Фармация в средние века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Лекарственные средства средних веков. Эволюция фармакологии

В Европе в Средние века медицинская помощь и применение лекарств часто были уделом монахов. В садах многих монастырей культивировали растения и травы, служившие источником получения лекарственных веществ. До научной эры существовала обширная документация, содержавшая сведения о травах и их применении для лечения болезней. К сожалению, с течением времени многие из этих сведений были искажены и стали, таким образом, бесполезными.
Любопытно, что там, где люди использовали яды для добывания пищи, например стрельный яд, основа их знаний о действии этих ядов оставалась неизменной вплоть до нашего времени.

Общепризнанным прародителем фармакологии как науки считают Парацельса, родившегося в Швейцарии в 1493 г. Он был сыном врача, много путешествовал по Европе и получил степень доктора медицины в Ферраре (Италия). Многое из того, о чем писал Парацельс, свидетельствует о его пророческом даре. Так, он выступал против применения сложных лекарственных смесей, что широко практиковалось в те времена, и настаивал на том, чтобы каждое лекарство (или растение) использовали отдельно.

лекарственные средства

Теорию, согласно которой причина заболеваний заключается в дисбалансе химических веществ в организме, впервые предложил голландский врач Франциск Сильвиус (1614-1672), а английский физик и химик Роберт Бойль (1627-1691) был первым, кто показал, что лекарственные вещества оказывают свое действие как при внутривенном, так и при пероральном введении. Деятельность и образ мышления врачей и химиков вступали во все более тесную взаимосвязь.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

С падением в 476 г. Римской империи закончился период истории Древнего Мира и началась эпоха средних веков. Этот же период характеризуется развитием христианства. В период средневековья большое влияние на развитие лекарствоведения оказывали магия, астрология и в особенности алхимия.

Влияние алхимии на развитие медицины и фармации

Средневековье охватывает период с конца 5 до середины 17 века (476-1640 гг.). В эту эпоху большое влияние на развитие медицины и фармации оказала алхимия. Возникнув на Востоке, она распространилась по всей Европе, где господствовала до середины 16 столетия.

Подалхимией принято понимать учение о превращении металлов в (т.е. в золото и серебро) с помощью , (иначе - , , ), которому приписывались и другие чудодейственные свойства, например способность излечивать все болезни, возвращать молодость. В поисках этого камня и состояла главная цель деятельности алхимиков.

Несмотря на свои ошибочные представления, алхимики практической работой способствовали развитию химии и фармации. Благодаря алхимикам увеличилось число веществ, получаемых лабораторным путем.

Алхимики развили и усовершенствовали методы перегонки, осаждения, фильтрации, кристаллизации. Важнейшим изобретением средних веков было открытие метода дистилляции и конструирование перегонных аппаратов, в результате чего были получены дистиллированная вода, необходимая для приготовления лекарств, этанол, ряд эфирных масел, скипидар, соляная и азотная кислоты (Рис. 23).

С целью получения более концентрированных отгонов алхимики применяли троекратную и пятикратную перегонку. Ими были освоены процессы сублимации, т.е. возгонки твердых веществ. Все это способствовало развитию производства химических и лекарственных средств. Однако заблуждения алхимиков в отношении превращения больных в здоровых, стариков в молодых на некоторое время направило фармацию по неправильному пути: поиски панацеи и эликсира молодости продолжались на протяжении всего периода средневековья.

Медицина и фармация в странах Востока

В то время как в Западной Европе развитие медицины и фармации было в значительной степени заторможено католической церковью, не допускавшей никаких отклонений от догматов веры и рецензированных трудов Галена и Гиппократа, в странах мусульманского Востока имела место прямо противоположная картина. Осознавая роль науки, их правители содействовали ее прогрессу. Там возникли центры науки и образования, занимавшиеся вопросами медицины и фармации. К 10 веку на арабский язык была переведена практически вся мировая литература, представлявшая хоть какой-то интерес.

Крупнейший ученый, оказавший большое влияние на развитие средневековой медицины и фармации, таджикский ученый-энциклопедист (преуспевал в 12 науках), врач и философ Абу Али Ибн Сина (лат. Avicenna, 980-1037) (рис. 24).

Ибн Сина родился близ Бухары в селении Афшана. В 985 году его семья переехала в Бухару. В пять лет он поступил в начальную духовную школу, где изучал Коран, светские и гу­манитарные науки. В десять лет Ибн Сина не только свободно писал, читал, сочинял стихи, но и знал наизусть весь Коран, изучил в основном такие дис­циплины, как грамматика, стилистика, поэтика и другие. Уже в юношеском возрасте Ибн Сина изучил труды таких ученых-медиков Древней Греции, Рима, Египта, как Гиппократ, Гален и другие.

Благодаря своим блестящим способностям и прекрасному знанию медицины, Ибн Сина рано приобрел широкую известность замечательного врача. Успешно вылечив правителя Бухары, он в виде награды просил позволения пользоваться личной библио­текой эмира - одной из богатейших по собранию классической литературы тогдашнего Востока. Это имело огромное значение для формирования его как ученого - энциклопедиста.

После смерти отца Ибн Сина занял высокий административ­ный пост, однако вскоре после падения династии Самаидов, уче­ный был преследуем новым султаном и покинул Бухару.

В крупных городах Хорезма уже существовали больницы и ап­теки, а наличие специализированных отделений в них давало бо­гатейший опыт для наблюдений и выводов. У врачей появилась возможность наблюдать многообразие заболеваний и сопостав­лять их симптомы, выстраивать клиническую картину. В этот пе­риод Ибн Сина создал основы своих двух величайших трудов "Ка­нона врачебной науки" и "Книги исцеления". "Канон" состоит из 5 книг, охватывает вопросы анатомии, фи­зиологии, патологии, терапии, лекарствоведения, гигиены, дие­тики (рис. 26).

Две книги "Канона" посвящены лекарствоведению: вторая - простым лекарственным средствам, а пятая - сложным лекар­ственным формам. Вторая книга "Канона" делится на два трактата. Первый вклю­чает главы о системе простых лекарств, о признании свойств про­стых лекарств, рассуждение о действиях простых лекарств, о взгляде на некоторые наружные лекарства и о перечне лекарств и их сохранении. Во втором трактате описаны лекарственные рас­тения: анис, полынь, акация, можжевельник, ромашка, лук, а так­же другие лекарственные средства: сурьма, бобровая струя и др.

Ибн Сина указывает, что с лечебной целью могут быть использо­ваны: тысячелистник, тыква, огурцы. Ему принадлежит заслуга введения в медицинскую практику александрийского листа, кам­фары, ревеня.

Ибн Сина описал всего 811 лекарств, из них - 526 раститель­ного происхождения, 125 - животного и 78 - неорганического про­исхождения. Описанием простых и сложных лекарственных средств и их действий Ибн Сина создал новую фармацию.

Ибн Сина в своем "Каноне" дал также фармакогностическую и фармаколо­гическую характеристику лекарств растительного происхождения. Интересно, какИбн Сина определяет само понятие "лекарственные травы".По его словам, к "целебным растениям принадлежат листья, семена, корни, стебли, цветки, плоды, смолы, и цельные растения как они есть.

Листья надо срывать после того, как они полностью приобретут свойственные им объем и форму и оста­нутся в таком виде некоторое время, но прежде, чем они изме­нят окраску и сломаются и раньше, чем они нач­нут опадать и осыпаться. Семена следует собирать после того, как тело их окрепнет и когда их покинет незрелость и водянис­тость. ". Таким образом, Авиценна первым обратил внимание на зависимость накопления действующих начал в органах растений от времени года, то есть от состояния зрелости, отчего в пря­мой зависимости находится определение периода сбора и за­готовки растительного лекарственного сырья.

Из лекарств животного происхождения Ибн Сина называет моллюсков, рептилий, птиц и в большом количестве органы мле­копитающих, а также продукты выделений и отделений животных. Со времен Ибн Сина до наших дней дошел ряд препаратов неор­ганического происхождения.Впервые Авиценна применил в ка­честве лекарств такие вещества, как ртуть, мышьяк, сера, медь, серебро, олово, сода, поташ, гипс, бура, глина, квасцы и другие.

Авиценне принадлежит открытие "очищенной воды", которая сегодня известна под названием дистиллированной. Метод органолептического анализа у Ибн Сины достиг совершенства.По его определению, только один вкус лекарств имел 9 разновидно­стей. Так, сладкий, горький вкус или едкий вкус, а равно резкий и острый запах характеризует горячее вещество, вяжущий, терп­кий и кислый вкус - холодное вещество и т.д. Вкусовые свойства лекарств распространялись, по прежним представлениям, и на остальные органы: сладкое и горькое действовало на внутренно­сти аналогично их действию на орган вкуса.

Ученый пытался выяснить состояние наибольшей эффектив­ности того или иного лекарства. Он испытывает их в различных условиях - "варки, сжигания огнем, промывания, остуживания" и т.п.Таким образом, еще 1000 лет назад Ибн Сина делал попытки определить для каждого лекарственного средства форму, в кото­рой был бы проявлен максимальный лечебный эффект действую­щего вещества. Авиценна обратил внимание, что есть лекарства, которые изменяют свои свойства, смешиваясь с другими лекар­ствами, и есть такие лекарства, которые совершенно теряют ле­чебное действие от растирания и смешения.Таким образом, при рассмотрении вопроса об изменении действия лекарств при растирании и измельчении Ибн Сина вплотную подходит к современ­ному учению о дисперсности лекарственных средств и повыше­нии их всасывающей способности в связи с увеличением поверх­ности.

Впервые у Ибн Сина мы сталкиваемся с понятием "коррегирования" лекарств. "Порой лекарство бывает противно натуре и желудку, больные питают к нему отвращение, извергают его, тог­да приходится добавлять того, что делает его приятным. " - пи­шет Ибн Сина в своем "Каноне".

Большое внимание он уделяет определению точности време­ни хранения лекарств. Справедливо считает, что длительное хра­нение снижает эффективность лечебного средства. Причем Ибн Сина отмечает, что "в жарком климате лекарства сохраняют свои свойства меньший срок, чем в холодном".

Пятая книга "Канона" посвящена сложным лекарствам. У Ибн Сины о каждом лекарстве имеется суждение по его простым со­ставным частям и суждение по их совокупности. Авиценна описы­вает различные лекарственные формы, технологию их изготовле­ния, а также применение. Так он приводит прописи лепешек 63 видов, порошков, сиропов, пилюль 29 видов. Авиценна описыва­ет пять - шесть видов отваров из корней укропа, аниса, валериа­ны и др., которые употреблялись при затруднениях в мочеиспус­кании и при болезни печени и желудка. Авиценна рекомендует 15 видов мазей и семь видов пластырей. Он перечисляет 32 вида ле­карственных масел. Ему были известны наркотические и болеу­толяющие свойства лекарств. Обезболивающим средствам Ибн Сина требовал производить предварительную проверку на больных животных и только после этого на больном человеке.

Таким образом, Ибн Сина представляется нам знаменитым врачом, труды которого в течение нескольких веков служили тео­ретической и практической основой медицинской науки, а его "Ка­нон" вплоть до XVII века оставался непревзойденным руковод­ством в университетах Европы.

Современником Ибн Сины был великий хорезмский ученый Абу Райхан Беруни (973-1048), описавший в своем сочинении"Фармакогнозия" лекарственные средства, применявшиеся в медицине того времени. Средневековая арабоязычная культура в течение столетий находилась во главе цивилизации. Она оказала значительное влияние на страны Азии, Африки и Европы и заполнила собой огромное расстояние между древними школами и наукой позднего средневековья.

Увеличение количества применяемых лекарств, дальнейшее совершенствование медицины привели к возникновению аптек, что, в свою очередь, дало импульс к развитию фармации как науки.Первая аптека была открыта в 754 году в Багдаде. В Европе первые аптеки возникли в 11-12 веках.

Медицина и фармация в Европе

До этого количество лекарства определялось на глаз, по пригоршне и т. д. Салернская школа выпустила учебник, где описаны различные лекарственные растения, их применение и культура. Для оканчивающих Салернскую школу было установлено четыре степени.

1. Степень лиценциата — узкая специальность (например, уход за больными, при­готовление лекарственных смесей из готовых материалов и т.п.). Эту степень получали лица, прошедшие основной курс какой-либо дисциплины.

2. Степень бакалавра (наставника) получали лица, которым доверялось обучение других.

3. Степень магистра — учителя, впоследствии мастера, получали лица, широко овладевшие наукой и могущие передавать знания другим.

4. Степень доктора (ученый, научающий) получали лица, самостоятельно развивающие учение, теорию или самостоятельно на базе общей теории развивающие прак­тические выводы.

Длительное время медицина и фармация развивались совместно и представляли единую науку. Однако по мере формирования лекарствоведения, с возникновением аптек стали появляться специалисты в области фармации. Произошло разделение функций между врачом и фармацевтом, появились законы, регулирующие деятельность каждого из них. Королевскими указами врачам запрещалось торговать лекарствами, а фармацевтам - лечить больных. Были установлены ревизии аптек, клятва фармацевтов, правила хранения и отпуска ядов. В начале 15 века была введена аптечная монополия, т.е. разрешение на открытие аптек давалось государством при условии исключения конкуренции между ними.

С развитием производства на смену алхимии приходит новое направление - лечебная химия или иатрохимия (химия лекарственных веществ).

Арабская фармация.В течение нескольких веков после смерти К. Галена фармация как бы застыла на основах, заложенных рим­скими учеными. Продолжателями развития фармации стали ара­бы. Так, в 754 г. халиф Альманзор в Багдаде основал первую апте­ку. Позже, завоевав Пиренейский полуостров, арабы перенесли устройство аптеки в Западную Европу, откуда эти учреждения распространились по всему миру.

История фармакопеи начинается с 840 г., когда в персидском городе Джонджабуре было узаконено составленное арабским вра­чом Сабур Ибн Сахелем (в некоторых источниках литературы из­вестного под именем Сабур Ибн Заала и Сабур Ибн Саала) руко­водство по изготовлению лекарственных препаратов, названное Крабаддином (или Грабаддином).

В VIII в. у арабов произошло отделение фармации от медицины. В результате перехода лабораторий в руки специалистов (фарма-

цевтов, а не врачей) были усовершенствованы многие лекарствен­ные формы и появились новые. В XIII в. начали изготавливать спирты и настойки, так как были найдены практические способы полу­чения этилового спирта. Они применяли сиропы, медицинские конфеты, юлеп (подслащенную ароматную воду), нафту (очищен­ное минеральное масло), безоар (органопрепараты безоарового камня желудочно-кишечного тракта некоторых животных) как противоядие, лоохи (густые сахарные микстуры, представляющие собой смесь из выпаренных вытяжек с медом и другими веще­ствами), рообы (сгущенные соки или водные экстракты некото­рых плодов). Некоторые лекарственные формы используются и в настоящее время, но большинство из них потеряли значение из-за нестойкости при хранении.

Арабы усовершенствовали методы получения эфирных масел, открыли много химических соединений и применили их в лечеб­ных целях; ввели предварительные испытания на животных.

ценне многие достижения древних и средневековых медиков ста­ли доступны европейским врачам.

Авиценна описал 526 лекарственных средств растительного, 125 — животного, 85 — минерального происхождения. Специали­сты подсчитали, что 150 из них используются и в настоящее вре­мя. Так, медный купорос он использовал как вяжущее, рвотное средство, при заболеваниях глаз. В настоящее время медный купо­рос также применяют как вяжущее антисептическое средство. Из лекарственных и вспомогательных веществ животного происхож­дения, успешно применявшихся Авиценной, на сегодняшний день остались воск, ланолин, кровь, желчь. В настоящее время исполь­зуют такие препараты желчи, как витогепат, аллахол, холензим, желчь медицинская.




Он использовал для изготовления лекарственных препаратов рога, вымя, яички, сычуг крупного рогатого скота, а также внут­ренние оболочки птичьих желудков при различных заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Такие назначения можно рассмат­ривать как прообраз биологических стимуляторов и эндокринных препаратов (пантокрина, питуитрина, фолликулина, инсулина, лактина), которые применяют в настоящее время.

Авиценна придавал большое значение взаимосвязи свойств лекарственных средств, технологических операций (измельчения, нагревания, обжигания и др. ) и качества лекарств.

Последователь Аристотеля Авиценна подчеркивал необходи­мость научных исследований. По его мнению, геометрия, акусти­ка, астрономия, математика — помощники медицины. Авиценна придавал большое значение взаимосвязи свойств лекарственных средств, механических и других операций (измельчения, нагрева­ния, обжигания и др. ) и качества лекарств (основы современной биофармации).

Фармация в Западной Европе в эпоху Средневековья.Большое влияние на формирование фармации этого периода оказали два направления в развитии химии: алхимия и ятрохимия. Впервые

разрозненные сведения по алхимии обобщил арабский медик и алхимик Джабир ибн Хайян (Гебер) — (ок. 721 —ок. 815). Таким образом, западноевропейские ученые восприняли алхимию от арабов, живших в VIII— IX вв.

На протяжении многих десятилетий алхимией увлекались уче­ные и шарлатаны, монахи, коронованные особы, князья, графы. Хотя считается, что чудодейственные средства алхимики не полу­чили, но не исключено, что некоторые добивались интересных результатов. Очень часто, чтобы скрыть свои знания и умения от непосвященных, алхимики в своих сочинениях прибегали к сим­волике, что делало невозможной расшифровку и вело к потере информации.

Исследования алхимиков дали мощный толчок развитию хи­мии. Было открыто большое количество химических соединений, усовершенствованы многие лабораторные процессы (перегонка, фильтрация, осаждение, кристаллизация и др. ), появились спе­циальные лабораторные приспособления (дистилляторы, холо­дильники, воронки, фильтры и пр. ).

Основателем и страстным приверженцем ятрохимии был Фи­липп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (Парацельс) (1493— 1541). Он был самым известным врачом в Европе, несмот­ря на то, что коллеги отвергали его нетрадиционные способы ле­чения. Парацельс считал врачебным искусством правильное до­зирование лекарств, полученных химическими методами. Врачеб­ная практика и знание природы определили своеобразную фило­софию этого ученого — врача и естествоиспытателя. По его мне­нию, человеческий организм представляет совокупность опреде­ленных химических веществ, соединенных в точном количествен­ном соотношении, при нарушении этого соотношения развива­ется болезнь. Для исцеления необходимо ввести в организм недо­стающие вещества.

ществами он применял вытяжки из растений и органов живот­ных, отрицая при этом учение Галена и других знаменитых уче­ных. Доходило до того, что Парацельс сжигал книги Галена.

Попытки стабилизировать жидкие лекарственные формы пу­тем добавления к ним консерванта (уксуса) привели к появле­нию уксусомедов, сохранивших свое значение до конца XIX в. (Уксусомеды вошли и в Российскую фармакопею IV издания — уксусомеды безвременника, морского лука, уксусомед простой. В Фармакопеях России V и VI изданий остался только простой уксусомед).

Для изготовления суппозиториев (глобулей, палочек, свечей), пилюль, капсул были сконструированы специальные механизмы, позволяющие работать быстро, гигиенично и точно; начали ис­пользовать стеклянные, асбестовые фильтры, фильтрующие ап­параты, стерилизаторы (автоклавы). Уровень знаний того време­ни позволял ятрохимикам получать экстракты, настойки и элик­сиры.

В XVIIв. были сделаны первые попытки внутривенных влива­ний лекарственных средств и переливания крови, которые неред­ко заканчивались гибелью больного, так как данные методы лече­ния еще не имели научной основы.

В средневековой Западной Европе были широко распростране­ны мистические представления. В лечении использовались талис­маны, гороскопы и магические заклинания.

Арабская фармация.В течение нескольких веков после смерти К. Галена фармация как бы застыла на основах, заложенных рим­скими учеными. Продолжателями развития фармации стали ара­бы. Так, в 754 г. халиф Альманзор в Багдаде основал первую апте­ку. Позже, завоевав Пиренейский полуостров, арабы перенесли устройство аптеки в Западную Европу, откуда эти учреждения распространились по всему миру.

История фармакопеи начинается с 840 г., когда в персидском городе Джонджабуре было узаконено составленное арабским вра­чом Сабур Ибн Сахелем (в некоторых источниках литературы из­вестного под именем Сабур Ибн Заала и Сабур Ибн Саала) руко­водство по изготовлению лекарственных препаратов, названное Крабаддином (или Грабаддином).

В VIII в. у арабов произошло отделение фармации от медицины. В результате перехода лабораторий в руки специалистов (фарма-

цевтов, а не врачей) были усовершенствованы многие лекарствен­ные формы и появились новые. В XIII в. начали изготавливать спирты и настойки, так как были найдены практические способы полу­чения этилового спирта. Они применяли сиропы, медицинские конфеты, юлеп (подслащенную ароматную воду), нафту (очищен­ное минеральное масло), безоар (органопрепараты безоарового камня желудочно-кишечного тракта некоторых животных) как противоядие, лоохи (густые сахарные микстуры, представляющие собой смесь из выпаренных вытяжек с медом и другими веще­ствами), рообы (сгущенные соки или водные экстракты некото­рых плодов). Некоторые лекарственные формы используются и в настоящее время, но большинство из них потеряли значение из-за нестойкости при хранении.

Арабы усовершенствовали методы получения эфирных масел, открыли много химических соединений и применили их в лечеб­ных целях; ввели предварительные испытания на животных.

ценне многие достижения древних и средневековых медиков ста­ли доступны европейским врачам.

Авиценна описал 526 лекарственных средств растительного, 125 — животного, 85 — минерального происхождения. Специали­сты подсчитали, что 150 из них используются и в настоящее вре­мя. Так, медный купорос он использовал как вяжущее, рвотное средство, при заболеваниях глаз. В настоящее время медный купо­рос также применяют как вяжущее антисептическое средство. Из лекарственных и вспомогательных веществ животного происхож­дения, успешно применявшихся Авиценной, на сегодняшний день остались воск, ланолин, кровь, желчь. В настоящее время исполь­зуют такие препараты желчи, как витогепат, аллахол, холензим, желчь медицинская.

Он использовал для изготовления лекарственных препаратов рога, вымя, яички, сычуг крупного рогатого скота, а также внут­ренние оболочки птичьих желудков при различных заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Такие назначения можно рассмат­ривать как прообраз биологических стимуляторов и эндокринных препаратов (пантокрина, питуитрина, фолликулина, инсулина, лактина), которые применяют в настоящее время.

Авиценна придавал большое значение взаимосвязи свойств лекарственных средств, технологических операций (измельчения, нагревания, обжигания и др. ) и качества лекарств.

Последователь Аристотеля Авиценна подчеркивал необходи­мость научных исследований. По его мнению, геометрия, акусти­ка, астрономия, математика — помощники медицины. Авиценна придавал большое значение взаимосвязи свойств лекарственных средств, механических и других операций (измельчения, нагрева­ния, обжигания и др. ) и качества лекарств (основы современной биофармации).

Фармация в Западной Европе в эпоху Средневековья.Большое влияние на формирование фармации этого периода оказали два направления в развитии химии: алхимия и ятрохимия. Впервые

разрозненные сведения по алхимии обобщил арабский медик и алхимик Джабир ибн Хайян (Гебер) — (ок. 721 —ок. 815). Таким образом, западноевропейские ученые восприняли алхимию от арабов, живших в VIII— IX вв.

На протяжении многих десятилетий алхимией увлекались уче­ные и шарлатаны, монахи, коронованные особы, князья, графы. Хотя считается, что чудодейственные средства алхимики не полу­чили, но не исключено, что некоторые добивались интересных результатов. Очень часто, чтобы скрыть свои знания и умения от непосвященных, алхимики в своих сочинениях прибегали к сим­волике, что делало невозможной расшифровку и вело к потере информации.

Исследования алхимиков дали мощный толчок развитию хи­мии. Было открыто большое количество химических соединений, усовершенствованы многие лабораторные процессы (перегонка, фильтрация, осаждение, кристаллизация и др. ), появились спе­циальные лабораторные приспособления (дистилляторы, холо­дильники, воронки, фильтры и пр. ).

Основателем и страстным приверженцем ятрохимии был Фи­липп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (Парацельс) (1493— 1541). Он был самым известным врачом в Европе, несмот­ря на то, что коллеги отвергали его нетрадиционные способы ле­чения. Парацельс считал врачебным искусством правильное до­зирование лекарств, полученных химическими методами. Врачеб­ная практика и знание природы определили своеобразную фило­софию этого ученого — врача и естествоиспытателя. По его мне­нию, человеческий организм представляет совокупность опреде­ленных химических веществ, соединенных в точном количествен­ном соотношении, при нарушении этого соотношения развива­ется болезнь. Для исцеления необходимо ввести в организм недо­стающие вещества.

ществами он применял вытяжки из растений и органов живот­ных, отрицая при этом учение Галена и других знаменитых уче­ных. Доходило до того, что Парацельс сжигал книги Галена.

Попытки стабилизировать жидкие лекарственные формы пу­тем добавления к ним консерванта (уксуса) привели к появле­нию уксусомедов, сохранивших свое значение до конца XIX в. (Уксусомеды вошли и в Российскую фармакопею IV издания — уксусомеды безвременника, морского лука, уксусомед простой. В Фармакопеях России V и VI изданий остался только простой уксусомед).

Для изготовления суппозиториев (глобулей, палочек, свечей), пилюль, капсул были сконструированы специальные механизмы, позволяющие работать быстро, гигиенично и точно; начали ис­пользовать стеклянные, асбестовые фильтры, фильтрующие ап­параты, стерилизаторы (автоклавы). Уровень знаний того време­ни позволял ятрохимикам получать экстракты, настойки и элик­сиры.

В XVIIв. были сделаны первые попытки внутривенных влива­ний лекарственных средств и переливания крови, которые неред­ко заканчивались гибелью больного, так как данные методы лече­ния еще не имели научной основы.

В средневековой Западной Европе были широко распростране­ны мистические представления. В лечении использовались талис­маны, гороскопы и магические заклинания.

Основным является сессионный cookie, обычно называемый MoodleSession. Вы должны разрешить использование этого файла cookie в своем браузере, чтобы обеспечить непрерывность и оставаться в системе при просмотре сайта. Когда вы выходите из системы или закрываете браузер, этот файл cookie уничтожается (в вашем браузере и на сервере).

Другой файл cookie предназначен исключительно для удобства, его обычно называют MOODLEID или аналогичным. Он просто запоминает ваше имя пользователя в браузере. Это означает, что когда вы возвращаетесь на этот сайт, поле имени пользователя на странице входа в систему уже заполнено для вас. Отказ от этого файла cookie безопасен - вам нужно будет просто вводить свое имя пользователя при каждом входе в систему.

На арабских территориях (в Арабских халифатах) в период Средневековья медицина и фармация достигли высоких для того времени показателей.

Первоначальной территорией, заселенной арабскими племенами, былполуостров Аравия, в южной части которого в настоящее время расположено государство Йемен.

Активному развитию медицинских знаний и умений на данных территориях способствовало наличие значительных водных ресурсов, развитие земледельческой культуры, в том числе возникновение ирригационного земледелия, производство благовоний, добыча золота, развитие различных ремесел и посреднической торговли между восточными странами (Эфиопией, Индией) и Средиземноморьем.

Значительное развитие получила организация больничного дела. Назывались больницы бимаристанами. Основание первой известной больницы датируется 705-715 годами. Мусульманские больницы этого периода подразделялись на три вида:

  • Первый тип больниц учреждали халифы или известные мусульманские деятели, они рассчитывались на широкие слои населения. Финансирование их осуществлялось государством, в них имелся штат врачей и обслуживающего немедицинского персонала. При таких больницах организовывались медицинские школы и библиотеки. Обучение подразумевало теоретические и практические аспекты: обучающиеся посещали больных на дому вместе с врачом- учителем, а также сопровождали его во время обхода в больнице. Больницы имели женскую и мужскую половины, а больные в них распределялись по нескольким отделениям, соответствующим их заболеваниям.
  • Второй вид больниц финансировали известные врачи и религиозные деятели, как правило, они были небольшими.
  • Третьим видом больниц являлись военные лечебные учреждения. Они размещались в палатках, цитаделях, замках и перемещались вместе с армией.

Готовые работы на аналогичную тему

Арабская фармация в период Средневековья

Основные достижения лекарствоведения и аптечного дела в Арабских халифатах:

Читайте также: