Эстрадный вокал это кратко

Обновлено: 03.07.2024

Под эстрадным вокалом подразумевается вокальная техника, искусство, представляющее собой синтез разных направлений. Эстрадное выступление может представлять собой сольное или групповое хоровое пение. Эстрадная манера пения имеет ряд особенностей, среди которых можно отметить следующие:

  1. отсутствие строгих правил, объединение разных вокальных техник в рамках одного жанра;
  2. поиск уникальной манеры исполнения, внимание к индивидуальности исполнителя;
  3. простота формы музыкального произведения, запоминающийся мотив, ориентация на широкую аудиторию;
  4. пение, схожее с разговорной речью, исполнитель не выпивает, а проговаривает слова.

Отличия от других стилей

Современный эстрадный вокал имеет специфические особенности. В отличие от академического вокала, нацеленного на передачу красоты голоса, в эстрадном вокале передаются эмоции. Особенности эстрадного пения состоят в том, что вибрации голоса ощущаются не фиксировано, а в грудной клетке и носоглотке исполнителя. Мышцы, задействованные в исполнении, подталкивают воздух, а не полностью преобразуют его в звук. Эстрадный вокал предполагает разнообразный репертуар, выделяют следующие виды эстрадных вокальных композиций:

Основные приемы и техники

Техники и приемы эстрадного вокала весьма разнообразны. Самые распространенные вокальные техники:

  1. субтон;
  2. фальцет;
  3. штробас или фрай;
  4. расщепление;
  5. драйв;
  6. обертон;
  7. глиссандо;
  8. тванг.

Субтон

Под субтоном подразумевается имитацию шепота, когда исполнитель ставит своей целью быть услышанным ни одним человеком, а целым залом. Эта техника эстрадного вокала заключается в контроле потока воздуха, который добавляется в голос помимо звука, и его расхода.

Дополнительная информация!

Специфика пения субтоном заключается в сильном напряжении голосовых связок, выталкивающих воздух. В обучении этой техники делается упор на пение на опоре и глубокое дыхание. Примеры использования субтона можно найти у Анжелики Варум и группы Sade.

Фальцет

Фальцет подразумевает высокий диапазон звучания голоса, который применяется исполнителями чтобы подчеркнуть кульминацию композиции. Может применяться при громком и негромком пении в зависимости от желаемого эффекта. Это – пение без опоры, придающее композиции особенную энергетику, добавляющее напряжение. Также основы фальцета используется мужчинами, исполняющими женские соло. К этой технике не раз обращались Джастин Тимберлейк, Том Йорк.

Штробас или фрай

Штробас – самый низкий диапазон звучания голоса. Это эстрадное пение отличается отсутствием напряжения в голосовых связках во время вибрации. Голос исполнителя, работающего в этой технике, напоминает треск, имитацию которого представляет собой второе название штробаса – фрай. Данная техника применяется в немногих направлениях и является основной в экстремальном вокале. Пример звучания штробаса можно услышать у Энрике Иглесиаса.

Расщепление

Во время расщепления голос исполнителя представляет собой чистый звук и шум. Субтон, о котором говорилось ранее, является разновидностью расщепления. С данным приемом работают эстрадное направление и экстремальный вокал, а преподаватели академического вокала считают его серьезным дефектом. Яркие примеры расщепления голоса можно найти среди отечественных (Александр Маршал) и зарубежных вокалистов (Джаред Лето).

Драйв

Драйв – еще одна разновидность расщепления голоса. Методика заключается в том, что для того, чтобы правильно выполнить эту технику, нужно научиться работать с диафрагмой, тогда сольное пение получится чистым и не дребезжащим.

Важно!

Правила пения эстрадного исполнителя гласят, что к драйву необходимо подходить с большой осторожностью и под присмотром педагога – при неправильном подходе к этому приему можно повредить голосовые связки.

Стили драйва – гроулинг и скриминг. Этим приемам можно научиться на уроках экстрим вокала. Скриминг, применяли Ольга Кормухина и Честер Беннингтон.

Обертон

Обертон также является разновидностью расщепления голоса, история которой очень интересна. Это горловое пение, во время которого задействованы не только голосовые связки, но и горло. Обертон – распространенная техника среди народов Дальнего востока. Его можно услышать в песнях монголов, тувинцев, тибетцев. Помимо одновременного задействования голосовых связок и горла, обертон подразумевает вокальное многообразие – свист, подражание звукам, издаваемым животными. Этот прием часто использует современный эстрадный вокал, в частности фолк-рок коллективы, такие, как, например, группы Мельница, Хелависа.

Глиссандо

Прием глиссандо заключается в скольжении с одной ноты на другую. Он напоминает игру на гитаре, во время которой пальцы музыканта скользят по струнам. Во время обучения следует начинать в медленном темпе и подниматься с одной ноты на другую, стараясь не упустить ни одной и постепенно ускоряясь. Помимо классического глиссандо, подразумевающего поднятие тона, существует обратный, исполнение которого певец начинает с высоких нот и заканчивает низкими. Этим приемом характеризуются эстрадно джазовое и джазовое направления. Изучить распевки, которые помогут освоить данный прием, можно на уроках джаз вокала. Глиссандо используют джазовые исполнители, среди которых Билли Холидей.

Тванг

Тванг подразумевает звонкое и резкое звучание голоса. Для детей обучение этому приему начинается с задания изобразить звуки живой природы – кошки, лягушки и т.д., чтобы найти резонанс.

Вокальные техники эстрадного вокала тванг

Обратите внимание!

Для тванга характерно поднятие гортани и языка во время пения, сжатие гортани, короткие выдохи. Различают оральный, во время которого звук резонирует во рту, и назальный, когда резонатором выступает носоглотка, тванг. Этот прием используется многими исполнителями, среди которых такие мировые звезды как Рианна (назальный тванг) и Кристина Агилера (оральный тванг).

Распевки для эстрадного вокала

Классика всему голова или все же надо следовать современным тенденциям и петь эстраду? В этой статье Вы узнаете принципиальное различие между академическим и эстрадным вокалом.

Разница между академическим и эстрадным вокалом заключается в певческой позиции, которую формирует исполнитель. Певческая позиция условно - это то, какое положение во рту занимают гортань, мягкое и твердое небо, язык и т.д. во время пения.

В академическом вокале все поется в одной позиции, на зевке. Зевок всему голова, он там правит балом. Гортань опускается как на обычном, человеческом зевке, когда Вам спать хочется. Попробуйте как следует зевнуть и издать звук, вуаля Вы поете в академической манере! И академические вокалисты всю жизнь учатся петь в этот самый зевок. Это не так просто как может показаться, не даром же они годами учатся, стажируются. Пробиться в этой сфере крайне сложно, нужен не только талант, но и связи, а также везение.

Пример академического пения

В эстрадном вокале позиций много, нужно уметь петь в разные "точки", быстро менять позицию с одной на другую, иногда в рамках одного слова, первый слог поется субтоном, а потом идет переход в вокальный нос. Скажу я Вам дело это не простое. Для того, чтоб петь эстраду круто нужно хорошо потрудиться. Не все песни, конечно же, такие сложные, но они есть. На мой взгляд петь эстраду сложнее , точек больше, нужно их менять, плюс вокальные украшения. И с эмоциональной точки зрения здесь все сложнее, по моему субъективному мнению.

Пример эстрадного пения

Когда академический вокалист поет эстрадную песню звучит это несколько странно. Например, Коля Басков звучит на любителя в эстрадном репертуаре.

Хотя академические вокалисты считают, что классический вокал это основа основ, но тому кто хочет петь эстраду, не стоит заниматься академом, очень сложно будет потом избавиться от зевковой позиции. Люди тратят годы на это и не всегда успешно. Поэтому определитесь как Вы действительно хотите петь и вперед на уроки к хорошему педагогу!

Надеюсь теперь Вам стала понятна разница между эстрадным и академическим вокалом. Напишите в комментариях какой тип вокала Вам нравится больше и как хотели бы петь Вы?

Улучшить ГОЛОС и научиться петь Вам помогут мои видеокурсы по вокалу, подробнее ЗДЕСЬ.

Если понравилась статья ставьте палец ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал Вокальный Дзен , впереди много всего интересного!

Эстрадный вокал

Понятие эстрадного вокала, как самостоятельного жанра появилось сравнительно недавно. Этот жанр как таковой возник с появлением городской культуры. В чём особенности эстрадного вокала?

Существует несколько черт эстрадного вокала, которые отличают его от классического или академического вокала или от народного вокала.

Во-первых, говорить о технике эстрадного вокала довольно непросто, ведь в эстрадном вокале нет канонов и жёстких технических рамок, правил постановки голоса. Чего нельзя сказать ни об академическом пении, ни о народном. Так всё построено на чётко сформированных техниках и приёмах, которым нужно следовать. Но эстрадный вокал, в свою очередь, является как бы симбиозом разных вокальных жанров: в эстрадном вокале можно найти черты разных музыкальных вокальных жанров (хотя распевки для эстрадного вокала абсолютно ничем не отличаются от распевок классических певцов). Здесь нет никаких ограничений. С одной стороны, это расширяет возможности вокалиста, с другой, стороны создаёт и сложности – ведь получается, что эстрадный певец должен иметь представления о всех техниках, чтобы иметь как можно больше возможностей для передачи всех музыкальных красок произведения.

14811.1500x1000.1430577874-1024x683.jpg

В-третьих, сама форма произведений для эстрады очень отличается от музыки классической или народной. Эстрадная песня имеет простую музыкальную форму, чаще всего куплетную. Запоминающаяся форма и часто повторяющийся мотив легко и просто воспринимаются на слух и имеют большую популярность у широких аудиторий слушателей.

Ещё одним отличием эстрадной музыки является манера пения, которая основана в большей степени на разговорной речи, без выпевания всех слов, как это принято в академическом пении. Здесь находятся очень тонкие грани смешения разных вокальных стилей, которые зачастую являются очень сложными для исполнения с технической точки зрения. Так, например, в оперной технике belcanto нет частых резких скачков и быстрой смены певческих регистров, что можно встретить в эстрадной технике. Для того, чтобы овладеть этой техникой, чтобы переключение регистров было незаметным, нужно так же много заниматься, поэтому не следует считать, что эстрадный вокал это легко.

Таким образом, можно сделать вывод, что с одной стороны, эстрадный вокал как бы уступает по сложности овладения и является более простым технически, так как рассчитан на более доступное для слушателей восприятие, а вместе с тем и простоту, то с другой стороны, эта так называемая простота только кажущаяся, ведь исполнитель точно так же должен уметь владеть своим голосом, как и классический певец, точно так же должен долго учиться и овладевать техникой пения. А как пользоваться своими умениями и талантом – выбор каждого из нас, это дело вкуса

Наши преподаватели

Александра Письменная

Александра Письменная, педагог по вокалу

Александра Письменная Директор и основатель школы SingLikeMe. Педагог по вокалу. Направления - эстрадный вокал, джаз, вокалотерапия

В начале прошлого столетия большое распространение на концертных площадках получил новый вид профессионального пения, который в дальнейшем назвали эстрадным вокалом.

Эстрадное пение как жанр - истоки

Своими корнями профессиональный эстрадный вокал уходит в бытовое (народное) пение в различных языковых культурах. Ранние формы, развившиеся в тот или иной вид современного пения, существовали задолго до появления европейского академического искусства. Западноевропейские менестрели, русские скоморохи, цыгане, многочисленные труппы уличных театров являлись хранителями древних традиций в своих национальных культурах. В их среде происходила профессионализация традиций бытового пения.

Развитие этого творчества шло параллельно с классической советской культурой, но не пересекалось с ней, так как искусством, собственно, не считалось.

На рубеже 19-20 веков происходило обновление всех без исключения видов искусства. Произошло множество событий в экономической, социальной и культурной жизни общества, благодаря которым изменился сам характер художественного видения, эстетического представления о человеке как личности. Закономерно возникает вопрос о преемственности различных художественных систем. Вопрос о границах разных искусств нельзя решить хронологически точно. Как отмечалось выше, академическое и бытовое искусство развивались параллельно, и доминирование одного в мировой культуре постепенно сменялось другим. С позиции нашего времени, когда эстрадное искусство прошло более чем вековой путь развития, обогатилось профессиональными музыкальными традициями, синтезировалось в различных культурах, трудно сопоставлять и проводить какие-либо грани.

Для непосвященного человека эстрадный мюзикл и классическая опера могут показаться довольно похожими. Действительно, эстрадный вокал, пройдя путь развития, воплотился в тех же формах, что и академический: музыкальный театр, романс, баллада.

Читайте также: