Есенин и ответил мне кратко о любви в словах не говорят

Обновлено: 08.07.2024

"В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей".

При этом он обмакнул перо в собственную кровь и запечатлел странный рисунок слов на листке бумаги.
Получилось жуткое поэтическое свидетельство земного бытия, ужасный документ, потрясающий воображение.
Ведь и сами по себе эти слова вызывают сердечный трепет.
Но за ними последовало самоубийство.

Маяковский, такой уверенный в себе, такой сильный на вид, был потрясён и морально раздавлен.
Его стихи, отклик на смерть Есенина, выдают смятение души:

Вы ушли,
как говорится,
в мир иной.
Пустота…
Летите,
в звёзды врезываясь.
Ни тебе аванса,
ни пивной.
Трезвость.
Нет, Есенин,
это,
не насмешка.
В горле
горе комом –
не смешок.
Вижу –
взрезанной рукой помешкав,
Собственных
костей
качаете мешок.
- Прекратите!
Бросьте!
Вы в своём уме ли?
Дать,
чтоб щёки
заливал
смертельный мел?!

Маяковский попытался скрыть за иронией ужас. Не вышло!
Он хотел убедить себя, что ничего страшного не произошло – "у народа, у языкотворца,
умер звонкий забулдыга-подмастерье".
Но понимал, что это не так. Есенин выбил у него эстафетную палочку.
Соревноваться стало не с кем. И равняться уже было не на кого.
Они встречались лицом к лицу многократно.
Маяковский на поэтических ристалищах был напорист и громогласен, он сминал собой публику.
Есенин напоминал зелёную былинку в поле.
Наклоняясь от поэтического ветра, эта былинка внезапно разгибалась и дарила удивительную красоту.
Есенин писал:

"Грубым даётся радость,
Нежным даётся печаль.
Мне ничего не надо,
Мне никого не жаль".

Это было неправдой.
Он пил жизнь, как прекрасный эликсир, взахлёб и огромными глотками.
Может быть, хватил лишнего, и человеческий организм не выдержал.
Но Есенин пролетел над миром яркой кометой. Его стихи ни с чем несравнимы.
Так сочинять мог только Моцарт, наделённый сверхъестественной силой и бесконечным обаянием.

"Да, мне нравилась девушка в белом,
Но теперь я люблю в голубом".

"Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым".

"Шагане ты моя, Шагане,
Оттого, что я севера, что ли?"

"И ответил мне меняла кратко:
О любви в словах не говорят".

"Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком".

Маяковский когда-то сравнивал свои стихи со стихами Блока и признавал,
что в лучших своих образцах Блок для него недосягаем.
Думаю, то же самое он смутно подозревал применительно к Есенину.
И тем страшнее выглядит его бравада, пляска на костях собрата:

Дрянь
пока что
мало поредела.
Дела много –
только поспевать.
Надо
жизнь
сначала переделать,
Переделав –
можно воспевать.
Это время –
трудновато для пера.
Но скажите
вы,
калеки и калекши,
Где,
когда,
какой великий выбирал
Путь,
чтобы протоптанней и легше?
И последние строки:
Для веселия
планета наша
мало оборудована.
Надо
вырвать
радость
у грядущих дней.
В этой жизни
помереть
не трудно.
Сделать жизнь
значительно трудней.

Это красивые и громкие слова. Но за ними нет убеждённости.
Маяковский в стихах к женщине признавался:
"И в пролёт не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа".

Хорошо известно, что это не так.
Маяковский, как и многие великие поэтические натуры, был склонен к суициду.
Несколько раз его спасала случайность. Однажды не спасла.
Маяковский ушёл из жизни точно так же, как Есенин.

Современники давно решили спор, кто из них был мастером, а кто подмастерьем.
Хотя мнения далеко не однозначны.
И если предположить, что Есенин – это Моцарт, то неужто Маяковскому отводится роль Сальери.
Хотя давно доказано, что, отделённый от злодейства, Сальери был хорошим композитором.

Я спросил сегодня у менялы, Что даёт за полтумана по рублю, Как сказать мне для прекрасной Лалы По-персидски нежное "люблю"? Я спросил сегодня у менялы, Легче ветра, тише Ванских струй, Как назвать мне для прекрасной Лалы Слово ласковое "поцелуй"? И ещё спросил я у менялы, В сердце робость глубже притая, Как сказать мне для прекрасной Лалы, Как сказать ей, что она "моя"? И ответил мне меняла кратко: О любви в словах не говорят, О любви вздыхают лишь украдкой, Да глаза, как яхонты, горят. Поцелуй названья не имеет, Поцелуй не надпись на гробах. Красной розой поцелуи рдеют, Лепестками тая на губах. От любви не требуют поруки, С нею знают радость и беду. "Ты - моя" сказать лишь могут руки, Что срывали чёрную чадру.

Русская и советская поэзия для студентов-иностранцев. А.К.Демидова, И.А. Рудакова. Москва: "Русский язык", 1981.

Я спросил сегодня у менялы,
Что даёт за полтумана по рублю,
Как сказать мне для прекрасной Лалы
По-персидски нежное "люблю"?

Я спросил сегодня у менялы,
Легче ветра, тише Ванских струй,
Как назвать мне для прекрасной Лалы
Слово ласковое "поцелуй"?

И ещё спросил я у менялы,
В сердце робость глубже притая,
Как сказать мне для прекрасной Лалы,
Как сказать ей, что она "моя"?

И ответил мне меняла кратко:
О любви в словах не говорят,
О любви вздыхают лишь украдкой,
Да глаза, как яхонты, горят.

Поцелуй названья не имеет,
Поцелуй не надпись на гробах.
Красной розой поцелуи рдеют,
Лепестками тая на губах.

От любви не требуют поруки,
С нею знают радость и беду.
"Ты - моя" сказать лишь могут руки,
Что срывали чёрную чадру.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.07.2007. умный. ценит одиночество превыше всего
  • 28.07.2007. . узреть спасенья верный путь и тесные врата
  • 26.07.2007. Тут и гнетомый люд, и люд гнетущий
  • 22.07.2007. В пышной спальне страшно в час рассвета
  • 21.07.2007. Прикосновеньем осень осенит все то, что было неприкосновенно
  • 20.07.2007. Безмерное замирным полня
  • 19.07.2007. Стучaтся oпaвшиe гoды. в сaдoвую изгopoдь кaлeндaрей
  • 18.07.2007. И путь тревоги - Божий путь.
  • 17.07.2007. И горько слеп. кто хочет смерть от жизни отличит
  • 16.07.2007. Лежит моя дорога в обратной стороне.
  • 15.07.2007. Есть снова пространство и даже безмолвие есть
  • 14.07.2007. И Вы, как бурбонская лилия в оправе из хрусталя.
  • 13.07.2007. Наследье гениев былого - источник вечного добра.
  • 12.07.2007. Я вяну, но еще так пламенно люблю
  • 11.07.2007. Мне кажется, что ты всегда у края.
  • 10.07.2007. Вместо Дворцов Искусств только этот бузинный куст.
  • 09.07.2007. Петя Трофимов. . а остальные девяносто пять остаются живы.
  • 08.07.2007. И если создал я пустыню, ее величие — мое!
  • 07.07.2007. Ты - женщина, и этим ты права.
  • 06.07.2007. Сердце в будущем живет
  • 05.07.2007. Я вижу печальное шествие ночи.
  • 04.07.2007. Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле.
  • 03.07.2007. Подожди немного, отдохнёшь и ты.
  • 02.07.2007. О любви вздыхают лишь украдкой, да глаза, как яхонты, горят.
  • 01.07.2007. Страшусь желаньям сердца льстить, молчу.. и втайне я страдаю

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Не секрет, что на создание этого цикла Есенина вдохновила Шаганэ Тальян-Тертарьян, обычная школьная учительница, за которой поэт галантно ухаживал и на каждом свидании читал ей свои новые стихи. Его избранница не отвечала взаимностью, так как совсем недавно похоронила мужа. Однако Есенин был ей интересен как прекрасный и остроумный собеседник, а его стихи производили на женщину неизгладимое впечатление.

Таким образом, поэт проводит четкую грань между словами и чувствами, которые должны говорить сами за себя. Нарушив это простое правило, человек теряет то самое важное и сокровенное в своей жизни, что принято называть любовью.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


«Упоенье — яд отравы,
Не живи среди людей,
Не меняй своей забавы
На красу бесцветных дней.

Всё пройдёт, и жизни холод
Сердце чуткое сожмёт,
Всё, чем жил, когда был молод,
Глупой шуткой назовёт.

«Пой же, пой на проклятой гитаре,
Мой последний, единственный друг.
Захлебнуться бы в этом угаре,
Пальцы пляшут твои в полукруг.

Я не знал, что любовь - зараза
Я не знал, что любовь - чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума.

Пой, мой друг, напевай мне снова
Нашу прежнюю буйную рань.
Пусть целует она другого,
Молодая, красивая дрянь.

Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.

Так чего ж мне ее ревновать,
Так чего ж мне болеть такому?
Наша жизнь - простыня да кровать,
Наша жизнь - поцелуй да в омут.

«Ветер веет с юга
И луна взошла,
Что же ты, блядюга,
Ночью не пришла?

Мы были с тобой два месяца,
Рисовали холсты зеленые,
На них ты - кокаина крестница,
Рядом я - и глаза влюбленные

Обещала, клялась избавиться
От дурмана весенней похоти,
А самой хотелось всем нравиться
В пелене ресторанной копоти.

Мы были с тобой два месяца,
Но собой ты была только сутки,
А потом скатилась по лестнице -
Такова уж судьба проститутки.

Выходит Маяковский из кабака, окруженный стайкой девиц. Девицы начинают его охаживать:
- Владимир! А это правда, что Вы можете сочинить стихотворение прямо с ходу, на месте?
- Конечно! - говорит подвыпивший поэт революции, - Давайте тему!
- Ну, вот видите, в канаве - пьяница валяется.
Маяковский, гордо выпрямившись, громогласно начинает:

Голос из канавы:

Ну а тебе какое дело?
Идешь с бл***ми и иди.

Маяковский: - Пойдемте, девушки, это Есенин.

Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.

За сутки посетители оставили 620 записей в блогах и 6686 комментариев.
Зарегистрировалось 20 новых макспаркеров. Теперь нас 5030935.

Читайте также: