Фаддей матренин двор кратко

Обновлено: 04.07.2024

Фаддей Миронович – один из персонажей рассказа “Матренин двор”, бывший возлюбленный Матрены Васильевны, брат Ефима. Это был высокий черный старик, обросший бородой. В юности он был влюблен в Матрену и собирался на ней жениться, но, уйдя в армию, пропал без вести. Матрена его три года прождала, так ни одной весточки и не получила.

Ее выдали замуж за родного брата Фаддея, Ефима, а через несколько месяцев объявился и сам Фаддей. Он от злости чуть не зарубил топором Матрену и брата, но вовремя одумался.

Ефим хорошо относился

к Матрене, никогда не бил, как другие деревенские мужики своих жен. Фаддей нашел себе жену, которую также звали Матреной. Он в отличие от брата бил жену, а та ходила жаловаться Матрене Васильевне. У Фаддея со “второй” Матреной было шесть детей, а у Ефима и “первой” Матрены дети умирали.

Тогда Матрена взяла на воспитание младшую дочь Фаддея – Киру. Она ее растила десять лет как родную, выдала замуж за машиниста из Черусти и завещала после смерти часть своей избы.­

Фаддей отличался жестокостью и горячностью. Он не стал дожидаться, пока Матрена умрет и стал требовать у нее сруб для Киры с мужем.

Матрене было жаль рубить дом, в котором она прожила сорок лет, но она согласилась. Так, Фаддей спровоцировал гибель Матрены. Она умерла под колесами поезда, помогая родственникам переносить частями свой дом.

Возраст Фаддея - около 65 лет. Известно, что в 1914 г. ему было 23 года:
". старше шестидесяти. "
". семья деда Фаддея. "
"Мне было девятнадцать, Фаддею — двадцать три. " (Матрена о своем возрасте и возрасте Фаддея)

О внешности Фаддея известно следующее:
"Высокий черный старик, сняв на колени шапку, сидел на стуле. "
"Все лицо его облегали густые черные волосы, почти не тронутые сединой: с черной окладистой бородой сливались усы густые, черные, так что рот был виден едва; и непрерывные бакены черные, едва выказывая уши, поднимались к черным космам, свисавшим с темени; и еще широкие черные брови мостами были брошены друг другу навстречу. И только лоб уходил лысым куполом в лысую просторную маковку. Во всем облике старика показалось мне многознание и достойность. Он сидел ровно, сложив руки на посохе, посох же отвесно уперев в пол. "
"Хоть и пригорбленный больною поясницей, но все еще статный, старше шестидесяти сохранивший сочную, молодую черноту в волосах. "
". Фаддей, размахивая палкой, догонял кого-то. "
". терзало душу чернобородого Фаддея. "
". с неразгибающейся спиной, опираясь на посох, просил каждого снизойти к его старости. "
". этому полуслепому старику. "


Фаддей является родственником, деверем главной героини рассказа Матрены. Фаддей - брат Ефима, мужа Матрены:

". черный настойчивый этот старик — родной брат мужа ее, без вести пропавшего. "

В молодости Фаддей был женихом Матрены, но та вышла замуж за его младшего брата Ефима:
"Я, Игнатич, когда-то за него чуть замуж не вышла.
"Он за меня первый сватался… раньше Ефима… Он был брат — старший. "

Фаддей бьет свою жену и держит весь дом в страхе:
". видел ту вторую Матрену не раз. Не любил я ее: всегда приходила она к моей Матрене жаловаться, что муж ее бьет, и скаред муж, жилы из нее вытягивает, и плакала здесь подолгу, и голос-то всегда у нее был на слезе. Но выходило, что не о чем моей Матрене жалеть — так бил Фаддей свою Матрену всю жизнь и по сей день и так зажал весь дом. "

Жестокий Фаддей бьет своего сына Антошку, чтобы тот лучше учился:
". Да уж куда крутей, батюшка, — заверил меня гость. — Бью его теперь, что неделя. А рука тяжелая у меня. " (Фадей бьет своего сына)

Он является настойчивым стариком:
". И вот он зачастил к нам, пришел раз, еще раз, наставительно говорил с Матреной и требовал, чтоб она отдала горницу теперь же, при жизни он наседал с горячностью. "

Фаддей старается нажить как можно больше имущества:
". И не так сама Кира, и не так муж ее, как за них старый Фаддей загорелся захватить этот участок в Черустях. "

Он является ненасытным человеком:
". И опять, преодолевая немощь и ломоту, оживился и помолодел ненасытный старик. Опять он собрал уцелевших сыновей и зятей, они разбирали сарай и забор, и он сам возил бревна на саночках. "

Фаддей - жадный, скупой человек:
". тысяча жизней людей должна была оборваться. Из-за жадности нескольких людей. "
". и скаред муж. " (скаред - скупец)

Он является бессердечным человеком. Даже в горе он думает о выгоде. Во время похорон своего сына и Матрены он думает не столько о страшной трагедии, сколько о том, как заполучить часть наследства погибшей Матрены:
". Фаддей только ненадолго приходил постоять у гробов, держась за бороду. Высокий лоб его был омрачен тяжелой думой, но дума эта была — спасти бревна горницы от огня и от козней Матрениных сестер. "

Фаддей по сути становится одним из виновников смерти главной героини Матрены и своего сына, а также еще одного человека:
". Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме его лежал убитый им сын, на той же улице — убитая им женщина, которую он любил когда-то. "

Это был цитатный образ и характеристика Фаддея в рассказе "Матренин двор" Солженицына, описание внешности и характера Фаддея в цитатах.


Апр 30, 2019 | 0 комментариев

Матренин двор Солженицына — это произведение, которое критик Синявский назвал деревенской литературой, ведь в нем писатель затрагивает уклад жизни и обычаи села. К тому же для деревенской литературы характерны такие темы, как колхозы, их функционирование, последствия коллективизации, что можем наблюдать и в рассказе Солженицына. Сюжетная линия произведения интересная и обращает на себя внимание тем, что главными персонажами являются не великие личности, а люди из народа, селяне, чья жизнь незаметна и не примечательна, тем не менее, она не менее трагична, нежели жизнь художников или знаменитых полководцев. Среди главных героев рассказа читатель встречает и образ Фаддея в рассказе Матренин двор, чью характеристику предстоит сделать в нашем сочинении.

Образ Фаддея в рассказе Солженицына

Фаддей это бывший возлюбленный главой героини, вот только не судьба была им соединить свои сердца. Матрену и Фаддея разлучила война. Несмотря на то, что Матрена любила Фаддея, ждала, и верила в его возвращение, она вышла замуж за брата Фаддея. Так пожелали его родители. Но, кто же мог знать, что ее возлюбленный не погиб, не пропал без вести! Кто мог знать, что он вернется домой спустя два месяца после того, как Матрена и Ефим поженились. Но так было угодно судьбе.

Фаддей не смог простить Матрене такого предательства, не захотел понимать и принять ситуацию. Он озлобился, и стал вынашивать план мести. Прежде всего, Фаддей нашел себе жену по имени Матрена. На ней он вымещал свою злость, держа жену и детей в ежовых рукавицах. В рассказе Матренин двор автор характеризует Фаддея, как черного человека, описывая внешность шестидесятилетнего старика. Этим автор заранее предупреждает читателя о его черной душе.

Образ и характеристика Фаддея

Матрена составляет завещание, и оставляет часть дома своей названной дочке Кире. Это была младшая дочь Фаддея, которую Матрена взяла на воспитание. Фаддей же пожелал получить наследство при жизни главной героини, тем более что девушке и ее мужу выделили землю под застройку, и был нужен брус для дальнейшего строительства. Как раз во время переноса сруба Матрена и погибает, а мы в который раз убеждаемся в черствой душе Фаддея, и в бессердечности этого персонажа.

Характеристика Фаддея

Какую характеристику герою по имени Фаддей мы можем сделать? После прочтения рассказа Солженицына, мы с уверенностью можем сказать, что это жестокий человек, который без зазрения совести бьет жену и своих детей. Он скуп, и его волнует только нажива, поэтому Фаддей везде ищет выгоду. Из-за его жадности погибают три человека, ведь если бы он заплатил за перевозку бревен, то на железнодорожном переезде никто не погиб.

Фаддей — злопамятный, неприятный тип, лживый, злой и корыстный. Это отвратительная личность, которую можно назвать антиподом главной героини, праведницы Матрены.

Микропересказ : Женщина всю жизнь работала в колхозе. Детей и мужа она потеряла, но сохранила доброту и бескорыстно всем помогала. После её нелепой страшной смерти родные поделили её дом и вспоминали о ней с укором.


Деление пересказа на главы — условное, в оригинале — три главы без названий. В рассказчике угадывается сам Солженицын, который после восьми лет исправительно-трудовых лагерей был сослан на вечное поселение в пустынный казахский аул, но ссылка была снята, он вернулся в РСФСР и поселился в деревне.

Приезд в деревню

Летом 1956 года Игнатич возвращался в советскую Россию.

Игнатич — рассказчик, мужчина средних лет, бывший заклю­чённый, школьный учитель.

В областном центре он попросился на должность учителя математики где-нибудь подальше от города, и его отправили в место со странным названием Торфопродукт.

Торфопродукт оказался железно­дорожной станцией, с которой невозможно уехать: там никогда не было билетов. Посёлок стоял между торфяными низинами, по вечерам в клубе там играла громкая музыка, а местные пьяницы пыряли друг друга ножиками. Игнатич уже начал жалеть о тишине азиатской пустыни, когда на местном базарчике познакомился с женщиной и узнал от неё, что за посёлком есть целый ряд небольших деревенек.

Дом Матрёны

Новая знакомая отвела Игнатича в деревушку Тальново, где он снял угол в доме у пожилой Матрёны Васильевны.

Матрёна Васильевна Григорьева — одинокая женщина, ≈60 лет, с луче­зарной улыбкой, простая, честная, беско­рыстная, добро­же­ла­тельная, всегда готовая помочь.

Дом состоял из просторной избы с печью и отдельной горницы.

Кроме Матрёны и меня жили в избе ещё: кошка, мыши и тараканы. Кошка была немолода, а главное — колченога. Она из жалости была Матрёной подобрана и прижилась.

Женщина предупредила, что готовить не умеет. Продуктов в Торфопродукт почти не привозили, и люди ели в основном картошку, сдобренную комбини­рованным жиром.

Здоровье и вера

Маша — близкая подруга Матрёны, дружат с детства, опекает подругу, ухажи­вает за ней во время приступов болезни.

Фельдшерицу вызвали только однажды. Она заставила Матрёну сдать анализы, посылала их в районную больницу, но дело заглохло.

Матрёна рассказывала, какие тяжёлые мешки таскала в молодости и как однажды остановила на ходу испуганного коня. Но бесстрашной она не была — боялась пожара, молний и поездов.

На Крещение Матрёна ходила в церковь за святой водой, но не была особенно религиозной, скорее даже суеверной язычницей.

Только в этом году святой воды ей не досталось: кто-то забрал её котелок.

Работа в колхозе и отношение к деньгам

Денег она не получала многие годы: пенсии ей не платили, родные почти не помогали.

А в колхозе она работала не за деньги — за палочки. За палочки трудодней в замусленной книжке учётчика.

Всю осень Матрёна добивалась пенсии и ходила по инстанциям за много километров от дома. Обнаружилось много несправед­ливостей: женщина была больна, но инвалидом не считалась; всю жизнь проработала в колхозе, а не на заводе, поэтому пенсия ей полагалась только за потерю кормильца. Мужа у Матрёны не было уже пятнадцать лет, и теперь добыть справки о его стаже было нелегко.

Остальное время она занималась хозяйством: копала картошку, добывала сено для единственной козы, подворовывала торф у треста, чтобы не замёрзнуть зимой.

Новый председатель урезал Матрёнин огород, оставив ей пятнадцать соток неплодородной песчаной земли, и за эти сотки заставлял её работать на колхоз бесплатно.

Соседям Матрёна тоже в помощи не отказывала — её звали копать картошку, вспахать огород. Денег за помощь она не брала.

К зиме жизнь Матрёны наладилась: ей стали платить пенсию, да и от жильца плата шла. Она справила себе валенки и пальто, в подкладку которого зашила двести рублей — себе на похороны.

Молодость, Фаддей и замужество

Однажды к Игнатичу пришёл Фаддей Григорьев и попросил поставить хорошую оценку своему сыну — самому злостному двоечнику в классе.

Фаддей Григорьев — высокий старик с чёрными воло­сами, чёрными широ­кими бровями и чёрной густой бородой, жадный, вспыль­чивый и жестокий.

Борясь за высокий процент успеваемости, районные школы переводили из класса в класс даже самых отпетых двоечников, но Игнатич не хотел ставить незаслуженные оценки и отказал.

Поздно вечером Матрёна призналась, что когда-то чуть не вышла за Фаддея замуж, но он не вернулся с Первой мировой войны. Прождав три года, Матрёна вышла замуж за его младшего брата Ефима и переехала в дом, где и прожила всю жизнь — раньше он принадлежал Григорьевым.

Ефим Григорьев — муж Матрёны, брат Фаддея, пропал на войне.

Летом сыграли свадьбу, а осенью Фаддей вернулся из венгерского плена. От злости он чуть не зарубил топором Матрёну и родного брата.

Стал на пороге. Я как закричу! В колена б ему бросилась. Нельзя… Ну, говорит, если б то не брат мой родной — я бы вас порубал обоих!

Жениться на местной Фаддей не стал — разыскал в соседней деревне невесту с именем Матрёна, построил отдельную избу, наплодил детей. Сама Матрёна рожала шесть раз, и ни один ребёнок не выжил. Потом Ефим ушёл на Вторую мировую войну и пропал. Оставшись одна в огромной избе, Матрёна взяла на воспитание дочку Фаддея, Киру, и недавно выдала её замуж за молодого машиниста.

Кира — младшая дочь Фаддея, воспи­тан­ница Матрёны, добрая, забот­ливая.

Теперь только Кира помогала одинокой старухе.

Трагедия на железно­дорожном переезде

Матрёна завещала Кире часть своего дома — горницу. Через несколько дней мужу Киры выделили участок земли. Чтобы удержать его, надо было срочно что-нибудь построить, но лес на торфяниках давно вырубили. К Матрёне зачастил Фаддей с просьбой отдать горницу, и та согласилась.

Февральским утром Фаддей с сыновьями мигом разобрали строение, но вывезти брёвна сразу не удалось: разыгралась метель, потом началась оттепель. Трактор с большим санным прицепом приехал только через две недели. Весь сруб на санях не уместился, и сыновья Фаддея на скорую руку сколотили ещё одни сани. Две ходки трактористу делать не хотелось, поэтому к трактору привязали оба прицепа.

Выехали поздно вечером, угостившись самогоном. Матрёна увязалась следом. Ночью к рассказчику пришли четверо в железно­дорожных шинелях. Пришедшие начали расспрашивать, с этого ли двора уезжал трактор, и пил ли тракторист перед отъездом? О пьянке Игнатич умолчал, а после ухода незваных гостей бросился убирать остатки попойки. Железно­до­рожники ничего не объяснили — о беде рассказала прибежавшая вскоре Маша.

На переезде через рельсы самодельные сани застряли и начали разваливаться — Матрёна бросилась помогать мужикам. В это время со стороны станции шли два сцепленных паровоза с выключенными фарами, налетели на сани и раздавили суетившихся возле них людей, в том числе и Матрёну.

Похороны и раздел имущества

Отпевали и оплакивали Матрёну на следующий день. Хозяйством мигом завладели три её сестры, о которых раньше и слышно не было. Кирин муж, машинист, попал под суд, поскольку должен был предупредить о перевозке брёвен через пути, но не сделал этого.

Искорёженные рельсы на переезде ремонтировали три дня. Ремонтники грелись у костров, сложенных из остатков горницы, а первые уцелевшие сани так и остались стоять у переезда, и это терзало душу жадного Фаддея. Получив наконец разрешение, он свёз остатки горницы к себе во двор, а на следующий день похоронил сына и женщину, которую когда-то любил. Из Матрёниного наследства ненасытный старик вытребовал себе сарай, где жила коза, и забор — остальное разобрали сёстры. Искренне горевала по Матрёне только Кира.

Избу Матрёны заколотили, и Игнатич переселился к одной из её родственниц. Та рассказала об умершей много нового. Муж Матрёну не любил и имел любовницу; хозяйкой она была плохой, нечисто­плотной, за достатком не гналась и бесплатно помогала чужим людям.

Игнатич слушал эти неодобри­тельные речи и вспоминал чудесную женщину, которая о людях думала больше, чем о вещах, бесплатно работала на других, и, брошенная мужем, похоронившая шестерых детей, осталась открытой и общительной.

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.

Пересказала Юлия Песковая. За основу пересказа взята редакция рассказа из собрания сочинений в 30 томах, 2006 г. Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Читайте также: