Эволюция прав человека кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 539 году до н.э. армия Кира Великого, первого царя древней Персии, завоевала город Вавилон. Но огромным достижением для человечества стали его следующие действия. Он освободил рабов, объявил, что все люди имеют право сами выбирать себе религию и провозгласил расовое равенство. Эти и другие его постановления были записаны клинописью на цилиндре из обожжённой глины.Известный сегодня как цилиндр Кира, этот древний документ считается первой в мире хартией о правах человека. Он переведён на все шесть официальных языков Организации Объединённых Наций, и его положения отражены в первых четырёх статьях Всеобщей декларации прав человека.

Распространение идеи прав человека

Документы, закрепляющие права человека, такие как Великая хартия вольностей (1215 г.), Петиция о праве (1628 г.), Конституция США (1787 г.), французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) и американский Билль о правах (1791 г.), являются предшественниками многих современных документов о правах человека.

Великая хартия вольностей (1215 год)

Великая хартия вольностей считается наиболее ранним документом, оказавшим значительное влияние на процесс исторического развития, который в итоге привёл к появлению современного конституционного права в англоговорящем мире.

В 1215 году, после того как король Англии Джон нарушил ряд древних законов и традиций, согласно которым осуществлялось управление Англией, его подданные вынудили его подписать Хартию вольностей, где перечислялись нормы, которые позднее стали рассматриваться как права человека. Среди них было право церкви на невмешательство в её дела со стороны государства, право всех свободных граждан владеть имуществом и наследовать его, а также право на защиту от чрезмерных налогов. В Хартии было закреплено право вдов, владевших имуществом, не выходить повторно замуж, и установлены принципы справедливого судопроизводства и равенства перед законом. В ней также содержались положения, запрещающие взяточничество и неправомерные действия должностных лиц.Великая хартия вольностей широко признана как один из важнейших юридических документов для развития современной демократии, и её принятие стало ключевым этапом в борьбе за свободу.

Петиция о праве (1628 год)

Следующим документом, имевшим историческую важность для развития прав человека, стала Петиция о праве, составленная в 1628 году парламентом Англии и направленная королю Чарльзу I в качестве заявления о гражданских свободах. Отказ парламента финансировать непопулярную внешнюю политику, проводимую королём, вынудил его правительство силой предоставлять ему займы и расквартировывать войска в домах подданных, чтобы оказать экономическое давление. Произвольные аресты и заключения в тюрьму за сопротивление этим действиям вызвали в парламенте сильную враждебность по отношению к Чарльзу и Джорджу Виллерсу, герцогу Букингемскому. Петиция о праве, инициатором которой выступил сэр Эдвард Коук, была основана на более ранних статутах и хартиях, и в ней закреплялись четыре принципа:

  • никакие налоги не могут взиматься без одобрения парламента;
  • ни один подданный не может быть заключён в тюрьму без судебного разбирательства;
  • никакие военные не могут быть расквартированы у гражданских лиц;
  • военные законы не могут применяться в мирное время.

Декларация независимости Соединённых Штатов Америки (1776 год)

4 июля 1776 года Конгресс США одобрил Декларацию независимости. Её автор, Томас Джефферсон, написал Декларацию в качестве пояснения того, почему 2 июля Конгресс проголосовал за провозглашение независимости от Великобритании, более чем через год после начала Войны за независимость Америки, и в качестве заявления о том, что 13 американских колоний больше не входят в Британскую империю. Конгресс издал Декларацию независимости в нескольких формах. Изначально она была напечатана на больших листах и широко распространялась среди населения.

С философской точки зрения в Декларации был сделан акцент на двух темах: личных правах и правах революции. Эти идеи получили широкую поддержку среди американцев, а также стали известны по всему миру, оказав особенно сильное влияние на Французскую революцию.

Конституция США (1787 год) и Билль о правах (1791 год)

Конституция Соединённых Штатов, написанная в течение лета 1787 года в Филадельфии, стала фундаментальным законом федеральной системы государственного управления США и значимым документом для всего западного мира. Это старейшая национальная конституция, которая действует по сей день. В ней определены главные государственные органы и их полномочия и основные права граждан.

Первые десять поправок к Конституции (Билль о правах) вступили в силу 15 декабря 1791 года, ограничив власть федерального правительства США и защитив права всех граждан, жителей и гостей на американской территории.

Билль о правах защищает свободу слова, свободу вероисповедания, право на хранение и ношение оружия, свободу собраний и свободу подавать петиции. Он также запрещает необоснованные обыски и аресты, жестокие и необычные наказания и дачу показаний против себя под принуждением. Билль о правах, в частности, запрещает Конгрессу издавать какие-либо законы в отношении создания религии и запрещает федеральному правительству лишать любого человека жизни, свободы или собственности без должного судопроизводства. В случае уголовных дел федерального уровня он требует вынесения обвинительного заключения большим составом присяжных по всем особо тяжким или позорящим преступлениям, гарантирует быстрое публичное разбирательство беспристрастными присяжными в том округе, где преступление было совершено, и запрещает вторичное привлечение к уголовной ответственности за одно и то же преступление.

Декларация прав человека и гражданина

В 1789 году народ Франции сверг абсолютную монархию и подготовил почву для создания первой Французской Республики. Всего через шесть недель после штурма Бастилии и через три недели после отмены феодализма Национальное учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина в качестве первого шага к созданию конституции Французской Республики.

Первая Женевская конвенция (1864 год)

В 1864 году представители шестнадцати европейских стран и нескольких американских штатов собрались на конференцию в Женеве по приглашению Швейцарского федерального совета по инициативе Женевского комитета. Эта дипломатическая конференция проводилась с целью принятия конвенции о солдатах, получивших ранения на войне.

Основные принципы, изложенные в этой Конвенции и сохранившиеся в последующих Женевских конвенциях, наложили обязательство обеспечивать без дискриминации заботу о раненых и больных военных и уважение к медицинским транспортным средствам и оборудованию, на которые должен быть нанесён хорошо заметный символ красного креста на белом фоне.

Организация Объединённых Наций (1945 год)

Устав новой Организации Объединённых Наций вступил в силу 24 октября 1945 года, и с тех пор каждый год этот день отмечается как День ООН.

Всеобщая декларация прав человека (1948 год)

Страны, входящие в Организацию Объединённых Наций, дали клятву работать вместе, чтобы способствовать реализации тридцати статей о правах человека, которые впервые в истории были собраны и представлены в виде единого документа. Как следствие, многие из этих прав в различных формах в настоящее время являются частью конституционных законов демократических стран.


Принцип талиона присутствует практически во всех памятниках обычного права.


Логично предположить, что такая трактовка справедливости в отношениях между людьми была присуща всем первобытным народам. Этнографы отмечают весьма своеобразные формы талиона. Скажем, в Эфиопии родственник убитого чьим-либо неосторожным падением с дерева мог в таких же условиях сам броситься с дерева на правонарушителя. Ну, а уж дальше как боги рассудят.

Кстати, идея равенства перед богами или судьбой также настолько древняя, что не представляется возможным определить, когда именно она возникла. Способ выбора решения (или человека) из нескольких возможных путём жребия основан именно на этой идее.

Что же касается первых писаных законов, то они достаточно последовательно придерживались этого принципа — равенства в ответственности. Чёткая фиксация наказаний (пусть даже очень жестоких) за определённые проступки значительно ограничивала возможность произвола властей. И в какой-то степени обеспечивала свободу человека. Ведь свобода — возможность делать произвольный выбор. А как его сделать, если не представляешь последствий тех или иных своих действий.

Вы уже, конечно, знаете о Законах Хаммурапи. Это самый древний (из дошедших до нас) кодекс правовых норм. Но не самые первые законы в истории человечества.

Задолго до вавилонского царя Хаммурапи, в конце XXIV века до нашей эры, лугалем (царём) шумерского города-государства Лагаш был избран Уруинимгина.


Но всё же более осознанно к идее прав человека стали подходить мыслители и законодатели Древней Греции. Не будем повторять всё то, о чём мы говорили, изучая законодательство Спарты и Афин. Обратим внимание вот на какую вещь: мы с вами сейчас говорим о правах человека. То есть имеем в виду, что посредством законов государство должно защищать права не только своих граждан, но всех людей, которые находятся на его территории.


Сейчас трудно представить, что эта идея кому-то могла казаться революционной. Разумеется, грабить и убивать иностранных подданных закон запрещает так же, как и своих сограждан.


Трайбализм естественен для замкнутых обществ. Любой чужак может рассматриваться как потенциальная угроза. Расширение связей между народами эту замкнутость разрушало. Прежде всего речь шла о торговых связях. Они приносили выгоду обеим сторонам, в них были заинтересованы. А значит, нужно было защитить тех, кто их осуществлял, — торговцев. Купец стал первым чужаком, чья имущественная и личная безопасность стала защищаться местными нормами.

Хотя, конечно, в античном сознании, как древнегреческом, так и древнеримском, идея прав гражданина преобладала над идеей прав человека. Метеки (переселенцы) в Древней Аттике были лично свободными людьми, но не пользовались гражданскими правами независимо от длительности проживания.


Афинское гражданство не приобреталось по факту рождения. Гражданами становились лишь дети граждан. Метеки не имели также права приобретать в собственность недвижимое имущество, в первую очередь землю. Не могли обращаться к властям за защитой своих прав. Это мог делать только их покровитель, избранный из числа афинских граждан. Если такого представителя избрано не было, метеки наказывались лишением имущества.

Необходимость уравнения в правах многонационального и придерживающегося разных религий населения вплотную вставала перед великими завоевателями древности. С именем одного из них связывают первую в истории декларацию прав человека. По крайней мере, именно так этот документ в шестидесятых годах XX века назвал Мохаммед Реза Пехлеви, последний шах Ирана. Правда, далеко не все историки и политологи с ним согласны.


Первым среди мыслителей древности чётко сформулировал идею естественности прав человека Домиций Ульпиан.


В феодальном обществе средневековой Европы свобода была крайне ограничена. Такое общество можно назвать обществом всеобщей зависимости. Сословная иерархия исключала равенство перед законом. Внеэкономическое принуждение большей части населения — крепостных крестьян — практически лишало их свободы. Всевластие монархов порождало произвол и систематическое насилие. Пожалуй, только религия утверждала некоторое равенство людей.


В том смысле, что каждый должен будет лично, независимо от своего социального или иного положения в земной жизни, нести ответственность во время Страшного суда. И Божьи заповеди, в отличие от средневековых законов, были одинаковы для всех.

Но именно в это время были сделаны первые попытки встроить в государственную власть сословное представительство, ограничить права монарха, ввести для него правила, которым он обязан был следовать. С самой удачной из этих попыток вы хорошо знакомы. Да, речь идёт о Великой хартии вольностей 1215 года.

Она требовала от королевских чиновников неукоснительного исполнения правовых норм. Монарх не должен был назначать судьями, шерифами, констеблями лиц, не знающих законов. Хартия провозглашала неприкосновенность имущества, назначение наказаний только по приговору суда, право подданных свободно покидать страну и возвращаться обратно.


Противостояние Карла Первого с парламентом завершилось Английской буржуазной революцией. Король, не желавший следовать законам, закончил свою жизнь на эшафоте. А парламент в 1679 году принял Хабеас корпус акт. Согласно этому документу граждане, подвергшиеся задержанию или аресту, могли требовать, чтобы суд немедленно проверил законность этих действий.

А Билль о правах, принятый в 1689 году, вводил свободу слова и дебатов, подачи петиций королю, запрещал монарху изменять законы, устанавливать налоги. Виновные в преступлениях не должны были подвергаться жестоким и необычным наказаниям. Устанавливались также правила участия присяжных в судебных заседаниях.


Все эти документы сыграли важнейшую роль в становлении прав человека. В них не просто перечислялись некоторые права, а закладывались процедуры, которые могли гарантировать их реализацию и защиту. Они ограничивали государственную власть в её действиях против личности. Подумайте над вопросом: почему именно в Англии раньше, чем в других странах, были приняты подобные законы?

Дело, начатое в метрополии, продолжалось в её заморских владениях. Правда, не во всех. В тех, где большинство населения составляли английские колонисты. Права человека (белого и свободного) защищали Законы и свободы Массачусетса, Хартия Пенсильвании, Декларация прав Вирджинии и другие подобные документы. Их логическим завершением после образования США и принятия Конституции этого нового государства стал Билль о правах 1791 года — десять конституционных поправок, которые перечисляли основные незыблемые права граждан Соединённых Штатов.


Ещё одним важнейшим документом стала Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Французская революция закрепила традицию внесения прав человека в публичное законодательство. В XIX веке положения о правах личности были включены в швейцарскую, бельгийскую, итальянскую, датскую, австро-венгерскую, испанскую конституции.

А в 1864 году была принята первая Женевская конвенция об охране и облегчении участи раненых и больных воинов во время военных действий. Она стала первой серьёзной попыткой установления единых для всех государств стандартов международного права.

Выделим основные этапы развития идеи прав человека с древности до начала XX века.

menu

Наши лидеры приняли от нашего имени огромное количество обязательств! Если бы все обещания, под которыми они подписались, были выполнены, наша жизнь была бы мирной, безопасной, здоровой и удобной; наши правовые системы были бы справедливы и обеспечивали всем одинаковую защиту; а наши политические процессы были бы открыты и демократичны и служили интересам людей.

Так в чем же загвоздка? Одна из причин, казалось бы, мелочь, состоит в следующем: политики – такие же люди, как и все мы, и они часто идут по пути наименьшего сопротивления, если они знают, что это им сойдет с рук. Так что нам нужно точно выяснить, какие обещания были даны от нашего имени, и начать добиваться их выполнения.

Вы всегда делаете то, что обещали? Даже если вам никто об этом не напоминает?

Какими правами мы обладаем?

Оказаться в тюрьме – не проблема. Проблема в том, чтобы не сдаться. Назым Хикмет

Гражданские и политические права (права первого поколения)

Права человека чреваты политическими злоупотреблениями

Cоциальные, экономические и культурные права (права второго поколения)

Сначала желудок – а мораль потом.

Эти права связаны с совместной жизнью и работой людей, а также с удовлетворением их основных потребностей. Они основаны на идеях равенства и гарантируемого доступа к основным социальным и экономическим благам, услугам и возможностям. Эти права получали все большее международное признание под влиянием последствий начального периода индустриализации и подъема рабочего класса. Два этих фактора привели к появлению новых потребностей и новых представлений о достойной жизни. Люди осознали, что человеческое достоинство требует большего, чем просто невмешательство, предусмотренное гражданскими и политическими правами. Социальные, экономические и культурные права в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП), а также в Европейской социальной хартии Совета Европы. Социальные, экономические и культурные права основаны на идеях равенства и гарантированного доступа к основным социальным и экономическим благам, услугам и возможностям.

Социальные, экономические и культурные права основаны на идеях равенства и гарантированного доступа к основным социальным и экономическим благам, услугам и возможностям.

Коллективные права (права третьего поколения)

Список международно-признанных прав человека не остается неизменным. Хотя ни одно из прав, перечисленных во Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ), за более чем 60 лет ее существования не было поставлено под вопрос, новые соглашения и документы уточнили и развили некоторые из основных концепций, заложенных в том основополагающем документе.

Право на развитие, право на мир, право на здоровую окружающую среду, право на гуманитарную помощь…

И тем не менее, как бы мы ни решили называть эти права, есть общее мнение, что эта сфера требует дальнейших исследований и дополнительного внимания со стороны международного сообщества. Некоторые коллективные права уже признаны, в частности, в Африканской хартии прав человека и народов и в Декларации о правах коренных народов. Сама Всемирная декларация прав человека включает право народов на самоопределение, а право человека на развитие было сформулировано в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН 1986 года. Право на развитие является неотъемлемым правом человека, в силу которого каждый человек и все народы имеют право участвовать в таком экономическом, социальном, культурном и политическом развитии, при котором могут быть полностью осуществлены все права человека и основные свободы, а также содействовать ему и пользоваться его благами. Статья 1 Декларация OOН о праве на развитие.

Есть ли права более и менее важные?

Связь между различными видами прав гораздо теснее, чем об этом говорят их названия.

Связь между различными видами прав гораздо теснее, чем об этом говорят их названия. В силу различных причин, как идеологических, так и политических, социальные и экономические права с трудом пробивали себе дорогу к признанию на одном уровне с гражданскими и политическими правами. Если для обычного человека является очевидным, что минимальный уровень жизни, жилье и приемлемые условия труда одинаково важны для человеческого достоинства, то политические деятели не всегда готовы признать это. Одна из причин этого, несомненно, в том, что обеспечение основных социальных и экономических прав каждого человека в мире потребовало бы грандиозного перераспределения средств. А политики хорошо знают, что это не та политика, которая завоевывает голоса.

Поэтому такие политики заявляют, что права второго поколения отличаются от первого поколения гражданских и политических прав. Первое часто встречающееся утверждение состоит в том, что социальные и экономические права нереалистичны, что они останутся неосуществимыми, по крайней мере, в ближайшей перспективе, и что мы должны двигаться к ним постепенно. Такой подход был принят и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах: правительства должны лишь продемонстрировать, что они предпринимают меры к тому, чтобы эти цели были достигнуты когда-то в будущем. Этот постулат, конечно же, не бесспорен и, как представляется, он больше основывается на политических соображениях, чем на чём-либо другом. Многие независимые исследования показывают, что в мире достаточно ресурсов и средств, чтобы совместными усилиями - если они будут предприняты - обеспечить удовлетворение основных потребностей каждого человека.

Однако в этой логике имеет место недопонимание двух основных моментов.

Во-первых, гражданские и политические права ни в коем случае не являются чисто негативными. Например, для того, чтобы правительство гарантировало свободу от пыток, недостаточно, чтобы сами должностные лица правительства воздержались от мучения людей! Подлинная свобода от пыток требует создания сложной системы проверок и контроля: полицейских служб, юридических механизмов, свободы информации и доступа в места лишения свободы, и многое другое. То же самое относится к обеспечению права голоса и ко всем остальным гражданским и политическим правам. Другими словами, помимо воздержания от негативных действий эти права требуют от правительств позитивных шагов.

Во-вторых, социальные и экономические права (точно так же, как гражданские и политические) тоже требуют, чтобы правительства воздерживались от некоторых действий: например, от предоставления компаниям больших налоговых льгот, от стимулирования развития в тех областях, которые и без того уже относительно продвинуты, или от введения торговых тарифов, от которых страдают развивающиеся страны, и т. д.

Какие позитивные действия нужно предпринять правительству, чтобы обеспечить свободные и справедливые выборы?

В действительности различные виды прав гораздо теснее связаны друг с другом, чем можно подумать, судя по их названиям. Экономические права сливаются с политическими, гражданские часто неотличимы от социальных. Названия прав полезны для составления общей картины, но они могут и вводить в заблуждение. Многие права могут подпадать под любую категорию, а реализация прав из одной категории может зависеть от того, как осуществляются права из другой категории. В этой связи уместно вспомнить, как это понимание зафиксировано в Венской декларации и в Программе действий 1993 года, где в параграфе 5 признано, что:

Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием.

Наука наступает

Kaждый человек имеет право участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
Статья 27, ВДПЧ

Конвенция Овьедо Совета Европы

Еще одной областью, где новые права получают признание, является медицина. Новые научные открытия, в частности, в области генной инженерии и пересадки органов и тканей, выявили множество вопросов, связанных с этикой и правами человека. В результате научно-технического прогресса в этих областях пришлось задаться вопросами о самой природе жизни. Совет Европы ответил на этот вызов времени принятием нового международного соглашения: Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины (далее именуемая как Конвенция Овьедо). Соглашение вступило в силу в декабре 1999 года. Конвенция Овьедо подписана тридцатью и ратифицирована десятью государствами-членами Совета Европы. Она содержит рекомендации по ряду проблематичных вопросов, затронутых в предыдущем разделе.

Краткое содержание основных статей:

  • Любая форма дискриминации в отношении лица по признаку его генетического наследия запрещается.
  • Прогностическое генетическое тестирование может осуществляться только в медицинских целях, а не для того, чтобы, например, предопределить физические свойства, которые разовьются у ребенка в дальнейшей жизни.
  • Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено лишь в профилактических, диагностических или терапевтических целях.
  • Не допускается использование вспомогательных медицинских технологий деторождения в целях выбора пола будущего ребенка.
  • Изъятие у живого донора органов и тканей для их трансплантации может производиться исключительно с целью лечения реципиента (Статья 21 – Запрет на извлечение финансовой выгоды)

Любое вмешательство с целью создания человека, генетически идентичного другому человеку, живому или мертвому, запрещается.

Дополнительный протокол к Конвенции о защите прав человека и достоинства человека, Париж, 1998 г.

Генная инженерия представляет собой метод сознательного изменения унаследованных свойств организма путем внесения изменений в его генетический материал. Прогресс в этой области вызвал бурные споры по ряду различных вопросов, связанных с этическими нормами и правами человека. Например, можно ли разрешить изменение клеток зародыша, если это приведет к постоянным генетическим изменениям во всем организме и в последующих поколениях? Или можно ли разрешить клонирование человеческого организма из отдельного гена, если это позволено делать с мышами и овцами?

Должны ли быть ограничения в сфере научных исследований?

Развитие биомедицинских технологий также сделало возможной пересадку взрослых и эмбриональных органов и тканей из одного организма в другой. Подобно генной инженерии, это направление медицины таит в себе огромный потенциал для улучшения здоровья и даже спасения жизни людей. Но задумайтесь над некоторыми спорными вопросами, которые возникли вследствие прогресса:

Читайте также: