Евпатий коловрат и батый кратко

Обновлено: 04.07.2024

1 января 1238 г. монгольское войско оставило Рязань и по льду реки Оки двинулось на север, по направлению к крепости Коломна. Это направление было выбрано не случайно. Бату-хан намеревался, достигнув района Коломны и Москвы, отрезать великого князя владимирского Юрия Всеволодовича от Новгорода, обладавшего большим экономическим и военным потенциалом, с тем, чтобы ликвидировать любую возможность для получения помощи.

В это время один из рязанских воевод Евпатий Коловрат, бывший в Чернигове, услышал о гибели родного города и выступил с малою дружиною.
«И приехал в землю Рязанскую и увидел её опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорён, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены

Евпатий Коловрат, которого охватили гнев и скорбь за родной город, собрал решительно настроенных тысячу семьсот человек, таких же жертв войны, как и он сам, и пошёл по следам армии Бату-хана.

Отряд Евпатия Коловрата разгромил и обратил в бегство несколько малочисленных частей монгольского войска. Как только эти сведения дошли до Бату-хана, он послал против мстителей своего шурина Хостоврула, но и его отряд был разбит, а он сам пал от руки Евпатия. В народе заговорили о Евпатии Неистовом.

Коловрат

Бой Евпатия Коловрата с монгольской ратью

Бату-хан, оценив всю опасность создавшегося положения, сам двинулся против восставших. Дружинники Евпатия в конце концов были отброшены к Берендееву болоту и окружены. Рязанский воевода, оценив обстановку, попытался пробиться в северные леса, к городу Угличу. Однако у Плещеева озера все они до единого сложили головы в ожесточённой битве.

Уцелевшие израненные русские пленные были приведены к Батыю. Чингисид спросил:
— Какой вы веры и какой земли и почему мне так много зла творите?
Пленные отвечали с достоинством:
— Веры мы христианской, богатыри великого князя Юрия Ингваревича рязанского, а из полка Евпатия Коловрата. Посланы тебя, сильного царя, почтить, и с почётом проводить, и честь тебе
воздать, но не удивляйся, царь: не успеваем наливать чаши за великую силу — рать татарскую!

Тысячники монгольского войска, изумлённые дерзостью и отвагой отряда Евпатия Коловрата, говорили Бату-хану:
"Мы со многими царями, во многих землях, на многих бранях бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются: один с тысячею, а два с тьмою. И ни один из них не съедет живым с побоища"

Далее говорится, что Бату-хан сказал, глядя на тело Евпатия:
"О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего".

Под впечатлением увиденного он приказал отдать честь павшим русским и отпустить на волю немногочисленных, израненных пленных. И этим своим поступком он невольно напоминает самого Чингис-хана, который миловал даже лютого врага, проявившего беззаветную храбрость, и предавал казни даже близкого друга, опозорившего монгольское оружие своей трусостью.

Интересно умозаключение Льва Гумилёва:
"Столкновение с отрядом Евпатия Коловрата подтверждает нашу оценку численности монгольского войска. В дружине Евпатия имелось около двух тысяч воинов. Если бы в рядах монголов действительно насчитывались сотни тысяч человек, то никаким героизмом Коловрат не смог бы задержать движение монгольской армии. Скорее всего, его отряд просто не был бы замечен. Но у Батыя наверняка имелось не более половины монгольских сил, то есть 15—20 тысяч воинов, и потому нападение Коловрата на монгольский тыл оказалось столь чувствительным."

История Евпатия Коловрата связана с одним из самых трагичных эпизодов истории Руси — Монгольским нашествием, также известным как Нашествие Батыя. Это было вторжение войск Монгольской империи на территории русских княжеств в 1237-1240 годах в рамках Западного похода монголов 1236-1242 годов.

Непосредственно вторжение монголов на Русь началось в конце 1237 года. Первым под удар Батыя попало Рязанское княжество. Разбив объединенное войско рязанского князя Юрия Игоревича и муромских князей Юрия Давыдовича и Олега Юрьевича на реке Воронеж, монголы двинулись вглубь русских земель. Сам рязанский князь уцелел в этом сражении и вернулся в Рязань, к осаде которой монгольское войско приступило 16 декабря 1237 года. Первые атаки рязанцы смогли отбить, однако силы защитников таяли, а к монголам подходили все новые и новые отряды, которые возвращались из-под взятых в декабре Пронска, Ижеславля и иных городов. Стоит отметить, что Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых находились высокие дубовые стены с бойницами. Укрепления зимой поливались водой, которая замерзала, делая их еще более неприступными для штурмующих войск.

Защитники Рязани героически обороняли город в течение пяти дней, обрушивая на головы монголов камни, стрелы, кипящую смолу, сражались в рукопашных схватках. Однако на шестой день их силы практически иссякли, многие воины к тому моменту были убиты и ранены, а остававшиеся в строю практически бессменно вели бой на стенах, тогда как монголы могли давать своим войскам отдых, проводили ротацию и получали подкрепления. К тому же на заключительном этапе штурма монголы широко использовали стенобитные машины. Последний штурм города начался в ночь с 20 на 21 декабря, после упорного боя монголы ворвались в город, он пал на шестой день. При этом захватчики устроили в городе резню, уничтожив подавляющее большинство жителей Рязани, включая детей и грудных младенцев, погиб и рязанский князь Юрий Игоревич. Укрепления также были полностью разрушены, а сам город больше никогда не восстанавливался на этом месте. При этом монголы разорили не только Рязань, но и все княжество, уничтожив большое количество городов и городищ. Некоторые из них историки не могут идентифицировать и сегодня. К примеру, неизвестно точное месторасположение Белгорода Рязанского, который был стерт воинами Батыя с лица земли.

К моменту нашествия монголов на Русь Евпатию Коловрату было около 35 лет. По всей видимости, он занимал достаточно почетное место при рязанском князе, был боярином или скорее воеводой. Также он был достаточно опытным воином, талантливым командиром и обладал большой физической силой. Еще до падения Рязани князь Юрий Игоревич отправил своих людей с просьбой о помощи к князьям Владимирским и Черниговским. Именно в Чернигове находился в это время Евпатий Коловрат, здесь его и застала весть о гибели Рязани и смерти князя.

Вернувшись в родные края, он застал город и княжество разоренными и разграбленными. Его встретила лишь выжженнаю земля и пепелища, заваленные трупами убитых. Коловрат был в ужасе от жестокости завоевателей. Возможно, он вернулся в родные земли уже с небольшим отрядом рязанских воинов, находившихся при посольстве черниговского князя. На месте он пополнил свои ряды уцелевшими людьми, которые находились вне стен города и прятались в лесах. Всего ему удалось собрать отряд общей численностью до 1700 человек. С этими небольшими силами Евпатий Коловрат пустился в погоню за монголами.

Настигнуть завоевателей отряду удалось уже на территории Суздальских земель. Нападения с тыла монголы не ожидали, уверенные в том, что рязанские дружины были уничтожены полностью. Атаки Евпатия Коловрата на монгольское войско оказались для последних внезапными. Скорее всего, Коловрат использовал также тактику партизанских действий, нападения из засад, из леса. В любом случае он с небольшими силами нанес противнику серьезные потери. Монголы, которые не ожидали нападения со стороны разоренного Рязанского княжества, были в ужасе, считая, что это мертвые восстали, чтобы отомстить за себя. При этом, сколько именно боев провел отряд Евпатия Коловрата доподлинно неизвестно, никакого единого мнения на этот счет не существует. Считается, что их могло быть несколько и они были достаточно успешными, так как смогли посеять в тылах монгольского войска настоящую панику.

Личность Евпатия Коловрата, как и многих персонажей и событий XIII века, окутана множеством вопросов и тайн. К примеру, достаточно часто обсуждаются вопросы был ли Евпатий христианином или язычником? Считающие его язычником указывают на его имя и фамилию. По их мнению, коловрат — это славянский языческий символ солнца, а имени Евпатий нет в Святцах. Сомнения вызывают оба утверждения. Не существует ни одного этнографического источника, который подтверждал бы древнеславянское языческое происхождение слова коловрат и его отношение к солнцу. Напротив, достоверно известно, что коловратом самострельным называли зубчатое приспособление для взведения станковых самострелов, установленных на особом станке — раме с колесами (на Руси самострелами называли арбалеты). И фамилия Евпатия может иметь прямое отношение к данному устройству или арбалетному делу.

Если же говорить про само имя Евпатий, то это видоизмененная форма греческого имения Ипатий. В Древней Руси оно было достаточно распространенным, так как было связано с почитаемым святым священномучеником Ипатием Гангрским. В честь него в Костроме даже был сооружен один из самых старых русских монастырей. При этом небольшие изменения в произношении и написании имени Ипатий связаны с особенностями языковой традиции и не представляют собой чего-то особенного. То же греческое имя Георгий в славянской традиции видоизменилось сразу в два разных производных имени — Егор и Юрий.

Даже если Евпатий Коловрат это лишь красивая легенда и сам он собирательный образ лучших русских богатырей или даже всей Руси, она все равно важна для нашей истории. Как бы там ни было, во время Монгольского нашествия на Русь вполне можно было встретить русских людей невиданной силы духа, способных на совершение самых разных подвигов. Благодаря таким людям русские воины и смогли снискать славу в мире, а сами русские воспринимаются, как заслуживающий уважения народ.

Еще больше историй здесь:

Спасибо, что уделили время и дочитали до конца!
Если понравилась статья, подписывайтесь
на канал, ставьте лайк - будет еще очень много интересного!
⬇ ⬇ ⬇ ⬇ ⬇ ⬇

Белград '' SION ", газета для родителей и учителей священников, номер 4. от 31. января 1875 года., приносит статью '' ФОТО ИЗ СЕРБСКОЙ ИСТОРИИ ", говоря:

'' Во время войны Велизари в Италии 536, 537 и 547 Его кавалерию собирали славяне; 555-556 Добромост и Всеград - славяне возглавляли греческую армию в войне с презианами и т. д. Поэтому так и есть не удивительно, почему - по словам Теофана - серб из Дардании, но в первой половине VI. Ул. Ул. Он был императором Константинополя и Юстиниана, который назывался Администрацией; родился на Востоке; мать называлась Вигленица, а сын Любица.",

'' Священный император ЮСТИНИАН - Изначально словенский, вероятно ССРБИН, из окрестностей Скопье (Карицин Град напрасно сербам, все археологические исследования и в 1912 году., Церковь была обнаружена всего на 7 метров короче Константинополя. София, когда это еще касается сербов '' так говорит Порфирогенит ". прим. а.). Его зовут Администрация. Он унаследовал трон дяди Джастина. Все размеры этого императора связаны неразделимы его глубоким православным убеждением. (. ) Он построил большое количество красивых храмов, самые красивые из которых - Святая София в Константинополе. Он собрал и предал римские законы. Сам он издал много строгих законов против аморальности и роспуска. Собрал церковную песню '' Единственный родившийся Сын и Божьи буквы '', которые начали появляться на Литургии с 536. года. Пятое Вселенское собрание собралось в 553. году. Мирно завершилось 14 ноября 565. года на 80. лет своей жизни и переехал в Царство Небесного Императора.",

Греческий православный архиепископ Высокосвятой эльпидофор также пообщался с вице-президентом Трампом, попросив США принять сторону Греческой православной церкви.

Пионер католико-православного примирения Лорензакис, православный богослов экуменически активный, ведет борьбу за Святую Софию:

'' Профессор Лорензакис объяснил, что Святая София была построена в то время, когда вся Церковь Востока и Запада жила в сознании уникальной Церкви Христа. Если в западных экспозициях неоднократно упоминается, что эта великая и великолепная церковь была построена на районе '' Греческой православной церкви Византийской империи ", то это не так. В то время Константинополь был столицей Римской империи Восток и Запад. '' В то время Императорская церковь включала не только Восточную церковь, как считают некоторые, но и общую церковь."

Например, императоры со столицей в Константинополе назвали первые семь экуменических собраний всех церквей, решения которых действуют и сегодня. Лорензакис: '' Это были не исключительно греческие вещи." Император Юстиниан, правивший с 527. по 565 год., а Святая София строилась с 532. по 537 год, называемая пятым совместным Вселенским собранием Восток и Запад (553). Также Папа Римский Вигилий наконец принял решения Собрания.

Лорензакис говорит буквально: '' Решения в Константинополе, политические и церковные действия императоров, особенно Джастинцев, представляли и представили себя в строительстве великолепной христианской церкви Св. София, не только для Востока, но и для Запада, и, наконец, имеет огромное значение для сегодняшней взаимной Европы, даже если многое было забыто." Более активный интерес всей христианской общины к Святой Софии тоже был бы важный экуменический шаг на пути к построению доверия среди христианских исповедей.",

Евпатий Коловрат: чем русский богатырь удивил хана Батыя?

– Ой, чевой-то делается-то на Божьем свете, вы поглядите только, чего антихристы удумали, чего будет-то теперь, как проживать-то будем дале.

Люська, как всегда в таких случаях, блажила истошным голосом, ровно кто помер. Люська сама по себе была баба вроде ничего, но старая бабка Потылиха, которая даже сама точно не знала, сколько ей лет, где-то хорошо за девяносто, говаривала, что Люська, после того как мужик её пять лет назад утоп на рыбалке, немного тронулась умом. Не сказать, что сильно тронулась, всех узнавала, всё помнила, но стала нервная какая-то, чуть что, сразу в крик или в плач. Потылиха говорила, что это от потрясенья у неё на неровной почве. Потылиху в Тевризе уважали и потому верили.

Потылиха прожила в деревне всю жизнь и в Томске была только раза два или три. Мужик её удавился с горя, когда их единственного сына, поехавшего в Томск учиться, случайно зарезали в пьяной драке возле студенческого общежития. Но это было очень, очень давно, и последние полвека она жила одна, держала коз и кур и слыла пенсионеркой обеспеченной, потому что, по возрасту своему великому, получала от губернатора надбавку к пенсии – за долгожительство. Всякий раз, когда рыжая Нинка, полненькая хохотушка, на развалистом уазике привозила в Тевриз пенсию из Каргаска, Потылиха говорила ей одну и ту же фразу:

Нинка возила пенсию по зимнику с конца ноября по конец марта. В другое время до Тевриза дороги не было. Никогда. А Красной горкой в деревне называли по-семейному ухоженное, маленькое уютное кладбище, которое располагалось на пригорке с западной части деревни. Нинка все время отшучивалась, а Потылиха на неё ворчала.

Родители Потылихины сгинули где-то на Волге в конце двадцатых – начале тридцатых годов, а саму Потылиху власти определили в Сибирь, в Нарымский край, где она и выросла в детском доме. Позже, выйдя замуж, обосновалась в Тевризе, подальше от властей, поближе к своему хозяйству. О родителях она помнила только, что они держали много коров, овец, кур, индюшек и другой живности, которой торговали с прибылью, но прибыль эта была непростая – работать приходилось много и самим, и наёмным рабочим. Потом их назвали кулаками и отобрали всё. От голода они и прибрались там же, на Волге, на своём хуторе недалеко от Царицина – будущего Сталинграда. Потылиху уважали за мудрость и сдержанность, хотя уже никто толком не помнил, что по паспорту она Сталина Михайловна Потылицина. Так её переназвали в детском доме в начале тридцатых. Откуда взяли такую фамилию и отчество – этого она не знала, но помнила, что до детского дома она была Машей, а отца звали Семён.

А Люська – заполошная баба, что ни случись, а хоть бы и вовсе ничего не случилось – сразу панику поднимает, да такую, что вся деревня дрожит. Про неё даже степенный приходской священник отец Николай и тот, сняв рясу, однажды сказал в сердцах:

Сельский сход обычно собирался стихийно. Никто не вешал объявлений о том, что он будет, но когда в деревне кем-то узнавалась какая-то новость, люди шли к сельсовету сами, чтобы её обсудить. Даже если и председатель сельского поселения не приглашал жителей и проводить сход вовсе не планировал, деревенские долго сидели около сельсовета на скамейках и судачили о том о сём, постепенно переходя на дела насущные: заготовку дров, прививки скоту и иные свои деревенские хлопоты.

Глава сельского поселения дядя Гена, а официально если, то Самойлов Геннадий Ильич, не был родом из Тевриза, а родился и вырос в Новом Васюгане. В юности поступил в Томский государственный университет, где зачем-то выучился на юриста, но в городе не прижился и вернулся на Васюганье работать на буровых установках по добыче нефти. Не имея инженерного образования, он дошёл до помощника бурильщика, имел хорошую зарплату и жену в Новом Васюгане. Но вышла ситуация у него, что помогая разгружать разобранную по частям вышку с трала, зацепило его тросом-стропой и почти оторвало ногу. Пока вертолёт вызвали, пока в Каргасок привезли, а как назло ещё выходной был – хирург на рыбалку уехал. Пока нашли да привезли… в общем, ногу пришлось отнять. И остался он в тридцать с небольшим без ноги по колено и с дипломом юриста в кармане. Жена от него такого отказалась сразу и выгнала из дому. Дядя Гена парень был незлобный, скандалить не стал. Начал было пить, да вовремя одумался. И тут видит объявление в газете о том, что объявляется конкурс на должность главы в Тевриз, ну он и подал документы от нечего делать в администрацию района. Ответил на какие-то вопросы и, что удивительно – победил. Проголосовали за него жители Тевриза, может, больше из жалости, что молодой, ноги нет, работы нет, жена бросила, ну и всё в таком духе. А каким он будет председателем, никто сильно и не думал. А председателем он, кстати, вышел неплохим. Вдумчивым, аккуратным, до общего муниципального добра радеющим. За полтора года председательства все столбы освещения по деревенским улицам поменял, вертолётную площадку обновил и отреставрировал. Зауважали его местные. Почти как своего стали принимать.

Июльская болотная сыроватая жара высушила все деревенские дороги, и местные, не сговариваясь, постепенно стягивались к сельсовету, пыля ногами по песку, густо пересыпанному хвоёй, сосновой корой и белым, красным и зелёным мхом. Вездесущие, выцветшие на скупом Васюганском солнце мальчишки, словно стайки комаров, крутились вокруг сельсовета в ожидании новостей. Пришла Потылиха, опираясь на извечную свою палку, но пришла бодро. Пришел отец Николай, пришли Никитины, Арбузовы, Савельевы, Сваровские, Ивановы, Алтоняны. От нечего делать пришёл даже Илья Захаров, который вообще от рождения никакой власти, кроме своей собственной, не признавал, жил совершенно один на краю деревни, особой дружбы ни с кем не водил, а промышлял только охотой и рыбалкой. Причём, уходил в тайгу на две, три недели, а порой и больше. Илья, как бы оправдывая своё имя, был огромного роста, было ему чуть за сорок лет.


Евпатий Коловрат – русский былинный герой, о существовании которого споры не прекращаются вот уже в течение долгих десятилетий. Кто это? И был ли он на самом деле? За какие заслуги ему посвящают песни и устанавливают памятники?

В 1237 году на Рязанскую землю пришли войска Батыя. Их путь был достаточно легким, поскольку земли Руси были густонаселенными, и практически в каждом городе верховодили родственники – князья, боровшиеся друг с другом за власть. Эти распри и стали главной причиной того, что монголо-татары за несколько лет прокатились смертоносным перекати-полем по русским землям.

Легкомысленное отношение к опасным соседям привело к тому, что оборонительных сооружений на пути следования войска практически не существовало. Укрепляли только сами города.

Предыстория

Падение Рязани

Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых стояли дубовые стены с бойницами. Укрепления поливали водой, которая замерзала и делала город еще неприступнее. Люди бессменно вели сражение на стенах. Но защитников было мало, и силы их иссякали, тогда как войска ордынцев накатывались волнами – уставших и раненых воинов сменяли другие, отдохнувшие, сытые и подлеченные.

В итоге после пятидневного штурма город пал. Это произошло 21 декабря 1237 года.

Подвиг Евпатия

Он приказал захваченным в плен русичам отвезти тело на родину и похоронить с почестями.

Вопросы и еще раз вопросы

Противники этой теории считают, что Евпатий – видоизмененное имя Ипатий, и в святцах есть такой святой – Ипатий Гангрский. Фамилия же, по мнению прохристианских исследователей, свидетельствует лишь о воинских умениях. Коловрат – это разновидность русского арбалета.

Другие ученые считают, что Евпатий символизирует Русь, которая погибает, но не сдается врагу повести характерны черты эпических былинных песен XIII-XIV веков. То есть это произведение можно считать больше художественным, нежели историческим. Соответственно здесь присутствуют гипербола и символизм. Да и неточности с персонажами указывают на то, что рассматривать повесть в качестве серьезного исторического документа не стоит.

Но как бы там ни было, наверняка во времена нашествия Батыя встречались подобные подвиги и были люди невиданной силы духа. Благодаря им русские прославились как удивительный и заслуживающий всяческого уважения народ.

Читайте также: