Фабрично трудовое законодательство в российской империи кратко

Обновлено: 13.05.2024

Главная › Формирование фабрично-трудового законодательства в Российской империи во второй половине XIX в. – начале XX в.

Главные вкладки

Номер журнала:

преподаватель кафедры трудового права и экологического права Московского университета МВД России

В настоящей статье автор анализирует особенности формирования фабрично-трудового законодательства в Российской империи во второй половине XIX в. – начале XX в. В заключении автор делает вывод о том, что Можно считать, что Устав о промышленном труде подготовил почву для кодификации трудового права в России после октября 1917 г.

закон, право, Российская империя.

Указанный закон обязал фабрикантов предоставлять малолетним рабочим, не имевшим образования, возможность посещать народные училища. Фабриканты были обязаны регистрировать малолетних рабочих в особой книге. Согласно закона была создана специальная фабричная инспекция (20 человек), которая находилась в ведении министра финансов и была призвана наблюдать за исполнением правил и запретов, установленных в данном законе, составлять при участии полиции протоколы о нарушениях законодательных норм и передавать их в суд, поддерживать там обвинение против нарушителей. За нарушение владельцами или руководством фабрик данных правил была установлена ответственность (арест или штраф). Закон не применялся на казенных предприятиях, но мог быть распространен на ремесленные заведения, если такое распространение власти находили возможным и полезным.

- регулированию договора трудового найма (общие положения, форма, срок, прием на работу, увольнение),

- охране заработной платы,

- внутреннему трудовому распорядку и дисциплине труда,

- ответственности работников за самовольный отказ от работы до истечения срока найма,

- за участие в забастовке и ответственности нанимателей за нарушения закона.

Тем не менее, несмотря на провал, определенный итог все же был достигнут. Он состоял в том, что власть под влиянием революции твердо взяла курс, так же как и в аграрной политике, на буржуазную политику в рабочем вопросе. В свою очередь и буржуазия, несмотря на политический примитивизм, в силу уже самой своей природы осознала, что иного пути в решении рабочего вопроса нет. Общей платформой правительства и промышленников было признание права рабочих на стачку и свои профессиональные организации.

В случае родов выдавалось пособие от ½ до полного заработка — за 2 недели до родов и 4 недели после родов, но только тем участницам кассы, которые состояли в ней не менее 3 месяцев до родов. По случаю смерти выдавалось пособие на погребение. В случае несчастного случая работник — участник больничной кассы получал пособие — первые 13 недель из больничной кассы, затем — в размере ⅔ заработка из страхового капитала до восстановления трудоспособности или до назначения пенсии. Порядок исчисления пенсии был разобран более тщательно, чем в законе 2 июня 1903 г., но основные принципы остались теми же. Как и по закону 1903 г., пособия и пенсии пострадавшим от несчастного случая полностью выплачивались владельцем предприятия.

Средства же больничных касс комплектовались в первую очередь из обязательных взносов самих рабочих — от 1 до 3% заработка; взнос же владельца предприятия составлял только ⅔ от этой суммы (т.е. владелец вносил в кассу 2/5 всех средств). Также возможны были доходы с имущества больничных касс, случайные пособия и пожертвования и — в экстренных случаях — увеличение размера взносов. Законы вводились только в европейской России и на Кавказе, на остальных территориях империи продолжал действовать закон 2 июня 1903 г.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) 4 марта 1906 г. были изданы Временные правила о профессиональных обществах, которые легализовали профессиональные союзы.

Фабричное законодательство — это свод законов и правил, которые регулировали права и обязанности заводских рабочих и их отношения с работодателями на территории Российской империи.

Предыстория

Несмотря на слабое развитие промышленности, осознание необходимости фабричного законодательства в России появилось в середине XIX века. Комиссия 1859 года пересмотрела устаревший устав о промышленности, а последующие комиссии разрабатывали вопросы регулирования найма рабочих, ограничения труда детей и женщин. Комиссии по разработке законопроектов в трудовой сфере известны по именам их руководителей:

  • комиссия Штакельберга (1859—1862);
  • комиссия Игнатьева (1870—1872);
  • комиссия Валуева (1874—1875).

Законы 1882 и 1885 годов

Закон от 1 июня 1882 года установил:

  • запрет на труд детей до 12 лет;
  • ограничение рабочего времени детей 12-15 лет 8 часами в день (смена не более 4 часов без перерыва);
  • запрет ночной и воскресной работы;
  • запрет применения детского труда на вредных производствах.

Владельцы предприятий обязывались предоставлять возможность детям, не получившим образования, посещать школу не менее 18 часов неделю или 3 часов в день.

Государственный совет ограничил сферу действия закона одними лишь фабриками. Закон должен был вступить в силу 1 мая 1883 года, но по просьбе фабрикантов введение закона было отсрочено на 1 год, причём по разрешению министра финансов ещё два года допускались работы детей до 12 лет и ночные работы детей 12-15 лет.

Готовые работы на аналогичную тему

Одновременно был учрежден институт фабричной инспекции, наблюдавший за исполнением закона и назначены главный и два окружных инспекторы, на первых порах занимавшиеся изучением фабричного быта. 12 июня 1884 года был издан закон о школьном обучении детей и сделано изменение в законе 1882 года, допустившее непрерывную шестичасовую работу детей вместо двухсменной восьмичасовой. Состав инспекции вырос до девяти окружных инспекторов с десятью помощниками.

Закон 1886 года

Введение названных законов совпадало с промышленным кризисом, а поскольку правил, которые регулировали бы взаимоотношения рабочих и предпринимателей в законодательстве не существовало, то кризис тяжело отразился на рабочих.

Разнообразие порядков, установившихся на фабриках, давало простор произволу, что привело к крупным беспорядкам на фабриках Московской и Владимирской губерний.

Закон 1897 года


Ключевые слова: фабрично-трудовое законодательство, работники (наниматели), правовое регулирование, правотворчество, кодификация

Наиболее важные изменения в законодательстве о труде происходят в 80-е гг. XIX столетия, в частности, появляются нормы о труде несовершеннолетних и женщин. В это время вступили в силу следующие нормативно-правовые акты:

В следующем десятилетии так же были приняты законы в сфере труда (выделим наиболее значимые):

Развитие норм права о труде продолжилось и в начале XX столетия (выделим наиболее значимые):

Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что принятие законов в Российской империи имело ограничения по субъективному составу, например, распространялось не на всю территорию империи или только на отдельные отрасли промышленности. Более того, принятые законы нередко вводились в действие спустя продолжительный период после их принятия. Это негативно сказывалось на обстановке в государстве: нарастало множество противоречий между наемными и нанимателями. Данные противоречия приводили к ухудшению экономического потенциала страны и народному недовольству действиями власти.

Советская власть осознавала всю значимость проблемы отношений работников с работодателями, и, как следствие, советские правотворцы изменили правовое регулирование данной сферы. Нормы о труде, действовавшие в Российской империи к моменту ее распада, уже требовали кодификации и распространения действия на всех работников без исключения.

В 1918 году вступил в силу Кодекс законов о труде, который имел широкий предмет регулирования и привносил множество новелл в отечественное право: вводилась трудовая повинность, четко регулировался порядок предоставления труда, радикально (в сравнении с имперским законодательством) изменились нормы о переводе и увольнениях, об испытательном сроке, о вознаграждении, о рабочем времени, об охране труда [2]. Впервые в истории нашего государства появились трудовые книжки.

Меры, предпринятые советской властью в первые месяцы ее правления, направленные на регулирование отношений в сфере труда, свидетельствуют о важности данных общественных отношений и о том, что в Российской империи законодательству о труде уделялось мало внимания. Принятие Кодекса законов о труде сняло общественное напряжение в государстве. Советская власть понимала, что революционные волнения после октября 1917 года возможны лишь из-за недовольства широких слоев населения, в частности, рабочего класса. Бунты и стачки, проходящие в стране с середины XIX века, дестабилизировали общественную жизнь и способствовали трем революциям. Одной из необходимых мер для их предотвращения были соответственные правовые нормы о труде.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская империя, правовое регулирование, сфера труда, труд, июнь, отмена крепостного, рабочее время, советская власть, фабричная инспекция, фабрично-заводская промышленность.

Фабричные законы в России были приняты в 1882-1886 гг. Это было трудовое законодательство, регулирующее права и обязанности фабрично-заводских трудящихся. Законы регламентировали также вопрос взаимоотношений между рабочими и администрациями производств.

Причины принятия законов

Уровень развития промышленного производства в Российской империи был невысоким, однако уже с середины XIX в. в стране остро встал вопрос разработки, принятия и применения фабричного законодательства. Комиссия 1859 г. начала пересматривать устаревший устав о промышленности. Все комиссии, собиравшиеся в последующие годы, работали над вопросами регулирования найма работников и ограничивали детский, подростковый и женский труд. Предложенные этими комиссиями проекты не были наделены законодательной санкцией, поэтому первым этапом в создании фабричного законодательства стал закон от 01.06.1882 г., инициатором принятия которого стал министр финансов Н. Бунге.

1882-1886. Принятие фабричных законов

Законодательные изменения 1882-1885 гг.

Законом 01.06.1882 г. вводился строгий запрет на детский труд до 12 лет. Детям 12-15 лет устанавливали ограничения времени работы 8 ч. в день, из которых не более 4 ч. непрерывно. Устанавливался запрет на привлечение детей к труду ночью с 21-00 до 05-00 и по воскресеньям. С принятием закона нельзя было нанимать детей для работы на вредном производстве. Собственников производств обязали предоставлять время для посещения школы детям без свидетельства о получении минимум 1-классного обучения в народном училище или равном ему заведении. Для этого устанавливали 3 ч. в день или 18 ч. в неделю.

Планировалось, что закон будет действовать для всех промышленных предприятий, однако по предложению Госсовета применение ограничили фабриками. Датой вступления закона в силу определили 01.05.1883 г., но затем отсрочили до 01.05.1884 г. с возможностью исключений в случае надобности в течение 2-х лет. В России были учреждены фабричные инспекции, контролировавшие исполнение законодательства о труде.

Нормы закона от 12.06.1884 г. регламентировали вопрос школьного обучения детей. В том же году изменили закон 1882 г., установив возможность применения 6-часового непрерывного детского труда. Инспекции расширились до 9-ти окружных и 10-тью помощниками.

Закон от 03.06.1885 г. ввел запрет на ночной труд для подростков младше 17 лет и женщин. Однако сфера применения распространялась только на фабрики хлопчатобумажной, полотняной и шерстяной отраслей. Закон начал действовать с 01.10.1885 г. Позже он стал применяться и к работам в спичечном производствах. С 1897 г. нормы данного законодательного акта стали применяться на текстильном производстве.

Законы о труде, принятые в указанный период, являлись временными. При этом министр финансов мог вынести на Госсовет окончательные редакции спустя 2 и 3 года соответственно. Затем этот срок увеличили, определив датой 1890 г. 24.04.1890 г. Госсовет принял, а император утвердил закон, изменявший постановления о труде малолетних, подростков и женщин.

Трудовые нормы 1886 г.

Разразившийся в России промышленный кризис сильно ударил по рабочему классу. Причиной было отсутствие норм и правил, определявших взаимоотношения собственников производств и трудящихся. В результате российские власти приняли закон от 03.06.1886 г., в котором были зафиксированы:

  • общие правила осуществления найма работников, которые действовали по всей стране;
  • особые правила, предполагавшие осуществление надзора над фабриками и регламентировавшие взаимоотношения фабрикантов и рабочих.

Данным нормативным актом определялся порядок найма и увольнения работников, что предполагало оформление расчетной книжки и договора о найме. Одновременно решался вопрос построения отношений между администрациями и рабочими. Упорядочивался процесс взыскания штрафов с рабочих, прописывались функции, полномочия, права и обязанности фабричных инспекций.

Действие данного закона изначально охватывало производства промышленно развитых губерний империи. Это было характерно для губерний, где учредили Присутствия по трудовым законодательным делам. В дальнейшем нормы стали применяться в других губерниях.

Горные заводы и промыслы, которыми занималось министерство земледелия и госимущества, стали подчиняться нормам и правилам закона 1886 г., только с 1892 г.

Читайте также: