Федерализм это в истории 19 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

от лат. foedus – союз) – принцип территориальной организации государства, предполагающий его устройство в форме федерации, т.е. объединения союза государственных образований. По своему назначению Ф. содержит возможности децентрализовать и распределять власть по вертикали; интегрировать территориальные сообщества в единое целое.

фр. federalisme) -1) одна из двух форм территориальной организации государства, предполагающая его сложный, союзный характер (см. ФЕДЕРАЦИЯ); 2) одна из основ конституционного строя РФ, основополагающий принцип государственно-территориального устройства РФ, за счет которого обеспечиваются единство страны, децентрализация государственной власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, а т.ж. равноправие и самоопределение народов в составе Федерации; 3) политическое движение за федеративное устройство.

принцип, доктрина, положенные в основу политико-территориального и (или) национально-территориального устройства ряда современных государств. По своему назначению Ф. содержит возможности децентрализовать и распределять власть по вертикали; интегрировать территориальные сообщества в единое целое. Ф. выступает в виде совокупности способов, целей и задач, конституционно-правовых норм и принципов, направленных на установление пределов централизации и децентрализации властных и управленческих функций государства и его субъектов путем разграничения предметов ведения и полномочий между ними, а также между их органами государственной власти.
Ф. является, прежде всего, способом обеспечения и сохранения единства, территориальной целостности государства, учета и сочетания многообразных интересов государства и его частей, их самоорганизации и саморегулирования, противостояния региональному и этническому обособлению. Мировой опыт показывает, что Ф. в определенных исторических условиях позволяет сочетать национальный фактор с территориальным и иными (например, лингвистическим, конфессиональным), обеспечивает единое демократическое, экономическое, правовое, оборонное и т.п. пространство, взаимный контроль федерации и ее субъектов через различные механизмы (политические, правовые, финансово-бюджетные и т.д.).
Определяющим критерием идентификации Ф. как способа принятия решений в сложном государстве является наличие конституционно установленного разграничения предметов ведения, полномочий между федерацией и ее частями (субъектами).
По своим целям и задачам Ф. не замыкается на принципах устройства государства, поскольку им охватывается значительно более широкий круг общественных связей и отношений, касающихся практики становления и функционирования гражданского общества, политической, экономической, социальной и иных систем. В сущности Ф. отражает стремление территориальных, этнических и иных сообществ к интеграции, взаимовыгодному сотрудничеству.
Существующие в мире модели Ф. основываются на сочетании множества факторов (территориального, исторического, национального характера), на учете их взаимодействия и взаимовлияния в реальной конституционно-правовой и политической практике.
Современный Ф. основывается на различных критериях. Концепция дуалистического Ф. исходит из идеи равноправия между федерацией и ее субъектами, достигаемого наделением целого и его частей самостоятельной компетенцией и определением пределов вмешательства в дела друг друга, а также из двойственности суверенитета, признаваемого как за федерацией, так и ее субъектами (формально такой федерацией был СССР).
В основу "координированного" Ф. положена идея такого разграничения полномочий между федерацией и ее субъектами. когда они рассматриваются как независимые друг от друга и обладающие в основном одинаковым статусом в пределах конституционной компетенции.
Кооперативный Ф. (ФРГ) исповедует концепцию взаимного дополнения, вертикального и горизонтального сотрудничества федерации и ее составных частей, их взаимодействия и взаимозависимости в процессе осуществления конституционных полномочий.
Конкретные формы Ф. непосредственно связаны с характером федерации, организационным ее построением, способом возникновения и ее структурой (договорная либо конституционная, территориальная - национально-территориальная, асимметричная - симметричная, централизованная (интеграционная) - относительно децентрализованная (деволюционная).

способ (принцип) территориальной организации государства, выраженный в характере взаимоотношений субъектов федерации между собой и федеральными органами государственной власти. Ф. как сочетание самоуправления и разделения властей выполняет две главные функции: 1) децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали. Считается поэтому, что по сравнению с унитаризмом Ф. есть более демократический принцип организации государства, поскольку допускает децентрализацию власти ее полицентризм, гарантирующий от диктатуры; 2) интегрирует территориальные сообщества, т. е. собирает воедино различные территории, придавая им качество целостного образования - единого целостного государства. Как воплощение принципа Ф. федеративное государство хотя и состоит из отдельных субъектов, однако представляет собой единое, целостное государство, которому присущи те же свойства, что и унитарному государству: единая территория, население, живущее на этой территории, власть, действующая на всей территории государства. Как принцип государственного устройства Ф. включает в себя способ урегулирования разногласий и объединение сообщества людей на государственном уровне; определяет разделение государственной власти по вертикали территориальными образованиями различного уровня в едином государстве. В западной науке Ф. понимается как процесс, призванный заглушать конфликты центра и мест, устанавливать их взаимодействие, обеспечивать наиболее целесообразные в данных условиях методы управления. В качестве принципа конституционного строя Ф. выступает и как способ государственного территориального устройства страны, и как конституционная основа исторически сложившегося государственного единства многонационального народа России, являющегося юридической (и фактической) гарантией государственной целостности РФ, целостности ее территорий, а также территорий, входящих в РФ. Конституция РФ (ч. 3 ст. 5) прямо указывает на то, что "федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти". Возведение Ф. в ранг конституционного принципа означает, что в РФ национальный вопрос и вопрос о территориально-политической организации общества и государства, разграничении предметов ведения между союзом и составляющими его частями (субъектами) решается на основе принципа Ф. Изначально Ф. опирается на строгое, двухуровневое разделение властей и полномочий. По этой причине различные уровни власти должны иметь свои ключевые органы и располагать определенными финансовыми средствами, достаточными для осуществления своих задач. Субъекты РФ имеют собственную территорию, конституции или уставы и органы власти, которые в пределах предоставленных им прав обладают высокой степенью независимости; предметами ведения Федерации являются важнейшие вопросы государственной жизни: организация высших органов власти, внешняя политика, оборона страны, финансы, федеральные налоги, федеральные энергетические системы, транспорт, информация, связь, правовые основы единого рынка и др. В ведение субъектов РФ входит более широкий круг вопросов, но это в основном вопросы, не требующие единого (общегосударственного) регулирования. Во многих сферах Федерация и ее субъекты тесно взаимодействуют, обеспечивая политическую, правовую, экономическую и другую интеграцию государства в слаженно работающий единый организм. Субъекты РФ не обладают государственным суверенитетом. Действующая Конституция РФ, как и предыдущая, не говорит о том, что субъекты Федерации являются суверенными. Особенно важно, что они лишены права на сецессию - свободный (односторонний) выход из состава Российского государства, не обладают верховенством на своей территории, не имеют абсолютной независимости в международных отношениях. Субъекты РФ не обладают верховенством на своей территории в том смысле, что действие федерального права распространяется на всю Федерацию и ни один из субъектов Федерации не вправе препятствовать его законному применению (ч.1 и 2 ст. 15 Конституции РФ).
Принято различать две основные модели Ф. - дуалистический и кооперативный. Дуалистический Ф. базируется на идее равновесия между Федерацией и ее субъектами, которые имеют свои предметы ведения и не вмешиваются в дела друг друга (эта модель Ф. характерна для США). Концепция кооперативного Ф. основана на идее взаимного дополнения центра и субъектов федерации, их взаимовыгодного сотрудничества (эта модель Ф. используется, в частности, в ФРГ).
Принцип Ф., определяющий сложный (многосоставный), союзный характер государства, находит воплощение в территориальной организации федеративного государства.
От понятия "Ф." необходимо отличать "псевдофедерализм" - термин (введенный И.А. Ильиным), характеризующий процесс внедрения принципов Ф. в государствах, не имеющих достаточных социокультурных и социально-экономических предпосылок для его формирования, определяющий его сложный (многосоставный), союзный характер.
(В.Ч.)

(от лат. foederatio — союз, объединение) — 1) теория и практика создания целостного союзного государства, образованного совокупностью политически и юридически равнозначных частей (квазигосударств), связанных общими интересами, историческими судьбами, договорными конституционными отношениями и совместным управлением в единое государственное целое с большей степенью взаимозависимости (федерация) или большей автономией частей, субъектов (конфедерация); 2) форма государственности, в основе которой лежат следующие принципы: формирование геополитического пространства государства как единого целого из территориальных членов (субъектов) федерации (штатов, кантонов, земель, республик и т. п.); субъекты федерации обычно наделяются учредительной властью, обладают ограниченным суверенитетом, включая принятие собственной конституции; компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией; каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы; одновременно существуют единое федеративное (союзное) гражданство и гражданство союзных единиц.
В социально-политическом отношении принципы федерализма внутренне связаны с философией естественного права и теорией конституционализма (парламентаризм, представительная демократия), с формированием гражданского общества и рождением института нации как согражданства населения разных этнических групп, объединенных данной государственностью. В социально-экономическом отношении принципы федерализма могут быть реализованы только на основе развития внутреннего рынка страны, который интегрирует все материальные ресурсы субъектов федерации для удовлетворения всей массы потребностей данного государства и внешнеэкономической деятельности федеративного центра, создания условий для развития национального производства.
Конкретные формы федерализма постоянно меняются, отражая различные варианты взаимоотношений между федеральной (центр) властью и субъектами Федерации прежде всего в области экономики (денежная политика, налоги, кредит и т. п.). Можно выделить три наиболее известные формы: договорную, централистскую и кооперативную, позволяющие проследить исторические тенденции развития социально-экономических основ федеративной государственности. Им соответствует и определенный экономический механизм взаимодействия властных структур разных уровней.
Договорная форма федерализма рассматривает федерацию в виде объединения государств, передающих на основе договора некоторые права новообразованному центральному правительству. В договорной федерации все формы подпадают под совместное регулирование. Федеральное правительство не может приобрести новых прав, прежде всего, в области экономики, без предварительного согласия членов федерации, поскольку оно сформировано ими. Особой разновидностью современной договорной федерации является координированный федерализм, когда центр и регион, уровни власти действуют независимо друг от друга в конституционно установленных пределах.
Централистская форма федерализма предполагает, что вся социально-экономическая (и политическая) жизнь в отдельных частях государства должна осуществляться на основе решений общефедеральных органов. Исходным положением этой формы федерализма является тезис, что только народ страны образует единственно законный источник суверенной власти, и потому правительство, пользующееся поддержкой большинства населения, должно быть верховным над правительствами субъектов федерации.
Кооперативная форма федерализма основывается на социально-экономическом сотрудничестве между федеральным центром и субъектами федерации. Здесь акцент делается на разработку не юридических процедур, регулирующих компетенцию различных уровней управления, а механизмов, способствующих выявлению и согласованию взаимовыгодного сотрудничества между властными структурами государства. Эти отношения часто отклоняются от правовых норм, установленных между федерацией и ее субъектами, и носят характер фактических отношений, сформировавшихся под воздействием конкретных социальноэкономических условий развития страны. Здесь экономический механизм дополняется специфически организованным механизмом вертикального и горизонтального сотрудничества.
Различные теории федерализма не выявляют в полной мере экономические, социальные и политические корни федеративной государственности. Они представляют собой попытки теоретически осмыслить отдельные стороны этого многофакторного явления общественной жизни, наиболее актуальные для определенного периода исторического развития отдельных стран и мировой цивилизации в целом. В теории федерализм осмысливался и под углом выяснения вопросов, касающихся суверенитета, — политико-правового статуса, полномочий и компетенции федерации и ее составных частей. Были высказаны три взаимоисключающие точки зрения: согласно первой (Г. Еллинек,
П. Лабанд, В. Уиллоуби и др.) суверенитетом обладает только федерация в целом. Их оппоненты (М. Зейдель, Д. Кальхаун), наоборот, считали, что суверенитет принадлежит составным частям федерации, особенно в тех случаях, когда субъекты федерации наделялись конституцией правом нуллификации и свободного выхода из союза. Третьи (А. Токвиль, Г. Вайц и др.) делили суверенитет между федерацией и ее членами соответственно закрепленной в конституции доле государственной власти. В обоснование такого взгляда указывалось, что политикоправовой статус федерации и ее членов не может быть изменен никем из них в одностороннем порядке. Проблемы федерализма осмысливались и с точки зрения возможности достижения компромисса в управлении сложными структурами, его принципы стали связываться с возможностью принятия конкретных решений, обеспечивающих устойчивость, эффективность, мир.
Различие концепций федерализма определяется учеными главным образом по критерию взаимоотношений разных уровней власти.
Россия — федеративное государство. В соответствии со ст. 5 Конституции РФ все субъекты Федерации являются равноправными субъектами и равноправными по отношению друг к другу. При этом республики имеют свою конституцию и законодательство, а прочие субъекты — устав и законодательство. Здесь же закрепляются положения о государственной целостности и единстве системы государственной власти и разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектами, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации. Однако из приведенных положений очевидно, что субъекты Федерации находятся не в равноправном положении. Так, республики по сути обладают атрибутами государства, чего нельзя сказать о прочих субъектах. Наличие подобных противоречий в определении статуса субъектов Федерации приводит к серьезным издержкам в отношениях центра и субъектов, в отношениях между самими субъектами и, наконец, оказывает негативное воздействие на процесс функционирования системы государственного управления в целом.
Конституция РФ (ст. 71–73) весьма четко определяет сферы компетенции, предметы ведения федеральных органов власти и ее субъектов.
Одной из сложнейших проблем, стоящих перед современной системой государственного управления, являются взаимоотношения центра и субъектов Феде- рации, центральной и местной власти. Эта проблема сводится к вопросу о доле ответственности за общее состояние системы государственного управления, приходящейся на федеральные, республиканские, краевые, областные, городские и другие органы власти, о сфере компетенции этих органов в осуществлении управленческих функций.
З. М. Зотова
Список литературы
Абдулатипов Р.Г, Болтенкова А. Ф., Яров Ю. Ф. Федерализм в истории России: в 3 кн. — М., 1992–1993.
Федерализм: теория и история развития (сравнительно-правовой анализ). — М., 2000.
Федерализм: теория, институты, отношения: сравнительно-правовое исследование / отв. ред. Б. Н. Топорнин. — М., 2001.
Федерация в зарубежных странах. — М., 1993.

Федерализм отличается от конфедерализм, в котором общий уровень управления подчиняется региональному, а от деволюция в пределах унитарное государство, при котором региональный уровень власти подчиняется общему уровню. [3] Он представляет собой центральную форму на пути региональной интеграции или разделения, ограниченную с менее интегрированной стороны конфедерализмом, а с более интегрированной - деволюцией внутри унитарного государства. [4] [5]

Примеры федерация или федеральное государство включает Соединенные Штаты, Индия, Бразилия, Мексика, Россия, Германия, Канада, Швейцария, Аргентина, Нигерия, и Австралия. Некоторые характеризуют Евросоюз в качестве новаторского примера федерализма в среде нескольких штатов, в концепции, названной федеративным союзом штатов. [6]

Содержание

Обзор


Современный федерализм - это система, основанная на демократичный правила и институты, в которых власть управления делится между национальными правительствами и правительствами провинции / штата. Период, термин федералист описывает несколько политических убеждений по всему миру в зависимости от контекста. Поскольку срок федерализация также описывает отличительные политические процессы, его использование также зависит от контекста. [9]

В политической теории выделяют два основных типа федерализации:

  • интегративный, [10] или агрегированная федерализация, [11] обозначение различных процессов, таких как: интеграция нефедеративных политических субъектов путем создания новой федерации, присоединение нефедеративных субъектов к существующей федерации или преобразование конфедерации в федерацию
  • деволютивная [10] или дезагрегативная федерализация: [12] преобразование унитарное государство в федерацию

Такие федерации как Югославия или же Чехословакия рухнула, как только появилась возможность испытать модель. [14]

Раннее происхождение

Ранним историческим примером федерализма является Ахейский союз в Эллинистическая греция. в отличие от Греческие города-государства из Классическая Греция, каждый из которых настаивал на сохранении своей полной независимости, изменение условий в эллинистический период вынудило многие города-государства объединиться даже ценой потери части своего суверенитета - аналогично процессу, ведущему к формированию более поздних федераций.

Пояснения к усыновлению

Согласно Дэниелу Зиблатту Структурирование государстваВ академической литературе есть четыре конкурирующих теоретических объяснения принятия федеративных систем:

Иммануил Кант

Примеры

Европа против США

В Канадафедерализм обычно подразумевает противодействие суверенист движения (чаще всего Квебекский сепаратизм).

Правительства Аргентины, Австралия, Бразилия, Индия, и Мексика, среди прочего, также организованы по федералистским принципам.

Федерализм может охватывать всего два или три внутренних деления, как в случае Бельгия или Босния и Герцеговина. В целом можно выделить две крайности федерализма: с одной стороны, сильное федеративное государство почти полностью унитарно, с небольшими полномочиями, закрепленными за местными органами власти; в то время как другая крайность, национальное правительство может быть федеральным государством только по названию, будучи конфедерация в действительности.

В 1999 г. Правительство Канады учредил Форум Федераций как международная сеть для обмена передовым опытом между странами с федеративным и федерализацией. Со штаб-квартирой в Оттава, правительства стран-партнеров Форума федераций включают Австралию, Бразилию, Эфиопию, Германию, Индию, Мексику, Нигерию, Пакистан и Швейцарию.

Анархизм

христианская церковь

Федерализм также находит выражение в экклезиология (в доктрина из церковь). Например, управление пресвитерианской церковью напоминает парламентский республиканизм (форма политический федерализм) в значительной степени. В Пресвитерианский деноминаций, поместная церковь управляется избранными старейшины, некоторые из которых министерский. Затем каждая церковь отправляет представителей или уполномоченных в пресвитерии и далее к Генеральная Ассамблея. Каждый более высокий уровень собрания имеет руководящую власть над своими составными членами. В этой правительственной структуре каждый компонент имеет определенный уровень суверенитета над собой. Как в политический федерализм, в пресвитерианской экклезиологии есть разделенный суверенитет.

Другие экклезиологии также имеют значительные репрезентативные и федералистские компоненты, в том числе более анархические. конгрегационная экклезиология, и даже в более иерархических епископская экклезиология.

Некоторые христиане утверждают, что самый ранний источник политического федерализма (или федерализма в человеческих институтах; в отличие от теологический федерализм) это церковный федерализм в Библия. Они указывают на структуру раннего христианская церковь как описано (и предписано, как полагают многие) в Новый Завет. В их аргументах это особенно ярко проявляется в Совет Иерусалима, описанный в Акты глава 15, где Апостолы и старейшины собрались вместе, чтобы управлять Церковью; Апостолы являются представителями вселенской Церкви, а старейшины - таковыми для поместной церкви. По сей день элементы федерализма можно найти почти в каждой христианской конфессии, в одних больше, чем в других.

Конституционная структура

Разделение властей

В федерации разделение власти между федеральным и региональным правительством обычно описывается в конституция. Почти каждая страна допускает определенную степень регионального самоуправления, в федерациях право на самоуправление входящих в нее государств закреплено конституционно. Составные государства часто также имеют свои собственные конституции, которые они могут изменять по своему усмотрению, хотя в случае конфликта федеральная конституция обычно имеет приоритет.

Почти во всех федерациях центральное правительство обладает полномочиями в области внешней политики и национальной обороны в качестве исключительные федеральные полномочия. Если бы это не было так, федерация не была бы единым суверенным государством, согласно определению ООН. Примечательно, что государства Германии сохраняют право действовать от своего имени на международном уровне, условие, первоначально предоставленное в обмен на Королевство Бавариясогласие присоединиться к Германская Империя в 1871 году. Помимо этого, точное разделение власти варьируется от одной нации к другой. Конституции Германия и Соединенные Штаты предусматривают, что все полномочия, специально не предоставленные федеральному правительству, сохраняются за штатами. Конституция некоторых стран вроде Канада и Индия, заявляют, что полномочия, прямо не предоставленные провинциальным правительствам, сохраняются за федеральным правительством. Подобно американской системе, Конституция Австралии наделяет федеральное правительство (Содружество Австралии) полномочиями принимать законы по определенным конкретным вопросам, которые считались слишком сложными для решения штатов, так что штаты сохраняют за собой все другие сферы ответственности. . В соответствии с разделением полномочий Европейского Союза в Лиссабонском договоре полномочия, которые не относятся исключительно к европейской компетенции или разделены между ЕС и государством, как параллельные полномочия сохраняются за составными государствами.


Обычно в ходе исторической эволюции федерации происходит постепенное перемещение власти от составляющих ее штатов к центру, поскольку федеральное правительство приобретает дополнительные полномочия, иногда для решения непредвиденных обстоятельств. Приобретение новых полномочий федеральным правительством может происходить посредством формальной поправки к конституции или просто путем расширения толкования существующих конституционных полномочий правительства, данного судами.

Федерации часто используют парадокс быть объединением государств, но при этом оставаться государствами (или иметь аспекты государственность) сами по себе. Например, Джеймс Мэдисон (автор Конституция США) написал в Документ Федералиста № 39 что Конституция США "строго не является ни национальной, ни федеральной конституцией; но представляет собой сочетание обеих. По своей основе она является федеральной, а не национальной; в источниках, из которых взяты обычные полномочия правительства, она частично федеральный и частично национальный . "Это связано с тем, что в штатах США все суверенитет что они не уступают федерации по собственному согласию. Это было подтверждено Десятая поправка к Конституции Соединенных Штатов, который оставляет за собой все полномочия и права, не переданные Федеральному правительству, за штатами и народу.

Бикамерализм

Структуры большинства федеральных правительств включают механизмы защиты прав составляющих штатов. Один метод, известный как 'внутригосударственный федерализм', заключается в прямом представлении правительств составляющих штатов в федеральных политических институтах. Если у федерации есть двухпалатный законодательный орган верхняя палата часто используется для представления состояний компонентов, в то время как нижняя палата представляет людей нации в целом. Федеральная верхняя палата может быть основана по специальной схеме распределение, как и в случае сенаты Соединенных Штатов и Австралии, где каждый штат представлен равным числом сенаторов независимо от численности его населения.

В качестве альтернативы или в дополнение к этой практике члены верхней палаты могут косвенно избираться правительством или законодательным собранием составляющих штатов, как это было в Соединенных Штатах до 1913 года, или быть фактическими членами или делегатами правительств штатов. как, например, в случае Немецкий Бундесрат и в Совет Европейского Союза. Нижняя палата федерального законодательного органа обычно избирается прямым голосованием с пропорциональным распределением по численности населения, хотя штатам иногда все же может быть гарантировано определенное минимальное количество мест.

Межгосударственные отношения

В Канаде правительства провинций представляют региональные интересы и ведут переговоры напрямую с центральным правительством. А Конференция первых министров премьер-министра и премьер-министров провинций является де-факто высший политический форум в стране, хотя он не упоминается в конституции.

Конституционное изменение

В федерациях часто действуют особые процедуры внесения поправок в федеральную конституцию. Это не только отражает федеративную структуру государства, но и может гарантировать, что статус самоуправления составляющих штатов не может быть отменен без их согласия. Поправка к конституции Соединенных Штатов должна быть ратифицирована тремя четвертями законодательных собраний штата или конституционных съездов, специально избранных в каждом из штатов, прежде чем она может вступить в силу. На референдумах по внесению поправок в конституции Австралии и Швейцарии требуется, чтобы предложение было одобрено не только общим большинством электората в стране в целом, но и отдельным большинством в каждом из большинства штатов или кантонов. В Австралии это последнее требование известно как двойное большинство.

Некоторые федеральные конституции также предусматривают, что некоторые поправки к конституции не могут происходить без единодушного согласия всех штатов или отдельного штата. Конституция США предусматривает, что ни один штат не может быть лишен равного представительства в сенате без его согласия. В Австралии, если предложенная поправка конкретно повлияет на один или несколько штатов, она должна быть одобрена на референдуме, проводимом в каждом из этих штатов. Любая поправка к канадской конституции, которая изменит роль монархия потребует единодушного согласия провинций. В Основной закон Германии предусматривает, что вообще недопустима никакая поправка, которая отменяет федеральную систему.

Прочие технические термины

Политическая философия

Устройство для уменьшения конфликтов

Федерализм и другие формы территориальной автономии обычно видны [ кем? ] как полезный способ структурировать политические системы с целью предотвращения насилия между различными группами внутри стран, поскольку он позволяет определенным группам принимать законы на субнациональном уровне. [21] Некоторые ученые, однако, предполагают, что федерализм может разделять страны и приводить к краху государства, потому что он создает протогосударства. [22] Третьи показали, что федерализм вызывает разногласия только тогда, когда в нем отсутствуют механизмы, побуждающие политические партии конкурировать через региональные границы. [23]

Федерализм отличается от конфедерализма , при котором общий уровень управления подчиняется региональному уровню, и от децентрализации внутри унитарного государства , в котором региональный уровень управления подчиняется общему уровню. [3] Он представляет собой центральную форму на пути региональной интеграции или разделения, ограниченный с менее интегрированной стороны конфедерализмом, а с более интегрированной - деволюцией внутри унитарного государства. [4] [5]

Примеры федерации или федеративного государства включают США , Индию , Бразилию , Малайзию , Мексику , Россию , Германию , Канаду , Швейцарию , Бельгию , Аргентину , Нигерию и Австралию . Некоторые характеризуют Европейский Союз как новаторский пример федерализма в многогосударственной среде в концепции, названной федеративным союзом штатов. [6]

СОДЕРЖАНИЕ


Современный федерализм - это политическая система, основанная на демократических правилах и институтах, в которой власть управления делится между национальными правительствами и правительствами провинций / штатов. Термин федералист описывает несколько политических убеждений во всем мире в зависимости от контекста. Поскольку термин федерализация также описывает отличительные политические процессы, его использование также зависит от контекста. [9]

В политической теории выделяют два основных типа федерализации:

  • интегративная [10] или агрегативная федерализация [11], обозначающая различные процессы, такие как: интеграция нефедеративных политических субъектов путем создания новой федерации, присоединение нефедеративных субъектов к существующей федерации или преобразование конфедерации в федерацию.
  • деволютивная, [10] или дезагрегативная федерализация: [12] преобразование унитарного государства в федерацию.

Такие федерации, как Югославия или Чехословакия, развалились, как только появилась возможность испытать модель. [14]

Ранним историческим примером федерализма является Ахейский союз в эллинистической Греции . В отличие от греческих городов - государств в классической Греции , каждый из которых настаивал на сохранении его полной независимости, изменения условий в период эллинизма водила много городов - государств объединиться даже ценой потери части своего суверенитета - подобный процесс , ведущий к формирование более поздних федераций.

В Канаде федерализм обычно подразумевает противодействие суверенистским движениям (чаще всего Квебекский сепаратизм ).

Правительства Аргентины, Австралии , Бразилии , Индии и Мексики , среди прочих, также организованы по федералистским принципам.

Федерализм может включать всего два или три внутренних деления, как это имеет место в Бельгии или Боснии и Герцеговине. В целом можно выделить две крайности федерализма: с одной стороны, сильное федеративное государство почти полностью унитарно, с небольшими полномочиями, закрепленными за местными органами власти; в то время как с другой стороны, национальное правительство может быть федеральным государством только по названию, а на самом деле являться конфедерацией .

В 1999 году правительство Канады учредило Форум федераций как международную сеть для обмена передовым опытом между странами с федеративным и федерализацией. Штаб-квартира Форума федераций находится в Оттаве , а в его состав входят правительства Австралии, Бразилии, Эфиопии, Германии, Индии, Мексики, Нигерии, Пакистана и Швейцарии.

Федерализм также находит свое выражение в экклезиологии ( учение о церкви ). Например, управление пресвитерианской церковью во многом напоминает парламентский республиканизм (форму политического федерализма ). В пресвитерианских конфессиях поместной церковью управляют избранные старейшины , некоторые из которых являются служителями . Затем каждая церковь отправляет представителей или уполномоченных в пресвитерии и далее на общее собрание. . Каждый более высокий уровень собрания имеет руководящую власть над своими составными членами. В этой правительственной структуре каждый компонент имеет определенный уровень суверенитета над собой. Как и в политическом федерализме , в пресвитерианской экклезиологии существует разделенный суверенитет.

Другие экклезиологии также имеют важные репрезентативные и федералистские компоненты, включая более анархическую конгрегационную экклезиологию и даже более иерархическую епископальную экклезиологию .

Некоторые христиане утверждают, что самым ранним источником политического федерализма (или федерализма в человеческих институтах; в отличие от теологического федерализма ) является церковный федерализм, найденный в Библии . Они указывают на структуру ранней христианской церкви, описанную (и предписанную, как многие полагают) в Новом Завете . В их аргументах это особенно демонстрируется на Иерусалимском соборе , описанном в главе 15 Деяний , где Апостолы и старейшины собрались вместе, чтобы управлять Церковью; Апостолы являются представителями вселенской Церкви, а старейшины - таковыми для поместной церкви. По сей день элементы федерализма можно найти почти в каждой христианской конфессии, в одних больше, чем в других.

В федерации разделение власти между федеральным и региональным правительством обычно закреплено в конституции . Почти каждая страна допускает определенную степень регионального самоуправления, в федерациях право на самоуправление входящих в нее государств закреплено конституционно. Составные государства часто также имеют свои собственные конституции, которые они могут изменять по своему усмотрению, хотя в случае конфликта федеральная конституция обычно имеет преимущественную силу.

Почти во всех федерациях центральное правительство обладает полномочиями в области внешней политики и национальной обороны в качестве исключительных федеральных полномочий . Если бы это не было так, федерация не была бы единым суверенным государством согласно определению ООН. Примечательно, что государства Германии сохраняют за собой право действовать от своего имени на международном уровне, условие, первоначально предоставленное в обмен на согласие Королевства Бавария присоединиться к Германской империи в 1871 году. Помимо этого, точное разделение власти варьируется от одного народа к другому. Конституции Германии и США предусматривают, что все полномочия, специально не предоставленные федеральному правительству, сохраняются за штатами. Конституция некоторых стран, таких как Канада и Индия , гласит, что полномочия, явно не предоставленные провинциальным правительствам, сохраняются за федеральным правительством. Как и в системе США, Конституция Австралии наделяет федеральное правительство (Содружество Австралии) полномочиями принимать законы по определенным конкретным вопросам, которые считались слишком сложными для решения штатов, так что штаты сохраняют за собой все другие сферы ответственности. . В соответствии с разделением полномочий Европейского Союза в Лиссабонском договоре полномочия, которые не относятся исключительно к европейской компетенции или разделены между ЕС и государством в качестве параллельных полномочий сохраняются за составными государствами.


Обычно в ходе исторической эволюции федерации происходит постепенное перемещение власти от составляющих ее штатов к центру по мере того, как федеральное правительство приобретает дополнительные полномочия, иногда для решения непредвиденных обстоятельств. Приобретение новых полномочий федеральным правительством может происходить путем внесения официальных поправок в конституцию или просто путем расширения толкования существующих конституционных полномочий правительства, предоставляемого судами.

Федерации часто используют парадокс, состоящий в том, что они являются союзом штатов, но при этом сами по себе являются государствами (или имеют аспекты государственности ). Например, Джеймс Мэдисон (автор Конституции США ) написал в газете Federalist Paper № 39, что Конституция США «строго не является ни национальной, ни федеральной конституцией; но является составной частью обеих. По своей сути она является федеральной, а не федеральной. национальным; в источниках, из которых черпаются обычные полномочия правительства, оно частично федеральное, а частично национальное . "Это происходит из того факта, что штаты в США сохраняют весь суверенитет, который они не уступают федерации по их собственное согласие. Это было подтверждено Десятая поправка к Конституции Соединенных Штатов , в которой все полномочия и права, которые не были переданы федеральному правительству, оставлены за штатами и народу.

В качестве альтернативы или в дополнение к этой практике члены верхней палаты могут косвенно избираться правительством или законодательным собранием составляющих штатов, как это было в Соединенных Штатах до 1913 года, или быть фактическими членами или делегатами правительств штатов. как, например, в Бундесрате Германии и в Совете Европейского Союза . Нижняя палата федерального законодательного органа обычно избирается прямым голосованием с пропорциональным распределением по численности населения, хотя штатам иногда все же может быть гарантировано определенное минимальное количество мест.

В Канаде правительства провинций представляют региональные интересы и ведут переговоры напрямую с центральным правительством. А первые министры конференции премьер - министра и провинциальных премьеров является де - факто самый высокий политический форум в стране, хотя он не упоминается в конституции.

В федерациях часто действуют особые процедуры внесения поправок в федеральную конституцию. Это не только отражает федеративную структуру государства, но и может гарантировать, что статус самоуправления составляющих штатов не может быть отменен без их согласия. Поправка к конституции Соединенных Штатов должна быть ратифицирована тремя четвертями законодательных собраний штатов или конституционных съездов, специально избранных в каждом из штатов, прежде чем она может вступить в силу. На референдумах по внесению поправок в конституции Австралии и Швейцарии требуется, чтобы предложение было одобрено не только общим большинством электората в стране в целом, но и отдельным большинством в каждом из большинства штатов или кантонов. В Австралии это последнее требование известно как двойное большинство. .

Некоторые федеральные конституции также предусматривают, что определенные конституционные поправки не могут происходить без единодушного согласия всех штатов или отдельного штата. Конституция США предусматривает, что ни один штат не может быть лишен равного представительства в сенате без его согласия. В Австралии, если предложенная поправка затронет один или несколько штатов, она должна быть одобрена на референдуме, проводимом в каждом из этих штатов. Любая поправка к конституции Канады, которая изменила бы роль монархии , потребовала бы единодушного согласия провинций. Основной закон немецкий предусматривает , что ни одна поправка не является допустимым во всем , что бы отменить федеральную систему.

Федерализм и другие формы территориальной автономии обычно рассматриваются [ кем? ] как полезный способ структурирования политических систем с целью предотвращения насилия между различными группами внутри стран, поскольку он позволяет определенным группам принимать законы на субнациональном уровне. [21] Некоторые ученые, однако, предполагают, что федерализм может разделять страны и приводить к краху государства, потому что он создает протогосударства. [22] Третьи показали, что федерализм вызывает разногласия только тогда, когда в нем отсутствуют механизмы, побуждающие политические партии конкурировать через региональные границы. [23]

Между тем Россия считается самой крупной и одной из наиболее сложно устроенных федераций планеты.

Российская Федерация

Давайте разберемся в особенностях и признаках этого вида государственного устройства и узнаем, почему он органично подходит для нашей страны.

Что такое федерация

Федерация (лат. Federation – союз, объединение) — это форма государственного устройства, предполагающая объединение субъектов (что это?), обладающих определенными признаками политической самостоятельности, в рамках единого государства.

По сравнению с унитарными странами это более сложное по устройству ФГУ, так как его составными частями выступают не административно-территориальные единицы, а государственные образования.

Флаги


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Одна из задач федеративного государства — примирение региональных различий с коллективными целями, стоящими перед обществом.

Обычно федерации большие по населению и площади или на их территории проживает много народов. Существенные отличия отдельных единиц в составе государства диктует необходимость учета их интересов посредством передачи некоторых полномочий от центра.

Герб

Сегодня в мире насчитывается 27 федераций, хотя общее число государств превышает 200. Крупнейшие из них – Россия, США, Бразилия, Германия, Нигерия, Канада, Индия, Пакистан.

Что такое федерализм

Вместе с понятием федерация часто употребляется термин федерализм.

Это форма организации госвласти, которая связана с передачей части полномочий регионам со стороны политического центра.

Государства

Долговечность существования федерации зависит от строгого соблюдения всеми сторонами прописанных в Конституции полномочий и умения договариваться по любым вопросам, связанным с существованием государства.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Разве у нас регионы равноправны? Ведь есть республики, а есть области, вроде у республик куда больше свобод, чем у областей.

Читайте также: