Эволюция брака и семьи в истории человеческого общества кратко

Обновлено: 04.07.2024

Презентация на тему: " Эволюция семьи" — Транскрипт:

1 Выполнила: Шишова Мария, Б-31

3 2. История брачно-семейных отношений Многие формы семьи были унаследованы от животного мира. Одна из таких форм – гаремная семья. Но на заре человечества она была не такой как средневековые или современные семьи гаремного типа. Другой формой человеческой семьи, тоже наблюдаемой в стадах высших обезьян, была материнско-родовая, когда главой становилась женщина. К концу эпохи ранней-родовой общины постепенно сложился парный брак. Однако его парность была относительной, и обычно супруги, вступившие в парный брак, продолжали иметь дополнительных жён и мужей.

4 Брак в древности Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившимся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением.

6 Европейский брак в средневековье В соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность, как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.

8 Семья в библейские времена Фратриархат- главой семьи является старший брат. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она рожала ему детей, и он имел абсолютную власть над потомством. Семья не была замкнутой: в нее входили все кровные родственники, а также слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все они находились под защитой семьи.

9 В большинстве случаев жених не видел невесты до тех пор, пока брак не был заключен. На свадьбе происходил обмен дарами. И мужчины и женщины вступали в брак молодыми. Инцестуозные браки были запрещены законом. Смешанные браки имели место, но не поощрялись. Целью брака являлось укрепление семьи, предпочтительно состоящей из особ мужского пола. Внебрачный секс был запрещен, и за измену или блуд полагалось наказание. Мужчина обладал большей свободой и ценностью в глазах общества. Предназначением женщины было вынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во всех его делах. Социального статуса у женщины фактически не было, и все решения принимались мужчинами.

11 Христианская модель семьи В период раннейго христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове. Во времена первых христиан концепция семьи мало отличалась от иудейской. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться.

14 Любовь к детям в Домострое рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни.

15 В XVIII веке и к середине XIX века, в России начала преобладать индивидуальная семья из 23 поколений родственников по прямой линии. К XIX веку в российской культуре низших слоев утвердился тип малой семьи со структурой, соответствующей модели православной семьи: отец сын мать. К концу XIX началу XX века все сильнее давала себя знать патриархальность семейной модели. Она взрывалась как бы изнутри, ее распирало внутренними противоречиями, которые завершались тяжелыми семейными кризисами.

16 В недрах капиталистического общества зарождались новые семейные отношения - пролетарская семья. В ней, несмотря на то, что женщина за труд получала меньше, чем за тот же труд получал мужчина, у супругов было одинаковое положение (по отношению к средствам производства, ведь они оба продавали свой труд и в этом были равноправны). Такое равноправие повлияло и на семейные отношения, и муж перестал быть хозяином жены и детей. Появилось больше возможностей вступать в брак по любви, ведь пролетариям проще было вступить в брак по взаимной влюблённости, которая могла бы развиться в настоящую супружескую любовь. Но эти возможности мало кого привели к счастью из-за низкого уровня жизни, культуры и образования.

17 Социалистическая семья, как и пролетарская, основывалась на равноправии супругов. Отсутствие частной собственности и классовых различий способствовало этому. А небольшие различия между прослойками не были серьёзной помехой, хотя человеку не занимать изобретательности, чтобы дать другим почувствовать своё превосходство над кем-то, даже в каких-то мелочах. И всё же социальное равенство, общность интересов и взглядов, общая ответственность за детей – это хорошая почва для строительства семейного счастья, но отсутствие реальных целей, традиций, и сексуальной грамотности не дали миллионам семей обрести при социализме семейное счастье.

18 Дети в семье Рассматривая патриархальные семьи в различных странах и полушариях, исследователи отмечают, что отцы в этих семьях относятся к детям по-разному. Например, роль наказания, особенно физического, значительно выше в западных патриархальных семьях, чем в восточных. Отец находится на недосягаемой высоте для ребенка, отношения строго вертикальны: отец прежде всего авторитет, прообраз и олицетворение той власти, которой ребенок беспрекословно будет подчиняться, когда вырастет и сам станет отцом.

20 4) Навязчивый стиль (XVIII в.), ребенок становится ближе родителям, но поведение и внутренний мир ребенка контролируются. 5) Социализирующий стиль (XIX первая половина XX вв.), ребенок объект воспитания и научения, основные усилия родителей направлены на тренировку воли и подготовку ребенка к самостоятельной жизни. 6) Помогающий стиль (с середины XX в. по настоящее время), родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка, преобладает эмоциональный контакт и сочувствие.

21 3. Нетрадиционные семьи К настоящему времени появились такие семьи, описание которых в историческом контексте не соответствует традиционным представлениям.

22 Альтернативные формы брачно-семейных отношений в современном обществе

Европейский тип брака возник более 300 лет назад, но история возникновения моногамной семьи насчитывает многие тысячелетия.

Считается, что в первобытном человеческом обществе существовал промискуитет, т.е. имели место неупорядочные половые отношения.

Фактором, препятствующим полному уничтожению раннего человеческого сообщества, могло служить создание устойчивых парных связей.

С появлением родов половые сношения были упорядочены, но считать это время наступлением брачных отношений было бы неверно. Половые отношения существуют и до брака и вне брака; брак же несет в себе определенные права и обязанности.

Впервые такие обязанности возникли с появлением группового брака. В условиях группового брака возникают права и обязанности по обеспечению питанием и воспитание детей и подростков. Все дети находились в женской группе, и лишь повзрослев, мальчики переходили в группу мужчин; ведущая роль стала принадлежать женщине, т.е. наступил век матриархата.

Уже давно было замечено, что у многих народов в основу всех семейных прав кладется от матери, а не от отца. На основании подобных фактов пришли к выводу, что сначала существовал матриархат, который проявлялся по существу в многофункциональности женщины, а не в ее главенстве.

Полигамные отношения вовсе не отрицают любовь, но любовь не всегда бывает и в привычных нам моногамных браках.

За несколько тысячелетий до новой эры в кодексе вавилонского царя Хаммурапи было закреплено неравенство супругов - кодекс признает моногамию, но разрешает мужу брать наложниц, а за неверность особо строго карает жену. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах. Не избежала их и Россия, где женщина была в полной зависимости от мужа, и эта зависимость закреплялась законодательством.

Впервые в истории равенство мужчин и женщин перед законом провозгласила Французская революция 1793 г., когда были введены брак по взаимному согласию, система разводов, отменено различие детей на законных и незаконных.




Таким образом, путь к моногамной семье был долгим и сложным. Отношения между полами постоянно претерпевали изменения. Происходят они и ныне: меняются взгляды на половое поведение мужчин и женщин.

Во всех странах уровень урбанизации влияет на структуру семьи. Реже встречаются пространные семьи. Уменьшается численность детей в семье. В современных городах резко возрастает свободный выбор партнера. Увеличивается возраст вступающих в брак молодых людей. Снижается власть родителей над детьми и власть мужчин над женщинами. Усиливаются миграционные процессы, в которые попадает современная семья.

Если ограничиться последними годами европейской цивилизации, то можно отметить, что семья строится вокруг супружеских отношений, а не в угоду кровным; растет тенденция членов семьи к индивидуализации; возникают альтернативные формы брачно-семейных отношений; брак освобождается от религиозных, национальных, социально-демографических предрассудков; формируются новые способы решения семейных проблем.

Отечественные и зарубежные монографии, посвященные проблемам семьи и брака, перестали быть редким явлением (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, Б. Н. Кочубей, В. Сатир, Д. Скиннер, Г. Навайтис и др.). В большинстве исследований нашли отражение мотивы вступления в брак, функции семьи, причины семейных конфликтов и разводов, методы семейной терапии. Круг психологических работ, в которых предметом изучения становилась бы эволюция семьи, ее структуры, специфики отношений, как супружеских, так и детско-родительских, существенно ограничен. Из известных работ можно упомянуть исследования А. Г. Харчева и В. Н. Дружинина.

Можно согласиться с утверждением, что каждая культура порождает определенную нормативную модель семьи, точнее, группу моделей. Структура нормативной модели включает в себя элементы нормативных членов семьи, каждый из которых характеризуется определенным статусом, т. е. позицией с определенными правами и обязанностями, с которыми связано соответствующее поведение.

2.Эволюция семейных отношений в историческом контексте.

Брак в древности.

Первые письменные законы о браке появились в древнем Вавилоне. В то время брак являлся экономической сделкой (жених выкупал невесту у её отца за деньги).

В древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Поэтому, чтобы не делить наследство в брак вступали братья и сёстры.

В период Матриархата, наследование шло по женской линии, поэтому древние египетские фараоны женились не только на своих сёстрах, но и на дочерях.

В древнем Риме жена считалась частью имущества мужа. Закон предписывал жёнам полностью приспосабливаться к характеру мужей, а мужьям предписывалось управлять жёнами.

Европейский брак в средневековье.

Семья в библейские времена.

В древнееврейской семье муж был хозяином своей жены и имел абсолютную власть над потомством. Невесты он абсолютно не видел до тех пор, пока брак не заключён. Инцест был запрещён. И существовало чёткое разграничение между мужчиной и женщиной. Мужчина обладал большей значимостью для общества. А у женщины социального статуса не было вообще. Общественным идеалом являлась покорная, смиренная женщина.

Языческая семья (христианский период).

Христианская модель семьи.

Глава рода, отец семейства – это патриарх. Он же выполняет функции вождя.

Наш отечественный исследователь Кочубен отмечал, что здесь сливаются воедино социальные роли отца, вождя, учителя. Члены семьи повинуются отцу, как все люди повинуются Богу, Отцу Небесному. Отцу семьи предписываются функции монарха, а государственному правителю и Богу – функции отца (опосредовала социальные роли через христианские обычаи). Христианским законам оба супруга должны созидать свой брак. Для этого надо бороться с грехами, работать над собой, углублять духовную жизнь. Мужу необходимо на себя взять первое место: ответственность, быть главой. А жене следует смиренно занять второе место: никогда не роптать, выполнять совместно волю Божью.

Семья по домострою.

Домострой – письменный документ 17 г. Главное место в семье принадлежит мужу. Социальный статус женатого мужчины в обществе выше, чем у одинокого. Домострой рекомендует жене угождать мужу, приноравливаться к нему. В семейных отношениях осуждаются сквернословие, блуд, гнев, ярость, злопамятство. Семейные отношения следовало ограждать от сплетен, пересудов, поэтому для окружающий людей семья всегда демонстрировала свои благополучные стороны. Считалась очень хорошей стороной соблюдать уверенность во всём. Главная обязанность детей – любовь к родителям и абсолютное послушание. Родителям не возбранялось физически наказывать детей. Виды брачно-семейных отношений тоже эволюционировали:

Семья, состоящая из группы родственников, т.е. женщины и дети принадлежат всем мужчинам группы.

Сегментарная семья – глава семьи имеет отдельных жён, а у братьев имеются общие жёны, а сёстры имеют общих мужей.

Общность жён уничтожена, но каждый мужчина имеет одну или несколько жён (моногиния, полигиния). А женщины имеет несколько мужей (полиандрия).

Моногамный брак в его современном виде.

Возникла проблема частной собственности и проблема супружеской верности-неверности. Когда мужчина начал владеть имуществом, он должен был быть уверенным, что дети – его дети (а не соседа). С этого момента мужчина начал жёстко пресекать супружескую неверность (на мужчин это не распространялось).

Вопросы для самоконтроля:

1.Расскажите о семье и браке в истории общества.

2.Раскройте эволюцию семейных отношений в историческом контексте.

1. Семья и брак в истории общества.

2. Эволюция семьи.

1.Семья и брак в истории общества.

Европейский тип брака возник более 300 лет назад, но история возникновения моногамной семьи насчитывает многие тысячелетия.

Считается, что в первобытном человеческом обществе существовал промискуитет, т.е. имели место неупорядочные половые отношения.

Фактором, препятствующим полному уничтожению раннего человеческого сообщества, могло служить создание устойчивых парных связей.

С появлением родов половые сношения были упорядочены, но считать это время наступлением брачных отношений было бы неверно. Половые отношения существуют и до брака и вне брака; брак же несет в себе определенные права и обязанности.

Впервые такие обязанности возникли с появлением группового брака. В условиях группового брака возникают права и обязанности по обеспечению питанием и воспитание детей и подростков. Все дети находились в женской группе, и лишь повзрослев, мальчики переходили в группу мужчин; ведущая роль стала принадлежать женщине, т.е. наступил век матриархата.

Уже давно было замечено, что у многих народов в основу всех семейных прав кладется от матери, а не от отца. На основании подобных фактов пришли к выводу, что сначала существовал матриархат, который проявлялся по существу в многофункциональности женщины, а не в ее главенстве.

Полигамные отношения вовсе не отрицают любовь, но любовь не всегда бывает и в привычных нам моногамных браках.

За несколько тысячелетий до новой эры в кодексе вавилонского царя Хаммурапи было закреплено неравенство супругов - кодекс признает моногамию, но разрешает мужу брать наложниц, а за неверность особо строго карает жену. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах. Не избежала их и Россия, где женщина была в полной зависимости от мужа, и эта зависимость закреплялась законодательством.

Впервые в истории равенство мужчин и женщин перед законом провозгласила Французская революция 1793 г., когда были введены брак по взаимному согласию, система разводов, отменено различие детей на законных и незаконных.

Таким образом, путь к моногамной семье был долгим и сложным. Отношения между полами постоянно претерпевали изменения. Происходят они и ныне: меняются взгляды на половое поведение мужчин и женщин.

Во всех странах уровень урбанизации влияет на структуру семьи. Реже встречаются пространные семьи. Уменьшается численность детей в семье. В современных городах резко возрастает свободный выбор партнера. Увеличивается возраст вступающих в брак молодых людей. Снижается власть родителей над детьми и власть мужчин над женщинами. Усиливаются миграционные процессы, в которые попадает современная семья.

Если ограничиться последними годами европейской цивилизации, то можно отметить, что семья строится вокруг супружеских отношений, а не в угоду кровным; растет тенденция членов семьи к индивидуализации; возникают альтернативные формы брачно-семейных отношений; брак освобождается от религиозных, национальных, социально-демографических предрассудков; формируются новые способы решения семейных проблем.

Отечественные и зарубежные монографии, посвященные проблемам семьи и брака, перестали быть редким явлением (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, Б. Н. Кочубей, В. Сатир, Д. Скиннер, Г. Навайтис и др.). В большинстве исследований нашли отражение мотивы вступления в брак, функции семьи, причины семейных конфликтов и разводов, методы семейной терапии. Круг психологических работ, в которых предметом изучения становилась бы эволюция семьи, ее структуры, специфики отношений, как супружеских, так и детско-родительских, существенно ограничен. Из известных работ можно упомянуть исследования А. Г. Харчева и В. Н. Дружинина.

Можно согласиться с утверждением, что каждая культура порождает определенную нормативную модель семьи, точнее, группу моделей. Структура нормативной модели включает в себя элементы нормативных членов семьи, каждый из которых характеризуется определенным статусом, т. е. позицией с определенными правами и обязанностями, с которыми связано соответствующее поведение.

2.Эволюция семейных отношений в историческом контексте.

Брак в древности.

Первые письменные законы о браке появились в древнем Вавилоне. В то время брак являлся экономической сделкой (жених выкупал невесту у её отца за деньги).

В древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Поэтому, чтобы не делить наследство в брак вступали братья и сёстры.

В период Матриархата, наследование шло по женской линии, поэтому древние египетские фараоны женились не только на своих сёстрах, но и на дочерях.

В древнем Риме жена считалась частью имущества мужа. Закон предписывал жёнам полностью приспосабливаться к характеру мужей, а мужьям предписывалось управлять жёнами.

Европейский брак в средневековье.

Семья в библейские времена.

В древнееврейской семье муж был хозяином своей жены и имел абсолютную власть над потомством. Невесты он абсолютно не видел до тех пор, пока брак не заключён. Инцест был запрещён. И существовало чёткое разграничение между мужчиной и женщиной. Мужчина обладал большей значимостью для общества. А у женщины социального статуса не было вообще. Общественным идеалом являлась покорная, смиренная женщина.

Языческая семья (христианский период).

Христианская модель семьи.

Глава рода, отец семейства – это патриарх. Он же выполняет функции вождя.

Наш отечественный исследователь Кочубен отмечал, что здесь сливаются воедино социальные роли отца, вождя, учителя. Члены семьи повинуются отцу, как все люди повинуются Богу, Отцу Небесному. Отцу семьи предписываются функции монарха, а государственному правителю и Богу – функции отца (опосредовала социальные роли через христианские обычаи). Христианским законам оба супруга должны созидать свой брак. Для этого надо бороться с грехами, работать над собой, углублять духовную жизнь. Мужу необходимо на себя взять первое место: ответственность, быть главой. А жене следует смиренно занять второе место: никогда не роптать, выполнять совместно волю Божью.

Семья по домострою.

Домострой – письменный документ 17 г. Главное место в семье принадлежит мужу. Социальный статус женатого мужчины в обществе выше, чем у одинокого. Домострой рекомендует жене угождать мужу, приноравливаться к нему. В семейных отношениях осуждаются сквернословие, блуд, гнев, ярость, злопамятство. Семейные отношения следовало ограждать от сплетен, пересудов, поэтому для окружающий людей семья всегда демонстрировала свои благополучные стороны. Считалась очень хорошей стороной соблюдать уверенность во всём. Главная обязанность детей – любовь к родителям и абсолютное послушание. Родителям не возбранялось физически наказывать детей. Виды брачно-семейных отношений тоже эволюционировали:

Семья, состоящая из группы родственников, т.е. женщины и дети принадлежат всем мужчинам группы.

Сегментарная семья – глава семьи имеет отдельных жён, а у братьев имеются общие жёны, а сёстры имеют общих мужей.

Общность жён уничтожена, но каждый мужчина имеет одну или несколько жён (моногиния, полигиния). А женщины имеет несколько мужей (полиандрия).

Моногамный брак в его современном виде.

Возникла проблема частной собственности и проблема супружеской верности-неверности. Когда мужчина начал владеть имуществом, он должен был быть уверенным, что дети – его дети (а не соседа). С этого момента мужчина начал жёстко пресекать супружескую неверность (на мужчин это не распространялось).

Детерминантами развития брачно-семейных отношений в истории общества стали потребность рода в сильном жизнестойком потомстве, необходимом для выживания рода, и развитие производительной деятельности с соответствующими.ей хозяйственными производственными отношениями. Можно выделить следующие этапы развития брачно-семейных отношений в истории человечества [Зацепин, 1991]:

  • промискуитет (смешанность, всеобщность) — беспорядочная, социально нерегулируемая связь между полами, характерная для самого раннего этапа развития человеческого общества;
  • эндогамия — добрачная форма сожительства между полами внутри общности, не ограниченная социальными предписаниями;
  • экзогамия — социально регулируемая форма отношений между полами с ограничением сексуальных связей между кровными родственниками. Закрепление экзогамии обусловлено общими закономерностями перехода человечества от инстинктивно-биологического к социальному культурно- историческому типу жизни, а также вытеснения инстинктивно-биологических механизмов регуляции поведения человека и замены их социальными регуляторами (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин). Важным фактором закрепления экзогамных отношений стало рождение жизнеспособного потомства в тех племенах, где практиковались жесткие социальные табу.

На основе экзогамии возникла первая форма брака — групповой дуально-родовой брак. В его рамках мужчины одного рода обладали правом на супружеские отношения со всеми женщинами другого рода. Субъектом полноправной хозяйственной деятельности, обеспечивающей выживание членов рода, по-прежнему являлся весь род. Воспитание детей также осуществлялось всем родом. Парный брак, пришедший на смену групповому, уже предполагал избирательность и длительность отношений между мужчиной и женщиной рода. Первоначально основой парного брака выступают лишь сексуальные отношения и личная привязанность партнеров. Функции ведения хозяйства и воспитания детей реализуются родовым субъектом, а не супружеской парой. Родство определяется по материнской линии в силу того, что установление биологического отцовства оказывается затруднено. Матриархат как способ организации кровно-родственных отношений в этой ситуации более целесообразен для выполнения важнейшей функции продолжения рода. По мере развития земледелия и роста производительности труда дальнейшее становление семьи происходит в направлении укрепления ее хозяйственной самостоятельности. Возможности родителей самостоятельно прокормить и воспитать детей, возрастание стабильности сексуальных отношений, цементируемых и общими хозяйственными интересами супругов, привели к возникновению моногамной (единобрачной) семьи. Половой диморфизм обусловил усиление роли мужчины как кормильца семьи и возрастание ответственности женщины за воспитание детей. Стабильность брачных отношений обеспечила надежность установления отцовства. Патриархат как форма организации родственных отношений по отцовской линии закономерно пришел на смену матриархальным отношениям, знаменуя поворот к установлению отношений неравенства супругов по типу доминирования — подчинения матери (жены) и главенства отца (мужа) в семье. Развитие отношений частной собственности привело к закреплению моногамной патриархальной семьи как формы регуляции брачно-семейных отношений, наиболее точно отвечающей социальной организации общества.

Кризисные периоды в браке.

Специфика общения в семье.

Без сомнения, проблема общения занимает основное место в семейных отношениях, будь то отношения между мужчиной и женщиной, или между детьми и родителями. В этой статье вы узнаете об общении в семье с точки зрения психологии, основные особенности и стили общения в семье, характеристика типов семьи, альтруистический и корпоративный тип семьи, демократическая и авторитарная семья

Довольно часто неумение слышать, правильно выражать свои чувства и эмоции становятся причинами разводов, глубоких обид или даже психологических травм. Психологи уже давно интересуются этим вопросом, ведь оно является таким важным для каждого человека. Исследуя вопрос общения в семье, психологи проследили определенные тенденции и определенные стили общения.

В настоящее время во многих странах нестабильность брака стала существенной социальной проблемой.

В макроскопическом плане причины этого явления известны. Это научно-техническая революция и связанная с ней эмансипация женщин, экономическая самостоятельность практически всех взрослых людей, интенсивная миграция населения. Хорошо известно, что в настоящее время исчезла большая часть прежних экономических, религиозных и других факторов, обеспечивающих устойчивость брака и семьи. Кроме указанных условий каждый развод имеет собственные основания, главные и сопутствующие причины и мотивы.

Под мотивом развода понимается обоснование решения о том, что потребности в браке не могут быть удовлетворены в данном супружеском союзе. Психологические исследования мотивов разводов дают основание говорить об их довольно устойчивой иерархии. Согласно исследовательским данным С.В. Чуйко, в условиях большого города мотивы разводов можно расположить в следующем порядке

1) пьянство и алкоголизм или наркомания одного из супругов;

2) несходство характеров и отсутствие взаимопонимания;

3) измена или подозрение в измене;

5) появление другой семьи;

6) утрата чувства любви;

7) физическая несовместимость;

9) вмешательство в семейные отношения родителей или других родственников;

10) болезнь одного из супругов;

11) фиктивное заключение брака;

12) безответственное отношение супругов к семье и семейным обязанностям;

13) вынужденная разлука супругов;

14) отсутствие детей или нежелание одного из супругов их иметь.

17.

20.

Определение конфликта

Пути решения конфликтов

Прежде чем поговорить о стратегиях решения конфликтов, коснемся такого важного аспекта, как выбор средств, избираемых при решении вопросов. «В случае возникновения конфликта супруги, как правило, ищут средства, с помощью которых можно было бы его устранить. Выбранные средства приводят к тому, что конфликты либо устраняются, либо усиливаются (вплоть до распада семей), либо сохраняются в течение длительного времени, делая брак нестабильным. Если конфликты исчезли, супруги вправе считать, что нашли верные средства семейного взаимодействия…

Херсонский Б.Г. [38, с.29] приводит различные пути снятия негативного напряжения, которые могут выбрать супруги:

1) Сублимация - энергию инстинктивного влечения человек направляет на какую-то общественную деятельность. Например, уставшая и раздраженная жена, приходя домой начинает стирать и отдает этому всю агрессию.

2) Изоляция или ограниченное поведение - чтобы снять эмоциональное напряжение человек, выключает себя от тех ситуаций где он мог бы пострадать.

3) Импульсивные, агрессивные действия - в семейной жизни это скандал. В скандале выплескиваются все негативные эмоции. После скандала, обычно через короткое время, супруги мирятся.

1. Доминирование, свойственно для тех, кто проявляет авторитаризм в семье, подавляя желания, интересы и чувства другого. Ориентация только на свои интересы. Такая стратегия приемлема лишь в самых критических ситуациях, когда нужно срочно предпринять шаги к спасению жизни или что-либо подобное (например во время пожара, когда нужно эвакуировать семью из помещения).

2. Уход, избегание характеризуется отказом от своих интересов и нежеланием идти навстречу своему партнеру. Уходя от решения проблем, люди только усугубляют положение, так как нерешенные проблемы возвращаются и накапливаются. Проблемы, которые мы игнорируем еще вернутся к нам, но в самых неблагоприятных обстоятельствах. Такой способ может считаться удачным в моменты эмоционального напряжения и то на какое-то время, а потом необходимо вернуться к решению конфликта.

4. Компромисс между участниками конфликта достаточно неплохой способ достижение решения проблемы. Для него характерно стремление обоих найти взаимопонимание путем взаимных уступок.

Типология конфликтов

«Конфликт, как правило, порождается не одной, а комплексом причин, среди которых весьма условно можно выделить основную. По основной причине, т.е. по ведущему мотиву, можно выделить следующие группы семейных конфликтов, возникающих в результате:

· Сильно развитых материальных потребностей одного или обоих супругов;

· Неудовлетворенность в самоуважении;

· Наличие у одного или обоих супругов завышенной самооценки;

· Несовпадения представлений супругов о содержании ролей мужа, жены, отца, матери, главы семьи;

· Неумения супругов общаться друг с другом, с родственниками, друзьями и знакомыми, коллегами по работе;

· Неумение супругов разобраться в причинах, вызывающих нежелательное поведение одного из них, в результате чего возникает взаимное непонимание;

· Нежелание одного из супругов участвовать в ведении домашнего

· Нежелание одного из супругов заниматься воспитанием детей или несовпадения взглядов на методы их воспитания;

Данная типология позволяет представить различные сферы семейной жизни, вызывающие противоречия.

Конфликт может быть как конструктивным, так и деструктивным.

«Конструктивный конфликт характеризуется следующими признаками:

· Проблема разрешается на основе интеграции, компромисса и учета интересов всех членов семьи;

· В результате укрепляются отношения между супругами, улучшается взаимопонимание и возрастает способность эффективно разрешать новые конфликты, снижает уровень конфликтности в семье в целом;

Деструктивный конфликт, в отличие от конструктивного, характеризуется тем, что:

История семьи уходит в далекую древность, она тесно связана с историей первобытного общества, одной из самых сложных и дискуссионных областей современной науки. История семьи переплетена с антропогенезом — становлением человека и социогенезом — возникновением социума, общества. Семья в начале человеческой истории была основным социальным основанием, формой отношений между полами, по всей вероятности, определяла весь социальный порядок древнего общества [6, с. 334].

Становление человеческого общества предполагает подавление зоологических инстинктов, введение их в социальные рамки. Исторически шло обуздание, очеловечивание основных биологических инстинктов — пищевого и полового. Именно поэтому система отношений полов и ее развитие тесно связаны со становлением социальной жизни.

Антропогенез неотделим от социогенеза. В ходе эволюции человека в первую очередь закреплялись и усиливались те наследственные изменения биологической организации людей, которые вели его к социализации.

Существуют две основные гипотезы, раскрывающие сущность древнейших форм брака. Первая точка зрения связывает всю первобытную эпоху человечества с групповым браком, вторая — отрицает наличие групповых форм отношений между полами, исходит из представления об универсальности индивидуального брака [12].

В наше время большинство исследователей древности считают, что, выйдя из животного состояния, люди приняли стадный образ жизни, связанный с промискуитетом (в переводе с латыни "общий, смешанный"). Это означает, что внутри стада предлюдей существовали неограниченные половые связи, отсутствовали половые запреты. Сторонники теории промискуитета считают этот порядок вещей зарождением определенных социальных норм [1].

В отличие от стада животных человеческое стадо отличалось стабильностью и постоянством. Стабильность стада обеспечивалась общественной дисциплиной и взаимопомощью. Стадные отношения предлюдей не были зоологическим хаосом, а являлись первой социальной формой жизни, связанной с определенными правилами и нормами социального поведения. Таким образом, промискуитет — это одна из самых ранних форм организации.

От стадной организации человечество перешло к следующей социальной форме — родовой. Открытие рода было великим вкладом Л. Моргана в науку. Если существование промискуитетного стада подвергается рядом исследователей древности сомнению, то наличие родовой организации — исторический факт, подтвержденный огромным этнографическим материалом. Род — универсальная, общая для всех народов стадия исторического развития.

Л. Морган связывал появление рода с экзогамией. Экзогамия — полный запрет браков в пределах определенной группы и необходимость половых контактов вне своего коллектива. Кроме экзогамных запретов существуют агамные правила. Агамия — абсолютный запрет половых отношений. Современный научный материал говорит о том, что агамные заперты – табу – имеют древнее происхождение. Вероятно, первые половые табу были известны в стаде и распространялись на всех членов коллектива.

Кровосмешение, то есть половая связь между близкими кровными родственниками, называется инцестом. Табу на инцест, по словам А. И. Кравченко, действует в каждом обществе, начиная с примитивного, поэтому он называется универсальной культурной нормой, формирующей структуру семьи. Современные ученые сомневаются в том, что первобытные люди наложили табу на кровосмешение из-за боязни физического вырождения, так как болезни или отклонения в организме, вызванные кровосмешением, развиваются столь медленно, что их невозможно обнаружить при жизни одного или двух поколений. Причины появления табу кроются, скорее всего, в другом: 1) он предупреждал внутрисемейные конфликты, которые могли возникать на почве сексуальных отношений, напpимеp, между мужем и женой в случае половой связи с дочерью; 2) он предотвращал смешение pолей и родственных отношений (так, отпрыск, появившийся в результате половой связи отца и дочери, считался бы одновременно сыном и внуком отца); 3) запрет кровосмешения между близкими родственниками вынуждал искать брачного партнера из другого рода или общины. В результате укреплялись межобщинные связи и сотрудничество разных семей [6, с. 335].

Запрет кровосмешения представляет собой важную историческую веху в эволюции человеческого общества. Это первая в истории социальная санкция, наложенная на чисто биологические взаимоотношения полов. Табу на инцест является исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь пралюдей регулировалась только инстинктами, и браком как социально pегулиpуемым отношением между полами.

Современная наука предполагает, что процесс родообразования шел двумя путями: делением внутри стада на две брачные экзогамные группы и взаимодействием между стадами, каждое из которых становилось экзогамным. Главным историческим событием родообразования было появление человека современного типа — Homo sapiens ("человека разумного"). Вероятно, что скачок от неандертальца к Homo sapiens произошел благодаря возникновению дуально-родовой системы брака примерно 40 тыс. лет назад. Экзогамия способствовала процессу очеловечивания. Запрет браков внутри рода превратил род в основу общественного порядка.

Большинство исследователей древности считают, что при групповом браке в силу естественного разделения между полами первоначальный род возник как материнский. При таком родовом строе не было ни семейного хозяйства, ни семейного жилья. Брачные группы не были связаны ни совместным проживанием, ни общей собственностью, ни производственной деятельностью, ни воспитанием детей. При рождении ребенок переходил в род матери. Дети принадлежали родовой общине. Воспитателями детей были все взрослые мужчины и женщины рода. Отсутствовало понятие социального отца. Слово "отец" означало "вожак, тотем", а не отец по крови. Таким образом, имущество, дети, совместное проживание, домашнее хозяйство — все, что привычно ассоциируется с семейным укладом, не имело отношение к родовой семье, а было атрибутами рода.

Примерно десять тысяч лет назад, в эпоху неолита, произошла так называемая неолитическая революция — появилось земледелие и скотоводство. Она оказала огромное влияние на развитие семьи. Появление земледелия и скотоводства резко усилило общественное значение мужского труда. Неолитическая революция привела к кризису и в дальнейшем к разложению материнского рода. От матриархата человечество шагнуло к патриархату. Род стал отцовским, патриархальным.

Непосредственным следствием перехода от материнского рода к отцовскому было разложение дуально-родовой брачной системы, переход от группового брака к индивидуальному. В обществе стали накапливаться богатства. Индивидуальна семья была более приспособленной группой для обладания собственностью [12, с. 45].

Исследования установили, что переходная семья между родовой и соседской была гетерогенной. Гетерогенная община состояла из нескольких семейных, или домовых, общин. Домовая община — большая патриархальная семья, возглавляемая старшим мужчиной. Численность домовой общины составляла до 200—300 человек. Гетерогенность выражалась в наличии двух форм собственности — общественной и обособленной. Домовая община состояла из малых семей, которые стремились выделиться и владеть собственностью. Противоречие между домовой общиной и малой семьей окончательно расшатало общинные порядки. Это привело к распаду патриархальной семьи.

В борьбе общественных и частнособственнических начал победа оказалась за малой индивидуальной семьей. Появилась общественная потребность в социальном отце. Мужчина почувствовал необходимость знать своих детей, чтобы передать собственность по наследству. С введением института наследования собственности детьми впервые появилась возможность строго моногамной семьи. Моногамия — единобрачие.

С точки зрения материалистического понимания истории основной предпосылкой появления моногамной семьи было появление частной собственности. Моногамия явилась первой формой семьи, в основе которой лежали экономические условия, а именно победа частной собственности над первоначальной общей собственностью. Признавая прогрессивную сущность смены "первобытного коммунизма" классовым обществом, ее историческую неизбежность, марксистская социология вскрывает антигуманную направленность нарождающихся классовых антагонистических отношений. Ф. Энгельс наряду с возникновением классовых антагонизмов выделил антагонизм между полами. Появившаяся в истории противоположность классов совпадает с развитием антагонизма между мужем и женой при единобрачии, и первое классовое угнетение совпадает с порабощением женского пола мужским [13].

Помимо экономической предпосылки возникновения моногамии значительную роль сыграл исторический уровень развития самой человеческой личности, которая начала подниматься над родом.

С возникновением стратифицированного общества, сменившего эгалитарное, — общества социального неравенства, моногамной семьи — религия услужливо подтверждает и закрепляет униженное положение женщины. В связи с появлением моногамии оформляются моральные требования, запрещающие прелюбодеяние. Возникает новое понятие внебрачных отношений. До возникновения моногамии в условиях группового брака требование "не пожелай жены ближнего своего" было нелепым, оно не имело реального социального основания. Заповедь "не прелюбодействуй" появилась с возникновением моногамии, она ограждала мужа от возможного нарушения супружеской верности его женой, т. е. от посягательства на частную собственность. Религия и мораль веками освящали социальное неравенство женщины, требуя от нее послушания, покорности, воспитывая в ней рабские черты.

С другой стороны, история моногамной семьи связана с нравственным прогрессом человечества. Возникновение моногамии было необходимой предпосылкой появления индивидуальной половой любви. Появляются новые представления о нравственности и ценности отношений пары, связанные с любовью. Становление человеческого рода прямо связано с очеловечиванием сексуальности.

Поскольку моногамию вызвала к жизни частная собственность, основная ее функция заключалась в охране семейного богатства. С начала возникновения моногамии отсутствовала свобода вступления в брак и выбора супруга. Браки заключались или общиной, или родителями вступающих в брак сторон. При этом решающую роль играли интересы дома, а не личные чувства и желания. Брак приобретает характер династический и строго сословный. Моногамия в течение ряда веков существовала в патриархальной форме при абсолютном господстве хозяина, отца, мужа над женой и детьми.

Моногамия оказалась устойчивой формой семьи. Длительность существования не могла не привести к ее трансформации. Под влиянием урбанизации, индустриализации, интеллектуализации труда ведущей тенденцией развития стала демократизация внутрисемейных отношений. В течение XX в. произошел всемирно-исторический переход от патриархальных семейных устоев к эгалитарным, демократическим. Закономерные сдвиги в развитии общества привели к исторической смене преобладающей некогда патриархальной сельской многодетной семьи городской, малодетной, состоящей из одной брачной пары, преимущественно с равноправными отношениями членов семьи. Жесткая, авторитарная структура семьи, основанная на власти отца, хозяина над женой и детьми, сменяется демократическими отношениями между супругами, родителями и детьми [1].

Во всем цивилизованном мире самым распространенным типом семьи стала нуклеарная семья, состоящая из одной брачной пары. За последние десятилетия произошло резкое сокращение среднего размера семьи. Массовая семья стала малодетной. Ориентации на многодетную семью начинают превращаться в пережиток прошлого [12, с. 51].

Процесс демократизации общественной жизни оказал непосредственное влияние на развитие семейных отношений в сторону быстрого разрушения патриархальных устоев. В прошлые эпохи люди воспринимали брак как нечто само собой разумеющееся, стабильное и необходимое. Внебрачные отношения были резко противопоставлены семье, брак и семья были слиты, единобрачие понималось как пожизненное состояние. В современных же условиях моногамия все больше утрачивает свой пожизненный характер, заменяясь правом и возможностью вступить в повторные браки. Кардинальные сдвиги в содержании и характере внутрисемейных отношений, распад патриархальных семейных связей выдвинули на первый план проблему развода, который стал структурным элементом современных брачно-семейных отношений. Сегодня развод считается важным средством разрешения противоречий современного брака.[6]

Структурные и функциональные изменения института семьи привели к ломке традиционных отношений "родители — дети". Семья перестала быть основной средой включения молодого поколения в профессиональную и культурную традицию. Всеобщим явлением становится уменьшение роли семейного воспитания, резкое возрастание социализирующей функции общественных институтов — детских воспитательных учреждений, школ, вузов, средств массовой информации. Появилась новая тенденция — рост автономии поколений. С одной стороны, ушли в прошлое установки родителей, ставящие интересы детей выше своих собственных, с другой — часто дети не испытывают никаких обязанностей перед родителями, несмотря на то что они дали им жизнь и подготовили к самостоятельности. Эту тенденцию исследователи связывают с технологической революцией, которая привела к устареванию трудовой культуры старшего поколения.

Таким образом, современные изменения семьи по своим историческим последствиям грандиозны, они вполне сравнимы с результатами научно-технической революции. Развитие моногамии в современную эпоху осуществляется через кризис и разрушение патриархальных функций и структур, при этом институт брака сохраняется и его дальнейшее функционирование обеспечивается усилением демократической тенденции в области семейных отношений.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Понимание семьи и брака в современной науке.
Семья как малая группа.
Типология семьи.
Виды семей по принадлежности власти в принятии решений, составу
Современные тенденции в развитии семьи.

Брак - исторически обусловленная, санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.
Социальный характер брака проявляется:

Понимание семьи и брака в современной науке

в публичной форме его заключения;
в контролируемом обществом выборе брачных партнеров;
в наследовании семейного имущества;

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Характеризуя семью, можно выделить несколько важных моментов:

семья меняется со временем, в соответствии с переменами в обществе, хотя и является одним из наиболее стабильных социальных институтов;
семья является одновременно малой группой и социальным институтом;
социальная необходимость семьи обусловлена потребностью общества в выполнении семьей репродуктивной и воспитательной функций.

Основные признаки малой группы, характерные для семьи:
Семья как малая группа
общие цели и общая для всех членов группы деятельность;
личный контакт между членами группы;
социально-психологический контроль поведения членов группы;
сплоченность группы;
особые групповые нормы и ценности;
особые групповые нормы и ценности;
относительная независимость (автономность) этой группы от других;
определенный эмоциональный климат внутри группы;

Наиболее часто встречающиеся типологии следующие:

Типология семьи
Принадлежность супругов к определенной социальной общности
Количество брачных партнеров
Структура власти в семье
Наличие родителей
Количество детей в семье
Количество поколений в семье
Юридическое оформление брачных отношений

НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ
МАТЕРИНСКАЯ СЕМЬЯ
СМЕШАННАЯ СЕМЬЯ
СЕМЬЯ ПОВТОРНОГО БРАКА
Семьи по составу

Патриархальные семьи, где главой семейного государства является отец;
Виды семей по принадлежности власти в принятии решений.

Виды семей по по принадлежности власти в принятии решений.
Матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;

Виды семей по принадлежности власти в принятии решений.
Эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав, и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.

НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ
ПОПОЛНЕННАЯ СЕМЬЯ
СМЕШЕННАЯ СЕМЬЯ
СЕМЬЯ РОДИТЕЛЯ-ОДИНОЧКИ
Семьи по структуре

Бездетная семья
Семья в которой в течение десяти лет супружеской жизни нет детей считается бездетной.
Малодетная семья
Семья состоящая из мужа, жены, двух или, чаще всего одного ребенка.
Многодетная семья
Семья имеющая трех и более детей.

Семьи по количеству детей

Добрачный этап. Изменения, имеющие место в поведении молодежи на этапе добрачного ухаживания, касаются:

Современные тенденции в развитии семьи
Процесса выбора брачного партнера;
Отношения к сексуальному поведению;
Системы ценностей в области полоролевого поведения;
Изменения возраста брачных партнеров.

Период семейной жизни. Можно выделить несколько современных тенденций, связанных с периодом семейной жизни:

Изменение отношения к браку
Появление альтернативных привычному браку способов проживания жизни
Изменения структуры семьи
Изменение функций семьи

1. Изменение отношения к браку произошло по нескольким направлениям:

Повышение требований к уровню психологического комфорта в браке;
Установка на возможную временность брака;
Отказ от брака как единственно возможного способа проживания жизни.

3. Изменения структуры семьи. Они, в основном, следующие:

Преобладание распространенности нуклеарной семьи над расширенной;
Изменение количественного состава семьи;
Изменение преобладающего семейного типа.

Этап распада семьи. Говоря об этапе распада семьи, мы имеем в виду, в первую очередь, развод. Здесь современные тенденции следующие:

Увеличилась частота разводов;
Изменилось отношение к разводу и разведенным людям
Инициаторами развода чаще становятся женщины.

4. Изменение функций семьи.

Повышается роль частной жизни и интимности
Повышается значимость психологической совместимости супругов
Поощрение духовных интересов жены

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 344 человека из 66 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 209 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.10.2021 332
  • PPTX 612.5 кбайт
  • 4 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Бочарова Анна ВАСИЛЬЕВНА. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: