Евангелион смерть и перерождение кратко

Обновлено: 30.06.2024

Вместе с поклонниками культового аниме изучаем, почему сериал про боевых роботов уже 25 лет влияет на поп- и интернет-культуру, не отпуская фанатов.

В 1984 году Анно и аниматоры, которые работали над серией DAICON, создали студию Gainax. Gainax стала одной из первых студий, созданных самими фанатами аниме. Они сразу же приступили к работе над амбициозным полнометражным фильмом Royal Space Force: Wings of Honneamise. Тогда аниматоры, мечтающие создать крупнобюджетное аниме, впервые столкнулись с корпоративным давлением и финансовыми проблемами.

От одиночества Синдзи спасают окружающие его девушки. Координаторка боёв Мисато и учёная Рицуко, как могут, поддерживают и воодушевляют героя на битвы с Ангелами, а тоже пилотирующие боевых роботов девочки-подростки Аска и Рей смущают парня и сбивают его с толку. Все они работают на возглавляемую отцом Синдзи организацию Nerv, которая, на первый взгляд, борется с Ангелами, но самом деле разрабатывает довольно мрачный план.

Разработка сериала шла в сжатые сроки на протяжении всего производства — первые эпизоды закончили всего за три месяца до того, как их показали по телевидению. Уже к 13 эпизоду сериал начал отклоняться от оригинального сюжета, количество Ангелов сократили на девять, а серии доделывали, едва успевая к дедлайнам.

По словам Анно, в Gainax не хватало сотрудников для производства сериала, поэтому серии часто приходилось отдавать на аутсорсинг. Выделенный на проект бюджет заканчивался, поэтому аниматоры прибегали к уловкам, чтобы сократить затраты на производство: они повторно добавляли кадры из предыдущих серий, закрывали лица персонажей руками, чтобы не анимировать губы, а также часто использовали статичные изображения.

Казалось бы, сериал один — его и стоит смотреть по хронологии выхода эпизодов. Однако из-за переделок последних серий и выходов нескольких полнометражных фильмов есть нюансы.

Хидэаки Анно анонсировал проект ещё в 2002 году. Изначально планировалось, что все четыре фильма выйдут с 2007 по 2008 год. Первый фильм действительно показали в кинотеатрах осенью 2007 года, но из-за постоянных переносов второй получил релиз только в 2009 году, а третий — 2012-м. Выход финала и вовсе затянулся до 2021 года.

Сериал содержит множество отсылок к христианству, кабалле, иудаизму — в шоу упоминается Древо жизни, суперкомпьютеры называются Мельхиор, Бальтазар, Каспар, Ангелам даны имена Адам, Лилит, Сихаил, Сандальфон, Рамьель, а их повержение часто заканчивается взрывом в виде христианского креста.

В сериале также увидели метафору того, каково быть отаку в социальном плане — пока одноклассники женятся и живут взрослой жизнью, герой страдает от социальной неадаптированности и продолжает проводить время в раздумьях о боях огромных роботов в маленькой спальне.

Благодаря двум центральным героиням в аниме укрепились соответствующие им архетипы. В аниме начали копировать типаж Рей — загадочной и социально неадаптированной девочки с тяжёлым прошлым и неестественным цветом волос, которая обычно выступает любовным интересом главного героя.

С помощью Аски создатели переосмыслили архетип цундэрэ — вспыльчивой и эмоциональной героини, у которой жестокость по отношению к объекту привязанности сменяется на милость. Аска оказалась не совсем типичной цундэрэ, поскольку создатели воспринимают её всерьёз — она ведёт себя вызывающе, поскольку это единственный известный для неё способ привлечения внимания. Теперь её называют одной из самых запоминающихся и ненавистных героинь такого типа.

NGE Death and Rebirth English Cover.jpg

Death

Компиляция сериала в одном часу фильма.

Rebirth

Первые 25 минут The End of Evangelion". Первоначально планировалось, что фильм будет целым, но не был завершён вовремя. Фильм заканчивается кружащими над Евой-02 десантированными серийными Евангелионами.

Neon Genesis Evangelion: Death & Rebirth

ОсамуКадзуки

Стоит ли смотреть этот фильм или можно сразу перейти к концу Евангелиона?

Neiro21

Знал бы я, что это выжимка сериала, то посмотрел бы его до серии фильмов ремейков, а так в напоминании сюжета уже по сути и не нуждаюсь. Зато здесь музыка хорошая, фильм приятно слушать)

В начале Бог сотворил небо и землю

Ангелы бессмертны — их тела неуязвимы к любому урону, имеют неограниченную регенерацию и не имеют потребностей в пище, воде или отдыхе. Секрет бессмертия Ангелов — их ядра (S 2 -двигатели), содержащие т.н. суперсоленоид (вымышленной вещество, являющее неиссякаемым источником энергии). Единственный способ убить Ангела — повредить или уничтожить его ядро. Сделать это с помощью обычного человеческого оружия невозможно, так как внешняя оболочка Ангела защищена всё тем же АТ-полем.


АТ-поле

Пробить АТ-поля Ангелов можно несколькими способами. Во-первых, АТ-поле можно нейтрализовать столь же сильным (или более сильным) АТ-полем другого существа. Именно поэтому главным оружием людей против Ангелов являются гигантские биороботы Евангелионы — будучи генетическими клонами Адама и Лилит они способны проецировать АТ-поле. Во-вторых, АТ-поля всё же подчиняются законам физики и могут быть пробиты с помощью мощного позитронного заряда из гигантской позитронной винтовки, но один такой выстрел требует на себя электроэнергии целой японской префектуры. И, в-третьих, все АТ-поля уязвимы к воздействию Копья Лонгиния — о нём ниже.

Как уже было сказано, первыми Ангелами являются Адам и Лилит. Адам существовал на Земле с момента возникновения планеты, тогда как Лилит прибыла туда заметно позже, в результате т.н. Первого Удара — столкновения Земли с гигантским планетоидом Чёрная Луна, являвшимся вместилищем Лилит. В результате этого столкновения, кстати, возникла Луна обычная.

Адам и Лилит в некотором роде конкурируют за среду обитания. Каждый из перворожденных Ангелов хочет заселить планету своими потомками, однако жить вместе потомки Адама и Лилит не могут. Первые Ангелы являются носителями друг разных Плодом Эдема: Плода Жизни и Плода Познания. Первый принадлежит Адаму — его потомки подобны ему самому и наделены бессмертием и мощными АТ-полями. Плод Познания же принадлежит Лилит — её потомки смертны, слабы, но также являются социальными существами, ориентированными на коммуникацию (тогда как Ангелы одиноки в своём бессмертии).


Мифологическая Лилит

Несложно догадаться: потомки Адама — это и есть все остальные Ангелы, а потомки Лилит — это вся органическая жизнь на Земле и, в частности, человечество, называемое лилим. В иудейской мифологии Лилит была первой женой Адама, которая отказалась подчиняться мужу и была превращена Богом в ночную демоницу. От Адама или (по другой версии) Сатаны Лилит родила лилим — ужасных демонов, населяющих ад.

Так или иначе, но в конфликте между Лилит и Адамом за обладание планетой победила Лилит. Адам впал в спячку во льдах Антарктики на долгие миллионы лет, предварительно засеяв планету несколькими яйцами с зародышами будущим Ангелов. Лилит же породила жизнь на Земле, так как её кровь (LCL) стала первичным бульоном. Дав начало новой жизни, Лилит и сама в итоге впала в спячку на миллионы лет, а созданная ею жизнь эволюционировала, пока не дала начало человечеству.

Казалось бы, причём здесь масоны?

По прошествии миллионов лет эволюции возникло человечество. И не просто возникло, а преуспело в развитии. И даже слишком преуспело — развитой мозг и сознание познакомили людей с такими вещами, как экзистенциальный кризис, социальная тревожность, депрессия, одиночество и так далее. В результате люди начали искать избавление от страданий в самых разных вещах, а некоторые из них даже придумали для этого религию.

Важнейшую роль в сюжете NGE играет Seele — тайный религиозный орден, который ставит своей целью избавление всего человечества от страданий и восстановление божественной гармонии, предшествовавшей возникновению жизни. Долгое время планы Seele не сходили с мёртвой точки, но им удалось добиться небывалого политического влияния. После Второй мировой войны Seele учреждают ООН и с тех пор закулисно контролируют всю мировую политику — в лучших традициях иллюминатов и масонов.


Символ Seele отсылает ко Всевидящему Оку и Семиглазому Агнцу

Благодаря Свиткам Мёртвого моря, Seele находят во льдах Антарктики спящего Адама. Впрочем, не исключено (и даже более вероятно), что Свитки Мёртвого моря в NGE — это не аналог израильской находки. Мёртвым морем в NGE называют не только одноимённое озеро в Израиле (точнее, само озеро в аниме даже не упоминается), но и море из крови Адама, оставшееся на месте Антарктиды после Второго удара. Так что, вероятнее всего, и Свитки, и Адама Seele нашли на Южном полюсе, а не на родине Иисуса Христа.

С помощью Свитков Мёртвого моря Seele создают план по Комплементации Человечества — слиянии всех людей в единое богоподобное существо, что в теории должно избавить людской род от бессмысленных страданий, одиночества и прочих тягот жизни. Но для реализации своего плана Seele необходимо пробудить Адама и остальных Ангелов от многолетней спячки, а затем уничтожить их одного за другим.


Адам во льдах Антарктики

Однако короткое пробуждение Адама не осталось без серьёзных последствий. Этот инцидент был прозван Вторым ударом, а его официальной причиной было объявлено столкновение с астероидом. В результате на месте Антарктиды появляется то самое Мёртвое море — море из крови убитого Ангела. Землю ожидают несколько лет катаклизмов и глобальное изменение климата. Примерно половина человечества погибает от последствий Второго удара. А мир после катастрофы окончательно оказывается в руках Seele.

Но самое главное последствие Второго удара — пробуждение Адама стало толчком к пробуждению остальных Ангелов. Произойти оно должно примерно через 15 лет после Второго удара. Зная об этом, Seele начинают усиленно готовиться к грядущей войне с Ангелами. Потомки Адама настроены по отношению к потомкам Лилит враждебно. Точнее, они не имеют враждебности непосредственно против людей, но их цель (заложенная в них на уровне инстинкта) — слиться с Адамом и тем самым начать Третий удар. А Третий удар должен настолько сильно перекроить экосферу Земли, что никому из людей не удастся пережить это.


Последствия Второго Удара: море из крови и соляные столбы

Чтобы быть во всеоружии, когда проснуться Ангелы, люди создают Евангелионов. Технически они представляют собой генетических клонов Адама и Лилит, облачённых в механическую броню, придающую им вид человекоподобных роботов. Дизайн мех был навеян японскими демонами-людоедами они, что должно лишь подчёркивать их инфернальную роль в конфликте против Ангелов.

Но Евангелионы являются лишь бездушными оболочками — телами без душ. Чтобы мехи могли проецировать АТ-поля, им нужны души. Напрямую в сюжете раскрываются личности двух доноров душ для Евангелионов: Юй Икари и Кёко Цеппелин — матери главных героев Синдзи и Аски. Обе принимали участие в эксперименте по синхронизации человеческого сознания с сознанием Евы, после чего мехи поглотили их души.

Душа Юй была поглощена целиком с её телом — она фактически растворилась внутри ядра Евы. Кёко пережила свой эксперимент, но её сознание оказалось расщеплено. Та её часть, что содержала материнские чувства к дочери, оказалась заперта в мехе, тогда как физическое тело Кёко продолжило существовать, но уже в полубредовом состоянии.


Создание Евангелиона из тела Лилит

Созданием Евангелионов занималась организация Gehirn, впоследствии переименованная в Nerv. Поиском же кандидатов для пилотирования мех занимался институт Marduk — подставная организация, за которой скрывается всё тот же Nerv. Коспирация такая нужна затем, чтобы скрыть тот факт, что никакого отбора пилотов не существует. Потенциальные пилоты Евангелионов — это одноклассники Синдзи, каждый из которых потерял мать. Так, аниме прозрачно намекает, что души матерей одноклассников Синдзи заперты внутри других Евангелионов.

Чтобы пилотировать Евангелиона, пилотам необходима синхронизация. Добиться её можно только поместив в меху ребёнка женщины, душа которой находится внутри Евангелиона. Крепкая эмоциональная связь женщины со своим ребёнком и создаёт синхронизацию пилота и его мехи. А она, в свою очередь, позволяет им проецировать АТ-поле и таким образом уничтожать Ангелов.

Моя команда по спасению моря: нытик, бревно и стерва

Центральное место в сюжете занимают три пилота: Синдзи Икари, Рей Аянами и Аска Лэнгли Сорью. Все трое — подростки с трудностями в завязывании эмоциональных связей и кризисами идентичности. Все трое — глубоко несчастны и травмированы. И все трое не видят в своей жизни никакого смысла, кроме пилотирования Евангелионов. Со временем к ним добавляются Тодзи Судзухара и Каору Нагиса, но они не столь долгое время носят на себе форму пилота.

Синдзи является сыном Гендо Икари — руководителя Nerv и доверенного лица Seele. Как и его сын, Гендо не умеет проявлять чувства по отношению к другим людям, из-за чего большую часть жизни он был одинок. Единственным человеком, который проявил к Гендо любовь и заботу была Юй — мать Синдзи. Предполагается, что Юй является дочерью одного из членов Seele и с организацией Гендо познакомился именно благодаря жене. Однако целью его отношений с Юй было вовсе не продвижение по карьерной лестнице. Хоть Гендо и привык использовать других в своих эгоистичных целях, Юй была единственным человеком, которого Гендо искренне любил, и чья потеря оставила на его душе глубокий след.

Гендо также любит и своего сына, но совершенно не умеет проявлять эту любовь. Поэтому он предпочитает дистанцироваться от него и проявлять себя в отношениях с ним холодно и отчуждённо. После смерти Юй Гендо бросает Синдзи, чем оставляет сына с психотравмой и острой боязнью быть брошенным. В итоге Синдзи был воспитан дядей и тётей и практически не виделся с отцом вплоть до старта событий NGE.

Вторым пилотом является Аска. Внешне она — полная противоположность Синдзи. Она активна, упряма и целеустремлёна. Но в действительности Аска также остро переживает потерю матери, хотя её история здесь даже несколько более драматична. Как было подмечено ранее, мать Аски не потеряла физическую форму после поглощения частицы её души Евой. Однако она помешалась и перестала признавать в Аске собственную дочь, что уже заметно ударило по психике маленькой девочки.


Рей Аянами — Ангел Лилит в человеческом теле

У Рей на их фоне нет столь же травмирующего прошлого. Отчасти потому, что у неё вообще нет прошлого. Рей — холодная пустышка, безэмоциональная кукла. Точнее, она только кажется такой на первый взгляд. У Рей есть чувства, но она совершенно не понимает, что ей с ними делать, так как эти чувства ей чужеродны. Рей — не человек, а Ангел в человеческом теле.

Но в отличие от Каору, который сохраняет память о своём ангельском происхождении и истинной природе, Рей не помнит того, что является Ангелом. Поэтому для неё непонятны человеческие чувства, которые учит её испытывать Синдзи. И поэтому сам Синдзи в определённый момент становится для Рей центром её вселенной.


Каору Нагиса — Ангел Адам в человеческом теле

Каору вмешивается в сюжет в самый последний момент. Seele отправляют его в Nerv, чтобы перейти к запуску Комплементации Человечества. Не до конца понятно, должен ли сам Каору быть тем, кто запустит этот процесс, либо Seele планировали принести его в жертву как последнего живого (не считая Лилит) Ангела. Так или иначе, но Каору всё же успевает сделать нечто большее, чем просто раскрыть свою ангельскую сущность и умереть от рук Синдзи. Каору успевает подружиться с Синдзи.

Мотивы Каору — не самая интуитивно понятная вещь. Сначала Каору втирается в доверие к Синдзи и даже признаётся ему в любви. Затем он подчиняет себе Еву-02 и пытается слиться с Лилит, запустив Третий удар. Но в последний момент он передумывает и просит Синдзи убить его. Почему так вышло?

Будучи Адамом, Каору является прародителем расы Ангелов. Люди — естественный враг его вида. Но в то же время его одолевает любопытство по отношению к потомкам Лилит. Непонятно, каким образом, но Каору выбирает Синдзи в качестве человека, через которого он пытается понять всю нашу расу. И он быстро проникается любовью к Синдзи, как до этого это сделала Рей.

Суицидальное решение Каору обусловлено тем, что он осознал ценность человеческой жизни. Каору выбирает пожертвовать собой и своим потомством ради сохранения человеческого вида, потому что проникается к этому виду любовью через Синдзи. В отличие от Ангелов, жизнь людей преисполнена грусти, боли и утрат. Но у людей есть то, чего не может быть у Ангелов — любовь и отношения. Поэтому, зная, что он представляет опасность для Синдзи самим фактом своего существования, Каору выбирает смерть и просит Синдзи убить его.


Каору встречает смерть с улыбкой на устах

Чем всё закончилось?

The End of Evangelion — самый малопонятный аспект аниме. Разбирать здесь следует каждую сцену и очень подробно. У нас нет на это времени, поэтому пробежимся по верхам.

К началу EoE Гендо разрывает связи с Seele, потому что вынашивает планы по собственной Комплементации Человечества. Не до конца понятно, чем сценарий Гендо отличается от Seele, но эти отличия достаточно существенны, чтобы привести к военному столкновению. Пытаясь помешать реализации сценария Гендо, Seele отправляют войска в штаб-квартиру Nerv и устраивают там кровавую баню.

Приоритетными целями уничтожения становятся пилоты Евангелионов: Рей, Аска и Синдзи. Аска находится в коматозном состоянии из-за потери синхронизации с Евой, а потому её прячут внутри самой мехи. Там Аска осознаёт, что всё это время её мать любила её по-настоящему и оберегала внутри Евангелиона. Синхронизация возвращается, а потому Аска использует своего робота, чтобы уничтожать японский ВМФ.


Синдзи и Мисато

Крик ужаса Синдзи слышит Рей, которую в это же самое время Гендо пытается использовать, чтобы провести своей вариант Комплементации Человечества. Однако привязанность к Синдзи оказывается для Рей важнее, чем Гендо, а потому она бросает Икари-старшего и воссоединяется с изначальным телом Лилит, попутно поглотив эмбриона Адама. Слияние Адама и Лилит приводит к возникновению нового, поистине богоподобного существа — гигантской зефирной Рей Адама Кадмона (в самом аниме каббалистическое имя не используется).

В этот момент Синдзи окончательно поглощают его суицидальные наклонности, и он желает смерти всему живому на планете. Получившая силу Бога Рей слышит эту просьбу и послушно выполняет её. Она создаёт сверхмощное АТ-поле, которое нейтрализует АТ-поля всех людей. Люди теряют свою психическую и физическую целостность и превращаются в лужи LCL — крови Лилит и того самого первичного бульона, из которого возникла жизнь.


Рей превращает людей в LCL

Души людей сливаются воедино внутри Лилит — происходит Комплементация Человечества. Не по сценарию Гендо и не по сценарию Seele, но по сценарию Синдзи. Разумы всех людей соединяются, что сопровождается массой психоделичных видений. Но самому Синдзи это слияние не приносит удовлетворения — он понимает, что хотел совершенно не этого. Синдзи осознаёт, как важны связи с другими людьми и что слияние с ними в единую сущность не заменит этих связей. Благодаря призраку своей матери, а также Адаму и Лилит (то есть Каору и Рей) Синдзи принимает судьбоносное решение: продолжать жить, даже если это будет причинять ему много боли.

Рей-Адам отменяет процесс Комплементации уже когда все люди потеряли свои физические оболочки, после чего тело самой Рей распадается на части. Синдзи удаётся материализоваться на берегу Мёртвого моря — океана из LCL, который образовался после растворения всех людей в первичный бульон. Рей объясняет Синдзи, что теперь каждый человек, если его воля-к-жизни будет достаточно сильна, может вернуть себе физическую форму в этом мире, но это может занять много времени.

Гениальнейшая концовка оригинального сериала: все герои поздравляют Синдзи с отказом от суицидальных и аутодеструктивных тенденций

Где-то за кадром проходит не меньше нескольких недель после того, как Синдзи вновь обрёл свою физическую форму. За это время он уже почти свыкся с мыслью, что остался последним человеком на Земле. Все, кого он знал, умерли, и никто не торопиться возвращать себе телесную оболочку. Синдзи оказывается обречён на одиночество в мёртвом мире на руинах цивилизации.

Читайте также: