Фантастика в литературе кратко

Обновлено: 07.07.2024

К фантастике относятся все произведения, в основе которых лежит фанатическое допущение — нечто, не способное существовать в реальном мире. Ну или же существование этого нечто не возможно, не доказано или не подтверждено наукой (например, драконы, инопланетяне или звездолёты с варп-двигателями). О других жанрах мы рассказали в этой статье.

В зависимости от содержания, стиля и формата изложения, связи с другими жанрами существует множество классификаций фантастики, мы предпочитаем придерживаться следующей:

  • Твёрдая научная фантастика
  • Космическая фантастика
  • Космоопера
  • Боевая фантастика (фантастический боевик)
  • Киберпанк
  • Стимпанк
  • Альтернативная история
  • Социальная фантастика (утопии и антиутопии)
  • Детективная фантастика
  • Любовная фантастика
  • Юмористическая фантастика
  • Хроноопера
  • Попаданцы

Отталкивается от современного уровня развития технологий, а фантастическое допущение основано на экстраполяции этого уровня в будущее. Научные факты и законы не искажаются, а всем новым технологиям дано логичное, достоверное, правдоподобное объяснение. Авторы твёрдой научной фантастики скорее учёные-исследователи, которым не повезло родиться слишком рано — уровень современной науки пока не достиг их интересов.

В твёрдой НФ научная составляющая порой перетягивает на себя одеяло в ущерб правдоподобным характерам персонажей и увлекательности сюжета. От читателя зачастую требуется предварительное знакомство с описываемыми в книге концепциями.



Более лёгкий и развлекательный поджанр, действие которого разворачивается в космическом пространстве за пределами Земли. Причём это может быть как околоземная орбита, так и ближний космос, другие планеты Солнечной системы, другие звёздные системы или межзвёздное пространство.



Здесь главную роль играют отношения между людьми, а фантастическое допущение используется для моделирования особых условий жизни в социуме. Что было бы, если бы Земле грозило перенаселение, за каждым твоим шагом следил Большой Брат, а из мира исчезли все женщины? Утопия, дистопия и антиутопия — разновидности социальной фантастики.



Делает упор на военных действиях в далёком будущем с использованием роботов, экзоскелетов и массивных звездолётов.



В основе жанра лежит допущение, что какое-то историческое событие закончилось иначе, отчего дальнейшая история потекла по иному руслу. Как правило, альтернативная история, как и социальная фантастика, используется для моделирования определённых социальных условий.

В современной российской фантастике альтернативная история часто перемешивается с попаданцами, поскольку после того, как очередной попаданец попадает в прошлое и меняет весь ход истории, события как раз и начинают развиваться иначе.



Апокалиптическая фантастика повествует о глобальных катаклизмах, масштабных угрозах и других проблемах, угрожающих всему земному шару: разрушительных землетрясениях, губительных войнах, извержениях супер-вулканов, вторжениях инопланетян и прочих напастях.



Фантастическое допущение может перемешиваться с любым жанром. К примеру, если в повествовании присутствует отчётливая детективная интрига, главный герой работает на закон или силы правопорядка и вынужден вести расследование преступления, то мы имеем дело с детективной фантастикой.

Аналогично детективной фантастике, в романтической (или любовной) во главу сюжета ставятся романтические отношения главных героев в фантастических декорациях, причём само фантастическое допущение играет роль второй скрипки и не перетягивает внимание на себя.



В юмористической фантастике повествование ведётся в юмористической, шутливой манере.

Здесь в центре сюжета находятся путешествия во времени.

В наше время попаданцы куда только не попадают — в прошлое, в будущее, на другие планеты, в другие миры и даже внутрь компьютерных игр.



Жанр зародился в восьмидесятых годах прошлого века. Киберпанк рисует мрачную картину будущего, в котором цифровые технологии, кибернетика и виртуальная реальность плотно вошли в человеческую жизнь, но качество этой жизни упало ниже плинтуса. Типичные атрибуты: повсеместное распространение высоких технологий, упадок морали и присутствие могущественных корпораций, плетущих заговоры друг против друга и против всех остальных.



Стимпанк — это жанр, в котором показано общество, чаще всего похожее на викторианское, в котором паровые машины и другие схожие ретротехнологии получили широчайшее распространение. При этом паровые технологии могут развиваться и прошлом, и в будущем, и в других мирах, и даже в межзвёздном пространстве.

Изначально стимпанк возник как пародия на киберпанк. Поэтому ранние произведения жанра попросту заимствовали все элементы киберпанка — низкое качество жизни, засилье высоких технологий, власть могущественных корпораций — и переносили в реалии паровых технологий. Позже к стимпанку добавилась нуарная атмосфера крутых детективов с неизменными атрибутами бульварной фантастики: пронырливыми детективами и роковыми красотками.

В позднем стимпанке неонуарная атмосфера сменилась романтикой викторианской Англии. А доставшаяся в наследство от киберпанка картина мрачного общества уступила дорогу более позитивному, утопическому подходу.

Содержание

История понятия

Фантастическое допущение

Дмитрий Громов и Олег Ладыженский предлагают такую классификацию допущений [3] :

  • Научно-фантастическое — введение в произведение научного нововведения. Бывает двух видов:
    • Естественнонаучное — технические изобретения, открытия новых законов природы. Характерно для твёрдой НФ.
    • Гуманитарно-научное — допущение в области социологии, истории, политики, психологии, этики, религии. Введение новых моделей общества или сознания. Характерно для утопии, антиутопии, социальной фантастики.

    Юрий Зубакин делит допущения просто на научно-фантастические (не противоречащие науке и законам природы) и ненаучно-фантастические (противоречащие им).

    В одном и том же произведении могут сочетаться разные виды допущений.

    Фантастическое допущение используется, чтобы полнее раскрыть проблематику произведения, характеры персонажей, за счет помещения их в нестандартные условия; для предложения научных и ненаучных гипотез; для создания экзотического антуража.

    История фантастики

    Истоки фантастики

    Истоки фантастики — в пост-мифотворческом фольклорном сознании [10] , прежде всего в волшебной сказке.

    Однако столкновение мимесиса с мифом, которое и производит эффект фантастики, носило пока что непроизвольный характер. Первый, кто сталкивает их намеренно, и, значит, первый сознательный фантаст — это Аристофан [16] .

    Фантастика в античной литературе



    В эпоху эллинизма Гекатей Абдерский, Евгемер, Ямбул сочетают в своих сочинениях жанры фантастического путешествия и утопии.

    Фантастика в средневековой литературе



    Фантастика в эпоху Возрождения



    Фантастика в XVII и XVIII веке

    К концу XVII века маньеризм и барокко, для которых фантастика была постоянным фоном, дополнительным художественным планом (при этом происходила эстетизация восприятия фантастики, утрата живого ощущения чудесного), сменил классицизм, по своей сути чуждый фантастике: его обращение к мифу полностью рационалистично.



    Фантастика в романтизме



    Фантастика в реализме



    Возрождение интереса к фантастике в конце XIX века

    Фантастика в XX—XXI вв.

    Начало XX в.

    Вторая половина XX в.



    Следует отметить жанр юмористической фантастики, развившейся во второй половие XX века. Признанный мастер таких произведений - Шекли, например, "Кое-что задаром", "Рейс молочного фургона", "Билет на планету Транай". В этом же жанре творил Варшавский и, в последние десятилетия прошлого столетия, супруги Лукины.

    Комикс становится ещё одной популярной формой фантастики, особенно в США, Франции, Японии. Поначалу это развлекательные комиксы о супергероях, во второй половине XX в. появляются и более серьёзные работы.

    Конец XX — начало XXI в.

    На изломе тысячелетия социальные и философские проблемы в фантастике изживают себя повторениями и начинают уступать место экспериментам со стилем. Постмодернистские оттенки имеет проза Нила Геймана, Чайны Мьевиля, Нила Стивенсона, Пола ди Филиппо. Очень популярна юмористическая фэнтези Терри Пратчетта.

    Конец XX века — эпоха появления компьютерных игр, а начало XXI века — их расцвета. В огромном количестве игр сюжет строится на основе фантастики — почти в любой игре жанра RPG, значительной части стратегий, шутеров, квестов. Многие игры основаны на вселенных, по которым созданы также книги, фильмы, настольные игры, комиксы, например, Warhammer, Forgotten Realms и Warcraft.

    Классификация фантастики

    Фантастика — жанр в литературе и искусстве

    Жанры фантастики

    Формы фантастики

    Фантастика — прием в литературе и искусстве

    См. также

    Примечания

    • Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.

    Основную роль при переходе мифологии в фольклор играло нарождение реалистического мировосприятия в форме понятий. Понятия выветривали из мифа его конкретные и прямые смыслы. Это и закладывало основу фольклору, который тщательно воспроизводил все наследие мифологии, понятое, однако, реалистическим мировосприятием. На этой почве одно застывало в виде традиционной формы, другое становилось фантастичным, третье преобразовывалось.

    Не нужно понимать этот особый, своеобразный план ни в виде чего-то фантастического, ни в виде исторически-реального. Фантастика рождается поздно, и я в своем месте буду об этом говорить. Хтонический план первобытного мифа ареален, но ничего общего с фантастикой не имеет.

    Да, чем шире становится поле видения раннего общества, чем сознание его больше и больше теряет былой характер мифотворчества, тем сильней вторгаются в это сознание элементы реализма и вступают в противоречие с привычными, давно выработанными мифическими образами. От этой встречи двух мировоззрительных методов, от бессознательной их борьбы получается своеобразная амальгама мифического образа с реалистическим наблюдением, в результате чего возникает фантастика.

    В фантастических образах зверь может иметь отдельные человеческие черты, а человек — звериные. Фантастическое существо — это помесь тварей. В Египте боги сохранили самую древнюю форму — звериную или полу-звериную; в Вавилоне — фантастическую; у греков более поздняя человекообразная форма, а в Риме много до-личных, аморфных богов. Родовое общество представляет себе действующих лиц, населяющих мир, в виде чудовищ, великанов, карликов, причудливых животных, птиц и рыб. Эти фантастические существа состоят частью из одной породы, частью из другой, но они уже не обходятся и без наружности человека. Любопытно, что все они помимо данной смеси ещё обладают природой металла, дерева, камня и непременно имеют природу космосов — света, огня, воды, земли. Таковы все мифологические лица, прикрытые человечьей наружностью и человечьими повадками, но совершенно антиреальные, фантастические по существу, вроде великана с одним глазом на лбу, Полифема, или металлических прислужниц Гефеста, или какой-нибудь Психеи, утесов-женщин Сциллы и Харибды и сотен других. Трудно сказать, кто они по наружности, боги или люди, звери или стихии, одушевленные или неодушевленные предметы. Они — все вместе, но в отдельности ни то ни се. Эти фантастические существа было бы научней называть полиморфными. Нечего и говорить, что фантастика наружности сопровождается и фантастическими отношениями мифологических лиц, фантастическим ликом всей окружающей действительности.

    Фантастический характер персонажа и ситуаций оттого и присущ древней комедии, что она сознательно сшибает мифологический образ с понятием. Ничего нет фантастического в том, что гомеровские ахейцы уподоблены осам, но аристофановские афиняне, уподобленные осам или в образе ос, выглядят фантастически, гротескно. Почему? Потому что у Гомера и в трагедии нет понятийно-бытового фона, а в древней комедии он подчеркнут, и все, что ему явно не соответствует, способствует фантастике или смехотворению.

    В современном понимании фантастику можно определить как один из видов литературы, которая способна создавать волшебную, чудесную картину мира, противопоставляющая существующей реальности и привычным для всех нас понятиям.

    Известно, что фантастику можно делить на различные направления: фэнтези и научная фантастика, твердая научная фантастика, космическая фантастика, боевая и юмористическая, любовная и социальная, мистика и ужасы.

    Пожалуй, эти жанры или как их еще называют, подвиды фантастики на сегодняшний день являются самыми известными в своих кругах.

    Попробуем охарактеризовать каждый из них отдельно.

    Научная фантастика (НФ):

    Итак, научная фантастика - это жанр литературы и киноиндустрии, который описывает события, происходящие в реальном мире, и отличаются от исторической действительности в каком либо значимом отношении.

    Другими словами, научная фантастика отражает влияние научно-технического прогресса на обыденную и привычную жизнь человека.

    Среди популярных сюжетов произведений этого жанра можно отметить полеты на неизведанные планеты, изобретение роботов, открытие новых форм жизни, изобретение новейшего оружия и прочее.

    Он был снят в 1902 году и поистине считается самым популярным фильмом, который был показан на больших экранах.

    Еще один киношедевр, ставший классикой, «2001 год: Космическая одиссея (Стенли Кубрик, США), вышедший на экраны в 1968 году.

    Эта картина повествует о внеземных цивилизациях и очень сильно напоминает скорее научный материал о инопланетянах и их жизни - для зрителей далекого 1968 года это действительно что-то новое, фантастическое, что они раньше ни видели и не слышали. Конечно нельзя обойти стороной и «Звездные войны.

    Эту ленту наверное посмотрел каждый из нас и не единожды. Настолько она затягивает и привлекает своими спецэффектами, необычными костюмами, шикарными декорациями и невиданными для нас героями.

    Хотя, если говорить о жанре, в котором снят этот фильм, я бы скорее отнесла его к космической фантастике, нежели к научной.

    Но, в оправдание жанра можно сказать, что, наверное, ни один фильм не снимается в определенном жанре в чистом виде, всегда есть отступления.

    Твердая научная фантастика, как поджанр НФ

    Твердая научная фантастика отличается от традиционной научной тем, что во время повествования не искажаются научные факты, законы.

    То есть можно сказать, что основой этого поджанра является естественная научная база знаний и весь сюжет описывается вокруг определенной научной идеи, пусть даже и фантастической.

    Сюжетная линия в таких произведениях всегда прост и логичен, строится на нескольких научных допущениях – машина времени, сверхскоростное передвижение в космосе, экстросенсорика и прочее.

    Космическая фантастика, ещё один поджанр НФ

    Космическая фантастика - это поджанр научной фантастики. Ее отличительная особенность в том, что основной сюжет разворачивается в космическом пространстве либо на различных планетах в Солнечной Системе или за ее пределами.

    Планетарный роман, космическая опера, космическая одиссея.

    Поговорим о каждом виде подробнее.

    Космическая одиссея:

    Итак, Космическая одиссея представляет собой сюжетную линию, в которой действия происходят чаще всего на космических судах (кораблях) и героям необходимо выполнить глобальную миссию, от результата выполнения которой зависит судьба человека.

    Планетарный роман:

    Планетарный роман гораздо проще по типу развития событий и сложности сюжета. В основном все действие ограничивается одной конкретной планетой, которая населена экзотическими животными, людьми.

    Очень много произведений в этом виде жанра посвящены далекому будущему в котором люди перемещаются между мирами на космическом корабле и это является нормальным явлением, некоторые ранние произведения космической фантастики описывают более простые сюжеты с не такими реалистичными способами передвижения.

    Однако цель и основная тема планетарного романа едина для всех произведений - приключения героев на конкретной планете.

    Космическая опера:

    Космическая опера - не менее интересный подвид научной фантастики.

    Ее основной замысел - назревание и разрастание конфликта между героями с применением могущественного высокотехнологического оружия будущего для завоевания Галактики или освобождения планеты от космических пришельцев, гуманоидов и других космических существ.

    Действующие лица этого космического конфликта отличаются героичностью. Главным отличием космической оперы от научной фантастики в том, что здесь происходит практически полный отказ от научной базы сюжета.

    Боевая фантастика:

    Боевая фантастика - это вид (поджанр) фантастики, который описывает военные действия, происходящие в далеком или не очень далеком будущем, причем все действия происходят с использованием сверхмощных роботов и новейшего оружия неведомого сегодня человеку.

    Этот жанр достаточно молод, его зарождение можно отнести к середине 20-го столетия во время разгара войны во Вьетнаме.

    Причем отмечу, что боевая фантастика становилась популярной и число произведений и фильмов увеличивалось, прямо пропорционально нарастанию конфликтов в мире.

    Юмористическая фантастика:

    Юмористическая фантастика – жанр, в котором представление необычных и фантастических событий происходит в юмористической форме.

    Юмористическая фантастика известна с античности и развивается в наше время.

    Любовная фантастика:

    Любовная фантастика, романтические приключенческие произведения.

    К этом виду фантастики можно отнести любовные сюжеты с вымышленными героями, волшебными странами, которых не существует, присутствием в описании чудесных амулетов, обладающих необычными свойствами, ну и, конечно же, все эти истории имеют счастливый конец.

    Социальная фантастика:

    Социальная фантастика - разновидность научно-фантастической литературы, где главную роль играют отношения между людьми в обществе.

    Основой упор делается на создание фантастических мотивов с целью показать развитие общественных отношений в нереальных условиях.

    Фэнтези:

    Фэнтези - жанр фантастики, где описывается вымышленный мир, чаще всего средние века, а сюжетная линия выстраивается на основе мифов и легенд.

    Наверное, весь секрет в том, что в нашем примитивном мире не хватает какой-то сказки, волшебства, чудес.

    Эти фильмы затягивают нас великолепной графикой, игрой актеров, загадочными сюжетами, а просмотр подобных картин дарят эмоции, которые не получишь от просмотра фильмов в других жанрах.

    Именно фэнтези добавляет в нашу жизнь дополнительные краски и восхищает снова и снова.

    Мистика и ужасы:

    Мистика и ужасы - этот жанр наверное один из самых популярных и привлекательных как для читателя, так и для зрителя.

    Он способен подарить такие незабываемые впечатления, эмоции и повысить адреналин, как никакой из других жанров фантастики.

    В свое время, до того как стали популярны фильмы и книги о путешествиях в будущее, ужасы были самым необычным и любимым жанром у любителей и почитателей всего фантастического. И сегодня интерес к ним не пропал.

    А фильмов в этом жанре снято великое множество и достаточно сложно выбрать лучшие и самые яркие из них.

    Как видите, фантастика настолько многосторонний жанр, что любой сможет выбрать то, что подходит ему по духу, по натуре, даст возможность окунуться в волшебный, необычный, ужасный, трагический, высокотехнологичный мир будущего и необъяснимого для нас - обычных людей.

    Фантастика как жанр в художественной литературе существует не так давно. Она возникла в конце девятнадцатого века, а свою особую популярность набрала в конце двадцатого-середине двадцать первого века.

    Фантастика – это жанр художественной литературы, в котором сочетаются нереальные, неосуществимые на данный момент события с нашей действительностью. Фантастика отличается от фэнтэзи тем, что в ней присутствуют в качестве нереальных явления не мистические, а научные (то есть далекое будущее людей, новые технологии, новый общественный порядок и так далее).

    Фантастика набрала свою популярность в тот момент, когда первый человек полетел в космос, а также начала развиваться астрофизика. Все эти события дали почву писателям-фантастам, простор для размышлений над тем, есть ли в этой Вселенной другие цивилизации.

    К характерным чертам фантастических произведений можно отнести следующее:

    Готовые работы на аналогичную тему

    Таким образом, мы рассмотрели некоторые отличительные черты фантастики как жанра в художественной литературе. Однако, наличие всех этих черт одновременно вовсе необязательно.

    Современные книги во многом являются продолжением моды на фантастику, поэтому смело можно утверждать, что фантастика как жанр в художественной литературе актуальна и по сей день.

    Известные фантастические произведения

    Фантастика в равной мере интересовала читателей как за рубежом, так и в России. Наиболее известными произведениями, ставшими почти что культовыми являются следующие книги:

    Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно прийти к выводу о том, что фантастика как жанр ввиду своей популярности имеет очень большое значение в современной художественной литературе. Этот жанр характеризует целую эпоху, эпоху прогресса и технического роста. Возможно, все, что написано в фантастических книгах, когда-нибудь станет реальностью. Однако, пока что фантастика – это лишь часть художественной литературы.

    Определение жанра

    фантастика это

    Фантастика – это не только литературный жанр. Это целое отдельное направление в искусстве, главным отличием которого является нереальное допущение, лежащее в основе сюжета. Обычно изображается другой мир, который существует в не нашем времени, живет по законам физики, отличным от земных.

    Подвиды

    книги жанра фантастика

    Книги жанра фантастика, стоящие сегодня на книжных полках, могут запутать любого читателя разнообразием тем и сюжетов. Поэтому их давно стали делить на виды. Классификаций существует немало, но попробуем отразить здесь самую полную.

    Книги этого жанра можно разделить по особенностям сюжета:

    Часто происходит смешение жанров и появляются новые разновидности произведений. Например, любовное фэнтези, детективное, приключенческое и пр. Отметим, что фантастика, как один из популярнейших видов литературы, продолжает развиваться, с каждым годом появляется все больше ее направлений, и как-то систематизировать их практически невозможно.

    Зарубежные книги жанра фантастика

    фантастика это в литературе

    Российские писатели

    научная фантастика книги

    Немало книг за последние годы написали и отечественные авторы фантастики. Российские писатели немногим уступают зарубежным коллегам. Перечислим здесь самых известных из них:

    Зарубежные писатели

    Известные писатели-фантасты зарубежья:

    • Айзек Азимов – известный американский автор, написавший более 500 книг.
    • Рэй Брэдбери – признанный классик не только фантастики, но и мировой литературы.
    • Станислав Лем – очень известный в нашей стране польский писатель.
    • Клиффорд Саймак – его считают основателем американской фантастики.
    • Роберт Хайнлайн – автор книг для подростков.

    Что такое научная фантастика?

    авторы фантастики российские

    Научная фантастика – это направление в фантастической литературе, которое берет за основу сюжета рациональное допущение, согласно которому необычные вещи происходят благодаря невероятному развитию технической и научной мысли. Один из самых популярных жанров сегодня. Но часто его бывает сложно отделить от смежных, так как авторы могут сочетать несколько направлений.

    Научная фантастика - это (в литературе) прекрасная возможность предположить, что было бы с нашей цивилизацией, если бы технический прогресс ускорился или наука выбрала другой путь развития. Обычно в таких произведениях не нарушаются общепринятые законы природы и физики.

    Первые книги этого жанра начинают возникать еще в 18 веке, когда происходило становление современной науки. Но как самостоятельное литературное направление научная фантастика выделилась только в 20 веке. Одним из первых писателей, работавших в этом жанре, считается Ж. Верн.

    Научная фантастика: книги

    известные писатели фантасты

    Перечислим самые известные произведения этого направления:

    Довольно разнообразна научная фантастика. Книги, представленные здесь, - это только самые известные и популярные ее образцы. Перечислить же всех писателей этого вида литературы практически невозможно, так как их за последние десятилетия появилось несколько сотен.

    Читайте также: