Есть у наших лесных сов северная родственница сжатое изложение кратко

Обновлено: 05.07.2024

есть у наших лесных сов северная родственница. белая сова — её ещё называют полярной — самая крупная птица в арктике. ростом она с большую собаку, а размах крыльев такой, что ими можно было бы укрыть садовую скамейку! несмотря на симпатичную внешность, полярная сова — хищник. ранним утром или под вечер она отправляется на охоту. её добычей чаще всего становятся мелкие грызуны: лемминги, мышки-полёвки, суслики, ежи. если корма в округе мало, белые совы будут кочевать с места на место. а если достаточно, то они могут долгое время не покидать привычных уголков.

гнёзд у этих птиц нет. точнее, нет знакомых нам плетёных гнёзд на деревьях. белая сова высиживает птенцов в небольшой ямке, выстланной пухом, травой и мхом. причём откладывает яйца она не все разом, а с перерывами. поэтому в гнезде подрастают совята разного возраста, а число птенцов может быть от 3 до 13. если маме всё же надо отлучиться, малыши и невылупившиеся яйца остаются на попечении старших братьев и сестёр.

эти существа с необычной внешностью всегда вызывали интерес у людей. так, полярная сова изображена на гербе города норильска, её можно увидеть на открытках и сувенирах.

(по в. н. селезнёвой) 180 слов

Ответы

Ответ

здесь будет одна грмматическая основа,а значит один прямоугольник,в прямоугольнике пишем сказуемое(две черты)(поднимаются ) и подлежащее(одна черта)(люди)

Ответ

вчера всем классом мы ходили в картинную галерею на экскурсию. там просто замечательно! я увидел(а) много прекраснейших картин, но одна просто поразила меня. называется она "летний сад осенью", а написал ее исаак бродский. я хочу рассказать тебе про эту картину.

на ней изображена широкая просторная аллея. небо почти полностью затянуто облаками, и лишь кое-где проглядывает теплый лучик осеннего солнца. землю укрывают золотисто-оранжевые листочки, а оставшаяся на полуобнаженных деревьях листва, трепещет на ветру и будто вот-вот сорвется и закружит на легком ветерке. тень от деревьев, причудливо изгибаясь, повторяет очертания стволов и ветвей, создавая запутанный, но невероятно красивый узор. глядя на картину, невольно всплывают в памяти строки из стихотвореня а.с. пушкина:

унылая пора! очей очарованье!

приятна мне твоя прощальная краса —люблю я пышное природы увяданье,в багрец и в золото одетые леса.

справа между деревьями стоит одинокая беседка, к которой ведет маленькая аккуратная лесенка. выглядит она совсем заброшенной. люди проходят мимо нее, наслаждаясь последними теплыми деньками и ласковым осенним солнцем. некоторые просто прогуливаются, другие сидят на скамейках, стоящих вдоль дороги. думаю, художник изобразил гуляющих не случайно. без них сад потерял бы свое очарование и оживленность, выглядел бы уныло и пустынно.

картина написана удивительно нежными неяркими красками, которые отчетливо состояние природы осенью.

но самое интересное, что картина создает впечатление, будто увидел эту аллею не взрослый человек с высоты своего роста, а маленький ребенок. и это придает картине еще больше очарования.

напиши, куда ходите на экскурсии вы, что узнаете нового. буду с нетерпением ждать твоего письма.



Похожие вопросы:

Иконка предмета

Иконка предмета

Иконка предмета

Продолжите данные предложения. составье бессоюзные сложные предложения. 1) 2)ветер стал 3)я вдруг 4)он хорошо сдал 5)решение в такой ситуации могло быть только 6)приближалась

Иконка предмета

Иконка предмета

Иконка предмета

Закончите начатые предложения, используя сочинительные союзы и, но, подчинительные союзы чтобы, когда. подчеркните основы предложений; союзы, соединяющие простые предложения, заключите в овал

Иконка предмета

Найди в пословицах слова с безударными гласными молва без крыльев, а летает. наговорился, как меду напился. тот не глуп, кто на слова скуп. языком не спеши, а делом не ленись.

Иконка предмета

Записать слова приемом письма (бледноватый, дороговатый, жестковатый, новизна, желтизна, кривизна, слабость, ясность, щедрость)

Экзаменационная работа состоит из трёх частей, состоящих из 3 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).
Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Это задание выполняется на отдельном листе.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
(Из инструкции к демоверсии)

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

1. Исключение:
• исключение повторов;
• исключение одного или нескольких из синонимов;
• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
• исключение фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию;
• исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную, несущественную информацию.
Важно! Исключать можно только второстепенную информацию!

2. Обобщение:
• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

Ниже для тренировки как дома, так и на уроках
представлены тексты для изложений из типовых экзаменационных вариантов сборника И.П.Цыбулько (Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов*).
Обратите внимание на количество абзацев в текстах для изложения:
как в демоверсии, так и в представленных здесь текстах
всего три абзаца (к вопросу о количестве микротем)

Художественный промысел. В самом сочетании слов таится противоречие: промысел подразумевает массовость, серийность, то есть одинаковость, а художество — это всегда образ, никогда не повторяющийся и непохожий на какой-либо другой.
Образ, индивидуальность изделия умирают в многочисленности одинаковых предметов, но ведь это не значит, что предметы при их множественности нельзя создавать разными. По-видимому, промысел можно называть художественным, если произведение отличается индивидуальностью, самобытностью, если оно несёт миру красоту, добро, воспитывает лучшие чувства у человека. Так, для художественного промысла характерны традиционная технология изготовления произведения, традиционные образы, но при этом обязательна художественная индивидуальность мастера.
При машинном производстве художественная индивидуальность исчезает, растворяясь в массовости и ширпотребе. Экономисты пытаются планировать красоту и эстетику, самоуверенно внедряют в творческий процесс законы массового производства. А ремесленник, равнодушный к творчеству, усвоивший традиционные приёмы и образы, но стремящийся к количеству, толкает художественный промысел к вырождению и гибели. На фоне всего этого кажется почти чудом существование в современном мире художественных промыслов, их противостояние серийной безликости.
(По В. И. Белову) 151 слово
Прослушать текст №1 (2:04)

В сочетании слов "художественный промысел" скрывается противоречие: промысел подразумевает одинаковость, а художество — это никогда не повторяющийся образ.

Художественный промысел отличается индивидуальностью, несёт миру красоту, добро, воспитывает лучшие чувства у человека. Для художественного промысла характерны традиционная технология изготовления произведения и обязательная художественная индивидуальность мастера.

На фоне семейной безликости производства и ремесленника, стремящегося к количественным показателям, кажется чудом существование в современном мире художественных промыслов.

Есть в России маленькие городки с красивой природой, чистым воздухом, старинными домами, успокоительной тишиной.

Такой город живёт без спешки и шума. Люди здесь приветливые и услужливые. Они нежно привязаны к своему родному месту.

Благоприятные природные условия позволяли древним племенам заниматься охотой, пчеловодством и рыболовством, скотоводством и земледелием. Наличие на полуострове месторождений железной руды помогало развиваться многим ремёслам, металлургии, горному делу.

Крым являлся перекрёстком морских дорог, соединявших различные государства. Великий шёлковый путь проходил через полуостров и связывал Римскую и Китайскую империи.

Толковый словарь Владимира Даля — явление исключительное и, пожалуй, неповторимое. Даль составил свой словарь, в который вошло более двухсот тысяч слов, один, без помощников. Пятьдесят три года жизни были отданы напряжённому, поистине героическому труду. И ведь он не был филологом-профессионалом. Этим человеком владела безраздельная и благородная любовь к русской народной жизни, к живому родному слову.
В 1819 году молодой мичман проездом к месту службы услышал незнакомое слово. Ему объяснили, что так говорят в народе. Даль заинтересовался народной речью. С тех пор в течение всей своей жизни он записывал народные слова и выражения. Владимир Даль был страстным собирателем русских слов и великим знатоком народной крестьянской жизни. Его до глубины души огорчал отрыв книжного письменного языка русской интеллигенции от народной основы. Он, как и Пушкин, звал современников обратиться к кладезю народной мудрости, к вечному и неистощимому роднику живой русской речи.
Словарь Даля — это поистине энциклопедия русской народной жизни середины XIX века: во-первых, он содержит ценнейшие этнографические сведения, во-вторых, читая этот словарь, узнаёшь язык, быт и нравы наших предков. Этот словарь стал связующим мостом между прошлым русского языка и его настоящим.
(По К. С. Горбачевичу) 177 слов
Прослушать текст №5 (1:48)

Толковый словарь Владимира Даля — героический труд человека, который один, не будучи филологом-профессионалом, собрал более 200 тысяч слов.

В. Даль был собирателем русских слов и великим знатоком крестьянской жизни. Он хотел привлечь внимание интеллигенции к богатству народного языка, показать, что это кладезь народной мудрости и родник живой русской речи.

Словарь Даля — это энциклопедия русской народной жизни середины XIX века: он содержит ценнейшие этнографические сведения, помогает узнать язык, быт и нравы наших предков. Этот словарь — мост между прошлым русского языка и его настоящим.

У знаменитого оперного певца Фёдора Шаляпина был большой кожаный портфель, оклеенный множеством пёстрых ярлыков отелей, стран и городов, в которых гастролировал артист. Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому его не доверял и почти никогда не выпускал из рук.
В портфеле вместе с самыми необходимыми вещами лежал небольшой ящичек. Не только люди, работавшие с Шаляпиным, даже родные не имели ни малейшего представления о его содержимом. Они лишь недоумевали, наблюдая, как Шаляпин, приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, прежде всего бережно вынимал из портфеля ящик и ставил его под кровать. Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике. Когда однажды не в меру услужливый администратор попытался перенести ящик в угол комнаты, Шаляпин рассвирепел и, не говоря ни слова, тут же водворил его на прежнее место. Это было таинственно и непостижимо.
После смерти артиста его вдова вскрыла ящик, а он был наглухо, почти герметично заколочен. И тайное стало явным. В нём оказалась горсть земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу с могилы своей матери. Горсть русской земли.
(По А. Л. Лессу) 176 слов
Прослушать текст №6 (1:28)

У знаменитого оперного певца Фёдора Шаляпина был большой кожаный портфель, который он возил с собой и никому не доверял.

В портфеле вместе с необходимыми вещами лежал небольшой ящичек, которым Шаляпин очень дорожил. Никто не знал, что в нём находится.

После смерти артиста тайное стало явным: в ящичке оказалась горсть русской земли, взятой с могилы матери певца.

Любовь — трудная душевная работа, её не каждый осилит. Но каждый мечтает о ней, ищет её. Чего мы ищем в любви? Мы ищем в ней уход от одиночества, душевную опору. Нам важно знать, что любящему человеку дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании.
Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? Завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. В любви никто никому ничего не должен. Главный и неоспоримый закон любви — её добровольность. Я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе. И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость — служить тебе.
Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему, ты будешь постепенно приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете.
(По Н. Г. Долининой) 177 слов
Прослушать текст №7 (1:29)

Завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. Главный и неоспоримый закон любви — её добровольность.

Когда знаешь, что всё выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. Влюблённые терпеливо работают над взаимоотношениями, пока не станут друг для друга единственными в целом свете.

Самая большая ценность, которой награждает человека искусство, — это ценность доброты. Имея дар понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Ибо, понимая мир, окружающих его людей, прошлое и далёкое, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.
Искусство вызывает в читателе, в зрителе сопереживание и сочувствие людям, всему человечеству. Оно заставляет с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости. Искусство идёт от человека и ведёт к человеку — к самому живому, доброму, к самому лучшему в нём. Как говорил Толстой, оно служит единению человеческих душ.
Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться, учиться долго, всю жизнь. Ведь искусство сталкивает нас всё время с новыми и новыми явлениями, и в этом его громадная щедрость. Наиболее важное качество в понимании искусства — это искренность, честность, открытость его восприятия человеком. Но это не всё. Необходимы ещё знания: фактические сведения по истории искусства, по истории памятника, биографические сведения о его создателе, которые помогают эстетическому восприятию искусства, оставляя его свободным. Знания раскрывают двери, но войти в них мы должны сами!
(По Д. С. Лихачёву) 179 слов

Самая большая ценность искусства — ценность доброты. Человек, способный понимать искусство, становится нравственно лучше и счастливее.

Понимать произведения искусства надо учиться, для этого необходимы искренность, честность, открытость их восприятия человеком и знания.

Во всей картине чувствуется влюблённость художника в природу России, и это его чувство передаётся нам. Язык картины прост, точно выписаны детали.

Созданная более ста лет назад картина Саврасова — пример проникновения в душу русской природы, которую художнику удалось передать по-новому.

Есть у наших лесных сов северная родственница. Белая сова — её ещё называют полярной — самая крупная птица в Арктике. Ростом она с большую собаку, а размах крыльев такой, что ими можно было бы укрыть садовую скамейку! Несмотря на симпатичную внешность, полярная сова — хищник. Ранним утром или под вечер она отправляется на охоту. Её добычей чаще всего становятся мелкие грызуны: лемминги, мышки-полёвки, суслики, ежи. Если корма в округе мало, белые совы будут кочевать с места на место. А если достаточно, то они могут долгое время не покидать привычных уголков.
Гнёзд у этих птиц нет. Точнее, нет знакомых нам плетёных гнёзд на деревьях. Белая сова высиживает птенцов в небольшой ямке, выстланной пухом, травой и мхом. Причём откладывает яйца она не все разом, а с перерывами. Поэтому в гнезде подрастают совята разного возраста, а число птенцов может быть от 3 до 13. Если маме всё же надо отлучиться, малыши и невылупившиеся яйца остаются на попечении старших братьев и сестёр.
Эти существа с необычной внешностью всегда вызывали интерес у людей. Так, полярная сова изображена на гербе города Норильска, её можно увидеть на открытках и сувенирах.
(По В. Н. Селезнёвой) 180 слов

Белая сова — её ещё называют полярной — самая крупная птица в Арктике. Она хищник: питается мелкими грызунами.

Гнёзд у этих птиц нет: белая сова высиживает птенцов в небольшой ямке. Яйца сова откладывает с перерывами, поэтому в гнезде подрастают совята разного возраста, за младшими в отсутствие мамы присматривают старшие птенцы.

Полярная сова с необычной внешностью всегда вызывала интерес у людей: её изображение можно увидеть на гербе города Норильска, на открытках и сувенирах.

Зависит ли от времени представление о личности героя, подчиняется ли этот образ моде? Изменения в отношении к герою могут происходить, только если изменяется наше понимание героического. Всё остальное, на мой взгляд, лишь смена внешних аксессуаров.
В обществе всегда ценятся люди яркие, активные, умелые, находчивые, азартно и вдохновенно делающие своё дело. Они обладают смелостью и решительностью, умеют быстро ориентироваться в любой обстановке, принимать отважные решения. Самым ценным в человеке является жизненная активность. Не беда, что люди порой заблуждаются, важно, что они горят, неистовствуют, что они полны заразительной жажды труда, что их пример заставляет других почувствовать, что значит посвятить себя большому, настоящему делу!
Герой, на которого существует мода, по-моему, не может быть истинным, ведь истины вечны, а мода преходяща. Настоящий герой никогда не причинит людям зла, он всегда несёт добро. А сделанное добро всегда возвращается. Может быть, оно обратится в тёплый осенний день, от солнечной ясности и тишины которого полегчает на сердце. А может, станет улыбкой незнакомого человека в смутную минуту жизни или вовремя оказавшейся под рукой хорошей книгой, неожиданно донесшейся из открытого окна любимой мелодией, всколыхнувшей новые силы, новые надежды. (По Ю.М. Нагибину) 180 слов

Зависит ли от времени представление о личности героя? Изменения в отношении к герою могут происходить, только если изменяется наше понимание героического.

В обществе всегда ценятся люди яркие, активные, смелые, умеющие быстро ориентироваться в любой обстановке, принимать отважные решения. Их жизненная активность является примером для других.

Истинный герой не подвластен моде, ведь истины вечны, а мода преходяща. Настоящий герой никогда не причинит людям зла, он всегда несёт добро, которое всегда возвращается к человеку.

* Источник: ОГЭ 2020. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. / Под ред. Цыбулько И.П.

*ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
Для получения аттестата участники сдают экзамены.
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.

Есть у наших лесных сов северная родственница. Белая сова — её ещё называют полярной — самая крупная птица в Арктике. Ростом она с большую собаку, а размах крыльев такой, что ими можно было бы укрыть садовую скамейку! Несмотря на симпатичную внешность, полярная сова — хищник. Ранним утром или под вечер она отправляется на охоту. Её добычей чаще всего становятся мелкие грызуны: лемминги, мышки-полёвки, суслики, ежи. Если корма в округе мало, белые совы будут кочевать с места на место. А если достаточно, то они могут долгое время не покидать привычных уголков.

Гнёзд у этих птиц нет. Точнее, нет знакомых нам плетёных гнёзд на деревьях. Белая сова высиживает птенцов в небольшой ямке, выстланной пухом, травой и мхом. Причём откладывает яйца она не все разом, а с перерывами. Поэтому в гнезде подрастают совята разного возраста, а число птенцов может быть от 3 до 13. Если маме всё же надо отлучиться, малыши и невылупившиеся яйца остаются на попечении старших братьев и сестёр.

Эти существа с необычной внешностью всегда вызывали интерес у людей. Так, полярная сова изображена на гербе города Норильска, её можно увидеть на открытках и сувенирах.

img

Художественный промысел. В самом сочетании слов таится противоречие: промысел подразумевает массовость, серийность, то есть одинаковость, а художество — это всегда образ, никогда не повторяющийся и непохожий на какой-либо другой.

Образ, индивидуальность изделия умирают в многочисленности одинаковых предметов, но ведь это не значит, что предметы при их множественности нельзя создавать разными. По-видимому, промысел можно называть художественным, если произведение отличается индивидуальностью, самобытностью, если оно несёт миру красоту, добро, воспитывает лучшие чувства у человека. Так, для художественного промысла характерны традиционная технология изготовления произведения, традиционные образы, но при этом обязательна художественная индивидуальность мастера.

При машинном производстве художественная индивидуальность исчезает, растворяясь в массовости и ширпотребе. Экономисты пытаются планировать красоту и эстетику, самоуверенно внедряют в творческий процесс законы массового производства. А ремесленник, равнодушный к творчеству, усвоивший традиционные приёмы и образы, но стремящийся к количеству, толкает художественный промысел к вырождению и гибели. На фоне всего этого кажется почти чудом существование в современном мире художественных промыслов, их противостояние серийной безликости.

(По В. И. Белову) 151 слово

↑ Изложение "Есть на русской земле удивительные города. "

Есть на русской земле удивительные города: чуть отойдёшь от главной улицы и увидишь луг в редких вербах, невдалеке лес и поле, отсвечивающее хлебами. Воздух чистый, дали неоглядные, тишина успокоительная. По городу идёшь, и вдруг остановит тебя старинный дом с затейливой кладкой стены или узорной резьбой по дереву, расписным крыльцом. Такое увидишь обычно в малом городке, в глубинке России.

Есть, на мой взгляд, в этих городках такое, что создаёт уют жизни. Это прежде всего близость природы. Маленький город от неё ничем не отгорожен. И жёлто- зелёные поля, и водная гладь реки или озера, и лесные тропинки — все прелести природы начинаются за окраиной городка.

(По М. И. Ростовцеву) 159 слов

Для репортёра важно не только наглядно описать какое-то событие, но и изобразить его так, чтобы вызвать сопереживание читателя. Это возможно осуществить разными путями. Например, изложением динамики события. В том случае, если отображаемое событие быстро развивается, автору остаётся только показать этот процесс. Однако бывают события, развитие которых протекает вяло, неопределённо. В этом случае автора может выручить изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием.

(По А. А. Тертычному) 154 слова

↑ Изложение "Крымский полуостров — природная жемчужина России"

В Крыму тёплое, ласковое море, степи, горы, холмы, зелёные массивы. Здесь короткая тёплая зима и продолжительное солнечное лето. Богатый растительный и животный мир Крыма позволяли племенам и народам, с древности оседавшим на его землях, заниматься охотой, пчеловодством и рыболовством, скотоводством и земледелием. Наличие на полуострове большого количества месторождений железной руды помогало развиваться многим ремёслам, металлургии, горному делу.

В силу своего географического положения и уникальных природных условий с античных времён Крым являлся перекрёстком многих морских дорог, соединявших различные государства, племена и народы. Наиболее известная из них — Великий шёлковый путь, который проходил через Крымский полуостров и связывал Римскую и Китайскую империи. Позднее он сыграл значительную роль в политической и экономической жизни народов, населявших Европу, Азию и Китай.

(По А. Р. Андрееву) 167 слов

↑ Изложение "Толковый словарь Владимира Даля. "


Толковый словарь Владимира Даля — явление исключительное и, пожалуй, неповторимое. Даль составил свой словарь, в который вошло более двухсот тысяч слов, один, без помощников. Пятьдесят три года жизни были отданы напряжённому, поистине героическому труду. И ведь он не был филологом-профессионалом. Этим человеком владела безраздельная и благородная любовь к русской народной жизни, к живому родному слову.

В 1819 году молодой мичман проездом к месту службы услышал незнакомое слово. Ему объяснили, что так говорят в народе. Даль заинтересовался народной речью. С тех пор в течение всей своей жизни он записывал народные слова и выражения. Владимир Даль был страстным собирателем русских слов и великим знатоком народной крестьянской жизни. Его до глубины души огорчал отрыв книжного письменного языка русской интеллигенции от народной основы. Он, как и Пушкин, звал современников обратиться к кладезю народной мудрости, к вечному и неистощимому роднику живой русской речи.

Словарь Даля — это поистине энциклопедия русской народной жизни середины XIX века: во-первых, он содержит ценнейшие этнографические сведения, во-вторых, читая этот словарь, узнаёшь язык, быт и нравы наших предков. Этот словарь стал связующим мостом между прошлым русского языка и его настоящим.

(По К. С. Горбачевичу) 177 слов

↑ Изложение "У знаменитого оперного певца Фёдора Шаляпина. "


У знаменитого оперного певца Фёдора Шаляпина был большой кожаный портфель, оклеенный множеством пёстрых ярлыков отелей, стран и городов, в которых гастролировал артист. Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому его не доверял и почти никогда не выпускал из рук.

В портфеле вместе с самыми необходимыми вещами лежал небольшой ящичек. Не только люди, работавшие с Шаляпиным, даже родные не имели ни малейшего представления о его содержимом. Они лишь недоумевали, наблюдая, как Шаляпин, приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, прежде всего бережно вынимал из портфеля ящик и ставил его под кровать. Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике. Когда однажды не в меру услужливый администратор попытался перенести ящик в угол комнаты, Шаляпин рассвирепел и, не говоря ни слова, тут же водворил его на прежнее место. Это было таинственно и непостижимо.

После смерти артиста его вдова вскрыла ящик, а он был наглухо, почти герметично заколочен. И тайное стало явным. В нём оказалась горсть земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу с могилы своей матери. Горсть русской земли.

(По А. Л. Лессу) 176 слов

↑ Изложение "Любовь — трудная душевная работа. "


Любовь — трудная душевная работа, её не каждый осилит. Но каждый мечтает о ней, ищет её. Чего мы ищем в любви? Мы ищем в ней уход от одиночества, душевную опору. Нам важно знать, что любящему человеку дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании.

Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? Завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. В любви никто никому ничего не должен. Главный и неоспоримый закон любви — её добровольность. Я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе. И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость — служить тебе.

Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему, ты будешь постепенно приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете.

(По Н. Г. Долининой) 177 слов

↑ Изложение "Самая большая ценность.."

Самая большая ценность, которой награждает человека искусство, — это ценность доброты. Имея дар понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Ибо, понимая мир, окружающих его людей, прошлое и далёкое, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.

Искусство вызывает в читателе, в зрителе сопереживание и сочувствие людям, всему человечеству. Оно заставляет с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости. Искусство идёт от человека и ведёт к человеку — к самому живому, доброму, к самому лучшему в нём. Как говорил Толстой, оно служит единению человеческих душ.

Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться, учиться долго, всю жизнь. Ведь искусство сталкивает нас всё время с новыми и новыми явлениями, и в этом его громадная щедрость. Наиболее важное качество в понимании искусства — это искренность, честность, открытость его восприятия человеком. Но это не всё. Необходимы ещё знания: фактические сведения по истории искусства, по истории памятника, биографические сведения о его создателе, которые помогают эстетическому восприятию искусства, оставляя его свободным. Знания раскрывают двери, но войти в них мы должны сами!

(По Д. С. Лихачёву) 179 слов

↑ Изложение "Полотно Алексея Саврасова. "

Во всей картине чувствуется влюблённость поэта-художника в природу России, и это его чувство передаётся вам. Вы дышите ещё морозным, колючим воздухом, слышите пение весны. Весь холст полон удивительного внутреннего движения. Бегут тени по снегу, дрожат отражения в проталинах, еле колышутся голые ветки берёз, неспешно плывут перламутровые облака, лучи солнца пробивают лёгкую пелену и бросают серо-голубые тени на снег. Несмотря на необычайно точное общее звучание полотна, художник прибегает к ювелирной деталировке картины, которую можно рассматривать часами.

(По И. В. Долгополову) 175 слов

↑ Изложение "Есть у наших лесных сов северная родственница"


Есть у наших лесных сов северная родственница. Белая сова — её ещё называют полярной — самая крупная птица в Арктике. Ростом она с большую собаку, а размах крыльев такой, что ими можно было бы укрыть садовую скамейку! Несмотря на симпатичную внешность, полярная сова — хищник. Ранним утром или под вечер она отправляется на охоту. Её добычей чаще всего становятся мелкие грызуны: лемминги, мышки-полёвки, суслики, ежи. Если корма в округе мало, белые совы будут кочевать с места на место. А если достаточно, то они могут долгое время не покидать привычных уголков.

Гнёзд у этих птиц нет. Точнее, нет знакомых нам плетёных гнёзд на деревьях. Белая сова высиживает птенцов в небольшой ямке, выстланной пухом, травой и мхом. Причём откладывает яйца она не все разом, а с перерывами. Поэтому в гнезде подрастают совята разного возраста, а число птенцов может быть от 3 до 13. Если маме всё же надо отлучиться, малыши и невылупившиеся яйца остаются на попечении старших братьев и сестёр.

Эти существа с необычной внешностью всегда вызывали интерес у людей. Так, полярная сова изображена на гербе города Норильска, её можно увидеть на открытках и сувенирах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большой черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была больная лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за несчастным псом. Каждый из них хотел быть хозяином Жука.

Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг дался яростный лай. Из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука.

Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука. Прибежал местный лесник и прогнал озверевших овчарок.

Лесник поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал. (83) (По В. Осеевой.)

Вопросы к тексту.

Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?

Чего хотел каждый из мальчиков?

Что случилось однажды в лесу?

Как повели себя мальчики?

Почему Ваня не стал спорить, когда Илья назвал себя хозяином собаки?

Кто из мальчиков поступил как настоящий хозяин собаки?

Как вы теперь ответите на вопрос, который стоит в заглавии текста?

Примерный план

1. Мальчики и Жук.

2. Овчарки и Жук.

3. Илья защищает Жука.

Словарно-орфографическая подготовка

Назовите слова, которые следует писать с большой буквы.

Объясните написание пропущенных гласных в словах:

бр_дячий, б_льная, выск_чили, пов_лили, схв_тил, защ_щать, приб_жал, озв_ревших, пром_лчал.

Объясните написание пропущенных согласных в словах:

несчас_ный, ярос_ный, мес_ный, мгнове_о, дли_ую, вле_, мали_ик.

Обратите внимание на написание слов:

хозяин, овчарки, поинтересовался.

№2

Перед соловушкой стыдно.

Оля и Лида пошли в лес. После долгой дороги они сели пообедать. Вынули из сумок яйца, огурцы, хлеб с маслом.

Только закончился обед – в ветвях берёзки запел соловей. Подружки не шевелилась, слушали прекрасную песню.

Соловей закончил петь. Оля собрала остатки своей еды и бросила их под куст. Лида же завернула в бумагу яичные скорлупки и положила в сумку.

Оля спросила Лиду, зачем она понесёт мусор. Ведь в лесу их никто не видит.

- Стыдно… перед соловушкой, - ответила Лида. (82 слова)

(По В. Сухомлинскому)

Вопросы и задания к тексту:

Что девочки делали в лесу?

Что заставило их заслушаться?

Расскажите, как поступила каждая девочка после обеда.

Кто из девочек вам больше понравился? Почему?

К словам: аккуратная, культурная, воспитанная, честная, бережёт природу, подберите слова с противоположным значением.

Какие из них нужно употреблять, характеризуя Лизу? Олю?

В чём проявилась нечестность, двуличие Оли?

Примерный план.

1. Во время обеда.

2. После соловьиной песни.

Укажите знакомые орфограммы в словах:

Д_р_га, по_дедать, хле_, с_л_вей, зав_рнула, ск_рлу_ки, кро_ки, спр_сила.

Разбери слова по составу:

Запиши раскрывая скобки:

К слову прекрасная подбери близкие по значению сова.

№3

Северный олень.

По тундре бродят огромные стада северных оленей. Удивительное животное - северный олень; крупное, сильное, неутомимое! Целый день олень работает, возит по тундре людей, грузы. А распрягут - он сам себе еду добывает.

Олений корм - кустистый ягель. Это низенькое растение светло-серого цвета. Под лунным светом кажется, что олени ходят по серебру.

Зимой серебряное пастбище занесет глубоким снегом. Теперь, чтобы добраться до любимого ягеля, северный олень должен разгребать копытами плотный снег, рыть глубокие ямы.

К долгожданному приходу весны у него полностью стерты копыта. Но другой лопаты для добывания необходимого корма у северного оленя нет.

(91) (По И. Надеждиной.)

Вопросы и задания к тексту.

Почему автор называет северного оленя удивительным животным?

Чем питается северный олень?

Какие трудности испытывает олень зимой?

Примерный план

1. Удивительное животное.

3. Ягель под снегом.

4. Стертые копыта.

Словарно-орфографическая подготовка

Подберите имена прилагательные, объясните написание падежных окончаний: животное (какое?) ________________, ______________; корм (какой?) ____________;

пастбище (какое?) __________________;

снегом (каким?) _________________;

ягеля (какого?) ___________;

приходу (какому?) ________________.;

корма (какого?) ______________________;

Объясните значение слова неутомимый, подберите к нему однокоренные слова, запомните написание корня.

С чем сравнивается по цвету ягель?

Запомните, как пишутся слова: серебро, серебряное пастбище.

№4

МЕСТОИМЕНИЕ

Дикая яблонька.

Жила в лесу старая дикая яблоня. Осенью упало с нее маленькое кислое яблочко. Лесные птицы быстро склевали его. Только одному семечку посчастливилось спрятаться в траве. Через несколько лет выросла из него стройная молодая яблонька.

Пришел в лес садовник. Он аккуратно выкопал дичок и посадил его в саду. Срезал садовник зеленую верхушку у дичка и привил к нему свежий побег от хорошей яблони.

Срослась дикая яблонька с чужой веточкой. Через три года зацвело деревце нежными душистыми цветами. К осени на нем вызрели большие сладкие яблоки. (86) (По К. Ушинскому.)

Вопросы и задания к тексту.

Расскажите, как в лесу появилась стройная молодая яблонька.

Кто обнаружил ее в лесу?

Что в рассказе названо дичком?

Расскажите, как садовник работал над дичком.

Что получилось из дикой яблони?

Примерный план

1. Выросла яблонька.

2. Садовник за работой.

3. Сладкие яблоки.

Правильно произнесите местоимения и объясните их правописание:

упало с нее, склевали его, выросла из него, посадил его, привил к нему, вызрели на нем.

Скажите, почему к одним местоимениям прибавляется буква н, а к другим - нет.

Подберите глаголы к именам существительным, правильно согласовывайте их при письме:

яблочко (что сделало?)., яблонька (что сделала?)., деревце (что сделало?).

Выделите корень в словах:

Обратите внимание на написание слов:

№5

Глагол

Кошкин выкормыш.

У нашей кошки весной родились котята, но их у нее отняли. Как газ в этот день мы поймали в лесу маленького зайчонка.

Мы взяли и подложили его кошке. У нее было очень много молока, и она охотно стала кормить зайчонка.

Так зайчонок и вырос на ее молоке. Они очень подружились я даже спали всегда вместе.

Смешнее всего, что кошка научила зайчонка-приемыша драться с собаками. Как только собака забежит к нам во двор, кошка бросается на нее и яростно царапает. А следом за ней подбегает заяц итак барабанит передними лапами, что у собаки шерсть клочьями летит. Все собаки кругом боятся нашей кошки и ее выкормыша - зайца. (106) (По В. Бианки.)

Вопросы к тексту.

Кого подложили кошке?

Как относилась кошка к зайчонку?

Чему научила кошка своего приемыша?

Примерный план

2. Зайчонок - выкормыш.

3. Дружба зверей.

Словарно-орфографическая подготовка

Найдите в тексте слова с безударными проверяемыми гласными.

Определите время и спряжение глаголов:

родились, подложили, дружились, бросается, подбегает, барабанит, боятся.

Почему зайчонка назвали выкормышем?

Подберите к слову яростно синонимы.

№6

Победитель

Жили-были петух, курица-хохлатка и их детки - пушистые цыплятки. Около дома кружили хорек и хитрая лиса, но петух зорко охранял свою семью.

Один раз хохлатка вывела цыплят погулять, а хорек тут как тут. Закудахтала испуганно хохлатка, позвала деток к себе.

Все цыплята подбежали и спрятались под маминым крылом. Только самый маленький не успел. Его схватил хорек.

Но тут подлетел петух. Он громко закричал, захлопал крыльями и стал клевать хорька. Испугался хорек, бросил бедного цыпленка, скок в кусты - и нет его.

Вопросы и задания к тексту.

Расскажите, как петух защищал цыпленка.

Примерный план

1. Куриная семейка.

2. Хорек схватил цыпленка.

Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание:

х_хлат-ка, охр_нял, выв_ла, х_рек, схв_тил, закр_чал.

Замените близким по смыслу выражение кружили около дома.

1. Найдите выражения, описывающие действия хорька (тут как тут, скок в кусты - и нет его).

Читайте также: