Эстетические идеалы современности кратко

Обновлено: 04.07.2024

Понятие об эстетическом идеале очень сложно и многогранно, в нем много моментов, с одной стороны, спорных, дискуссионных, а с другой – требующих особой акцентировки.

Идеа́л (лат. idealis от греч. ἰδέα — образ, идея)

1. в общеупотребительном смысле:

a) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления

b) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей;

2. в строгом этическом смысле: в теоретическом плане –

a) наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное нравственное представление (о благом и должном), в нормативном

b) совершенство в отношениях между людьми или (в форме общественного идеала) такая организация общества, которая обеспечивает это совершенство

c) высший образец нравственной личности.

Эстетический идеал – представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и в культуре, которое становится целью, критерием и вектором деятельности человека по преобразованию мира и созиданию культуры.

Эстетический идеал — это образец, соответствующий общепринятому в данный период времени представлению о красивом. Чувственное представление или понятие о должном как прекрасном, материализуемое в искусстве, в практике общественной жизни и производственной деятельности людей. Высший образец красоты, добра, истины, воплощенный в образе человека, а также в общественном устройстве.Художники каждой эпохи тяготеют к своему И. э., т. о., характер И. э. определяется прежде всегообщественными тенденциями.

Эстетический идеал должен рассматриваться в рамках эстетического отношения человека к действительности. Сфера эстетического раскрывается, конкретизируется посредством таких категорий, как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т.д. Одно из этих явлений является негативным (безобразное, низменное, некоторые виды трагического) и тем самым сразу обнаруживает свою чуждость идеалу. Среди позитивных эстетических явлений центральным является прекрасное. Поэтому в самом первом приближении эстетический идеал со стороны своего объективного содержания, очевидно, может быть охарактеризован как идеал прекрасного. Эстетический идеал в данной связи есть внешняя ступень красоты, прекрасного. И именно поэтому он выступает высшей целью эстетических устремлений человека, высшим регулятором его деятельности, высшим критерием оценки всех других эстетических явлений.

Существование, функционирование идеала, обычно связывают с такой важной особенностью человеческой деятельности, свойственного человеку способу бытия, как целеполагание. Формирование природных предметов сообразно идеалу представляет собой специфически человеческую форму жизнедеятельности, ибо предполагает создание образаю, цели деятельности до ее фактического осуществления. Идеал здесь мыслиться как специфический образ сознания. Говоря об эстетическом идеале, обычно имеют в виду образы искусства.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

основные формамы выражение эстетического идеала :

1. внутреннюю установку субъекта на некую зону поиска конкретных форм эстетического идеала;

3. антитетичные выражения эстетического идеала в искусстве путем художественно-образного воспроизведения и отрицания его антиподов;

4. прямое выражение эстетического идеала в образах положительных героев – носителей черт идеала;

6. художественно-образное предвосхищение будущего как эстетически должного.

Исходя из вышеизложенного можно отметить, что в содержание эстетического идеала, могут входить и элементы трагического – как представления о тех формах страдания и гибели, которые более других достойны человека и более желательны для него, если их нельзя избежать вообще.

Не менее логичным кажется и включение в эстетический идеал и элементов комического. Без здорового жизнерадостного смеха, улыбки, юмора наши представления об эстетически должном были бы слишком пресными. Кроме того, образ будущего нельзя мыслить себе лишенным развития, а это предполагает те или иные формы борьбы нового со старым и, следовательно, использование комического.


Что такое эстетический идеал? Это представление о прекрасном. Нетрудно догадаться, что у каждого человека оно свое. В зависимости от образа жизни, воспитания, образования и мировоззрения, человек формирует свою картину мира и создает в ней свою систему ценностей. Но база у всех людей одна. Вот о ней и поговорим.

Определение

нравственно эстетический идеал

Эстетический идеал – это высшая степень прекрасного. Следует отметить, что этот идеал на протяжении жизни одного человека может меняться, преобразовываться. На формирование эстетического воззрения человека воздействует общество, мода, современные тенденции и течения в искусстве. То, что в прошлом веке считалось безобразным, может сегодня считаться восхитительным, и наоборот. Но есть и незыблемые ценности. Чаще они касаются внутреннего мира человека. Это может быть характер и его личные качества. Например, во все времена ценились благородные поступки, смелые парни и воспитанные девушки. Эти незыблемые идеалы не меняются и по сей день. Но не нужно забывать, что в мире нет ничего долговечного. Возможно, даже то, что сегодня кажется непреложной истиной, завтра изменится. Поэтому, когда кто-то рассказывает об эстетическом идеале, нужно иметь в виду, что речь идет о чем-то временном.

Формирование идеала

эстетический вкус идеал

Эстетический идеал – это чувство прекрасного, которое формируется, а не зарождается в душе. Соответственно, представление человека и его жизненные воззрения будут формироваться с течением долгого времени. Под действием чего происходят перемены в душе и в сознании?

Идеал красоты

эстетический идеал человека

Вы любите смотреть конкурсы красоты? Это привлекательное и очень хорошо оформленное зрелище. Но не всегда обывателям понятно, по какому принципу выбирают победителей. Эстетический идеал – это совокупность красивой внешности с богатым внутренним миром и живым умом. Проверить все достоинства девушек в рамках конкурса невозможно. Но порой даже на первом этапе, когда нужно выбрать самую красивую девушку по внешним данным, возникают проблемы. Эстетический идеал красоты у каждого разный. Кому-то нравятся высокие девушки, а кому-то - дамы среднего роста. Чтобы решить такие проблемы, связанные с личными предпочтениями, были введены стандартизированные идеалы. Все участницы, которые хотят надеть корону королевы красоты, должны быть стройными, высокими, белозубыми и иметь длинные волосы. Дальше к этому образу присоединяется красивое поведение и умение держать себя в обществе и на сцене. Если вспомнить, например, эстетический идеал Возрождения, то можно увидеть некое расхождение во мнениях людей прошлого и настоящего. Так что дать описание идеала красоты невозможно, для каждого века он будет своим.

Эстетические ценности

формирование эстетического идеала

Люди, определяя, нравится им что-то или нет, обращаются к своему мировоззрению. Идеалы и эстетические ценности у каждого свои. Но, как и в случае с идеалом красоты, у ценностей есть своя система классификации.

  • Прекрасное. Человек, живущий полной жизнью и получающий от нее удовольствие, может и умеет наслаждаться всеми преимуществами, которые ему дает этот мир.
  • Возвышенное. Человек, который постиг прекрасное, переходит на новую ступень развития. Не все люди хотят мириться с уже существующей системой ценностей. Они предлагают расширить ее и внести новые культурные, духовные или же моральные нововведения. Творческие люди стремятся к реализации своих способностей и хотят быть понятыми, а значит, они вынуждены доказывать всему миру, что результат их творчества прекрасен и достоин похвалы.
  • Трагическое. В процессе развития каждому человеку приходится время от времени пренебрегать своими моральными ценностями. А некоторые индивиды даже умудряются потерять фундаментальные ценности, заложенные в детстве.
  • Комическое. Персона, которая не хочет терять свои ценности, но которую жизненные условия или обстоятельства вынуждают это сделать, смотрится всегда смешно, хотя и печально.

Эстетический вкус

идеал эстетическая ценность

Некоторые люди уверены, что вкус – это врожденное явление, он либо есть, либо его нет. Это неправда. Вкус формируется под воздействием нравственно-эстетического идеала и образования, которое получила та или иная личность. Если вы зададитесь целью найти человека с идеальным врожденным вкусом, то выясните, что родители такой персоны с детства окружили ребенка всем прекрасным. Например, дети, которые растут в семьях, где один или оба родителя – творческие личности, могут сформировать в себе хороший вкус без каких-либо усилий. Они видят прекрасное и учатся его воспринимать. Неудивительно, что идеал эстетического вкуса таких персон будет выше, чем у их сверстников.

Из чего состоит эстетический вкус? Из разума и чувств. Невозможно человеку объяснить, что художественное произведение прекрасно. Персона или чувствует это, или же нет. Человеку нравятся те формы искусства, которые он понимает. Именно к ним у него есть расположенность в духовном плане. Например, человек, которого в детстве не водили в картинные галереи и не показывали книги с цветными репродукциями художников, не будет во взрослом возрасте гулять по художественным музеям. Такие экскурсии не доставят личности удовольствие.

Эстетическое воспитание

Главная задача родителей – вырастить умных и здоровых детей. Главная задача эстетического воспитания – заложить основы эстетического понимания. Ребенок должен дышать искусством. Личность только тогда будет считаться полноценной, когда она станет хорошо подкована во всех областях жизни. Конечно, любить и понимать все искусство невозможно. Задача родителей и учителей - познакомить детей с различными проявлениями прекрасного. Когда малыши вырастут, они самостоятельно смогут избрать себе стезю. Чтобы процесс этот шел проще, взрослые должны сформировать здоровое отношение к искусству и к различным формам его проявления.

Эстетическое воспитание не ограничивается познанием искусства. В ребенка следует заложить понятие о морали, о взаимопомощи, о труде и о сострадании. Родители должны научить чадо понимать и переживать различные чувства. Комплексный подход поможет сформироваться малышу в полноценную личность.

Идеал человека

эстетический идеал возрождения

Если подумать о том, как должна выглядеть идеальная личность, что приходит в голову? Гармоничное сочетание красоты и богатого внутреннего мира. Такой эстетический идеал человека был сформирован много веков назад. Да, менялось представление о красоте, да и моральные ценности тоже. Но гармоничное соотношение между внешней оболочкой и ее внутренним наполнением осталось. Но почему же тогда нет общемирового идеала? По той причине, что в каждой стране свои идеалы. На их формирование огромное влияние оказывают культура и уровень жизни населения. Богатые страны задумываются больше о красоте, а бедные - о внутреннем содержании.

Идеал нравственный

эстетический идеал красоты

Формирование эстетического идеала происходит в детстве. Нравственные качества тоже прививаются малышам с пеленок. Что же люди вкладывают в это понятие? Нравственный идеал – это те качества, которые делают человека человечным. Сюда входят: доброжелательность, отзывчивость, сострадание, бескорыстная помощь. Благодаря выработанной в детстве правильной установке, человек не будет переживать на тему сбитых ориентиров. Нравственный идеал формируется не только в процессе обучения, но и в процессе наблюдения. Чтобы вырастить воспитанного ребенка, родители и учителя должны стать для малыша примером для подражания.

Эстетические ценности

А что же является основой для любого эстетического идеала? Крепкая система ценностей. Что же в нее входит?

В XX в. наблюдается отход от ценностей классичес­кого искусства, их радикальное переосмысление, вплоть до противопоставления прежним эстетическим принци­пам новых художественных концепций, осуществив­шихся в практике модернизма и постмодернизма.

Но вот со второй половины XX века и, чем ближе к рубежу тысячелетий, тем увереннее заявляет о себе постмодернизм. Признание самодостаточности произведения достигает таких пределов, что оно практически не дистанцируется от внешнего мира и подобно древнему мифу становится такой же ре­альностью, как и все вокруг. Т. Адорно заметил, что современное искусство часто отказывается от катар­сиса, дабы публика не сопереживала трагическому, а испытывала бы его непосредственно на себе. В резуль^ тате снятия эстетической дистанции между искусст­вом и жизнью исчезает и классический эффект ка-тарсического воздействия, разрядки.

Постмодернизм отказывается от ценностей классической эстетики. В нем, согласно терминологии Ницше, аполлоническое вытесняется дионисийским, гар­моническая упорядоченность классических образцов сменяется дисгармоничностью и алогизмом. В художе­ственном процессе отсутствует сколько-нибудь опре­деленная творческая доминанта, как это было харак­терно другим культурно-историческим эпохам. Зерка­ло искусства завертелось во все стороны, создавая калейдоскопические картины. Постмодернизм с его философией ризомности (деконструктивизма) отрица­ет структурную целостность форм, отдавая предпочте­ние мозаичности и эклектизму. Концептуалисты выби­рают энтропию, абсурд, хаос.

В практику современного искусства активно втор­гаются новые формы, перерождаются прежние его черты. Динамизация жизненных процессов, ускорение и усложнение социальной полиритмии способствовали рождению формы клипа. Это явление межвидового искусства. Ограниченность во времени, строгий хроно­метраж, множественная внутренняя трансформация, перетекание и зыбкость образов, неожиданная ориги­нальная смена картин делают клиповость востребован­ной в различных областях эстетической практики.

Феномен визуальной доминанты в искусстве и куль­туре заявил о себе сравнительно давно. Он находит свое развитие в возникновении нового идеографического жанра, представляющего собой синтез изобразительно­го и словесного ряда. В частности, в творчестве А. Воз­несенского это проявляется как идеографическая по­эзия. Возникают так называемые видеомы, которые можно смотреть и читать одновременно, в результате чего рождаются новые художественные смыслы. Про­цессы ускорения и динамизации в искусстве прояви­лись в различных перформенсах — кратковременных представлениях в живом общении. Это бабочки-одно­дневки, не имеющие будущего. Та же тенденция часто способствует уплотнению новых версий театральной инсценировки классики.

Суперполифонизм — явление художественных наслоений не только музыкальных структур; он стал часто встречаться в изобразительном искусстве, когда сквозь одно изображение на живописном полотне проступает другое. То же происходит в кинематогра­фе средствами вертикального монтажа.

Искусство все чаще обращается к камерным фор­мам — явление симптоматичное не только с художе­ственной, но и с экономической точки зрения. В теат­рах наблюдается отчетливая тенденция к дроблению, сокращению трупп, появлению малых сцен; отдается предпочтение соответствующему репертуару.

С большей определенностью о современных тен­денциях в культуре и искусстве можно будет сказать через два-три десятилетия. Сегодня возможны лишь штрихи к портрету.

В наше время весьма распространенной стала мысль, тревога и беспокойство по поводу кризиса куль­туры. Впервые об этом громко заявили Руссо, Шпенг­лер, Бердяев, Ортега-и-Гассета. Действительно, молох цивилизации, искушение материальными ценностями и глобальные проблемы все агрессивнее дают о себе знать. Но ведь именно этим и обусловлена резкая пе­реоценка ценностей в культуре и искусстве. Не свиде­тельствует ли это о приходе на смену прежней другой, новой культуры, ценности которой нами пока еще смутно осознаются, порой кажутся чуждыми. Не по­спешны ли в таком случае выводы о кризисе культуры.

Эстетический идеал – вид эстетического отношения, являющийся образом должной и желаемой эстетической ценности. Эстетический идеал – высший критерий эстетической оценки, которая предполагает сознательное или неосознанное сопоставление тех или иных явлений с эстетическим идеалом.

Эстетический идеал – представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и культуре, которое становится целью, критерием и вектором деятельности человека. Идеал формируется путем отбора лучших эстетических ориентаций, продиктованных эстетическим вкусом. Идеал не совпадает с действительностью и является гиперболизацией лучшего в ней, домысливанием желаемого, но еще не существующего, потребность в чем уже возникла и была осознанна.

Эстетический идеал представляет собой единство блага и истины в красоте. В эстетическом идеале истина существует не просто как отвлеченный закон, но и как богатство конкретно-жизненного воплощения этого закона в индивидуальном явлении. Аналогично и нравственное начало существует в эстетическом идеале как идея добра или как моральная норма, но и как конкретно-жизненное воплощение блага в живой индивидуальности.

Красота – единство внутреннего и внешнего. Добро, истина – внутреннее. Выразительность красоты имеет своим содержанием в эстетическом идеале истины и добра в целостности бытия.

И. Кант отмечал, что человек в силу своей конечности не может не стремиться к идеалу. Но идеал может открыть дорогу и к фанатизму, и к нигилизму. Стремление к идеалу должно все время осознавать эти полюса.

Эстетический идеал – вид эстетического отношения, являющийся образом должной и желаемой эстетической ценности. Эстетический идеал – высший критерий эстетической оценки, которая предполагает сознательное или неосознанное сопоставление тех или иных явлений с эстетическим идеалом.

Эстетический идеал – представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и культуре, которое становится целью, критерием и вектором деятельности человека. Идеал формируется путем отбора лучших эстетических ориентаций, продиктованных эстетическим вкусом. Идеал не совпадает с действительностью и является гиперболизацией лучшего в ней, домысливанием желаемого, но еще не существующего, потребность в чем уже возникла и была осознанна.

Эстетический идеал представляет собой единство блага и истины в красоте. В эстетическом идеале истина существует не просто как отвлеченный закон, но и как богатство конкретно-жизненного воплощения этого закона в индивидуальном явлении. Аналогично и нравственное начало существует в эстетическом идеале как идея добра или как моральная норма, но и как конкретно-жизненное воплощение блага в живой индивидуальности.

Красота – единство внутреннего и внешнего. Добро, истина – внутреннее. Выразительность красоты имеет своим содержанием в эстетическом идеале истины и добра в целостности бытия.




И. Кант отмечал, что человек в силу своей конечности не может не стремиться к идеалу. Но идеал может открыть дорогу и к фанатизму, и к нигилизму. Стремление к идеалу должно все время осознавать эти полюса.

ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ (фр. ideal от греч. idea образец, образ, норма) — исторически конкретное, чувственное представление или понятие о должном как прекрасном, материализуемое в искусстве, в практике общественной жизни и производственной деятельности людей. Эстетический идеал, как правило, органически связан с теми или иными сторонами и чертами исторически изменчивого общественного идеала, противоречивого в разделенном на классы обществе.

Представления об идеальных сторонах жизни, о самом эстетическом идеале зачастую отображаются в лирических стихах, в пейзажах, натюрмортах, музыкальных пьесах, программах симфоний. В опосредствованном виде позитивный идеальный настрой произведений каждый раз находит своеобразное выражение в методе художественного творчества (романтизм, реализм и т. д.). Этому же выражению в той или иной мере служит и форма художественных произведений. Она может героизировать, наделять мыслимым совершенством реальность жизни (классицизм), поэтизировать по сути прозаическую ее обыденность (романтизм, отдельные проявления символизма в различных видах искусства).

В то же время реалистическое искусство, как правило, вскрывает конкретные противоречия действительности, дает правдивое изображение положительных сил эпохи. Современное реакционное буржуазное искусство демонстрирует утрату позитивных общественных и эстетических идеалов. Этот процесс сказывается в том, что безобразное эстетизируется, т. е. изображается в дегуманизированном искусстве как прекрасное, место утопии занимает пессимистическая антиутопия.

Основополагающее значение идеала в искусстве и самой жизни подтверждает его место в системе ведущих категорий эстетики. По существу, эстетический идеал сливается с представлением о прекрасном, тогда как его отсутствие вызывает представление о безобразном и низменном, комическом и трагическом. В своем высшем значении эстетический идеал отображает возвышенное и героическое.

В условиях социализма эстетический идеал имеет тенденцию к слиянию с общественным идеалом и в первую очередь с нравственным идеалом. Воплощаясь в искусстве, эстетический идеал становится средством познания и преобразования действительности.

Читайте также: