Евтушенко особенности творчества кратко

Обновлено: 17.05.2024

Первые публикации стихов Евгения Евтушенко появились в 1949 году в газете “Советский спорт”, а первый сборник “Разведчики будущего” в 1952 году. Материал для него дала работа автора в изыскательских геологических партиях в Казахстане и на Алтае. В нем ощутимо стремление автора передать повседневный героизм труда советских людей. Но несмотря на отдельные выразительные зарисовки, удачные образы, рифмы, в стихах преобладал описательный и риторический декларативный тон.

Но уже в следующих книгах лирический голос поэта звучит увереннее.

Чутко улавливая в самой жизни многообразные темы и конфликты, волнующие людей, автор находит им талантливое воплощение в свежих образах, ритмах, красках своих стихов. Шире становится их тематика. Критически рассматривая многие явления жизни, поэт был строг к самому себе.

Он с тревогой и беспокойством говорил о трудностях и противоречиях, обнаруживающихся в характере его героя. В последующих сборниках: “Обещание” и в поэме “Станция Зима” формируются выразительные особенности поэтического почерка Евтушенко – богатство ритмики, тяготение к стихам лирически исповедальным и сюжетно-балладным.

Осознание себя поэтом нового, вступающего в жизнь поколения, которое позже назовут поколением “шестидесятников”, заметно в двух сборниках “Свадьбы” и “Фронтовик” и в программном стихотворении “Лучшим из поколения” .

В 60-е годы в стихах Евтушенко стала обнаруживаться поверхность и камерная ограниченность поэтического мира. Поэт сам чувствовал это, стремясь глубже и серьезнее всматриваться в жизнь. В 1960 году поэт побывал в Болгарии, Франции, Англии и ряде африканских государств. Стихи зарубежного цикла обозначали выход к более многообразной тематике и богатому миру впечатлений.

Большое значение имели для Евтушенко поездки на Кубу. Зарубежная публицистика составляет значительную и лучшую часть в сборниках “Взмах руки” и “Нежность” . Поэт немало пишет о нежности и доброте, о внимательном отношении к человеку. В любовной лирике этих сборников немало чистых и светлых стихов.

В стихах 1963-1964 годов порой звучат мотивы всеобщей отчужденности и непонимания.

Свой идейно-нравственный кодекс поэт не однажды называл кодексом гражданственности. Крупными событиями как литературной, так и общественной жизни стали поэмы: “Бабий Яр” , “Наследники Сталина” , “Танки идут по Праге” , “Афганский муравей” . Свою гражданскую позицию поэт выразил открыто и прямо – открытый, резкий протест против оккупации Чехословакии и колонизаторской войны в Афганистане.

Тематическое, жанровое, стилевое многообразие, отличающее лирику Евтушенко, в полной мере характеризуют и его поэмы “Станция Зима” и “Братская ГЭС” , “Казанский университет” , написанную к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. В русскую историю погружены поэмы “Ивановские ситцы” и “Непрядва” , приуроченная к 800-летию Куликовской битвы. Поездки за границу вдохновили поэта на создание поэм “Коррида” и “Под кожей статуи Свободы”.

В ключе сюжетных повествований о человеческих судьбах выдержаны поэмы “Снег в Токио” и “Северная надбавка” . Синтез эпики и лирики отличает развернутую в пространстве и времени политическую панораму современного мира в поэмах “Мама и нейтронная бомба” и “Фуку” . Для каждой поэмы Евтушенко находит свою доминанту, не исключая, однако, многоразличия форм и внутри отдельно взятой поэмы.

В стихотворениях конца 70-х – начала 80-х годов появляется мотив неудовлетворенности, душевного непокоя, разлада с “застойной” эпохой. И как поэт, чья возрожденная вера обрела новые стимулы, Евтушенко выразил себя в стихах 2-й половины 80-х годов: “Пик позора”, “Перестройщикам перестройки”, “Страх гласности”, “Так дальше жить нельзя”, “Вандея”.

В 90-е годы поэтическая активность несколько ослабевает. Объясняется это не только его длительным пребыванием на преподавательской работе в США, но и все более интенсивными творческими исканиями в других литературных жанрах и видах искусства. Еще в 1982 году он предстал в качестве романиста, чей первый опыт -“Ягодные места” – вызвал разноречивые отзывы и оценки.

Второй роман -“Не умирай прежде смерти” с подзаголовком “Русская сказка” – при всей калейдоскопичности сюжетных линий имеет своим направляющим стержнем драматические ситуации “перестроечной” поры. Заметным явлением современной мемуарной прозы стала книга Евгения Евтушенко “Волчий паспорт” .

Итогом более чем двадцатилетней не просто составительской, но и исследовательской работы стало издание на английском в США и русском языках антологии русской поэзии 20 века “Строфы века”. Фундаментальный труд, достойный внимания и поддержки – свидетельство огромного вклада Евтушенко в благородное дело пропаганды русской поэзии как в нашей стране, так и за рубежом.

Газетные и журнальные публикации стихов, датированных 1992-96 годами, “Стихи из последней книги”, включенные в роман “Не умирай прежде смерти”, книга “Поздние слезы” , эксклюзивное издание “Бог бывает всеми нами…” и поэма “Тринадцать” свидетельствуют, что в “постперестроечное” творчество Евтушенко вторгаются мотивы иронии и скепсиса, усталости и разочарования. Его творческий мир – это мир человека, чутко улавливающего состояние современного общества, его духовное состояние и умонастроения и воссоздающего его в своей лирике.

Поэзию и поступок Евтушенко не разделял никогда. Перечитывая его стихи, убеждаешься в этом не раз.

А вот идет на пальчиках Уланова, и это тоже для меня народ!

Во всем этом людском круговороте, в пестром мелькании лиц и голосов Евтушенко не забывает о главном: о поисках истинности. Все неистинное, ложное, подделывающееся осуждается им, опровергается, разоблачается. Он подозревает фальшь уже тогда, когда она еще ничем не обнаруживает себя.

Голос мой в залах гремел, как набат, площади тряс его мощный раскат, а дотянуться до этой избушки и пробудить ее — он слабоват.

Стремясь донести мысль, идею до каждого читателя, он облекает ее часто в афористическую форму, старается предельно освежить ее, сделать небанальной, яркой. Стихотворение обычно завершается парадоксальным, броским выводом, построенным на контрасте, противопоставлении, сталкивании понятий.

Чтобы понять, насколько позиция является позицией, насколько искренни и выношены все эти хлесткие формулы, следует попытаться охватить взглядом все созданное Евтушенко (выходящий трехтомник, думается, облегчит нам эту задачу). Тогда-то, мне кажется, и обнаружится, что Евтушенко — при всех его противоречиях, метаниях, поисках — в главном остается верен себе. Взгляды его — социальные и нравственные — не изменились. Они-то и есть позиция. Поэта и гражданина.

Стих Евтушенко срабатывает. Что же еще нужно?

И во всем — в стихах и поэмах, в своей прозе, в кипучей деятельности на ниве других жанров и родов искусства — Евтушенко остается поэтом. Большим русским поэтом. Теперь это уже не подлежит никакому сомнению.

В старых перьях мне тяжко летится, новых перьев еще не обрел.

В одном я не сомневаюсь: в старых ли, в новых ли перьях, но это будет полет высокий, достойный того, что уже Евгений Евтушенко успел сделать.


На этом уроке мы поговорим о поэте Евгении Александровиче Евтушенко. Разберём основные мотивы его лирики.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "В. А. Евтушенко. Основные мотивы лирики"

Евгений Александрович Евтушенко родился 18 июля 1933 года на станции Зима в Иркутской области.


Мать заменила в документах сына фамилию отца своей девичьей фамилией.


Интерес к поэзии и попытки писать стихи у мальчика проявились очень рано. Так, первые известные стихи датируются 1937-1939 годами. Родители и учителя горячо поддерживают начинания юного поэта.


В предвоенные годы мать Жени служит солисткой в Московском театре имени Константина Сергеевича Станиславского. Она всячески поощряет творческие стремления сына.






Лучшие из поколения,

цвести вам — не увядать!

Вашего покорения

бедам — не увидать!

Разные будут случаи —

будьте сильны и дружны.

Вы ведь на то и лучшие —

выстоять вы должны.


Евтушенко в числе первых вышел со своими стихами на эстраду. Сначала он читает их в Политехническом музее. Вскоре музейная сцена становится мала для желающих услышать поэта, и он выходит на стадион.


В то же время появляются песни на стихи Евтушенко. Первой была песня, написанная совместно с композитором Эдуардом Савельевичем Колмановским,


Хотят ли русские войны?

Спросите вы у тишины

Над ширью пашен и полей,

И у берёз и тополей.

Спросите вы у тех солдат,

Что под берёзами лежат,

И вам ответят их сыны -

Хотят ли русские,

Хотят ли русские,

Хотят ли русские войны!

Песни на стихи Евтушенко звучат с эстрады, их можно услышать в различных фильмах. Это песни о любви, о Родине, о трудовых буднях.


Серёжка ольховая, лёгкая, будто пуховая.

Но сдунешь её – всё окажется в мире не так.

И, видимо, жизнь не такая уж вещь пустяковая,

Когда в ней ничего не похоже на просто пустяк.

(музыка Е. Крылатова)

Со мною вот что происходит,

Ко мне мой старый друг не ходит,

А ходят в разной суете

Разнообразные не те.


(музыка М. Таривердиева)

Лирика Евтушенко разнообразна. В его стихах природа России; такое непростое чувство, как любовь; рассуждения о том, что всегда было и будет важным для человека.


В стихах о любви поэт не декорирует любовь возвышенностью. Чаще всего – это рассказ о том, как трудны человеческие отношения, даже если двое близки друг другу:

Ты мне, словно кораблю,

все четыре стороны.

Далеко тебя люблю,

широко, просторно.


Ты смотришь на меня, как неживая,

но я прошу, колени преклоня,

уже любимой и не называя:


Опустевший вокзал

над сумятицей судеб.

Тот, кто горя не знал,

о любви пусть не судит.


Философская лирика Евтушенко заставляет читателя иногда пересмотреть свои взгляды на жизнь, на привычную обстановку.

В счастье есть порой такая тупость.

Счастье смотрит пусто и легко.

Горе смотрит, горестно потупясь,

потому и видит глубоко.


Жизнь перед смертью –

как девочка перед женщиной.

Девочка Жизнь простодушна,

Цинична женщина Смерть.


… от невежества чувств, грубых слов, злых идей

вострепещет в груди сердце, пойманной птицей…

в безобразьи мирском пребывать всё трудней,

но – от тёмного – легче в мир СВЕТА стремиться.


Стихи Евтушенко о природе подобны картинам: в них чувствуется и летний зной, и красота только что выпавшего снега:

Прогретая гора

дымится пылью склонов.

Коробится кора

у накалённых клёнов.


Лежал глубокий он и чистый

со всею мягкой простотой.

Он был застенчиво-пушистый

и был уверенно-густой.


Природе надо, чтоб её любили.

Ей это надо так же, как и нам.



Над Бабьим Яром шелест диких трав.

Деревья смотрят грозно, по-судейски.

Всё молча здесь кричит, и, шапку сняв,

я чувствую, как медленно седею.


Какие стройки, спутники в стране!

Но потеряли мы в пути неровном

и двадцать миллионов на войне,

и миллионы — на войне с народом.



Кто превыше всего? Все народы превыше всего.

Вот мой бог: человечество – имя его.

Но для русских, чьи кони когда-то под стрелами прядали,

началось человечество здесь, у Непрядвы.

Невозможно быть русским, Непрядву сочтя за ручей.

Не любя свой народ, не полюбишь ничей.


Все с компьютерами

жулики цифирные.

Перестроившийся вор –

квалифицированней.

Прирастают прилипалы эти стаями.

Перестройку

перестраивают.

Как они до удивления бойки –

перестройщики перестройки!


Евтушенко живо откликается на все события страны, каковы бы они ни были. Так, когда в начале 1980-х годов была совершена попытка провести в Москве на Пушкинской площади первую публичную демонстрацию фашизма, он писал:

Как случиться могло,

чтобы эти, как мы говорим, единицы,

уродились в стране

двадцати миллионов и больше – теней?

Что позволило им,

а верней, помогло появиться,

что позволило им

ухватиться за свастику в ней?


Тротуарные голуби

что-то воркуют на площади каркающе,

и во взгляде седого комбата – отеческий гнев,

и глядит на потомков, играющих в свастику,

Карбышев,

от позора и ужаса заново обледенев…





Детство

Поэт родился в городе Зима (Иркутская область) 18 июля 1932 года. Но в его паспорте значилась иная дата рождения – 1933 год. Подтасовка фактов была умышленной, сделанной по просьбе мамы будущего литератора, Зинаиды Ермолаевны Евтушенко. Она уменьшила возраст сына, чтобы не хлопотать о пропуске, необходимом для возвращения из эвакуации. В то время пропуск в Москву был необходим уже с 12 летнего возраста. Мама будущего поэта была геологом, поэтессой, имела звание Заслуженного деятеля культуры РСФСР.

Отцом поэта — тоже геолог и поэт-любитель Александр Рудольфович Гангнус. Он был представителем известного в России семейства с прибалтийско-немецкими корнями. Когда пришло время возвращаться в Москву, предусмотрительная мама выписала для сына новые метрики. Мальчик стал носить фамилию Евтушенко, поскольку к людям с немецкими фамилиями соотечественники в то время относились с вполне понятным предубеждением.

Евгений Евтушенко в детстве

Интеллигентные и образованные родители много читали маленькому сынишке, щедро делились с ним своим знаниями. К школьному возрасту он и сам был большим книгочеем. Отец, геолог по профессии и поэт по призванию, много рассказывал Жене. Именно от него мальчик узнал о многих исторических событиях, о войне Алой и Белой роз, падении Вавилона, Вильгельме Оранском, средневековой инквизиции.

В шесть лет Евгений уже бегло читал, проводил свое время за чтением домашней библиотеки. Многие книги были ему не про возрасту, он читал не только Дюма и Сервантеса, но и Уэллса, Боккаччо, Флобера. Поэт признавался, что от этого в его голове создалась невообразимая путаница, он жил в фантастическом мире иллюзий.

Когда родители развелись, отец не забыл о сыне. Он занимался воспитанием Евгения, ходил вместе с подростком на вечера поэзии в МГУ.

Они посещали вечера Ахматовой, Твардовского, Пастернака, Светлова Антокольского. Мама не препятствовала такому общению, хотя в то время у Александра Рудольфовича уже была другая семья. Она и сама часто писала бывшему мужу, отправляя ему стихотворения, автором которых был Евгений.

Зинаида Ермолаевна всю жизнь трепетно относилась к рукописям талантливого сына, бережно хранила их. Евгений даже завел тетрадь, на страницах которой он записал девять тысяч рифм, но этот труд сохранить не удалось. Мама, солистка театра Станиславского, прививала сыну любовь к искусству. В доме Евтушенко часто бывали артисты, которые впоследствии стали звездами советской эстрады. Мама часто уезжала на гастроли, как-то во время войны, будучи в отъезде, она даже заболела тифом. Но все обошлось благополучно, ей удалось выздороветь.

Женя посещал поэтическую студию, работавшую при Доме пионеров. Он был очень эрудированным, начитанным подростком, но многие школьные предметы ему не давались. Так часто бывает с талантливыми людьми, в глубине души уже выбравшими дорогу в жизни. Они просто не интересуются не нужными дисциплинами, посвящая все свободное время любимому занятию. Многие учителя были крайне недовольны слабыми знаниями Евтушенко. В 15 лет его исключили из школы, заподозрив в поджоге школьных журналов.

Евгений Евтушенко и Белла Ахмадулина

В браке у литератора родилось двое сыновей – Антон, Александр. Через девять лет поэт женился в четвертый раз на Марии Новиковой, которая тоже родила ему двух сыновей – Дмитрия и Евгения.

Причина смерти

Весной 2017 года поэт скончался от остановки сердца. Последние годы он страдал от онкологии. Опухоль, поразившую почку, стала одной из причин его смерти.

Прах поэта покоится на кладбище в Переделкино.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Читайте также: