Этика вербального общения в юридической практике кратко

Обновлено: 05.07.2024

Виды делового общения. Беседа. Классификация бесед: кадровые, дисциплинарные, проблемные, организационные, творческие. Условия успешной беседы.

Совещание. Типы совещаний по характеру проведения. Типы совещаний по управленческим функциям. Типы совещаний по тематике. Этапы подготовки совещания. Методика проведения совещания. Поведение участников совещания.

Переговоры. Виды переговоров. Этапы подготовки к переговорам. Приёмы ведения переговоров.

Разговор по телефону. Основные элементы композиции разговора по телефону. Общепринятые правила ведения телефонного разговора.

Семинарское занятие.

Время: 2 часа

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Специфические особенности делового общения.

2. Виды делового общения: беседа, консультирование, переговоры, презентация, разговор по телефону.

3. Культура общения и её значение в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

ЛИТЕРАТУРА

1. Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г. Риторика для юристов: учебное пособие для студентов вузов. – 4-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – С. 171-236.

Практическое занятие.

Время: 2 часа

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Опишите ситуацию, когда вы испытывали трудности в общении с собеседником. Каковы были причины этих трудностей? Удалось ли их преодолеть? Какими приёмами пользовались вы и ваш собеседник.

2. У Конфуция содержится большое количество изречений, посвящённых этике общения и делового поведения. Ознакомьтесь с ними. Актуальны ли они в наши дни? Обоснуйте свой ответ.

– Вам нужно мёртвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе.

– Да, – отвечал Чичиков…

– Извольте, я готов продать, – сказал Собакевич, уже несколькоприподнявши голову и смекнувши, что покупщик, верно, должен иметь здесь какую-нибудь выгоду.

– А, например, как же цена. хотя, впрочем, это такой предмет… что о цене даже странно…

– Да чтобы не запрашивать с вас лишнего, по сту рублей за штуку! – сказал Собакевич.

– По сту! – вскричал Чичиков, разинув рот и поглядевши ему в самые глаза, не зная, сам ли он ослышался, или язык Собакевича по своей тяжёлой натуре, не так поворотившись, брякнул вместо одного другое слово.

– Что ж, разве это для вас дорого? – произнёс Собакевич и потом прибавил: – А какая бы, однако ж, ваша цена?

– Моя цена! Мы, верно, как-нибудь ошиблись или не понимаем друг друга, позабыли, в чём состоит предмет. Я полагаю с своей стороны, положа руку на сердце: по восьми гривен за душу, это самая красная цена!

– Эк куда хватили – по восьми гривенок!

– Что ж, по моему суждению, как я думаю, больше нельзя.

– Ведь я продаю не лапти.

– Однако ж согласитесь сами: ведь это тоже и не люди.

– Так вы думаете, сыщете такого дурака, который бы вам продал по двугривенному ревизскую душу?

– Но позвольте: зачем вы их называете ревизскими, ведь души-то самые давно уже умерли, остался один неосязаемый чувствами звук. Впрочем, чтобы не входить в дальнейшие разговоры по этой части, по полтора рубля, извольте, дам, а больше не могу.

– Стыдно вам и говорить такую сумму! вы торгуйтесь, говорите настоящую цену!

– Не могу, Михаил Семёнович, поверьте моей совести, не могу: чего уж невозможно сделать, того невозможно сделать, – говорил Чичиков, однако ж по полтинке ещё прибавил.

– Да чего вы скупитесь? – сказал Собакевич. – Право, недорого! Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души, а у меня что ядрёный орех, все на отбор: не мастеровой, так иной какой-нибудь здоровый мужик…

(Собакевич ещё долго расхваливал крестьян, Чичиков, со своей стороны, напоминал, что эти люди уже умерли. Наконец он уступил ещё.)

– Нет, больше двух рублей я не могу дать…

– Извольте, чтоб не претендовали на меня, что дорого запрашиваю и не хочу сделать вам никакого одолжения, извольте – по семидесяти пяти рублей за душу, только ассигнациями, право только для знакомства!

(Участники переговоров ещё долго торговались и сошлись в цене два рубля пятьдесят копеек.)

Материал для справок:

Вариант – это один из основных терминов теории переговоров. Специалисты различают следующие виды вариантов:

1)Основной – наиболее устраивающий человека вариант решения проблемы.

2) Начальный – вариант, который предлагается партнёру на первом этапе переговоров (основной и первоначальный варианты могут как совпадать, так и не совпадать).

3) Базовый – вариант, который служит предметом рассмотрения на данном этапе переговоров (или в течение всех переговоров).

4) Альтернативный – действия, которые придётся предпринять, если переговоры потерпят неудачу. Зная свою и чужую альтернативы, человек чувствует себя намного спокойнее.

7) Окончательный вариант – условия, которые устроили бы каждого из партнёров.

4. В приведённой таблице отражены 10 типичных признаков талантливого и бездарного собеседника. Сопоставьте эти признаки и выберите пример для себя.

5.Проанализируйте цитату.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Особенности организации и проведения различных видов деловых бесед.

2. Тактические приёмы, используемые в переговорах.

3. Виды презентаций.

4. Национальные особенности делового общения.

5. Классификация деловых культур по Р.Д. Льюису.

6. Роль электронной коммуникации в построении взаимоотношений.

7. Ведение переговоров. Интеллектуальные уловки.

8. Ведение переговоров в специальных условиях.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Раскройте значения терминов:

Деловая беседа, деловое общение, регламентация поведения, иерархичность, мотивация труда, открытые вопросы, закрытые вопросы, информационные вопросы, контрольные вопросы, уточняющие вопросы, косвенные вопросы, зондирующие вопросы, эстафетные вопросы, вопросы-мосты, заключающие вопросы, телефонный разговор, этикет, телефонный этикет, коммуникативная установка, ролевая установка, вербальные средства общения, невербальные средства общения.

– Вчера была выемка вещей из ячеек? – спросил Денисов.

– Ячеек освободили много?

– А из восемьсот девяносто шестой изымали вещи?

– Сейчас, – дежурная достала из висевшего над головой шкафчика растрёпанную книгу. – Точно, изымали.

– Что там лежало, в ячейке?

– Портфель и целлофановый пакет.

Женщина собралась захлопнуть книгу, но Денисов спросил:

– Посмотрите, шифр записан? На какой тогда была закрыта ячейка? Палец дежурной скользил по строчкам.

3. Встаньте в круг и по очереди задавайте друг другу открытые вопросы. Тот, кому был задан вопрос, ответив на него, формулирует вопрос к следующему. Так до тех пор, пока в роли отвечающего и спрашивающего не окажется каждый член группы. Упражнение завершается обсуждением преимуществ и недостатков открытых вопросов. В каких ситуациях более эффективны открытые вопросы и в каких закрытые? Каковы побочные неблагоприятные эффекты вопросов того и иного типа?

4. Какие из известных вам типов вопросов будут наиболее эффективными в следующих ситуациях:

A. Опрос общественного мнения о политических лидерах, вызывающих наибольшее доверие.

Б. Проведение беседы при приёме на работу с крайне застенчивым претендентом.

B. Стремление научного руководителя помочь адъюнкту (курсанту) в составлении индивидуального плана исследовательской (учебной) работы.

Г. Желание руководителя понять действительные причины конфликта между его подчинёнными.

6. Сравните приведённые ниже высказывания, содержащие критическую оценку деятельности сотрудника. Оцените их с точки зрения соблюдения правил проведения проблемной беседы. Рассмотрите эти высказывания с точки зрения их мотивирующего воздействия на работу сотрудника.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Перечислите особенности служебно-делового общения.

2. Укажите отличия между деловой беседой и деловым совещанием как видами речевой коммуникации в организации.

3. Назовите основные этапы проведения деловой беседы.

4. Приведите примеры вопросов различного вида, используемых при проведении беседы. Объясните, какую информацию можно получить, используя различные типы вопросов.

5. При каких условиях использование группы при принятии решения является оптимальным?

6. Укажите типичные ошибки, которые могут снизить эффективность деловых совещаний.

7. Перечислите задачи, которые обязан решать ведущий дискуссии.

8. В чём заключается основная цель использования мозгового штурма при прове­дении деловых совещаний? Перечислите основные принципы мозгового штурма.

9. В чём состоят преимущества телефонного разговора как средства деловой ком­муникации?

10. Приведите несколько этико-речевых формул общения по телефону.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Виды делового общения. Беседа. Классификация бесед: кадровые, дисциплинарные, проблемные, организационные, творческие. Условия успешной беседы.

Совещание. Типы совещаний по характеру проведения. Типы совещаний по управленческим функциям. Типы совещаний по тематике. Этапы подготовки совещания. Методика проведения совещания. Поведение участников совещания.

Переговоры. Виды переговоров. Этапы подготовки к переговорам. Приёмы ведения переговоров.

Разговор по телефону. Основные элементы композиции разговора по телефону. Общепринятые правила ведения телефонного разговора.

Семинарское занятие.

Время: 2 часа

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Специфические особенности делового общения.

2. Виды делового общения: беседа, консультирование, переговоры, презентация, разговор по телефону.

3. Культура общения и её значение в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

ЛИТЕРАТУРА

1. Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г. Риторика для юристов: учебное пособие для студентов вузов. – 4-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – С. 171-236.

Практическое занятие.

Время: 2 часа

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Опишите ситуацию, когда вы испытывали трудности в общении с собеседником. Каковы были причины этих трудностей? Удалось ли их преодолеть? Какими приёмами пользовались вы и ваш собеседник.

2. У Конфуция содержится большое количество изречений, посвящённых этике общения и делового поведения. Ознакомьтесь с ними. Актуальны ли они в наши дни? Обоснуйте свой ответ.

– Вам нужно мёртвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе.

– Да, – отвечал Чичиков…

– Извольте, я готов продать, – сказал Собакевич, уже несколькоприподнявши голову и смекнувши, что покупщик, верно, должен иметь здесь какую-нибудь выгоду.

– А, например, как же цена. хотя, впрочем, это такой предмет… что о цене даже странно…

– Да чтобы не запрашивать с вас лишнего, по сту рублей за штуку! – сказал Собакевич.

– По сту! – вскричал Чичиков, разинув рот и поглядевши ему в самые глаза, не зная, сам ли он ослышался, или язык Собакевича по своей тяжёлой натуре, не так поворотившись, брякнул вместо одного другое слово.

– Что ж, разве это для вас дорого? – произнёс Собакевич и потом прибавил: – А какая бы, однако ж, ваша цена?

– Моя цена! Мы, верно, как-нибудь ошиблись или не понимаем друг друга, позабыли, в чём состоит предмет. Я полагаю с своей стороны, положа руку на сердце: по восьми гривен за душу, это самая красная цена!

– Эк куда хватили – по восьми гривенок!

– Что ж, по моему суждению, как я думаю, больше нельзя.

– Ведь я продаю не лапти.

– Однако ж согласитесь сами: ведь это тоже и не люди.

– Так вы думаете, сыщете такого дурака, который бы вам продал по двугривенному ревизскую душу?

– Но позвольте: зачем вы их называете ревизскими, ведь души-то самые давно уже умерли, остался один неосязаемый чувствами звук. Впрочем, чтобы не входить в дальнейшие разговоры по этой части, по полтора рубля, извольте, дам, а больше не могу.

– Стыдно вам и говорить такую сумму! вы торгуйтесь, говорите настоящую цену!

– Не могу, Михаил Семёнович, поверьте моей совести, не могу: чего уж невозможно сделать, того невозможно сделать, – говорил Чичиков, однако ж по полтинке ещё прибавил.

– Да чего вы скупитесь? – сказал Собакевич. – Право, недорого! Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души, а у меня что ядрёный орех, все на отбор: не мастеровой, так иной какой-нибудь здоровый мужик…

(Собакевич ещё долго расхваливал крестьян, Чичиков, со своей стороны, напоминал, что эти люди уже умерли. Наконец он уступил ещё.)

– Нет, больше двух рублей я не могу дать…

– Извольте, чтоб не претендовали на меня, что дорого запрашиваю и не хочу сделать вам никакого одолжения, извольте – по семидесяти пяти рублей за душу, только ассигнациями, право только для знакомства!

(Участники переговоров ещё долго торговались и сошлись в цене два рубля пятьдесят копеек.)

Материал для справок:

Вариант – это один из основных терминов теории переговоров. Специалисты различают следующие виды вариантов:

1)Основной – наиболее устраивающий человека вариант решения проблемы.

2) Начальный – вариант, который предлагается партнёру на первом этапе переговоров (основной и первоначальный варианты могут как совпадать, так и не совпадать).

3) Базовый – вариант, который служит предметом рассмотрения на данном этапе переговоров (или в течение всех переговоров).

4) Альтернативный – действия, которые придётся предпринять, если переговоры потерпят неудачу. Зная свою и чужую альтернативы, человек чувствует себя намного спокойнее.

7) Окончательный вариант – условия, которые устроили бы каждого из партнёров.

4. В приведённой таблице отражены 10 типичных признаков талантливого и бездарного собеседника. Сопоставьте эти признаки и выберите пример для себя.

5.Проанализируйте цитату.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Особенности организации и проведения различных видов деловых бесед.

2. Тактические приёмы, используемые в переговорах.

3. Виды презентаций.

4. Национальные особенности делового общения.

5. Классификация деловых культур по Р.Д. Льюису.

6. Роль электронной коммуникации в построении взаимоотношений.

7. Ведение переговоров. Интеллектуальные уловки.

8. Ведение переговоров в специальных условиях.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Раскройте значения терминов:

Деловая беседа, деловое общение, регламентация поведения, иерархичность, мотивация труда, открытые вопросы, закрытые вопросы, информационные вопросы, контрольные вопросы, уточняющие вопросы, косвенные вопросы, зондирующие вопросы, эстафетные вопросы, вопросы-мосты, заключающие вопросы, телефонный разговор, этикет, телефонный этикет, коммуникативная установка, ролевая установка, вербальные средства общения, невербальные средства общения.

– Вчера была выемка вещей из ячеек? – спросил Денисов.

– Ячеек освободили много?

– А из восемьсот девяносто шестой изымали вещи?

– Сейчас, – дежурная достала из висевшего над головой шкафчика растрёпанную книгу. – Точно, изымали.

– Что там лежало, в ячейке?

– Портфель и целлофановый пакет.

Женщина собралась захлопнуть книгу, но Денисов спросил:

– Посмотрите, шифр записан? На какой тогда была закрыта ячейка? Палец дежурной скользил по строчкам.

3. Встаньте в круг и по очереди задавайте друг другу открытые вопросы. Тот, кому был задан вопрос, ответив на него, формулирует вопрос к следующему. Так до тех пор, пока в роли отвечающего и спрашивающего не окажется каждый член группы. Упражнение завершается обсуждением преимуществ и недостатков открытых вопросов. В каких ситуациях более эффективны открытые вопросы и в каких закрытые? Каковы побочные неблагоприятные эффекты вопросов того и иного типа?

4. Какие из известных вам типов вопросов будут наиболее эффективными в следующих ситуациях:

A. Опрос общественного мнения о политических лидерах, вызывающих наибольшее доверие.

Б. Проведение беседы при приёме на работу с крайне застенчивым претендентом.

B. Стремление научного руководителя помочь адъюнкту (курсанту) в составлении индивидуального плана исследовательской (учебной) работы.

Г. Желание руководителя понять действительные причины конфликта между его подчинёнными.

6. Сравните приведённые ниже высказывания, содержащие критическую оценку деятельности сотрудника. Оцените их с точки зрения соблюдения правил проведения проблемной беседы. Рассмотрите эти высказывания с точки зрения их мотивирующего воздействия на работу сотрудника.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Перечислите особенности служебно-делового общения.

2. Укажите отличия между деловой беседой и деловым совещанием как видами речевой коммуникации в организации.

3. Назовите основные этапы проведения деловой беседы.

4. Приведите примеры вопросов различного вида, используемых при проведении беседы. Объясните, какую информацию можно получить, используя различные типы вопросов.

5. При каких условиях использование группы при принятии решения является оптимальным?

6. Укажите типичные ошибки, которые могут снизить эффективность деловых совещаний.

7. Перечислите задачи, которые обязан решать ведущий дискуссии.

8. В чём заключается основная цель использования мозгового штурма при прове­дении деловых совещаний? Перечислите основные принципы мозгового штурма.

9. В чём состоят преимущества телефонного разговора как средства деловой ком­муникации?


Этические требования, предъявляемые к речи адвоката, многообразны, и невыполнение их лишает речь идейной и нравственной силы. Прежде всего, защитительная речь должна быть проявлением гуманизма, проникнута заботой и уважением к человеку, искренним желанием помочь ему. Адвокат обязан быть внимательным и чутким по отношению к своему подзащитному щадить его самолюбие, человеческое достоинство, его чувства. Данное требование относится не только к подзащитному, но и к другим обвиняемым, потерпевшему, свидетелям.

Адвокат при произнесении речи стремится не к своему личному торжеству над обвинением, а к торжеству истины, законности и справедливости. В этом и состоит общественный и нравственный долг адвоката.

Быть выдающимся оратором – удел не каждого. Для этого нужен талант, особый природный дар, постоянно развиваемый и шлифуемый. Но каждый адвокат может и обязан строить и произносить хорошую речь: профессионально грамотную, структурно четкую, доходчивую для слушающих и эстетично выразительную. Для этого требуется только одно – тщательно и добросовестно готовиться к каждому выступлению, систематически работать над повышением своего ораторского мастерства, наращивать знания, расширять свой кругозор и эрудицию, быть взыскательным к себе.

ЛИТЕРАТУРА

Басецкий, И.И. Защитник в уголовном процессе: Монография / И.И. Басецкий, В.Л. Василевская. Минск, 2001.

Василевская, В.Л. Институт защиты в уголовном процессе / В.Л. Василевская // Автореферат кандидатской диссертации. Минск, 2001.

Дулов, А.В. Этические основы судебных прений / А.В. Дулов, Е.А. Матвиенко // Вестник Белорусского университета. 1973. № 2.

Ивакина, Н.Н. Профессиональная речь юриста / Н.Н. Ивакина. М., 1997.

Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия / Н.Н. Ивакина. М., 1999.

Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. М., 2003.

Киселев, Я.С. Этика адвоката / Я.С. Киселев. Л., 1974.

Матвиенко, Е.А. Судебная речь / Е.А. Матвиенко. Минск, 1972.

Михайловская, Н.Г. Искусство судебного оратора / Н.Г. Михайловская, В.В. Одинцов. М., 1981.

Одинцов, В.В. Структура публичной речи /В.В. Одинцов. М., 1976.

Порубов, Н.Н. Риторика / И.И. Порубов. Минск, 2001.

Сергеич, П. Искусство речи на суде / П. Сергеич. М., 1992.

Соркин, В.С. Стратегия и тактика защиты по уголовным делам / В.С. Соркин. Гродно, 1995.

Судебные прения по уголовным делам / Н.Ш. Сафин [и др]. Казань, 1992.

Судебные речи адвокатов по уголовным и гражданским делам / под ред. Л.Л. Зайцевой. Минск, 1997.

Глава 11
Культура речи юриста

Речь, пекущаяся об истине, должна быть простой и безыскусной.

Соблюдение грамматических норм, знание правил ударения слова, норм словоупотребления и построения предложений обеспечивает юридической речи один из главных признаков ее качества – культуру.

Культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этике общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

11.1. Этика вербального общения в юридической практике

В ораторском искусстве этика изучает и объясняет этиконравственные основы и цели красноречия, совокупность нравственных принципов и норм (правил), которыми должен руководствоваться в ораторской деятельности каждый, кто причастен к ней. Информационная и воспитательная функции публичного выступления, проблема правды и правдивости в ораторском искусстве, моральное право поучать других, нравственная характеристика оратора и его поведение в аудитории – вот круг вопросов, который определяет предмет этики в ораторском искусстве. Применительно к речевой деятельности юриста этику можно рассматривать как совокупность нравственных стимулов, как принципы и нормы ораторского творчества, поведения юриста во время вербального общения.

Каждая публичная речь, во-первых, несет определенные знания – это ее информативная задача. Публичное выступление – если и не открытие нового, то, как правило, новое освещение уже известного. Во-вторых, публичное выступление юриста направлено на воспитание адресата. Объединение двух начал – информативно-познавательного и воспитательного – помогает создать ту направленность в речи, которая связывает ее отдельные звенья и элементы в законченное целое. Эффективность устного выступления, действенность воспитательного влияния определяется, прежде всего, научно обоснованным его содержанием. Оратор должен быть во всеоружии знаний по данному предмету, законодательства, литературы по теме, фактов и положений, проверенных следственной и судебной практикой. Оратор теряет всякий авторитет, если его выступление сомнительно в научном отношении либо недостаточно аргументировано.

Степень воспитательного воздействия речи (особенно по юридической тематике), деловая атмосфера, взаимная заинтересованность, оптимистическое настроение слушателей зависят от оратора, во многом определяются теми этическими нормами, которых он придерживается. Этика предопределяет поведение оратора, все его выступление. Она проявляется в том или ином отношении к аудитории, в речи и тоне лектора, в манере поведения и даже в одежде, наконец, в умении вызывать у слушателей вопросы и отвечать на них. Если пропагандист права не может сказать больше того, что знают слушатели, то не следует и выступать. Еще Сократ считал, что хорошо говорить можно только по вопросу, который говорящему хорошо известен. Оратор должен знать свои возможности, быть самокритичным – это одно из этических требований. Выступать следует тогда, когда есть уверенность в успехе.

Выступающему перед аудиторией нужно проникнуться чувством ответственности, основанном на глубокой внутренней уверенности в правильности выдвигаемых положений, быть человеком зрелым, до конца убежденным в правоте своего дела. Юрист воздействует на аудиторию не только словом, логикой суждений, культурой речи, но и всем своим обликом, духовным и нравственным потенциалом своей личности. Учить других, формировать мировоззрение, воспитывать чувство долга может лишь тот, кто сам являет пример самоотверженного служения делу.

Важным нравственным качеством оратора является его трудолюбие, его способность к систематической творческой работе. Только тот может оправдать надежды слушателей, кто накапливает материалы повседневно, а не только с того момента, когда им выбрана тема для выступления. Оратор должен быть скромным. Скромность – неотъемлемая черта культуры отношений между людьми. Скромный человек отличается спокойным, сдержанным поведением, обладает хорошо развитым чувством собственного достоинства и умением ценить его в других. Ему присуще умение анализировать поступки и постоянно воспитывать в себе привычки, украшающие и возвышающие человеческую личность.

[Закрыть] . Это требование в равной степени относится и к оратору-юристу. Он обычно более компетентен, чем партнер, в том вопросе, о котором рассказывает. И велик соблазн этим воспользоваться. Он может быть всецело поглощен сознанием своего превосходства и не заметить, как поза, рисовка отдаляют его от слушателей.

Под педагогическим тактом в юридической деятельности понимается, с одной стороны, исполнение юристом своих обязанностей на высоком профессиональном уровне, а с другой – нравственная его характеристика, моральное право выступать в качестве лидера общения и оставлять за собой право последней инстанции, это, наконец, корректность поведения. Когда говорят о педагогическом такте оратора, то под этим подразумевают умение говорить с аудиторией понятным языком, улавливать настроение и удовлетворять ее интересы. Сюда же относится и манера излагать мысли, держаться перед слушателями.

Процессуальные партнеры у юриста, как правило, – люди взрослые. Каждый из них имеет уже определенный взгляд на вещи. Поэтому очень важно быть тактичным. Даже тогда, когда приходится резко высказываться против явного заблуждения или, того хуже, вредного взгляда, нельзя допускать, чтобы при этом оскорблялось достоинство человека. Всякое стремление поучать вызывает отпор, а снисходительный тон – даже обиду. Разъяснять терпеливо и вразумительно, серьезно, без сентенций и нравоучений – такова задача оратора-юриста.

В процессе вербального общения юрист обязан контролировать себя, свое поведение. Самообладание – категория этики. Одна из его форм – самоконтроль играет существенную роль в общении. Для устно-публичного выступления юриста характерна особая атмосфера, ситуативность, возникновение таких моментов, которые требуют выдержки, умения владеть собой, чтобы не нарушилась логическая последовательность и содержательность речи, ее ритм и направленность. Самообладание, или самоконтроль, и есть то качество, которое должен вырабатывать и укреплять в себе каждый публично говорящий юрист, чтобы соответствовать своему назначению.

[Закрыть] . По данным социологов, в 85 случаях из 100 отношение к человеку как к личности в первые моменты общения строится на основе его внешнего вида. Сотруднику прокуратуры, работнику милиции целесообразно быть в форменной одежде. Это важно помнить, так как воздействие на процессуального партнера начинается до общения, с момента появления юриста в аудитории.

Этикет как установленный, принятый обществом порядок поведения отражается и в речевых формах. Общение людей обусловлено нормами вежливости, употреблением слов, сочетаний и целых фраз, принятыми за эталон в определенной ситуации среди людей общей профессии, социальной группы, где проявляется стремление к единообразию в употреблении терминированных единиц. Области применения речевого этикета, имеющего свой обширный этикетный словарь, самые различные: обращения одного человека к другому или ко многим, приветствия при встрече, процедура знакомства, выражения благодарности, пожелания, извинения и просьбы, приглашения, советы, утешения, комплименты и ответы на комплименты, поздравления и ответы на поздравления, упреки и оправдания на упреки, согласия с чьими-либо мнениями и положительные ответы на вопросы, несогласия с чьими-либо мнениями и отрицательные ответы на вопросы, прощания.

В устной речи преобладают короткие фразы, состоящие из 5–7 слов, которые можно произнести на одном выдохе. В ней простой синтаксис, нет причастных и деепричастных оборотов: причастиями пишут, но не говорят; много вводных слов, которые оживляют речь, придают ей индивидуальность. Лингвисты на этот счет шутят: речь без вводных слов, что квас без изюминки.

В юридической деятельности используется как устная, так и письменная форма речи.

Устная речь юриста характеризуется, как правило, двусторонней сущностью, диалогизацией. С одной стороны в речевом общении принимает участие – юрист (следователь, прокурор, судья, адвокат и т. д.), с другой – объект правоотношений в лице заявителя, потерпевшего, пострадавшего, свидетеля, подозреваемого и т. д. Речь юриста персонифицирована, т. е. обращена к конкретной личности. Речь юриста также отвечает требованию целостности, что означает внутреннее единство темы речи и метода ее разработки, содержания и формы, логики и психологии, соответствие речи образу действий говорящего. Эффективность – характерная черта речи юриста. Она достигается актуальностью, истинностью, новизной информации. Коммуникативных целей может достигнуть только речь, отвечающая культуре речевого общения.

Сложность языка юриста в том, что в нем представлены практически все виды и формы языка. В зависимости от целевой установки речь юриста может быть информационная, убеждающая, побуждающая и агитационная, а по форме – как монологическая (лекция, доклад, информация, инструктаж), так и диалогическая (беседа, допрос, дискуссия, полемика). В этой сложности – особенность речи юриста.

Речь юриста должна, прежде всего, отвечать общим требованиям, предъявляемым к хорошей речи. Эти требования следующие[119] 119
Более подробно см.: Порубов, Н.И. Риторика / Н.И. Порубов. Минск, 2001.

Во-первых, речь должна быть правильной. Правильность речи – это соответствие ее языковой структуры действующим языковым нормам. Языковая норма – соблюдение в публичной речи правил грамматики и синтаксиса, требований словоупотребления и фонетики. Как правило, не допускает речевой разностильное™, в частности смешения форм и выражений литературного языка и диалектов, неумеренного использования терминов и т. д.

Нормы закреплены в нормативных грамматиках, словарях и справочниках. Правила использования речевых средств устанавливаются в области грамматики, словоупотребления, произнесения и правописания. Нормы отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой. Соблюдение норм помогает языку выполнять основную функцию – коммуникативную, быть средством общения.

Существует много языков, в которых место ударения определено строжайшим образом. Так, в германских языках огромное большинство слов несет ударение на первом слоге с начала: вспомним хотя бы фамилии: немецкие – Гё́те, Ши́ллер, Бу́нзен, Ди́зель и английские – Ди́ккенс, Ба́йрон, Джо́нсон, Сте́фенсон… Правда, мы выговариваем Шекспи́р и даже Рентге́н, но англичане и немцы произносят Ше́кспир и Ре́нтген.

У французов все слова имеют ударные конечные слоги: Пари́ (Париж), Дюма́, Тиссандьё́, Паганэ́ль… То же самое можно наблюдать и в турецком языке. В польском – все слова несут ударение на втором слоге от конца, например Стани́слав.

Вот краткий орфоэпический словарик юриста, состоящий из слов, в которых чаще всего нарушаются нормы ударения: аге́нт, аге́нтство, а́либи, алкого́ль, алфави́т, аргуме́нт, аре́ст, боя́знь, бредово́й, валово́й, возбуждено́, во-пе́рвых, втри́дорога, гербо́вый, глаша́тай, гражда́нка, гражда́нство, дактилоскопи́я, дея́ние, диало́г, диплома́тия, догово́р, догово́ренность, докуме́нт, до́ллар, доче́рний, завсегда́тай, за́говор, запломби́ровать, зло́ба, по зло́бе, и́зредка, ина́че, инструме́нт, испове́дание, катало́г, киломе́тр, кинематогра́фия, краси́вее, кулина́рия, медикаме́нты, микроме́тр, миллиме́тр, мимикри́я, многоже́нец, моноло́г, наме́рение, недои́мка, неду́г, норми́рование, обеспе́чение, обусло́вливать, одновре́менно, опошле́ние, осведоми́ть, осуждённый, парали́ч, парафи́рование, пепели́ще, перипети́я, платёжный, подо́шва, подростко́вый, преми́ровать, пригово́р, призы́в, прину́дить, приобрете́ние, приструни́ть, просмо́тровый, проце́нт, ра́курс, распояса́ться, симме́трия, сирота́, сна́добье, соболе́знование, созы́в, сосредоточе́ние, сре́дство, стату́т, ста́туя, столя́р, стори́цей, табу́, тамо́жня, това́рищество, токсикома́ния, убы́вший, углу́бить, узаконе́ние, украи́нский, упроче́ние, факсимиле́, фарфо́р, фети́ши, формирова́ние, хода́тай, хода́тайство, цыга́н, шестерня́, шофёр, экипирова́ть, э́кскурс, экспе́рт, э́кспорт, эпиле́псия[120] 120
Правильность ударения можно проверить, использовав для этого словари: Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1988; Правильность русской речи: Словарь-справочник / сост. Л.П. Крысий, Л.И. Скворцов. М., 1965; Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / под ред. Р.И. Аганесова. М., 1983; Агеенко, Ф.Л. Словарь ударений для работников радио и телевидения / Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва; под ред. Д.Э. Розенталя. М., 1985.

В производных от глаголов быть, брать, дать, взять, звать, гнать, драть, жить, ждать, пить, понять, начать, а также в глаголах ударение в формах прошедшего времени женского рода ставится на окончании (однако: на́чал, на́чало, на́чали; по́нял, по́няло, по́няли; бра́ло, бра́ли; отогна́ло, отогна́ли и т. д.).

В сложных словах следует запомнить место ударения: со второй частью – прово́д: газопрово́д, нефтепрово́д, трубопрово́д, водопрово́д (но: электропро́вод): со второй частью – метр: миллиме́тр, сантиме́тр, дециме́тр, киломе́тр (но: термо́метр, баро́метр). Некоторые ударения связаны со значением слова: му́ка – мука́, за́мок – замо́к, ви́на – вина́. Несколько сложнее с другими словами: хара́ктерный (с каким-то характером) – характе́рный (свойственный чему-нибудь или кому-нибудь); ма́стерский (принадлежащий мастерству) – мастерско́й; наречие: мастерски́ (искусно); а́тлас (собрание карт, схем) – атла́с (материал) и т. д. Ква́ртал и кварта́л не связаны с различием смысла: ква́ртал неправильно и нужно говорить: кварта́л новой улицы и второй кварта́л прошлого года.

Во-вторых, речь должна быть точной. Точность речи – это строгое соответствие слов обозначаемым предметам или явлениям действительности, это и соответствие между общепринятым значением слова и его применением в речи. Чтобы речь была точной, слова должны употребляться в полном соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены в системе языка.

Особенности речевого поведения юриста непосредственно связаны с его образованием, воспитанием, социальным статусом. Высказывания юриста в процессе профессионального общения нередко наполнены правовыми понятиями, содержат речевые конструкции, отвечающие правилам речевого этикета, который влияет на установление и поддержание психологического контакта, взаимопонимание сторон.

Особо важную роль правила речевого этикета играют на начальном этапе общения независимо от того, в какой ситуации оно разворачивается (при непосредственном или опосредованном общении партнеров, например по телефону). В подобных случаях широко используются так называемые тематические группы речевого этикета, нацеленные на создание положительного психологического микроклимата, поддержание взаимной направленности общающихся сторон. Эти этикетные речевые группы, включенные в семантическую (смысловую) структуру диалога, выполняют функцию признания ролевой, статусной принадлежности партнера по общению, выражения своей расположенности к нему, своеобразного комплимента.

Поскольку речь юриста имеет определенное общественное звучание, к ней предъявляются повышенные требования, игнорирование которых отрицательно влияет на его профессиональный авторитет. Поэтому речь юриста должны отличать:

- грамотность, понятность, доступность смысла высказываний для любой категории граждан;

- последовательность, логическая стройность изложения, убедительность, правовая аргументированность со ссылками на различные факты, доказательства, правовые нормы;

- соответствие нравственно-этическим правилам и нормам поведения;

- экспрессивность, широкий диапазон эмоциональных средств воздействия — от подчеркнуто нейтральных речевых форм до эмоционально-выразительных высказываний, сопровождающихся невербальными средствами воздействия;




- вариативность высказываний: от приглашения к участию в общении до употребления фраз, наполненных категорическими требованиями в зависимости от различных коммуникативных ситуаций.

В ходе профессиональной деятельности юристу необходимо постоянно совершенствовать навыки своего речевого поведения, повышать культуру общения. В процессе общения важно уметь не только говорить, но и как бы со стороны слушать себя, оценивая убедительность, понятность, доходчивость собственных высказываний, уместность употребления различных речевых и неречевых форм коммуникации, степень эмоциональной окраски речи, выразительность своего речевого поведения. Правильно оценить эти качества помогает наблюдение за реакцией аудитории, собеседника в процессе общения с ними.

! Общие выводы по изученной теме

· Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

· Этические категории и принципы пронизывают всю жизнь людей, даже и тех, кто не имеет представления об их научной трактовке. Они определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и понимания права, так и для практической деятельности по его применению.

· Нравственное самовоспитание как осознанная, целеустремленная деятельность, направленная на формирование высоких нравственных качеств и преодоление недостатков в собственной нравственной сфере, крайне необходимо юристу в его профессиональной деятельности.

· Значение юридической этики состоит в том, что она придает нравственный характер деятельности по осуществлению правосудия, выполнению прокурорских функций, следственной работе, а также и другим видам деятельности, осуществляемой юристами-профессионалами. Нравственные нормы наполняют правосудие и юридическую деятельность в целом гуманистическим содержанием.

S Вопросы для самопроверки

Особенности речевого поведения юриста непосредственно связаны с его образованием, воспитанием, социальным статусом. Высказывания юриста в процессе профессионального общения нередко наполнены правовыми понятиями, содержат речевые конструкции, отвечающие правилам речевого этикета, который влияет на установление и поддержание психологического контакта, взаимопонимание сторон.

Особо важную роль правила речевого этикета играют на начальном этапе общения независимо от того, в какой ситуации оно разворачивается (при непосредственном или опосредованном общении партнеров, например по телефону). В подобных случаях широко используются так называемые тематические группы речевого этикета, нацеленные на создание положительного психологического микроклимата, поддержание взаимной направленности общающихся сторон. Эти этикетные речевые группы, включенные в семантическую (смысловую) структуру диалога, выполняют функцию признания ролевой, статусной принадлежности партнера по общению, выражения своей расположенности к нему, своеобразного комплимента.

Поскольку речь юриста имеет определенное общественное звучание, к ней предъявляются повышенные требования, игнорирование которых отрицательно влияет на его профессиональный авторитет. Поэтому речь юриста должны отличать:

- грамотность, понятность, доступность смысла высказываний для любой категории граждан;

- последовательность, логическая стройность изложения, убедительность, правовая аргументированность со ссылками на различные факты, доказательства, правовые нормы;

- соответствие нравственно-этическим правилам и нормам поведения;

- экспрессивность, широкий диапазон эмоциональных средств воздействия — от подчеркнуто нейтральных речевых форм до эмоционально-выразительных высказываний, сопровождающихся невербальными средствами воздействия;

- вариативность высказываний: от приглашения к участию в общении до употребления фраз, наполненных категорическими требованиями в зависимости от различных коммуникативных ситуаций.

В ходе профессиональной деятельности юристу необходимо постоянно совершенствовать навыки своего речевого поведения, повышать культуру общения. В процессе общения важно уметь не только говорить, но и как бы со стороны слушать себя, оценивая убедительность, понятность, доходчивость собственных высказываний, уместность употребления различных речевых и неречевых форм коммуникации, степень эмоциональной окраски речи, выразительность своего речевого поведения. Правильно оценить эти качества помогает наблюдение за реакцией аудитории, собеседника в процессе общения с ними.

! Общие выводы по изученной теме

· Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

· Этические категории и принципы пронизывают всю жизнь людей, даже и тех, кто не имеет представления об их научной трактовке. Они определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и понимания права, так и для практической деятельности по его применению.

· Нравственное самовоспитание как осознанная, целеустремленная деятельность, направленная на формирование высоких нравственных качеств и преодоление недостатков в собственной нравственной сфере, крайне необходимо юристу в его профессиональной деятельности.

· Значение юридической этики состоит в том, что она придает нравственный характер деятельности по осуществлению правосудия, выполнению прокурорских функций, следственной работе, а также и другим видам деятельности, осуществляемой юристами-профессионалами. Нравственные нормы наполняют правосудие и юридическую деятельность в целом гуманистическим содержанием.

Юристы выступают в глазах общественности в роли блюстителей закона. Поэтому к ним предъявляют высокие моральные требования. Все виды юридического этикета формируются из регламентированных правовых и нравственных принципов.

Юристы

Особенности профессиональной этики юриста

Профессиональный этикет юриста — это регламентированная норма поведения, не допускающая выхода за рамки установленных ограничений. Правила выражаются в наборе требований учтивости, классифицируемом строгими шаблонами взаимодействия в обществе.

Демонстрация собственного самоконтроля, проявление почтительности и изящество действий необходимы для создания должного авторитета юриста и комфорта людей, которые с ним общаются. Отсутствие делового этикета приведет к тому, что клиенты и коллеги перестанут доверять способностям и суждениям служителя закона.

Практикующий право должен избегать любого компромисса с честностью. Работники юридической сферы несут ответственность перед правосудием. Этический кодекс имеет равную силу с остальными обязанностями. Важно, чтобы служители закона вели себя добросовестно и оказывали суду максимальную помощь, одновременно укрепляя доверие к правовой системе. При выполнении обязанностей от профессионалов ожидается порядочное обращение с коллегами и клиентами.

Специфика и принципы

Специфика работы юриста такова, что он каждый день взаимодействует с большим количеством разных людей. В связи с этим возникает сложность выбора стандартной модели поведения. Обстоятельства непредсказуемы, поэтому правилами регламентировать их невозможно. Служитель закона руководствуется лишь главными принципами этических норм и на их основе строит модель собственного поведения:

  • исключение использования доверия клиента в своих выгодах;
  • представление клиента с максимальной компетентностью;
  • способность выносить независимое профессиональное суждение от имени клиента;
  • воздержание от получения финансовой заинтересованности в судебных делах;
  • сдержанность в высказываниях и манерах, исключение осуждения и настойчивости;
  • доброжелательное отношение, обращение по имени и отчеству, готовность прийти на помощь;
  • своевременное выполнение поручений, исключение опозданий, планирование работы;
  • понимание проблемы клиента, исключение собственных эмоций, человечность.

Специфика

Соблюдение служебного этикета не должно скрывать неуважение или недоброжелательное отношение к гражданам. Оторванная от внешнего содержания форма поведения юриста, носящая официальный характер, превращается в канонизированную форму лицемерия.

Репутация добросовестного юриста и его надежность являются основополагающими качествами профессионала.

Виды юридического этикета

Основа всех видов юридического этикета — это правила, которыми руководствуются все представители общества. Однако к правозащитникам предъявляются требования, построенные на социальных и политических нормах, закрепленные законом. Взаимодействие представителей юридических профессий в коллективе и с гражданами принимает особые формы:

  • ежедневная служебная этика — это нормы поведения, предусмотренные при проведении переговоров, бесед с клиентами, выступления на собраниях, разъяснения на дежурствах и патрулированиях;
  • специфические виды служебного общения — взаимодействие в рабочем коллективе, деловые контакты, преподавательская деятельность;
  • экстремальная форма служебного этикета применяется в конфликтных ситуациях, при беседе с митингующими и протестующими, при задержаниях, в беседе с заключенными, условно осужденными и арестованными лицами;
  • невербальная и неспецифическая этика используется при публичных контактах с журналистами, медийных выступлениях, в деловой переписке, общении по телефону и радиосвязи;
  • судебный этикет предусматривает использование юридической лексики, профессионального и уважительного отношения в зале суда.

Требования к внешнему виду

Дресс-код — тонкий индикатор эрудиции, уверенности и дисциплины. Внешность влияет на восприятие другими людьми финансового успеха, авторитета, надежности, интеллекта и пригодности для найма или продвижения по службе. Неподходящая одежда поставит под сомнение адекватность правозащитника и его способность принимать правильные решения.

Требования к внешнему виду

Деловой стиль юриста — это необходимая составляющая образа, способного расположить клиента. В выборе одежды и аксессуаров важно не пренебрегать чувством скромности. Представитель закона должен выглядеть аккуратно. Неопрятность прически, несвежая одежда и грязная обувь недопустимы. Вычурность и чрезмерно дорогие элементы стиля неуместны и неблагоприятно скажутся на мнении окружающих.

Одежда — это выражение внутренних качеств человека. Простой, чистый и подобранный по размеру образ покажет в человеке профессионала.

Речевой этикет

Какой бы ни была аудитория, цель представителя закона — это эффективное общение. Мысль юриста должна быть доходчивой. Недопустимо, чтобы клиент испытывал сложности с пониманием своего поверенного. Есть несколько приемов, как говорить на одном языке с оппонентом:

  1. Сосредоточиться на аудитории. Следить за лицами, чтобы увидеть признаки понимания или замешательства. Отвечать на сигналы, посылаемые слушателями.
  2. Не жаловаться на невзгоды, например, на окружающий шум, позднее время, на нехватку времени для выступления или для подготовки. Юристу предстоит решать и преодолевать эти препятствия, оправдания неуместны.
  3. Уважать аудиторию. Дать понять, что донести до нее идеи — самая важная задача.
  4. Показать, что к разговору готовились и изучали дело. Проявить искреннюю заинтересованность в положительном завершении процесса.
  5. Говорить только о том, что знаете. Лучше сообщить оппоненту о том, что некоторые элементы дела нуждаются в дополнительном изучении.
  6. Не использовать юридическую терминологию в беседе с клиентом. Излагать мысли понятным ему языком.
  7. Не затрагивать религиозные и политические темы.
  8. Не отвлекаться на сотовый телефон.
  9. Не прибегать к юмору, жаргону, словам-паразитам и соблюдать субординацию. Использовать спокойную, но уверенную интонацию. Не повышать голос, не давить и не настаивать.
  10. Позволять высказаться собеседнику, внимательно его слушать, задавать уточняющие вопросы.
  11. Закончив речь, остановиться. Запоздалые мысли, пересмотр, повторяющиеся увещевания обходятся дороже того, что они могли бы добавить.

Речевой этикет

Правила поведения

Каждый юрист несет ответственность за соблюдение правил поведения. Пренебрежение этими обязанностями ставит под угрозу независимость профессии и общественные интересы, которым она служит. Регулирование поведения юриста нормативно-правовыми актами объясняется большой степенью влияния служителей закона, как лиц, осуществляющих подобную деятельность.

Повседневные отношения

В кодексе профессиональной этики указан характер повседневных отношений представителя закона:

  1. Не теряя чувство собственного достоинства, быть доброжелательным и открытым. Вызывать уважение людей к юридическим структурам и готовность к сотрудничеству.
  2. Проявлять контроль над поведением и чувствами. Не позволять личной симпатии или неприязни влиять на профессиональные решения.
  3. Разговаривать уважительно с гражданами, независимо от их служебного или социального положения.
  4. Уважать старших по званию и возрасту.
  5. Использовать деловой стиль поведения, основанный на самодисциплине.
  6. Ценить успехи сослуживцев, помогать в выполнении поручений. Не допускать хвастовства и зависти.
  7. Мужчинам-юристам выказывать благородство и учтивость коллегам женского пола.
  8. Создавать в собственной семье атмосферу добра, честности и доверия. Уделять внимание воспитанию детей.
  9. Управляя транспортным средством, образцово соблюдать правила дорожного движения.
  10. Исключить употребление алкогольных напитков, накануне и в процессе работы. Не организовывать в служебных помещениях банкеты. Не курить в общественных местах.
  11. Не допускать беспорядочных половых связей. Исключить все сомнительные взаимодействия с гражданами с плохой общественной репутацией.

Повседневные отношения

Но важно помнить, как бы хорошо ни был подготовлен человек, он должен соблюдать правила человечности по отношению к другим людям, вне зависимости, находятся ли они у него в подчинении или нет.

Публичные контакты

Юридические лица законодательно могут давать интервью на телевидении или радио. Служители закона — это обученные коммуникаторы в зале суда, однако они не имеют профессиональной подготовки к работе с общественным мнением. А в эпоху стремительного развития журналистики дела и карьера могут быть выиграны или потеряны из-за одного неверного слова. Следование 5 основным правилам поможет получить справедливую новостную статью:

Конфликтные ситуации

Практически все сложные этические проблемы возникают из-за конфликта между обязанностями юриста перед клиентами, правовой системой и собственными интересами.

Правила служебного поведения устанавливают условия разрешения таких конфликтов.

Главный принцип конфликтной этики — соблюдение обязанности юриста ревностно защищать и отстаивать интересы клиента в рамках закона, сохраняя при этом профессиональное поведение и моральное суждение. Юрист должен демонстрировать уважение к правовой системе и к тем, кто ее обслуживает, включая судей, коллег и государственных служащих. Адвокат стремится к результату, выгодному для клиента, но соответствующему требованиям честности в отношениях с другими участниками процесса.

Обязанность юриста — находить баланс между оспариванием правильности официальных действий и поддержанием судебного процесса. Это достигается с помощью вежливости, выдержанности и толерантности.

Читайте также: