Фаусек вклад в педагогику кратко

Обновлено: 30.06.2024

Введение Проблема формирования личности ребенка дошкольного возраста традиционно занимает одно из ведущих мест в психолого-педагогической науке и практике. Поиск решения проблем активизации внутренних ресурсов человека, создания условий для творческого расцвета сущностных сил ребенка, полноценного и гармонического развития его личности поднимается в разные исторические эпохи и восходит главным лейтмотивом становления педагогической науки от Я.Л. Коменского и И.Г. Песталоцци к К.Д. Ушинскому, Л.С. Выготскому и к современным исследованиям. На новом этапе развития российского общества третьего тысячелетия этот вопрос звучит с особой социальной злободневностью. Необходимость системных экономических преобразований, выхода на высокие гуманитарные стандарты существования требует реформирования современной отечественной школы и дошкольного образования на основе широкого обращения к лучшим образцам мировой инновационной педагогической практики. В поиске реальных альтернатив построения воспитательно-образовательной практики педагогика всё чаще обращается к уникальному опыту педагогической системы Марии Монтессори (1870-1952).

В отечественной школе первую масштабную и глубокую попытку реализовать систему М. Монтессори предприняла Юлия Ивановна Фаусек (1863-1943).

Игра как педагогическое средство развития детей дошкольного возраста .

Роль старшего воспитателя в создании условий для самостоятельной .

. близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Не нравится ни одна из предложенных педагогом технологий? Придумай свою, . Дивногорска Заключение Список литературы Введение Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической науки и практики на современном .

. января 1907 года в Сан-Лоренцо открылся первый "Дом ребенка", работа в котором была построена по принципам педагогической системы Монтессори. Его обитателями становятся 50 ребятишек от 2 до . в жизнь. Открываются курсы по Монтессоpи-педагогике. В те годы с Марией Монтессори встретилась Юлия Фаусек, открывшая первый в России монтессоpианский детский сад. В 1910 году вышла книга .

Игры со строительным материалом как средство развития детей дошкольного возраста

. игры, повышая у детей интерес к строительным играм. У каждого вида игр со строительным материалом есть свои достоинства, поэтому их нужно в образовательной работе с детьми сочетать. Таким образом, игры со строительным материалом детей . М., 1967. - 93 с. Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества Текст.: монография/А.Н. Давидчук. -М., 1996. Дыбина, О.В. Рукотворный мир: .

На первой ступени трехступенчатого урока происходит первичное зрительное восприятие ребенком предмета в сочетании со слуховым восприятием; — восприятие (Покажи мне…).

Закрепление ассоциации зрительного, тактильного и мускульного восприятия с произнесенным вслух понятием. Первая и вторая ступени служат формированию пассивного словаря; — речь (Что это?).

К возникшей ассоциации между зрительным, тактильным и звуковым восприятием присоединяются моторные речевые центры, что способствует переводу слова в активный словарь. 2. Анализ и разложение деятельности на отдельные элементы как пропедевтическая подготовка ребенка к эффективному усвоению более сложной интеллектуальной деятельности. Любая учебная деятельность анализируется (расчленяется) на составные элементы и осваивается изолированно от других частей. Весь дидактический материал Ю.И. Фаусек как для сенсорной культуры, так и для обучения грамоте, счету, геометрии, рисованию, музыке и пр., рассчитан на изолированные, но самостоятельные упражнения. Вместе с тем, каждый из элементов не является элементом только одной определенной культуры, но в тех или иных комбинациях входит в другие области. 3. Выделение алгоритма выполнения заданий применительно к большинству дидактических материалов, включающего в себя 3 вида действий. Алгоритм един для большинства материалов по Монтессори и способствует выполнению задачи ребенком с минимальной помощью педагога: — воссоздание, построение из заданной формы различных рядов форм (классификация предметов, выстраивание сериационных рядов и т.д.); — сравнение, сопоставление элементов построенного ряда по формальным и содержательным признакам (подбор пар, предметов или явлений по определенным признакам и т.д.); — конструирование, моделирование, фиксирующее результаты сравнения (строительство башни, составление примеров, задач, предложений и т.д.).

влияние стиля взаимодействия родителей с ребенком на формирование .

. источников. Работа иллюстрирована 4 таблицами и 4 рисунками. Глава 1. Теоретические аспекты влияния стиля взаимодействия родителей с ребенком на формирование тревожности у детей старшего . изучена недостаточно. Актуальность исследования влияния стиля взаимодействия родителей с ребенком на формирование тревожности у детей старшего дошкольного возраста определяется ее недостаточной изученностью в .

Педагогическая система М. Монтессори

. школьных навыков, разработала пособия для школьников для работы по системе Монтессори. В дневниковых записях Фаусек, датированных 1941 годом, сделанных в блокадном Ленинграде, есть фрагменты, подтверждающие . Монтессори-группу, могли часами заниматься упражнениями, забывая о чувстве голода. Юлия Фаусек обучала по системе Монтессори около 30 лет, несмотря на правительственные постановления 1936 года, .

Технология саморазвития по М. Монтессори

1. Детский сад Монтессори [Текст] / сост. К.Е. Сумнительный, Ю.И. Фаусек. — М.: Карапуз, 2011. — 240 с.

2. Князев Е.А. Юлия Фаусек и свободное дошкольное воспитание [Текст] / Е.А. Князев // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 3. — С. 114-119.

3. Педагогика Ю.И. Фаусек [Текст] // Первое сентября. — 2000. — № 54. — С.

4. Петрова Н.Б. Педагогическое наследие Ю.И. Фаусек как опыт реализации системы М. Монтессори в отечественной дошкольной педагогике: дисс. на соиск. уч. ст. к.п.н. [Текст] / Н.Б. Петрова. — Череповец: ЧГУ, 2002. — 225 с.

5. Сороков, Д.Г. Фаусек Ю.И. Русская учительница. Воспоминания Монтессори-педагога. Кн. 1 [Текст] / Д.Г. Сороков. — М.: Форум, 2010. — 398с.

Примеры похожих учебных работ

Формирование игровой деятельности детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

. в развитии и воспитании ребенка принадлежит игровой деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его . игровой деятельности у детей, например: Аникеева Н.П., Выготский Л.С., Леушина Л.А., Микадзе Ю.В., Монтессори .

Формирование речевой деятельности старших дошкольников

. дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться . оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и . учебной деятельности. Если на более ранних ступенях развития ребёнок усваивал язык .

Формирование читательской деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

. работы по формированию читательской деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Объект исследования: читательская деятельность детей . Просвещение, 1985. - 144 с. 6. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: кн. для учителя .

Использование метода М. Монтессори в практической работе психолога

Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность

. мире. - Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте: Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формированию представлений о сенсорных эталонах. Один и тот .

Работа заместителя командира роты по воспитательной работе по формированию готовности .

. работы ЗКРВР. Объект исследования: процесс боевой подготовки подразделения. Предметом исследования является деятельность ЗКРВР по формированию . офицер имеет возможность для патриотического воспитания воинов, воспитания у них интереса к своей .

Вся жизнь выдающейся подвижницы педагогики и дошкольного образования Юлии Ивановны Фаусек (1863-1942) — пример верного служения идеалам науки и народного просвещения. Долгое время ее имя в официальных изданиях не упоминалось, но в период перестройки возник интерес к первооткрывательнице детского сада по системе Монтессори-педагогики в России.

Третьего июня 1863 г. в семье отставного морского офицера, участника героической обороны Севастополя Ивана Андрусова родилась девочка, ее назвали Юлией. Семья проживала в Керчи, отец служил штурманом на торговом судне, он погиб в море, когда Юле не исполнилось и семи лет.

С матерью у девочки душевных отношений не сложилось, а старший брат — Николай Андрусов — постарался восполнить утрату отца и стал для нее настоящим другом. Он всегда будет для нее главным примером в жизни — ученый, геолог, минералог, академик Санкт-Петербургской Академии наук.

Когда ее перевели в женскую гимназию, Юля весьма преуспела в рисовании и полюбила уроки русской словесности. Избавившись от гнетущего воздействия авторитарного воспитания, она вздохнула с облечением — вот что значит добрые учителя и отсутствие постоянного давления. Она запомнила на всю жизнь, какая это радость — свободно учиться без помыканий!

В семье постоянно не хватало денег, и Юля начала трудиться — уже с пятого класса принялась давать частные уроки для детей из богатых семей. По окончании гимназии, накопив немного денег, пятьдесят рублей, летом 1880 года она впервые в жизни села в поезд и одна отправилась через полстраны в северную столицу.

В те времена юные энтузиасты профессию выбирали отнюдь не по личному пристрастию, и, конечно, не по случайной прихоти, — просвещенная молодежь стремилась сохранить верность идеалам Великих реформ — служению интересам народа [2].

Что заставило выпускника историко-филологического факультета Петербургского университета, всю свою жизнь отдавшего делу народного просвещения, так поступить? Возможно, он предвидел дальнейшую судьбу коллеги — будущего педагога.

Н.А. Козеко с 1884 г. работал директором мужской и председателем педагогического совета Александровской женской гимназий в Кронштадте, эти школы под его руководством стали одними из лучших в Петербургском учебном округе. Узнав о его кончине, Юлия рассказала друзьям о великодушии доброго человека со смешной фамилией, открывшего ей путь к высшему образованию.

Итак, Юлия сумела поступить на естественное отделение самых демократических в столице Высших женских курсов. Отметим, что во второй половине XIX века, как и в начале ХХ-го, женщин в императорские университеты не допускали. Лучшие представители отечественной науки, выдающиеся профессора Петербурга, соратники основателя Высших Бестужевских женских курсов Андрея Николаевича Бекетова считали своим долгом здесь преподавать, дабы помочь соотечественницам преодолеть унизительные запреты на образование [2].

Юная крымчанка с головой окунулась в бурную жизнь града на Неве, где все поражало: профессора, сокурсницы, книги, проспекты, театры. Она училась у выдающихся ученых: Н.П. Вагнера, И.М. Сеченова, Н.Е. Введенского и С.М. Герценштейна. Чтобы добыть средства к существованию, как и большинство курсисток и студентов того времени, девушка давала частные уроки — этот особый навык персональных занятий с детьми станет прочной основой ее дальнейшей педагогической деятельности [3].

По воскресеньям и иногда в другие дни после гимназии Андрусова мчалась в зоологический кабинет, где у нее имелось свое место, свой микроскоп и инструменты. Девушка усердно трудилась, ей помогали в учении, давали книги на дом. В это же время в этом кабинете молодой зоолог Виктор Андреевич Фаусек готовил кандидатскую работу. Духовное родство, общая одержимость исследовательской деятельностью соединили их. В круг их общения входили люди творческих профессий: поэт А.Н. Плещеев, писатели В.М. Гаршин, Д.С. Мережковский и другие. Однако вскоре декан естественноисторического факультета, прознав о нарушениях, распорядился удалить из кабинета женщину, пришлось подчиняться. Юлия вспоминала, что испытала разочарование, и пришло убеждение в том, будто для науки она не годится [4].

В 1887 г. Юлия вышла замуж за Виктора, на следующий год у них родился сын Всеволод, а затем еще трое детей — Наталья, Владимир и Николай. Защитив магистерскую диссертацию, В.А. Фаусек стал приват-доцентом, читал лекции в университете. В течение двух лет проводил исследования на Зоологической станции в Неаполе, сюда он привез семью. В 1898 г. Виктор Андреевич защитил докторскую диссертацию и получил кафедру в Женском медицинском институте в Петербурге. Профессор-зоолог и энтомолог, В.А. Фаусек заслуженно считался энтузиастом демократизации образования — в 1906 г. он стал выборным директором Бестужевских курсов и в течение пяти отнюдь не спокойных лет возглавлял их [1].

В январе 1910 г. пришла беда — их старший сын Всеволод и его возлюбленная покончили с собой из-за невозможности создать семью. Виктор Андреевич не пережил трагедии и через полгода умер, его похоронили рядом с сыном на Волковом кладбище. Второй их сын — Владимир, выпускник Петербургского университета, пошел по стопам родителей, работал над исследованиями на озере Селигер, но внезапно заболел и на пути в столицу скончался 1 июля 1914 г. Юлия перенесла тяжкий приступ душевной болезни, но сумела его преодолеть.

  1. 1. Вернадская Е. К. Первый выборный директор ВЖК Виктор Андреевич Фаусек// Санкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы. 2-е изд., доп. и испр. Л., 1973.
  2. 2. Князев Е.А. Россия: от реформ к революции (1861-1917 годы). М., 2007.
  3. 3. Князев Е.А. Русское образование (IX-XX вв.). Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012.
  4. 4. Фаусек Ю. И. Русская учительница. Воспоминания Монтессори-педагога. Кн. 1. М.: Форум, 2010.

Князев Е.А. Юлия Фаусек и свободное дошкольное воспитание
// Дошкольное воспитание. 2015. № 3. С. 114-119.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Юлия Ивановна Фаусек

Детская педагогика по методу М. Монтессори

студентка группы ДО-20-4

В мае 1918 года Юлия Ивановна Фаусек открыла в Петрограде первый детский сад, работавший по системе Монтессори. Его посещали 200 детей в возрасте от одного года до девяти лет.

Детский сад Ю.Фаусек на

Умение “видеть” ребенка как основа высочайшего

профессионализма в работе с

маленькими детьми позволило

Ю.И. Фаусек строить воспитательный процесс детского сада в традициях

ориентированной педагогики. Опыт работы в детском саду с детьми помог Юлии Ивановне понять роль воспитательницы дошкольников.

В детском саду Ю.И. Фаусек большое внимание уделялось развитию детской самостоятельности, по сути, были

заложены основы трудового воспитания

дошкольников. В связи с этим широко применялись так называемые

“обыденные, житейские упражнения”, помогавшие воспитанникам

социализироваться в окружающем мире.

Широко практиковались рамки

Монтессори, что позволяло детям эффективно осваивать умение самостоятельно одеваться.

“Мы не имеем права требовать от детей порядка в костюме, – писала

Ю.И. Фаусек, – если у нас самих будут оторваны пуговицы и болтаться


тесемки”. Все это “мелочи”, но из

мелочей соткана повседневная жизнь,

и очень часто мелочи имеют огромное значение для выработки характера будущего человека”.

С момента закрытия монтессори-групп Фаусек больше не работает с детьми.

Ее деятельность сосредотачивается на разработке обучающих дидактических материалов и их пропаганде. Только в этом она еще может сохранить верность

Умерла Юлия Ивановна в 1943 году. Ее имя на долгое время исчезло из истории отечественной педагогики — за ненадобностью идей свободного воспитания.

Вспомнили о Фаусек только в годы перестройки, когда идеи Монтессори стали казаться актуальными — в связи с возрождением представлений о ценностях

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2950 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 807 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.10.2021 224
  • PDF 1012.2 кбайт
  • 3 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Сейдаметова Сайде Марленовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Юлия Ивановна Фаусек (Андрусова; 3 [15] июня 1863, Керчь — 1942 [2] , Ленинград) — русский педагог в области дошкольного воспитания и начального образования, сестра геолога и палеонтолога академика Н. И. Андрусова, жена биолога профессора Московского университета В. А. Фаусека.

Содержание

Биография

Родилась в семье штурмана Российского Общества пароходства и торговли; рано лишилась отца. Училась в Керченской женской гимназии; в 1884 окончила Высшие женские (Бестужевские) курсы. Преподавала биологию в средних женских учебных заведениях Петербурга, продолжая заниматься наукой.

Позднее, отойдя от биологической науки, стала заниматься проблемами дошкольной педагогики. Посетила Италию для изучения педагогического метода Марии Монтессори и стала наиболее видным пропагандистом этого метода в России. В мае 1918 открыла в Петрограде первый детский сад, работавший по системе Монтессори. Его посещали 200 детей в возрасте от одного года до девяти лет [3] .

В 1920-е годы преподавала в Институте дошкольного воспитания и Ленинградском государственном педагогическом институте имени А. И. Герцена. В 1930 году новые методы в педагогике были запрещены по идеологическим мотивам; тем не менее Ю. И. Фаусек продолжала разрабатывать идеи Монтессори.

Память

В городе Керчь, на улице Айвазовского, в ветхом состоянии сохранился дом, в котором Андрусовы провели детство.

Избранные труды [4]

Примечания

Ссылки

  • Богуславский М. В., Сороков Д. Г. Ю. Фаусек: 30 лет по методу Монтессори. — М., 1994. (Проверено 30 декабря 2011)
  • Фокин С. И.Память живёт в веках // Санкт-Петербургский университет. — 2007, 31 октября. — № 15 (3763).
  • Добавить иллюстрации.
  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.
  • Персоналии по алфавиту
  • Педагоги по алфавиту
  • Педагоги России
  • Педагоги СССР
  • Педагоги XX века
  • Родившиеся 15 июня
  • Родившиеся в 1863 году
  • Родившиеся в Керчи
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Слушательницы Бестужевских курсов
  • Преподаватели РГПУ
  • Жертвы блокады Ленинграда

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Фаусек, Юлия Ивановна" в других словарях:

Фаусек, Юлия Ивановна — (1863 1943) педагог, деятель дошкольного воспитания. Преподавала в средних учебных заведениях, в 20 х гг. одновременно преподавала в Институте дошкольного воспитания, ЛГПИ им. А.И. Герцена. Наиболее видный отечественный пропагандист опыта М.… … Педагогический терминологический словарь

ФАУСЕК Юлия Ивановна — [3(15). 6 1863, Керчь, 1943, Ленинград], педагог, деятель в области дошк. воспитания и нач. образования. Окончила Бестужев ские курсы (1884). Преподавала естеств. историю в ср. уч. заведениях, в 20 е гг. одновременно преподавала в Ин те дошк.… … Российская педагогическая энциклопедия

Фаусек — Фаусек фамилия. Известные носители: Фаусек, Виктор Андреевич (1861 1910) русский зоолог и энтомолог Фаусек, Юлия Ивановна (1863 1942) русский педагог в области дошкольного воспитания и начального образования … Википедия

Фаусек, Виктор Андреевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фаусек. Виктор Андреевич Фаусек Дата рождения … Википедия

Керчь — У этого термина существуют и другие значения, см. Керчь (значения). Город Керчь укр. Керч крымскотат. Keriç Флаг Герб … Википедия

Андрусов, Николай Иванович — У этого термина существуют и другие значения, см. Андрусов. Николай Иванович Андрусов … Википедия

Читайте также: