Фантастические постройки в барселоне антонио гауди кратко

Обновлено: 07.07.2024

Антонио Гауди – каталонский архитектор, творивший на рубеже 19 и 20-го веков, его вклад во всемирное архитектурное наследие переоценить очень сложно. Увидев однажды любую из работ Гауди, забыть ее будет очень сложно – настолько неповторимым и самобытным был его стиль. Гауди был очень одаренным и талантливым архитектором и непростым человеком, большую часть его работ (от малых форм до домов и Храма Святого Семейства) он создал в Барселоне (полный список работ смотрите по ссылке ). Часть из них доступны публично и посмотреть их можно бесплатно, для посещения же остальных взимается оплата. Кстати, можно немного сэкономить, если купить специальную карточку Barcelona City Pass .

Архитектура каталонского модернизма пережила свой расцвет в период с 1885 по 1950 годы и оставила важный след в культуре Барселоны. Многие из этих выдающихся зданий объявлены объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО (какие именно, мы расскажем в статье). Работы главного архитектурного гения Барселоны Антонио Гауди можно увидеть по всему городу.

Дом Висенс

Адрес :
Carrer de les Carolines, 20

Цена билета :
Взрослый: € 16
Дети с 7 до 18 лет, студенты и пенсионеры старше 65 лет: € 14
Дети до 7 лет: бесплатно

Время работы :
Ежедневно с 10.00 до 20.00 (последний вход до 19.00)

Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО

Годы постройки : 1883 – 1885

Дом Висенс (Casa Vicens) – первая серьезная и большая работа архитектурного гения Барселоны. Он расположен в районе Грасиа (Carrer de les Carolines, 24). В 1877 году Мануэль Висенс-и-Монтанер, владелец фабрики по производству керамической плитки и кирпича, нанял начинающего архитектора Антонио Гауди для создания проекта дома, строительство которого было завершено в 1883 – 1885 годах. В 1878 году Гауди только окончил Провинциальную школу архитектуры в Барселоне.

В 1925 году Дом Висенс был расширен Жоаном Сьерра-де-Мартинесом. До 2014 года Casa Vicens была частной резиденцией, после покупки дома банком MoraBanc была проведена крупная реставрация, и в ноябре 2017 года дом был открыта для публики в качестве музея. С 2005 года Дом Висенс входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В облике этого дома прослеживается влияние нескольких стилей, в том числе и стиля мудехар (смешение христианской и мусульманской архитектуры). Некоторые характеристики заключаются в сопоставлении геометрических масс, использовании керамической плитки, металлоконструкций и абстрактного кирпичного орнамента. Более того, в Доме Висенс архитектор впервые смешал не только разные стили, но и множество различных материалов: железо, стекло, камень, керамическую плитку. Гауди смело отошел от традиции и начал создавать свой собственный стиль, таким образом, Casa Vicens представляет новую главу в истории каталонской архитектуры, а также начало успешной карьеры великого мастера. Простоту формы здания Гауди усложнил и обогатил различными декоративными элементами, эркерами, башенками и балконами. Основу здания составляет необработанный камень, который удачно комбинируется с красным кирпичом и разноцветными изразцами.

Первые два уровня дома декорированы горизонтальными рядами керамических плиток, украшенными французскими бархатцами. Такую же плитку можно увидеть на полу в интерьере дома. Использование цветочного орнамента уже в этой первой работе свидетельствует об особом отношении и любви Гауди к природе, из которой он всю жизнь черпал вдохновение. Пальмы, бархатцы и другие растения, которые пришлось уничтожить на участке строительства дома, нашли свою вторую жизнь в декоративных элементах здания. В дальнейшем эти природные элементы будут присутствовать во многих произведениях каталонского мастера.

Дворец и парк Гуэля

Адрес : Carrer d'Olot (главный вход)

Цена билета :
Взрослый билет: € 7.50 на сайте; € 8.50 в кассе
Дети до 6 лет бесплатно, с 7 до 12 лет: € 5.25 на сайте, € 6 в кассе
Старше 65 лет, инвалиды и сопровождающие: € 5.25 на сайте, € 6 в кассе

Время работы :
Высокий сезон (30 апреля – 26 августа) с 8.00 до 21.30
Межсезонье (25 марта – 29 апреля и 27 августа – 27 октября) с 8.00 до 20.30
Переходный сезон (17 февраля - 24 марта) с 8.00 до 19.00
Низкий сезон (28 октября – 17 февраля) с 8.00 до 18.15

Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО

Годы постройки : 1885 - 1890

Дом сосредоточен вокруг главной комнаты для приема и развлечения гостей из высшего общества. Через большие ворота конные экипажи могли сразу проехать непосредственно в подвальные конюшни, в то время как гости поднимались по лестнице наверх. Богато украшенные стены и потолки приемной комнаты замаскировали небольшие окна в верхних частях стен, через которые владельцы дома могли рассмотреть своих гостей, прежде чем поприветствовать их. Через небольшие отверстия в высоком потолке главной комнаты проникал свет от висящих там снаружи фонарей – по ночам это создавало эффект звездного неба.

В этом проекте уже прослеживается зарождение неповторимого стиля Гауди, отказ от традиционной эклектики, поиск новых форм и сочетаний архитектурных элементов. Уже здесь Гауди изящно оформляет дымоходы на крыше – в виде интересных фигур, покрытых ломаной яркой мозаикой.

В северной части Барселоны, в районе Грасия, на Кармель Хилл расположился Парк Гуэль (Park Güell) – общественный парк, состоящий из садов и оригинальных архитектурных элементов. Большой поклонник известного каталонского архитектора Эусеби Гуэль решил разбить живописный зеленый парк наподобие модных тогда английских садов и пригласил Антонио Гауди воплотить свою идею. Строительство парка шло с 1900 по 1914 годы, а официальное открытие состоялось в 1926 году. В 1984 году ЮНЕСКО объявила парк объектом Всемирного наследия.

В дизайне парка Гуэля раскрылся весь архитектурный гений Гауди – именно здесь он начал практиковать большую часть своих инновационных строительных решений, которые станут символом его органического стиля и достигнут своей кульминации в создании Собора Святого Семейства. Парк Гуэль спроектирован и создан таким образом, чтобы нести мир и спокойствие своим посетителям, позволить им наслаждаться прекрасной природой и позитивной архитектурой и скульптурой, органично интегрированной в ландшафт. Здания возле входа при всей своей оригинальности и некоторой фантастичности форм своих крыш и шпилей отлично вписываются в естественную среду парка и выглядят даже относительно незаметно, особенно если сравнивать их с другими, характерными для Гауди яркими постройками. Гауди привнес в дизайн парка множество мотивов каталонского национализма, а также элементов религиозной мистики и древней поэзии.

Парковые дорожки местами проходят прямо по виадукам, крутым склонам парка и под арками, таким образом, они прекрасно интегрированы в ландшафт. Необычные колонны из камней, напоминающие стволы деревьев – один из самых узнаваемых символов парка Гуэль и творчества великого каталонского архитектора.

До парка Гуэль можно добраться на метро, городских или туристических автобусах. С октября 2013 года взимается входная плата за посещение Монументальной зоны (главный вход, терраса и части, содержащие мозаики), но посещение остального парка остается бесплатным.

Дом Бальо

Адрес :
Passeig de Gràcia, 43

Билеты :
Большой выбор разных опций.
Советуем покупать on-line с целью экономии (билеты в кассе дороже на 4 евро).

Время работы :
Круглый год с 9.00 до 21.00

Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО

Годы постройки :
1904 – 1906

Владелец дома, текстильный промышленник Жосеп Бальо хотел, чтобы архитектор так проектировал дом, чтобы тот выделялся самым смелым и креативным дизайном. Жосеп и его жена были открыты любым идеям Гауди и ни в чем его не ограничивали. Здание было завершено в 1906 году. Гауди полностью изменил основные апартаменты – бельэтаж и нижний этаж, добавил новые этажи – мансарду и подвал. Он расширил и объединил световые шахты, улучшив тем самым освещение и вентиляцию здания, а также создал оригинальную мебель. В том же году Барселонский городской совет выбрал дом в качестве кандидата на награду за лучшее здание года.

Стоимость входа в Дом Бальо составляет 28,5 евро, при покупке онлайн на сайте музея – 24,5 евро.

Каса Мила

Адрес :
Passeig de Gràcia, 92

Цена билета :
Различные опции : от € 22 до € 41

Время работы :
В высокий сезон (с 1 марта по 4 ноября) с 9.00 до 20.30 и ночные экскурсии с 21.00 до 23.00
Расписание на остальные сезоны можно узнать здесь

Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО

Годы постройки : 1906 – 1910

Уникальная особенность Каса Мила – в самонесущем каменном фасаде, в связи с чем в доме нет несущих стен, а только опорные колонны. Фасад соединяется с внутренней структурой каждого этажа с помощью изогнутых железных балок, окружающих периметр каждого этажа. Эта система строительства позволяет, с одной стороны, иметь большие отверстия-окна, дающие много света, а с другой – свободную планировку разных уровней, так что снос или добавление внутренних стен не влияют на стабильность здания.

В начале 80-х годов Каса Мила находился в плохом состоянии: фасад был покрашен мрачной коричневой краской, внутренним помещениям требовался серьезный ремонт. В 1984 году Каса Мила был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и со временем перенес реставрацию, которая вернула ему первоначальные цвет и облик.

Дом Кальвет

Адрес :
Carrer de Sant Marc, 57

Годы постройки : 1898 – 1900

Дом Кальвет (Casa Calvet) , также расположенный в районе Эшампле (Carrer de Casp, 48), был спроектирован Гауди для текстильного промышленника Пере Мартира Кальвета-и-Карбонеля. Это был доходный дом с апартаментами хозяев в бельэтаже; построен он был между 1898 и 1900 годами. В данный момент – жилой дом с рестораном на нижнем этаже.

Исследователи творчества Гауди единодушны в том, что это здание является самым традиционным из его произведений, отчасти потому, что его нужно было внедрить между двумя старыми домами, да и расположение дома в одном из самых элегантных районов Барселоны сыграло свою роль. Симметрия, баланс и упорядоченный ритм архитектуры дома Кальвет необычны для работ Гауди. Тем не менее, здесь присутствуют и элементы модернизма – кривые линии и двойной фронтон наверху, выступающий, почти барочный эркер у входа, а также отдельные интересные детали. Выпуклые балконы чередуются с более мелкими балкончиками. Изображения грибов над эркером в центре намекают на любимое хобби владельца дома. Столбы, примыкающие к входу, выполнены в виде нагроможденных друг на друга гигантских катушек, указывающих на семейный текстильный бизнес. Между 1899 и 1906 ежегодную премию среди художественных зданий (Concurso Annual de edificios artísticos) в числе прочих выдающихся модернистских домов получил и Дом Кальвет.

Саграда Фамилия или Храм Святого Семейства

Адрес :
Carrer de Mallorca, 401

Время работы :
С апреля по сентябрь с 9.00 до 20.00
Расписание на остальные месяцы можно узнать здесь

Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО

Годы постройки :
с 1882 года и по наше время (окончание в 2026-м году)

Самая известная работа Антонио Гауди и, пожалуй, самая главная и узнаваемая достопримечательность Барселоны – огромный, но еще незавершенный Храм Святого Семейства (The Basílica i Temple Expiatori de la Sagrada Família) , который строится с 1882 года и по-прежнему финансируется за счет частных пожертвований. Полное завершение строительства этого грандиозного проекта планируется в 2026 году.

В 1882 году строительство Sagrada Família началось под началом архитектора Франсиско де Паула дель Вильяр, но уже через год, когда Вильяр подал в отставку, пост главного архитектора занял Антонио Гауди и преобразовал проект в соответствии с собственным архитектурно-инженерным стилем, сочетая готические и криволинейные формы в стиле ар-нуво. Над храмом Гауди трудился более 40 лет, до конца своей жизни в 1926 году, однако на момент его трагической гибели было завершено менее четверти проекта. Прах великого архитектора покоится здесь же, в его грандиозном творении.

Храм Святого Семейства возводился исключительно на частные пожертвования, поэтому работа шла довольно медленно. К тому же в период Гражданской войны строительство было прервано и возобновилось только в 50-х годах. С применением современных компьютерных технологий проектирования и моделирования, а также новейших разработок в строительстве уже к 2010 году проект был реализован наполовину, а в октябре 2015 года главный архитектор Жорди Фаули объявил, что строительство завершено на 70 процентов и вступило в завершающую фазу поднятия шести огромных башен. Части незавершенной базилики, многие макеты и чертежи из мастерской Гауди были уничтожены во время Гражданской войны каталонскими анархистами. Настоящий проект основывается на реконструированных версиях планов, а также на современных приспособлениях.

За вход с посетителей берется плата в размере 15-20 евро, которая идет на финансирование дальнейшего строительства храма; ежегодно Саграда Фамилия принимает около 2,5 миллионов посетителей. Примечательно, что строительство храма не поддерживается ни правительством, ни официальными церковными источниками.

Храм Святого Семейства никогда не планировался как собор или другое церковное здание, с самого начала он задумывался именно как здание в стиле собора . Стиль Sagrada Família сочетает в себе элементы разных направлений: испанской поздней готики, каталонского модернизма, символизма, каталонского новесентизма.

Первоначальный проект Гауди предполагает в общей сложности восемнадцать шпилей, представляющих Двенадцать Апостолов, Деву Марию, четырех Евангелистов, и Иисуса Христа, которого олицетворяет самая высокая башня в центре, увенчанная гигантским крестом. Общая высота главного шпиля должна составлять 170 метров – на 3 метра ниже холма Монжуик, поскольку Гауди считал, что его рукотворное создание не должно превосходить Божье творение. После возведения всех шпилей Саграда Фамилия станет самым высоким церковным зданием в мире.

Храм имеет три грандиозных фасада: фасад Рождества, обращенный на восток, западный фасад Страстей и фасад Славы на южной стороне здания, который еще предстоит завершить.

Фасад Рождества был завершен до того, как работа по возведению храма была прервана в 1935 году, и свидетельствует о самом непосредственном участии и влиянии Гауди. Фасад посвящен рождению Иисуса, он украшен сценами из его земной жизни. Характерный для Гауди натуралистический стиль нашел свое воплощение в многочисленных изображениях элементов животного и растительного мира, каждый из которых несет свое символическое значение. Три портала фасада Рождества олицетворяют три главные добродетели – Веру, Надежду и Любовь, а четыре башни, венчающие фасад посвящены святым апостолам Матфею, Варнаве (единственная башня, достроенная при жизни Гауди), Иуде и Симону Зилоту. Решив первым создать фасад Рождества, Гауди прекрасно понимал, что он не закончит церковь и поэтому ему нужно будет оставить художественный и архитектурный пример для двух других фасадов. Кроме того, он справедливо полагал, что именно фасад Рождества станет для общественности самым понятным и привлекательным.

Строительство фасада Страстей началось лишь в 1954 году, в соответствии с тем дизайном, который в 1917 году разработал Гауди, а также с его рисунками и инструкциями. Башни, построенные по эллиптическому плану, были закончены в 1976 году. Каждая из четырех башен посвящена апостолам Иакову, Фоме, Филиппу и Варфоломею.

Фасад поражает своими истощенными, измученными персонажами, в том числе изможденной фигурой Христа у столба во время бичевания, а также сценой свершившегося распятия. Эти вызывающие споры скульптурные изображения – работа каталонского скульптора Жузепа Марии Субиракса, который в 1987 году возглавил группу скульпторов в работах по декорированию фасада. Они намеренно стремились создать жесткие, угловатые формы, чтобы вызвать сильный драматический эффект. Гауди настаивал на том, что этот фасад должен внушать зрителям страх. Его проект предполагал ломаные своды и рубленые колонны, создающие темные угловатые тени, которые контрастировали бы с жестким резким светом. Эти приемы призваны усилить эффект тяжести и жестокости страданий Христа, подчеркнуть ценность его жертвы.

План Саграды Фамилии представляет собой латинский крест с пятью проходами. Центральные своды нефов достигают 45 метров, а боковые своды – 30 метров. Интерьер храма потрясает, в первую очередь, своими уникальными колоннами – гениальной разработкой Антонио Гауди. Удивительный рельеф колонн, вместе с их разветвлением наверху, поддерживающим свод, придает им сходство с гигантскими деревьями. Колонны являются главным несущим элементом здания. Ни одна из поверхностей интерьера церкви не является плоской – повсюду видятся украшения, плавные закругления, зубчатые рельефы, звезды. Необыкновенной красоты витражи мягко приглушают проникающий свет, подсвечивая внутреннее убранство храма разными цветовыми оттенками.

Рядом с храмом Святого Семейства расположено здание школы Sagrada Família Schools, которую создал Гауди в 1909 году для детей строителей церкви. Стены и крыша школы имеют волнистую форму, что придает используемым материалам ощущение легкости, но в то же время и большую прочность. Здание считается образцом конструктивного гения Гауди; благодаря своей простоте, выносливости, оригинальному объему, функциональности и геометрической чистоте школа послужила источником вдохновения для многих архитекторов. Подобная волнистая форма была использована такими мастерами, как Ле Корбюзье, Пьер Луиджи Нерви, Феликс Кандела и Сантьяго Калатрава.

Шедевры великого архитектора Антонио Гауди.

Всемирно известный каталонский архитектор Антонио Гауди (1852-1926) успел создать 18 шедевров, которые многие десятилетия считаются верхом новаторского и уникального стиля. До сих пор его фантастические сооружения кто-то считает гениальными, а кто-то просто сумасшедшими. Основная часть этих произведений находится в родной мастеру Барселоне, которая стала не только его домом, но и своего рода странной лабораторией, в которой Гауди проводил потрясающие архитектурные опыты.

Творения Антонио Гауди уже больше века восхищают своей гениальностью.

С несколькими его шедеврами, которые по-праву считаются вершиной архитектурного искусства, мы сегодня и познакомимся. Справедливости ради надо отметить, что из 18 его проектов, семь было включено ЮНЕСКО в список объектов всемирного наследия!

1. Дом Висенс (1883-1885), первый проект Антонио Гауди

Характерная черта Дома Висенса – асимметричность.

Резиденция Висенс (Casa Vicens), первое самостоятельное творение зодчего, была создана по заказу богатого промышленника Мануэля Висенса (Manuel Vicens). Дом до сих является главным украшением улицы Каролинес (Carrer de les Carolines), считаясь самой яркой и нестандартной достопримечательностью Барселоны, который ЮНЕСКО включен в список объектов всемирного наследия.

Фасад украшен керамической плиткой, вручную расписанной цветочными мотивами (Casa Vicens).

Этот дом построен в стиле модерн и составляет четырехуровневый архитектурный ансамбль, в котором даже самые мелкие детали играют важную роль.

Природные мотивы в интерьере архитектурного ансамбля (Casa Vicens).

Поскольку Гауди являлся приверженцем природных мотивов и в них черпал источник вдохновения, то каждый элемент этого необычного дома был отражением его предпочтений.

Благодаря цветочным мотивам весь комплекс гармонично вписался в городской парк (Casa Vicens).

Цветочные мотивы присутствуют везде, начиная от кованой ограждающей решетки, а также самого фасада и заканчивая внутренним интерьером. Самым излюбленным изображением создателя стали желтые бархатцы и пальмовые листья.

Роскошность мавританского стиля в оформлении интерьера (Casa Vicens).

Структура самого дома Висенса, включая элементы его отделки, говорит о влиянии восточной архитектуры. Декор всего необычного комплекса выполнен в мавританском стиле мудехар. Он явно проявляется в оформлении мусульманских башенок на крыше и в некоторых деталях роскошного внутреннего убранства.

Купола как на мечетях лишь подчеркивают стиль мудехар (Casa Vicens).

2. Павильоны и усадьба Гуэля (Pavellons Guell)

Все постройки были оформлены в едином стиле (Pavellons Guell).

Для графа Эусеби Гуэля, который после этого грандиозного проекта стал не только покровителем великого мастера, но и другом, Антонио Гауди создал необыкновенную усадьбу, которая больше известна под названием павильоны Гуэля (1885-1886).

И даже ворота поддерживают общую тематику павильонов (Pavellons Guell).

Выполняя заказ графа, неординарный зодчий не просто провел полную реконструкцию летнего загородного поместья с облагораживанием парка и созданием конюшен и закрытым манежем, а объединил весь эти обычные постройки так, что они превратились в сказочный комплекс.

Все фасадные работы выполнены в технике тренкадис, которая напоминает чешую дракона (Pavellons Guell).

Все фасадные работы выполнены в технике тренкадис, которая напоминает чешую дракона (Pavellons Guell).

При создании этих павильонов Антонио впервые применил особую технологию – тренкадис, которая заключается в том, что при облицовке фасада используются кусочки керамики или стекла неправильной формы. Облицевав поверхности всех помещений одинаковым узором особым образом, он добился изумляющей схожести с чешуей дракона.

3. Городская резиденция Гуэль (Palau Guell)

Инновационные идеи воплотились в стиле оформления замка Гуэля.

Этот фантастический проект для своего друга Антонио Гауди в 1886-1888 годах и представляет собой необычный дворец, который мастер умудрился создать на площади менее 400 квадратных метров!

Сто двадцать семь колонн украшают интерьер дворца (Palau Guell).

Зная главное стремление владельца поразить элиту города роскошью своего жилища, архитектор виртуозно разработал весьма необычный проект, который и позволил создать действительно неординарный и сказочно богатый замок. В стиле которого смешались многовековые традиции, новаторские техники и идеи, которые он с таким же успехом применял в последующих комплексах.

Печные трубы имеют фантастический вид (Palau Guell).

Главная изюминка этого интересного с точки зрения архитектуры дворца – печные трубы, которые имеют образ ярких диковинных скульптур. Такое великолепие достигнуто благодаря облицовке осколками керамики и натурального камня.

Терраса на крыше с диковинными печными трубами – главная изюминка дворца (Palau Guell).

4. Парк Гуэля (Parc Guell)

Знаменитые пряничные домики (Parc Guell).

Проект необычного парка Гуэль (1903-1910) был задуман в стремлении создать город-сад, в противовес набирающей оборотов индустриализации страны и защитой от ее ужасных последствий.

Саламандра и фантастические фигуры, выложенные в с использованием техники тренкадис (Parc Guell).

Огромный участок был куплен графом для этих целей, но горожане так и не поддержали идею автора и вместо 60 домов было выстроено всего три выставочных экземпляра. Со временем город выкупил эти земли и превратил их в парк отдыха, где красуются восхитительные пряничные домики архитектора Антонио Гауди.

Изогнутая красочная лестница, излюбленное место отдыха посетителей (Parc Guell).

Городской парк Гуэль до сих пор радует посетителей.

Этот город-сад до сих пор радует своих посетителей необыкновенной архитектурой и убранством, он также включен ЮНЕСКО в список объектов всемирного наследия.

5. Дом Бальо (Casa Batllо)

Крыша дома напоминает хребет дракона (Casa Batllо).

Балконы действительно напоминают останки огромного чудовища (Casa Batllо).

И действительно глядя на его странные балконы, решетки для окон, фронтоны и крышу, напоминающую спину дракона, избавится от впечатления, что это останки огромного монстра!

Отделка внутреннего двора (Casa Batllо).

Создавая фантастический внутренний дворик, для улучшения и равномерности освещенности он добился игры светотени, выложив керамическую плитку особым образом – постепенно переходя от белого до голубого и синего.

Фирменные башни-дымоходы (Casa Batllо).

Крышу дома, по традиции, украсил своими диковинными башнями-дымоходами.

6. Дом Мила — Педрера (Casa Milа)

Невероятной формы жилой дом, созданный Антонио Гауди в Барселоне (Casa Milа).

Фантастический интерьер необычного дома (Casa Milа).

Изначально, это творение мастера не приняли и считали его полным сумасшествием. Невероятно, но Антонио и владельца этого здания даже штрафовали за несоблюдение существующих норм градостроительства.

Благодаря особой технологии была создана плавающая форма всего здания(Casa Milа).

Сказочные скульптуры украшают дымоходы и шахты лифтов (Casa Milа).

Со временем к нему привыкли и даже стали считать гениальным творением, ведь при строительстве безо всяких расчетов и проектов зодчий сумел внедрить технологии, которые на несколько десятилетий опередили время.
Только через сто лет подобную технологию разработали проектные институты и стали активно применять при сверхсовременном строительстве.

7. Собор Святого Семейства (Temple Expiatori De La Sagrada Familia)

Собор святого семейства – главный шедевр Антонио Гауди.

Последние сорок лет своей жизни гениальный архитектор посвятил воплощению в жизнь самой нереальной своей фантазии – заключая в камень персонажей притч и основные заповеди Нового завета.

Восхитительное величие храма (Temple Expiatori De La Sagrada Familia).

В его оформлении преобладает сюрреалистическая готика, стены украшены образами святых и всякими тварями божьими начиная с черепах, саламандр, улиток и заканчивая лесом, звездным небом и всей Вселенной.

Фасад собора украшен скульптурами, отражающие факты жизни святых.

Все восемнадцать апостольских башен должны были подняться ввысь не более чем на 170 метров (за эталон божественного была взята самая высокая гора Барселоны), чтобы не поставить выше рукотворное над созданным Богом.

Антонио Гауди причислят к лику блаженных.

Но Гауди так и не увидел это чудо, он случайно попал под трамвай и вскоре скончался от полученных травм на 74 году жизни.

Высочайшие колонны и необычная роспись украшают интерьер храма (Temple Expiatori De La Sagrada Familia).

Высочайшие колонны и необычная роспись украшают интерьер храма (Temple Expiatori De La Sagrada Familia).

Благодаря неординарным архитекторам и в наше время создаются уникальные здания, которые можно считать настоящим произведением искусства, поражающих своей фантастической красотой и вычурностью форм.

Один раз увидев здание, спроектированное этим архитектором, вы запомните его стиль навсегда. Антонио Гауди хотят причислить к лику святых, а семь его творений внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вспоминаем самые знаменитые работы

Фото: Shutterstock

Краткая биография Антонио Гауди

Антонио Гауди-и-Корнет родился 25 июня 1852 года в небольшом каталонском городке Реус. В 1873 году он поступил в Провинциальную архитектурную школу в Барселоне. Его первыми проектами стали газовые фонари на Королевской и Дворцовой площадях и Национальном бульваре Барселоны. Поворотным моментом в биографии молодого мастера оказался заказ от хозяина перчаточного магазина: Гауди спроектировал ему стенд для Всемирной парижской выставки 1878 года. Богатый промышленник Эусеби Гуэль был настолько впечатлен витриной, что захотел познакомиться с автором. Так начался крепкий союз большого творца и щедрого мецената, который привел к созданию проектов, определивших облик Барселоны.

Фото:Public Domain

Благодаря коллаборации Гуэля и Гауди появились такие архитектурные объекты, как дворец Гуэль, парк Гуэль, винные погреба Гуэль, павильоны усадьбы в Педральбесе близ Барселоны, часовни и крипты Колонии Гуэль. После того как строительство дворца завершилось, Антонио стал одним из самых модных архитекторов Барселоны. В период с 1898 по 1912 год он построил три жилых дома — Кальвет, Мила и Бальо, которые вскоре стали значимыми достопримечательностями города.

Параллельно в 1880 годах Гауди реализует не менее знаковые проекты — дом Висенс, виллу Эль Каприччо — одна из немногих его работ, которые находятся за пределами Барселоны.

В 1884 году Гауди возглавил строительство храма Святого Семейства. Он пришел на смену архитектору Франсиско де Паула дель Вильяра, который из-за разногласий с заказчиком отказался от работы. Антонио полностью посвятил себя возведению храма.

В 73 года, так и не успев завершить свой главный проект, Гауди, который всегда предпочитал ходить пешком, попал под трамвай. Из-за того что последние годы жизни архитектор не особенно следил за внешним видом, местные таксисты приняли его за нищего и долго отказывались везти в больницу. Так некогда самый преуспевающий мастер, у которого была очередь из богатых заказчиков, оказался в лечебнице для малоимущих. Когда же Гауди наконец узнали, было слишком поздно — спасти его не удалось.

Дом Висенс

Первой значительной работой Гауди считается именно это здание. Мануэль Висенс, владелец фабрики по производству плитки и кирпича, заказал архитектору построить летнюю семейную резиденцию в 1878 году. Фасад здания выполнен из кирпича и цветных керамических плиток с растительными орнаментами, расположенных в шахматном порядке. Выбор этих материалов послужил фактически нативной рекламой деятельности главы дома. По всему периметру расположены многочисленные декоративные элементы — эркеры, балконы, башенки, выступы фасадов. Каждую деталь архитектор спроектировал лично, поэтому ни один элемент не выбивается из общей картины.

Фото:Pol Viladoms/wikipedia.org

Дизайн дома выполнен в стиле нео-мудехар, отсылающем к испанской архитектуре времен средневековья. Но уже тогда был заметен узнаваемый почерк Гауди, и одна из первых его работ сразу же обращала на себя внимание своей оригинальностью по сравнению с общим видом Барселоны того времени.

Фото:Andrea G/Pexels

Вокруг дома был разбит сад, в котором Гауди спроектировал фонтан, часть ограды и ротонду в форме листьев пальмы. Дом в середине ХХ века несколько раз менял владельцев, и до наших дней эти детали не сохранились. В 2005 году Дом Висенс был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2017-м в нем открыли музей.

Башня Бельесгуард

В 1900 году к Антонио Гауди обратилась жена промышленника Жауме Фигераса с просьбой построить дом на месте бывшей резиденции короля Мартина Арагонского, с которым связывают расцвет Каталонии. Когда архитектор взялся за дело, от резиденции оставались лишь несколько стен и внутренний двор. Гауди был патриотом и бережно относился к истории, поэтому старался максимально передать дух средневековья в своем проекте. Внешне дом похож на замок того времени, дополненный яркими деталями в стиле архитектора. Проект был сдан в 1909 году.

Фото:Catalan Art & Architecture Gallery

Torre Bellesguard увенчана характерным для архитектуры Гауди крестом, украшенным красной и желтой мозаикой — цвета каталонского флага. Благодаря этому шпилю компактное квадратное здание кажется больше, чем на самом деле, высота в два раза превышает его длину. В этой работе Антонио оставил прямые линии, которых тщательно избегал в других проектах. Над входной дверью — яркий витраж в виде восьмилучевой звезды Венеры.

Фото:Catalan Art & Architecture Gallery

Дом Фигераса состоит из первого этажа, главного этажа, подвала и мансарды. Оригинальным решением в интерьере стала необычная система переходов: спиральная лестница завершается на террасе, окруженной зубцами, с которой открывается живописный вид на город. В этом проекте стиль Гауди все еще был в процессе формирования: в нем нет броских мавританских акцентов и ярких цветов, которые впоследствии стали отличительными чертами многих его поздних работ.

Дворец Гуэль

Дворец был построен в качестве главной резиденции Эусеби Гуэля в районе Эль-Раваль в центре Барселоны в 1885–1890 годах. Он стал первым крупным проектом Гауди, выполненным по заказу Гуэля.

Фото:Seth Lemmons/wikipedia.org

Фото:Thomas Ledl/wikipedia.org

Центральным помещением в интерьерах стал зал для приема гостей, который венчает параболический купол, проходящий через несколько этажей. Он окрашен в глубокий темно-синий цвет ночного неба, чтобы у всех приходящих во дворец создавалось ощущение единства с природой. В куполе Гауди проделал небольшие отверстия, а внутри шпиля подвесил фонари — таким образом, свет, который просачивается через них, похож на мерцающие в небе звезды. В 1984 году дворец Гуэль был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фото:Jun Seita/wikipedia.org

Парк Гуэль

Парк Гуэль стал последним проектом, который Эусеби Гуэль заказал у Антонио Гауди. Он был создан в 1900–1914 годах и расположен в верхней части Барселоны. На территории более чем в 17 га есть и жилая часть, и зеленые зоны садов. При входе в парк первое, на что падает взгляд, — два здания, похожие на пряничные домики из сказок. Правый павильон с декоративной башней (пинакл) и пятилучевым крестом был создан для администрации парка, левый — для привратника.

Фото:Sung Shin/Unsplash

Центральное место в парке занимает большая верхняя терраса, с которой открывается обзорный вид на Барселону. Чтобы наслаждаться им в комфортных условиях, Гауди поставил на террасе длинную, изогнутую в форме змеи скамью. Она украшена в традиционной для Гауди технике тренкадис. Мозаику из частиц мрамора, стекла и битой плитки также можно увидеть и оценить на входных павильонах, на перилах парадной лестницы и в зале Ста колонн.

Фото:Håkon Grimstad/Unsplash

Фото:Roy Tack/Unsplash

В 1963 году в коттедже на территории парка, где жил Гауди, был открыт дом-музей его имени, в котором есть мебель из построенных архитектором Домов Бальо и Мила. А в 1984 году парк Гуэль был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дом Бальо

Фото:ChristianSchd/wikipedia.org

Во внутреннем дворе, чтобы освещение было равномерным, Гауди положил градиентную плитку, которая меняет цвет по мере продвижения вверх от белого до лазури. Для той же цели окна, выходящие в патио, отличаются по размеру: к верху они становятся все меньше.

Фото:Sara Terrones/wikipedia.org

Таким образом создается удивительная игра светотени. Мебель, которая делалась по проекту архитектора, упоминают в контексте его творчества не так часто. Но отдельные работы Гауди в этой области заслуживают внимания. Например, двухместный диван в доме Бальо — образец эргономики, которую взяли на вооружение многие мастера: два сиденья с общим подлокотником и уже традиционной для Гауди идеальной формой для человеческого тела подчеркивает еще и связь с природой — спинки сидений напоминают яблоко. Дом Бальо был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2005 году.

Дом Мила

Жилой дом, построенный Гауди в 1906–1910 годах по заказу семьи Мила, стал его последней светской работой перед тем, как он полностью посвятил себя строительству храма Святого Семейства.

Фото:Thomas Ledl/wikipedia.org

Из-за массивного фасада он получил прозвище La Pedrera (Каменоломня). Каса Мила стал новаторским как в архитектурном плане, так и с точки зрения коммуникаций. В нем создана уникальная система естественной вентиляции, позволяющая отказаться от кондиционеров.

Фото:Pixabay

А межкомнатные перегородки в каждой из квартир можно перемещать по своему усмотрению. В здании также нет несущих и опорных стен, только несущие колонны. В доме есть подземный гараж, что для начала ХХ века стало очень необычным решением.

Фото:Pixabay

Три внутренних двора архитектор объединил в один, чтобы в здании было как можно больше естественного света и свежего воздуха. Рельеф крыши повторяет волнистые очертания фасада, и на ней разместились выходы лестничных клеток, вентиляционных и дымовых труб, преображенные в необычные скульптуры. Они украшены мозаикой тренкадис. Каса Мила стал первым из сооружений XX века, включенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Саграда Фамилия

Храм Святого Семейства остается самым знаменитым и противоречивым творением Гауди. Первый проект здания был разработан архитектором Франсиско дель Вильяр в 1882 году — он планировал построить его в готическом стиле. Вильяр ушел в отставку спустя год после начала работ, строительство возглавил Гауди и внес в проект кардинальные изменения. Храм также приобрел звание самого известного долгостроя в мире: работы ведутся уже почти 140 лет, их планируют закончить только к 2030 году.

Фото:Enrico Perini/Pexels

Саграда Фамилия спланирована в форме латинского креста, с апсидой и крытой галереей для прогулок. У здания три фасада: Рождества, Страстей Господних и Вознесения Христова. Они символизируют рождение, смерть и воскресение Христа. Над каждым должны возвышаться 12 башен, по числу апостолов, и еще шесть планировалось возвести над центральным нефом. Они должны быть посвящены Деве Марии, четырем евангелистам и Иисусу Христу. Высота башни Христа — 167 м, и она станет вторым по высоте объектом в городе: по замыслу Гауди, человеческое творение не должно было быть выше божьего — горы Монжуик.

Восточный фасад храма посвящен теме Рождества Иисуса Христа и разделен на три части-портала, которые олицетворяют Веру, Надежду и Милосердие. Фасад Рождества — главный вход в церковь, он украшен барельефами и скульптурными композициями, посвященными сценам из Библии. В центральной части — рождественское дерево, под которым из камня вырезана сцена прославления Богоматери. А в боковых порталах — сцены рождения Иисуса и символические фигуры апостолов. Для того чтобы фигуры были максимально правдоподобны, он снимал гипсовые слепки с птиц, животных и даже с мертворожденных младенцев. Моделями для скульптурных групп могли выступить и церковный сторож, и местный козопас.

Фото:Andrea G/Unsplash

Внутри храма также прослеживается подражание природе: своды, которые достигают 60 м в высоту, разветвляются к потолку и создают конструкцию, повторяющую лесные пейзажи. В этом решении есть и функциональный смысл: благодаря ветвящимся структурам, Гауди избежал строительства традиционных для готической архитектуры контрфорсов — вертикальных прямых опор для усиления несущих стен.

С противоположной стороны храма находится фасад Страстей. На контрасте с фасадом Рождества он смотрится более мрачным и лаконичным. Идея Гауди была в том, чтобы скульптуры и образы в порталах фасада Страстей символизировали грехи и вызывали трепет. В центре архитектурного сюжета — распятие Христа, которое окружают гротескные фигуры и мрачные сцены.

Фото:Joseph Gilbey/Unsplash

На данный момент ведется строительство третьего фасада (Славы), оформление интерьеров храма. На территории также есть дом-музей архитектора и школа. Гауди открыл ее в 1909 году для детей рабочих, которые строили церковь. Раньше она была расположена на месте главного фасада храма, но затем ее демонтировали и перенесли.

Фото:Greg Lois/Pexels

Все это время строительство Sagrada Famíliа было незаконным, поскольку на него не было официальной лицензии. Но в 2019 году ее наконец получили, и столетний конфликт разрешился. Руководство храма согласилось выплатить мэрии города £36 млн с рассрочкой на десять лет на развитие квартала Эшампле, транспортной сети города, организации прямого доступа из станций метро. В 2005 году Саграда Фамилия была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Стиль Гауди: комментарии архитекторов


Николай Фанеев, ведущий архитектор IND architects:

Архитектуру Гауди нельзя рассматривать только как зрительный образ — так ее невозможно понять. Отличительная черта всего модерна заключалась в том, что архитекторы активно работали с интерьерами. Интерьеры Гауди — важная часть его проектов и его творчества. Еще одна грань — конструкции зданий, именно в них проявился гений Гауди. Приемы, используемые им, как правило, придумали уже до него. Но он отличался принципами и подходами в работе. Гауди, как и другие представители модерна, мастерски использовал железобетон, много работал с конструкциями, превращая их в художественные элементы, яркий пример — параболические арки. В архитектуре Гауди преобладают естественные и природные формы. Сегодня мы воспринимаем железобетон как урбанистическую составляющую, но в руках Гауди он превращался в растительные образы.

Гауди, в первую очередь, архитектор, работающий с конструкциями и естественными формами, профессионал, который уделял внимание деталям.


— Несмотря на частые заказы и работу над крупными объектами в его родном городе — Барселоне, истинная популярность и признание Гауди пришли после смерти.

Среди работ Гауди прежде всего выделяют его жилые дома в Барселоне — они очень характерные, художественные и ремесленные. По ним видно, что архитектурный язык автора яркий, самобытный и вневременной. Самый известный проект архитектора — храм Святого Семейства (Sagrada Família). Это уникальный для мировой архитектуры прецедент, когда проект строят так долго — храм заложили в 1882 году по проекту Антонио Гауди и продолжают строить после его смерти, используя чертежи и наработки.

Идеи Гауди, его архитектура и решения не стали массовыми. Это связано с его стилем, который, из-за уникальности, нельзя скопировать и даже подражать ему. Архитектура Гауди — его личное высказывание, очень персонифицированное. Именно поэтому он не создал нового направления в архитектуре и архитектурной школы, не приобрел последователей, а остался феноменом. Иногда последователем Гауди называют австрийского архитектора Фриденсрайха Хундертвассера, но его сложно считать таковым. Хундертвассер прежде всего создавал декоративную и эпатажную архитектуру, своего рода кич, а для Гауди свойственна художественная архитектура с использованием качественных и натуральных материалов.

Собор Святого Семейства в Барселоне

На неповторимый архитектурный облик столицы Каталонии оказало магическое влияние творчество великого мастера Гауди. Архитектор Антонио Гауди и Корнет (Antoni Gaudi i Cornet) родился 25 июня 1852 года в городе Реус каталонской провинции Таррагона. Родители его были котельщиками, и юный гений часто помогал отцу и деду, восхищаясь виртуозной работой их рук при изготовлении изделий из меди. Влюбленного в природу и наблюдательного Антонио с детства привлекали совершенство форм, игра цветов и линий. Любовь ко всему натуральному нашла выход в творчестве Гауди – излюбленными материалами мастера стали камень, керамика, дерево и кованое железо.

Всего в архитектурном наследии Гауди 18 сооружений, большинство из них находится в Барселоне, определяя весь облик города. Он был влюблен в этот город, говорил по-каталански и в культуре своего народа черпал неиссякаемое вдохновение для творчества. Среди самых известных работ Антонио Гауди в Барселоне – дом Висенс, школа Терезианок, дом Бельесгуард, дворец Гуэль, дом Бальо, дом Мила (La Pedrera), парк Гуэль и, конечно, храм Святого Семейства.

Таинственный символ города – храм Святого Семейства

Храм на улице Майорка, 401, ежегодно привлекает тысячи туристов, которые, любуясь величием проекта Гауди, пытаются разгадать его тайну.

Дом Бальо ( Casa Batllo ) в Барселоне

Дом Бальо Барселона Гауди

Заказать индивидуальный тур

Дом Мила (Casa Mila, La Pedrera)

La pedrera Гауди

Гауди, работая над строительством этого дома на углу оживленного проспекта Пасео де Грасия и улицы Провенса, как обычно, черпал вдохновение у природы. Концепция модерна здесь – это нечто живое, текучее, движущееся, можно различить пещеры, море, подводный мир. Вид с крыши на Барселону так же изумителен, отсутствуют оградительные перила, а сады и загадочные фигуры будто нависают над пропастью.

В 1984 году дом Мила был объявлен ЮНЕСКО Всемирным наследием, и сегодня на последнем этаже размещается музей, посвященный Антонио Гауди, остальные этажи отданы под элитное жилье.

Парк Гуэль (Parc Guell)

парк гуэль гауди
парк гуэль гауди

Другой знаменитый проект Гауди – парк Гуэль, расположенный за площадью Лессепс, на улице Олот. Парк Строился с 1900 по 1914 год, но, к сожалению, как и храм Саграда Фамилия, не был закончен.

Парк – совместный проект Гауди и предпринимателя Гуэля – был идеей вполне многообещающей: на склоне одного из холмов барселонской равнины планировалось возвести зеленый городок для отдыха богатых горожан. Однако грянул экономический кризис, и строительство пришлось заморозить. Гауди сумел лишь частично воплотить свои мечты в жизнь – была построена одна стена предполагаемого парка.

Парк Гуэль считается одной из работ Гауди, где в наибольшей мере проявилось его воображение. В домике, где жил архитектор в 1906–1926 годах, сейчас открыт музей его имени.

Дом Висенс (Casa Vicens)

Дом Висенса Гауди

В итоге фантазия Гауди не смогла разгуляться в полной мере, дом был построен очень просто, без излишеств и кривых линий. Для оживления образа архитектор решил украсить фасад здания, используя многочисленные эркеры и кафельный декор. Основа стен из натурального камня была дополнена отделкой из необработанного кирпича. Однако главную привлекательность дому придала пестрая изразцовая отделка стен и окон и безумное смешение стилей: Гауди использовал приемы разных традиций, совмещая несовместимое, лепя из кафельной плитки желтые цветы, устанавливая на кровле мавританские башенки и украшая сад кованой оградой в стиле арт-нуво. Итог – прекрасный образчик модернизма и свидетельство вечного гения Антонио Гауди.

Центр услуг в Испании

Читайте также: