Эстетическое искусство это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Эсте́тика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный), система законов и категорий, осмысляющая в свете художественной практики эстетические свойства реальности и процесс ее освоения по законам красоты, особенности творения, функционирования искусства, его восприятия и развития. Эстетика — философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в художественном творчестве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о творении, законах бытия, восприятия, функционирования и развития художественной культуры. Эстетика — система знаний о художественной и эстетической практике человечества.

История представлений об эстетике

О смысле эстетики

Эстетика нужна художнику. Он творит по ее законам, даже если думает, что следует только велению души. Решая творческую задачу, оценивая свое произведение, ища выход из кризиса, художнику трудно руководствоваться только интуицией — на помощь приходит эстетика. Творчество и его осмысление идут рука об руку. Аристофан, Леонардо да Винчи, Шекспир, Гете, Шиллер, Пушкин, Толстой, Достоевский — великие исследователи тайн искусства. Платон проповедовал сочетание природных способностей с тренировкой и изучением теории. Эстетика влияет на творчество, подкрепляя дар знанием. Она помогает художнику выработать художественную концепцию мира и личности. Эстетика нужна и воспринимающей искусство публике. Теоретически развитое сознание лучше осваивает глубинные смыслы произведения и полнее переживает эстетическое наслаждение.

Ныне эстетика, сохраняя приоритет художественной культуры, преодолевает искусствоцентризм (пренебрежение дизайном, эстетикой обрядов, быта, спорта); сохраняя приоритет вербального искусства, преодолевает литературоцентризм (опора на литературу, без учета опыта других искусств); сохраняя приоритет общечеловеческих ценностей, преодолевает европоцентризм (невнимание к творчеству народов Азии, Африки, Латинской Америки, Океании); сохраняя приоритет современного искусства, преодолевает исторический нарциссизм (любование современностью, игнорирование художественного опыта других эпох); сохраняя приоритет отечественного творчества, преодолевает культурный шовинизм (невнимание к зарубежному искусству, сосредоточение только на отечественном творчестве).

Особенности эстетики

Круг проблем

У современной эстетики широкое и многосоставное проблемное поле. Эстетика действительности стала первым проблемным полем отделившейся от философии науки — эстетики, рассматривавшей мир природы в его эстетической значимости. Первые эстетические идеи древнегреческих философов были аспектом их натурфилософии (Эмпедокл, Гераклит). Вселенная, Космос, Природа трактовались как эстетические феномены.

Эстетика искусства

Начиная с Сократа в сферу эстетики входят человек и искусство — возникает второе проблемное поле эстетики и классическая эстетика. В ее развитие внесли вклад Платон, Аристотель, Вольтер, Дидро, Кант, Гегель, Чернышевский, а в 20 в. Бахтин, Лосев, Столович, Ванслов, М. Поляков и др. Они осмысляют искусство в его эстетических отношениях к действительности. Возникают два взгляда: 1) эстетика нормативна и предписывает художнику правила (Буало); 2) эстетика обобщает факты искусства (Тэн). Современная эстетика не приемлемлет и отрицание, и абсолютизацию нормативности. Художник свободен в выборе тем, средств, форм, но, если он нарушит постулаты эстетики, его творение окажется за пределами искусства. Эстетика нормативна в той мере, в какой она обобщает законы самого искусства. Ее выводы имеют силу объективных законов. Однако законы искусства не абсолютны — они исторически изменчивы. Когда Бетховен ввел в симфонию хор, его сочли безумцем. Однако он раздвинул устоявшиеся рамки творчества. Но художник не может отменить законы, в которых сосредоточен художественный опыт человечества. Он лишь вносит в них продиктованные, новым опытом коррективы или открывает и формирует новые законы.

Техническая эстетика

Техническая эстетика — третье проблемное поле эстетики — это теория дизайна и теория освоения мира по законам красоты промышленными средствами, обобщение опыта проектирования, индустриального воплощения, серийного изготовления и социального бытия полезных и красивых орудий труда, станков, машин, вещей и предметов, сочетающих в себе утилитарные и эстетические качества. Между художественной и технической деятельностью — существует граница. Она подвижна. На этой границе со стороны искусства — архитектура, прикладное и декоративное искусство, а со стороны технического освоения мира по законам красоты — дизайн. Его принципы: дизайнер имеет дело с предметом, но его цель не предмет, а человек; наиболее эстетичны — экономичные формы; цель технической эстетики — гармонизация мира, насыщенного машинами, гуманизация техники.

Практическая эстетика

Практическая эстетика — четвертое проблемное поле эстетики, сфера интересов которой этикет, быт, научное творчество, спорт, карнавалы, праздники и массовые действия, обряды, кулинария, игры. Т. Монро в сферу предмета эстетики вводит животноводство, хирургию, косметику, парфюмерию, кулинарию, виноделие, гастрономию, парикмахерское дело, татуировку. Он даже называет эти формы деятельности видами искусства и насчитывает около 400 их видов. За этими представлениями — давняя традиция. На языке многих народов различные виды человеческой деятельности назывались искусствами. Практическая деятельность предполагает не только утилитарный, но и эстетический результат.

Теоретико-информатичная эстетика

Рецептивная эстетика

Другие поля эстетики

Эстетика, в которой метод рождает теоретические идеи – восьмое проблемное поле эстетики.. Так компаративистский (А. Веселовский) или структуралистский (Р. Барт, Ю. Лотман) подходы дают свое понимание проблем природы искусства. Социально-утилитарный подход (эстетические высказывания Ленина, Троцкого, Сталина, Жданова, Гиммлера, Мао) даже ценой утраты искусством художественности мобилизует его на выполнение партийных задач.

Итак, предмет эстетики и ее проблемное поле шире искусства. Каждое проблемное поле эстетики выделяется в особую сферу знаний, имеющую тенденцию отпочковаться от древа эстетики и образовать самостоятельную дисциплину. Эстетика входит в творчество, в труд, быт, в промышленное производство. Искусство и эстетика сосредоточивают внимание на общечеловеческом, они способствуют сближению людей, у которых без согласия в мире нет будущего. Эстетика и искусство — фокус всей мировой культуры и средоточие гуманитарного опыта человечества.

Сложной содержательной структурой художественной потребности детерминированы особенности художественного практически-духовного способа освоения действительности, органично сочетающего ее познание и оценку, воспроизведение и прогнозирующее моделирование, идеальное (в воображении) и реальное преобразование в результате воздействия на сознание и жизненную практику людей.

Искусство является отражением общественного бытия, формой общественного сознания. Особенности художественно-образного отражения действительности (см. Образ художественный) обеспечивают многостороннее глубокое познание, целостное вое произведение человеческих характеров и судеб, позволяют схватывать неповторимое своеобразие личности, углубляться в ее внутренний мир, исследовать диалектику души, передавать сложнейшие психические состояния. Искусство способно также создавать картины общественной жизни, выявлять ее противоречия и коллизии, исследовать причины социальных болезней, предугадывать возможное переустройство человеческих отношений.

Универсальная значимость содержания искусства, доступность его произведений обеспечивают всестороннее благотворное воздействие на сознание людей: искусство выступает как источник познания, духовного обогащения и формирования мировоззрения личности, помогает осознать свое призвание, выстроить систему ценностей.

Как часть художественной культуры, искусство является стержнем духовной культуры в целом. Оно представляет собой образную летопись и память человечества. Развиваясь во взаимосвязи с другими формами общественного сознания, искусство использует добытые наукой знания о природе, обществе и человеке, а потому, в свою очередь, делает общедоступными важнейшие открытия научной мысли. Общение с искусством — один из главных источников обогащения духовной культуры личности, ее гармонического, всестороннего развития.

ЕГЭ по Обществознанию

ЕГЭ на 5: практика

ЕГЭ на 5: теория

Блок 1 "Человек и общество"

20. Искусство.mp4

Как и любой другой социальный институт искусство выполняет ряд значимых для общества и человека функций:

Искусство представляет собой особый вид духовной сферы деятельности, основанный на творческом воспроизведении окружающего мира в художественных образах. Кроме того, в широком понимании, искусство может означать высший уровень мастерства в какой-либо сфере деятельности, даже не связанной напрямую с творчеством (например, в кулинарии, строительстве, единоборствах, спорте и т.д.).

Объектом (или предметом) искусства является мир вообще и человек в частности, а формой существования – художественное произведение как результат творческой деятельности. Произведение искусства – высшая форма результата творчества.

Цели искусства:

  • распространение духовных благ;
  • самовыражение автора.

Функции искусства.

Виды искусства.

Виды искусства различны – все зависит от того, по какому критерию их классифицировать. Общепринятая классификация рассматривает три вида искусства.

  1. Изобразительное искусство:
    • статическое (скульптура, живопись, фотография, декоративное и т.д.);
    • динамическое (например, немое кино, пантомима).
  1. Выразительное искусство (или неизобразительное):
    • статическое (архитектура и литература);
    • динамическое (музыка, танцевальное искусство, хореография).
  2. Зрелищное искусство (театр, кино, опера, цирк).

По степени применения в повседневной жизни искусство может быть:

  • прикладное (декоративно-прикладное);
  • изящное (музыка).

По времени создания:

  • традиционное (скульптура, литература);
  • новое (кино, телевидение, фотография).

По соотношению время-пространство:

  • пространственное (архитектура);
  • временное (музыка);
  • пространственно-временное (кино, театр).

По количеству используемых компонентов:

  • простое (музыка, скульптура);
  • сложное (оно же – синтетическое: кино, театр).

Читайте также: