Эрик эриксон биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Детство и ранние годы

Эрик Эриксон родился в г. Франкфурт в Германии, в семье Карлы Абрахамсен и биржевого брокера, еврея Вальдемара Исидора Саломонсена. На тот момент, когда мальчик появился на свет, его родители уже несколько месяцев не видели друг друга. Записали его как Эрика Саломонсена, однако подлинной информации о его биологическом отце нет. Вскоре после рождения сына, его мать перебирается в Карлсруэ, где устраивается работать медсестрой и выходит замуж второй раз, за педиатра Теодора Хомбургера.

В 1911 г. Хомбургер официально усыновляет мальчика, и тот становится Эриком Хомбургером. Историю его рождения от него тщательно скрывают, и мальчик растёт, не зная, кто его настоящий отец.

Научная деятельность

Эриксон преподаёт в частной школе в Вене, где знакомится с Анной Фрейд, дочерью Зигмунда Фрейда. Именно она разжигает в нём интерес к психоанализу, и Эриксон отправляется постигать эту науку в Венский институт психоанализа.

В 1933 г., во время его учёбы в институте, в Германии к власти приходит нацистская партия, и Эриксону приходится бежать из страны. Вначале он отправляется в Данию, а после переезжает в США, где становится первым детским психоаналитиком в г. Бостоне.

Проработав там некоторое время, Эриксон меняет должности в различных институтах, в том числе и Общеклинической больнице штата Массачусетс, Центре семейного воспитания судьи Бейкера, Гарвардской медицинской школе и Психологической клинике и т.д.

В 1936 г. Эриксон преподаёт в Гарвардской медицинской школе, а также трудится в Институте межличностных отношений при этом университете. Он также находит время для обучения группы детей в резервации сиу в Южной Дакоте.

В 1937 гг. Эриксон оставляет Гарвард и поступает в штат Калифорнийского университета. Он тесно сотрудничает с Институтом социальной защиты детей и занимается частной практикой. Часть своего времени Эриксон посвящает обучению детей племени юрок.

Уволившись из Калифорнийского университета, Эриксон начинает работать и преподавать в Центре Остен Риггс – главном психиатрическом лечебном заведении г. Стокбридж, штат Массачусетс. Там, по роду своей деятельности, он сталкивается с психически неуравновешенными подростками.

В 1960 г. Эриксон возвращается в Гарвардский университет, где проработает до пенсии, после чего, совместно со своей женой, займётся написанием работ на различные темы в психологии.

Основные работы

Главным вкладом в развитие психологии Эриксона была его теория развития личности. Он утверждал, что человек развивается на протяжении всей своей жизни, и определил восемь основных этапов этого развития.

Награды и достижения

Личная жизнь

В 1930 г. Эриксон женится на Джоан Серсон Эриксон, с которой и проживёт всю свою жизнь. В их семье родилось четверо детей. Его сын, Кай Т. Эриксон, станет выдающимся американским социологом.

Интересные факты

В еврейской школе юного Эриксона дразнят за принадлежность к нордической расе, в то время как в немецкой средней школе его обзывают евреем.

Детство и юность

Эрик Хомбургер Эриксон родился 15 июня 1902 года во Франкфурте-на-Майне и оказался плодом тайной связи Карлы Абрахамсен и неизвестного датчанина еврейского происхождения. В этот период женщина была замужем за биржевым маклером Вальдемаром Саломонсеном, поэтому сын получил его фамилию.

Спустя время Карла окончила курсы медсестры и сбежала в Карлсруэ, где прошли юные годы Эрика. В 1904-м мать мальчика сочеталась браком с педиатром Теодором Хомбургером. Спустя 7 лет отчим официально усыновил ребенка. Карла воспитывала сына в еврейских традициях.

Внешность мальчика не соответствовала национальности. В Еврейской религиозной школе приятели высмеивали его за светлые волосы и голубые глаза, а в обычной школе он терпел издевки за вероисповедание. Смешение идентичностей спровоцировало внутренний конфликт, и юноша все чаще задумывался о своем происхождении.

Будучи гимназистом, Эрик увлекался искусством, языками и гуманитарными науками. Отчим хотел, чтобы по окончании школы он поступил в медицинский институт, но пасынок стал учеником художественной школы в Мюнхене.

Вскоре молодой человек оставил обучение. Некоторое время он путешествовал по Европе, посещая города Германии и Италии в компании друга детства Питера Блоса. Эриксон зарабатывал продажей эскизов, но понимал, что никогда полноценно не свяжет биографию с искусством. Вернувшись в Карлсруэ, он принял предложение Блоса переехать в Вену и стать учителем живописи в местной школе.

Педагогический талант наставника оценила богатая заказчица, которая наняла его для обучения детей. Слухи о том, что Эриксон отлично ладит с малышами и подростками, разошелся по округе. Наставника начали приглашать другие родители. Среди них были друзья Анны и Зигмунда Фрейд.

Личная жизнь

Эрик Эриксон женился в 1930 году. Его избранницей стала танцовщица и художница из Канады Джоан Моуэт Серсон. Знакомство пары состоялось на балу. Жена подарила мужчине двух сыновей и дочь. Находясь в браке, психолог принял христианство.

Когда в 1933-м стало ясно, что приход к власти Адольфа Гитлера влечет за собой нацистскую угрозу, Эрик вместе с супругой и детьми уехал в Копенгаген. Обеспечить датское гражданство не получилось, поэтому семья перебралась в США, где этот вопрос не стоял так остро, а строить личную жизнь было проще.

В конце 1930-х психолог взял фамилию Эриксон, а фамилия отчима стала вторым именем.

Научная деятельность

В возрасте 25 лет Эрик познакомился с четой Фрейд. Дочь психоаналитика Анна помогла ему стать слушателем лекций в Венском психоаналитическом институте. Молодой человек занялся детской психологией. Параллельно он изучал методику Монтессори, в основе которой лежит внимание к развитию ребенка и этапам половых изменений. В 1933-м психолог получил диплом.

Переехав в США, Эриксон стал первым детским психоаналитиком в Бостоне. Поначалу работал в Массачусетской больнице, затем в Центре судьи Бейкера и Гарвардской медицинской школе. Он также был врачом психологической клиники. В 1936-м Эрику предложили должность в Медицинской школе и Институте социальных отношений в Йельском университете. Помимо психоанализа, исследователь занимался изучением связи антропологии и психологии, взаимодействуя с авторитетными представителями обоих направлений.

В 1938 году Эриксон завершил работу в Йеле и отправился в Южную Дакоту, чтобы наблюдать за племенем сиу, а затем ознакомился с традициями племени юрок в Калифорнии. Сопоставив особенности детского развития в сообществах, психолог нашел различия. Они мотивировали ученого на исследования в области воздействия на психику событий, происходящих в подростковом возрасте. Спустя год вместе с семьей Эриксон переехал в Калифорнию, где присоединился к команде Института социального обеспечения Беркли, исследующего детское развитие. Он также практиковал в Сан-Франциско.

Ученый сделал весомый вклад в психологию. Принимая теорию Фрейда, он не концентрировался на идее отношений детей и родителей, а ставил во главу угла интерес к личности. Его теория развития личности разделяла психологическое становление не на 5 этапов, а на 8 стадий жизненного цикла. Кроме описанных Фрейдом фаз, в схеме появились еще 3 периода взрослого состояния.

Рассуждая о путанице в идентичности, Эриксон создал следующую периодизацию стадий развития: орально-сенсорная, мышечно-анальная, локомоторно-генитальная, латентная, подростковая, ранняя зрелость (молодость), средняя зрелость, поздняя зрелость (старость).

Он придавал большое значение эго, считая, что его идентичность позволяет каждому человеку быть индивидуальностью. Ролевые искажения ведут к тому, что субъект может не состояться как член социума. Исследователь считал, что окружающая среда в значительной мере влияет на адаптацию ребенка, формирование самосознания и идентичности. Эго отвечает за гармонию с окружением, личностный рост и реализацию, уверенность в своих силах.

Смерть

Эрик Эриксон скончался 12 мая 1994 года. Причиной смерти оказались сопутствующие преклонному возрасту заболевания. Последнее пристанище он нашел в городе Харуич, в штате Массачусетс. Вместе с супругой психолог похоронен на кладбище конгрегационалистской церкви.

Труды ученого востребованы и по сей день, а его фото размещают в учебниках и книгах о возрастной психологии.

Детство и ранние годы

Эрик Эриксон родился в г. Франкфурт в Германии, в семье Карлы Абрахамсен и биржевого брокера, еврея Вальдемара Исидора Саломонсена. На тот момент, когда мальчик появился на свет, его родители уже несколько месяцев не видели друг друга. Записали его как Эрика Саломонсена, однако подлинной информации о его биологическом отце нет. Вскоре после рождения сына, его мать перебирается в Карлсруэ, где устраивается работать медсестрой и выходит замуж второй раз, за педиатра Теодора Хомбургера.

В 1911 г. Хомбургер официально усыновляет мальчика, и тот становится Эриком Хомбургером. Историю его рождения от него тщательно скрывают, и мальчик растёт, не зная, кто его настоящий отец.

Научная деятельность

Эриксон преподаёт в частной школе в Вене, где знакомится с Анной Фрейд, дочерью Зигмунда Фрейда. Именно она разжигает в нём интерес к психоанализу, и Эриксон отправляется постигать эту науку в Венский институт психоанализа.

В 1933 г., во время его учёбы в институте, в Германии к власти приходит нацистская партия, и Эриксону приходится бежать из страны. Вначале он отправляется в Данию, а после переезжает в США, где становится первым детским психоаналитиком в г. Бостоне.

Проработав там некоторое время, Эриксон меняет должности в различных институтах, в том числе и Общеклинической больнице штата Массачусетс, Центре семейного воспитания судьи Бейкера, Гарвардской медицинской школе и Психологической клинике и т.д.

В 1936 г. Эриксон преподаёт в Гарвардской медицинской школе, а также трудится в Институте межличностных отношений при этом университете. Он также находит время для обучения группы детей в резервации сиу в Южной Дакоте.

В 1937 гг. Эриксон оставляет Гарвард и поступает в штат Калифорнийского университета. Он тесно сотрудничает с Институтом социальной защиты детей и занимается частной практикой. Часть своего времени Эриксон посвящает обучению детей племени юрок.

Уволившись из Калифорнийского университета, Эриксон начинает работать и преподавать в Центре Остен Риггс – главном психиатрическом лечебном заведении г. Стокбридж, штат Массачусетс. Там, по роду своей деятельности, он сталкивается с психически неуравновешенными подростками.

В 1960 г. Эриксон возвращается в Гарвардский университет, где проработает до пенсии, после чего, совместно со своей женой, займётся написанием работ на различные темы в психологии.

Основные работы

Главным вкладом в развитие психологии Эриксона была его теория развития личности. Он утверждал, что человек развивается на протяжении всей своей жизни, и определил восемь основных этапов этого развития.

Награды и достижения

Личная жизнь

В 1930 г. Эриксон женится на Джоан Серсон Эриксон, с которой и проживёт всю свою жизнь. В их семье родилось четверо детей. Его сын, Кай Т. Эриксон, станет выдающимся американским социологом.

Интересные факты

В еврейской школе юного Эриксона дразнят за принадлежность к нордической расе, в то время как в немецкой средней школе его обзывают евреем.

Эрик Эриксон

Жизненный путь Эрика Эриксона

Родился будущий социальный психолог в немецком Франкфурте. Его мать была еврейского происхождения, а настоящим отцом – гражданин Дании, о котором практически нет никаких данных. Официально мать была замужем за биржевым работником Саломонсеном, также еврейского происхождения. Поэтому ребёнок был записан вначале как Саломонсен. Затем женщина перебралась в Карлсруэ и вышла замуж за педиатра Теодора Хомбургера, который и дал очередную фамилию Эрику. Хомбургер тоже был евреем.

Теория личности Эриксона

Эрик Эриксон

Долгое время Эрик Эриксон разрабатывал свою теорию идентичности, в том числе изучал кризис идентичности. Главным материалом для его исследований была его собственная жизнь. Кроме того первого, детского кризиса идентичности Эриксон испытал ещё несколько. Достаточно сказать, что в психологию он пришёл в достаточно позднем возрасте. До 25 лет он был профессиональным художником, потом в Вене устроился преподавателем живописи в школу Анны Фрейд, в которой занимались дети, чьи родители проходили курс психоанализа у неё и её отца – Зигмунда Фрейда. Именно в этой школе он впервые проявил интерес к психологии, сблизился со знаменитым психоаналитиком и стал участником его сеансов. Вскоре он начал учиться в Венском институте психоанализа, где, по его словам, и обрёл свою личную и профессиональную идентичность.

После Второй мировой войны Эриксон работал в реабилитационной клинике для ветеранов. Он отметил, что его пациенты были беспокойными, у них вызывало стресс любое непредвиденное обстоятельство, а ещё они признавались, что не знают, кем являются на самом деле. Так Эриксон вновь столкнулся с кризисом идентичности, только уже у своих пациентов. Работать с ними ему было проще, чем другим врачам, поскольку их проблемы он когда-то испытал в собственной жизни.

девиантное поведение

Выделяют два типа кризиса идентичности. В первом из них человек не может определить, каким он желает быть, но пытается наметить для себя некие цели и ценности. При втором типе личность имеет множество намерений, направления которых не совпадают, из-за чего по крайней мере одно из них отходит на второй план.

Преодолеть кризис идентичности сам человек может с помощью тщательного самоанализа. Он может рассмотреть свою жизнь в подробностях, определить свои сильные и слабые стороны, понять, чего он хочет в первую очередь, рассмотреть свои отношения с окружающими людьми. Очень важно развивать свои интересы, заниматься в первую очередь любимыми делами, а не тем, что диктуют обстоятельства.

Окружающие также могут способствовать предотвращению кризиса. Они должны поощрять достижения человека, поддерживать его в трудных ситуациях, помогать в раскрытии его потенциала, снизить слишком высокую требовательность, если таковая имеется.

Если же кризис уже наступил, то существуют способы выйти из него. Для этого рекомендуется пересмотреть свои ценности, изменить какие-то взгляды на мир, адаптироваться к внешним изменениям, изучить возможные варианты развития событий и выбрать наиболее подходящий сценарий поведения.

Однако в современном мире кризис идентичности становится более сложным явлением, поскольку темпы жизни сегодня слишком высокие. Далеко не всегда человек может приспособиться к изменениям и изучить собственные возможности. Как показал Эрих Фромм, Эрик Эриксон в своих исследованиях не учёл особенностей жизни в современном мире, из-за чего его теория сегодня нуждается в серьёзной доработке.

Читайте также: