Европа облик и противоречия промышленной эпохи кратко

Обновлено: 02.07.2024

Промышленный переворот начался в Англии в последней трети XVIII в. В течение нескольких десятилетий в хлопчатобумажной промышленности одно изобретение следовало за другим, и весь процесс производства в этой отрасли был перестроен на основе внедрения машин. Постепенно переворот распространился на другие отрасли легкой, а затем и тяжелой промышленности, начался повсеместный переход от мануфактуры к крупному машинному производству.
Громадное значение имело распространение универсального двигателя — паровой машины. Для производства новых средств производства требовалось большое количество металла. Производство железа и стали, добыча каменного угля возрастали быстрыми темпами. С переходом к крупному машинному производству была создана соответствующая потребностям капиталистического способа производства материально-техническая база. Крупная промышленность заняла господствующее положение в народном хозяйстве Англии.
В 1793 г. началась длительная война Англии с Францией. В связи с войной правительство неоднократно увеличивало налоги, систематически прибегало к займам для покрытия бюджетного дефицита. В 1797 г. Английский банк прекратил размен своих банкнот на золото, начались инфляция и быстрый рост цен. Это еще более ухудшило положение народных масс.
Чтобы после войны сохранить высокие цены на хлеб, правительство ограничило ввоз иностранного хлеба. Принятый в 1815 г. закон разрешал ввоз пшеницы только в том случае, когда цена на нее достигала высокого уровня — восемьдесят шиллингов за квартер. Хлебные законы были очень выгодны землевладельцам, но для трудящихся масс они означали новые лишения. Противником хлебных законов была и промышленная буржуазия, так как высокие цены на хлеб затрудняли снижение заработной платы.
Несмотря на то, что противоположность между буржуазией и пролетариатом в эпоху промышленного переворота была уже ясно выражена, буржуазия еще не видела в пролетариате силы, угрожающей ее господству. Недовольство народных масс последствиями промышленного переворота буржуазия стремилась использовать для достижения своих целей в борьбе с лендлордами. Соотношение сил между классом землевладельцев и классом капиталистов изменилось в пользу последнего. Компромисс 1689 г. , в соответствии с которым политическая власть оставалась в руках аристократии, не устраивал больше промышленную буржуазию, которая выдвинулась на первое место, оттеснив на второй план торговую и банковскую буржуазию.
Раскрыв антагонистический характер отношений между рабочим классом и буржуазией, промышленный переворот одновременно обнажил и противоречия между интересами класса землевладельцев и буржуазии.
Гораздо четче, чем раньше, выступили, разноречивые интересы промышленной, торговой и финансовой буржуазии.
Выступая против пережитков феодализма, буржуазия преследовала свои корыстные интересы, но так как остатки феодализма тормозили развитие производительных сил, борьба буржуазии носила прогрессивный характер. Важнейшим идейным оружием буржуазии в этой борьбе была экономическая теориям Рикардо.

Презентация к уроку истории в 10 классе (учебник Н.В.Загладина).

Включает в себя:

1. Рост промышленного производства.

2. Социальные противоречия промышленной эпохи.

ВложениеРазмер
evropa.ppt 1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Европа: облик и противоречия промышленной эпохи.

План. Рост промышленного производства. Социальные противоречия промышленной эпохи.

Вторая половина XIX века ознаменовалась быстрым развитием промышленного производства в большинстве стран Европы. Начались изменения в характере социальных отношений, возникли новые противоречия.

Рост промышленного производства.

Развитию промышленного производства содействовали достижения научно-технического прогресса. Совершенствование станков и оборудования позволило повысить производительность труда и перейти к промышленному выпуску машин. Сложилась система стандартов, обеспечивающая взаимозаменяемость узлов и деталей станков различных производителей. Возникали новые отрасли. Производство сочеталось с исследовательской деятельностью. На предприятиях создавались лаборатории, обеспечивавшие сближение науки и техники.

Сельское хозяйство. Ю.Либих (1803- 1873) Немецкий химик предложил применение химических удобрений при обработке полей.

Транспорт. Р.Фултон (1765 -1815) Американский изобретатель создал первый пароход. Это позволило значительно улучшить технику мореплавания, создать суда, не зависящие от капризов ветра.

Д.Стефенсон (1781 – 1848) С изобретением паровоза в Англии вошла в строй первая железнодорожная линия длиной 50 км, соединившая Манчестер и Ливерпуль.

Одна из первых железных дорог в Англии.

Создание быстрой, надёжной и относительно недорогой сети коммуникаций, связавшей города, промышленные центры с сельской местностью, с центрами добычи угля и железа, содействовало целостности национальных экономик. Исчезали сохранявшиеся очаги натурального хозяйства, ускорялось формирование единых внутренних рынков. Рост спроса на чугун и железо вёл к быстрому развитию чёрной металлургии и тяжёлой промышленности.

Великобритания. Наиболее высокими темпами технические нововведения внедрялись в Великобритании. К 1850г. На её долю приходилась примерно половина мировой добычи каменного угля, выплавки чугуна, переработки хлопка. С отменой ограничений на вывоз машин и оборудования в 1842 г. они стали важнейшей статьёй английского экспорта.

Соединённые Штаты Америки В США промышленное развитие особенно набирало темпы в северо-восточных штатах. Промышленный переворот начался в хлопчатобумажной промышленности. В 1820-х годах появились первые фабрики с механическими станками. В 1830 – 1850-е гг. развернулось железнодорожное строительство, при этом протяжённость сети железных дорог превысила созданную в Англии.

Франция Ещё в XVIII веке существовало развитое мануфактурное производство, в годы континентальной блокады монополизировавшее большую часть рынков Европы. Однако промышленный переворот в полном объёме осуществился после революции 1830 г. Начался он также в лёгкой промышленности. Стали развиваться железнодорожное строительство и металлургия.

Новый облик Европы. Быстрый рост городов – центров промышленности, транспорта, коммерческой деятельности, культурной жизни. Численность горожан: Великобритания – 50 % Франция – 38 % Австрия -25 % Пруссия – 25 %

Промышленный переворот изменил не только городской ландшафт, неотъемлемой частью которого стали трубы заводских котельных, рабочие кварталы, но и характер социальной структуры и социальных отношений в обществе.

Социальные противоречия промышленной эпохи

Численность фабричных рабочих в середине XIX века . В Англии к их числу относилось не более1/3 всех наёмных работников, занятых в производстве. Во Франции на промышленных предприятиях было занято около 1 млн. человек. Примерно такой же была и численность германского пролетариата. В США к 1860г. насчитывалось около 1,3 млн. промышленных рабочих.

Условия труда и быта рабочих. Детский и женский труд на фабриках Англии.

Народная хартия. Проект закона об избирательной реформе был опубликован в 1838 году. Он предусматривал - предоставление права голоса всем взрослым мужчинам, - дальнейшее изменение границ избирательных округов, с тем чтобы обеспечить в парламенте равное представительство всех слоёв населения.

Франция. Восстание ткачей в Лионе

Германия. Восстание ткачей в Силезии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Санкт-Петербург - промышленный центр России и Европы

Данная презентация подготовлена для 8 класса, изучающих историю и культуру Санкт-Петербурга второй половины 19-начала 20 века.


Облик Ленинграда - зеркало эпохи.

Презентация посвещена архитектурному облику города в 20-30гг.


Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в эпоху средневековья и эпоху Возрождения

Исторический период от падения Римской империи (V в.) до первых буржуазных революций (XVII в.) — составляет эпоху средних веков, когда в сфе.

Реакция и революция в Европе 1820-1840-хгг.. Европа: облик и противоречия промышленной эпохи 10 класс ИСТОРИЯ

Реакция и революция в Европе 1820-1840-хгг.. Европа: облик и противоречия промышленной эпохи 10 класс ИСТОРИЯ.

Урок- презентация на тему "Санкт-Петербург - промышленный центр России и Европы"

Урок -презентация на тему "Санкт- Петербург - промышленный центр России и Европы" разработан для одноименного параграфа 17 в учебнике Л.К. Ермолаевой Часть 2. Урок построен несколько н.

УМК С.Н. Карпова. Проверочная работа по главе 2 "Меняющийся облик Европы"

УМК С.Н.Карпова.7 класс. О.В.Дмитриева. Тест по главе 2 "Меняющийся облик Европы".

Наш Лицей № 384 распложен в районе Нарвских ворот, учащиеся хорошо знакомы с обликом зданий, являющихся памятниками архитектуры начала 20 века, и сам лицей является памятником конструктивизма. Именно .

Вторая половина XlX века ознаменовалась быстрым развитием промышленного производства в большинстве стран Европы. Начались изменения в характере социальных отношений, возникли новые противоречия.

Рост промышленногo производства

Развитию промышленного производства содействовали достижения научно-технического прогpесса, которые, в первую очередь, нашли свое применение в Англии. Совершенствование станков и оборудования позволило повысить производительность труда и перейти к промышленному выпуску машин. Сложилась система стандартов, обеспечивающая взаимозаменяемость узлов и деталей станков различных производителей.

Возникали новые отрасли, в химической промышленности, выпускавшей взрывчатые вещества, красители, кислоты, щелочи, медикаменты, удобрения, производство сочеталось с исследовательской деятельностью. На предприятиях создавались лаборатории, обеспечивавшие сближение науки и техники.

Технический пере ворот затронул и сферу сельского хазяйства. Немецкий химик Ю. Либих (180З-187З) предложил применение химических удобрений при обработке полей. Началось производство и внедрение первых сельскохозяйственных машин, работающих на энергии пара, - тракторов, паровых молотилок, жаток.

Наибольшее влияние на ускорение темпов промышленногo переворота имело появление железнодорожного транспорта. С изобретением паровоза Д. Стефесона (1781-1848) в 1830 г, в Англии вошла в строй первая железнодорожная линия длиной 50 км, соединившая Манчестер и Ливерпуль. Уже в 1860 г. длина железнодорожной сети в мире составила 110 тыс, км (на Россию приходилось лишь около 1,5 тыс, км).

Создание быстрой, надежной и относительно недорогой сети коммуникаций, связавшей города, промышленные центры с сельской местностью, с центрами добычи угля и железа, содействовало росту целостности национальных экономик. Исчезали сохранявшиеся очаги натурального хозяйства, ускорялось формирование единых внутренних рынков. Рост спроса на чугyн и железо вел к быстрому развитию черной металлургии и тяжелой промышленности.

Наиболее высокими темпами технические нововведения внедрялись в Великобритании. К 1850 г, на ее долю приходилась примерно половина мировой добычи каменногo угля, выплавки чугyна, переработки хлопка. С отменой огpаничений на вывоз машин и оборудования в 1842 г, они стали важнейшей статьей английского экспорта.
Постепенно набирало темпы промышленное развитие в США, особенно в северо-восточных штатах, Как и в Англии, промышленный переворот начался в хлопчатобумажной промышленности. В 1820-x гг. появились первые фабрики с механическими станками. В 1830- 1850-e гг, в США развернулось железнодорожное строительство, при этом протяженность сети железных дорог превысила созданную в Англии.

Во Франции еще в XVIII веке существовало развитое мануфактурное производство, в годы континентальноЙ блокады монополизировавшее большую часть рынков Европы. Однако промышленный переворот в полном объеме осуществился после революции 1830 г. Начался он также в легкой промышленности. Стали развиваться железнодорожное строительство и металургія.

Отдельные промышленные центры возникли и в других государствах Европы, в частности на территории Германского союза (в Рейнской области, Силезии, Саксонии, Рурской области), в Австрии. В то же время сохраняющаяся раздробленность Германии и Италии огpаничивала емкость и возможности развития внyтpeнeгo рынка.

В середине XIX века Европа начала принимать новый облик важнейшей eгo чертой был быстрый рост городов - центров промышленности, транспорта, коммерческой деятельности, культурной жизни. В Великобритании численность горожан достигла 50% населения, во Франции - 38%, Австрии и Пруссии - 25%, в Pocсии - 8%.
Формировалась особая городская культура, в которой ассимилировались, размывались местные, локальные диалекты, традиции. На смену размеренному, неспешному укладу сельской жизни приходил гораздо более динамичный – городской.




Промышленный переворот изменил не только городской ландшафт, неотъемлемой частью котopoгo стали трубы заводских котельных, рабочие кварталы, но и характер социальной структуры и социальных отношений в обществе.

Ответы на вопросы по Истории. №22-28.

№22.Европа: облик и противоречия промышленной эпохи

Вторая половина XlX века ознаменовалась быстрым развитием промышленного производства в большинстве стран Европы. Начались изменения в характере социальных отношений, возникли новые противоречия.

Рост промышленногo производства

Развитию промышленного производства содействовали достижения научно-технического прогpесса, которые, в первую очередь, нашли свое применение в Англии. Совершенствование станков и оборудования позволило повысить производительность труда и перейти к промышленному выпуску машин. Сложилась система стандартов, обеспечивающая взаимозаменяемость узлов и деталей станков различных производителей.

Возникали новые отрасли, в химической промышленности, выпускавшей взрывчатые вещества, красители, кислоты, щелочи, медикаменты, удобрения, производство сочеталось с исследовательской деятельностью. На предприятиях создавались лаборатории, обеспечивавшие сближение науки и техники.

Технический пере ворот затронул и сферу сельского хазяйства. Немецкий химик Ю. Либих (180З-187З) предложил применение химических удобрений при обработке полей. Началось производство и внедрение первых сельскохозяйственных машин, работающих на энергии пара, - тракторов, паровых молотилок, жаток.

Наибольшее влияние на ускорение темпов промышленногo переворота имело появление железнодорожного транспорта. С изобретением паровоза Д. Стефесона (1781-1848) в 1830 г, в Англии вошла в строй первая железнодорожная линия длиной 50 км, соединившая Манчестер и Ливерпуль. Уже в 1860 г. длина железнодорожной сети в мире составила 110 тыс, км (на Россию приходилось лишь около 1,5 тыс, км).

Создание быстрой, надежной и относительно недорогой сети коммуникаций, связавшей города, промышленные центры с сельской местностью, с центрами добычи угля и железа, содействовало росту целостности национальных экономик. Исчезали сохранявшиеся очаги натурального хозяйства, ускорялось формирование единых внутренних рынков. Рост спроса на чугyн и железо вел к быстрому развитию черной металлургии и тяжелой промышленности.

Наиболее высокими темпами технические нововведения внедрялись в Великобритании. К 1850 г, на ее долю приходилась примерно половина мировой добычи каменногo угля, выплавки чугyна, переработки хлопка. С отменой огpаничений на вывоз машин и оборудования в 1842 г, они стали важнейшей статьей английского экспорта.
Постепенно набирало темпы промышленное развитие в США, особенно в северо-восточных штатах, Как и в Англии, промышленный переворот начался в хлопчатобумажной промышленности. В 1820-x гг. появились первые фабрики с механическими станками. В 1830- 1850-e гг, в США развернулось железнодорожное строительство, при этом протяженность сети железных дорог превысила созданную в Англии.

Во Франции еще в XVIII веке существовало развитое мануфактурное производство, в годы континентальноЙ блокады монополизировавшее большую часть рынков Европы. Однако промышленный переворот в полном объеме осуществился после революции 1830 г. Начался он также в легкой промышленности. Стали развиваться железнодорожное строительство и металургія.

Отдельные промышленные центры возникли и в других государствах Европы, в частности на территории Германского союза (в Рейнской области, Силезии, Саксонии, Рурской области), в Австрии. В то же время сохраняющаяся раздробленность Германии и Италии огpаничивала емкость и возможности развития внyтpeнeгo рынка.

В середине XIX века Европа начала принимать новый облик важнейшей eгo чертой был быстрый рост городов - центров промышленности, транспорта, коммерческой деятельности, культурной жизни. В Великобритании численность горожан достигла 50% населения, во Франции - 38%, Австрии и Пруссии - 25%, в Pocсии - 8%.
Формировалась особая городская культура, в которой ассимилировались, размывались местные, локальные диалекты, традиции. На смену размеренному, неспешному укладу сельской жизни приходил гораздо более динамичный – городской.

Промышленный переворот изменил не только городской ландшафт, неотъемлемой частью котopoгo стали трубы заводских котельных, рабочие кварталы, но и характер социальной структуры и социальных отношений в обществе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вторая половина XIX века ознаменовалась быстрым развитием промышленного производства в большинстве стран Европы. Начались изменения в характере социальных отношений, возникли новые противоречия.

Европа: облик и противоречия промышленной эпохи.

Европа: облик и противоречия промышленной эпохи.

План. Рост промышленного производства. Социальные противоречия промышленной эпохи.

Вторая половина XIX века ознаменовалась быстрым развитием промышленного производства в большинстве стран Европы. Начались изменения в характере социальных отношений, возникли новые противоречия.

Рост промышленного производства.

промышленного

производства.

 Развитию промышленного производства содействовали достижения научно-технического прогресса. Совершенствование станков и оборудования позволило повысить производительность труда и перейти к промышленному выпуску машин. Сложилась система стандартов, обеспечивающая взаимозаменяемость узлов и деталей станков различных производителей. Возникали новые отрасли. Производство сочеталось с исследовательской деятельностью. На предприятиях создавались лаборатории, обеспечивавшие сближение науки и техники.

Развитию промышленного производства содействовали достижения научно-технического прогресса. Совершенствование

станков и оборудования позволило повысить производительность труда и перейти к промышленному выпуску машин. Сложилась система стандартов, обеспечивающая взаимозаменяемость узлов и деталей станков различных производителей.

Возникали новые отрасли.

Производство сочеталось с исследовательской деятельностью. На предприятиях создавались лаборатории, обеспечивавшие сближение науки и техники.

Сельское хозяйство. Ю.Либих (1803- 1873) Немецкий химик предложил применение химических удобрений при обработке полей.

Сельское хозяйство.

Ю.Либих (1803- 1873)

Немецкий химик предложил применение химических удобрений при обработке полей.


Транспорт. Р.Фултон (1765 -1815) Американский изобретатель создал первый пароход. Это позволило значительно улучшить технику мореплавания, создать суда, не зависящие от капризов ветра.

Р.Фултон (1765 -1815)

Американский изобретатель создал первый пароход.

Это позволило значительно улучшить технику мореплавания, создать суда, не зависящие от капризов ветра.


Д.Стефенсон (1781 – 1848) С изобретением паровоза в Англии вошла в строй первая железнодорожная линия длиной 50 км, соединившая Манчестер и Ливерпуль.

С изобретением паровоза в Англии вошла в строй первая железнодорожная линия длиной 50 км, соединившая Манчестер и Ливерпуль.


Паровоз Ракета.

Одна из первых железных дорог в Англии.

Одна из первых железных дорог в Англии.

 Создание быстрой, надёжной и относительно недорогой сети коммуникаций, связавшей города, промышленные центры с сельской местностью, с центрами добычи угля и железа, содействовало целостности национальных экономик. Исчезали сохранявшиеся очаги натурального хозяйства, ускорялось формирование единых внутренних рынков. Рост спроса на чугун и железо вёл к быстрому развитию чёрной металлургии и тяжёлой промышленности.

Создание быстрой, надёжной и относительно недорогой сети коммуникаций, связавшей города, промышленные центры с сельской местностью, с центрами добычи угля и железа, содействовало целостности национальных экономик. Исчезали сохранявшиеся очаги натурального хозяйства, ускорялось формирование единых внутренних рынков. Рост спроса на чугун и железо вёл к быстрому развитию чёрной металлургии и тяжёлой промышленности.

Великобритания. Наиболее высокими темпами технические нововведения внедрялись в Великобритании. К 1850г. На её долю приходилась примерно половина мировой добычи каменного угля, выплавки чугуна, переработки хлопка. С отменой ограничений на вывоз машин и оборудования в 1842 г. они стали важнейшей статьёй английского экспорта.

Великобритания.

Наиболее высокими темпами технические нововведения внедрялись в Великобритании. К 1850г. На её долю приходилась примерно половина мировой добычи каменного угля, выплавки чугуна, переработки хлопка. С отменой ограничений на вывоз машин и оборудования в 1842 г. они стали важнейшей статьёй английского экспорта.

Соединённые Штаты Америки В США промышленное развитие особенно набирало темпы в северо-восточных штатах. Промышленный переворот начался в хлопчатобумажной промышленности. В 1820-х годах появились первые фабрики с механическими станками. В 1830 – 1850-е гг. развернулось железнодорожное строительство, при этом протяжённость сети железных дорог превысила созданную в Англии.

Соединённые Штаты Америки

В США промышленное развитие особенно набирало темпы в северо-восточных штатах. Промышленный переворот начался в хлопчатобумажной промышленности. В 1820-х годах появились первые фабрики с механическими станками. В 1830 – 1850-е гг. развернулось железнодорожное строительство, при этом протяжённость сети железных дорог превысила созданную в Англии.

Франция Ещё в XVIII веке существовало развитое мануфактурное производство, в годы континентальной блокады монополизировавшее большую часть рынков Европы. Однако промышленный переворот в полном объёме осуществился после революции 1830 г. Начался он также в лёгкой промышленности. Стали развиваться железнодорожное строительство и металлургия.

Ещё в XVIII веке существовало развитое мануфактурное производство, в годы континентальной блокады монополизировавшее большую часть рынков Европы. Однако промышленный переворот в полном объёме осуществился после революции 1830 г. Начался он также в лёгкой промышленности. Стали развиваться железнодорожное строительство и металлургия.

Новый облик Европы. Быстрый рост городов – центров промышленности, транспорта, коммерческой деятельности, культурной жизни. Численность горожан: Великобритания – 50 % Франция – 38 % Австрия -25 % Пруссия – 25 %

Новый облик Европы.

Быстрый рост городов – центров промышленности, транспорта, коммерческой деятельности, культурной жизни.

Промышленный переворот изменил не только городской ландшафт, неотъемлемой частью которого стали трубы заводских котельных, рабочие кварталы, но и характер социальной структуры и социальных отношений в обществе.

Социальные противоречия промышленной эпохи

Социальные

противоречия

промышленной

эпохи

 Численность фабричных рабочих в середине XIX века . В Англии к их числу относилось не более1/3 всех наёмных работников, занятых в производстве. Во Франции на промышленных предприятиях было занято около 1 млн. человек. Примерно такой же была и численность германского пролетариата. В США к 1860г. насчитывалось около 1,3 млн. промышленных рабочих.

Численность фабричных рабочих

В Англии к их числу относилось не более1/3 всех наёмных работников, занятых в производстве.

Во Франции на промышленных предприятиях было занято около 1 млн. человек.

Примерно такой же была и численность германского пролетариата.

В США к 1860г. насчитывалось около 1,3 млн. промышленных рабочих.

Условия труда и быта рабочих. Детский и женский труд на фабриках Англии.

Условия труда и быта рабочих.

Детский и женский труд на фабриках Англии.

Великобритания. Чартизм .

Великобритания. Чартизм .

Народная хартия. Проект закона об избирательной реформе был опубликован в 1838 году. Он предусматривал - предоставление права голоса всем взрослым мужчинам, - дальнейшее изменение границ избирательных округов, с тем чтобы обеспечить в парламенте равное представительство всех слоёв населения.

Народная хартия.

Проект закона об избирательной реформе был опубликован в 1838 году. Он предусматривал

- предоставление права голоса всем взрослым мужчинам,

- дальнейшее изменение границ избирательных округов, с тем чтобы обеспечить в парламенте равное представительство всех слоёв населения.

Профсоюзы (тред-юнионы)

Профсоюзы (тред-юнионы)

Франция. Восстание ткачей в Лионе

Франция. Восстание ткачей в Лионе


Германия. Восстание ткачей в Силезии.

Германия. Восстание ткачей в Силезии.

Читайте также: