Эволюция взглядов на предпринимательство кратко

Обновлено: 16.05.2024

Одним из основных действующих лиц рыночной экономики является предприниматель, фигура неоднозначная и противоречивая. За длительную историю человеческой цивилизации взгляды учёных, политиков и общественных деятелей на предпринимательство неоднократно менялись, принимая весьма причудливые и подчас радикальные формы. Не утихают дебаты на эту тему и в настоящее время.

Многие люди в России и за рубежом убеждены, что олигархи, беспринципные банкиры и алчные торговцы – источники всех бед, главная причина социальной несправедливости и эксплуатации человека человеком.

Другие граждане, напротив, считают предпринимательство движущей силой экономического развития, а самого предпринимателя новатором и изобретателем.

Неоднозначность и радикализм существующих о предпринимательстве мнений обусловлены различным пониманием природы и сущности бизнеса, разными идеологическими позициями и убеждениями тех или иных исследователей этого рыночного феномена.

Рассмотрим в общих чертах воззрения различных авторов и научных направлений на предпринимательство и его основные категории.

По сути дела, Кантильон стал основоположником теории формирования прибыли в условиях неопределенности. Он обнаружил, что дисбаланс между спросом и предложением создаёт возможность покупать дёшево и продавать дорого, и именно этот тип сделок приводит конкурентные рынки в состояние равновесия.

Кантильон назвал людей, использующих эти нереализованные возможности извлечения прибыли предпринимателями, то есть индивидами, желающими купить что-либо по известной цене и продать по неизвестной. Более того, он отметил, что операции такого рода не обязательно требуют производственной деятельности и не обязательно поглощают личные средства предпринимателя, хотя часто это необходимо. Таким образом, предпринимательство для Кантильона – вопрос предвидения и желания брать на себя риск, что не обязательно связано с вовлечением труда в некий производственный процесс.

— самоорганизации рынка под воздействием личного интереса;

— либеральной политики, позволяющей участникам рынка реализовать свою экономическую свободу и предпринимательскую активность.

Как видим, позиция Смита в отношении предпринимателей не отличается романтизмом. Отмечая вклад предпринимательства в экономическое развитие страны, А. Смит, тем не менее, не оставляет в стороне и негативные стороны предпринимательской активности.

Глубоко и обстоятельно исследовал институт предпринимательства выдающийся французский экономист Жан Батист Сэй (1767-1832).

Ж.Б. Сэй своими передовыми исследованиями заложил основу для дальнейшего анализа института предпринимательства; его труды стали источником вдохновения для последующих поколений исследователей и критиков предпринимательства.

За время работы на предпринимателя наёмные работники создают прибавочную стоимость, которая поступает в распоряжение владельца бизнеса. Экономические интересы наёмных работников состоят в том, чтобы большую часть рабочего времени трудиться на себя, и меньше на предпринимателя, – в этом случае растёт оплата их труда и снижается прибыль владельца бизнеса.

Интересы предпринимателя, по Марксу, диаметрально противоположны интересам наемных работников. Предприниматель всегда стремится:

— продлить ту часть рабочего времени, за которую создаётся прибавочная стоимость, – как за счёт абсолютного увеличения рабочего времени, так и за счёт снижения доли рабочего времени, когда наёмный работник трудится на себя;

— вводить жёсткую систему штрафов и дисциплинарных взысканий за нарушения трудовой дисциплины;

— увеличивать на своих предприятиях численность наёмных работников, так как каждый работник приносит прибавочную стоимость

Маркс усматривал непримиримые (антагонистические) противоречия в институте предпринимательства между трудом и капиталом; причём основу эксплуатации он видел в частной собственности на средства производства. Более того, Маркс считал класс предпринимателей преступным, так как нет такого преступления, на которое не пошли бы предприниматели за прибыль в несколько сотен процентов. Таким образом, институт предпринимательства и рыночной системы в целом должны быть ликвидированы и заменены более прогрессивным экономическим строем – коммунистическим, начальную стадию которого представляет социализм.

Из наиболее значительных теоретиков предпринимательства ХХ века следует отметить Фрэнка Найта (1885-1972) и Йозефа Шумпетера (1883-1950).

Марксистской теории краха свободного предпринимательства и социалистической революции Шумпетер противопоставил вывод о неизбежности постепенной трансформации частнопредпринимательского капитализма в экономическую систему, развитие которой будет регулироваться и направляться государством.

По-иному смотрит на бизнес и институт предпринимательства Ф. Найт. В его работах чётко просматривается не только экономический анализ предпринимательской деятельности, но и делаются далеко идущие политические выводы. В частности, Найт считает, что система свободного предпринимательства – единственно возможный способ рациональной организации народного хозяйства. Предполагать же возможность существования альтернатив системе свободного предпринимательства, – значит, – согласно Найту, – проявлять политический романтизм. Рассматривая социалистическую экономику, он неизменно утверждает, что плановое хозяйство – это хорошо организованная тюрьма.

Приведенный нами краткий обзор воззрений на предпринимателя и институт предпринимательства указывает на отсутствие единства взглядов на этот экономический и социальный феномен. Однако при всех имеющихся разночтениях можно выделить общие для всех подходы, которые позволяют дать определение предпринимательской деятельности, пригодное для практического и юридического использования. В частности, ни у кого из теоретиков предпринимательского дела не вызывают возражения такие положения, как:

а) предпринимательская деятельность осуществляется ради получения прибыли;

б) предпринимательская деятельность связана с риском;

в) по своей сущности предпринимательская деятельность является организаторской, самостоятельной и инициативной.

Указанные нами факторы органически присущи предпринимательской деятельности, являются характерными её чертами и неотъемлемыми её компонентами. Именно эти факторы отличают предпринимательскую деятельность от всякой иной и потому закладываются в её научное и правовое определение.

В современном понимании предпринимательской деятельностью называется инициативная самостоятельная деятельность отдельных людей и их коллективов, связанная с коммерческим риском и направленная на получение прибыли.

Мухамбетова Л.К., доцент

Карабалин А.Е., магистрант

Одним из самых сложных социо-культурных феноменов всей истории человечества является предпринимательство. Многоаспектность этого явления определяется плюрализмом методологических подходов к его исследованию. В современное время предпринимательство, как особый образ деятельности человека и как определенная социальная общность, представляет интерес в качестве объекта исследования практически для всех общественных наук: истории, социологии, экономической теории, культурологии, права, психологии, конфликтологии и других наук. Поэтому ни одна из гуманитарных наук не может претендовать на комплексность и полноту анализа исследуемого явления.

Английский философ Т. Гоббс увязывал предпринимательство и труд человека с позиций внимания к ним со стороны государства. Он отмечал, что необходимо поощрять различного рода промыслы, судоходство, земледелие, рыболовство и все отрасли промышленности. А предпринимательство через труд несет в себе благо социальное [2].

Француз К. Бодо (физиократ) развил идею Р. Кантильона дальше. Он отмечал, что предприниматель должен обладать определенным интеллектом, то есть различной информацией и знаниями. Другой французский экономист-физиократ Ж. Тюрго считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, а прибыль выступает в качестве основной цели успеха предпринимателя и является базой для развития производства [5].

С конца 90-х годов XIX века в мировой экономической мысли господствующим учением становится неоклассическая теория, основанная на модели рационального человека в равновесном мире. Однако в ее рамках не сформировалась единая теория, объясняющая сути предпринимательства и прибыли. В соответствии с неоклассическим подходом состояние долгосрочного конкурентного равновесия характеризуется тем, что весь продукт без остатка распределяется между собственниками трех факторов производства, а величина чистой предпринимательской прибыли равна нулю.

По Ф.Х. Найту, предпринимателем является человек, берущий на себя бремя полной неопределенности и избавляющий от него своих поставщиков.

Для реализации этой функции предпринимателю требуются специфические личные качества, и, прежде всего, интуиция. Понятно, что принятие хозяйственных решений в условиях риска и неопределенности является неотъемлемым элементом деятельности предпринимателя. Однако вряд ли это можно считать критериальным принципом, характеризующим специфику такого сложного социального явления, каким является предпринимательство [7].

Й.Шумпетер представил развернутую концептуальную схему анализа предпринимательства как самостоятельного феномена, первым обосновал позитивную роль предпринимателей в экономической системе. Благодаря ему было положено начало развитию конструктивных теорий предпринимательства. Кроме того, Й.Шумпетер внес в понимание предпринимательства такую важнейшую функциональную характеристику как разработка и обоснование процесса реализации нововведений. Й.Шумпетер, по существу, определил инновационную деятельность как фактор, влияющий на характер и скорость развития экономической системы. В данном случае следует отметить значимость инновационного компонента предпринимательства и рассматривать этот компонент как смысловое ядро данной категории.

Д. МакКлелланд в своей теории приобретенных потребностей утверждал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности. Он отмечал, что общества с повышенными мотивами к достижению порождают больше энергичных предпринимателей. А эти предприниматели в свою очередь ускоряют экономический рост. То есть, по его мнению, предприниматель есть человек с высокой потребностью в достижении, который берет на себя умеренный риск [10].

Американский исследователь Р.Хизрич определяет предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью. Под предпринимателем он понимает человека, который затрачивает на это необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение от достигнутого. В то время как А.Хоскинг утверждает, что индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение его необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения [12].

Очевидно, что многообразие определений предпринимательства связано с особенностями этого феномена, состоящего в высокой динамике изменчивости его содержания и форм. Кроме того, имеющиеся определения предпринимательства характеризуют предпринимательский процесс и предпринимателя с экономической, психологической, управленческой и других точек зрения.

1. Кузнецов О. К вопросу об эволюции теорий предпринимательства // Управление экономическими системами. Электронный журнал, 2014, № 10

2. Ерышев А.А. История политических и правовых учений: Учеб. пособие. — 3-е изд., стереотип. — К.: МАУП, 2002

4. Сэй Ж.-Б. Трактат политической экономии. – М., 1986

5. История экономических учений/ Под ред. Г.А.Шмарловской – Минск: Новое знание, 2010

6. Экономика переходного периода / Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина - М.: Изд-во МГУ, 1995

7. Найт Ф. Понятие риска и неопределенности // Thesis. Вып. 5, 1994

8. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Великие имена классической экономики. – М.: Эксмо, 2008

9. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития: Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла коньюктуры: Пер. с нем. – М., 1982

10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Под общей редакцией Л.И. Евенко – М.: Дело, 1992

11. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы - М.: - Book chamber international, 1992


На современном этапе существенно актуализировались проблемы развития предпринимательства. Это обусловлено рядом взаимосвязанных причин. Во-первых, предпринимательство онтологически характеризуется некоторыми ограничениями в сфере концентрации капитала, диверсификации деятельности, технологического развития, использование преимуществ экономии на масштабе и выходе на внешние рынки сбыта. Во-вторых, кризис мировой экономики негативно повлиял на рост отдельных национальных экономик. Больше всего посткризисная рецессия отражается на малом бизнесе. Если у крупных предприятий есть определенные внутренние резервы и возможности структурного маневра, то малые предприятия в случае ухудшения конъюнктуры имеют прямую перспективу банкротства или полной переориентации, которую в неблагоприятных экономических условиях осуществить практически невозможно.

Ключевые слова: эволюция, предпринимательство, малый бизнес, производство, экономика.

Предпринимательство как неотъемлемый элемент современной рыночной экономики находится сейчас в центре внимания политиков, экономистов, ученых. Это обусловлено самой природой существования и спецификой его влияния на экономику на макро- и микроуровнях. Воссозданное российское предпринимательство столкнулось с трудностями, причины которых необходимо понять и проанализировать, чтобы решить стоящие перед ним задачи. Для этого следует разобраться с тем, что представлял собой этот вид деятельности до 1991 года, периода его возрождения в нашей стране.

Предпринимательство определяется как рациональная комбинация факторов производства, которая достигается в любой форме хозяйственной деятельности (производство, обмен, распределение и потребление) и в любом моменте воспроизводственного процесса. Оно всегда сопровождается рисками.

При получении малого дохода в одном месте использования факторов производства он переводит их в другие отрасли и ищет новые комбинации, исходя из рыночной конъюнктуры [2–4, с.8].

Большой вклад в теорию предпринимательства внес Й. Шумпетер, создавший новый методологический подход к объяснению сущности и роли предпринимателя. Й. Шумпетер рассматривал циклы экономической активности и важнейший фактор экономической динамики — инновации, которые определены как новые, более эффективные комбинации факторов производства. В связи с этим предприниматель представляется как новатор, осуществляющий инновационную деятельность.

Эволюция концепции предпринимательства следует рассматривать и в контексте структурных изменений в промышленности. Промышленная революция, происходившая еще в XVIII-XIX веках, привела к концентрации капитала и появлению крупной промышленности. Количество мелких предпринимателей резко сокращается, особенно в сфере производства. Символом предпринимателя становится фабрикант, который добавляет к компонентам способностей предпринимателя функции инвестора и технического специалиста [6; 7, с.1–7, с. 73–74].

Во второй половине XIX века начинает формироваться так называемый управленческий капитализм, происходит становление нового типа предпринимателя — менеджер (директор), то есть происходит разделение функций собственности и управления, а также появление управленческих структур. Индивидуальные предприятия меняются акционерными обществами.

Индивидуализм, присущий западной цивилизации, начинает трансформироваться и тесно переплетается с коллективизмом.

Малые предприятия в промышленности уступают место крупным организациям, которые превращаются в главный двигатель промышленного развития. Малый бизнес вынужден поддерживать тесные связи с крупными предприятиями и банками.

В связи с этим необходимо вспомнить основные идеи представителя институционально-социального направления Дж. Гэлбрейта. Он утверждал, что крупное предприятие в XX веке осуществляет все виды деятельности, которыми раньше занимались индивидуальные предприниматели и малое предприятие. Крупное предприятие может аккумулировать необходимые ресурсы и мобилизовать человеческие компетенции для повышения производительности, получая при этом преимущества экономии на масштабе и специализации. По Дж. Гелбрейту, большая организация устраняет неопределенность рынка и создает власть менеджеров (техноструктуры) вместо власти предпринимателей [3; 4, с.8, с.19].

Предприниматель как индивидуальное лицо исчезает [3, с.7–16].

Предпринимательство в России родилось еще во времена Рюрика, хотя тогда, как известно, господствовало натуральное хозяйство. Начинателями предпринимательской деятельности были купцы. Основываясь на своем имуществе и интуиции, на свой страх и риск они налаживали торговые отношения с Византией, Средней Азией, Прибалтикой и Европой [1, с.45].

В пятнадцатом веке начали формироваться торговые центры, купеческие объединения. Предпринимательство по внешнеэкономической сферы постепенно переноситься на российскую территорию и начинает внедряться в внутрихозяйственные отношения, сначала в торговые, а затем и в производстве.

Годы правления Петра (конец 17–18 вв.) можно назвать периодом становления предпринимательства. Большой самодержец способствовал возникновению социального спроса на предпринимательскую деятельность в производстве, им был дан государственный заказ на развитие отраслей промышленности.

Переломным моментом в становлении предпринимательства считается начало 19 века. Александр 1 издал Указ о вольных земледельцах, который позволял помещикам отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. В Петербурге был открыт первый коммерческий банк с отделениями в шести городах России.

Начали активно создаваться объединения предпринимателей. Мощным стимулом в развитии предпринимательства стала отмена крепостничества. Деловые люди получили возможность свободно заниматься предпринимательской деятельностью. На этот период времени приходятся величайшее событие — промышленный переворот.

В 1886г. был принят закон, регламентирующий отношения между предпринимателями и рабочими, причем он отвечал всем требованиям международного права [2, с.79].

В 90-е годы XIX века сложилась достаточно мощная индустриальная база предпринимательства. В результате реформы С. Ю. Витте российский рубль стал конвертируемым. В начале XX века в России создаются картели, синдикаты, тресты.

В первом десятилетии XX-го века предпринимательство в России становиться массовым явлением, а до 1914 г. вступает в стадию устойчивого развития.

С 1929 г. свободное предпринимательство было свернуто и объявлено нелегитимным, произошло полное огосударствление экономики. И уже на рубеже второго половины 80-х годов, и особенно после 1991г. предпринимательство зарождается вновь.

С 1991 г. начинается новый этап развития малого предпринимательства в условиях формирования рыночного хозяйства. Именно в этот период малый бизнес занял определенную рыночную нишу со значительным комплексом проблем, которые требуют своего решения и сегодня. Тем самым, видим, что до 1991 г. начался процесс диверсификации производства — появление крупных предприятий, основанных на использовании наемного труда, который сосуществовал с сохранившимися мелкими промыслами и успешно функционировавшими хозяйственными организациями торговли и сферы услуг, которые способствовали зарождению предпринимательства в РФ. Это явилось отправной точкой для дальнейшего его распространения в нашей стране.

Проследив весь путь развития предпринимательства в мировой и российской экономике, можно сказать о том, что для того, чтобы достичь высоких экономических показателей посредством данного вида деятельности, необходимо четко понимать, как происходило развитие, какие факторы оказывали основополагающее значение. Чтобы строить надежное экономическое будущее, следует хорошо понимать, что это за явление, а также учитывать на практике все ошибки, которые были ранее допущены и положительные моменты, которые можно использовать сейчас.

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, вид деятельности, предпринимательство, Россия, XVIII-XIX, век, крупное предприятие, предприниматель, предпринимательская деятельность, экономическая структура.

Одним из основных действующих лиц рыночной экономики является предприниматель, фигура неоднозначная и противоречивая. За длительную историю человеческой цивилизации взгляды учёных, политиков и общественных деятелей на предпринимательство неоднократно менялись, принимая весьма причудливые и подчас радикальные формы. Не утихают дебаты на эту тему и в настоящее время.

Многие люди в России и за рубежом убеждены, что олигархи, беспринципные банкиры и алчные торговцы – источники всех бед, главная причина социальной несправедливости и эксплуатации человека человеком.

Другие граждане, напротив, считают предпринимательство движущей силой экономического развития, а самого предпринимателя новатором и изобретателем.

Неоднозначность и радикализм существующих о предпринимательстве мнений обусловлены различным пониманием природы и сущности бизнеса, разными идеологическими позициями и убеждениями тех или иных исследователей этого рыночного феномена.

Рассмотрим в общих чертах воззрения различных авторов и научных направлений на предпринимательство и его основные категории.

По сути дела, Кантильон стал основоположником теории формирования прибыли в условиях неопределенности. Он обнаружил, что дисбаланс между спросом и предложением создаёт возможность покупать дёшево и продавать дорого, и именно этот тип сделок приводит конкурентные рынки в состояние равновесия.

Кантильон назвал людей, использующих эти нереализованные возможности извлечения прибыли предпринимателями, то есть индивидами, желающими купить что-либо по известной цене и продать по неизвестной. Более того, он отметил, что операции такого рода не обязательно требуют производственной деятельности и не обязательно поглощают личные средства предпринимателя, хотя часто это необходимо. Таким образом, предпринимательство для Кантильона – вопрос предвидения и желания брать на себя риск, что не обязательно связано с вовлечением труда в некий производственный процесс.

— самоорганизации рынка под воздействием личного интереса;

— либеральной политики, позволяющей участникам рынка реализовать свою экономическую свободу и предпринимательскую активность.

Как видим, позиция Смита в отношении предпринимателей не отличается романтизмом. Отмечая вклад предпринимательства в экономическое развитие страны, А. Смит, тем не менее, не оставляет в стороне и негативные стороны предпринимательской активности.

Глубоко и обстоятельно исследовал институт предпринимательства выдающийся французский экономист Жан Батист Сэй (1767-1832).

Ж.Б. Сэй своими передовыми исследованиями заложил основу для дальнейшего анализа института предпринимательства; его труды стали источником вдохновения для последующих поколений исследователей и критиков предпринимательства.

За время работы на предпринимателя наёмные работники создают прибавочную стоимость, которая поступает в распоряжение владельца бизнеса. Экономические интересы наёмных работников состоят в том, чтобы большую часть рабочего времени трудиться на себя, и меньше на предпринимателя, – в этом случае растёт оплата их труда и снижается прибыль владельца бизнеса.

Интересы предпринимателя, по Марксу, диаметрально противоположны интересам наемных работников. Предприниматель всегда стремится:

— продлить ту часть рабочего времени, за которую создаётся прибавочная стоимость, – как за счёт абсолютного увеличения рабочего времени, так и за счёт снижения доли рабочего времени, когда наёмный работник трудится на себя;

— вводить жёсткую систему штрафов и дисциплинарных взысканий за нарушения трудовой дисциплины;

— увеличивать на своих предприятиях численность наёмных работников, так как каждый работник приносит прибавочную стоимость

Маркс усматривал непримиримые (антагонистические) противоречия в институте предпринимательства между трудом и капиталом; причём основу эксплуатации он видел в частной собственности на средства производства. Более того, Маркс считал класс предпринимателей преступным, так как нет такого преступления, на которое не пошли бы предприниматели за прибыль в несколько сотен процентов. Таким образом, институт предпринимательства и рыночной системы в целом должны быть ликвидированы и заменены более прогрессивным экономическим строем – коммунистическим, начальную стадию которого представляет социализм.

Из наиболее значительных теоретиков предпринимательства ХХ века следует отметить Фрэнка Найта (1885-1972) и Йозефа Шумпетера (1883-1950).

Марксистской теории краха свободного предпринимательства и социалистической революции Шумпетер противопоставил вывод о неизбежности постепенной трансформации частнопредпринимательского капитализма в экономическую систему, развитие которой будет регулироваться и направляться государством.

По-иному смотрит на бизнес и институт предпринимательства Ф. Найт. В его работах чётко просматривается не только экономический анализ предпринимательской деятельности, но и делаются далеко идущие политические выводы. В частности, Найт считает, что система свободного предпринимательства – единственно возможный способ рациональной организации народного хозяйства. Предполагать же возможность существования альтернатив системе свободного предпринимательства, – значит, – согласно Найту, – проявлять политический романтизм. Рассматривая социалистическую экономику, он неизменно утверждает, что плановое хозяйство – это хорошо организованная тюрьма.

Приведенный нами краткий обзор воззрений на предпринимателя и институт предпринимательства указывает на отсутствие единства взглядов на этот экономический и социальный феномен. Однако при всех имеющихся разночтениях можно выделить общие для всех подходы, которые позволяют дать определение предпринимательской деятельности, пригодное для практического и юридического использования. В частности, ни у кого из теоретиков предпринимательского дела не вызывают возражения такие положения, как:

а) предпринимательская деятельность осуществляется ради получения прибыли;

б) предпринимательская деятельность связана с риском;

в) по своей сущности предпринимательская деятельность является организаторской, самостоятельной и инициативной.

Указанные нами факторы органически присущи предпринимательской деятельности, являются характерными её чертами и неотъемлемыми её компонентами. Именно эти факторы отличают предпринимательскую деятельность от всякой иной и потому закладываются в её научное и правовое определение.

В современном понимании предпринимательской деятельностью называется инициативная самостоятельная деятельность отдельных людей и их коллективов, связанная с коммерческим риском и направленная на получение прибыли.

Читайте также: