, которая определяет правовое положение субъектов государства и их взаимоотношения с центральной властью. Следовательно, назначением государственного устройства является определение меры централизации и децентрализации власти.

Формы государственного устройства бывают унитарные и федеративные. Унитарным считается государство, административно-территориальные единицы которого обладают политической самостоятельностью. Государственных образований в таком государстве нет. Для большинства государств мира характерна именно унитарная форма государственного устройства.

Федеративное государство характеризуется тем, что в его состав входят государственные образования, каждое из которых имеет определенную самостоятельность. Субъекты такого союзного государства обладают одинаковым статусом и наделены равными правами.

Теоретически еще одной формой государственного устройства выступает конфедерация, которая допускает объединение нескольких суверенных государств. Но такое объединение характеризуется уже не государственно-правовым, а международно-правовым характером. Для многонационального государства очень важно определить оптимальную форму государственного устройства.

Унитарным является централизованное государство, в котором законодательная, исполнительная и судебная власти характеризуются наличием высших органов. Эти органы осуществляют свои функции на всех частях территории. Это не означает, что в административно-территориальных единицах не может иметь место местное самоуправление, действующее самостоятельно в пределах своей компетенции. В унитарном государстве могут создаваться автономные образования, для которых также характерна определенная самостоятельность.

Готовые работы на аналогичную тему

Унитарное государство характеризуется наличием одной конституции, его суверенитет является единым и неделимым для всего государства, и не ставится вопрос о наличии внутренних границ и территориальной целостности. В таком государстве гражданство признано бесспорно единственным. Унитарное государство многонационально и обладает децентрализованным характером благодаря наличию автономных органов управления у каждого народа. Но большинство унитарных государств не имеет национальных административных образований. Граждане отдельных национальностей образуют свои общины, но на автономию и собственную государственность не претендуют.

Федеративное государство является только общей формой государственного устройства, а ее политическое и правовое содержание является весьма неоднородным. Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее , их правовой статус и полномочия формировались с различными целями и в разных условиях, поэтому они и не являются одинаковыми по виду и форме.

Федеративные государства подразумевают добровольное объединение народов, но ими предусмотрены права выхода из союза того или иного субъекта федерации. Распад федераций обычно имел место в неправовых формах, в результате революционных восстаний. Но в спокойные времена субъекты федерации признают высшую юридическую силу законов и конституции, добровольно ограничивая свою компетенцию в пользу федерации. Несмотря на то, что внутри этих субъектов могут быть созданы автономные образования, они являются унитарными государствами. Главной проблемой федеративного устройства является то, что при распределении компетенции между федеральной властью и властью в субъектах федерации возникают определенные трудности. Эти трудности связаны с тем, что иногда субъекты федерации хотят чрезмерной самостоятельности, претендуя на независимость и статус государственных образований. Но в любом случае они имеют свою конституцию, органы государственной власти и гражданство. Федеральная власть и власть субъектов федерации определяют федеральную компетенцию, компетенцию субъектов федерации и их совместную компетенцию. Зачастую это происходит в обстановке острых разногласий, имеет сложный характер и порождает противоречия между властями федерации и ее субъектами.

Исследуя мировой опыт, можно сказать, что федеративное государственное устройство прочнее в тех странах, где нет дискриминации по национальному признаку и имеет место прочно укоренившаяся национальная культура. Успешное экономическое развитие и общий рынок служат главным фактором равенства граждан и правового регулирования. Федерация не застрахована от кризисов и разногласий, но для успешного решения общегосударственных проблем она создает единственно возможную демократическую основу этих решений, которые были бы способны удовлетворить интересы всех политических, экономических и националистических сил.

Конституционно-правовой статус и основные принципы федеративного устройства Российской Федерации

Согласно Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее , наша страна провозглашена федеративным государством. Также в Конституции РФ закреплены принципы федеративного устройства Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее (рис. 1). Суть этих принципов состоит в:

  • Государственной целостности;
  • Равноправии самоопределении народов Российской Федерации;
  • Равноправии субъектов Федерации;
  • Разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Компетенция Российской Федерации и её субъектов подробнее и ее субъектами
  • Единстве системы государственной власти.

Рассмотрим их подробнее.

Государственная целостность. Суть этого принципа заключается в единстве территорий Российской Федерации, распространении суверенитета государства на всю территорию, а также единое правовое и экономическое пространство.

Принцип равноправия субъектов РФ означает то, что все субъекты России имеют равные права по отношению друг к другу и равны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Принцип разграничения предметов ведения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами означает, что в Конституции РФ установлены предметы исключительного и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Конституция РФ закрепляет предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, руководствуясь принципом разграничения отдельных вопросов:

  • Ведения Российской Федерации;
  • Совместного ведения Федерации и ее субъектов;
  • Ведения субъектов РФ.

Российская Федерация решает наиболее значимые вопросы государственной жизни, социально-экономической, внешнеполитической, законодательной и других сфер деятельности. Совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов состоит в:

  • Защите прав и свобод человека и гражданина;
  • Обеспечении законности и правопорядка в стране;
  • Общественной безопасности;
  • Режиме пограничных зон;
  • Владении, пользовании и распоряжении земельными ресурсами;
  • Разграничении государственной собственности;
  • Охране окружающей природной среды;
  • Защите семьи, материнства, отцовства и детства;
  • Социальной защите граждан;
  • Координации международных и внешнехозяйственных связей субъектов Федерации;
  • Выполнении международных договоров Российской Федерации.

Принцип единства системы государственной власти говорит о единстве источника власти с целью ее деятельности, однотипной организации власти на федеральном и региональном уровнях, а также во взаимодействии различных органов власти.

Принципы федеративного устройства Российской Федерации

Схематичный план, позволяющий систематизировать принципы федеративного устройства, представлен на рисунке.

Принципы федеративного устройства Российской Федерации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Принципы федеративного устройства Российской Федерации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Состав Российской Федерации закреплен в Конституции РФ и включает в себя 89 субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, автономную область и 10 автономных округов.

Унитарное Г- это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. В свою очередь унитарное Г должна быть: а) Простым или сложным. Унитарное Г, не имеющее автономных образований, принято называть простым (Болгария, Польша), а с автономией (одной или несколькими) - сложным (Финляндия, Дания). Автономия - это самоуправление определённой части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями. б) Централизованным - управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками. Децентрализованным (Великобритания) - наоборот, на всœех уровнях административно-территориального делœения есть выборные органы. Относительно централизованным (Франция) - управление в региональных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами.

Федеративное устройство России: прошлое и современность

В 1920 году Ленин отказался от устройства Г на базе губерний, уездов, заменив его на федерацию по национальной принадлежности ее граждан. В определœенные периоды провозглашенное федеративное устройство России фактически было унитарным – одна из несообразностей Советского Г. Государственность в России долгое время была советской, и только на словах – федерацией, фактически загоняла в тупик взаимоотношения центра и мест, национально-культурное развитие народов и народностей России и прежде всœего русского народа. Современное Рос Г порывает с этой исторически неудачной формой правления и гос устройства.

Современное Рос Г имеет федеративное устройство, но весьма специфического свойства. В состас РФ входят национально-государственные образования: республики, автономные области и округа, а также административно-территориальные образования: края, области. Республики на национальной базе - ϶ᴛᴏ Г, суверинитет которых ограничен в соответствии с Конституцией РФ полномочиями, предметом ведения, отнесенным к исключительной компетенции федеральных властей. Знает РФ совместную компетенцию центра и республик. В этой области получил развитие принцип взаимного делœегирования полномочий (он реализуется в договорных формах между федераль органами власти и орган власти республикб а не между Россией и субъектом федерации). Таким образомб федеративное устройство Рос Г имеет конституционную и договорно-правовую основу. Договорно-прав основа дополняет и конкретизирует конституц основу.

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных Г, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами : 1)конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации; 2) конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета; 3) сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе; 4) государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосу-дарственной кредитной политике на время существования союза.

Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация. Последняя конфедерация, Сенегамбия, распалась в 1988 году.

Федеративное устройство - объединения двух и более государственно-территориальных образований в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Федеративное государство и федерация (союз) - понятия идентичны.

Федеративное государство характеризуется следующими юридическими признаками:

  • двухуровневой системой органов государственной власти
  • наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации
  • принципов бикамерализма (двух палатная система) в построении союзного парламента
  • верховенство федерального права
  • непризнание за субъектами федерации суверенитета
  • финансовой зависимостью субъектов от федеральной власти
  • принципом двойного гражданства
  • отсутствием у субъектов федерации права сецессии, т.е. выхода из состава федерации.

Федеральное государство выполняет две главные функции:

  • децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали
  • интегрирует территориальные сообщества, т.е. собирает воедино различные территории, придавая им качество целостного образования. 1

Субъекты РФ

Субъекты Российской Федерации имеют собственную исполнительную и законодательную власть, собственную конституцию или устав, собственный региональный парламент, а также по два представителя в Совете Федерации.

Согласно Конституции, все субъекты федерации равноправны, за исключением того, что автономные республики, в отличие от остальных субъектов, могут устанавливать свой (второй) государственный язык (или языки). Выход субъектов из состава РФ не предусмотрен.

На данный момент в России насчитывается 85 субъектов федерации:

  • одна автономная область (Еврейская Автономная область);
  • три города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь);
  • 4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий);
  • 9 краев (Алтайский, Камчатский, Хабаровский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Забайкальский);
  • а также 22 республики и 46 областей.

Все эти субъекты группируются в:

  • 9 федеральных округов;
  • 12 экономических районов;
  • 4 военных округа;
  • 11 часовых поясов. 2

Принципы федеративного устройства

Россия - суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Конституция РФ (ст. 5, ч. 3) закрепляет следующие принципы федеративного устройства нашего государства:

Государственная целостность.

Это означает, что РФ - целостное, единое, хотя и федеративное государство, включающее другие государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации в одностороннем порядке. Современная Россия - государственное по своей природе объединение всех субъектов Федерации, а не аморфный, слабый союз. Российская Федерация возникла не как договорная федерация, не в результате объединения своих субъектов. Они были образованы ею самой в составе единого государства. В преамбуле Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ РФ сохраняет исторически сложившееся государственное единство. РФ имеет все признаки государства: суверенитет, единую территорию, охватывающую территорию всех субъектов, единые правовую и судебную системы, единое экономическое пространство и др.

Единство системы государственной власти.

Оно проявляется в наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю территорию страны, в верховенстве федеральной Конституции и законодательства. Субъекты Российской Федерации вне пределов компетенции РФ обладают всей полнотой власти, но они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и Федерацией, верховенство федеральной Конституции. Система государственных органов субъектов Федерации формируется ими самостоятельно, но в соответствии с общими принципами, установленными РФ. Это обеспечивает единство системы государственных органов. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти во всей стране. Для реализации компетенции РФ федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы. Президент РФ обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Конституция РФ определяет:

  • перечень вопросов ведения РФ (ст. 71), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти;
  • предметы совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72): правовые акты субъектов должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам;
  • полноту власти субъектов РФ по вопросам, находящимся вне ведения РФ и вне предметов совместного ведения. В пределах своей компетенции и Федерация и субъекты принимают правовые акты.

По предметам ведения РФ принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации могут принимать собственные нормативные акты. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ, принятые по вопросам, находящимся в компетенции РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, не могут противоречить федеральным законам. В случае коллизии федерального закона и нормативно-правового акта субъекта РФ, принятым по вопросам, находящимся вне ведения РФ и ее совместного с субъектами РФ ведения, действует нормативно-правовой акт субъекта РФ. Споры о компетенции между государственными органами РФ и органами государственной власти субъектов Федерации разрешаются Конституционным Судом РФ.

Принцип равноправия и самоопределения народов в РФ.

Наша Федерация - многонациональное государство. Многочисленные национально-государственные образования в РФ рассматриваются как разнообразные формы национальной государственности, как формы осуществления права наций на самоопределение. В настоящее время РФ включает субъекты Федерации, образованные как по национально-территориальному, так и по территориальному принципу. Равноправие народов проявляется в равных правах всех наций и народностей на национальное развитие, развитие национальной культуры. В Российской Федерации обеспечивается равенство прав и свобод человека независимо от расы и национальности. Государство гарантирует всем народам право на сохранение родного языка и его развитие. Каждый человек имеет право на свободный выбор языка обучения и творчества. И хотя государственным языком РФ является русский, но республики (в составе Российской Федерации) вправе устанавливать свои государственные языки (они употребляются наряду с русским). Конституция РФ гарантирует права малочисленных коренных народов.

Равноправие субъектов РФ.

Этот принцип впервые был закреплен в действующей Конституции РФ. Равенство субъектов Российской Федерации проявляется:

  • в равенстве прав и обязанностей субъектов в составе РФ;
  • в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограничения их компетенции компетенцией РФ;
  • в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации;
  • в равноправии субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Однако некоторые различия в государственной организации субъектов Федерации сохранились. Среди них есть республики, обладающие признаками государства, и государственно-территориальные образования (остальные субъекты РФ), не имеющие своих конституций, гражданства, государственного языка, высших органов государства. 3

Особенности федеративного устройства России

Российская Федерация - неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения - по территориальному принципу. Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим (его сущность и содержание - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ). Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов - краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область. 4

Федеративное устройство предполагает и разделение полномочий между центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

  • принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации;
  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  • установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
  • формирование федеральных органов государственной власти;
  • федеральная государственная собственность и управление ею;
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации и т.д.

Для этого принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся:

  • обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
  • защита прав и свобод человека и гражданина;
  • защита прав национальных меньшинств;
  • обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
  • режим пограничных зон;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • разграничение государственной собственности;
  • природопользование;
  • охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
  • особо охраняемые природные территории;
  • охрана памятников истории и культуры;
  • ряд других задач, закрепленных в Конституции РФ. Для реализации данных задач издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным и федеральным конституционным законам.

По вопросам исключительного ведения субъектов РФ, последние могут осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Для реализации поставленных задач федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы в регионах и назначать соответствующих должностных лиц. Одновременно с этим часть полномочий федеральных органов исполнительной власти может передаваться органам исполнительной власти субъектов РФ. Возможна и обратная передача полномочий. 5

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 мая 2011.

Федеративное устройство

Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.

Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава [1] .

С 1 марта 2008 года, после объединения регионов, субъектов федерации в России — 83 (в 1993 году, когда была принята ныне действующая Конституция, их было 89).

Содержание

Современное федеративное устройство России

Особенности статуса субъектов федерации

Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации. В таблице приводятся особенности конституционно-правового статуса каждого из типов субъектов Российской Федерации. В скобках указаны статьи Конституции России, содержащие соответствующие положения.

Распределение субъектов федерации по типам

Ниже приводятся сведения о количестве субъектов Российской Федерации каждого типа и их территориальном расположении.

Перечень субъектов федерации

Ниже приведен перечень существующих в настоящее время субъектов Российской Федерации. В таблице субъекты федерации приводятся в том же порядке, в котором они перечислены в статье 65 Конституции Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. В пределах каждой из этих категорий субъекты федерации упорядочены по алфавиту. Для каждого субъекта федерации приводятся его основные характеристики и сведения о его административно-территориальном делении.

Коды субъектов федерации

Существует целый ряд разного рода кодировок субъектов Российской Федерации, согласно которым им присваиваются цифровые или буквенные обозначения для различных целей.

Читайте также: