Этика древнего египта кратко

Обновлено: 05.07.2024

Файлы: 1 файл

Представления о нравственности и красоте в Древнем Египте.doc

Представления о нравственности и красоте в Древнем Египте.

С древности, прежде всего в связи с культовыми действами и церемониями, разви вались музыка и изобразительные искусства. Фараоны и номархи окружали себя скульпторами, певцами, танцовщицами, музыкантами. В более поздний период развивается религиозная драма. Высокого художественного уровня достигли древнеегипетская живопись и скульптура.

Именно в древнеегипетской культуре впервые совершенно четко, хотя и в мифологической форме, выражена идея вселенской ответственности человека за собственную жизнь. Считалось, что судьба умершего всецело зависит от нравственного характера земной жизни. Каждый человек готовился представить подробнейший отчет об уровне совершенства своего земного бытия на загробном суде перед Осирисом.

От Древнего Египта до нас не дошло никаких сочинений, специально посвященных эстетическим проблемам. По всей вероятности, таковых и не существовало. Поэтому об эстетических идеях древних египтян мы можем судить лишь на основании отдельных высказываний, которые, встречаются в различного рода литературных произведениях (жизнеописания фараонов и вельмож, гимны богам, повести, сказки и т. п.), высеченных на камне или написанных на папирусе.

У древних египтян, видимо, впервые в истории культуры мы находим уже высоко развитое чувство красоты, прекрасного (нефер). Прекрасное здесь еще не выступает вполне определившейся эстетической категорией, которая была бы объектом исследования особой науки — эстетики. Прекрасное большей частью конкретный предмет — реальный или нереальный, но не понятие прекрасного вообще. Как общее понятие прекрасное выступает позже и у других народов. Вместе с тем важно указать, что в мышлении древних египтян уже сушествовали общие представления прекрасного, это видно из того, что разнообразнейшие суждения о прекрасных предметах и явлениях действителыюсти они объединяли с фантазией в виде общего вывода о прекрасном.

В Египте традиционно развивалась териоморфная мифология. Их персонифицированные божества изображались со звериными или птичьими головами, однако ни одно из животных не было идеалом красоты для египтянина. В этом удивительный парадокс и важная закономерность египетской эстетики. Бык, корова, сокол, баран, шакал, ибис, змея и т. п. считались священными. Им поклонялись, приносили жертвы, но красота богов связывалась египтянами не с обликом животных, а с физической и нравственной красотой человека, с одной стороны, и с красотой солнечного света—с другой.

В многочисленных высказываний о прекрасном, рассеянных по различным литературным памятникам, представление о нем постоянно употребляется в двух различных смыслах. В одних случаях о прекрасном говорится как о высоком достоинстве вполне конкретных и земных вещей и явлений, а в других оно понимается как эпитет, прилагаемый к сверхъестественным, порожденным религиозным сознанием силам и явлениям.

В литературных памятниках Древнего Египта мы встречаемся с частыми упоминаниями о прекрасных областях и краях, где растут смоквы и виноград, а вина больше, чем воды, где имеются в изобилии масло и мед, вызревают в садах всевозможные плоды, а на лугах пасутся разнообразные и неисчислимые стада. Мы встречаемся и с упоминанием о прелестях прекрасных девушек, о прекрасных украшениях из золота, серебра и лазурита, о красивой одежде и утвари, прекрасных птицах и животных красивой масти, прекрасных юношах и т. д.

Это говорит о том, что древние египтяне понимали под прекрасным очень широкий круг природных вещей и явлений, отличающихся соразмерностью частей и красотою расцветок животных и птиц, людей, тела которых гибки и грациозны. Так же, как и современные люди, они называли известные вещи и явления прекрасными потому, что последние вызывали в них определенные чувства: радовали, ласкали их глаза и слух; они ценили в них проявление полноты жизни.

В подобных представлениях о прекрасном заключено, с одной стороны, наивно-первобытное обожествление элементов красоты, существующих в реальности, персонификация их в боге-царе, превращение красоты в некий абсолют, стоящий над людьми.

С другой стороны, есть и более прагматическая основа. Очевидно стремление господствующей верхушки древнего Египта возвеличить, обожествить царя как верховного собственника земли и людей перед лицом широкой массы крестьян, ремесленников и рабов,

В условиях древнего Египта, когда все формы идеологии не были еще такими сложными, какими они встали впоследствии, превращение земной красоты в красоту богов и фараонов выступает особенно ясно и наглядно. Примером может служить превращение красоты солнца и его животворящего действия на землю и людей в бога солнца.

Древний Египет является, по всей видимости, родиной световой религии и эстетики света. Бог солнца Ра издавна был главным богом египетского пантеона. Свет и красота с древнейших времен отождествлялись в египетской культуре. Сущность божественной красоты нередко сводилась к сиянию.

Древние египтяне сближали прекрасное в боге с прекрасным в природе. Они вплотную подходили к пониманию красоты как жизни и рассматривали красоту в виде вполне материального, хотя и обожествляемого явления (солнца), грандиозного и могучего носителя всего животворящего. Правда, в древнеегипетских источниках встречаются также высказывания, на основании которых можно заключить, что египтяне сближали прекрасное не только с жизнью, но и со смертью. Но здесь надо учесть, что те, кто верил в посмертную жизнь и ревностно чтил заупокойный культ, самим исполнением этого культа стремились или продлить существование души умершего в этом мире, или обеспечить ей загробную жизнь, аналогичную земной. То есть, в любом случае речь шла о жизни, о красоте окружающего мира.

С природной красотой египтяне не расставались и дома. С помощью художественного творчества многие бытовые предметы становились продолжением природного совершенства: на ручке ложки распускался лотос, бокал для вина также делался в форме цветка, потолок над головой превращался в звездное небо, пол - в зеленый покров из речных трав, меж которыми скользили рыбы, стены украшали изображения пальм с летающими над ними бабочками.

Прекрасное в представлении древних египтян не простой объект созерцания, а могучая действенная сила, несущая человеку жизнь, радость и лико вание. Прекрасное в египетской эстетике, как и во многих культурах древности и Средневековья, теснейшим образом связано с благом, добром.

Представление о прекрасном в людях согрето теплом человечности. Например, в красоте высокопоставленных особ авторы Древнего Египта желали видеть прежде всего красоту простого человека. И если в данном случае красота простого человека выступает в косвенной, несколько завуалированной форме, то в любовной лирике Древнего Египта это восхваление звучит открыто. Именно здесь ясно выявляются гуманизм и стихийный реализм простого египтянина в представлении о красоте, о прекрасном. Вот один из дошедших до нас отрывков этой лирики:

Единственная сестра, нет подобной ей,

Прекраснейшая из всех людей.

Смотри, подобна она звезде восхода,

При начале счастливого года.

С сиянием дивным, с блестящей кожей,

Прекрасная глазами зоркими,

Сладостны уста ее говорящие,

Нет у нее слова лишнего,

Высока шея ее и блестящ затылок,

Ляпис-лазури истинной — волосы ее.

Рука ее превосходит золото,

И пальцы подобны лотосам.

Несут ноги ее красоту ее.

Походкой легкой идет она по земле.

Вынуждает она шеи людей всех

Отвернуться (в ослеплении) при виде ее.

Безобразное, как и прекрасное, не выступает у древних египтян еще в виде общей эстетической категории, а существует только как представление о безобразных вещах и явлениях, имеющих определенные общие отрицательные черты.

Однако внимательно изучая источники, мы убеждаемся, что египтянам не чужды были, правда, еще наивные, облаченные в религиозно-мифологическую форму мысли о внутренней связи прекрасного и безобразного, о переходе первого во второе, о борьбе между ними.

Древнейшие египтяне считали, что солнце как источник всего прекрасного на земле ведет неустанную борьбу со своими врагами, тучами, туманами и грозами, с ночным мраком. Солнце удаляется на чужбину, когда небо омрачено, возвращается, когда бог света прогонит этих врагов; оно само превращается в огнедышащую змею на челе бога. Бог света, поднимающийся из первобытного хаоса, заключенный в лотос и начинающий собой мир, бог юный и прекрасный, олицетворяющий силу земной растительности и падающий жертвой враждебных сил, — все это и многое другое, разнообразное в различных областях и единое по духу, в связи с верой в силу слова, имени и магического действия, выступает перед ламп готовым уже на заре египетской истории и в первых крупных памятниках ее книжной словесности.

1. Этические нормы в заупокойных автобиографиях.

2. Отношения полов.

4. Отношение к старости.

5. Отношения родителей и детей.

6. Отношения с Богом.

7. Личное благочестие.

1. Ancient Near Eastern Texts Relating to the Old Testament / Ed. by Pritchard J.B. – Third Edition with Supplement. – Princeton: Princeton University Press, 1969. P. 412-425.

2. J. Assmann. Ma'at: Gerechtigkeit und Unsterblichkeit im alten Ägypten. Munich: C. H. Beck, 1990.

3. J. Baines. Practical religion and piety // Journal of Egyptian Archaeology. 1987. Vol. 73. Pp. 79 - 98.

4. J. Baines. Society, morality, and religious practice // Religion in ancient Egypt: Gods, myths, and personal practice / ed. Byron Shafer, Ithaca: Cornell University Press, 1991. Pp. 123 – 200.

5. F.W. von Bissing. Altägyptische Lebensweisheit. Zurich, 1955.

6. H. Brunner. Altägyptische Weisheit: Lehren für das Leben. Die Bibliothek der alten Welt. Zurich and Munich: Artemis, 1988.

8. F. Junge. Die Lehre Ptahhoteps und die Tugenden der ägyptischen Welt. Orbis Biblicus et Orientalis 193. Fribourg: Academic Press; Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2003.

10. G. Lefebvre. Le tombeau de Petosiris. 3 vols. Cairo: Institut français d'archéologie orientale, 1924.

11. F. Lexa. Papyrus Insinger: Les enseignements moraux d'un scribe égyptien du premier siècle après J.C. Paris: Geuthner, 1926.

13. M. Lichtheim. Maat in Egyptian autobiographies and related studies. Orbis Biblicus et Orientalis 120. Fribourg: Academic Press; Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1992.

15. M. Lichtheim. Moral values in ancient Egypt. Orbis Biblicus et Orientalis 155. Fribourg: Academic Press; Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1997.

16. L. Meskell. Archaeologies of social life: Age, sex, class et cetera in ancient Egypt. Oxford, UK, and Malden, MA: Blackwell, 1999.

17. L. Meskell. Private life in New Kingdom Egypt. Princeton: Princeton University Press, 2002.

18. S. Morenz. Egyptian Religion. – Ithaca, New York: Cornell University Press, 1996.

19. R. Parkinson. Teachings, discourses and tales from the Middle Kingdom // Middle Kingdom studies, ed. Stephen Quirke, and Janine Bourriau et al. New Malden and Surrey: SIA, 1991. Pp. 91-122.

20. N. Strudwick. Texts from the Pyramid Age. – Leiden: Brill, 2005. – (Writings from the ancient world / Society of Biblical Literature; 16).

Все наше достоинство заключено в мысли. Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить: вот основной принцип морали.

Цивилизация Древнего Египта просуществовала почти три тысячи лет, оставив потомкам величественные памятники и сказочные сокровища. Египет стал колыбелью второй (после шумерской) великой цивилизацией в мировой истории. Она зародилась в долине Нила несколькими веками позднее шумерской цивилизации в Месопотамии, оказавшей несомненное влияние на раннее развитие Древнего Египта.

Дар Нила

Один греческий историк по праву назвал Египет "даром Нила". Люди здесь всегда селились на узких полосках земли по обоим берегам реки, несущей свои воды через сотни километров пустыни к дельте, где, разделившись на множество протоков, она впадает в Средиземное море.

Истоки

Воды Нила ежегодно поднимались и опускались, оставляя в пойме слой плодородного ила и позволяя строить сложные оросительные системы. Это сделало Древний Египет богатейшей житницей, кормившей население страны и производившей огромные излишки продовольствия, на которых зиждилась сложная общественная система и невиданные по размаху строительные проекты. Документальная история Древнего Египта начинается примерно с 3000 г. до н. э., когда царь Верхнего (южного) Египта Менес, или Нармер, объединил страну, покорив Нижний Египет (Дельту). Примечательно, что этот союз остался нерушимым на тысячи лет (если не считать непродолжительных периодов смуты), и Менес стал основателем первой из 33 египетских династий. Последняя династия прервалась в 30 г. до н. э., когда Клеопатра покончила с собой, позволив укусить себя ядовитому аспиду.

Разобраться в истории Древнего Египта легче всего, разделив ее на три основных периода длительной стабильности - Древнее, Среднее и Новое царства, отделенные друг от друга I и II промежуточными периодами, когда традиционный порядок в стране нарушался гражданскими войнами и чужеземными нашествиями. Разные историки называют разные даты начала и конца каждого периода, и большинство датировок до 2000 г. до н. э. весьма приблизительны.

Эпоху двух первых династий (3000-2600 до н. э.) называют Ранним царством, предшествовавшим Древнему царству. Но даже тем далеким временам уже были присущи многие непреходящие черты египетской цивилизации. Уже тогда царь был богоравным существом, хотя всем известный титул "фараон" (дословно "великий дом") вошел в употребление лишь во времена Нового царства. Этика древнего Египта. Сложная по структуре египетская религия уделяла огромное внимание загробной жизни, и египтяне изобрели множество способов мумификации своих почивших царей, чтобы обеспечить им достойное существование в потустороннем мире. В этот же период возникли и утвердились касты жрецов и чиновников. Древний Египет

Древнее царство

В эпоху Древнего царства (2600-2150 до н. э.) Египет достиг вершины стабильности и самоизоляции, надменно не замечая окружающего мира. Почти сразу же началось возведение каменных монументов, из которых наиболее известны грандиозные царские усыпальницы - пирамиды. Знаменитая "ступенчатая пирамида" в Саккаре, по соседству с древней столицей Мемфисом, была возведена для царя III династии Джосера по проекту его советника Имхотепа. Этот полулегендарный мудрец и первый зодчий, известный нам по имени, позднее стал египетским богом врачевания. Самая крупная пирамида была построена в Гизе для фараона Хеопса (Хуфу). Пирамиды, точно сориентированные по сторонам света, строились на основе простейших технологий. Их возведение было, по сути, триумфом организации труда в невиданных ранее масштабах.

К концу эпохи Древнего царства ycилилось влияние крупной аристократии, центральная власть ослабела. Во время I промежуточного периода (2150-1950 до н. э.) Египет раскололся на несколько враждующих династий, а пирамиды другие гробницы подверглись разграблению.

Древний Египет. Среднее царство

В эпоху Среднего царства (1950-1785 до н. э.) единство Египта было восстановлено, а его столица перенесена из находящегося чуть выше Дельты Мемфиса в Фивы, что в Верхнем Египте. Расположенная неподалеку Долина царей стала местом погребения многих владык, а в двух районах Фив - Карнаке и Луксоре - один за другим вырастали прекрасные храмы и величественные памятники.

К тому времени религия приобрела весьма высокоразвитые формы, открыв возможность загробной жизни не только для царей, но - при должной подготовке - и для любого египтянина. Вероятно, именно этим объясняется новый обычай класть в захоронения деревянные фигурки воинов, ремесленников или слуг, чтобы они сопровождали господина в загробном мире. Эти фигурки (ушебти) во многом помогли нам представить повседневную жизнь древних египтян.

Поздний период Среднего царства отмечен правлением сильных и удачливых фараонов. Они усмирили аристократию, осуществили крупные ирригационные проекты и распространили владычество Египта на юг, покорив Нубию. Однако с наступлением II промежуточного периода (1785-1570 до н. э.) страна вновь вошла в полосу раздоров и упадка, а вершиной всех бед стал захват Дельты Нила азиатскими кочевниками, гиксосами.

Новое царство

Древний Египет. Новое царство (1570-1075 до н. э.) было последней великой эпохой в истории египетской цивилизации. Она же дала стране ее самых знаменитых представителей. Для Древнего Египта это еще была и эпоха непрерывных конфликтов с Ближним Востоком - поначалу в качестве великой державы, а ближе к концу уже в качестве жертвы. Толчком к этому в немалой мере послужили гиксосы. Египтяне переняли у них новые приемы ведения войны (в частности, боевые колесницы) и, изгнав ненавистных чужаков, оттеснили их до пределов Палестины и Сирии, превратив Египет в великую империю, размеры которой колебались в разное время.

Все эти события придали Новому царству особую атмосферу. К примеру, больше внимания стали уделять возвеличению фараона как земного завоевателя и меньше - его освященному традицией божественному образу. Судя по письменным источникам, политическая жизнь приобрела более сложный характер. К числу самых выдающихся личностей Нового царства относится царица Хатшепсут, которая изображалась со всеми царскими атрибутами, вплоть до привязанной к подбородку фальшивой бороды! Ряд энергичных правителей расширил границы Египетской империи до плодородной излучины Евфрата. Вершины своего могущества и благополучия Египет достиг при фараоне-воине Тутмосе III (1479-1426 до н. э.). А из переписки Аменхотепа III (1390-1353 до н. э.) с его преемником Аменхотепом IV, сохранившейся на глиняных табличках в Амарне, мы узнаем о широких дипломатических связях Древнего Египта с владыками всего Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока.

Единый бог - Древнего Египта

Однако правление Аменхотепа IV (1353-1336 до н. э.) вошло в историю небывалой религиозной революцией, которую осуществил сам фараон. Аменхотеп низверг несметную рать египетских богов, не пощадив даже могущественного Амона-Ра, чье имя включалось в имя фараона. Египтянам было велено поклоняться единому богу в образе солнечного диска или Атона. В ознаменование этого фараон сменил свое прежнее имя на Эхнатон и основал в Амарне новую столицу. Древний Египет

Скрытый смысл этих событий остается неясным по сей день, и если одни историки превозносят Эхнатона как первого владыку, учредившего культ единого всесильного бога (монотеизм), то другие осуждают его как нетерпимого фанатика. Этика древнего Египта. Супруга фараона Нефертити, по-видимому, активно участвовала в этой революции, которая осуществлялась силами всевластной чиновничьей касты и прославлялась бесчисленными надписями и монументами. Религиозный авторитет Эхнатона был так велик, что об открытом сопротивлении не было и речи, но в обществе тлели угли недовольства.

Возможно, серьезный урон престижу Эхнатона нанесло его пренебрежение делами империи. Пока он занимался вопросами религии, союзники и сателлиты Египта один за другим пали под натиском врагов. Так или иначе, вскоре после смерти фараона его революции пришел конец, а его имя вызывало такую ненависть, что было вычеркнуто из всех тогдашних списков правителей Древнего Египта. Надписи были стерты, а монументы разрушены, чтобы навеки уничтожить память о нем.

Тутанхамон

Все это делалось от имени зятя Эхнатона, фараона-мальчика Тутанхатона. Царский двор вернулся в Фивы, а фараон, убрав из имени приставку "Атон", вошел в историю как Тутанхамон.

Взойдя на трон мальчиком лет десяти и процарствовав лишь несколько лет (1332-1323 до н. э.), Тутанхамон вряд ли стал бы заметной фигурой в египетской истории, если бы не одна случайность. Он был предан земле в Долине царей, где его небольшая гробница оказалась засыпанной слоем щебня, вынутого при строительстве усыпальницы более позднего фараона. В результате все известные могилы фараонов были разграблены, а гробница Тутанхамона осталась почти нетронутой. Спустя три тысячи лет, в 1922 году, она была обнаружена британским археологом Говардом Картером и оказалась доверху набитой сокровищами.

Фараоны-воители древнего Египта

Глубоко увязший в ближневосточных войнах Египет снова стал великой империей при фараонах-воинах Сети I (1290-1279 до н. э.) и Рамзесе II (1279-1213 до н. э.). Рамзес осуществил грандиозные строительные проекты, завершив колонный зал в Карнаке и скальные храмы Абу-Симбела. Его хвастливые надписи и колоссальные изваяния красноречиво говорят о беспредельной мании величия.

Однако войны Рамзеса истощили силы Египта, и вскоре после его смерти начался период долгого заката. Заключительный этап наступил в X веке до н. э., когда отечественные династии начали чередоваться c чужеземными - ливийской, нубийской, а 660-х г.г. - ассирийской. Последним усилием имперской воли Египет покорил Сирию, но лишь затем, чтобы в 605 г. до н.э. потерпеть сокрушительное поражение о Вавилона при Кархемише и лишиться всех ближневосточных владений.

Окончательный упадок древнего Египта

В 525 г. Египет стал частью Персидской империи. Затем страну завоевал Александр Великий (356-323 до н. э.). Его преемником стал один из его военачальников - Птолемей, чья династия правила вплоть до 30 г. до н. э. Птолемеи оставались греками по языку и культуре, и этот период отмечен постепенной эллинизацией Египта.

Конец независимости Египта пришел со смертью Клеопатры, и хотя некоторые египетские культы оказали заметно влияние на религиозное брожение позднеримского мира, старая египетская цивилизация постепенно угасла, и на смену ей пришла греко-римская культура.

Пусть человеку нет никакой выгоды лгать – это ещё не значит, что он говорит правду: лгут просто во имя лжи.

Звёздный Храм нТр

Однако, на основании данных текстов, можно сделать выводы о морально-этических нормах, существовавших в древнем Египте. Эти законы, считавшиеся священными, охранялись отдельными божествами, каждый из которых следил за выполнением своего закона. Все законы, как земные, так и космические, принадлежали богине Маат (с др. егип. "быть выраженной"), которая и есть воплощение принципа порядка и гармонии во Вселенной.

Древнеегипетская "Исповедь отрицания" - это оправдательная речь египтянина на загробном суде Осириса. Если человек не грешил и был оправдан на суде 42 богов, а его сердце, после взвешивания на весах богини Маат, оказывалось в прямом смысле лёгким, то он мог присоединиться к Богам и жить вечно. Если же нет - сердце этого человека поглощала Амамт (с др. егип. "пожирательница"), после чего человек, как личность, исчезал навсегда.

Древнеегипетская книга мертвых (оригинал)

И все же, в каждом человеке есть бессмертная частица - дух Ах, который может воплотиться для новой жизни, но это будет уже совсем другой человек. С перевоплощением в древнем Египте все было очень не просто. Лишь по воле богов, на землю могла быть послана высокая Душа для реализации возложенной на нее миссии. Такая душа будет помнить свою прошлую жизнь и мир богов.

Я приведу для примера один из вариантов перевода древнеегипетской Исповеди отрицания умершего:

1. О, Усех-немтут, являющийся в Гелиополе, я не чинил зла!
2. О, Хепет-седежет, являющийся в Хер-аха, я не крал!
3. О, Денджи, являющийся в Гермополе, я не завидовал!
4. О, Акшут, являющийся в Керерт, я не грабил!
5. О, Нехехау, являющийся в Ро-Сетау, я не убивал!
6. О, Руги, являющийся на небе, я не убавлял от меры веса!
7. О, Ирти-ем-дес, являющийся в Летополе, я не лицемерил!
8. О, Неби, являющийся задом, я не святотатствовал!
9. О, Сед-кесу, являющийся в Ненинисут, я не лгал!
10. О, Уди-Несер, являющийся в Мемфисе, я не крал пищу!
11. О, Керти, являющийся на Западе, я не ворчал попусту!
12. О, Хеджи-ибеху, являющийся в Фаюме, я не нарушал закон!
13. О, Унем-сенф, являющийся у жертвенного алтаря, я не убивал коров и быков!
14. О, Унем-бесеку, являющийся в подворье тридцати, я не захватывал хлеб в колосьях!
15. О, Владыка Истины, являющийся в Маати, я не отбирал печёный хлеб!
16. О, Тенми, являющийся в Бубастисе, я не подслушивал!
17. О, Аади, являющийся в Гелиополе, я не пустословил!
18. О, Джуджу, являющийся в Анеджи, я не ссорился из-за имущества!
19. О, Уамти, являющийся в месте суда, я не совершал прелюбодеяния!
20. О, Манитеф, являющийся в храме Мина, я не совершал непристойного!
21. О, Хериуру, являющийся в Имад, я не угрожал!
22. О, Хеми, являющийся в Туи, я ничего не нарушил!
23. О, Шед-Херу, являющийся в Урит, я не гневался!
24. О, Нехен, являющийся в Хеха-Джи, я не был глух к праведной речи!
25. О, Сер-Херу, являющийся в Унси, я не был несносен!
26. О, Басти, являющийся в Шетит, я не подавал знаков в суде!
27. О, Херефхаеф, являющийся в Тепхет-Джат, я не мужеложествовал!
28. О, Та-Ред, являющийся на заре! Не скрывает ничего мое сердце!
29. О, Кенемтче, являющийся во мраке, я никого не оскорблял!
30. О, Ихетенеф, являющийся в Саисе, я не был груб с другими людьми!
31. О, Неб-Херу, являющийся в Неджефет, я не был тороплив в сердце моём!
32. О, Серехи, являющийся в Удженет, я не нарушил закон!
33. О, Неб-Аци, являющийся в Сиуте, я не был болтлив!
34. О, Нефертум, являющийся в Мемфисе, нет на моей совести пятна, я не делал худого!
35. О, Тем-Сен, являющийся в Бусирисе, я не оскорблял фараона!
36. О, Иремибеф, являющийся в Чебу, я не осквернял воду!
37. О, Хеи, являющийся в Куне, я не шумел!
38. О, Уджи-рехит, являющийся в подворье, я не кощунствовал!
39. О, Нехеб-Неферт, являющийся в Нефер, я не надменничал!
40. О, Нехебкау, являющийся в городе, я не сравнивал себя с другими!
41. О, Джесертеп, являющийся в пещере!
42. О, Инаеф, являющийся в Югерт, я не оклеветал бога в городе своём!

Этот и другие варианты исповеди отрицания вы можете скачать в прикрепленном файле, в конце статьи.

  • общение с другими людьми
  • взаимодействие с природой
  • социальные нормы
  • религиозные нормы
  • личностные качества


Личностные качества

  • позитивные качества: чистая совесть, честность, вежливость, справедливость
  • негативные качества: торопливость (поспешность в действиях), гнев, злость, ярость, надменность, высокомерие, жестокость


Общение с другими людьми

  • запрет на: зависть, лицемерие, ложь, ворчливость, пустословие, сквернословие, болтливость, грубость, подслушивание, клевету, оскорбление, угрозы
  • также нельзя: обижать членов семьи, нагромождать слова в разговоре, повышать голос
  • нельзя быть причиной: слёз, болезни, бед, страданий любого другого человека и раздора между людьми
  • правильное поведение: прислушиваться и следовать словам истины


Социальные нормы

  • запрет на: убийство и причастность к убийству, воровство, насилие, разбой, убийство священных животных, кощунство, создание лишнего шума, торговые махинации, покушение на чужое имущество, непристойное поведение, прелюбодеяние (с чужой женой), мужеложество, блуд, нарушение законов, дружба с порочными людьми, махинации в суде, несправедливость
  • также нельзя: поднимать руку на слабого, отнимать молоко/хлеб от уст ребенка, распугивать пасущихся животных, перегружать своих людей работой, причинять боль другим, прогонять голодного человека, совать нос в чужие дела, как-либо вредить другим людям, действовать вызывающе, притеснять бедняков


Религиозные нормы

  • запрет на: оскорбление богов и фараона, святотатство, богохульство, присвоение подношений для умерших, погашение ритуального огня, отвержение Бога в различных его воплощениях, кражу подношений в Храме, рукоблудие в Храме, осквернение своего тела


Взаимодействие с природой

  • запрет на: осквернение воды, изменение русла рек, преграждение пути воды, остановка бегущей воды, обрушение берега канала

Я надеюсь, что моя статья поможет не только задуматься каждому, кто прочтет её, но и сделать выводы. Ведь путь к красоте и совершенству мира не бывает легким, он начинается глубоко внутри каждого человека, в его сердце и сознании.

Хотите поговорить на тему
"Исповедь отрицания и моральные нормы"?
Оставьте комментарии и я постараюсь вам ответить.

Читайте также: